Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Annotation 16 страница



Адмирал Дениц в коротком коммюнике объявил ее потерянной, и уже через несколько месяцев Вольфганг Франк опубликовал трогательную заметку под заголовком «Мор — выдающийся борец с конвоями», которая появилась 3 января 1944 года в газете «Берлинер цайтунг».

Вся Германия была в трауре по поводу этой утраты. Но особенно опечалены были те, кто близко знал лодку и ее экипаж. Некоторых из этих людей, и в особенности Кессельхайма, преследовало такое ощущение, как будто они сами были на борту погибшей лодки. Слова Мора, обращенные к нему, «сходим вместе еще в один поход» все еще звучали в его ушах. А ведь он был так близок к решению принять это предложение. «Возможно, — думал он, — будь я на борту лодки, смог бы что-то сделать, чтобы ее спасти». Многие из тех, кто плавал на борту «U-124», мучили себя вопросом: «Возможно, это произошло из-за того, что меня сменил на лодке другой человек, не очень опытный, потому и совершивший какую-то роковую ошибку?»

Но, как следовало из сообщений английской прессы, гибель этой лодки, скорее всего, была связана с тем, что на английских эсминцах появились новые, более совершенные радары. Задолго до того, как шлюп «Блэк сван» и корвет «Стоункроп» были замечены с мостика лодки, шлюп засек ее и опередил с нанесением удара.[12]

Через несколько недель после этого сражения капитан 1-го ранга Томсон и капитан 1-го ранга Смит были проинформированы о том, что их совместная атака в предрассветные часы 2 апреля 1943 года привела к гибели германской подлодки «U-124», и только семнадцать лет спустя после окончания войны они узнали имя командира этой подлодки.

Когда «U-124» нашла свою могилу в Атлантике вблизи Опорто, она унесла на дно и Мора, и всю его команду. Многие из тех, кто раньше ходил на этой лодке, нашли свою могилу в других потопленных союзниками германских лодках. Но некоторым из них посчастливилось остаться в живых. Из 34 000 немецких подводников в живых осталось не более 7000 человек. Таким образом, германский подводный флот понес такие потери, какие за всю историю войн не понес ни один род войск.

В то время как моряки кригсмарине ждали кодового слова «Regenbogen» («Радуга»), что означало начало затопления военных кораблей и судов, приказ был нарушен самим Деницем, который пытался выиграть время, обладая валютой в виде военных судов и кораблей, включая его любимые подлодки. Их использование даже в течение непродолжительного времени могло помочь в переброске многих тысяч солдат и беженцев в западные районы Германии в дополнение к более чем двум миллионам людей, которые были переправлены через Балтику на запад в течение последних трех месяцев войны.

Когда последовал приказ Деница о передаче всех военных судов и кораблей союзникам в целости и сохранности, некоторые командиры германских подлодок, не веря в то, что Большой Лев действительно собирается сдать корабли, взяли дело в собственные руки и, несмотря на приказ, затопили свои подлодки.

Шульц, решив не сдавать ни своих подлодок, ни материального обеспечения, взорвал все свои лодки, уничтожил предметы снабжения, топливо и боеприпасы. После этого погрузил экипажи лодок и все продовольствие на единственное оставленное им грузовое судно и отплыл к острову Фемарн в Балтийском море вблизи Киля. На этом же судне он доставил на Фемарн скрупулезно составленную опись наличного имущества, которое находилось в его собственности как командующего флотилией, с отчетом об его использовании. Этот документ он составил для того, чтобы быть в состоянии оправдаться перед любыми властями, германскими или союзническими, если бы его призвали к ответу. Имея на руках такие документы, он был готов к любому повороту событий.

Гросс-адмирала Карла Деница, командующего кригсмарине, Гитлер, перед тем как покончил с собой в разрушенном Берлине, назначил своим политическим преемником. Мантия лидера нации легла на плечи Деница в момент полного коллапса государства, то есть когда уже и руководить-то стало нечем. Этот пост он занимал в течение всего лишь двадцати дней, в течение которых пытался навести хоть какой-то порядок в том хаосе, который царил в Германии.

По окончании войны он оказался на скамье подсудимых Нюрнбергского процесса. Он сам и весь личный состав его подводного флота были безоговорочно освобождены от обвинений в военных преступлениях. На суде был доказан лишь один случай, когда командир германской подводной лодки приказал расстрелять уцелевших членов экипажа одного из потопленных им судов. И даже в этом случае командир подлодки настаивал на том, что не знал о нахождении среди обломков потопленного им судна живых людей и что потопил это судно лишь для того, чтобы скрыть присутствие лодки. Тем не менее он был повешен.

Дениц отбыл десять лет тюремного заключения в берлинской тюрьме Шпандау. Освобожденный от обвинений в военных преступлениях в военное время, в равной мере как и весь личный состав его подводного флота, он тем не менее был обвинен в том, что в мирное время, предшествовавшее войне, обучал своих подводников ведению боевых действий.


 


«U-64» вступила в ряды подводного флота Германии 15 декабря 1939 года.


 


«U-124» входит в порт Лорьяна 29 декабря 1941 года после потопления ею «Данедина» и «Сагадохока».

 

notes

Примечания
 

 1
 

Рейдер — военный корабль, действующий на морских коммуникациях противника с целью уничтожения его транспортных судов.

 2
 

«U-64» — тип IX-13 — вступила в строй 16 декабря 1939 г. Потоплена 13 апреля 1940 г. глубинными бомбами британского палубного самолета линейного корабля «Ворспайт» в заливе Уфут Херьянгер-фиорда Норвежского моря в точке с координатами 68° 33,3' с. ш. 17° 30,45' в. д. Погибло 8 человек. В 1957 г. поднята норвежцами и пошла на слом.

 3
 

Дифферент — наклон корабля в продольной плоскости.

 4
 

Подводные лодки «U-64» и «U-124» — одного типа — IX-B, а водоизмещением 700 тонн были подводные лодки типа VII–C.

 5
 

Каплей — жаргонный, сокращенный вариант воинского звания офицера ВМФ капитан-лейтенант.

 6
 

Вероятно, была неплотно закрыта внешняя крышка торпедного аппарата и он заполнился забортной водой. При открытии внутренней крышки аппарата вода попала в отсек. Матрос Григоляйт испугался и пытался закрыть крышки торпедного аппарата и при этом сломал рукоятку механизма привода одной из крышек торпедного аппарата.

 7
 

В ночь с 8 на 9 апреля 1944 г. Хенке был замечен вблизи Мадейры самолетом ВМС США, поднявшимся с палубы эскортного корабля «Гуадалканал». Он срочно погрузился, чтобы избежать преследования, однако самолет уже успел оповестить командира корабля — Дана Галлери — о присутствии подлодки противника, и через несколько минут к нему присоединился эскорт эсминцев «Флаерти» и «Пиллсбюри». Последний вскоре установил контакт с лодкой и совершил несколько заградительных бомбометаний. Два других сторожевых корабля — «Шателен» и «Поуп» — прибыли несколькими минутами позже и нанесли эффективные удары по подлодке, которая вскоре после этого была вынуждена всплыть под бомбовыми ударами сразу четырех эсминцев.

Однако Хенке не прекратил на этом сражение, и его артиллерийское орудие открыло огонь сразу же после всплытия. Это было ожесточенное сражение с плотным артиллерийским огнем, однако сопротивление лодки было полностью подавлено и она затонула через несколько минут вследствие внутреннего взрыва. 37 человек команды лодки и все 6 офицеров, включая самого командира, были подобраны из воды эсминцами эскорта.

Позднее Хенке был застрелен, когда попытался совершить побег из лагеря для военнопленных вблизи Вашингтона. Существуют путаные домыслы по поводу этого бессмысленного побега, заранее обреченного на неудачу, как он сам должен был понимать.

 8
 

Tonne (нем.) означает швартовую бочку и бочку вообще, но в то же время является наименованием единицы массы — тонны.

 9
 

Итальянская подводная лодка «Алессандро Маласпина» потоплена 21 сентября 1941 г. глубинными бомбами британского эскадренного миноносца «Вими» в Атлантическом океане в районе Азорских островов в точке с координатами 37°46′ с. ш. 19°18′ з. д.

 10
 

Здесь обыгрывается в шутливой форме фамилия героя Mohr, что по-немецки означает мавр.

 11
 

Недоразумение, возникшее из-за существовавшей в то время привычки называть дизельное топливо, или соляр, еще и дизельным маслом.

 12
 

«U-124» потоплена 2 апреля 1943 г. глубинными бомбами британских шлюпа «Блэк сван» и корвета «Стоункроп» в Атлантическом океане, на запад от Опорто в точке с координатами 41°02′ с. ш. 15°39′ з. д. со всем экипажем (53 человека во главе с последним командиром — корветтен-капитаном Йохеном Мором).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.