|
|||
Жуков Андрей. Камни Ики – послание невозможной цивилизации 11 страницарис 6 Ни одна из трех десятков гипотез о природе этих рисунков не может дать убедительного ответа ни на один из важнейших вопросов: кто, когда, как и зачем нанес это безумное количество изображений? Естественно, подразумевается, что все эти работы выполнялись вручную, с использованием простых инструментов и приспособлений. Изображения в Наске выполнены, как кажется на первый взгляд, достаточно простым способом, они вырыты в поверхности пустынного плато. Т. е. и рисунки, и линии, и полосы суть просто канавки в песочно-гравийном грунте. Их глубина варьируется от 10 до 30 см. А вот ширина отдельных полос может достигать 100 м, а в исключительном случае — даже 200 м. А длина некоторых линии достигает 8-10 км! Современные геодезические методы не позволяют провести на пересеченной местности прямую линию длиной до 8 км так, чтобы отклонение не превышало 0,1 %. А древние создатели рисунков Наски, кто бы они ни были, это делали. Более того, прямые линии, тянущиеся на протяжении километров, просто игнорируют складки рельефа. Они спускаются в овраги, поднимаются на вершины холмов, и при этом совершенно не нарушается их геометрическая правильность и параллельность боковых границ. Линии и полосы многократно пересекают друг друга, полосы накладываются на рисунки, геометрические фигуры пересекают полосы. Это говорит о том, что комплекс Наски покрывался изображениями не единовременно, а в несколько этапов. Но при этом сделанные позже линии не уничтожают контуров геоглифов, оказавшихся под ними (фото 109). Как это возможно, ведь когда одна «траншея» пересекает другую, понятно, что она должна уничтожить границы предыдущей. Но в Наске это происходит далеко не всегда. Только когда на рисунок накладывается полоса в несколько десятков метров шириной, контуры более ранней фигуры пропадают. фото 109 Большинство гипотез, выдвинутых учеными за последние десятилетия, сводятся к объяснению того, для чего предназначались геоглифы Наски. В основном, эти гипотезы связывают гигантские изображения либо с астрономическо-календарными, либо с культовыми целями. В последние десятилетия появляются новые гипотезы, связывающие этот феноменальный комплекс с культом плодородия и/или обозначающий основные направления потоков грунтовых вод и положение подземных источников. Астрономической гипотезы придерживалась и крупнейшая исследовательница Наски Мария Райхе, посвятившая этому почти полвека. Она считала, что основные линии и полосы указывали на точки восхода в определенные дни наиболее важных звезд и планет, а рисунки животных и птиц могли обозначать созвездия. Однако, специальные исследования американских ученых в 70–80 годы прошлого века, проводившиеся с применением компьютерных программ, не подтвердили наличие какого-либо существенного астрономического контекста в расположении рисунков. Только 20 % из изученных ими линий и полос имели более-менее определенную ориентацию на небесные объекты. При том, что линии Наски направлены практически во всех направлениях, это может быть простым совпадением. Кроме того, обилие невысоких гор по периметру плато дает гораздо более простые и надежные ориентиры для астрономических исследований. Поскольку положение звездных объектов в течение времени меняется в результате процесса прецессии, определить конкретную ориентацию линий на небесные светила можно только при наличии точной датировки. Кстати, Мария Райхе в своей книге «Тайна пустыни», посвященной рисункам Наски, назвала камни Ики «величайшим чудом Перу». рис 7 Помимо уже описанных типов геоглифов, в Пальпе имеются сложные геометрические композиции, например «звезда» (рис. 7), «таблица», «солнечные часы» (фото 110), которые, возможно, несут специально заложенную в их пропорции информацию. фото 110 При всем обилии гипотез о происхождении и назначении геоглифов Наски и Пальпы, сегодня ученые ничуть не приблизились к разгадке этого загадочного феномена. Трудно предположить, что такой огромный объем работ, сравнимый по масштабам разве что с сооружением Великой китайской стены, был выполнен с какой-то одной утилитарной целью. Все грандиозные и значимые сооружения человека всегда преследовали конкретные, хотя иногда и не понятные нам сегодня, задачи. Макро комплекс изображений Наска-Пальпа отличает одна принципиально важная черта, которую можно назвать «условной скрытностью». Ведь все эти изображения могут быть увидены только с воздуха, т. е. их изготовление не было ориентировано на самих людей, живших в данном регионе. Тогда для кого? фото 111 В-третьих, изображения фигур Наски не являются точными копиями самих геоглифов. Их сравнение показывает, что древние граверы, нанося свои рисунки, не особенно заботились о точной передаче деталей. Так, геоглиф обезьяны в Наске изображает длиннохвостую макаку, чей ареал обитания находится в сотнях километрах от плато — в джунглях восточных склонов Анд. Характерными особенностями этого рисунка является закрученный в четыре кольца хвост и разное количество пальцев на руках животного: на одной — четыре, на другой — пять. Как давно было отмечено специалистами, такая разница не является случайной, но несет определенное закодированное значение. На камнях Ики рисунок обезьяны имеет по пять пальцев на обеих руках, хвост чаще всего имеет меньшее количество колец. Ноги обезьяны изображаются с пятью пальцами, тогда как на геоглифе они имеют по три. Пропорции тела также не соответствуют оригиналу. Но это вряд ли свидетельствует в пользу недостаточного знакомства древних художников с самими геоглифами. Скорее можно предположить, что такие камни являются более поздними копиями, при изготовлении которых не уделялось особого внимания подобным непонятным «мелочам». Хотя на одном небольшом камне, на котором изображено несколько геоглифов Наски, рисунок обезьяны имеет соответствующее количество пальцев на руках (четыре и пять) и по три — на ногах. Правда, при этом хвост изображен с меньшим количеством колец. Так же следует отметить, что на некоторых рисунках той же обезьяны, собаки, кондора отражены линии (не являющиеся частями тела животного), которыми данные геоглифы на местности соединены с остальной частью геометрических композиций. В случае с обезьяной, это полоса, выходящая из под ее хвоста и соединяющая рисунок животного со сложной системой пересекающихся линий, чья геометрическая правильность и математическая строгость просто вызывают изумление.
фото 112 Человек с астрономическим инструментом, казалось бы, подтверждает самую распространенную гипотезу о назначении комплекса Наски — астрономическую. Хотя не менее популярна сейчас другая — о связи насканских геоглифов с культом плодородия, в пользу чего могут свидетельствовать изображения растений рядом с рисунками Наски на камнях Ики. Но, вероятно, все не так просто. Символы растений отличаются определенным разнообразием. Что характерно, чаще всего эти символы расположены рядом с рисунком обезьяны. Это может свидетельствовать о том, что именно этот геоглиф имел особое значение. На одном из камней в центре изображен рисунок кондора, окруженный с трех сторон людьми с подзорными трубами (фото ХХХ). Рядом присутствует изображение обезьяны, держащей в руках рыбу. Символ рыбы, как уже указывалось выше, — типичный элемент в иконографическом комплексе камней Ики. И его связь с рисунками плато Наска также должна была иметь важное значение. Наличие на этих камнях изображений людей с подзорными трубами еще не говорит в пользу гипотезы об астрономическом предназначении рисунков Наска-Пальпа. Поскольку геоглифы целиком видны только с воздуха, наличие рисунков небесных наблюдателей вполне может быть объяснено именно этим. фото XXX У меня нет никаких оснований для предположения о том, что комплекс изображений в Наске и Пальпе и литотека Ики были созданы одним и тем же народом. Скорее, можно полагать, что рисунки на камнях были сделаны позже. И древние художники уже не осознавали истинного предназначения этих гигантских геоглифов.
12 Среди гравированных камней, собранных доктором Кабрерой, есть экземпляры с изображениями людей, перемещающихся по воздуху верхом на гигантских птицах или даже (по трактовкам некоторых авторов) на летающих ящерах. Сегодня нам трудно принять такой сюжет, хотя данный мотив присутствует в огромном числе мифов во всех концах света, а благодаря современной моде на динозавров, сюжеты «динотопии» становятся все более популярными. Поэтому можно предположить, что подобные сюжеты в литотеке Ики являются иллюстрациями к каким-то древним мифам или легендам. Но даже если оставить в стороне вопрос о полетах на птицах и динозаврах, тема полетов в коллекции камней Ики остается очень распространенной. И здесь следует отметить наличие большого количества рисунков, изображающих один и тот же тип летательного аппарата. фото 113 И эта деталь резко отличает данный тип летающего механизма от изображений птиц на других камнях Ики. На голове обязательно присутствует «рога», а точнее, небольшая V-образная конструкция. На большинстве камней, на которых изображен такой аппарат, человек, который помещается на нем, держится за «рога» рукой либо касается рукой головы. Т. е. можно предположить, что эти «рога» являются символом управляющего механизма. Сама голова может быть названа птичьей весьма условно. «Лапы», всегда развернутые в противоположные стороны, также не имеют ничего общего с птичьими. Изображаются они всегда одинаково — в виде трапециевидной фигуры с выступающим средним «пальцем». Следует также отметить, что практически на всех изображениях данные аппараты имеют унифицированный рисунок на боку в виде ряда концентрических окружностей, дополненных штриховыми линиями или зигзагом. фото 114 В случае с двумя людьми второй седок, по-видимому, является пассажиром, т. к. он чаще всего не связан с управлением аппаратом. Однако на одном камне изображены два человека верхом на таком аппарате и оба вовлечены в управление машиной: один держится за V-образный выступ на голове экипажа, а второй, сидящий сзади, управляет крыльями аппарата (фото XXXI). фото XXXI Еще на одном камне приведена очень любопытная сцена. В центре композиции помещен такой же птицеподобный летательный аппарат, на котором сидят два человека, каждый из которых держит в руках подзорную трубу, а по сторонам нанесены изображения двух динозавров подсемейства зауроподовых, на которых и смотрят пассажиры воздушного экипажа (рис. 8). рис 8 Третий персонаж в этой сцене находится на земле и наносит одному из ящеров удар ножом в области крестца. Следует заметить, что это совмещение изображений летательного аппарата и динозавра является достаточно типичным для коллекции камней Ики. На другом камне летящие верхом на аппарате люди, наблюдают в подзорные трубы за кометой (рис. 9). рис 9 И здесь также помещен рисунок зауроподового ящера. Таким образом, можно сделать вывод, что данные летательные машины были многофункциональными: они использовались как для наблюдений за земной поверхностью, так и для астрономических исследований. Кроме того, данные летательные аппараты, возможно, служили и для бытовых нужд. На одном из крупных камней (фото XXXII) изображена сцена охоты на динозавра. Человек с летательного аппарата поражает дротиками или копьями ящера со спинными пластинами. И это не единственный камень в коллекции Кабреры с таким сюжетом Эта, на первый взгляд, «бредовая» сцена имеет, однако, прямые аналогии в современной жизни. Ведь сегодня, забавы ради, используют вертолеты для охоты на сайгаков или северных оленей. фото XXXII Схематичность изображений не позволяет сделать каких-либо предположений о реальных принципах действия данных аппаратов. Однако, следует отметить тот факт, что почти на всех подобных рисунках присутствует изображение «листа жизни», соединенного, как правило, с «клювом» машины. На одном из камней вырезан аппарат с нехарактерной формой «головы»: вместо птичьей, здесь изображена человеческая голова в традиционном головном уборе (фото 115). Интересно, что рядом с головой помещен рисунок человека, который как будто «кормит» аппарат (Символическое изображение заправки?). Такое изображение аппарата с человеческой головой является исключением, и сделать предположение о его смысловом значении затруднительно. фото 115 В мифах многих народов мира говорится о летающих кораблях богов или древних героев. В древнеиндийских письменных источниках («Рамаяна», «Ригведа») упоминаются различные типы воздушных судов, называемых «виманами». А в древнем трактате «Вайманика Шастра» дается не только классификация «виман», но и основные принципы их устройства и работы. Не вызывает сомнений, что в случае с коллекцией доктора Кабреры мы имеем графические изображения древних летательных экипажей, причем, управляют ими не божественные создания, а люди. фото 116 Найдены они были еще в конце XIX века в индейских погребениях на территории Южной Америки. Археологи датировали эти захоронения примерно 500 годом н. э. И отнесли их к древней культуре толима. Большинство фигурок самолетиков были найдены в Венесуэлы, но отдельные находки были также обнаружены в Коста-Рике и Перу. На сегодняшний день известно более тридцати подобных фигурок. Все они сделаны из золота и имеют небольшие размеры: от 3 до 6 см. Наибольшее количество таких фигурок хранится в Музее золота при государственном банке Колумбии. Долгое время на эти фигурки не обращали особого внимания, считая их птицеобразными или насекомообразными амулетами. И только в 1956 году на выставке колумбийского золота в Нью-Йоркском музее естественной истории на эти фигурки обратили внимание американские авиаконструкторы. И действительно, ни птиц, ни насекомые не могут иметь вертикально расположенный хвост, равно как и дельтовидные крылья, расположенные на брюхе. В природе просто нет таких конструкций у живых существ. Более того общая конструкция индейских самолетиков очень напоминала конструкцию новейшего стратегического бомбардировщика SR-71 «Blackbird», который в те годы разрабатывался корпорацией Локхид. Позже похожая конструкция была использована при проектировании космических челноков «шатл». Заинтересовавшись фигурками, американские инженеры сделали точные копии нескольких самолетиков и провели их испытания в аэродинамической трубе. Результаты были ошеломляющими: модели продемонстрировали прекрасные аэродинамические свойства, которые наиболее ярко проявились при испытаниях на сверхзвуковых скоростях! Но все споры, возникшие вокруг колумбийских самолетиков все равно оставались достаточно умозрительными, пока за дело не взялись Алгунд Энбом и Петер Белтинг из немецкого городка Лер. Этих очень разных по профессии людей — медика и офицера ВВС объединил глубокий интерес к истории авиации. Вдобавок Белтинг уже давно увлекался моделированием самолетов. Немецкие энтузиасты решили построить увеличенные копии крылатых фигурок и испытать их в полете. Для копирования были выбраны две фигурки, наиболее похожие на самолеты. По размерам модели превосходили миниатюрные оригиналы в 16 раз, но сохраняли все их пропорции и особенности формы. Для большего сходства копии покрыли золотистой краской. Так как по виду колумбийских самолетиков трудно было определить, какого рода двигатель мог на них стоять, Петер Беллинг создал модели в двух вариантах с пропеллером и реактивным движком. фото 117 Я оставлю данный рисунок без комментариев, поскольку аналогов этому объекту на других камнях в музее Кабреры не встречал. Но изображение слишком уж характерное. Не следует забывать и об общем символизме рисунка. Извивающаяся змея (летящая змея) — символ универсальный, у многих народов мира (в том числе в Перу, Эквадоре, Мексике) связанный с космосом и сотворением человека.
13 Иконографический комплекс камней Ики поражает наличием рисунков существ, хорошо известных нам по мифологии многих народов мира. Выше уже упоминалось об изображениях странных хвостатых людей со спинными пластинами, присутствующих в сценах кесаревого сечения. Следует отметить, что рисунки хвостатых людей — не редкость в собрании камней Ики (фото 118). фото 118 И характер изображений не оставляет сомнений в том, что это именно хвост, а не деталь костюма. Хорошо известно, что хвост является рудиментарной частью тела человека. В определенный период утробной жизни человеческий зародыш также снабжен хвостом, то есть выступающим концом позвоночного столба, как и зародыши других млекопитающих. Различие заключается в том, что у животных хвост увеличивается по мере роста плода, а у человека он останавливается в росте, развитие остальных частей тела продолжается, а хвост остается скрытым между ними, как зачаточный, рудиментарный орган. И на протяжении нашей истории неоднократно были зафиксированы случаи рождения хвостатых людей. Уже в XIX веке, на основании многочисленных рассказов путешественников ученые стали полагать, что в некоторых странах хвосты у людей встречаются гораздо чаще, чем в Европе. И так как некоторые аномалии способны передаваться по наследству, то считалось возможным существование целых семейств, родов и даже народцев, у которых наличие хвостов являлось нормой. В 1910 году французский путешественник У. Слоун заявил, что в глубине Новой Гвинеи он встретил племя туземцев, каждый из которых имел хвост длиной как у взрослой собаки.
|
|||
|