Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Жуков Андрей. Камни Ики – послание невозможной цивилизации 9 страница



фото XIII

И это вполне обоснованное предположение. Большое количество соответствующих изображений на камнях Ики позволяет утверждать, что древние врачеватели не только были знакомы с переливанием крови, но и использовали донорскую кровь для орошения жизненно важных органов пациента, а также для орошения трансплантируемых органов. Процесс переливания крови о привычным нам способом — путем подсоединения сосуда с кровью к вене на руке пациента, изображен на многих камнях с медицинской тематикой. На некоторых камнях изображение аппарата по переливанию крови весьма условно, на других — более детализировано, и видно, что катетер имеет форму шприца с иглой (фото 89).

фото 89

В большинстве древних культур, даже имевших высокий уровень развития медицины, переливание крови не было известно. Да и в современной западной медицине эта операция начала применяться всего лишь полтора века назад. Тем более удивительно наличие соответствующих знаний и их практическое применение в древней цивилизации, оставившей комплекс камней Ики. Конечно, только по рисункам, выгравированным на камнях, нельзя с уверенностью утверждать, что изображался именно процесс переливания крови. Можно также предположить, что это был какой-либо физиологический раствор, вводимый в кровь пациента. Но такое предположение не умаляет уровня развития древней медицины.
Тем не менее, гипотеза о переливании крови представляется более обоснованной. На одном из камней с таким сюжетом можно обнаружить чрезвычайно любопытную деталь (фото 90).

фото 90

Врач подсоединяет к руке женщины катетер с иглой. Трубка катетера соединена с аппаратом, стоящим на подставке в изголовии пациента. Сам аппарат изображен в виде бутылковидного сосуда. Интересна детализация этого изображения. Сосуд на одну треть заштрихован косой клеткой, остальная его часть заполнена маленькими кружочками. Так, предположительно, на камнях Ики обозначался газ. Вторая трубка, выходящая из сосуда, заканчивается символом листа. Вполне можно предположить, что на этом камне изображен процесс обогащения крови кислородом.
Интересно также отметить, что на нескольких камнях в коллекции доктора Кабреры изображены послеоперационные мероприятия. Так, на одном из камней показан пациент после какой-то полостной операции (фото 91).

фото 91

Над ним склонились два хирурга. Один из них держит в руках поднос с инструментами. Ко рту пациента подсоединены два аппарата. Один из них — с анестезирующим газом. О назначении второго можно только предполагать. Его держит в руках врач. Судя по рисунку, это небольшая «груша», заполненная, вероятно, какой-то питательной (?) жидкостью. Второй хирург работает с аналогичным аппаратом, имеющим на другом конце катетер с иглой. И этот катетер врач подсоединяет ко шву на животе пациента. Интересно, что «груши» этих двух «аппаратов» заштрихованы косой клеткой, возможно, символизирующей жидкость. Тогда как «груша» анестезирующего приспособления разделена на две неравные части, нижняя из которых заполнена штриховкой. Можно предположить, что таким схематичным образом древний художник обозначил разницу в заполнении этих «аппаратов». Шов на животе пациента после большого разреза изображен достаточно детально. Похожие сюжеты можно увидеть и на других камнях, где врач при помощи такого же «аппарата» обрабатывает швы, например, на голове пациента.

фото 83

Не вызывает сомнения, что данные инструменты были металлическими. Наиболее распространенными инструментами являлись обычный односторонний нож или скальпель и копьеобразный инструмент с колющей функцией. На одном камне выгравирован нож с серповидным лезвием, перпендикулярным рукояти. Следует отметить тот факт, что данный тип ножа, называемый туми, был широко распространен среди до-испанских индейских культур Перу.

Следует напомнить, что Хавьер Кабрера был по специальности хирургом и почти до самой своей смерти занимался врачебной практикой. Поэтому вполне естественно, что камни с медицинской тематикой привлекали его особое внимание. В его собрании имеется две серии, каждая из которых содержит более десятка камней. Одна из них посвящена операциям по пересадке сердца, вторая — пересадкам полушарий мозга. Правда, назвать это полноценными сериями нельзя, поскольку камни отличаются и по уровню исполнения гравировки, и детализацией рисунков. Очевидно, что делали их различные мастера. Тем не менее, на этих камнях показаны различные стадии операций, что и позволяет сделать ряд интереснейших предположений. Необходимо отметить следующий факт. Большинство камней, на которых изображены пересадка сердца и мозга, являются большими. Некоторые превышают размеры метра в поперечнике и имеют вес около 300 кг (фото 92). Т. е. камни с этими сюжетами (вместе с десятком камней с изображениями сцен охоты на динозавров) являются самыми крупными в коллекции доктора Кабреры. Их также отличает высокая степень детализации изображений. Можно предполагать, что древние художники придавали особое внимание именно данным сюжетам.

фото 92

Первая успешная операция по пересадке сердца была выполнена в 1967 году Кристианом Бернаром, но вплоть до сегодняшнего дня трансплантация сердца является крайне сложной и рискованной операцией. Одна из самых главных проблем заключается в отторжении тканей донора. Доктор Кабрера, проанализировав эти изображения, выдвинул гипотезу, что в древней цивилизации, которая оставила нам камни Ики, проблема отторжения донорских тканей была решена достаточно оригинальным образом. Он пришел к выводу, что для решения этой задачи применялись два основных метода: использование крови беременной женщины для орошения трансплантируемого органа и, дополнительно, предварительная пересадка почек и надпочечников от донора пациенту.
Особенно интересен один из камней, посвященных этому виду операций, на котором рисунок достаточно детализирован. Диаметр этого камня около 1 метра. На нем изображены два хирурга осуществляющие операцию по пересадке сердца (фото XIV).

фото XIV

Доктор Кабрера считал, что на этом камне изображен процесс орошения донорского органа кровью беременной женщины. Однако, изображение женщины на этом камне не дает оснований утверждать, что она беременна, поскольку среди тщательно прорисованных внутренних органов отсутствует изображение плода (рис. 4). Доктор Кабрера пришел к выводу о том, что здесь изображена беременная женщина, на основе формы ее грудей. Т. е. в данном случае подобное предположение нельзя назвать достаточно обоснованным. Более того, по рисунку на этом камне нельзя с уверенностью сказать, изображено здесь извлечение донорского сердца или же, наоборот, его вживление пациенту. Само сердце выгравировано очень тщательно, со многими анатомическими подробностями. При помощи двух трубок оно, очевидно, соединено с другим органом женщины. По его изображению трудно сказать, что это за орган. Но, судя по местоположению и по тому, что его подсоединили к сердцу, можно предполагать, что это почка или печень. К этому же органу подсоединен аппарат для его орошения. Второй хирург при помощи ножа осуществляет какую-то манипуляцию с этим органом. Хотя по рисунку нельзя с уверенностью сказать, подсоединено сердце к другому органу, или же оно подсоединено к кровеносной системе женщины. Т. е. по данному рисунку нельзя сделать однозначные выводы о конкретных действиях врачевателей. Но само по себе такое подробное изображение сложнейшей операции, возможно, по пересадке сердца, вызывает изумление. Если говорить о камнях Ики как грандиозной мистификации то тогда трудно себе представить, что подобные методики трансплантационной медицины могли прийти в голову местным крестьянам, которые якобы изготавливали сами эти камни.

рис 4

Однако, сама гипотеза доктора Кабреры об использовании крови беременной женщины, выдвинутая им в конце 70-х годов прошлого века, представляется чрезвычайно интересной. Он предположил, что в крови беременной женщины существует определенный гормон, который препятствует отторжению чужеродных тканей при трансплантации органов. Английские исследователи из Стэнфорда в 2007 году обнародовали первые результаты своих экспериментов, суть которых заключалась в том, что чужая кровь способна омолаживать организм. Кровь, взятая у здорового сильного организма, способна восстанавливать изношенные органы. Эксперименты, проведенные на мышах, показали, что молодая кровь наибольшее воздействие оказывает на мышечный тонус, а также приводит к ускоренному заживлению мышц. Серия экспериментов с печенью продемонстрировала, что печень также восстанавливается после переливания здоровой крови. У мышей, которые подвергались подобной процедуре, увеличивалась продолжительность жизни. К экспериментам на людях английские врачи только собираются приступить в скором будущем.
Таким образом, современные ученые только приближаются в своих исследованиях к подобным методикам, а в комплексе рисунков на камнях Ики они отражены как неотъемлемая часть древней медицины. В этом плане особый интерес представляет еще пара камней из коллекции доктора Кабреры. На одном из них изображен врач, осуществляющий какие-то надрезы на извлеченном из человека сердце (фото 93).

фото 93

У ног хирурга изображен сосуд с различными видами ножей, что, вероятно, должно свидетельствовать о длительной и сложной процедуре. На другом камне показана аналогичная процедура, но изображение более детализировано (фото 94). Сердце покоится на специальной подставке, от него отведено несколько трубок, соединенных с сосудами. Врач при помощи ножа осуществляет надрез на одном из главных сердечных сосудов. Интересно также, что сердце при помощи отдельной трубки с «переходником» соединено со ртом хирурга. Кроме того, на рисунке показано, что сердце при помощи трубок соединено с какими-то приспособлениями, изображенными весьма условно (одно из них — символ «листа жизни»). Внизу показан сосуд, который при помощи трубки соединен с сердцем. Его назначение также не ясно. Что за манипуляции изображены на этом камне, предположить весьма трудно. Но и отнести столь детализированное изображение к «действиям ритуального характера», как это предпочитают делать в подобных случаях ортодоксальные ученые, не представляется возможным. Не вызывает сомнений, что это именно хирургическая операция на сердце, возможно, предназначенном для пересадки.

фото 94

К сожалению, остальные камни в собрании Кабреры не столь детализированы. На них явственно видно, что изображена операция по трансплантации сердца, но делать конкретные предположения об особенностях и деталях процесса нецелесообразно. На одном, уже упоминавшемся выше камне (фото XI) можно отметить ряд интереснейших деталей. Сердце здесь изображено весьма условно. Ассистент хирурга держит в руках аппарат для орошения трансплантируемого органа. Внизу изображен второй ассистент, который готовит к работе аппарат для анестезии. Причем, на этом камне изображена даже медицинская стойка, на котором он подвешен. Подобная детализация является исключительной для серии камней в собрании доктора Кабреры. Можно предположить, что на этом камне изображен именно процесс внедрения донорского сердца пациенту. В пользу такого предположения свидетельствуют две детали. Ко рту пациента подведена трубка анестезирующего аппарата. На других камнях с изображениями операций на сердце данная деталь отсутствует. Не менее интересно и загадочно, то, что на голове больного присутствует изображение хирургического шва, к которому при помощи игл подсоединены два катетера, которыми манипулирует третий ассистент. Что может означать подобная процедура и как головной шов связан с операцией на сердце, остается только гадать.
Конечно, самыми фантастическими в собрании доктора Кабреры являются камни на которых изображены операции по пересадке человеческого мозга. Ведь и современная медицина пока не в состоянии осуществить благополучную операцию по трансплантации мозга, гарантирующую дальнейшую жизнь пациента. Камней с данным сюжетом в коллекции Кабреры насчитывается одиннадцать штук. Почти все они имеют большие размеры, самый крупный из них достигает полутора метров в длину и около 80 см в высоту (фото 92). Как и остальные камни с медицинской тематикой, они не составляют единой серии и исполнены разными мастерами. Тем не менее, на этих камнях представлены разные последовательные фазы трансплантации человеческого мозга или одного из его полушарий.
На одном из камней выгравирована сцена первичного этапа операции. Хирург при помощи ножа вскрывает череп пациента со стороны затылочной области (фото XV).

фото XV

В пользу предположения о том, что здесь изображен больной, возможно, свидетельствует изображенная внутри его головы змея. Следует также отметить тот факт, что в серии камней со сценами трансплантации мозга анестезирующие аппараты не изображались. Левее на этом же камне, вероятно, помещен уже умерший донор. Глаз человека не имеет изображения глазного яблока (у больного пациента оно присутствует), черепная коробка опустошена. Над донором приведено изображение его мозга, к которому подключен аппарат, орошающий донорский орган кровью. И, наконец, с третьей стороны этого же камня показано помещение части (одного полушария?) мозга донора в череп пациента, внутри которого изображен его собственный мозг (фото XVI).

фото XVI

Глаз больного открыт, анестезирующие приспособления отсутствуют. Таким образом, на одном камне приведены основные фазы операции по трансплантации человеческого мозга. Следует отметить лаконичность и схематичность изображения именно на данном камне. Помимо описанных элементов на нем выгравированы только рисунки пары хирургических инструментов. Некоторые детали на других камнях этой серии позволяют дополнить эту в общем-то скудную картину.
Так на одном небольшом камне изображен врач, подсоединяющий к донорскому мозгу аппарат для кровяного орошения (фото 95).

фото 95

Извлеченный орган лежит на отдельном хирургическом столике, изображение которого уже встречалось на камнях со сценами пересадки сердца. Если приведенное здесь описание может вызвать определенные нарекания в надуманности подобных интерпретаций, то изображение на следующем камне уже не вызывает никаких сомнений о характере проводимой операции (фото XVII).

фото XVII

Пациент лежит на скамье в типичной позе — лицом вниз. К его запястью подсоединен катетер от аппарата для переливания крови. Один из хирургов изымает из его черепа часть мозга, а второй при этом подает донорский мозг, еще подключенный к аппарату для орошения. Вся эта сцена, опять-таки, изображена крайне лаконично, без особых деталей. Естественно, не представляется возможным выдвигать какие-либо предположения о том, как древние врачеватели могли решать сложнейшие проблемы, возникающие при трансплантации мозга. Тот же вопрос тканевой совместимости, проблемы соединения нервных окончаний и т. д. и т. п. Эти проблемы не в состоянии окончательно решить и современная медицина. Поэтому в данной книге я лишь привожу имеющиеся факты о том, что в комплексе камней Ики операция по пересадке человеческого мозга зафиксирована.

Необходимо отметить также, что на паре камней изображена послеоперационная фаза (фото XVIII).

фото XVIII

К голове пациента подсоединены одна или две трубки, подводящие донорскую кровь для орошения только что пересаженного органа. О том, что это именно послеоперационная фаза свидетельствует изображение шва на голове пациента (фото 96).

фото 96

И еще одна интересная и интригующая деталь. В собрании доктора Кабреры есть один крупный камень, изображающий операцию на мозге (фото XIX).

фото XIX

Вот только данная сцена выглядит малопонятно. Два хирурга, вскрыв черепную коробку пациента, достают из нее небольших змей (или червей?), поддевая их кончиком ножа или просто руками. Голова пациента буквально забита такими змеями. И еще одна крупная змея изображена лежащей под хирургической скамьей. Такие изображения уже встречались на описанных раньше камнях со сценами аналогичной операции. Эти рисунки змей явно имеют определенное символическое значение, но каких-либо конкретных соображений на этот счет я привести не могу. Если речь идет об изображении в виде змеи болезни головного мозга, тогда зачем изображать ту же змею лежащей под скамьей. Тем не менее, на изображениях пациентов после трансплантации их мозг показан в виде волнистых линий.
И снова к вопросу о «фальсификаторах». Даже если допустить, что изготовлением таких «поддельных» камней занимались не простые перуанские фермеры, а люди со специальным медицинским образованием, неизбежно возникает простой вопрос: на что надеялись эти «мистификаторы», вырезая на метровых валунах сцены, изображающие пересадку мозга, осуществляемую простыми ножами? Неужели они рассчитывали продать двухсот килограммовые камни заезжим туристам или наивным коллекционерам, убедив их, что это древние индейские артефакты? При этом добавили в свои «подделки» непонятной символики, чтобы совсем уж «запудрить мозги». Не слишком ли изощренное коварство для перуанской глубинки 60-х годов прошлого века?
Кстати, о символах. В коллекции доктора Кабреры есть очень примечательный камень с уникальным рисунком. На нем изображен колоколовидный сосуд на длинной ножке, которую обвивает тело змеи. Голова змеи с раздвоенным языком глядит в чашу (фото 97).

фото 97

Это ведь один из главных символов современной медицины, тем не менее, он присутствует в коллекции этих древнейших изображений. Что также интересно, сбоку от чаши нанесены изображения трех звезд, явно символизирующего взаимосвязь между искусством врачевания человека и устройством макрокосмоса. Конечно, именно этот камень можно было бы отнести к разряду «новоделов», имеющихся в коллекции Кабреры, хотя характер изображения змеи совершенно идентичен другим рисункам змеи, имеющимся в собрании. Но если мы исходим из принципа подлинности литотеки Ики, возникает интереснейший вопрос: насколько же древним является этот образ? И почему (каким путем) он стал одним из двух основных медицинских символов современной медицины?
В комплексе изображений с медицинской тематикой можно обнаружить целый ряд загадочных и труднообъяснимых моментов. Например, на камне со сценой кесаревого сечения (фото XX).

фото XX

Врач вскрывает живот роженицы при помощи ножа и достает из тела матери новорожденного. Ко рту женщины подведена трубка от сосуда с анестезирующим газом. Внутри трубки также выгравированы маленькие кружочки, которые и должны, очевидно, символизировать поток газа. Но не это самое удивительное. Одновременно из лона женщины появляется на свет еще один младенец необычного облика. На макушке головы у него начинается ряд треугольных пластин, которые тянутся вдоль всей спины и спускаются ниже копчика. Таким же образом на других камнях изображались спинные пластины динозавров. Следует обратить внимание, что над головой врача выгравирована змея. Сюжет явно несет в себе определенное символическое значение, возможно, связанное именно с необычным младенцем. Хотя степень детализации данной композиции не позволяет однозначно утверждать, что это именно необычный младенец, а не, к примеру, ассистент акушера. Дело в том, что это не единственное подобное изображение. Еще на одном камне также показана операция по кесареву сечению (рис. 5). Кстати, на этой прорисовке хорошо видно сложное устройство анестезирующего аппарата, который, к тому же, соединен отдельной трубкой с изображением листа, что прямо указывает на использование каких-то растений для приготовления обезболивающей смеси.

рис 5

Характер данной операции не вызывает сомнений, поскольку вынимаемый плод изображен ногами вперед. Хирург, осуществляющий вскрытие брюшной полости женщины, также имеет на спине треугольные пластины. Среди десятка камней с изображениями хирургических операций мне попались два камня, отличающиеся от других одной специфической чертой. На них изображен пациент, лежащий на спине на медицинской скамье. И под скамьей идет такой же ряд треугольных пластин (фото XIII). Предположение, что это именно спинные пластины пациента вполне оправданно, поскольку на подавляющем большинстве камней с изображениями лежащих на спине пациентов ничего подобного нет. Т. е. здесь можно обоснованно допустить, что на этих двух камнях показаны операции на людях со спинными пластинами.
Это еще одна из многочисленных загадок камней Ики. Можно было бы скептически предположить, что ничего загадочного здесь нет, а таким образом изображены плюмажи из перьев, опускающиеся до земли. Но, во-первых, на подавляющем большинстве камней с медицинской тематикой таких громоздких головных уборов нет. Во-вторых, в иконографическом комплексе камней Ики перья в головных уборах заштрихованы по-другому. Треугольники с частой косой штриховкой обозначают именно костяные пластины, как у динозавров, так и у человека. И в собрании доктора Кабреры есть несколько маленьких камней с изображениями таких странных людей. На этих рисунках ясно видна разница между изображениями перьев головного убора и спинных пластин (фото 98).

фото 98

В-третьих, недавно появились свидетельства реального существования подобных людей. Несколько лет назад французская этнографическая экспедиция под руководством профессора Жака Латена обнаружила в глухих джунглях Заира неизвестное племя пигмеев. У всех членов племени, включая детей, на спине растут наросты в виде шипов. По словам исследователей, длина этих шипов у взрослых достигает 35 см. Более того, экспресс-анализ тканей и крови пигмеев показал, что это необычное племя относится к… пойкилотермным, или холоднокровным существам, температура тела которых меняется в зависимости от температуры окружающей среды. Среди современных позвоночных животных к ним относятся пресмыкающиеся и рыбы, а среди вымерших — динозавры. Естественно, что подобное открытие противоречит всем представлениям о человеке, господствующим в современной науке. Поэтому открытие французских исследователей не стало мировой сенсацией. Скудная информация об удивительном племени мелькнула несколько раз в популярной прессе и была благополучно «похоронена», как это было и в случаях находок человеческих останков внутри скелетов динозавров.
В собрании доктора Кабреры есть и другие камни, рисунки на которых вызывают удивление, а то и недоумение. Так, на одном маленьком камне изображена сцена, на которой врач отрезает пациенту половой орган. По рисунку видно, что это именно ампутация, а не обрезание крайней плоти. Уста хирурга и пациента соединены символом «трубки», и это должно свидетельствовать в пользу того, что здесь изображена именно операция, а не ритуальное действие. На другом камне врач отрезает голову младенцу, только что вынутому из чрева матери (фото 99).

фото 99

Вокруг головы младенца изображены остатки околоплодного мешка. Т. е. сцена показана очень реалистично, но объяснение данному сюжету найти еще труднее. Убийства новорожденных практиковались в различных древних обществах в целях демографического контроля, реже — в ритуальных целях. Но здесь явно иная ситуация. Изображенным на этих камнях сценам трудно найти объяснение с точки зрения современной логики. И это лишний раз свидетельствует в пользу очень древнего происхождения камней Ики, на которых отображена жизнь людей с иной, зачастую непонятной нам системой мировоззрений.

 

9

Судя по дошедшим до нас историческим и археологическим свидетельствам, во многих, если не в большинстве, развитых цивилизациях древности астрономия (и астрология) являлась одной из ведущих отраслей знаний. Современные исследователи при этом не могут ответить на принципиальные вопросы: зачем древним обществам был необходим столь высокий уровень познаний законов небесной механики и каким образом эти знания были получены? Как древние ученые могли вычислить точные циклы движения планет, отдельных звезд или созвездий? Откуда у отдельных народов появились астрономические познания, получить которые современная наука смогла только в предыдущем столетии при помощи достаточно совершенных астрономических инструментов? А главное, зачем древним земледельцам, например, майя, был нужен календарь, точность которого превышает тот, которым пользуется современная цивилизация? Даже известные нам древние культуры остаются носителями целого комплекса парадоксальных загадок и тайн. Что же тогда говорить о малоизвестных цивилизациях, как та, что оставила литотеку Ики?
В собрании доктора Кабреры есть значительное число камней, изображения на которых свидетельствуют, что в данной древней культуре астрономия находилась на достаточно высоком уровне развития. Наиболее примечателен один крупный камень, который Хавьер Кабрера приобрел еще в 1970 году. Это крупный андезитовый валун высотой около 75 см и весом более 150 кг (фото XXI).

фото XXI

Он имеет приплюснутую макушку и вся его поверхность покрыта гравированными изображениями астрономической тематики. Плоская макушка камня представляет собой своего рода карту звездного неба, на которой изображены различные виды небесных объектов (фото 100).

 

фото 100

Удивительно то, что все символы, использованные древними художниками, не только легко понятны современному человеку, но и, можно сказать, привычны. Так, луна изображена в виде полумесяца с профилем человеческого лица. В коллекции есть и другие камня, где земной спутник изображен именно таким образом, причем месяц может быть как молодой, так и старый. Более того, профиль человеческого лица вместе с полумесяцем может быть вписан в полный диск луны (фото XXII).

фото XXII

Остальную часть «карты» занимают изображения звезд, туманностей и комет. Каждый из этих символов не вызывает сомнений в том, какой из небесных объектов здесь изображен. Символ звезды состоит из центрального круга, пяти основных треугольных лучей, и радиальными линиями показан исходящий из нее свет. Только один из символов отличается от других: пятилучевая звезда не имеет радиальных линий, но окружена по окружности волнистой линией. Туманности нарисованы в виде неправильной формы облаков. Внутри одного из них изображены две звезды, и это однозначно указывает на то, что древний художник изобразил именно звездную туманность. На этом камне выгравированы три кометы, причем, их символы несколько отличаются один от другого. Все изображения комет имеют ядро кометы и хвост. Но эти составляющие обозначены по-разному. Ядра двух комет представлены в виде круга, причем, один заштрихован сеткой, второй нет. На третьем символе кометы на ядре нанесены три штриха, придающие ему вид человеческого лица.
Доктор Кабрера, анализируя изображения на данном камне, выдвинул гипотезу, что здесь показана комета Коутепека в различных фазах ее прохождения по небесному своду. Он также отождествил символы звезд с различными зодиакальными созвездиями, некоторыми планетами (например, с Юпитером и Венерой). Среди туманностей он выделил туманность Конская голова. На мой взгляд, этот камень не дает каких-либо оснований для столь однозначных интерпретаций. Скорее можно предположить, что здесь изображены основные типы небесных объектов, которые были известны древним астрономам и наблюдались ими.
На боковой поверхности этого камня по всему периметру выгравированы фигуры трех астрономов, изучающих звездное небо в … подзорные трубы. Две человеческие фигуры обращены лицом друг к другу, а между ними помещено изображение какого-то объекта, напоминающего растение, очевидно, связанного определенным образом с общим смыслом всей композиции. О том, что это именно символ, свидетельствуют многочисленные камни с достаточно детализированными рисунками различных видов растений. На обратной стороне этого камня помещено изображение третьего астронома, также держащего в руках подзорную трубу, и трех высоких гор. Не вызывает сомнения, что представители этой древней цивилизации использовали для проведения астрономических наблюдений высокие вершины Анд.
В коллекции доктора Кабреры имеется еще один маленький камушек, полностью повторяющий описанный астрономический сюжет. Он даже имеет аналогичную форму, хотя его размер не превышает 20 см (фото 101).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.