Жуков Андрей. Камни Ики – послание невозможной цивилизации 8 страница
фото 75
Приведу здесь еще одно соображение. Центральный элемент в виде двух сопряженных конусов, изображенный внутри второй ступени пирамиды, идентичен по форме ритуальному кубку керо, известному во многих андских археологических культурах и иногда встречающемуся на камнях Ики. Как единодушно считают современные археологи, кубок керо являлся сакральным сосудом, который многие до-испанские культуры андского региона использовали в ритуальных целях, чаще всего, в погребальном обряде. В собрании доктора Кабреры изображения керо встречаются несколько раз на камнях с разными сюжетами (фото IX). Примечательно, что древние художники, помещая в композицию кубок керо, обязательно изображали орнамент на его стенке. Мотивы этого орнамента — антропоморфные личины, ступенчатые линии и т. п. — хорошо известны в керамике различных андских культур I тыс. н. э. Казалось бы, данный факт можно интерпретировать в пользу того, что камни с изображением этого типа керамики относятся к исторически известным индейским культурам. Тем более, что его изображения присутствуют в сценах, совершенно типичных для жизни этих древних обществ. Но все не так просто. В собрании Кабреры есть еще один очень примечательный камень, изображающий человека, который из такого же кубка керо поит… корову (фото 76).
фото 76
Историкам хорошо известно, что крупный домашний скот был завезен в Америку европейцами. Нет никаких данных, даже косвенных, о существовании в до-испанских культурах крупного рогатого скота. В коллекции доктора Кабреры, как уже было показано ранее, имеются многочисленные изображения лошадей, верблюдов. Рисунки коров — редкость. Тем не менее, они есть. На данном камне корова изображена очень реалистично, четко прорисованы раздвоенные копыта, шкура имеет пятнистую окраску, показано вымя. На шею животного надет ошейник. На сосуде отчетливо показана роспись. Можно ли предположить, что появление сосудов керо в исторических культурах индейцев Центральных Анд явилось следствием их знакомства с изображениями на гравированных камнях? Что касается изображения коровы, то, как и в случае с другими видами домашних животных (лошадь, верблюд, слон), описанных выше, вопрос остается полностью открытым. Ископаемые остатки этих видов животных на американском континенте известны, при этом общепринятым считается факт, что эти виды вымерли здесь задолго до возникновения производящего хозяйства. А в литотеке Ики они все выступают в качестве домашних животных, в основном, верховых или тягловых. При этом в других сериях камней в том же качестве используются различные виды динозавров. И здесь еще раз следует подчеркнуть тот факт, что изображения динозавров и вымерших млекопитающих не встречаются на одном и том же камне. Может быть, действительно следует говорить о том, что в комплексе камней Ики отражены различные, разделенные большими промежутками времени, эпохи и, соответственно, разные цивилизации? В собрании доктора Кабреры есть незначительное количество камней, на которых, возможно, отражена другая отрасль производящего хозяйства — земледелие. Таких камней немного, и изображенные на них сцены довольно лаконичны. Поэтому делать определенные выводы достаточно сложно. Тем не менее, можно предполагать, что этому древнему обществу (или обществам) были известны различные виды культурных растений. Определить их по изображениям на камнях достаточно проблематично, хотя биологи, возможно, и узнают в этих рисунках конкретные виды (фото 77).
фото 77
Интересен также камень, на котором изображен человек, защищающий посевы от динозавра. Я не видел в собрании доктора Кабреры камни с более типичными сельскохозяйственными мотивами, например, сценами сева, сбора урожая или обработки собранных продуктов земледелия. В такой ситуации вполне равноправным могло бы быть предположение и о наличии собирательского хозяйства, но упомянутые изображения, часто имеющие явно символический смысл, говорят все-таки в пользу земледелия. На некоторых камнях изображены другие виды деятельности, например, рыболовство. Судя по рисункам, представители этого древнего общества были хорошо знакомы с морской стихией, имели в своем распоряжении достаточно крупные лодки, которые могли использоваться как для рыболовства, так и в военных целях. Лодки не имели парусного оснащения и передвигались на веслах. Судя по ряду деталей, таких, как штандарт на носу лодки, воткнутое наконечником вверх копье и т. д., можно предположить, что здесь изображены военные суда. Хотя многие океанские народы вплоть до сегодняшнего дня имеют универсальные типы лодок достаточно простых конструкций, но пригодных для всех видов деятельности, в том числе, и для дальних путешествий. В этом аспекте примечателен тот факт, что на камнях с изображением лодок присутствуют астрономические символы: звезды и кометы (фото 78). Комета, как будет показано ниже, занимала особое положение в изобразительном комплексе камней Ики. Остается только предполагать, что наличие астрономических символов в таких сценах может свидетельствовать о том, что древние мореходы умели ориентироваться по звездам и могли осуществлять длительные океанские плавания.
фото 78
В музее Кабреры достаточно много камней со сценами материнства. Они явно составляют единую серию, так как изображенная на них сцена, практически, унифицирована: женщина кормит грудью двух младенцев (фото 79).
фото 41
Об использовании динозавров в качестве домашних животных можно судить по ряду камней, хранящихся в музее Кабреры. Их немного, но на всех изображены различные виды древних рептилий, которых люди эксплуатируют в качестве верховых животных. На одном из камней наездник сидит верхом на рогатом ящере неизвестного вида, на другом — три человека оседлали зауроподового ящера, шея которого имеет треугольные пластины (фото V).
фото V
Динозавр показан в лежачем состоянии с подогнутыми ногами. На таких камнях на спинах ящеров обязательно изображены попоны. И еще один наиболее интересный камень, на котором выгравирован человек, едущий верхом на трицератопсе (фото 42).
фото 42
В руке наездник держит курительную трубку, изо рта, по всей видимости, у него выходит дым. Спина ящера также покрыта попоной и, что крайне интересно, на спине трицератопса изображены невысокие округлые спинные пластины. Есть еще один камень, изображающий трицератопса, но уже с треугольными пластинами на спине, аналогичными тем, которые присутствуют на спинах зауроподовых ящеров. Изображение на этом камне выполнено в более совершенной манере, чем на предыдущем. Интересно также наличие в этой композиции детенышей динозавров, показанных в разных стадиях своего роста (фото 43).
фото 43
Таким образом, в комплексе рисунков на камнях Ики изображена, по сути дела, настоящая «динотопия». Несколько тысяч камней в собрании доктора Кабреры, изображающие различные аспекты взаимодействия человека с «вымершими» миллионы лет назад динозаврами, не позволяют отмахнуться от этой проблемы, списав все на фальсификацию или недостоверность данных. А помимо этой коллекции существует целый ряд палеонтологических фактов, свидетельствующих о том, что в определенный период истории люди и динозавры жили бок о бок друг с другом. За последние десятилетия было обнаружено несколько цепочек следов динозавров, оставленных в окаменевшем грунте и сопровождаемых следами человека или как минимум прямоходящего примата. Большинство таких следов были найдены на юго-западе США на территории штата Техас. Здесь, на территории государственного заповедника «Долина динозавров», были найдены многочисленные окаменевшие цепочки следов древних ящеров, что и послужило причиной создания заповедника. Еще в 60–70 годы прошлого века в тех же геологических слоях были обнаружены окаменевшие следы человеческих ног. Крупнейшая цепочка следов, получившая название «Тропа Тэйлора», содержала 14 отпечатков человеческих ног (правой и левой). Очень четкий отпечаток человеческой ступни был найден в Нью-Мексико в слое, датируемом пермским периодом (т. е. до начала эпохи динозавров). Еще более сенсационное открытие было сделано в начале 80-х годов прошлого века в горах юго-восточной Туркмении. На скалистом плато Кугитанг, в слоях юрского периода (датированных 200–150 млн. лет назад) было обнаружено около 3000 окаменевших следов динозавров. Несколько коротких исследовательских экспедиций, побывавших на этом плато, насчитали здесь следы 65 различных видов древних ящеров. Местность получила название «Плато динозавров». И на нем между следами рептилий было обнаружено около десятка окаменевших человеческих следов. Кроме того, само плато состоит из известняка. Интенсивность эрозии известняков очень велика, поэтому вряд ли следы могли бы сохраниться на открытой поверхности в таком виде 200 — 150 миллионов лет. Так что вызывает сомнения и сама датировка этих слоев юрским временем. В своей книге доктор Кабрера пишет, что в апреле 1971 года колумбийский антрополог Омеро Энао Марин, профессор университета Киндио, проводил раскопки в местечке Эль Бокерон (Колумбия, штат Толима) и обнаружил скелет игуанадона длиной 20 м (датируемый примерно 180-60 млн. лет назад), а рядом — человеческий скелет. Череп человека длиной в 25 см превратился уже в серый известняк. Такие факты не попадают в научные публикации, поскольку целиком противоречат существующей теории эволюции. Но от этого они не перестают быть фактами. Наоборот, они появляются с завидной постоянностью, правда, информация о них проходит через популярную, а не научную прессу и при этом быстро предается забвению. Так, одна из российских газет, посвященных аномальным явлениям, опубликовала в 2001 году маленькую заметку о сенсационной находке английских палеонтологов. В 2000 году близ Девоншира (Англия) они обнаружили хорошо сохранившийся скелет тираннозавра. В том месте, где был расположен желудок ящера, находился небольшой скелет явно гуманоидного типа. Правда, его рост едва достигал 1 м. Тремя годами позже в штате Оклахома (США) были обнаружены останки гигантского зауропода, получившего за свой рост название зауропосейдон. В желудке древней рептилии также были найдены остатки костей человекообразного существа ростом 1,2 м. Естественно, что все эти находки не получили какого-либо резонанса в научных кругах.
фото 79
Женщина изображается в коленопреклоненной позе. В сцене обязательно присутствует изображение «листа жизни» или, реже растения. Иногда на камне может быть изображен еще и мужчина, держащий или подающий кормилице одного из младенцев. Что это — зарисовка на бытовую тему или же символическое изображение? В мифологии многих народов мира, в том числе, и в Америке, чрезвычайно распространен так называемый «культ близнецов». Братья-близнецы почитались и как родоначальники некоторых народов, и как герои-цивилизаторы. Не исключено, что данный сюжет на камнях Ики тоже имеет мифологическое значение. В собрании доктора Кабреры имеется целая серия камней с эротическими, а точнее сказать, порнографическими сюжетами. С одной стороны, такая тематика является достаточно типичной для изобразительного искусства древних цивилизаций в разных частях света. В Южной Америке эротические мотивы широко представлены в скульптурной керамике культуры Мочика, существовавшей на севере Перу примерно с середины I-го тыс. до н. э. и до 2-й половины I-го тыс. н. э. Но сюжеты изображений на камнях Ики отличаются особым своеобразием. Дело в том, что рисунков с гетеросексуальными контактами чрезвычайно мало. Подавляющее большинство изображений посвящено гомосексуальным мотивам, на которых отражены как анальный, так и оральные виды коитуса. Можно было бы предположить, что в данной цивилизации гомосексуализм был типичным явлением. Подобная ситуация известна и в других древних обществах, например, в античной Спарте, древнем Китае и т. д., примеров предостаточно. Если бы не одна очень существенная деталь. На очень многих камнях, изображающих гомосексуальный контакт, показано, что один или оба партнера изливают свое семя в специальный сосуд (фото 80), причем, формы сосудов, изображенных на разных камнях, различаются. Среди них есть и весьма необычные.
фото 80
Но такие сюжеты позволяют сделать предположение, что изображения подобных сцен являются не просто бытовыми зарисовками, а несут информацию об определенных действиях по сбору мужской спермы. Вопрос в том, как и с какими целями древние могли использовать подобный банк спермы? Может быть, она использовалась в медицине? Можно также предположить, что мужская сперма применялась древними в опытах по генной инженерии. Но это всего лишь малообоснованные допущения, хотя факт остается фактом. Кстати, еще раз к вопросу о «фальсификации». Трудно представить перуанских крестьян, выросших в католической среде и изготавливающих порнографические картинки на камнях с тем, чтобы продать их туристам в качестве древних артефактов. И это — в 60–70 гг. прошлого века, еще до начала так называемой «сексуальной революции» в США и Европе.
8
В коллекции доктора Кабреры имеется более сотни камней, изображающих различные хирургические операции. И эти рисунки, как и изображения динозавров, являются крайне интригующими и парадоксальными с точки зрения современных представлений о древней истории человечества. Здесь следует отметить следующее: уровень развития медицины в известных нам сегодня древних индейских культурах центрального побережья Перу был достаточно высоким. На полуострове Паракас, расположенном в сотне километров от г. Ика, было раскопано огромное количество древних индейских погребений. В 1925 году патриарх перуанской археологии Хулио Тельо обнаружил в песках полуострова Паракас два могильника неизвестной культуры. Спустя два года был найден третий могильник. Оказалось, что все они вместе составляют огромный город мертвых, который получил название «Некрополь Паракаса». В ходе длительных раскопок здесь были обнаружены 429 мумий, располагавшихся как в грунтовых могилах, так и в пещерных захоронениях. На основании этих находок исследователи выделили самостоятельную археологическую культуру, назвав ее культурой паракас, которую датировали примерно периодом с 600 г. до н. э. по 200 г.н. э. Хотя найденные могильники относят к периоду расцвета этой культуры, т. е. ко времени примерно от 300 г. до н. э. до 200 г. н. э. Особые почвенные условия полуострова привели к тому, что в древних захоронениях тела погребенных подверглись естественной мумификации и, кроме того, прекрасно сохранились органические материалы. Поэтому археологи получили в свое распоряжение многочисленные образцы древних изделий из шерсти, дерева, кости, древность которых превышает две тысячи лет. Культура паракас стала известна, прежде всего, своими потрясающими изделиями из шерсти. Многоцветные шерстяные одеяла, пончо, тюрбаны, сотканные древними мастерами, сегодня по праву считаются лучшими во всем искусстве древней Америки. По погребальному обряду культуры паракас, тело умершего одевали в пончо и заворачивали в несколько, иногда в десяток, слоев шерстяных одеял (фото 81). На голову, как правило, одевался тюрбан. Такой погребальный куль помещался в плетеную корзину в сидячем положении, с ногами подтянутыми к груди. В могилу покойнику клали достаточно многочисленный инвентарь — керамические сосуды, бытовые орудия, речные раковины, иногда, украшения из золота.
фото 81
Но не только прекрасно сохранившиеся предметы древней утвари привлекли особое внимание исследователей к культуре паракас. На этом некрополе было найдено огромное количество мумий, черепа которых имели отчетливые следы операций по трепанации черепа (фото 82). Количество таких черепов на разных могильниках полуострова Паракас составляло от 40 до 60 % от общего числа! Такой процент превышает все разумные пределы. Первоначально исследователи считали, что это следы операций по лечению серьезных травм головы, полученных воинами в сражениях. Одним из самых распространенных видов боевого оружия в те времена была палица или дубинка.
фото 82
Но представители культуры паракас, судя по погребальному инвентарю, не были воинственными. Иное дело — другая древняя индейская культура — мочика, существовавшая на севере Перу примерно в то же время, что и культура паракас. Индейцы мочика отличались крайней воинственностью и постоянно вели боевые действия со своими соседями. В этой культуре также известны черепа со следами трепанации, но их крайне мало, а процентное соотношение к общему числу костных останков не идет ни в какое сравнение с тем, что имеется в Паракасе. Более того, здесь найдены черепа, имеющие по несколько (иногда до пяти!) следов операций на черепе. Кроме того, по костным останкам палеонтологи легко устанавливают, выжил ли человек после подобной операции или нет. Дело в том, что при удачной операции отверстие в черепе постепенно зарастает и закрывается восстанавливающейся костной тканью. Если же череп не имеет следов заживления, это означает, что пациент умер во время операции или вскоре после нее. Так вот, на некоторых могильниках количество черепов со следами успешных операций превышает 80 %! В древности было известно несколько техник трепанации черепа: постепенное соскабливание кости, вырезание по кругу или высверливание по кругу маленьких дырочек (перфорация), а затем вынимание получившейся «крышечки». В Паракасе использовалось как соскабливание кости, так и ее вырезание. В среднем диаметр таких отверстий на черепе составлял 4–5 см, но в исключительных случаях диаметр мог достигать 7,5 см, т. е. трепанируемая площадь составляла почти 90 см²! И человек после этого оставался жив. В одном из погребений был найден целый набор хирургических инструментов, в который входили: обсидиановые ножи различных размеров, ложка, сделанная из зуба кашалота, иголки с нитками, бинты и хлопковые шарики-тампоны. При помощи таких вот простых инструментов древние медики успешно вскрывали черепа своих соплеменников. В Паракасе найдены несколько черепов, где отверстия были закрыты тонкими золотыми пластинами. И эти пластины успели зарасти по краям новой костной тканью. В других случаях отверстие закрывались пластинами из высушенной кожуры тыквы. Практика трепанации черепов известна не только в Паракасе. В Перу черепа со следами операций были найдены южнее — в Наске, в окрестностях Куско, древней столицы инков, на севере — в культуре мочика и других местах. Но нигде, кроме Паракаса нет такой высокой концентрации данного типа костных человеческих останков. Более того, после исчезновения культуры паракас, причина которого не установлена, во всем регионе резко снижается количество находок черепов со следами трепанации. С чем это связано? С исчезновением большинства врачевателей, владевших данной техникой или с чем-то иным? Почему именно на этом полуострове была столь распространена трепанация черепа. Некоторые исследователи полагают, что здесь был своего рода лечебный центр, мастера которого в совершенстве владели этим видом операций. И в этот центр съезжались представители других народов. Но если бы это было так, то выздоровевшие пациенты должны были разъезжаться по домам. Если же они умирали, их могли похоронить и на месте. Но погребальный обряд в могильниках Паракаса достаточно однообразен. Здесь нет захоронений чужаков. Получается, что все прооперированные пациенты принадлежали одной местной культуре. Более того, на некрополе Паракас нет бедных погребений. Все захоронения принадлежат представителям социальной верхушки — вождям и жрецам. Это действительно был город знатных мертвых, нечто подобное Долине царей в древнеегипетских Фивах. Быть может, похороненных здесь людей объединяла не племенная общность, а своего рода кастовая, по типу жреческого ордена? Этим может быть объяснено и чрезвычайное единообразие погребального обряда. Но чем все-таки объясняется то упорство, с которым древние индейские жрецы вскрывали друг другу головы? Некоторые исследователи полагают, что трепанация черепа осуществлялась в лечебных целях для избавления от таких болезней как эпилепсия. Существует и более экзотическая гипотеза, согласно которой трепанации осуществлялись для достижения постоянного состоянии измененного сознания. Т. е. это являлось своеобразной техникой подготовки древних жрецов. И не удивительно то, что Хавьер Кабрера считал, что основная часть литотеки Ики скрыта именно в пещерах полуострова Паракас. На камнях из его коллекции операции на головном мозге — один из самых интересных сюжетов. Но на нем я остановлюсь чуть позже. Необходимо отметить, что на камнях Ики встречаются сцены с достаточно привычными видами хирургических операций, таких как ампутация конечностей или кесарево сечение. На камнях данной тематики практически всегда изображены инструменты, которыми и производились операции. Набор хирургических инструментов весьма ограничен: три вида очень простых скальпелей или ножей, некое подобие наконечника стрелы (копья) и ножницы хорошо знакомой и привычной нам формы (фото 83).
Хорошее знание анатомии человека древними врачевателями не вызывает сомнений. Примечательно также то, что создатели камней Ики сочли необходимым изобразить разные человеческие органы на отдельных камнях. В коллекции Кабреры есть несколько камней, в том числе, и очень крупных (до 80 см в диаметре), изображающих с анатомическими подробностями различные органы человеческого тела: сердце, легкие, желудок (фото 84). Камень с изображением сердца можно было бы смело поставить в современный медицинский атлас, настолько подробно и детально сделан рисунок. Данные изображения еще раз подтверждают гипотезу об «энциклопедическом» характере комплекса камней Ики.
фото 84
Изображений простых хирургических операций в собрании доктора Кабреры очень немного. Подавляющее большинство составляют камни с очень сложными операциями по трансплантации различных внутренних органов: желудка, почек, сердца и, наконец, мозга. Даже для современной медицины подобные операции являются либо очень сложными, либо, если речь идет об успешной пересадке человеческого мозга, невозможными. Все изображения медицинской тематики имеют ряд общих черт. Во-первых, пациент, как правило, показан лежащим на невысокой лавке или скамейке. В зависимости от характера операции пациент располагается либо на животе, либо на спине. На одном чрезвычайно интересном камне (фото XI) отчетливо видны ремни, которыми ноги и грудь оперируемого привязаны к скамье.
фото XI
Операции часто проводят два человека: хирург и его ассистент — анестезиолог. Врачи изображаются в сложных головных уборах, что несомненно подчеркивает их высокий социальный статус. Практически всегда внутри тела пациента изображены основные внутренние органы, прежде всего, пищеварительной системы. В зависимости от уровня изобразительной техники конкретного камня они показаны с той или иной степенью детализации. Интересно отметить, что легкие обычно не изображаются, за исключением тех случаев, когда композиция посвящена именно операции на легких (фото XII).
фото XII
Анализ комплекса изображений на камнях Ики не оставляет сомнений в том, что древние медики несомненно владели различными техниками анестезии. В подавляющем большинстве сцен со сложными хирургическими операциями помимо хирурга присутствует второй врач, исполняющий функции анестезиолога. Первый способ анестезии, отраженный в рисунках на камнях Ики, не является бесспорным. Но целый ряд изображений позволяет предположить, что древние врачеватели применяли своеобразную технику акупунктуры для обезболивания при определенных не самых сложных операциях. Так, применительно к камню с изображением кесарева сечения можно сделать предположение, что врач при помощи двух хирургических инструментов воздействует на биоактивные точки роженицы (фото 85). Еще на нескольких камнях изображено воздействие кончиком ножа в области поясницы. Но, опять-таки, следует подчеркнуть, что это только предположение, хотя методы воздействия на биоактивные точки человека были известны во многих древних культурах.
фото 85
Здесь примечательно следующее. Китайская традиционная медицина использует искусство акупунктуры на протяжении тысячелетий. Однако, только в 1981-87 гг. китайские медики провели широкомасштабное статистическое исследование по вопросу эффективности использования акупунктурных методик в операциях по кесаревому сечению. Проанализировав более 16 000 случаев, исследователи подтвердили факт, что акупунктурный метод при кесаревом сечении является самым эффективным видом анестезии, обеспечивая максимальную безопасность роженицы и плода. Второй способ анестезии, представленный на камнях Ики, не оставляет сомнений, что это обезболивание при помощи какого-то газа. Изображения этого метода столь многочисленны, что можно уверенно утверждать о его постоянном применении при сложных хирургических операциях, проводившихся в этом древнем обществе. «Аппарат» для анестезии представлял из себя простой сосуд или, скорее всего, мешок, который при помощи трубки соединялся со ртом пациента. Возможно, мешок изготавливался из воздушного пузыря рыбы или легких какого-либо животного. На камнях с высокой степенью детализации внутри мешка изображались кружочки, которые, очевидно, и символизировали газ (фото 86). Природу данного газа установить, естественно, не представляется возможным. Но вполне можно предполагать, что для анестезии применялся газ растительного происхождения. Не исключено, что основой его служило такое широко распространенное в Перу галюциногенное растение, как кока.
фото 86
Пожалуй, наиболее многочисленной в собрании Кабреры является серия камней, на которых изображена операция по трансплантации желудка. Судя по уровню техники гравировки и степени детализации рисунков, камни с этим сюжетом были выполнены разными мастерами и, вероятно, в разное время. Небольшие камушки с простыми рисунками, на которых явно видны отступления от канона, скорее всего, являются более поздними копиями. Анализ серии камней с этим сюжетом позволяет предположить, что операция по пересадке желудка не представляла большой сложности для древних врачевателей и являлась достаточно унифицированной процедурой. Если судить по некоторым рисункам, ее даже не всегда проводили под общим наркозом (фото 87). Интересно также отметить тот факт, что на некоторых камнях под глазом пациента изображалось несколько волнистых линии. Понятно, что данный символ обозначал слезы, но он присутствует не на всех камнях с данным сюжетом.
фото 87
Следует отметить также следующую характерную черту. На всех камнях, посвященных операции по пересадке желудка, показано, что нижний конец пищевода пациента соединен при помощи гибкой трубки с неким «объектом» (фото 88).
фото 88
Определить, что за «аппарат» здесь изображен затруднительно, поскольку рисунки его очень схематичны или, в ряде случаев, просто заменено символом «листа жизни». Можно опять-таки только предполагать, что это какой-то мешок, содержащий определенную растительную смесь. Поскольку я не специалист в области медицины, мне трудно судить о назначении такого «аппарата». Но хотелось бы отметить еще одну деталь: на одном из камней, где этот «аппарат» изображен в виде листа, показан еще один такой же, возможно, уже отработанный, лежащий под медицинской скамьей (фото 87). Очень интересен еще один камень с высокой степенью детализации рисунка (фото XIII). На нем показано, что ко рту пациента подсоединен анестезирующий «аппарат», а трубка другого «аппарата», аналогичного описанному выше, вставлена внутрь пищевода. Но интересно другое. К сердцу пациента подсоединены еще две трубки. Назначение одной из них не совсем ясно. А вот вторая представляет собой катетер, воткнутый иглой в нижнюю часть сердца. Другой конец трубки соединен с мешком, содержащим донорскую кровь. Т. е. логично допустить, что при операции применялось орошение сердца пациента донорской кровью.
|