Жуков Андрей. Камни Ики – послание невозможной цивилизации 10 страница
фото 101
Судя по характеру изображения, можно предположить, что это одна из более поздних копий. Здесь также выгравированы фигуры астрономов, наблюдающих в подзорные трубы за звездным небом. У ног одного из них расположен рисунок трех горных вершин и двух «растений». Они напоминают символ, присутствующий на большом камне, но, похоже, что понимание этого символа было уже утрачено теми, кто делал эту копию. Среди небесных объектов, помимо луны, звезд, туманностей и комет, появляется символ солнечного диска. В целом в собрании доктора Кабреры имеется несколько десятков подобных маленьких камней с астрономической тематикой, сюжеты которых в значительной мере повторяют тот, что присутствует на большом («главном») камне. Трудно сказать, являются ли они более поздними копиями, либо были сделаны все одновременно, но разными мастерами. Этот вопрос, на мой взгляд, является одним из ключевых для понимания феномена камней Ики. Такая ситуация: наличие высокохудожественного крупного камня и множества мелких камней, копирующих рисунок основного, но выполненных гораздо грубее, применима ко многим сюжетам коллекции. В литотеке Ики очень многочисленны изображения Солнца, и присутствуют они на камнях с различными сюжетами. Это вполне естественно. При всем разнообразии таких изображений, солнечный диск всегда показывался в виде человеческого лица, в отличие от Луны, изображенного анфас (фото 102). Изображение «солнечного лика» — явление типичное для многих древних культур и это не простой антропоморфизм, якобы присущий «примитивному и религиозному» мировосприятию.
фото 102
В литотеке Ики присутствуют камни с изображениями, возможно, имеющими календарный характер. Например, помещенное в центр рисунка изображение солнечного диска и обрамленное четырьмя человеческими фигурами может означать основные календарные точки солнечного года — дни солнцестояния и равноденствия (фото 103). К сожалению, имеющийся набор камней с этой тематикой изображений не позволяет делать сколь-либо обоснованные предположения на этот счет.
фото 103
В музее Кабреры хранится один крупный камень, изображение на котором свидетельствует, что представители этой древней цивилизации хорошо знали об огромном влиянии Луны на жизнь нашей планеты. На этом валуне высотой более 1 м изображены два человека в коленопреклоненной позе, чьи взоры обращены к лунному диску (фото XXII). Между людьми помещено изображение высоких гор. Один из людей держит в руке жезл со звездообразным навершием, острый нижний конец которого упирается в вершину горы. Этот рисунок еще раз наглядно свидетельствует о том, что древние астрономы проводили свои наблюдения на высоких андских вершинах. Здесь можно привести интригующий исторический факт. Во второй половине ХХ века в Андах был открыт новый вид археологических памятников, которые назвали «высокогорными святилищами». Дело в том, что эти памятники расположены на самых высоких вершинах Центральной Кордильеры, на высотах от 5 000 до 6 000 метров. На границе Аргентины и Чили на сегодняшний день известно около 50 таких святилищ. Все они были найдены только после того, как альпинисты стали использовать при подъеме на такие высоты аппараты с дыхательной смесью. Такое святилище состоит из одной — двух каменных построек, иногда присутствует нечто напоминающее алтарь, на некоторых были обнаружены одиночные захоронения. По находкам вещей и технологии строительства эти святилища были отнесены к инкской культуре. Но кем бы они не были построены, вызывает изумление тот факт, что древние индейцы могли не только достаточно длительное время находиться на такой высоте в условиях низких температур и разряженного воздуха, но еще и занимались возведением каменных зданий! Особого внимания при рассмотрении упомянутого выше камня заслуживает также сам лунный диск. Он изображен традиционно: профиль человеческого лица, примыкающий к полумесяцу и вписанный в общий круг. На поверхности диска нанесены символы гор и, очевидно, лунных морей, изображенных в виде символов, аналогичных символам звездных туманностей, таких же как на описанных ранее «картах» звездного неба. Из уст лунного лика исходят пять полос, две из которых заканчиваются изображениями «листа жизни», которые простираются над фигурами людей. Полагаю, что смысл данного рисунка можно толковать достаточно однозначно. А вот смысл сюжета на другом камне уже не столь ясен (фото XXIII).
фото XXIII
То же характерное изображение лунного диска, рядом с которым помещен человек, вооруженный копьем и топором. Причем, топором человек перерубает символ «листа жизни». Можно было бы предположить, что здесь приведен какой-либо мифологический сюжет, но тогда почему лунный диск изображен в астрономической манере — с символами морей и гор? О том, что ученые этой древней цивилизации имели в своем распоряжении оптические линзы, которые они использовали для своих астрономических приборов, свидетельствует странный рисунок на одном из камней. Человек поднес к глазу увеличительное стекло на ручке в форме привычной нам лупы (фото XXIV).
фото XXIV
Странность же данного сюжета заключается в том, что взор этого исследователя обращен не на какой-то мелкий объект, а на … комету, изображенную пролетающей над горами! Совсем уж нелогичным с нашей точки зрения получается сюжет. В любом случае, помимо Солнца и Луны, изображения кометы, причем значительной по размерам, занимают особое место в комплексе камней Ики. Рисунки комет присутствуют не только в астрономических сюжетах, но и в сценах бытовых: плавание на судне, похоронная процессия, военный поход. Можно с уверенностью предположить, что представители этой древней цивилизации особое внимание уделяли данному небесному явлению. О развитии других наук в этой древней цивилизации судить сложно. Столь подробных изображений, как на камнях с медицинской и астрономической тематикой, но посвященных другим направлениям научно-исследовательской деятельности, мало. На одном из камней изображен человек, рассматривающий опять-таки в лупу зародыши нескольких живых существ, помещенных внутрь овалов (фото XXV).
фото XXV
Данный камень заслуживает особого внимания. Понятно, что ученый в характерном головном уборе занимается исследованием именно различных зародышей. Дальше остается только строить предположения. Два из изображенных существ — это змея и ящерица. Или зародыш динозавра, поскольку аналогичные рисунки маленьких динозавров достаточно многочисленны на других камнях, которые уже описывались выше. Вполне логично было бы предположить, что эти зародыши показаны внутри яиц. Но третий зародыш представляет собой … русалку. Рядом с ним выгравированы два символа «листа жизни». Композиция сама по себе является странной по набору существ: змея, ящер и русалка. Следует также обратить внимание на такую, казалось бы, «мелочь»: пространство внутри всех трех «яиц» заштриховано по-разному. Косой линейкой — вокруг русалки, сеткой — вокруг ящерицы, а вокруг изображения змеи штриховка, комбинированная из косой линейки и клетки. Но ведь это все гравировка по твердому андезиту. Значит художник, создававший данное изображение, использовал разные способы штриховки для передачи определенной информации. Камни Ики не перестают поражать обилием загадочных рисунков, чьи сюжеты, как оказывается, нам хорошо знакомы. Среди изображений различных фантастических существ, встречающихся в коллекции доктора Кабреры, можно обнаружить значительное число экземпляров, на которых выгравированы русалки. Это, как правило, небольшие камни галечного типа с одним единственным изображением. Кто такие русалки, мы знаем с детства, они упоминаются в мифологии и фольклоре большинства народов земного шара. На некоторых камнях русалки выгравированы в своем классическом облике — женщина с обнаженной грудью, длинными волосами и рыбьим хвостом (фото 104). На хвосте явно изображены чешуйки. В руках русалка держит символический «лист жизни». Может на камнях Ики русалки изображались как мифологические создания?
фото 104
Несмотря на то, что в массовом сознании образ русалки ассоциируется исключительно со сказочным персонажем, на сегодняшний момент существует достаточно большой объем данных, свидетельствующих о реальности данного вида человекообразных существ. Помимо устного фольклора и мифов, существование водяных людей зафиксировано в письменных источниках, начиная с глубокой древности. Так, древнеиндийские тексты упоминают о подводном народе данавов и даже определяют его численность в 300 млн. человек! Сведения о русалках встречаются в письменных источниках и на памятниках изобразительного искусства Древнего Египта и Вавилона. Античные ученые Аристотель и Плиний в своих трудах также упоминали о водяных людях. Многочисленны свидетельства встреч людей, прежде всего, рыбаков, с русалками в новое и новейшее время. Известный первооткрыватель и мореплаватель Генри Гудзон, чьим именем назван залив в Канаде, описал в корабельном журнале встречу с русалкой 15 июня 1608 года. По его описанию, русалка была женского пола, тело белого цвета, смоляные волосы и хвост, похожий на дельфиний. В середине XVI в. рыбаки в Англии выловили сетями человекообразное существо с рыбьим хвостом и доставили его в губернаторский замок. Существо было мужского пола, совершенно лысое, но с густой длинной бородой. Этот водяной человек прожил в замке несколько месяцев, после чего, когда его вынесли на берег моря, сбежал. Самое интересное, что через некоторое время водяной человек вернулся и остался жить в неволе. Но после года пребывания в замковом бассейне, сбежал уже окончательно. Таких документированных свидетельств сохранилось несколько сотен. Русалок встречали во всех морях и океанах планеты. Имеется множество фактов встречи с русалками и на территории нашей страны. Причем, ареал их расселения очень обширен. Русалок видели в Черном море, в реках Заполярья, в озерах средней полосы и Сибири, а также на Кавказе. Судя по сохранившимся свидетельствам, водяные люди обладают определенным видовым разнообразием. Их рост варьируется от полуметра до трех метров. Хвост может быть гладким, как у дельфина, а может быть покрыт чешуей, как у рыбы. Помимо устных и письменных свидетельств существуют и более убедительные данные, отмахнутся от которых, списав все на фольклорные фантазии, уже невозможно. Еще в 1758 году. живую русалку демонстрировали на потеху публике на ярмарке Сен-Жермен в Париже. Художник Сью Готье сделал ее зарисовку с натуры. В 1830 году мумия русалки была выставлена в Британском музее Лондона. Еще две мумии русалок хранились в Королевском медицинском колледже в столице Англии. Во время Второй мировой войны в здание колледжа попала немецкая авиабомба, и коллекция погибла. Однако остались фотографии этих мумий. Мумии русалок сохранились в Королевском шотландском музее, в Лейдене в Национальном музее этнологии (фото 105), в краеведческом музее г. Тумстоун (США). Их можно увидеть своими глазами.
фото 105
Русалки были хорошо известны на Востоке: в Китае и Японии. Особенно много сведений о них сохранилось в Японии. В XVIII–XIX вв. в столице страны — г. Эдо (современный Токио) на уличных представлениях часто демонстрировали различных курьезных существ, в том числе, и живых русалок. Сегодня в нескольких храмах Японии также хранятся мумии русалок. Они имеют различный рост — от 30 до 170 см., и, как правило, являются древними. Несколько лет назад вблизи побережья Гондураса рыбаки выловили акулу, в желудке которой был обнаружен скелет водяного человека. Находку передали ученым, и на пресс-конференции в г. Пуэрто-Рико, посвященной этому событию, было сделано официальное заявление, что верхняя часть скелета является человеческой, а нижняя, начиная от таза, представляет собой рыбий хвост. Собственно говоря, уже одних этих фактов достаточно, чтобы официально признать существование расы водных людей или русалок. Как же иначе, если их скелеты и мумифицированные чучела можно увидеть и пощупать? Однако, академические ученые игнорируют данные факты. Это еще один яркий и наглядный пример того, насколько далеко может зайти научный догматизм в попытках сохранить устоявшиеся мировоззренческие схемы и парадигмы. Кстати говоря, некоторые современные исследователи, которых скорее можно причислить к энтузиастам, но никак не к классическим ученым, полагают, что русалки являются искусственной расой. По их гипотезе, многие тысячелетия назад ученые древней, неизвестной сегодня, цивилизации (например, атлантической) путем направленных генетических изменений сумели создать новый вид человека, приспособленного к жизни в водной среде. В собрании доктора Кабреры есть камень, на котором изображен мужчина-русалка (фото 106).
фото 106
О том, что это именно мужчина, свидетельствуют как отсутствие на рисунке женской груди, так и наличие на голове персонажа типичного убора из перьев. Как уже указывалось выше, этот убор явно являлся атрибутом, обозначавшим высокий социальный статус в этом древнем обществе. Но почему он изображен на голове человека-рыбы? Быть может, это служит намеком на то, что данное существо является искусственно выведенным.
10
Особого внимания заслуживает небольшая серия камней в коллекции доктора Кабреры с изображениями материков. Даже на первый взгляд не возникает сомнений, что это географические карты. На данных камнях изображены материки, оконтуренные почти геометрически правильной окружностью — «границей мира». Таких камней в музее имеется четыре (фото XXVI, XXVII, XXVIII и XXIX), все они имеют сходные параметры.
фото XXVI
фото XXVII
фото XXVIII
фото XIX
Все четыре камня по своим размерам одинаковы, их диаметр — примерно 70 — 80 см. Стилистика изображений на всех камнях одна и та же, хотя уровень детализации рисунков различен, и это позволяет предположить, что рисунки были исполнены разными мастерами и, возможно, в разные времена. Самое главное заключается в том, что большинство континентов, изображенных в данной серии камней, не имеют сходства с контурами современных материков. Анализируя рисунки на этих камнях, доктор Кабрера построил свою концепцию древнего человечества, существовавшего до великого катаклизма, кардинально изменившего облик нашей планеты. Доктор Кабрера считал, что на камнях изображены несуществующие ныне континенты Му, Лемурия и Атлантида, а также и остальные материки, имеющие, однако, иные очертания. Я не буду подробно останавливаться на его гипотезе, поскольку приведенные Хавьером Кабрерой построения являются чисто умозрительными. Но наличие в его собрании такой единой серии изображений географического характера позволяет сделать их предварительный анализ и получить целый ряд интересных выводов. Прежде всего, следует отметить, что, несмотря на простой и, можно сказать, примитивный уровень иконографии данных географических карт, даже при поверхностном знакомстве можно убедиться в наличии здесь четкой системы символов и определенной логической системы, которой подчинены изображения. Камни с картографическими рисунками можно условно разделить на три типа по ряду характерных признаков. К первому типу относятся два камня (фото XXVI, XXVII), на которых «граница мира» обозначена в виде нескольких десятков концентрических линий. На одном камне эти линии волнообразны. По периметру этой границы изображены горы. На двух других камнях «граница мира» обозначена в виде простой полосы. Кроме того, все материки на камнях первой группы разделены полосами в виде трех-четырех параллельных линий, полосы эти замыкаются на «границе мира». И больше всего они напоминают то, как на современных картах обозначают границы литосферных плит. На двух камнях, которые можно условно отнести ко второму типу, таких линий нет (фото XXVIII, XXIX). Смысл этих обозначений разгадать сложно, но то, что они имеют конкретное символическое назначение, не вызывает сомнения. Один из этих камней сильно отличается от остальных (фото XXVIII). Дело в том, что на нем изображены шесть материков, а не четыре, как на камнях серии. Кроме того, «граница мира» на этом камне изображена без гор. Можно предположить, что этот камень изображает не отдельное полушарие, а совокупность материков планеты. На этом камне изображен единственный континент, чьи контуры легко узнаваемы. Он отчетливо напоминает современную Африку. Еще на двух камнях выгравированы пары континентов, соединенных узким перешейком. Доктор Кабрера предполагал, что это изображения Северной и Южной Америки. Такое предположение вполне логично, на нашей планете нет других «парных» материков. Но контуры континентов, изображенных на этих двух камнях, совершенно не соответствуют современным контурам обеих Америк. Кстати, к вопросу о «фальсификаторах». Если мы посмотрим на изображения на этих камнях, мы увидим достаточно простые рисунки, по сути дела, так рисуют дети 5–7 лет. Все очень примитивно и, с другой стороны, понятно — схематичные рисунки материков с символами, обозначающими наиболее важные с точки зрения художника вещи и явления. Точно такая же схема использовалась на картах и портуланах средних веков и эпохи Возрождения. Но при взгляде на камень с такой картой (фото XXVII) возникает простой вопрос: некий безымянный художник потратил время на то, чтобы изобразить простенькие контуры материков (скорее всего, географическая карта для такого художника была такой же привычной для него вещью, как и для сегодняшнего третьеклассника), а потом, от нечего делать, стал оконтуривать карту окружными линиями, изображая «границы мира». Причем, этого художника (или, наоборот, современного фальсификатора) ничуть не смущала проблема гравировки по андезиту. Красоты ради или чтобы время убить, нарезать по окружности на андезитовом валуне 20 — 25 линий (а таково число линий на данном камне)? Каждая линия имеет длину более 2 м, соответственно, для такого «развлечения» художнику надо было выгравировать на камне в среднем 40 — 50 метров линий. Абсолютно все материки на всех камнях покрыты условными рисунками и символами. Каждый материк поделен на зоны сеткой из линий. В каждой из получившихся ячеек выгравирован символ. Редко таких символов в одной ячейке может быть два-три. Можно предположить, что деление континентов на определенное количество зон не является случайным. Так, на камне с изображением шести материков два поделены на 5 зон, два — на 7, и еще два — на 10 зон. На других камнях количество зон на каждом материке может колебаться от 5 до 15. Только на одном из камней (фото XXIX) каждый из четырех континентов поделен на 7 зон. За этим явственно видна определенная логическая система, недоступная пока нашему пониманию.
Большинство символических рисунков, нанесенных на материки, изображают растение, животное или человека. На нескольких континентах весьма схематично изображены горы. Растения обозначены также очень условно — центральный стебель или ствол и торчащие вверх листья или ветки. Изображения человека, как правило, ограничены рисунком головы. Только на одном из камней человек нарисован в полный рост. Изображения человеческих голов весьма разнообразны, есть головы в головных уборах, типичных для многих изображений на камнях Ики, есть головы в шлемах или, может быть, шапочках, и есть головы непокрытые. Т. е. становится понятно, что различные символы человека на разных материках обозначают, скорее всего, разные расы или народы. Рисунки человека есть на большинстве континентов, но все-таки не на всех. На трех камнях имеется по одному континенту, где таких символов нет. Следующая категория символов — изображения здания с островерхой крышей и ступенчатой пирамиды. Они имеются далеко не на всех материках. Несмотря на отличия в деталях, можно предположить, что это унифицированные символы, различия же возникли по причине того, что наносили их разные художники и, возможно, в разное время. Разнообразнее всего, в смысле ассортимента символов, представлен животный мир. Можно обнаружить изображения млекопитающих, динозавров, птиц, змей. Рисунки весьма схематичны для того, чтобы можно было идентифицировать конкретный биологический вид. Хотя в ряде случаев некоторые животные вполне узнаваемы. Так, на камне с парными континентами (фото XXIX), которые доктор Кабрера определил как изображения обеих Америк, на нижнем материке можно опознать ламу и зауропода со спинными пластинами. На другом камне легко узнаваем стегозавр, еще на одном — жираф. В целом можно констатировать, что на камнях с картами запечатлен мир, в котором бок о бок сосуществуют живые существа самых различных геологических эпох, но идентифицировать данные стадии развития планеты на столь малом количестве материала не представляется возможным. И эти камни являются исключением из общего комплекса коллекции Кабреры в том плане, что на одном и том же камне изображены, пусть даже весьма схематично, но узнаваемо, динозавры и млекопитающие. Как уже упоминалось выше, в жанровых сценах такое совмещение отсутствует. В коллекции доктора Кабреры имеется еще два камня с картографическими рисунками. Эти камни меньше по размеру, они имеют почти яйцеобразную форму и на каждом из них изображен только один материк (фото 107, 108). Причем, один и тот же, а именно, — Африка. Как и на камне, изображающем шесть материков, контуры африканского континента на этих двух камнях легко узнаваемы. Более того, эти карты отличает большая детализация. Анализ этих изображений позволяет сделать целый ряд интересных предположений.
фото 107
фото 108
В первую очередь, следует отметить, что, как и на остальных камнях, материки разбиты на зоны, каждая из которых имеет определенный символ или рисунок. Набор символов типичен: это изображения гор, людей, животных, растений, жилищ. Есть также и абстрактные символы — звездочки, заштрихованные окружности. В этом явно улавливается определенная система, хотя расшифровать ее сейчас вряд ли возможно. Если сравнивать изображения на этих двух камнях, то на первый взгляд они сильно различаются. Однако, есть целый ряд общих черт. Так, на обоих камнях, примерно в районе современного юга Конго и Замбии, изображено здание. Причем, можно с уверенностью сказать, что это одно и то же здание, точнее, один и тот же символ, хотя отдельные детали в его иконографии разняться. Можно предположить, что этот символ обозначает центр континента. Центр не географический, а социально-политический. В пользу этого свидетельствует изображение «дороги», ведущей в это здание. На «дороге» изображены два человека. Один уже находится у входа, второй, держащий обеими руками топор, явно двигается в том же направлении. К западу от этого здания на обоих камнях изображены горы. Судя по контуру побережья, это район устья р. Конго. В настоящее время вдоль всего данного участка западного побережья Африки тянутся невысокие горные цепи. А вот на южной оконечности материка на обоих камнях также изображены горы, которые можно смело соотнести с современными Капскими горами. В отдельных зонах изображены люди, обозначая, по-видимому, заселенные территории. На одном камне (фото 107) в зоне соответствующей территории современного Камеруна изображены два человека в головных уборах, обращенные лицом друг к другу. Между ними помещено изображение круга с точкой посередине. Это легко узнаваемый универсальный символ, в большинстве человеческих культур обозначавший Солнце. Интересно, что на территории к северу от описанной зоны нет символов живых существ или растений, только несколько абстрактных значков. Т. е. можно предположить, что в запечатленный на этом камне период истории планеты север Африки также покрывала огромная пустыня. Таким образом, изображенные детали рельефа вполне соответствуют современным. Однако, не эти детали являются наиболее интересными на описываемых двух камнях. На одном из камней хорошо видно, что Аравийский полуостров является еще частью африканского континента (фото 107). Красное море отсутствует, зато на крайнем северо-западе отчетливо виден залив, глубоко врезавшийся в континент. Согласно современным геологическим представлениям, Красное море, отделившее аравийский полуостров от Африки, образовалось в начале кайнозойской эпохи, т. е. примерно 60–65 млн. лет назад. На другом камне (фото 108) африканский континент покрывает сетка из параллельных полос, таких же, как и изображенные камнях с картами первого типа. Поэтому вряд ли будет правомерным предполагать, что такие полосы обозначали на данных камнях границы литосферных плит. Кстати, на одном из камней первого типа, где есть такие линии, можно наблюдать сходную картину (фото XXVI). Здесь два из четырех материков разделены такой же волнообразной линией сверху вниз. Два других материка, равно как изображения остальных континентов на других камнях с картами, таких линий не имеют. Обращает на себя внимание тот факт, что на обоих камнях имеется изображение странного образования на юго-востоке континента. Можно предположить, что это обозначение острова Мадагаскар. Но остров наполовину «врезан» в континент. Что хотели показать этим древние художники? То, что они знали о том, что Мадагаскар когда-то являлся частью африканского материка или то, что на момент создания этих изображений процесс «отрыва» Мадагаскара как раз и происходил? Современные ученые относят данный процесс к середине юрского периода, т. е. ко времени 165–160 млн. лет назад. Примечательно также, что на камне с изображением сетки параллельных линий поверх континента, одна из линий «вливается» в изображение острова Мадагаскар, где составляющие ее четыре линии разветвляются в стороны. Можно смело предположить, что данные линии, отмеченные на трех камнях, являются какими-то геологическими символами. Наличие двух таких камней в собрании доктора Кабреры уже само по себе позволяет задать парадоксальный вопрос: почему на них изображен африканский материк и изображен достаточно точно, в близком соответствии современным очертаниям (за исключением двух упомянутых частей — Аравийского полуострова и Мадагаскара), тогда как на других камнях приведены карты континентов с сильно отличающимися контурами?
11
В коллекции доктора Кабреры имеется более пятидесяти камней, на которых изображены широко известные рисунки плато Наска. Это камни в большинстве своем небольших размеров. Только некоторые из них достигают в диаметре 50 см. Следует сразу подчеркнуть, что на этих камнях изображены только рисунки Наска, никаких намеков на другие типы изображений, имеющихся на данном плато (геометрические фигуры, полосы, линии) здесь нет. Гористая местность, известная под названием пустыня (или плато) Наска, на площади примерно в 500 кв. км покрыта десятками тысяч линий, полос и рисунков, нанесенных на каменистой поверхности плато. Ученые называют их геоглифами (лат. — «рисунок на земле»). Сегодня о рисунках пустыни Наска знает почти каждый. Даже в детских учебниках можно встретить их фотографии. Ученые уже более двадцати лет назад определились с датировкой этого загадочного феномена, датировав его временем от II в. до н. э. по VII в. н. э. и приписав его создание местным индейским культурам: паракас и наска. Но парадокс заключается в том, что после 60 лет исследований этого древнего феномена, ученые практически не приблизились к разрешению одной из величайших загадок человеческой истории. Как выяснилось совсем недавно, впервые эти линии упомянуты в одной испанской хронике 1547 года, где они названы «путеводными указателями для странников». Но потом на протяжении четырех столетий о загадочных линиях Наски никто практически не знал. Их вновь открыли только в начале ХХ века с началом бурного развития авиации. Планомерное изучение этого древнего комплекса началось лишь в 1946 году и связано оно, в первую очередь, с именем выдающегося энтузиаста и исследователя, немецкого ученого Марии Райхе, которая посвятила изучению Наски более сорока лет своей жизни. К настоящему времени исследователи насчитали здесь около 13 тысяч линий и полос, более 800 геометрических фигур, в том числе, около 100 спиралей. Но наиболее известны рисунки животных, птиц, рыб, насекомых, хотя их количество неизмеримо мало по сравнению с общим числом изображений (рис. 6). Таких рисунков более тридцати и некоторые из них выгравированы на камнях Ики. В этом нет ничего удивительного, поскольку в непосредственной близости от плато Наска расположено огромное количество могильников, относящихся к культурам наска и ика, в которых и находят эти камни.
|