Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ 6 страница



Итак, благодаря свойствам Гашиша, человек обходит, как это ему по крайней мере кажется, приговор, произнесенный против него э лице Евы (Айши) —его способности волеиия: «я приумножу препятствия к созиданию тобой чего бы то ии было и лишь ценою усилий будут тебе доставаться все твои произведения». Это те самые слова, которые «безбожная Библия» произносит: «умножая, умножу скорбь, твою в беременности твоей, а болезнях будешь рожать детей» (Бытне, гл. Ill, стих 16). Гашиш всегда благоприятствует выходу астрального тела, и иногда даже одни определяет это явление. Иидийская Конопля есть первоклассное магическое растение.

которой надлежит выпить чашку кофе или рюмку ликера (подслащенного вина). По окончании завтрака надо предпринять прогулку в один из любимых музеев или заняться чтением какой- нибудь легкой книги, и только в 4 часа, если завтрак был в 12 часов, можно приступать к труду. Через час нахлынут мысли, причем следует делать летучие наброски, а не составлять полное изложение.

Дальше мы увидим, каким образом к действию возбуждающих надо присоединить систему вдыхания, ароматы и молитву. Мы убеждены, что изучающий на себе исследует указания, кото- ры здесь сделали. В этом заключается зародыш умственной гигиены, требующий более подробного объяснения. Однако никогда не следует забывать теорию посылок плексусов (первых условий) в мозг или, наоборот, требований мозга, предъявляемых к желудку относительно нервной силы. В первом случае, является продуктивность идей, но большая трудность их осуществления; во-вто- ром — не хватает изобретательности, но является способность конденсировать нервную силу в одном пункте и поэтому действовать в глубину, вместо того, чтобы влиять на поверхность психических центров. Разжижать или сгущать нервные токи, изменяя возбудительные и пищу, составлять ключ первой фразы магического развития физического существа.

ВДЫХАЕМЫЙ ВОЗДУХ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АННИЧЕСКОГО СУЩЕСТВА

Мы рассмотрели изменение физического тела при помощи пищи и возбуждающих.

Теперь мы дошли до изменения астрального тела атмосферным воздухом, ароматами и веществами летучими, способными к соединению с вдыхаемым воздухом и непосредственному действию на легкие.

Мы напомним сказанное об отношении атмосферного воздуха к астральным флюидам, и его оживляющих воздействиях, действующих на земные существа. Необходимо запомнить, что вдыхаемый воздух влияет на быстрое изменение состава крови и, вследствие этого, действие, производимое им на организм через посредство легких, должно быть основательно изучено. Пища и возбуждающие, прежде чем войдут в состав крови, должны пройти через разные органы, тогда как вдыхаемые летучие вещества влияют немедленно на кровь и даже в ту самую минуту, когда кровяной шарик подвергается оживляющему действию атмосферного воздуха.

Нам надо рассмотреть три случая:

1) Действие воздуха на кровь с точки зрения нервной силы;

2) Дыхательный ритм и изменения, которые может произвести в нем человеческая воля;

3) Действие возбудительных веществ, благовоний и летучих веществ — эфира и хлороформа — на астральное тело.

Ознакомясь со способом употребления пищи и возбуждающих, изучающий примется за эту вторую фазу подготовительных работ. Пробежав или быстро поднявшись на высоту нескольких этажей, вы задыхаетесь — вы познаграждаете быстрым дыханием растрату физических сил, сердце бьется сильнее и больше количество крови, чем в обыкновенное время, приливает в нервные центры; вследствие этого нервная сила вырабатывается в большем количестве, чтобы возместить потери. Дыхание действует как мехи, а частый дыхательный ритм связан с сердечным центром, и каждое учащение дыхания тотчас же отражается последним.

Такое наблюдение, которое каждый может произвести, благодаря явлениям вдыхания, дает нам ключ сознательного действия воли на астральное тело, посредством дыхания. Дыхание медленное с перерывами, напротив, успокаивает возбуждение нервных центров, и в этом заключается аналогия дыхательного ритма с состоянием пустого или полного желудка, со всеми его психическими последствиями. Этим определяется влияние дыхательного ритма.

Дыхание, или циркуляция воздуха, производимая с промежутком между вдыханием и выдыханием, когда воздух поступает в легкие и обратно. Первый период, когда воздух вдыхается в легкие, и после короткого промежутка — выдыхается, что и представляет второй период. Маленькое наблюдение укажет, что сердце вторит, но с более частными промежутками, в минуту считаем 20 дыханий и 60 биений. Но схема дыхания аналогична схеме сердцебиения с большим и меньшим перебоями.

Легкое и сердце можно применить к системе зубчатых колес, зацепляющих друг друга, что обнаруживается в том, что всякое ускорение дыхания сопровождается усилением сердцебиения, а следовательно и циркуляцией крови.

Дыхание, таким образом, служит для восстановления потерянного равновесия организма.

Если возбуждение истощило запас нервной силы, то она немедленно восстановляется дыханием, если это возможно, дыхание возместит динамизм и исключит ненужные частицы, но для этого следует хорошо распределить дыхательные ритмы. Чтобы достичь такого результата, надо сделать дыхание медленным и глубоким, поэтому и быстрое дыхание произведет обратное действие, увеличит возбуждение, оно произведет быструю и сильную реакцию от этого происходит окончательное опьянение лиц, вышедших на свежий воздух прямо с попойки.

Практические опыты развития дыхание должны клониться к увеличению промежутков между вдыханием и выдыханием.

Учение индийских йогов говорит об этом пункте таким образом: сСледует уменьшать постепенно, количество выдыхаемой углекислоты».

Маг должен делать часто глубокие (большие) вдыхания и наблюдать действие их на свой организм, каждое важное действие должно быть предшествуемо тремя глубокими вздохами, и при этом надо думать о том, что предпринимаешь. Действие дыхания, как интеллектуального возбудителя, еще усилится при движении. Вот почему прогулка после еды легко заменяет возбуждающие. Мы позже увидим, как ритмы дыхания должны быть регулированы в предшествующий важному магическому опыту день. Вдыхаемый воздух, в общем, только пища астрального тела, а мы знаем, что кроме пищи есть вещества, способные действовать не только на инстинктивный, но и на прочие центры человеческого существа: это возбудительные.

Ранее мы изучали приблизительное время действия каждого из возбуждающих и узнали, что время это довольно продолжительно. Существуют также вещества, способные возбуждать астральное тело — существо оживляющее. Эти вещества входят в организм вместе с вдыхаемым воздухом — это благовония.

Можно составить целый список таких благовоний, согласно их действия на центры инстинктивный, жизненный и умственный, но мы сохраним эти подробности для более полного сочинения.

Тип благовоний — Мускус — извлекается из животного царства и сильно и быстро действует на жизненный центр, в такой степени," что может заменить иногда красоту. Мускус производит на жизненную силу действие алкоголя и если они оба соединяются, то импульсивное существо подвергается такому влечению, которому почти не одна воля не может противиться. В особенности, если ее не поддержит музыка.

Употребление Эфира и особенно Хлороформа, как веществ, заменяющих в анимическом центре то, чем является в физическом алкоголь, может нам дать ключ к действию возбуждающих такого рода.

Существо, вдыхающее Хлороформ, испытывает и проявляет те же симптомы, как принявшее алкоголь в большом количестве, но действия эти проявляются в несколько минут, тогда как состояние опьянения алкоголем довольно продолжительно.

Впрочем, механизм действия почти один и тот же у всех возбуждающих.

Изнеможение, упадок сил, которое производит хлороформ, и безчувствие несколько часов являются результатом первоначального перевозбуждения нервных центров, как это ясно показывает период возбуждения, предшествующий настоящему сну. Этот период аналогичен, хотя и не тождественен, гипнотическому сну, немедленный результат возбуждения одного из органов чувств или, вернее говоря, одного из психических центров человека.

Промежуток, который отделяет действие мускуса от действия хлороформа, дает нам возможность составить классификацию благовоний. Несколько современных изыскателей во главе с изобретателем оль-факстометра — Шарлем Анри, пошли по этому пути.

В общем, изучающий должен запомнить, что действие избираемого благовония, или летучего вещества, зависит от его происхождения, от минерального, растительного или животного царства, но если один из центров человеческого существа был возбужден, то другие центры большей частью к нему присоединяются, от этого происходит затруднение в их классификации. Изучающий должен запомнить три главных типа благовоний, по характеру действий. Ладан с аналогичными веществами, действующими на существо психическое, представляет возбуждающее для ума.

Мускус, действующий на жизненное существо, оказывает влияние на инстинкты.

Табачный дым, главное свойство которого действовать на инстинкты при легком возбуждении ума.

Фимиам — возбуждает к молитвам.

Мускус — к любви

— Табачный дым — ко сну. Вот три вспомогательные средства, управлением которых не мешает заняться.

Тем, кто предполагает, что действием эфира трудно управлять, мы посоветуем табачный дым, влияние которого медленно и его легче наблюдать, чем действие эфира.

ОБ ОЩУЩЕНИЯХ РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОГО СУЩЕСТВА

Цель магического развития — совершенное подчинение существа импульсивного человеку воли.

Маг не должен поддаваться никакому увлечению или возбуждению, и должен тотчас им противостоять. Мы сказали, как питание и дыхание этому способствуют, и теперь остается рассмотреть человеческие ощущения с главной точки зрения. Вы иногда встречаете людей, говорящих: «Я не могу видеть жабы, а другой не переносит запаха лилии». Итак, все ощущения инстинктивного отвращения или возбуждения, должны быть бесжалостно уничтожены изучающим. Это процесс очень легкий, при тренировке воли. Органы чувств, с философской точки зрения, должны рассматриваться как разные проявления одной силы; таким же образом, различные звуки арфы, издаваемые струнами различной длины и различной силы натяжения, производятся одним веществом. Однако для более ясного объяснения сохраним разделение, напомнив, что осязание и вкус относятся более к физическому телу и к инстинктам, обоняние — к телу астральному и центру жизненному, слух — к телу психическому и центру умственному, а зрение — к человеку воли. Прибавим еще несколько слов

о       каждом из этих чувств.

ОСЯЗАНИЕ

Каково бы ни было ощущение, произведенное прикосновением к живому или другому телу, надо смотреть на него совершенно безразлично и в особенности без антипатии, если таковая была ранее. Для сбережения осязания необходима чистота, как впрочем и для всех органов, поэтому мы советуем изучающему принимать почти совершенно холодные ванны ежедневно по утрам, а после них втирать в кожу масла или еще лучше спрыскивание настоем железняка.

Как бы то ни было, этот режим необходим в течение 8 дней, предшествующих значительным магическим операциям.

ВКУС

Надо остерегаться любить кушанья вообще, не различая вкусных и невкусных блюд, тоже и относительно питья, молока, пива. Эта привычка, по-видимому, пустая, имеет большое значение для подавления инстинктов, которые в противном случае не подчиняются воле мага. Надо помнить, что вкус — единственное чувство, находящееся в непосредственном отношении с инстинктивным центром. Надо также привыкнуть разнообразить часы еды и постепенно уменьшать количество пищи. Привычка воспитывать импульсивное существо чрезвычайно вредна, и подобно рефлексам тормозит действие самой сильной воли.

ОБОНЯНИЕ

Привычка постоянного обоняния благовоний должна быть уничтожена, потому что лишает возможности определить действие различных запахов на жизненный центр. Необходимо также постараться преодолеть существующую антипатию к какому-либо пахучему цветку, потому что эта антипатия происходит от рефлекса. Когда мы говорим о преодолении чувства антипатии, это не значит, что надо заменить ее симпатией, мы желаем только такого развития воли, которое подавляло бы проявление импульсивных антипатий.

СЛУХ

Развитие слуха вещь самая необходимая для мага, так как слух и зрение составляют ключ к эстетическим чувствам, поэтому следует развивать в себе наклонность к музыке. Теоретическая работа, кофе за несколько часов, разговоры и рассуждения о музыке — облегчают дело. Никогда не надо разочаровываться в успехе.

Трудом и постоянным старанием достигнешь понимания ритма, столь необходимого для интеллектуального развития.

ЗРЕНИЕ

Преимущественно утреннее посещение музеев и размышление над трудами артистического творчества развивают эстетический вкус. Этому весьма способствует потребление чая. Но главное, на что маг должен обратить свое внимание, это сохранение хладнокровия при виде предметов странных и необычайных. Эти ощущения могут появиться, но должны быть моментально подавлены силой воли. Большая часть опытов древних посвящений заключалась именно в этом, и вот почему развитие зрения имеет важное значение. Главное, чего должен бояться маг, это потери хладнокровия. Потерять голову — это предоставить на произвол, без контроля воли существо импульсивное и бессмертный дух страху, испытываемому существом смертным, при виде сверхъестественного явления, так как существа астрального мира могут только посредством страха действовать на мага, уединенного в своем кругу и магически вооруженного. Поэтому маг, предающийся опытам, должен быть мужественен, чтобы не получить поражения мозга с продолжительным обмороком. В этом случае мужество гораздо важнее науки.

Вот истинные примеры случаев при вызывании: два молодых индуса, предаваясь изучению Магии, задумали произвести вызывание и, приготовившись в течение нескольких дней, расположились на опушке леса. Войдя в круг, они начали произносить заклинания. В ту же минуту они увидели разъяренного быка, с опущенными рогами мчавшегося прямо на них. Один из вызывавших так испугался, что выскочил из круга и упал в обморок, а другой, сохранив хладнокровие, не тронулся с места и понял, что имеет дело с галлюцинацией. Обморок первого из них продолжался довольно долго. Этот случай был описан в журнале «Thcosophist», издававшемся в Мадрасе.

Но вот и другой, такого же рода.

В 1892 г. один из членов нашего общества, хорошо знакомый с операциями, сопровождал одного экспериментатора в окрестностях Лиона. Круг был начертан на перекрестке трех дорог. Вызывание началось ровно в полночь. Вскоре показался экипаж, мчавшийся на них во весь опор, по одной из дорог. Молодой человек, при виде светящихся фонарей, топота лошадей и щелканья бича, так испугался, что хотел выскочить из круга, но экспериментатор удержал его силой. Это видение было не более, как такая же галлюцинация, как и в первом случае.

Понятно, что развитие зрения и постоянный контроль воли над чувствами необходимы для производящих вызовы. Но надо прибавить, что подобные случаи при вызывании очень редки,

большинство же не требуют ни приготовления, ни развития. От мага требуется, чтобы он давал себе отчет в ощущениях, открывающих дверь для человеческого существа к Природе.

МУЗЫКА

Мы видели, что на ряду с каждым веществом, входящим в организм в виде пищи или воздуха, существуют возбудительные средства, влияющие на центры органической жизни. Теперь посмотрим существует ли для ощущения чего либо подобное? Разумеется, это ритм и такт, применимые к ощущениям в виде музыки. Слух находится в непосредственном сношении с интеллектуальным центром, и слуховые впечатления, исходящие от другого человека или иного источника, достигают непосредственно этого интеллектуального центра. Современное воспитание глухонемых, когда зрение, высшее чувство, заменяет слух, показывает, что можно влиять не непосредственно на психичес- ский центр. Но ухо есть единственный вход в интеллектуальный центр.

Музыка действует непосредственно на душу, и духовенство обратило на это внимание, подобно . древним посвятителям. Но психический центр воспринимает, поскольку он развит, и большая разница в оценке музыки рабочим, мещанином и светским человеком. Иначе говоря, существует различного рода музыка для каждого класса общества. Таким образом, чисто инстинктивный человек предпочитает в музыке шарманку или полковой марш. Тогда как ремесленник или мелкий чиновник найдут удовольствие, слушая граммофон в каком-нибудь кафе-ресторане, где табачный дым и улыбки местных дам дополняют наполовину инстинктивные и частью динамические ощущения. Но настоящий музыкант, попавший в эту среду будет чувствовать себя очень не по себе и возмутится грубостью нравов. Следовательно, то, что восхищает невежду, будет мучением для артиста.

Музыка в качестве возбудительного интеллектуального центра так разнообразна, что может быть применима для услаждения всех классов людей, каково бы ни было их развитие, поэтому можно судить, как важна она для мага в качестве возбуждающего.

Таким образом, медленные и торжественные пассажи, в соединении с курением ладана, должны быть особенно изучены магом с точки зрения высшего порыва души в молитве.

поэзия

Поэзия — есть музыка слова, и должна быть изучаема с точки зрения ритма и соотношений, но мы возвратимся к этому предмету впоследствии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воля, при помощи выбора ощущений и веществ, вдыхаемых, проникающих в человеческое существо, может изменять его стремления увеличением и уменьшением органических сил.

Употребление возбуждающих средств ускоряет- это действие, но лишь на короткое время, тогда как труд и учение делают его продолжительным. К тому же привычка к труду вещь прекрасная, а к возбудительным очень опасная.

Имея в своем распоряжении пищу и возбудительные средства, маг в отношении своего организма, как музыкант на инструменте, взяв известную ноту, получит желаемый результат.

Следовательно, надо знать всегда цель действия и тогда можно поступать безбоязненно.

РАЗВИТИЕ СУЩЕСТВА ИНСТИНКТИВНОГО

Если нам тяжело приняться за последовательный труд, тогда как воображение действует само по себе, это доказывает, что ваш интеллектуальный центр преобладает над центром инстинктивным, чему следует противодействовать, так как, в случае внезаппного несчастья или материального недостатка, обстоятельства поставят вас лицом к лицу с действительной жизнью, и тогда вы не в состоянии будете воспроизвести что-либо основательное и останетесь мечтателем и болтуном. Действительная работа есть страдание, к которому надо привыкать постепенно, во избежание умственной смерти. При исполнении этого действия дух материализуется, что является для него страданием и чему он сопротивляется изо всех сил; для преодоления этого страдания имеются два средства: 1) осуществление всего в один и тот же час, 2) сознательное одурение, материализация духа, с помощью развития инстинктивного существа.

Большое заблуждение относится презрительно к физическому телу и его потребностям. Это доводит до бессилия ума, непроизводительного мистицизма и сумасшествия. Природа одарила человечество тройным способом проявлять свое существование, и цель этого существования заключается в том, чтобы убить быка под предлогом, что он медленно двигается, так как этим способом мы лишились бы возможности перемещения.

Надо уметь материализовать свой дух, равно как знать способ его динамизировать. Итак, мы можем иметь способность сгущать и разряжать жизненную силу и вот каким образом:

Пища. Тяжелая и растительная (напр.: кислая капуста).

Питье. Возбудительные. Молоко и пиво.

Дыхание. Медленное и не глубокое.

Благовония. Табачный дым.

Ощущения. Сознание вкуса.

Музыка. Медленная, однообразная и легкая.

Время. Послеобеденное, или лучше вечер.

В психическом состоянии, таким образом полученном, необходимо иметь заранее составленный план, потому что для выработки новых идей достигнутое состояние не годится.

Некоторые артисты, с деятельным темпераментом, инстинктивно заменяют гимнастику регулярным распределением труда.

Для умственного труда самое подходящее время — это утро. Существуют особые правила для людей всякого класса, но эти подробности через чур велики для нашего труда.

РАЗВИТИЕ АНИМИЧЕСКОГО СУЩЕСТВА

Есть люди с бледным лицом и глубоким взглядом, это замечательные мыслители и тру- женники. Но если они не имеют покровителя, то таланты их пропадают. У них недостаток органического сопротивления и материальной деятельности; основание этой деятельности есть кровь. Сколько гениальных артистов и литераторов входят в эту категорию. Следовательно, жизненное существо этих людей недостаточно развито, и египтяне, а впоследствии греки, были совершенно правы, требуя от своих философов в развития физических сил. Мистическое настроение у таких мечтательных натур, чувственный вегетаризм, разрушительно действует на умственную сферу, тогда как физическое упражнения усиливают органические силы. Развитие мага требует полного равновесия организма, поэтому первая обязанность мага восстановить деятельность слабых и бездеятельных центров, так что развитие жизненного существа должно быть главной работой изучаемого магию. Основой этому развитию служит: пища: жареное мясо, дичь; напитки: вина;

дыхание: быстрое и глубокое; благовония: мускус;

ощущения: приятный запах, музыка — марши, немедленный отдых после еды.

Несколько дней такого режима покажут, пользу и верность такого наставления.   '

Мы уже несколько раз имели случай применять эти поучения и, благодаря их применению, достигли того, что в один или два месяца могли издать труд, до тех пор тянущийся довольно долго. Отметим еще, что это правило общее, и что от соединения всех ранее описанных физиологических действий получается желаемый результат. Невежда, не отдавая себе отчета в органическом действии пищи и благовоний, прочтя это будет очень удивлен, увидев, что вино или мясо имеют влияние на мысли, но мы описываем результаты своих опытов для серьезных изыскателей и можем им рекомендовать чтение «Черного Дракона» или другой какой-либо заклинательной книги, гораздо более интересной, чем наше ученое исследование.

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО СУЩЕСТВА

Имея большие руки, с толстыми пальцами, и обладая наклонностью к труду, но не особенно быстрым соображением, стремитесь ли вы развить свой ум и предоставить мозгу более обширное поле деятельности?

Положитесь на свою прекрасную память, и я вам обещаю блестящую карьеру, хотя не с особенно быстрым успехом. Однако, вы должны помнить, что нужно уметь преодолевать свои наклонности и влечения, составляющие для нас всю суть существования: никогда не следует предаваться гневу при малейшем противоречии; надо исполнять в точности ту умственную гимнастику, которую я охарактеризовал, говоря об ощущениях и музыке. Прибавьте к этому, как основу вашего развития следующий режим — и в течение шести месяцев я вам обещаю первые проявления душевного движения, представляющие признаки божественной музыки:

пища: фрукты, молочные продукты, яйца, немного мяса, сахар;

налитки: кофе (раз в день) в течение недели; обыкновенное питье — чистая вода, иногда с вином;

дыхание: медленное, с задержкой выдыхания; благовония: ладан (возбуждающий к молитве); ощущения: развитие слуха и зрения, внима-

тельное изучение музыки, музыка духовная, симфонические концерты, опера, нЬвейшая музыка Вагнера,

часы труда: натощак утром, от 7 до 11, и после обеда, с 5 до 7 часов.

ГЛАВА VI

О РАЗМЫШЛЕНИИ НАЧАЛО ДУМАЮЩЕЕ

Частица пищи, попавшая в желудок, претерпевает множество разнообразных изменений прежде, чем сделаться составной частью организма. Аналогичным образом и ощущение, служащее психическому существу, должно пройти через множество превращений, чтобы быть вполне ассимилированным. Ряды этих превращений можно разделить на три главные части:

I. Восприятие энергии, ощущения органами чувств — конденсация этой энергии, предшествующая появлению идеи.

II. Выработка определенных идей.

III. Переработка идей, составляющая сущность мышления.

Таким образом, органы чувств являются по отношению к ощущениям тем же, чем пищеварительные органы — по отношению к пище: в них происходит первое отделение усвояемых частей от неусвояемых и совершается начальная переработка.

Идеи, раз образовавшись, отфильтровываются, конденсируются и хранятся в памяти, аналогично соответственным явлениям, происходящим с хилосом в печени. Шердель определяет память, как результат воздействия сознания на чувствительность, а явления раздвоенности личности и некоторые феномены гипноза прекрасно подтверждают это странное на первый взгляд определение.

На этом и заканчивается работа импульсного человека, раба рефлексов, приверженца рутины, никогда не проявляющего никакой инициативы. Но, с другой стороны, с этого самого начинается работа мага, рассматривающего память, столь драгоценную в глазах наших педагогов, — как способность чисто пассивного характера.

Хилус, претерпевший переработку в печени, еще далеко не прошел всего пути своих превращений: из печени он отправляет в легкие, где, по мнению Луи Люкаса, поддержанному современными гистологами, часть белых шариков превращается в красные.

Подобным же образом и в психических процессах. за первой элементарной работой восприятия и запечатления ощущений, следует несравненно сложнейшая работа их переработки и усвоения. За работой чувствующего начала следует работа мыслящего, работа несравненного вышего порядка, на которую способен далеко не каждый человек. «Иметь в голове идеи — говорит Фабр д'Оливе, — значит чувствовать, иметь же в голове мысли — это значит творить». Размышление есть работа мысли; оно есть путь к развитию скрытых способностей человека, в числе которых находятся экстаз и пророчество.

Специальное развитие памяти, даваемое современным воспитанием, совершенно не нужно для развития способности и размышления и, например, пророчество гораздо легче развивается в душе поселянина — созерцателя по природе, чем в душе педанта, украшенного многочисленными дипломами

и официальными предрассудками.

Образование есть средство, орудие — иногда опасное, если оно неполно, но никогда не цель, разве только в глазах современного «практичного человека».

Подобно тому, как различные упражнения, изложенные нами в предшествовавших главах, помогают развитию начала чувствующего, упражнение в размышлении быстро развивает начало мыслящее, и это развитие мыслящего начала составляет одну из главных задач мага.

Указания на средства, ведущие к этому развитию, встречаются везде и повсюду, так например, Гете, желая постичь тайну Природы, относящуюся к философской стороне анатомии, брал в руки череп, садился в уединенном углу сада и погружался в созерцание. Мало-помалу в его мозгу рождались идеи, соотношения, неясные до сих пор, становились очевидными, аналогии приходили на помощь и, под влиянием созерцания, сами собой приходили на ум великие открытия, вроде существования промежуточной кости в челюстях, или открытия черепных позвонков. Эдгар По доказывает в своей «Эврике», что одно лишь созерцательное размышление привело основателя современной Астрономии к открытию его основных законов, там же он дает и много ценных указаний для практики размышления; в конце он утверждает, что истина всегда выяснится при созерцании Природы человеком, умеющим достаточно сосредоточиться, чтобы понять простой и вечный язык, которым говорит творческая сила. Разве «демон» Сократа не служил ему лучшим руководителем, чем все известные в то время кодексы морали?

Если предыдущего еще недостаточно для того, чтобы понять, каким образом человек может погружаться в размышление, то для облегчения задачи приведу несколько практических замечаний.

1. Первое психическое упражнение должно состоять в том, чтобы научиться заменить все ответы и идеи рефлективного характера, исходящие исключительно из памяти, ответами продуманными и сознательными. Самым опасным врагом размышления является масса заученных наизусть идей, готовых на все случаи ответов, почерпнутых из учебников. Человек, сыплющий заученными ответами, ради доказательства своей мудрости, подобен лицу, рассказывающему старые всем известные анекдоты, с целью прослыть умным.

Точно так же, всякие споры и прения, противоречия и полемика отнюдь не могут быть терпимы в своем обиходе ни одним серьезным человеком; все подобные риторические упражнения прежде всего бесполезны, ибо в словопрении невольным образом обижаешь почти всегда своего противника, и это обстоятельство, в связи с самолюбием, делает то, что колеблющиеся и полуубежденные субъекты становятся заклятыми врагами идеи, породившей спор. Собственное убеждение есть личное дело каждого человека, потому предоставьте импульсивным людям спорить и полемизировать, сколько им угодно, сами же научитесь хранить молчание всякий раз, как около вас возникает шумный спор. В случае нужды перечитайте «Золотые стихи» Пифагора; учитесь выражать ваши мысли так ясно, как только можете, но имейте к себе достаточно уважения, чтобы никогда не спорить, ибо, повторяю еще раз, это самое бесполезное употребление, какое может быть сделано из ваших психических способностей.

Итак, первое упражнение в размышлении состоит в том, чтобы отдавать себе ясный отчет во всех идеях, которые высказываешь и в том, чтобы всегда пользоваться активным разумом преимущественно перед памятью.

2. Кроме того, нужно научиться видеть во всем нас окружающем не только его внешний чувственный облик, а гораздо больше, нужно всегда стараться дать себе ясный отчет в тех невидимых идеях, которые сокрыты в каждом видимом материальном восприятии.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.