|
|||
Жуков Андрей. Камни Ики – послание невозможной цивилизации 9 страницафото XIII И это вполне обоснованное предположение. Большое количество соответствующих изображений на камнях Ики позволяет утверждать, что древние врачеватели не только были знакомы с переливанием крови, но и использовали донорскую кровь для орошения жизненно важных органов пациента, а также для орошения трансплантируемых органов. Процесс переливания крови о привычным нам способом — путем подсоединения сосуда с кровью к вене на руке пациента, изображен на многих камнях с медицинской тематикой. На некоторых камнях изображение аппарата по переливанию крови весьма условно, на других — более детализировано, и видно, что катетер имеет форму шприца с иглой (фото 89). фото 89 В большинстве древних культур, даже имевших высокий уровень развития медицины, переливание крови не было известно. Да и в современной западной медицине эта операция начала применяться всего лишь полтора века назад. Тем более удивительно наличие соответствующих знаний и их практическое применение в древней цивилизации, оставившей комплекс камней Ики. Конечно, только по рисункам, выгравированным на камнях, нельзя с уверенностью утверждать, что изображался именно процесс переливания крови. Можно также предположить, что это был какой-либо физиологический раствор, вводимый в кровь пациента. Но такое предположение не умаляет уровня развития древней медицины. фото 90 Врач подсоединяет к руке женщины катетер с иглой. Трубка катетера соединена с аппаратом, стоящим на подставке в изголовии пациента. Сам аппарат изображен в виде бутылковидного сосуда. Интересна детализация этого изображения. Сосуд на одну треть заштрихован косой клеткой, остальная его часть заполнена маленькими кружочками. Так, предположительно, на камнях Ики обозначался газ. Вторая трубка, выходящая из сосуда, заканчивается символом листа. Вполне можно предположить, что на этом камне изображен процесс обогащения крови кислородом. фото 91 Над ним склонились два хирурга. Один из них держит в руках поднос с инструментами. Ко рту пациента подсоединены два аппарата. Один из них — с анестезирующим газом. О назначении второго можно только предполагать. Его держит в руках врач. Судя по рисунку, это небольшая «груша», заполненная, вероятно, какой-то питательной (?) жидкостью. Второй хирург работает с аналогичным аппаратом, имеющим на другом конце катетер с иглой. И этот катетер врач подсоединяет ко шву на животе пациента. Интересно, что «груши» этих двух «аппаратов» заштрихованы косой клеткой, возможно, символизирующей жидкость. Тогда как «груша» анестезирующего приспособления разделена на две неравные части, нижняя из которых заполнена штриховкой. Можно предположить, что таким схематичным образом древний художник обозначил разницу в заполнении этих «аппаратов». Шов на животе пациента после большого разреза изображен достаточно детально. Похожие сюжеты можно увидеть и на других камнях, где врач при помощи такого же «аппарата» обрабатывает швы, например, на голове пациента. фото 83 Не вызывает сомнения, что данные инструменты были металлическими. Наиболее распространенными инструментами являлись обычный односторонний нож или скальпель и копьеобразный инструмент с колющей функцией. На одном камне выгравирован нож с серповидным лезвием, перпендикулярным рукояти. Следует отметить тот факт, что данный тип ножа, называемый туми, был широко распространен среди до-испанских индейских культур Перу. Следует напомнить, что Хавьер Кабрера был по специальности хирургом и почти до самой своей смерти занимался врачебной практикой. Поэтому вполне естественно, что камни с медицинской тематикой привлекали его особое внимание. В его собрании имеется две серии, каждая из которых содержит более десятка камней. Одна из них посвящена операциям по пересадке сердца, вторая — пересадкам полушарий мозга. Правда, назвать это полноценными сериями нельзя, поскольку камни отличаются и по уровню исполнения гравировки, и детализацией рисунков. Очевидно, что делали их различные мастера. Тем не менее, на этих камнях показаны различные стадии операций, что и позволяет сделать ряд интереснейших предположений. Необходимо отметить следующий факт. Большинство камней, на которых изображены пересадка сердца и мозга, являются большими. Некоторые превышают размеры метра в поперечнике и имеют вес около 300 кг (фото 92). Т. е. камни с этими сюжетами (вместе с десятком камней с изображениями сцен охоты на динозавров) являются самыми крупными в коллекции доктора Кабреры. Их также отличает высокая степень детализации изображений. Можно предполагать, что древние художники придавали особое внимание именно данным сюжетам. фото 92 Первая успешная операция по пересадке сердца была выполнена в 1967 году Кристианом Бернаром, но вплоть до сегодняшнего дня трансплантация сердца является крайне сложной и рискованной операцией. Одна из самых главных проблем заключается в отторжении тканей донора. Доктор Кабрера, проанализировав эти изображения, выдвинул гипотезу, что в древней цивилизации, которая оставила нам камни Ики, проблема отторжения донорских тканей была решена достаточно оригинальным образом. Он пришел к выводу, что для решения этой задачи применялись два основных метода: использование крови беременной женщины для орошения трансплантируемого органа и, дополнительно, предварительная пересадка почек и надпочечников от донора пациенту. фото XIV Доктор Кабрера считал, что на этом камне изображен процесс орошения донорского органа кровью беременной женщины. Однако, изображение женщины на этом камне не дает оснований утверждать, что она беременна, поскольку среди тщательно прорисованных внутренних органов отсутствует изображение плода (рис. 4). Доктор Кабрера пришел к выводу о том, что здесь изображена беременная женщина, на основе формы ее грудей. Т. е. в данном случае подобное предположение нельзя назвать достаточно обоснованным. Более того, по рисунку на этом камне нельзя с уверенностью сказать, изображено здесь извлечение донорского сердца или же, наоборот, его вживление пациенту. Само сердце выгравировано очень тщательно, со многими анатомическими подробностями. При помощи двух трубок оно, очевидно, соединено с другим органом женщины. По его изображению трудно сказать, что это за орган. Но, судя по местоположению и по тому, что его подсоединили к сердцу, можно предполагать, что это почка или печень. К этому же органу подсоединен аппарат для его орошения. Второй хирург при помощи ножа осуществляет какую-то манипуляцию с этим органом. Хотя по рисунку нельзя с уверенностью сказать, подсоединено сердце к другому органу, или же оно подсоединено к кровеносной системе женщины. Т. е. по данному рисунку нельзя сделать однозначные выводы о конкретных действиях врачевателей. Но само по себе такое подробное изображение сложнейшей операции, возможно, по пересадке сердца, вызывает изумление. Если говорить о камнях Ики как грандиозной мистификации то тогда трудно себе представить, что подобные методики трансплантационной медицины могли прийти в голову местным крестьянам, которые якобы изготавливали сами эти камни. рис 4 Однако, сама гипотеза доктора Кабреры об использовании крови беременной женщины, выдвинутая им в конце 70-х годов прошлого века, представляется чрезвычайно интересной. Он предположил, что в крови беременной женщины существует определенный гормон, который препятствует отторжению чужеродных тканей при трансплантации органов. Английские исследователи из Стэнфорда в 2007 году обнародовали первые результаты своих экспериментов, суть которых заключалась в том, что чужая кровь способна омолаживать организм. Кровь, взятая у здорового сильного организма, способна восстанавливать изношенные органы. Эксперименты, проведенные на мышах, показали, что молодая кровь наибольшее воздействие оказывает на мышечный тонус, а также приводит к ускоренному заживлению мышц. Серия экспериментов с печенью продемонстрировала, что печень также восстанавливается после переливания здоровой крови. У мышей, которые подвергались подобной процедуре, увеличивалась продолжительность жизни. К экспериментам на людях английские врачи только собираются приступить в скором будущем. фото 93 У ног хирурга изображен сосуд с различными видами ножей, что, вероятно, должно свидетельствовать о длительной и сложной процедуре. На другом камне показана аналогичная процедура, но изображение более детализировано (фото 94). Сердце покоится на специальной подставке, от него отведено несколько трубок, соединенных с сосудами. Врач при помощи ножа осуществляет надрез на одном из главных сердечных сосудов. Интересно также, что сердце при помощи отдельной трубки с «переходником» соединено со ртом хирурга. Кроме того, на рисунке показано, что сердце при помощи трубок соединено с какими-то приспособлениями, изображенными весьма условно (одно из них — символ «листа жизни»). Внизу показан сосуд, который при помощи трубки соединен с сердцем. Его назначение также не ясно. Что за манипуляции изображены на этом камне, предположить весьма трудно. Но и отнести столь детализированное изображение к «действиям ритуального характера», как это предпочитают делать в подобных случаях ортодоксальные ученые, не представляется возможным. Не вызывает сомнений, что это именно хирургическая операция на сердце, возможно, предназначенном для пересадки. фото 94 К сожалению, остальные камни в собрании Кабреры не столь детализированы. На них явственно видно, что изображена операция по трансплантации сердца, но делать конкретные предположения об особенностях и деталях процесса нецелесообразно. На одном, уже упоминавшемся выше камне (фото XI) можно отметить ряд интереснейших деталей. Сердце здесь изображено весьма условно. Ассистент хирурга держит в руках аппарат для орошения трансплантируемого органа. Внизу изображен второй ассистент, который готовит к работе аппарат для анестезии. Причем, на этом камне изображена даже медицинская стойка, на котором он подвешен. Подобная детализация является исключительной для серии камней в собрании доктора Кабреры. Можно предположить, что на этом камне изображен именно процесс внедрения донорского сердца пациенту. В пользу такого предположения свидетельствуют две детали. Ко рту пациента подведена трубка анестезирующего аппарата. На других камнях с изображениями операций на сердце данная деталь отсутствует. Не менее интересно и загадочно, то, что на голове больного присутствует изображение хирургического шва, к которому при помощи игл подсоединены два катетера, которыми манипулирует третий ассистент. Что может означать подобная процедура и как головной шов связан с операцией на сердце, остается только гадать. фото XV В пользу предположения о том, что здесь изображен больной, возможно, свидетельствует изображенная внутри его головы змея. Следует также отметить тот факт, что в серии камней со сценами трансплантации мозга анестезирующие аппараты не изображались. Левее на этом же камне, вероятно, помещен уже умерший донор. Глаз человека не имеет изображения глазного яблока (у больного пациента оно присутствует), черепная коробка опустошена. Над донором приведено изображение его мозга, к которому подключен аппарат, орошающий донорский орган кровью. И, наконец, с третьей стороны этого же камня показано помещение части (одного полушария?) мозга донора в череп пациента, внутри которого изображен его собственный мозг (фото XVI). фото XVI Глаз больного открыт, анестезирующие приспособления отсутствуют. Таким образом, на одном камне приведены основные фазы операции по трансплантации человеческого мозга. Следует отметить лаконичность и схематичность изображения именно на данном камне. Помимо описанных элементов на нем выгравированы только рисунки пары хирургических инструментов. Некоторые детали на других камнях этой серии позволяют дополнить эту в общем-то скудную картину. фото 95 Извлеченный орган лежит на отдельном хирургическом столике, изображение которого уже встречалось на камнях со сценами пересадки сердца. Если приведенное здесь описание может вызвать определенные нарекания в надуманности подобных интерпретаций, то изображение на следующем камне уже не вызывает никаких сомнений о характере проводимой операции (фото XVII). фото XVII Пациент лежит на скамье в типичной позе — лицом вниз. К его запястью подсоединен катетер от аппарата для переливания крови. Один из хирургов изымает из его черепа часть мозга, а второй при этом подает донорский мозг, еще подключенный к аппарату для орошения. Вся эта сцена, опять-таки, изображена крайне лаконично, без особых деталей. Естественно, не представляется возможным выдвигать какие-либо предположения о том, как древние врачеватели могли решать сложнейшие проблемы, возникающие при трансплантации мозга. Тот же вопрос тканевой совместимости, проблемы соединения нервных окончаний и т. д. и т. п. Эти проблемы не в состоянии окончательно решить и современная медицина. Поэтому в данной книге я лишь привожу имеющиеся факты о том, что в комплексе камней Ики операция по пересадке человеческого мозга зафиксирована. Необходимо отметить также, что на паре камней изображена послеоперационная фаза (фото XVIII). фото XVIII К голове пациента подсоединены одна или две трубки, подводящие донорскую кровь для орошения только что пересаженного органа. О том, что это именно послеоперационная фаза свидетельствует изображение шва на голове пациента (фото 96). фото 96 И еще одна интересная и интригующая деталь. В собрании доктора Кабреры есть один крупный камень, изображающий операцию на мозге (фото XIX). фото XIX Вот только данная сцена выглядит малопонятно. Два хирурга, вскрыв черепную коробку пациента, достают из нее небольших змей (или червей?), поддевая их кончиком ножа или просто руками. Голова пациента буквально забита такими змеями. И еще одна крупная змея изображена лежащей под хирургической скамьей. Такие изображения уже встречались на описанных раньше камнях со сценами аналогичной операции. Эти рисунки змей явно имеют определенное символическое значение, но каких-либо конкретных соображений на этот счет я привести не могу. Если речь идет об изображении в виде змеи болезни головного мозга, тогда зачем изображать ту же змею лежащей под скамьей. Тем не менее, на изображениях пациентов после трансплантации их мозг показан в виде волнистых линий. фото 97 Это ведь один из главных символов современной медицины, тем не менее, он присутствует в коллекции этих древнейших изображений. Что также интересно, сбоку от чаши нанесены изображения трех звезд, явно символизирующего взаимосвязь между искусством врачевания человека и устройством макрокосмоса. Конечно, именно этот камень можно было бы отнести к разряду «новоделов», имеющихся в коллекции Кабреры, хотя характер изображения змеи совершенно идентичен другим рисункам змеи, имеющимся в собрании. Но если мы исходим из принципа подлинности литотеки Ики, возникает интереснейший вопрос: насколько же древним является этот образ? И почему (каким путем) он стал одним из двух основных медицинских символов современной медицины? фото XX Врач вскрывает живот роженицы при помощи ножа и достает из тела матери новорожденного. Ко рту женщины подведена трубка от сосуда с анестезирующим газом. Внутри трубки также выгравированы маленькие кружочки, которые и должны, очевидно, символизировать поток газа. Но не это самое удивительное. Одновременно из лона женщины появляется на свет еще один младенец необычного облика. На макушке головы у него начинается ряд треугольных пластин, которые тянутся вдоль всей спины и спускаются ниже копчика. Таким же образом на других камнях изображались спинные пластины динозавров. Следует обратить внимание, что над головой врача выгравирована змея. Сюжет явно несет в себе определенное символическое значение, возможно, связанное именно с необычным младенцем. Хотя степень детализации данной композиции не позволяет однозначно утверждать, что это именно необычный младенец, а не, к примеру, ассистент акушера. Дело в том, что это не единственное подобное изображение. Еще на одном камне также показана операция по кесареву сечению (рис. 5). Кстати, на этой прорисовке хорошо видно сложное устройство анестезирующего аппарата, который, к тому же, соединен отдельной трубкой с изображением листа, что прямо указывает на использование каких-то растений для приготовления обезболивающей смеси. рис 5 Характер данной операции не вызывает сомнений, поскольку вынимаемый плод изображен ногами вперед. Хирург, осуществляющий вскрытие брюшной полости женщины, также имеет на спине треугольные пластины. Среди десятка камней с изображениями хирургических операций мне попались два камня, отличающиеся от других одной специфической чертой. На них изображен пациент, лежащий на спине на медицинской скамье. И под скамьей идет такой же ряд треугольных пластин (фото XIII). Предположение, что это именно спинные пластины пациента вполне оправданно, поскольку на подавляющем большинстве камней с изображениями лежащих на спине пациентов ничего подобного нет. Т. е. здесь можно обоснованно допустить, что на этих двух камнях показаны операции на людях со спинными пластинами. фото 98 В-третьих, недавно появились свидетельства реального существования подобных людей. Несколько лет назад французская этнографическая экспедиция под руководством профессора Жака Латена обнаружила в глухих джунглях Заира неизвестное племя пигмеев. У всех членов племени, включая детей, на спине растут наросты в виде шипов. По словам исследователей, длина этих шипов у взрослых достигает 35 см. Более того, экспресс-анализ тканей и крови пигмеев показал, что это необычное племя относится к… пойкилотермным, или холоднокровным существам, температура тела которых меняется в зависимости от температуры окружающей среды. Среди современных позвоночных животных к ним относятся пресмыкающиеся и рыбы, а среди вымерших — динозавры. Естественно, что подобное открытие противоречит всем представлениям о человеке, господствующим в современной науке. Поэтому открытие французских исследователей не стало мировой сенсацией. Скудная информация об удивительном племени мелькнула несколько раз в популярной прессе и была благополучно «похоронена», как это было и в случаях находок человеческих останков внутри скелетов динозавров. фото 99 Вокруг головы младенца изображены остатки околоплодного мешка. Т. е. сцена показана очень реалистично, но объяснение данному сюжету найти еще труднее. Убийства новорожденных практиковались в различных древних обществах в целях демографического контроля, реже — в ритуальных целях. Но здесь явно иная ситуация. Изображенным на этих камнях сценам трудно найти объяснение с точки зрения современной логики. И это лишний раз свидетельствует в пользу очень древнего происхождения камней Ики, на которых отображена жизнь людей с иной, зачастую непонятной нам системой мировоззрений.
9 Судя по дошедшим до нас историческим и археологическим свидетельствам, во многих, если не в большинстве, развитых цивилизациях древности астрономия (и астрология) являлась одной из ведущих отраслей знаний. Современные исследователи при этом не могут ответить на принципиальные вопросы: зачем древним обществам был необходим столь высокий уровень познаний законов небесной механики и каким образом эти знания были получены? Как древние ученые могли вычислить точные циклы движения планет, отдельных звезд или созвездий? Откуда у отдельных народов появились астрономические познания, получить которые современная наука смогла только в предыдущем столетии при помощи достаточно совершенных астрономических инструментов? А главное, зачем древним земледельцам, например, майя, был нужен календарь, точность которого превышает тот, которым пользуется современная цивилизация? Даже известные нам древние культуры остаются носителями целого комплекса парадоксальных загадок и тайн. Что же тогда говорить о малоизвестных цивилизациях, как та, что оставила литотеку Ики? фото XXI Он имеет приплюснутую макушку и вся его поверхность покрыта гравированными изображениями астрономической тематики. Плоская макушка камня представляет собой своего рода карту звездного неба, на которой изображены различные виды небесных объектов (фото 100).
фото 100 Удивительно то, что все символы, использованные древними художниками, не только легко понятны современному человеку, но и, можно сказать, привычны. Так, луна изображена в виде полумесяца с профилем человеческого лица. В коллекции есть и другие камня, где земной спутник изображен именно таким образом, причем месяц может быть как молодой, так и старый. Более того, профиль человеческого лица вместе с полумесяцем может быть вписан в полный диск луны (фото XXII). фото XXII Остальную часть «карты» занимают изображения звезд, туманностей и комет. Каждый из этих символов не вызывает сомнений в том, какой из небесных объектов здесь изображен. Символ звезды состоит из центрального круга, пяти основных треугольных лучей, и радиальными линиями показан исходящий из нее свет. Только один из символов отличается от других: пятилучевая звезда не имеет радиальных линий, но окружена по окружности волнистой линией. Туманности нарисованы в виде неправильной формы облаков. Внутри одного из них изображены две звезды, и это однозначно указывает на то, что древний художник изобразил именно звездную туманность. На этом камне выгравированы три кометы, причем, их символы несколько отличаются один от другого. Все изображения комет имеют ядро кометы и хвост. Но эти составляющие обозначены по-разному. Ядра двух комет представлены в виде круга, причем, один заштрихован сеткой, второй нет. На третьем символе кометы на ядре нанесены три штриха, придающие ему вид человеческого лица.
|
|||
|