|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мой народ. 186 3 страницаНа кортике своём: Марина — Ты начертал, встав за Отчизну. Выла я первой и единой В твоей великолепной жизни. Я помню ночь и лик пресветлый В аду солдатского вагона. Я волосы гоню но ветру, Я в ларчике храню погоны. 18 января 1918 г. Круг чтения ► Дурова Н. А. Записки кавалерист-девицы. Лажечников И. И. Новобранец 1812 года (полностью). Походные записки русского офицера. Ледяной дом. Последний Новик, Басурман, Колдун на Сухаревой башне, Знакомство моё с Пушкиным. Саакяну А. А. Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества. 1910—1922. <4 ГОРОДА ЗЕМЛИ РУССКОЙ Давно стихами говорит Нева. Страницей Гоголя ложится Невский. Весь Летний сад — Онегина глава. О Блоке вспоминают Острова. Л по Разъезжей бродит Достоевский. С. Я. Маршак Город Гоголя, Пушкина, Блока. Город, помнящий поступь Петра, Из болота шагнувший в барокко, Ты достоин резца и пера. М. С. Лися некий
Из первых уст Россия явилась вдруг с двумя столицами старою и новою, Москвою и Петербургом. <...> О Петербурге привыкли думать как о городе, построенном даже не на болоте, а чуть ли не на воздухе. Многие не шутя уверяют, что этот город без исторической святыни, без преданий, без связи с родною страною, город, построенный на сваях и на расчёте. Все эти мнения немного уж устарели, и их пора бы оставить. <...> Петербург построен Петром Великим, как столица новой Российской империи, и Петербург — город неисторический, без предания!.. Это нелепость, не стоящая опровержения! Вся беда вышла из того, что Петербург слишком молод для самого себя и совершенное дитя в сравнении с старушкою-Москвою. В. Г. Белинский. Петербург и Москва Санкт-Петербург второй по значимости город нашей страны, основанный в 1703 году Петром I, был столицей Российской империи с 1712 до 1918 года, когда ио решению правительства большевиков столица вновь была перенесена в Москву. С 1914 по 1924 год. город назывался Петроградом, а потом был переименован в Ленинград — вплоть до 1991 года, когда ему было возвращено его историческое название — Санкт-Петербург. Санкт-Петербург был и остаётся одним из красивейших городов мира, крупнейшим центром мировой и российской культуры и науки. Это город великолепных архитектурных памятников, дворцов, музеев и театров, грандиозных храмов и соборов, живописных парков, каналов и мостов, расположенный на берегах реки Невы, за красоту его по праву часто именуют Северной Пальмирой. По решению ЮНЕСКО (учреждение Организации Объединённых Наций но вопросам образования, науки и культуры) более четырёх тысяч объектов города внесены в список Всемирного наследия: исторический центр с расположенными в нём архитектурными ансамблями. Дворцовой площадью и Невским проспектом. Адмиралтейством, Васильевским островом. Петроградской стороной, а также дворцово-парковые ансамбли пригородов — Петергофа, Павловска, Гатчины и др. Санкт-Петербург по праву называют культурной столицей России: здесь жили и творили знаменитые русские писатели, художники. композиторы, здесь расположены всемирно известные музеи, среди которых Эрмитаж и Государственный Русский музей, многочисленные театры, выставочные и концертные залы, ежегодно проходят фестивали культуры и искусства. Петербург, «слишком европейский город», часто сравнивают с Москвой древней русской столицей. Задуманный и построенный ( великим реформатором Петром I. для того чтобы «в Европу прору- I бить окно», чётко и точно распланированный как бы единым рос- I черном пера, Петербург по своему облику действительно очень сильно отличается от Москвы. Город, более двух веков бывший столп- I цей Российской империи, воплотивший в себе «державный вид» I государства, воспринимался неоднозначно. Одним он представлялся как центр государственной власти с её чиновиичье-бюрократическим аппаратом, противостоящим интересам простых людей; другим | как город-мираж, вознёсшийся «из тьмы лесов, из топи блат» вопреки воле русского народа, противоречащий самому духу русской I истории и культуры, подобно наваждению, которому суждено рассе- I яться. Но, очевидно, правы те, кто, видя «два лика» этого порази-1 тельного, поистине европейского города, говорят о его внутреннем | единстве с русской историей и одухотворившей! его русской культу-1 рой, неотъемлемой частью кото^юй он. безусловно, является. В истории русской литературы Петербург занимает особое место: I дело не только в том, что с этим городом так или иначе связаны I жизнь и творчество почти всех русских классиков XIX и XX веков, I но и в особом типе взаимосвязи их произведений с Северной столп-1 цей России. Современные учёные говорят о Петербургском тексте» I русской литературы. Из первых уст ► По уникален в русской истории Петербург и тем, что ему в coot- I нетствие поставлен особый * Петербургский» текст, точнее, некий I синтетический сверхтекст, с которым связываются высшие смыслы I и цели. <...> Наиболее значительные именно в свете Петербургского текста I имена Пушкин и Гоголь как основатели традиции; Достоевский I как её гениальный оформитель, сведший воедино в своём варианте I Петербургского текста своё и чужое, и первый сознательный строи-1 тель Петербургского текста как такового; Андрей Белый и Блок как I ведущие фигуры того ренессанса петербургской темы, когда она ста-1 ла уже осознаваться русским интеллигентным обществом; Ахматова I и Мандельштам как свидетели конца и носители памяти о Петер-1 бурге, завершители Петербургского текста. <...> При обзоре авторов, чей вклад в создание Петербургского текста I наиболее весом, бросаются в глаза две особенности: исключительная I роль писателей — уроженцев Москвы (Пушкин, Лермонтов. Досто- I евский... и др.) и шире не-петербуржцев по рождению (Гоголь. I Гончаров... и др.), во-первых, и отсутствие в первом ряду писате-1 лей-петербуржцев вплоть до заключительного этапа (Блок, Мандель- I штам. Ватинов), во-вторых. Таким образом. Петербургский текст I менее всего был голосом петербургских писателей о своём городе. I Устами Петербургского текста говорила Россия, и прежде всего Mo- I сква. <...> В. Н. Топоров ◄ I Историко-культурный комментарий ► Владимир Николаевич Топоров (1928—2005) — советский и российский лингвист и филолог, академик РАН, член Европейской академии. Семиотического общества США, один из основателей московско-тартуской семиотической школы. Основные направления научных исследований связаны со сравнительно-историческим языкознанием, проблемами поэтики и структуры текста, мифологии и культурологии. В работе ♦Петербург и „Петербургский текст русской литературы**• ввёл и обосновал понятие Петербургский текст. Награждён орденом ♦Знак Почёта» и рядом зарубежных наград за большой вклад в развитие науки. -4 Складываясь на протяжении всего XIX и до начала XX века от Пушкина, золотого века русской литературы, до Блока, Мандельштама, Ахматовой, поэтов Серебряного века. Петербургский текст постепенно приобретал черты, благодаря которым в русское культурное сознание вошли не только хорошо узнаваемые описания, детали, сюжеты и герои, создающие своеобразный портрет города, но и некий общий смысл, значимый для самосознания русского общества. Из первых уст ► Первое, что бросается в глаза при анализе конкретных текстов, образующих Петербургский текст... — удивительная близость друг другу разных описаний Петербурга как у одного и того же, так и у различных (но и это особенно важно — далеко не у всех) авторов, — вплоть до совпадений, которые в другом случае (но никак не в этом) могли бы быть заподозрены в плагиате, а в данном, напротив, подчёркиваются, их источники не только не скрываются, но становятся именно тем элементом, который прежде всего и включается в игру. <...> Единство Петербургского текста определяется не столько единым объектом описания, сколько монолитностью (единство и цельность) максимальной смысловой установки (идеи)... В. Н. Топоров ◄ При всём единстве Петербургского текста для каждого писателя и поэта, безусловно, характерен свой взгляд на этот удивительный город. В их произведениях появляются те неповторимые черты, приметы, детали Петербурга, которые им особенно дороги, наполнены личными воспоминаниями, вызывают определённые ассоциации и размышления. Вы убедитесь в этом, прочитав некоторые из тех произведений, которые с полным основанием можно включить в Петербургский текст русской литературы. Вопросы и задания 1. Почему Петербург называют культурной столицей России? Какие культурно-исторические места Петербурга вы знаете? 2. Как вы понимаете слова критика В. Г. Белинского: «Петербург слишком молод для самого себя и совершенное дитя в сравнении с старушкою- Москвою»? Согласны ли вы с его мнением о Москве и Петербурге, приведённым в рубрике «Из первых уст»? 3. Что такое Петербургский текст в русской литературе? Какой учёный ввёл это понятие? 4. С творчеством каких русских писателей и поэтов связаны строки из стихотворений С. Я. Маршака и М. С. Лисянского, приведённые в качества эпиграфа к этому разделу учебника? Знакомы ли вам произведения этих и других авторов о Петербурге? Прочитайте стихотворения А. С. Пушкина, О. Э. Мандельштама, А. А. Ахматовой и Д. С. Самойлова, посвящённые Петербургу. Подумайте, какая мысль объединяет эти произведения и что в них выражает особое отношение каждого из поэтов к Петербургу. Александр Сергеевич Пушкин Историко-культурный комментарий ► В разные периоды жизнь и творчество А. С. Пушкина были связаны с Петербургом. Впервые он попал в Северную столицу в 1811 году, перед поступлением в Царскосельский лицей, а после его окончания провёл здесь почти три года, с 1817 до 1820 год, перед южной ссылкой. После возвращения из ссылки в Михайловское поэт прожил в Петербурге год — с октября 1827 по 1828 год, потом часто бывал наездами. а после женитьбы поселился здесь окончательно. Последним его петербургским адресом стал дом № 12 на набережной реки Мойки, где он прожил с семьёй всего четыре месяца до трагической дуэли. Сейчас в этом доме находится музей-квартира поэта с мемориальной доской, установленной на фасаде: «В этом доме 29 января 1837 года скончался Александр Сергеевич Пушкин». Петербург занимает особое место в творчестве Пушкина: это город, красота и величие которого воспеты во многих произведениях поэта, главным из которых стала поэма «Медный всадник* (1833), заложившая основы Петербургского текста русской литературы. Это и признание в любви к великому «граду Петрову», восхищение его ♦ стройным, строгим* видом, и в то же время понимание двойственной природы «державного» города, который холоден и безразличен по отношению к бедным людям, живущим в нём.
Эта двойственность Петербурга отмечена Пушкиным и в написанном несколькими годами ранее стихотворении «Город пышный, город бедный...» (1828). Как считают исследователи, оно входит в стихотворный цикл, связанный с именем Анны Алексеевны Олениной, к которой поэт испытывал глубокие чувства и на которой даже собирался жениться, но получил отказ. История взаимоотношений поэта и девятнадцатилетней дочери давних друзей Пушкина, семьи президента Академии художеств А. П. Оленина, отражена в стихотворениях «Её глаза», «Ты и вы», «Пе пой, красавица, при мне...», «Предчувствие», «Город пышный, город бедный...» и других стихотворениях этого цикла, завершающегося поэтическим прощанием с возлюбленной • Я вас любил...» (1829). ◄ 2. С кем из современниц А. С. Пушкина связывают создание этого стихотворения? Как в нём отразилась история взаимоотношений поэта и его возлюбленной? 3. Как меняется настроение лирического героя в стихотворении? Назовите художественные средства, которые помогают передать эти изменения. 4*. Какую роль играет приём контраста в создании образа Петербурга? Что этот приём помогает выразить? В каких ещё произведениях А. С. Пушкина. связанных с Петербургом, также использовался приём контраста? Осип Эмильевич Мандельштам Литературные имена России ► Осип Эмильевич Мандельштам (1891 1938) один из крупнейших русских поэтов XX века, прозаик, переводчик, эссеист. Эпоха страшных исторических катаклизмов отразилась в трагической судьбе поэта. Начав своё творчество как один из самых ярких представителей Серебряного века и поэзии акмеизма — литературного течения 1910-х годов, в которое входили такие выдающиеся мастера, как А. А. Ахматова и Н.С. Гумилёв, проза стали доступны широкому читателю спустя много лет после их создания. С конца 1920-х годов поэт подвергался резкой критике, его произведения не печатались, по доносу за антисталинские стихи его неоднократно арестовывали и ссылали. В 1938 году но приговору суда О. Э. Мандельштам был отправлен во Владивостокский исправительно-трудовой лагерь и умер по дороге от сыпного тифа. Он был погребён в братской могиле (место захоронения осталось неизвестным). Полностью реабилитировали Мандельштама только в 1987 году, поэтому наследие поэта по-настоящему было заново открыто в 1990-х годах и с тех пор стало одной из самых ярких страниц в истории русской литературы XX столетия. Петербург, в котором прошло детство и юность О. Э. Мандельштама, стал его подлинной поэтической родиной. Здесь были опубликованы его первые поэтические сборники, здесь он нашёл друзей и творческих единомышленников, здесь к нему пришло признание и заслуженный успех. Куда бы потом ни забрасывала его судьба, поэт всегда стремился вернуться в родной и горячо любимый им город, воспетый во многих его произведениях. ◄ Из первых уст Я вернулся в мой город, знакомый до слёз, До прожилок, до детских припухлых желёз. О. Э. Мандельштам. Ленинград Скажу и теперь, не обинуясь, что, семи или восьми лет, весь массив Петербурга, гранитные и торцовые кварталы, всё это нежное сердце города, с разливом площадей, с кудрявыми садами, островами памятников, кариатидами Эрмитажа, таинственной Миллионной, где не было никогда прохожих и среди мраморов затесалась всего одна мелочная лавочка, особенно же арку Генерального штаба. Сенатскую площадь и голландский Петербург я считал чем-то священным и праздничным. О. Э. Мандельштам. Шум времени ◄ §3 Прочитайте стихотворение О. Э. Мандельштама «Петербургские строфы» и подумайте, что особенно дорого поэту в любимом городе и в чём его восприятие близко пушкинскому. Петербургские строфы Н. Гумилёву Над желтизной правительственных зданий Кружилась долго мутная метель, И правовед опять садится в сани. Широким жестом запахнув шинель. Зимуют пароходы. На припёке Зажглось каюты толстое стекло. Чудовищна, как броненосец в доке, Россия отдыхает тяжело. Историко-культурный комментарий
► Адмиралтейство памятник архитектуры, расположенный на набережной Невы в центральной исторической части Санкт- Петербурга. Это комплекс зданий первой петербургской верфи, которая была построена изначально по чертежу Петра I в 1704 —1706 годах и впоследствии неоднократно перестраивалась. В 1719 году над воротами был установлен металлический шпиль и флюгер в форме корабля. Современный вид Адмиралтейство приобрело после перестройки в 1806 1823 годах всего архитектурного комплекса, от ко торого сохранилась лишь центральная башня с позолоченным шпилем высотой 72 метра («Адмиралтейская игла»), увенчанная корабликом-флюгером, символом Санкт-Петербурга. Новый вид грандиозного сооружения, к кото1юму лучами сходятся три главные магистрали города Гороховая улица. Невский и Вознесенский проспекты («Адмиралтейский трезубец»), воплотил идею могущества России и её флота. С 1844 года Адмиралтейство окончательно утратило функции верфи с этого времени здесь располагались различные учреждения, связанные с государственным флотом, а с 2012 года — Главный штаб ВМФ России. ◄
► Площадь Сената (Сенатская площадь) одна из старейших площадей в центральной исторической части Санкт-Петербурга. Своё название получила в 1763 году, когда в здании со стороны Английской набережной (бывший дворец сподвижника Петра I князя Л. Д. Меншикова, а потом канцлера А. П. Бестужева-Рюмина) стал размещаться Сенат — высший государственный орган Российской империи. С постройкой нового здания Адмиралтейства в 1823 году окончательно сформировалась восточная часть площади. После открытия в 1782 году памятника Петру I (Медный всадник) площадь переименовали в Петровскую, но все жители города по-прежнему называли её Сенатской. Именно сюда 14 декабря 1825 года вышли восставшие полки, и в 1925 году в честь столетия восстания её переименовали в площадь Декабристов. Своё историческое название Сенатская площадь вновь получила в 2008 году. ◄ Размышляем над прочитанным 1. Какие исторические места Петербурга привлекают особое внимание поэта? Как вы думаете, с чем это связано? Что вы знаете об этих исторических местах? В ответе используйте материалы рубрики «Историко-культурный комментарий». 22 2. Как в стихотворении представлен Петербург разных эпох? Какие дета ли помогают увидеть исторический и современный поэту облик города? Найдите и выпишите эти детали. 3. В стихотворении упомянуты имена героев произведений А. С. Пушкина. Назовите эти произведения. Подумайте, почему поэт XX века, изображая 8 стихотворении современный ему Петербург, обращается к творчеству поэта XIX века. Аргументируйте свой ответ, опираясь на материалы вступительной статьи и рубрики «Из первых уст». 4*. Стихотворение «Петербургские строфы» написано в 1913 году — накануне страшных исторических потрясений: Первой мировой войны, революции и Гражданской войны в России. Как предощущение этих событий отражается в этом стихотворении? Какие художественные средства помогают поэту передать предгрозовую атмосферу? Анна Андреевна Ахматова Литературные имена России ► Авиа Андреевна Ахматова (1889—1966) (урождённая Горенко) выдающийся русский поэт XX века, переводчик, автор мемуаров. исследований о А. С. Пушкине. Начало творчества связано с эпохой Серебряного века русской культуры и акмеизмом (первый муж Ахматовой, поэт Н.С. Гумилёв. — один из основоположников этого литературного течения). Уже первые поэтические сборники «Вечер* (1912) и «Чётки* (1914) — принесли А. А. Ахматовой огромный успех. Её до революционное творчество объединяет главная тема — любовь, которая даёт поэту возможность почувствовать и выразить всё! многообразие жизни. Благодаря яркому, самобытному таланту Ах-1 матовой женщина в русской поэзии впервые обрела свой голое. Но| в эпоху мировых катаклизмов в её творчестве всё сильнее начинают I звучать гражданские мотивы. После революции Ахматова отказалась покидать Россию, хотя | здесь на её долю выпало много тяжёлых испытаний: расстрел в | 1921 году Н.С. Гумилёва и неоднократные аресты их сына, тяготы I военного времени, невозможность свободно печатать свои произволе-1 ния только с середины 1950-х годов стали появляться её новые! книги. Трудные годы в истории страны поэтически осмыслены в итоговом сборнике «Бег времени* (1965). поэмах «Реквием» и «По-| эма без героя», ставших выдающимися явлениями русской литературы XX века. В эти же годы А. А. Ахматова получает международное признание, отмеченное вручением премий и присвоением| звания почётного доктора Оксфордского университета. А. А. Ахматову по праву называют истинной петербурженкой: с этим городом связаны самые счастливые и наиболее тяжёлые годы её жизни, но главное особый петербургский дух пропитывает всё сё творчество. В произведениях поэта не только присутствуют узнаваемые и особо дорогие автору картины любимого города, но и чувствуется её сопричастность высокой русской культуре, воплощённой в петербургском культурно-историческом пространстве. ◄ Из первых уст Но нам священный град Петра Невольным памятником будет. А. А. Ахматова В час предгрозовой тишины явился поэт, который ласково заглянул в лик обречённого на гибель города и с нежностью описал его, сделав участником своей жизни. Этот поэт — Лина Ахматова. У Анны Ахматовой Петербург, как и у Блока, выступает в глубине поэтического образа, чаще всего как проникновенный свидетель поэм любви. Петербург — как фон, на котором скользят тени любящих, сообщающий строгость всей картине своим спокойным ритмом. Н. П. Анциферов ◄ Прочитайте стихотворение А. А. Ахматовой «Стихи о Петербурге». Подумайте, как образ города связан с личными переживаниями поэта. Стихи о Петербурге
Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге. Худ. В. И. Суриков. 1870 — 1 — Вновь Исакий в облаченьи Из литого серебра. Стынет в грозном нетерпеньи Конь Великого Петра. Ветер душный и суровый С чёрных труб сметает гарь... Ах! своей столицей новой Недоволен государь. ► Исакин — здесь: Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) — памятник отечественной архитектуры, крупнейший православный храм в Санкт-Петербурге, с 1928 года здесь также действует историко-художественный музей, включающий экспозицию, посвящённую истории строительства собора. Современное здание собора является четвёртым — оно построено в 1818 1858 го дах по проекту архитектора О. Монферрана на месте прежнего. Монументальный собор стал не только главным православным храмом, но и уникальным архитектурным сооружением, при воздвижении которого использовались новейшие для того времени технологии. В оформлении собора, включающем более 150 произведений русской монументальной живописи, принимали участие известные мастера середины XIX века, среди которых К. II. Брюллов и Ф. Л. Бруни. Неповторимый вид внутреннему убранству собора придают не только многочисленные произведения скульптуры и живописи, но и выполненная русскими мастерами мозаика и крупнейший в России витраж, а также сочетание в отделке цветного камня и позолоты. ◄ — 2 — Сердце бьётся ровно, мерно. Что мне долгие года! Ведь под аркой на Галерной Наши тени навсегда. Сквозь опущенные веки Вижу, вижу, ты со мной — И в руке твоей навеки Оттого, что стали рядом Мы в блаженный миг чудес, В миг, когда над Летним Садом Месяц розовый воскрес, — Мне не надо ожиданий У постылого окна И томительных свиданий. Вся любовь утолена. Ты свободен, я свободна. Завтра лучше, чем вчера. — Над Невою темноводной. Под улыбкою холодной Императора Петра. 1913 Летний сад — памятник садово- паркового искусства в историческом центре Санкт-Петербурга. Изначально создавался как царская резиденция по указу Петра I в 1701 году, лишь в середине XVIII века он стал функционировать как общедоступный парк. В течение всего XVIII и в начале XIX века сад неоднократно преобразовывался, он стал включать не только зелёный массив и Летний дворец императора, но и целый ряд архитектурных сооружений, скульптур, фонтанов, беседок и прудов. Особую роль в создании со- в реме иного вида Летнего сада сыграли архитекторы Ф. Б. Растрелли и К. И. Росси, а также итальянские мастера XVIII века, чьи скульптурные композиции в разное время приобретались или вы полнялись по заказу, — на его территории находятся мраморные скульптуры исторического, аллегорического и мифологического содержания. В настоящее время в Летнем саду выставлены копии этих скульптур, а подлинники находятся в музее Инженерного замка неподалёку. В 1855 году Летний сад дополнила ещё одна статуя — памятник И. А. Крылову (скульптор II. К. Клодт). Летний сад является подлинным украшением города, музеем под открытым небом и любимым местом прогулок жителей и гостей Санкт- Петербурга. ◄ jj) Размышляем над прочитанным 1. Стихотворение А. А. Ахматовой делится на две части. Какой теме посвящена каждая из этих частей? В чём выражается их взаимосвязь? 2. Каким предстаёт Петербург в первой части стихотворения? В каком контексте здесь представлен образ «государя»? Как вы думаете, с творчеством какого поэта XIX века связан этот поэтический образ? 3. Как меняется настроение лирической героини во второй части стихотворения? С каким чувством она рассказывает о своей любовной драме? Ц 4. Как в первой, так и во второй части стихотворения отмечено несколько исторических мест Петербурга. Назовите их и расскажите, что вы знаете о них. Используйте 8 ответе материалы рубрики «Историко-культурный комментарий». 5*. В стихотворении А. А. Ахматовой любовные переживания переплетены с изображением городского пейзажа. Какими художественными средствами достигается это единство?
Давид Самойлов Литературные имена России ► Давид Самойлов (1920—1990) (настоящее имя — Давид Самуилович Кауфман) — русский советский поэт и переводчик.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|