Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Annotation 14 страница



Другими лодками этой группы командовали Итес, Хейдтман, Дитерихс, Мюллер-Эдзардс, Ревинкель и Бюлов.

Дениц был уверен, что англичане снова станут использовать маршруты по дугам большого круга (плавание по ортодромии), поскольку из-за блицкрига, развернувшегося против судоходства США, конвои англичан оказались в относительной безопасности. Если его догадка оказалась бы правильной и англичане снова вернулись бы к своим кратчайшим морским путям, то правильно расположенная «волчья стая» могла бы собрать богатый урожай потопленных судов.

И он оказался прав. Едва лодки успели занять свои позиции, как «U-124» перехватила сообщение Ганса Хейдтмана («U-559»), направленное в штаб флотилии, в котором говорилось об установлении им контакта с конвоем ONS-92, следующим в западном направлении. Дениц сразу же оповестил другие лодки с указанием об их участии в совместной операции против конвоя и разрешил Мору и Хейдтману атаковать его в случае, если он будет обнаружен еще хотя бы одной лодкой.

О контакте сообщил и Итес. И в 1 час 15 минут 18 марта «U-124» заняла позицию для торпедной атаки. Конвой состоял из трех колонн, и лодке достаточно было всего лишь прокрасться в его ряды между левой и средней колонной, идя на встречных курсах с конвоем. Мор выпустил сразу две торпеды, и обе попали в цель. Грузовое судно водоизмещением 6000 тонн сразу же потеряло ход, его нос так глубоко погрузился в воду, что обнажились гребные винты.

Другое судно меньшего водоизмещения, также с грузом и потому глубоко сидящее в воде, стало мишенью для стрельбы из его кормовых аппаратов.

— 90 градусов, дистанция 1500 метров, — объявил офицер-торпедист, подождал некоторое время, пока судно не попадет в перекрестие прицела, и дал команду: — Пуск!

Торпеда угодила в кормовую часть судна, прямо под выложенный на палубе груз, и после взрыва торпеды на нем началась паника.

В воздух взвились сигнальные ракеты, раздался душераздирающий вой сирены, когда корма судна начала погружаться в воду. Уже через десять минут оно скрылось под волнами, a «U-124» вышла из ордера конвоя.

С других судов также стали запускать осветительные ракеты в яростном стремлении либо обнаружить лодку, либо отпугнуть ее.

Серые глаза Мора поблескивали, отражая отсветы ракет, когда он наблюдал за судами конвоя, разбросанными но всей линии горизонта прямо перед ним. Можно было одновременно различить примерно 20 судов, силуэты которых четко вырисовывались на фоне ослепительно горящих осветительных ракет, которые подвесил в небе конвой для защиты от невидимых в ночи субмарин противника.

— Посмотрите-ка на это, — сказал Мор. — Они здесь все как на ладони.

«U-124», целая и не замеченная противником на темной южной стороне горизонта, совершила циркуляцию и легла на новый курс, рассчитывая снова пробраться в ордер конвоя. Мор быстро выпустил две торпеды из носовых аппаратов в сторону двух наложившихся друг на друга силуэтов грузовых судов. Первая торпеда попала в середину корпуса судна, и оно раскололось пополам, скрывшись под водой всего лишь за три минуты. Вторая торпеда прошла мимо цели.

Когда лодка отвернула в сторону и легла на курс в направлении темной южной части горизонта, внезапно перед ней, прямо по курсу, не более чем в 200 метрах возник силуэт корвета. Он шел на большой скорости и перекрыл дорогу Мору.

— Право руля! — крикнул он рулевому. — Полный вперед!

«U-124» отвернула в сторону от корвета и снова вернулась внутрь ордера конвоя. При этом ее дизели ревели из последних сил, когда она пробивалась туда, преодолевая сильное встречное волнение. Она проскочила между двумя грузовыми судами, сирены которых тут же отозвались сводящим с ума завыванием.

— Эсминец по правому борту! — громко закричал впередсмотрящий.

Не успел Мор отвернуть от одной грозящей им опасности, как сигнальщик сообщил о корвете по левому борту.

Наблюдая за этими двумя эскортными кораблями, Мор удерживал лодку между ними. В какой-то наиболее напряженный момент лодка оказалась на траверзе обоих кораблей одновременно, на расстоянии 800 метров от каждого из них. Однако затем миновала их, спрятавшись среди судов конвоя.

Мор выпустил последнюю торпеду, и она попала в среднюю часть корпуса грузового судна водоизмещением 3000 тонн, после чего он отошел в сторону для перезарядки торпедных аппаратов.

Обеспокоенный тем, что может упустить конвой, Мор дал торпедистам время на перезарядку только трех труб аппаратов. Над конвоем к этому моменту повисла новая гирлянда осветительных ракет, и Мор подумал: не предназначены ли они для какой-то другой лодки?

Вернувшись снова внутрь ордера конвоя, Мор выпустил одну торпеду в сторону грузового судна водоизмещением 3000 тонн. После попадания торпеды в середину корпуса оно в течение шести минут глубоко погрузилось в воду кормой. Мор выпустил в него еще одну торпеду из носового аппарата, но она прошла мимо.

Маневрируя внутри конвоя, лодка сумела выпустить еще одну торпеду в судно, оказавшееся со стороны ее кормовых торпедных аппаратов. Эта торпеда попала в судно в районе передней части ходового мостика. Яростно выстреливая одну осветительную ракету за другой, судно стало быстро оседать кормой. Мор мог видеть, как вода поднималась вплоть до того момента, пока не накрыла передние грузовые люки. Через семь минут после попадания торпеды судно скрылось под водой.

Когда Мор наконец повернул лодку в сторону скрывающей его от преследования темноты, он долго еще мог наблюдать красные вспышки со стороны двух судов, расположенных в средней части конвоя.

— Огонь выстрелов, — поделился он своими соображениями с первым вахтенным офицером. — Кажется, стреляют пушки калибра 20 миллиметров, причем не вверх, а вниз, в воду. Интересно, что за цель нашли они в воде?

После этого по воде до них дошли сотрясения от взрывов глубинных бомб, так хорошо знакомые подводникам.

— Это Хейдтман или Итес, или, может быть, они предназначаются нам.

Последнее предположение было наиболее вероятным.

Рассвет окрасил восточный край неба, когда лодка окончательно вышла из контакта с конвоем. Мор сообщил в штаб координаты конвоя, а также о числе потопленных им судов, после чего окончательно потерял контакт с конвоем.

Почему-то с 4.30 не было сообщений ни от Хейдтмана, ни от Итеса.

Спустя несколько часов Мор заметит одиночное транспортное судно и срочно сообщит о том, что снова восстановил контакт. Это же судно обнаружил и Дитерихс. Теперь группа «Щука» могла противостоять конвою сразу в составе четырех лодок.

Где-то около полудня один из вахтенных сообщил, что видит германскую подлодку. Они приблизились к ней и, узнав лодку Дитерихса, приветственно помахали ей пилотками.

Радист вручил Мору перехваченное сообщение. В этом сообщении Ганс Юрген Хелльригель сообщал о своем контакте с судами противника. Теперь их было пятеро.

— Корабль эскорта! — доложил вахтенный.

Эскортный корабль типа «Старк» был уже совсем недалеко от лодки, поэтому, повернув лодку в сторону от конвоя, Мор внезапно оказался на грани столкновения с лодкой Дитерихса.

— Лево руля! — приказал он рулевому.

Лодка резко ушла в сторону от приближающейся к ней лодки Дитерихса, и Мор при этом заметил лодку Хелльригеля. К этому моменту с правой стороны ордера конвоя уже собрались три подлодки.

Поступило еще одно сообщение, на этот раз от Мюллер-Эдзардса, в котором сообщалось об установлении контакта с конвоем. Теперь их было уже шестеро.

К этому моменту резко ухудшились погодные условия, и вся атакующая «стая» оказалась в плену плотного дождя, лившего целый день и всю ночь.

С эскортного корабля дали несколько залпов, целясь, по-видимому, в лодку Дитерихса, после чего этот корабль куда-то ушел, а Дитерихс повернул в сторону лодки Мора.

Внезапно из-за пелены дождя со стороны левого борта выскочил другой эсминец, однако вскоре и он пропал из вида.

Дождь свел видимость практически к нулю, а быстро рыскающий по курсу эсминец эффективно препятствовал лодкам в их попытках приблизиться к судам, и «стая» потеряла контакт с конвоем.

Предприняв попытку возобновить атакование конвоя, Дениц направил группу «Щука» на линию разведки, но лишь на следующий день Хелльригель сообщил, что наблюдает одиночный эсминец. Остальные же лодки группы провели следующий день и ночь в тщетных попытках перехватить суда конвоя. И уже 15 мая Дитерихс сообщил о контакте, но, как оказалось, с совершенно другим объектом.

Уже пять дней «волчья стая» провела в бесплодных попытках поиска конвоя.

20 мая Дитерихс заметил конвой ONS-94, шедший в западном направлении, однако эсминец успел загнать его под воду. Он сообщил в штаб свои координаты, сопроводив это удручающей информацией о том, что конвой ушел под покров плотного тумана.

Хелльригель также сообщил о тумане. Так что «стая» окончательно лишилась возможности атаковать конвой, и Дениц снова вытянул «стаю» в строй фронта южнее Ньюфаундленда.

Мор, также ослепленный туманом, неоднократно совершал погружения для прослушивания шумов гребных винтов с помощью гидроакустики, и дважды это ему удавалось. Однако всякий раз эти достаточно удаленные шумы затихали раньше, чем у него появлялась возможность начать преследование конвоя в указанном гидроакустиком направлении.

А между тем подлодка — минный заградитель «U-116» (командир Вернер фон Шмидт), переоборудованная под танкер-заправщик, прибыла в район, расположенный приблизительно в 600 милях к югу от мыса Рейс, с целью проведения дозаправки лодок группы «Щука». «U-124» получила приказ встретиться с ней 25 мая.

Перекачка топлива, загрузка продовольствия и торпед заняли несколько дней, и команда лодки Мора смогла, наконец, позволить себе отдохнуть от изматывающей погони. Оптимистично настроенные любители рыбной ловли настроили свои удочки в амбициозных, по бесплодных попытках поймать кита или в крайнем случае морскую черепаху. Их охотно фотографировал матрос Вениг, который вместе с метеорологом доктором Вальденом был гостем на борту этой лодки во время экспедиции.

«U-96» также прибыла в точку рандеву с танкером, а ее командир, обер-лейтенант Хелльригель также побывал в гостях у Мора.

«U-124» взяла на борт 12 торпед, 132 тонны соляра и провизию на семь недель плавания, после чего отошла от «дойной коровы», чтобы снова заняться охотой.

В течение последних дней мая все лодки были дозаправлены, и уже 1 июня сформировали новую заградительную линию, расположенную по ортодромии.

Лодки группы находились почти в непрерывном контакте друг с другом и со штабом флотилии, обмениваясь новостями любого сорта, существенными и просто удовлетворяющими любопытство. Командиры непрерывно обменивались поздравлениями с днем рождения, шутками и личными комментариями, придавая им форму служебных сообщений — или просто открытым текстом.

Все шло своим чередом, пока не вмешался Дениц, которому, по-видимому, порядком надоели подобные развлечения. И всякому из этой группы, кто направлял такие сообщения, вежливо предлагали заткнуться во избежание доклада руководству о неблаговидных делах.

Военно-морская криптографическая служба сообщила Деницу, что ей удалось раскодировать английские сообщения, из которых следовало, что планируется отправка нового конвоя под кодовым названием ONS-100. В соответствии с этой информацией адмирал Дениц перегруппировал свою «стаю», и 6 июня первая лодка сообщила о контакте с этим конвоем.

Мюллер-Эдзардс сообщил о том, что эсминцы конвоя загнали его под воду, в результате чего он потерял контакт с конвоем. Дениц приказал Мюллер-Эдзардсу совершить дневную атаку. Последний еще несколько раз устанавливал контакт с конвоем, однако всякий раз снова терял его. И несмотря на то что Дениц подключил к этой задаче и Мора, ни одна из лодок так и не смогла осуществить атаку против этого конвоя.

И Дениц снова выстроил все лодки группы в линию разведки и перехвата, но на этот раз в средней части Атлантики.

8 июня Мор наконец заметил конвой, вся группа стала смыкаться вокруг него. Хейдтман установил контакт уже на следующий день, а вот Мор все еще никак не мог проскользнуть мимо эскорта, чтобы проникнуть в походный ордер конвоя.

Он выпустил две торпеды из кормовых аппаратов, однако обе прошли мимо цели, и «U-124» все еще была заблокирована эсминцами конвоя.

Мор отошел в самый хвост конвоя, пытаясь проникнуть в его ряды мимо эскорта, однако эсминцы начали активное противолодочное маневрирование, совершая столь стремительные зигзаги, что лодка никак не могла приблизиться к конвою на дистанцию торпедной стрельбы.

Раздосадованный и потерявший всякую надежду, Мор направил прицел торпедной стрельбы на сами эсминцы, которые ему надоели, и выпустил в них веером сразу две торпеды. После попадания торпеды в кормовую часть одного из эсминцев взметнулся огромный столб воды и мощная ударно-гидравлическая волна потрясла все вокруг. Второй мощный взрыв, без сомнения, был взрывом парового котла эсминца, после чего корабль скрылся в клубах пара.

Прокатившийся вслед за этим гром взрывов глубинных бомб и боеприпасов на борту эсминца потряс все вокруг. Это взорвался и пошел ко дну французский эсминец «Мимоза».

— Обе машины — полный вперед! — приказал Мор Субклеву, когда лодка взяла курс на проникновение в походный ордер конвоя.

Однако не успела она начать движение в этом направлении, как вахтенный офицер сообщил еще об одной угрозе: прямо на лодку шел эсминец.

— Лево руля! — резко скомандовал Мор.

Лодка накренилась, и ее сотрясла вибрация от резкого поворота на полном ходу. Мор отступал, пытаясь скрыться за облаком выхлопного дыма собственных дизелей и спеша увернуться от столкновения. Однако эсминец уже заметил лодку и был решительно настроен сокрушить ее форштевнем. Он тут же повесил над ней гирлянду осветительных ракет. У Мора не оставалось иного выхода, как срочно погрузиться.

Несколькими минутами позже, когда начали греметь взрывы глубинных бомб, он снова всплыл и поспешил вслед за конвоем, передавая одновременно в эфир свои координаты и ставя Дитерихса в известность о потоплении им эсминца.

В середине дня о контакте с конвоем сообщили уже четыре подлодки, и с лодки Мора, занявшей место справа от колонн конвоя, уже видели три другие германские подлодки.

Мор шел полным ходом, пытаясь зайти спереди конвоя, чтобы атаковать на встречных курсах, когда внезапно налетел дождевой шквал и конвой исчез за его пеленой.

Несмотря на получение данных о положении двух других лодок и периодическое погружение для гидроакустического наблюдения за конвоем, Мор оказался не в состоянии восстановить контакт с ним.

Другие подлодки также потеряли контакт с конвоем, и Дениц, с беспокойством следивший из своего штаба за погоней, старался вселить в командиров лодок группы уверенность, что им удастся настичь конвой, если они сообщат точные координаты местонахождения, и в своих обращениях к ним постоянно подчеркивал, что они должны «проявить настойчивость и выдержку» и преследовать конвой любыми возможными способами.

Три лодки группы «Щука» сообщили о повреждениях своих машин, а Дениц тем временем продолжал настойчиво направлять их в погоню за конвоем.

На следующий день Хелльригель сообщил о контакте с конвоем, однако из-за допущенной им ошибки в координатах остальные лодки оказались не в состоянии обнаружить конвой вплоть до наступления следующего дня.

Мор торпедировал одно грузовое судно, но из-за замешательства, вызванного ситуацией, когда две лодки чуть было не столкнулись прямо под висящей над ними гирляндой осветительных ракет, не смог проследить до конца погружение одного из торпедированных им судов.

16 июня группа повстречалась с конвоем ONS-102, идущим в западном направлении. Уже вскоре стало очевидно, что этот конвой охранялся еще надежнее, чем предыдущий. Подлодкам «U-94» и «U-540» пришлось выдержать ряд ожесточенных атак кораблей эскорта, забросавших их глубинными бомбами, которые продолжались почти восемь часов, в результате чего им пришлось отказаться от атаки и отправиться обратно в базу.

Обеспокоенный все более возрастающими успехами вражеских эскортных кораблей в борьбе с его подлодками, Дениц начал опасаться возможности наличия у англичан новых радиолокационных систем. В целях обеспечения полной достоверности информации о возможности такой угрозы гросс-адмирал пригласил Мора на кодированный радиоразговор и спросил, не считает ли он, что у англичан появилась новая система локации подводных лодок. На что Мор ответил, что, по его мнению, вряд ли следует ожидать такого технического прорыва и что, хотя он уже несколько раз и попадал в ситуации, когда английские эсминцы совершенно неожиданно для него начинали двигаться в сторону его лодки (семь раз в течение одного дня), он считает, что они обнаруживали его не при помощи новой системы локации, поскольку в каждом из этих случаев они направлялись в его сторону с большим разбросом курсов и не пытались преследовать его по пятам, когда он совершал маневрирование для уклонения от встречи с ними.

Как выяснилось позднее, Мор был не прав. У англичан действительно появилось новое техническое средство локации, которое сыграло решающую роль в борьбе с германскими подводными лодками. Это был радар неизвестного в то время в Германии типа, достаточно малых размеров, которые позволяли устанавливать его на эскортных кораблях и самолетах. И если такими радарами было оснащено большое число эскортных кораблей, то это означало, что пришел конец разгулу германских «волчьих стай», устраивавших побоища в рядах союзных конвоев. При наличии радара у эскортного корабля находящуюся на поверхности моря лодку от него не могла скрыть самая темная ночь и самая скверная видимость. И английские эсминцы, оснащенные такими радарами, начали уничтожать германские субмарины так же безжалостно, как они до сих пор делали это сами с судами английских конвоев.

Несмотря на выраженную Мором уверенность в отсутствии у англичан новых радиолокаторов, командующий германским подводным флотом чувствовал себя все более неуверенно и по этой причине 18 июня решил прекратить все операции своих подлодок на путях английских конвоев. «U-124» легла курсом на восток, направляясь к месту своего базирования. Ее успех в этом последнем патрулировании был неоспоримо высок: потоплено 7 судов, 1 боевой корабль, 2 судна получили серьезные повреждения. Однако этот путь домой был ужасным.

Свободные от вахты улеглись спать, довольные тем, что наконец-то они возвращаются домой. Мор заснул на своей койке, совершенно измотанный после пяти недель сражений с конвоями. Впервые с момента обнаружения первого конвоя он мог предаться непрерывному сну.

Мор упал на койку как подкошенный и заснул крепким сном. Однако поспать ему удалось не более одного часа.

— Командира на мостик!

«Ну что там еще такое?» — подумал Мор, натягивая куртку, и направился на ходовой мостик, двигаясь как автомат, подчиняющийся только заложенной в него программе, еще не проснувшись окончательно.

— В чем дело?

— Конвой, господин каплей. В носовом секторе левого борта.

А вот доклад самого Мора об этой встрече:

«18 июня в 2.30 послал радиограмму в штаб. Иду курсом на базу. 6.00. Рассвет. Обнаружили тень со стороны левого борта в носовом секторе обзора. В направлении на запад. Конвой. Произвел резкий маневр из-за появления эсминца. Прошел от него всего лишь в 300 метрах. Не заметили. Иду полным ходом курсом на север, чтобы выйти на левую сторону конвоя. Конвой следует курсом норд-вест. 16.18. Становится светлее, могу, наконец, разобраться с ситуацией. Конвой состоит из двух колонн. В правой колонне 5 больших судов, в левой не менее 3 больших судов, вокруг тесно группируются суда меньшего водоизмещения. В голове конвоя один эсминец. Лодка располагается в точности в голове левой колонны. В 6.20 совершил разворот для атаки из носовых торпедных аппаратов по ведущему судну левой колонны. Выпустил две торпеды по правому от лодки судну водоизмещением 7000 тонн, позиция 40 градусов, дистанция 4000 метров. Сразу же за этим дал еще один залп двумя торпедами по второму и третьему судну, идущему вплотную за ним. Каждое водоизмещением 6000 тонн. Дистанция 4000 метров. Два попадания в ведущее судно по истечении четырех минут шестнадцати секунд после выстреливания торпед. Облако черного дыма от взрыва высотой 100 метров. Через три минуты часть надстроек судна все еще над водой, через пять минут судно полностью ушло под воду. В то же самое время попадание во второе судно водоизмещением 6000 тонн, яркая вспышка, дождь обломков. Судно резко погружается кормой, по всей видимости, внутри сильный пожар. Через шесть минут горение прекращается, когда судно окончательно погрузилось в воду. Через минуту в лодке слышится звук еще одного взрыва торпеды. На поверхности попадание торпеды не обнаруживается. Попадание в третье судно водоизмещением 6000 тонн. Закончив пуск торпед из надводного положения, ухожу полным ходом в северном направлении, чтобы пробиться через эскорт правой стороны конвоя. Никаких осветительных ракет, уже светло».

Уже вскоре лодка удалилась от конвоя, и Мор снова лег курсом на Лорьян.

— Как у нас дела с топливом? — спросил он Субклева.

— Топливо имеется, — ответил Субклев, — но в обрез, только для движения экономичной скоростью.

— Хорошо, будем идти не спеша, — согласился Мор. — Мы ведь не на гонках.

И пока лодка шла в базу, Лаубиш изготовлял флажки, которые будут повешены на мачте лодки, когда она вернется в базу, с указанием на каждом из них названия потопленного судна и его тоннажа.

Закончив свои дела с отчетностью за поход, Мор сразу же отправился в Берлин, к своей милой жене. Ему предстоял длительный отпуск, который должен был стать особенно приятным и интересным на этот раз.

Его жена уже ожидала ребенка, и грядущее отцовство наполняло его благоговением и гордостью. Ева настаивала на том, что это обязательно должен быть сын, а ее супруг, к ее удивлению, выражал желание, чтобы родилась дочь, и, желательно, похожая на свою мать.

Однако частые налеты авиации на Берлин вносили в семейную идиллию зловещую ноту, и, обеспокоенный безопасностью своей жены, Мор начал потихоньку вынашивать планы ее переезда в какое-нибудь другое, более безопасное место.

Брат Мора Тео тоже находился в отпуске и посетил Мора, будучи проездом в Берлине. Он служил сержантом в люфтваффе, и это была редкая и замечательная возможность для обоих братьев провести отпуск вместе. Они подолгу прогуливались по городу, наслаждаясь летней красотой Берлина, а их беседы затягивались до полуночи.

Ради разнообразия Йохен однажды настоял на том, чтобы, идя на очередную прогулку, они поменялись униформами. Итак, Йохен натянул на себя униформу сержанта авиации, в то время как Тео предстал в униформе морского офицера, да еще и награжденного Рыцарским крестом.

Прогуливаясь, они встретили армейского капитана, который озадаченно остановился, когда они прошли мимо него. А дело было в том, что капитан-лейтенант со значком подводного флота, да еще и с Рыцарским крестом на груди, отдал ему честь по всем правилам, в то время как сержант отделался небрежным помахиванием руки, показавшимся ему скорее жестом приятельского приветствия, чем отданием чести. Капитан покачал головой и пошел дальше своей дорогой. «Конечно, — думал он, — это все нервы, испорченные войной».

— Йохен! — недовольно прошипел Тео. — Ты должен отдавать честь как полагается! Так нас может остановить какой-нибудь офицер и мы влипнем в хорошенькую историю.

— Да, конечно, — рассмеялся Йохен и пообещал, что будет отдавать честь офицерам так, как надлежит сержанту.

Они вели себя по-мальчишечьи. Беспричинно смеясь шуткам и проказничая. За время этого отпуска они прожили лучшие дни своей жизни, словно зная, что это последнее в их жизни счастливо-беспечное время, которое им суждено провести вместе.

И даже будучи вынужден время от времени совершать поездки в Лорьян для контроля за ходом ремонта лодки и бесед с командующим флотилией, Мор всегда находил возможность бывать дома в течение всего лета и осени.

Его кузина, чей муж только что погиб на фронте, часто приезжала к ним и гостила по нескольку недель. Эта молодая вдова держалась так спокойно, что Ева как-то заметила Иохену, что находит поведение его кузины довольно странным. Он с серьезным видом кивнул ей и сказал: «Она, по-моему, ведет себя правильно. Нельзя показывать другим свое горе. Переживания надо держать при себе. Это самое правильное!»

Возможно, говоря эти слова, он имел в виду и собственную судьбу. Во всяком случае, впоследствии Ева будет вспоминать их и черпать утешение в словах адмирала Деница, обращенных к ней: «Всегда помните, что я скажу вам: ваш муж был лучшим командиром моих подлодок».

На «U-124» провели тщательный ремонт, а затем, когда уже наступил момент выхода в море, из-за неожиданного происшествия этот выход задержался на несколько недель. Неожиданный налет авиации союзников на базу подлодок в Лорьяне произошел в тот момент, когда лодку Мора переводили из одного укрытия в другое. Пока лодки находились в специально укрепленном бетонном укрытии, такие налеты не грозили им серьезными повреждениями, но совсем другое дело, когда такой налет застигал лодку вне такого укрытия.

Бомбы падали совсем рядом с «U-124». При этом были ранены два человека. Никаких видимых следов повреждений на лодке не обнаружили, тем не менее дату выхода лодки на патрулирование перенесли на целый месяц, чтобы провести тщательный контроль ее состояния.

И как раз во время этого налета Мор должен был находиться дома с связи с рождением сына, которому дали такое же имя, какое носил его отец, — Иоганн Гендрик Мор. Когда Мора спросили, не разочарован ли он тем, что родилась не девочка, он рассмеялся и откровенно признался, что этот спектакль с его желанием рождения девочки был рассчитан на то, чтобы как-то смягчить разочарование супруги в том случае, если бы она действительно родила девочку.

А теперь, когда он стал отцом сына, Мор прекратил курить сигареты. Как он заявил, человеку такого достоинства и статута, как отец сына, более пристало курить сигары.

Уже на следующий день он выехал в Лорьян.

 Глава 12
 

Свободно охотящиеся германские субмарины с самого начала года превратили Западную Атлантику в арену настоящего побоища.

За первые десять дней операции «Удар в литавры» ее жертвами стали 25 судов общим водоизмещением 200 000 брутто-регистровых тонн. И это было только начало. В январе в американских водах было потоплено 35 судов, в феврале — 45, в марте — 76, в апреле 52 судна.

А уже в мае в Западной Атлантике было потоплено 105 судов. Для немецких подводников Мексиканский залив стал настоящей землей обетованной, где только в мае было потоплено 41 судно общим водоизмещением 219 807 тонн. Это было наибольшее число судов, потопленных в отдельно взятом районе океана в течение месяца за все время войны.

В июне итог достиг устрашающего уровня — 110 судов. Таким образом, за первую половину 1942 года здесь было потоплено 472 судна. Большую часть этого скорбного списка составляли танкеры.

Буйство германского подводного флота продолжалось в течение всего года. Когда американские вооруженные силы стянулись к своему западному побережью, Дениц перевел подводный флот в Мексиканский залив. А когда здесь сформировались конвои, он перенес центр тяжести действий лодок в Карибское море. Так все это и шло. Как только усиливался отпор в одном районе, подлодки покидали его, чтобы неожиданно нанести удар по самому незащищенному месту.

Здесь были тысячи миль ярко освещенного солнцем побережья, где лодки могли чувствовать себя в полной безопасности, а измотанные американские противолодочные силы просто не могли оказаться везде и сразу. Малочисленные, не имеющие опыта и недостаточно организованные, они не имели возможности эффективно противостоять бешеному натиску германских подводных сил.

Понадобилось еще много времени, прежде чем американские военно-морские противолодочные силы в контакте с авиацией, базирующейся на авианосцах, начали эффективно отыскивать и уничтожать германские субмарины по всей Атлантике. А в 1942 году, когда эти субмарины так успешно сотнями топили союзнические суда, никто не представлял, что нечто подобное произойдет.

Всего через несколько дней после выхода из Лорьяна в десятый боевой поход Мор получил радиограмму из штаба флотилии, в которой сообщалось, что значительная часть соляра в хранилищах Лорьяна была испорчена в результате акта саботажа и именно этим топливом заправлена его лодка. Химическое вещество, добавленное в топливо саботажниками, должно было вызывать быстрое корродирование топливной аппаратуры дизелей и приводить к их остановке. Дениц потребовал сообщить о состоянии дизелей лодки.

Мор сообщил, что случаи неисправностей дизелей именно такого характера действительно наблюдались.

Дениц приказал Мору, Юргену Ниссену и Рольфу Рюггебергу, то есть командирам лодок, заправленных таким топливом, в течение одного дня идти полным ходом, после чего, в зависимости от состояния машин, принять решение, продолжать ли им патрулирование или вернуться в базу.

После такого испытательного хода Мор сообщил в штаб, что левый дизель вполне исправен, а на правом пришлось заменить топливный насос и две форсунки. Он также сообщил, что считает возможным дальнейшее участие своей лодки в операциях, и попросил, чтобы при очередной заправке ему передали два новых топливных насоса.

Уже на следующий день он встретился с подводным танкером «U-118» и принял от него 200 литров смазочного масла и 20 тонн соляра. Поскольку это топливо было качественным, оно сохранялось как неприкосновенный запас, предназначенный только для движения лодки в боевых условиях, в то время как остальное топливо, уже имеющееся на борту, предназначалось только для перехода. К тому моменту, когда лодка прибыла в свою оперативную зону в Западной Атлантике, один или оба двигателя ремонтировались почти ежедневно. Кроме того, лодка получила и некоторое количество продовольствия, 1 топливную помпу, 2 форсунки и 150 щелочных патронов регенерации.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.