Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мой народ. 186 5 страница



Значительное место занимает народная тема и в творчестве II. А. Вяземского, старшего современника и друга А. С. Пушкина. Интересно, что именно II. А. Вяземский ввёл в русский язык само слово народность — оно было образовано как калька с французско­го языка, но впоследствии укоренилось и перестало восприниматься как заимствование. Среди «ямщицких* стихотворений поэта наи­большую известность приобрело стихотворение «Ещё тройка* («Тройка мчится, тройка скачет, вьётся пыль из-под копыт...*), ко­торое было положено на музыку композитором II. П. Булаховым и стало одним из самых популярных русских романсов о тройке. Уже в этом стихотворении поэт обозначил своё видение темы степи: • Много в ней и думы томной, и раздолья много есть*. Но самым развёрнутым и глубоким поэтическим высказыванием П. А. Вязем­ского о степи стало его стихотворение «Степь* (1849), в котором безбрежный степной простор не просто выражает мысли и чувства лирического героя, но соотносится с душой русского народа, выра­жает глубинную суть России.

Степь вдохновляла не только русских поэтов, она стала неотъ­емлемой частью художественного мира многих русских прозаиков, главное место среди которых по праву принадлежит Н. В. Гоголю. Другой певец степных просторов, А. П. Чехов, назвал Гоголя «степ­ным царём» русской литературы. Именно Гоголь укоренил в рус­ской культуре представление о степи как об особом пространстве, в котором «есть место, где развернуться» русской душе, подобной «птице-тройке», несущейся по необъятным просторам Руси, всё ещё ждущей появления своего ге^юя-богатыря. Вслед за Гоголем по­этические картины степи создавали И. С. Тургенев и Н. С. Лесков. С. Т. Аксаков и В. Г. Короленко и многие другие русские писатели. Но к концу XIX века «стенная» тема ушла на второй план, усту­пив место остросоциальной проблематике. Заслуга её возрождения, безусловно, принадлежит А. II. Чехову, сделавшему степь не просто местом действия, прекрасным пейзажем, но и одним из главных героев своего творчества. Для уроженца Таганрога природа юж­ной степной полосы России была родной и горячо любимой. «До­нецкую степь я люблю и когда-то чувствовал себя в ней, как до­ма, и знал там каждую балочку...» — писал он Д. В. Григорович}' в 1888 году, когда шла работа нал повестью «Степь» — произведе­нием писателя, настоящим героем которого является именно степь. Новаторская по творческому методу и выдающаяся по мастерству я художественному совершенству, эта повесть не только стала рубеж­ным произведением для Чехова, но и открыла новые пути «степ­ной* теме в русской литературе, как и мечтал писатель: «Быть мо­жет, она [повесть] раскроет глаза моим сверстникам и покажет им. какое богатство, какие залежи красоты остаются ещё нетронутыми и как ещё не тесно русскому художнику». Действительно, за Чехо­вым последовали многие писатели и поэты XX века, среди которых выделяется М. А. Шолохов создатель подлинно эпических кар­тин степной России в романах «Тихий Дон» и «Поднятая целина», • Донских рассказах» и других произведениях. Продолжают созда­вать замечательные произведения о степи, её природе и русских людях, живущих на степном просторе, и современные писатели в поэты. Ведь благодаря русскому фольклору и литературе степь ста­ла для России подлинным источником вдохновения, воплощением истории и души народа. В этом вы убедитесь, прочитав произве­дения И.З. Сурикова, II. А. Вяземского и А. II. Чехова, создавших незабываемый образ русской степи.

Вопросы и задания

1. Почему образ степи так часто появляется в народном творчестве и| произведениях русских писателей и поэтов? С какими представлениями о русском человеке связана степь?

2. Перечитайте высказывания, приведённые в рубрике «Из первых уст». Как вы понимаете слова известного русского философа XX века Н. С. Бер­дяева о необъятных русских пространствах: «Это — география русской ду- ши»? Как они перекликаются с размышлениями русского историка В. О. Ключевского об историческом значении степи в формировании русско­го национального характера? Аргументируйте свой ответ.

3. С чем связано появление «ямщицких» песен в русском фолькло­ре? Какое отражение они нашли в русской литературе? Назовите как можно больше народных песен и стихов русских поэтов, связанных с этой темой.

4. Почему А. П. Чехов назвал Н. В. Гоголя «степным царём» русской ли­тературы? Какие произведения этих двух русских писателей, связанных с образом степи, вы знаете? Известны ли вам другие произведения русски» писателей и поэтов, посвящённые теме степи? Назовите их.

Иван Захарович Суриков

Литературные имена России

> Иван Захарович Суриков (1841 —1880) известный русский поэт, яркий представи­тель крестьянской поэзии в русской литера­туре. Биография его необычна. Поэт родил­ся в деревне Новосёлове недалеко от Углича в семье крестьянина, хорошо знал жизнь русского народа, его радости и горести, любил родную природу и задушевные рус­ские песни. О самой счастливой поре жиз­ни — детстве в родной деревне — написано ставшее очень популярным стихотворение

• Детство»: «Вот моя деревня: / вот мой дом родной; / вот качусь я в санках / по горе крутой...» Но судьба уго­товила талантливому поэту-самоучке много испытаний: его семья переехала в Москву, где отец открыл свою лавку, в которой Ива­ну с ранних лет пришлось работать, одновременно обучаясь гра­моте. Потом были годы лишений, бедности, невзгод и трагических утрат.

Путь И. 3. Сурикова к известности оказался трудным, хотя он рано начал писать: для многих современников его поэзия представ­лялась слишком простой и непритязательной. В начале 1860-х го­дов стали появляться в печати отдельные стихи И. 3. Сурикова, но полностью посвятить себя поэзии он не мог, поскольку был вынуж­ден зарабатывать на жизнь: работал переписчиком бумаг, типограф­ским наборщиком, торговал углём и железом. Лишь в 1871 году вышел первый его поэтический сборник, затем ещё два, а в 1875 го­ду его избрали членом Общества любителей русской словесности. Будучи сам поэтом-самоучкой, И. 3. Суриков с большим сочувстви­ем относился к таким же молодым поэтам, которые вынуждены бы­ли бороться с тяжёлыми обстоятельствами жизни, старался помо­гать им и стал инициатором литературного кружка, занимавшегося публикацией их произведений. Главные темы произведений И. 3. Сурикова жизнь простых крестьян и городских бедняков, их тяжкий груд, страдания и заботы, большое место в творчестве поэта занимают картины родной природы, близкие по духу народ­ной поэзии. Не случайно многие стихотворения И. 3. Сурикова ста­ли поистине народными песнями, любимыми и исполняемыми по сей день, — «Рябина» («Что шумишь, качаясь, тонкая рябина...»).

♦ Я ли в поле да не травушка была...», «Сиротой я росла...». Среди них и стихотворение «В степи», написанное поэтом в 1869 году и переработанное в 1877-м. Положенное на музыку композитором С. II. Садовским, оно в несколько изменённом виде стало всенарод­но любимой песней, известной под другим названием — «Степь да степь кругом». ◄


Историко-культурный комментарий

► Степь Моздокская... от Саратова до села Царицына степное пространство, находившееся по обе стороны Царицынской стороже­вой линии (так называлась оборонительная линия, построенная для зашиты от набегов со стороны Крымского ханства и кочевников По­волжья). Она использовалась с 1720 по 1776 год, перекрывая пере шеек между реками Доном и Волгой. Город Царицын, первоначаль­но бывший оборонительной крепостью этой линии, носил это назва­ние до 1925 i-ода, когда был переименован в Сталинград, а с 1961 года он называется Волгоград.

Моздок — город, основанный в середине XVIII века в ряду обо­ронительных сооружений Кавказской военной линии, куда пересе­лили волжских казаков после упразднения Царицынской стороже­вой линии. ◄

 

Прочитайте русскую народную песню «Уж ты, степь ли моя, степь Моз­докская...» и стихотворение И. 3. Сурикова «В степи». Чем отличается про­изведение поэта от народной песни, положенной в его основу?

Уж ты, степь ли моя. степь Моздокская...

Русская народная песня

Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская,

Степь Моздокская!

Широко ли, далеко, степь, ты протянулася,

Протянулася,

От Саратова ты, степь, до села Царицына,

До Царицына;

Пролегала по степи большая дороженька, Дорожка широкая...

Проезжали по ней молоды извощики. Молоденькие;

Как лошадки у них буланые.


Все буланые.

Хомуты-то у них серебрины. Серебрины;

Как узды-то у них все наборные,

Все наборные;

Как тележки-то у них все шиповные. Все шиповные...

Солучилося у них несчастьице,

Да немалое.

Захворал да занемог у них добрый молодец.

Млад извощичек...

Он просил-то, он просил своих товарищей.

Товарищей: «Ах вы, братцы вы мои, вы друзья-товарищи. Товарищи!

Не покиньте вы, братцы, моих вороных коней.

Вороных копей.

/X свезите вы, братцы, батюшке низкий поклон.

         
 
 


 

 


Застигнутые бурей. Худ. Н. Е. Сверчков. 1880-1890


И. 3. Сури

В степи

Кони мчат-несут.

Степь всё вдаль бежит;

Вьюга снежная

На степи гудит.

Снег да снег кругом; Сердце грусть берёг;

Про моздокскую

Степь ямщик поёт...

Как простор степной

Широко-велик;

Как в степи глухой Умирал ямщик;

Как в последний свой Передсмертный час

Он товарищу

Отдавал приказ:

♦ Вижу, смерть меня Здесь, в степи, сразит, — Не попомни, друг. Злых моих обид.

Злых моих обид.

Да и глупостей. Неразумных слов. Прежней грубости.

Схорони меня

Здесь, в степи глухой;

Вороных коней

Отведи домой.

Отведи домой. Сдай их батюшке;

Отнеси поклон

Старой матушке.

Молодой жене

Ты скажи, друг мой. Чтоб меня она

Не ждала домой...

Кстати, ей ещё

Не забудь сказать:

Тяжело вдовой

Мне её кидать!

Передай словцо

Ей прощальное И отдай кольцо Обручальное.

Пусть о мне она

Не печалится;

С тем, кто по сердцу. Обвенчается!»

Замолчал ямщик. Слеза катится...

А в степи глухой Вьюга плачется.

Голосит она,

В степи стон стоит, Та же песня в ней Ямщика звучит:

«Как простор степной IJI и роко-велик;

Как в степи глухой Умирал ямщик».

1869. 1877

Размышляем над прочитанным

1. Какой предстаёт степь в русской народной песне «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская...» и в стихотворении «В степи»? Похожи ли карти­ны, изображённые в этих произведениях? Каким настроением они проник­нуты?

2. Что говорится о судьбе ямщика в народной песне? Кто и с каким чувством ведёт этот рассказ? Есть ли такой же рассказчик в стихотворении И. 3. Сурикова, или там звучит иной голос?

3. Как в народной песне, так и в стихотворении И. 3. Сурикова выделе­на прямая речь. Кому она принадлежит? Сравните эти фрагменты произве­дений по содержанию и форме. Приведите примеры.

4. Найдите и выделите в народной песне «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская...» художественные приёмы, характерные для русского фолькло­ра. Используются ли эти приёмы в стихотворении «В степи»? Какие сред­ства художественной выразительности, не характерные для фольклора, ис­пользует поэт? Найдите и выпишите примеры из обоих произведений.

5*. Известно, что стихотворение «В степи» И. 3. Сурикова, положенное на музыку, стало очень популярным и часто воспринимается как настоящая народная песня, а не переработка русской народной песни «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская...». Знаете ли вы эту песню на стихи И. 3. Сури­кова? Какое название она получила? Как вы думаете, в чём причина такой необычной судьбы стихотворения поэта? Аргументируйте свой ответ.


Пётр Андреевич Вяземский

Литературные имена России

► Пётр Андреевич Вяземский (1792         1878) —

русский поэт, литературный критик, перевод­чик, публицист и государственный деятель, первый председатель Русского исторического общества.

Потомок древнего княжеского рода, участ­ник Бородинской битвы, он вместе с Н. М. Ка­рамзиным, В. Л. Жуковским, К. Н. Батюшко­вым стоял у истоков русской классической ли­тературы. II. Л. Вяземский близкий друг и единомышленник Л. С. Пушкина, который вы­соко оценивал литературное творчество собрата по перу. Не случайно именно его автор «Евгения Онегина» упомя-1 пул на страницах своего романа, поместив в «московской» части i 7-й главы рядом со своей любимой героиней Татьяной Лариной. Во I многих стихах Пушкина появляются поэтические образы и карти­ны, перекликающиеся с поэзией II. Л. Вяземского. По особенно це­нил Пушкин литературно-критические статьи друга и соратника. В свою очередь, II. Л. Вяземский одним из первых понял и обосно­вал в своих статьях особую роль творчества Пушкина в русской ли­тературе. ◄

Из первых уст

► Судьба свои дары явить желала в нём,

В счастливом баловне соединив ошибкой

Богатство, знатный род — с возвышенным умом

И простодушие с язвительной улыбкой.

А. С. Пушкин

Из поэтов времени Пушкина отделился князь Вяземский. <...> Его стихотворения импровизация, хотя для таких импровизации’ нужно иметь слишком много всяких да|юв и слишком приготовлен ■ ную голову. В нём собралось обилие необыкновенное всех качеств: ум, остроумие, наглядна, наблюдательность, неожиданность выво­дов, чувство, весёлость и даже грусть; каждое стихотворение его - пёстрый фараон всего вместе.

/7. В. Гоголь

Мало заботясь о них, отпускаю стихи мои на божий свет, как родились они с своими хорошими приметами, если таковые есть, с своими калечностями, если таковые окажутся.

П. А. Вяземский <


 



 
Образ степи. Худ. И. К. Айвазов­ский. Середина XIX века

Прочитайте стихотворение П. А. Вяземского «Степь» и подумайте, какие ассоциации вызывают у поэта степные просторы России.

Стеш»

Бесконечная Россия

Словно вечность на земле!

Едешь, едешь, едешь, едешь. Дни и версты нипочём!

Тонут время и пространство В необъятности твоей.

Степь широко на просторе Поперёк и вдоль лежит.

Словно огненное море

Зноем пышет и палит.

Цепенеет воздух сжатый, Не пахнёт на душный день С неба ветерок крылатый. Ни прохладной тучки тень.

Небеса, как купол медный, Раскалились. Степь гола;

Кое-где пред хатой бедной Сохнет бедная ветла.

С кровли аист долгоногой Смотрит, верный домосед;

Добрый друг семьи убогой.

Он хранит её от бед.

Шагом, с важностью спокойной Тащут тяжести волы;

Пыль метёт метелью знойной, Выогой огненной золы.

Как разбитые палатки

На распутии племён —

Вот курганы, вот загадки Неразгаданных времён.

Пусто всё, однообразно.

Словно замер жизни дух;

Мысль и чувство дремлют праздно. Голодают взор и слух.


 



Грустно! Но ты грусти этой Не порочь и не злословь: От неё в душе согретой Свято теплится любовь.

Степи голые, немые.

Всё же вам и песнь, и честь! Все вы — матушка-Россия, Какова она ни есть!

1849



1. Какие картины степной природы предстают перед глазами путника? I Какое настроение они создают?

м 2. Найдите в описании степи эпитеты, олицетворения, метафоры и сра$-' нения. Какую роль играют эти средства художественной выразительности а I создании образа степи?

».«    3. В последней строфе стихотворения упоминаются песни, посвящёниь<|

степи. Как вы думаете, какие произведения о степи наиболее созвучны сти-1 хотворению П. А. Вяземского? Назовите их и аргументируйте свой ответ.

4*. В первой и последней строфах стихотворения возникают обрал I «бесконечной России» и «матушки-России». В чём различия этих образов’ 9 Какую идейно-композиционную роль они играют в стихотворении?

Литон Павлович Чехов

Литературные имена России

В творческой биографии Литона Павлови­ча Чехова (1860—1904) период, когда была написана повесть «Стень» (1880—1890), — это время активного творческого поиска, вы­работки особого стиля и писательской мане­ры. После громкого успеха, который принес­ли ему ранние юмористические произведения и сборники «Пёстрые рассказы» (1886) и «В сумерках» (1887), многие друзья, писате­ли. литературные критики и читатели совето­вали Чехову обратиться к более серьёзной,

«большой» прозе. Размышляя об этом, писатель решил отправиться в родные места Приазовья, где прошли его детство и юность, про­ехаться по гоголевским местам, запечатлённым в произведениях «стенного царя» русской литературы. Так собирался материал, ко­торый лёг в основу новой повести. В письмах того времени Чехов отмечал: «Для почина взялся описать степь, степных людей и то, что я пережил в степи. Тема хорошая, пишется весело...♦ ; «Я опи­сываю степь. Сюжет поэтичный, и если я не сорвусь с того гона, каким начал, то кое-что выйдет у меня „из ряда вон выдающее44*. В письме Д. В. Григоровичу в 1888 году А. 11. Чехов так характери­зовал свой замысел: «Каждая отдельная глава составляет особый рассказ, и все главы связаны, как пять фигур в кадрили, близким родством. Я стараюсь, чтобы у них был общий запах и общий тон, что мне может удаться тем легче, что через все главы у меня про­ходит одно лицо. Я чувствую, что многое я поборол, что есть места, которые пахнут сеном...»

Повесть «Степь» была опубликована в журнале «Северный вест­ник» в 1888 году и очень высоко оценена современниками, став де­бютом писателя в «большой* литературе. Но далеко не сразу совре­менники приняли найденный Чеховым в этом произведении новый метод, который стал ведущим в его творчестве зрелого периода. В дальнейшем повесть «Степь» была признана одним из наиболее значимых произведений писателя, определившим его вклад не толь­ко в русскую, но и в мировую литературу. ◄

Из первых уст

► <...> «Степь» - это как бы несколько маленьких картинок, вставленных в одну большую раму. Несомненно, однако, что эта I. большая рама заполнена одним и очень выдержанным настроением.

Читатель как будто сам ощущает веяние свободного и могучего степного ветра, насыщенного ароматом цветов, сам следит за свер­канием в воздухе степной бабочки и за мечтательно-тяжёлым полё­том одинокой и хищной птицы, а все фигуры, нарисованные на этом фоне, тоже проникнуты оригинальным степным колоритом.

В. Г. Короленко

К своей повести Чехов относился с обычной для него, быть мо­жет чрезмерной, взыскательностью... но был убеждён, что главное в этом сложнейшем художественном замысле ему удалось. Он возвра­щал русскому читателю нечто древнее, родовое, о чём, может быть, допустимо забыть на какое-то время, но что не должно и не может быть утрачено навсегда. Как ни важны здесь личные, лирические воспоминания о детстве и отрочестве, о приазовских степях, еще важнее «общая» память о «степном царстве», без которой у писате­ля нет ни прошлого, ни будущего, ни традиций, ни серьёзных чита­телей.

М. П. Громов ◄

53 Прочитайте фрагмент повести А. П. Чехова «Степь» и подумайте, в чём особенность восприятия степи писателем.


Степь

(Фрагмент)

Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая,! бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и вы-' глядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает s лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберёшь, где она начина­ется и где кончается... Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впере­ди, где небо сходится с землёю, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похож» на маленького человечка, размахи­вающего руками, поползла по земля широкая ярко-жёлтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо i охватила холмы; что-то тёплое кос­нулось Егорушкиной спины, ПОЛОС! света, подкравшись сзади, шмыгну­ла через бричку и лошадей, понес­лась навстречу другим полосам, ■ вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыб­нулась и засверкала росой.

Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — всё, побурев! шее от зноя, рыжее и полумёртвое, теперь омытое росою и обла-| сканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веоё-1



 


Степь. Худ. А. И. Куинджи. 1875


 
Обратный. Худ. А. Е. Архипов. 1896

лым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где- то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное брич­кой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр* полетело к холмам. Кузне­чики, сверчки, скрипачи и медвед­ки затянули в траве свою скрипу­чую, монотонную музыку.

Но прошло немного времени, ро­са испарилась, воздух застыл, и об­манутая степь приняла свой уны­лый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зелёные, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тона­ми, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, кото­рое в степи, где нет лесов и высо­ких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись те­перь бесконечными, оцепеневшими от тоски...

Как душно и уныло! Бричка бе­жит, а Егорушка видит всё одно и то же небо, равнину, холмы... Му­зыка в траве приутихла. Старички улетели, куропаток не видно. Над поблёкшей травой, от нечего де­лать, носятся грачи; все они похо­жи друг на друга и делают степь ещё более однообразной.

Летит коршун над самой землёй, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе, точно задумавшись о скуке жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несётся над степью, и не­понятно, зачем он летает и что ему нужно. А вдали машет крыльями мельница...

Для разнообразия мелькнёт в бу­рьяне белый череп или булыжник; вырастет на мгновение серая каменная баба или высохшая ветла с синей ракшей на верхней ветке, перебежит дорогу суслик, и опять — бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи...

Но вот, слава богу, навстречу едет воз со снопами. На самом верху лежит девка. Сонная, изморённая зноем, поднимает опа голо­ву и глядит на встречных. Дениска зазевался на неё, гнедые протя­гивают морды к снопам, бричка, взвизгнув, целуется с возом, и ко­


лючие колосья, как веником, проезжают по цилиндру о. Христо­фора.

— На людей едешь, пухлая! — кричит Дениска. — Ишь, рожу- то раскорячило, словно шмель укусил!

Девка сонно улыбается и, пошевелив губами, опять ложится- Л вот на холме показывается одинокий тополь; кто его посадил 1 зачем он здесь — бог его знает. От его стройной фигуры и зелёно! одежды трудно оторвать глаза. Счастлив ли этот красавец? Летом зной, зимой стужа и метели, осенью страшные ночи, когда видишь только тьму и не слышишь ничего, кроме беспутного, сердито вою­щего ветра, а главное — всю жизнь один, один... За тополем ярко- жёлтым ковром, от верхушки холма до самой дороги, тянутся поло­сы пшеницы. На холме хлеб уже скошен и убран в копны, а внизу ещё только косят... Шесть косарей стоят рядом и взмахивают коса­ми, а косы весело сверкают и в такт, все вместе издают звук «Вжжи, вжжи!» По движениям баб, вяжущих снопы, по лицам ко­сарей, по блеску кос видно, что зной жжёт и душит. Чёрная соба» с высунутым языком бежит от косарей навстречу к бричке, вероят­но с намерением залаять, но останавливается на полдороге и равно­душно глядит на Дениску, грозящего ей кнутом: жарко лаять! Од» баба поднимается и, взявшись обеими руками за измученную спи­ну, провожает глазами кумачовую рубаху Егорушки. Красный л цвет ей понравился, или вспомнила она про своих детей, толы» долго стоит она неподвижно и смотрит вслед...

Но вот промелькнула и пшеница. Опять тянется выжженная рав- пина, загорелые холмы, знойное небо, опять носится над землёю коршун. Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и всё ещё она похожа на маленького человечка, размахивающего руками. На­доело глядеть на неё и кажется, что до неё никогда не доедешь, что она бежит от брички.

Размышляем над прочитанным

1. Как меняется картина утренней степи? Какие особые приметы жизк» степной природы выделяет автор? Найдите наиболее характерные детая*, которые создают эту картину.

2. Найдите описание одинокого тополя. Какую роль играет этот образ? Как вы думаете, почему именно на этом необычном явлении степной приро­ды автор акцентирует внимание читателей?

••      3. Какие средства художественной изобразительности, помогающие пере­

дать ощущение степного зноя, использует писатель? Приведите примеры ю текста.

4. В описание картины жизни степной природы вплетаются эпизоды со встреченными на пути людьми: «сонной девкой», лежащей на возу со сноса­ми, косарями и бабами, вяжущими снопы. Какую роль играют эти эпизоды’ Как они связаны с изображением степи?

• •     5. Как вы думаете, чьими глазами увидены картины степной жизни i

этом фрагменте повести? Можно ли сказать, что здесь используется толмо одна точка зрения? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст.


6*. Степь в повести Чехова — это не просто пейзаж, а главный герой. Найдите и приведите примеры из текста, которые это доказывают. Назовите художественные приёмы, которые использует автор при создании этого об­раза. Если вы прочитали текст повести целиком, можете также привести при­меры из других частей произведения.

Диалог культур

Образ степи в фольклоре и литературе народов России Калмыцкие кибитки кочевые Тянулись долго в светлые края.

На волжском берегу, в степях России, Нашла приют Калмыкия моя.

А. Г. Балакаев. Калмыкия моя

В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Я памятник себе воз­двиг нерукотворный...» упоминается «друг степей калмык». Великий русский поэт не случайно дал такое определение: степь для калмыка значит многое, это его малая родина. В апреле в Калмыкии отмечают День степи. Именно в это время расцветают тюльпаны и степь особенно красива.

Весеннюю степь воспевает в своём стихотворении калмыцкий поэт Да­вид Никитич Кугультинов (1922—2006). Прочитайте это стихотворение. Какой предстаёт степь в стихотворении Д. Н. Кугультинова? Какие чувства вызывает она у лирического героя? Схожи ли эти чувства с теми, которые испытывают герои стихотворений русских поэтов?

Д. Н. Кугультинов (перевод Ю. Нейман)

***

Как ты прекрасна, степь моя, в апреле! Хрустально-звонкий воздух, и простор, И колокольчик — жаворонка трели!.. Ты - музыка, чьи звуки с давних пор Какой-то гений, в неизвестность канув. Переложил на живопись тюльпанов.

Как счастлив я, что голос твой пойму. Что человек я, что душе всё чаще Доступна радость красоты щемящей...

Иль человек я только потому.

Что внемлет скрытой музыке душа?.. О жизнь, как ты щедра!.. Как хороша!..



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.