Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ 3 страница



Это символическое изображение цели, достигаемой магом.

ОТНОШЕНИЯ Ч ЕЛОВЕКА— ВОЛ И К ИМПУЛЬСИВНОМУ СУЩЕСТВУ

Мы уже неоднократно говорили о мгновенной остановке начатого движения, производимой действием воли на имульсивные центры. Рассмотрим теперь это явление в подробностях

Всякий раз, когда внешнее впечатление достигает инстинктивного центра нормально бодрствующего человека, одновременно являются соответственное ощущение и рефлективное движение. Здесь возможны различные случаи.

Если человек принадлежит к одному из низших психических состояний, то, восприняв ощущение, не препятствует импульсивной части действовать, и она удовлетворяет своим животным побуждениям, причем субъект пассивно воспринимает новые ощущения от действия импульсивного существа.

В этом случае центр сознательных восприятий действовал лишь как зеркало, отражая впечатления и записывая их; никакой активной реакции со стороны высших центров не происходило.

Но если человек привык перерабатывать получаемые впечатления, то он не удовлетворится пассивным их восприятием и сейчас же подвергнет их критической оценке.

Мышление состоит в умственной обработке идеи, порожденной восприятием. Тут приходят в действие способности неодинаково развитые у различных людей, которые превращают идею в мысль, а мысль — в суждение.

Смотря по тому следуют ли размышления за восприятием или нет, получаются совершенно различные результаты, вследствие чего упражнение в размышлении является необходимой подготовкой к развитию воли, и размышление в явлениях восприятия точно соответствует развитию воли в явлениях активного действия.

Ранее мы рассмотрели, как реагирует на внешнее восприятие грубо импульсивный человек; посмотрим теперь, как поступает в данном случае средне-развитый человек.

Сознательное существо, как мы видим, отправляет три главные функции:

1) оно чувствует — воспринимает образы и идеи, доставляемые ему чувствующими центрами,

2) оно подвергает эти идеи особой обработке — обсуждению.

3) результатом чего является действие, производимое сознательным человеком над импульсивным существом, внешним миром и самим собой. Здесь-то и действует воля.

Итак, ощущение может привести в действие или только инстинктивные центры, или проникнуть и в ближайшие высшие центры — в сферу чувства, тогда происходят два новых явления:

а)      Рефлективный импульс (эмоция), направленный к органам выражения и имеющий страстный характер,

б)      специальное воздействие на сознательное существо, которое получает тогда не только ощущение, с его характером наслаждения или страдания, но еще и чувство, с его характером любви или ненависти.

Но этим еще не ограничиваются последствия воспринятого ощущения, которое, превратившись в чувство, может действовать на рассудок, и он от себя производит еще два новых явления:

в)      рефлективные действия интеллектуального характера — влечение,

г)      специальное воздействие на сознательное существо, воспринимаемое им уже не как чувство, а как суждение — с его характером истины или заблуждения.

Таким образом, ощущение, восприятие человеком с достаточно развитыми центрами сознания представляются ему последовательно в трех направлениях: в виде наслаждения или страдания, в виде любви или ненависти и. наконец, в виде истины или заблуждения, соответственно чему являются три рефлекса: потребность, страсть и влечение, каждый из которых со своей стороны может быть положительным или отрицательным, то есть активным или пассивным.

Человек приближается к источнику данного ощущения или удаляется от него, смотря по тому, было ли ощущение приятно (наслаждение, любовь, истина) или неприятно (боль, ненависть, заблуждение). Не надо забывать, что пока речь идет лишь о первом достижении, которое всегда может быть изменено действием воли, ибо подобно тому, как каждый из рассмотренных нами центров автоматичен по существу, человек—воли по существу свободен.

Главное действие сознательного существа на все три импульсивные центры заключается в установлении равновесия между последними. Нарушение этого равновесия влечет за собой тяжкие психические расстройства.

Рассмотрим же подробнее, в чем заключается это равновесие.

Вы наверное видели в цирке, как эквилибрист пользуется при своих упражнениях балан- сирным шестом. Этот шест он держит горизонтально перед собой и, слегка вынося его то в правую, то в левую сторону, по надобности, легко удерживает равновесие, стоя на канате или проволоке. Шест этот совершенно пассивен, в течение большей части времени, и его единственное назначение — составлять противовес случайным силам, возникающим от времени до времени и стремящихся вывести центр тяжести эквилибриста из вертикальной плоскости, проходящей через канат, что неминуемо повлекло бы за собой падение.

Человеческая психика также подвергается не редко действию случайных сил, стремящихся вывести ее из нормальной колеи, что непременно бы и случилось, если бы высшая часть человеческого существа не заботилась постоянно о восстановлении равновесия.

Что делает эквилибрист, если чувствует, что готов упасть в правую сторону? Он выносит влево свой балансирный шест и равновесие восстанавливается. В этом случае эквилибрист противопоставляет вес шеста опрокидывающей силе и, таким образом, приходят в равновесие сила тяжести, эквилибрист и шест.

В любом примере равновесия мы наблюдаем две различные сущности, воздействующие на третью, служащую связующим звеном (точкой опоры, осью вращения).

В человеческом организме тело и дух суть две субстанции противоположного характера, промежуточное же звено (жизнь, пластический посредник, астральное тело) связывает эти две противоположности в уравновешенное целое — живой организм.

Это-то равновесие и определяет своей устойчивостью то, что мы называем здоровьем, как физическим, так и психическим.

Кроме равновесия духа с телом, о котором только что шла речь, в здоровом организме должны находиться в равновесии все центры и их проявления (инстинкты, чувства, мысли).

Низший инстинктивный центр, будучи уравновешен сознанием, даст — здравый смысл, средний анимический центр (сентиментальность) даст в равновесии с сознанием — рассудок — наконец, высший интеллектуальный центр, находясь в равновесии с сознанием, проявляет — разум.

Эти проявления разумности — здравый смысл, рассудок и разум, являются результатом равновесия между чувствительностью и сознанием. Равновесие их может по разным причинам нарушаться, следствием чего бывают весьма важные и интересные психологические явления.

Чтобы быть в состоянии дать себе отчет в этих явлениях, рассмотрим теперь, какие физиологические силы приходят в соприкосновение с каждым из рассмотренных психологических элементов.

Действие внешнего мира на дух и духа на мир совершается не непосредственно, точно так же как кучер не сам непосредственно везет карету.

Органы чувств — открытые внешним впечатлениям, соответствуют материи (экипажу); дух— изображает кучера, связующая же их сила, вырабатываемая живым организмам — нервная сила, аналогична лошади.

Таким образом, нервная сила оказывается звеном, связующим дух с материальным телом, как в’ воздействиях духа на материю, так и материи на дух.

НЕРВНАЯ СИЛА

Рассмотрев вкратце психические функции различных частей человеческого существа, мы узнаем, насколько важную роль играют в них физиологические силы.

Как мы видим, нервная сила является необходимым орудием, посредством которого наш дух может активно влиять на организм, а следовательно на внешний мир. Мы уже видели: при каких условиях вырабатывается нервная сила живым организмом; теперь мы рассмотрим, как дух пользуется этой силой.

Кроме физического тела в состав человеческого существа входит нечто оживляющее и приводящее его в движение — это астральное тело, действующее почти исключительно по закону рефлексов, то есть органическая раздражимость является причиной почти всех движений импульсивного характера, не исключая и душевных.

Например, при поступлении пищи в желудок, прикосновение ее к слизистой оболочке, устилающей внутренность желудка, вызывает нервный рефлекс в силу которого соответственные железы начинают выделять желудочный сок. Подобным же образом действуют и импульсивные психические центры, как только какое-либо внешнее впечатление их достигает, они автоматически приходят в действие, перерабатывают впечатление в идею, которую и передают внешним центрам.

Рассмотрим же теперь, каким образом ощущение воспринятое органом чувств, передается психическому центру.

Из органа чувства исходит в момент восприятия ощущение, как учат современные физиологи, — особого рода колеблательное движение, которое передается нервному флюиду, а от него уже психическому центру. Под влиянием этого колебания психические центры приходят в действие, благодаря чему соответственные идеи получают возможность проявиться.

В нашем примере колебание передается нервным флюидам с периферии организма к психическому центру. Этот последний приходит в действие и заставляет тот же нервный флюид передавать соответствующие колебания в обратном направлении (от психического центра к периферии), — соответствующим мускулам, чем определяет их сокращение.

Итак, один и тот же флюид (так как в организме не имеется другого нервного флюида) передает импульсы по обоим направлениям, в зависимости от того, на котором конце нервного проводника импульс возникает.

Но не одно только внешнее впечателние может привести в действие импульсивный психический центр, то же самое осуществляется и влиянием воли.

Благодаря запасу нервного флюида, который всегда имеется в распоряжении духа, находящегося в бодрствующем состоянии, он может во всякое время сам воздействовать на соответственный психический центр и остановить любое рефлективное движение.

Следовательно, импульсивное существо во всех своих трех проявлениях — поставлено между фи- *ическим телом и духом: оно одинаково повинуется импульсам, исходящим как от того, так и от другого, отдавая предпочтение сильнейшему. Вот почему человек, отвыкающий постепенно воздействовать волей на импульсивные центры, тем самым приучает их повиноваться исключительно внешним побуждениям и скоро становится рабом своего физического тела, вместо того, чтобы быть его господином.

Как было сказано ранее, нервная сила есть колеблющаяся среда, передающая всевозможные импульсы. Отметив это, рассмотрим механизм действия духа на тело.

В нормальном состоянии дух настолько владеет (через посредство нервной силы) импульсивными психическими центрами, что они не могут действовать противно его воле, но как только в распоряжении духа не оказывается должного количества нервной силы, импульсивные центры выходят из повиновения и начинают преувеличенно реагировать на малейшее восприятие. В этом случае причина переданного высшим центрам ощущения лежит в значительной степени внутри организма, и порожденная им идея не соответствует на этот раз внешней действительности. Таков механизм появления галлюцинаций.

Мы видим, что причина этого патологического явления заключается не в болезненном состоянии духа, который будучи божественным от природы, никогда не бывает болен, а в достаточном количестве нервной силы, нужной духу для управления психикой, что заставляет нас взглянуть на явления галлюцинации с совсем новой точки зрения. Опасность галлюцинаций состоит в том, что они ведут человека к ложным суждениям. Вот почему нервное истощение считается опасной болезнью.

Все выше сказанное ничуть не мешает духу получать ощущения, чувства и суждения от импульсивных центров, им самим приводимых в действие, — и в этом случае дух наверное не ошибется в истинной причине получаемых ощущений.

В распоряжении духа обыкновенно находится количество нервной силы не только достаточное для удержания в повиновении низших центров, но имеется еще и некоторый запас ее, которым он может воспользоваться для работы воображения.

Воображение — есть способность воли создавать посредством вибрации нервной силы идеи, направленные в импульсивные центры, и группировать так или иначе эти идеи действием специальной способности сознательного духа. Воображение есть роскошь, быстро исчезающая при малейшем переутомлении, то есть как только нервный флюид не будет вырабатываться в избытке. нужном для образования запасов.

Мы дали лишь беглый очерк оккультной Психологии, на основательное изложение которой понадобилось бы много томов. Те из читателей, которые пожелают приобрести более обстоятельные сведения по данному предмету найдут ценное указание в предисловии к труду Фабра д"Оливе «Социальное положение человека», и в «Тимее» Платона.

Итак, ключ к пониманию явлений психической жизни, в особенности ее расстройства, лежит не столько в исследовании строения организма, сколько в изучении нервного флюида и его проявлений, ибо лишь через посредство нервного флюида, человеческий дух получает сведения от органов чувств и приводит в движение волю.

По существу, дух человеческий ограничивается одною способностью мыслить; способности же чувствовать и управлять организмом суть дополнительные свойства, обусловленные пребывани- см духа в материальном мире (план Природы). Опишем несколько явлений, которые покажут, что происходит, когда импульсивное существо начинает действовать помимо сознания.

НОРМАЛЬНЫЙ СОН

В состоянии бодрствования дух человеческий имеет в своем распоряжении некоторое количество нервного флюида и, смотря по тому, хорошо или худо пользуется этим запасом, он является разумным или бессмысленным человеком (инстинктивный центр), добродетельным или порочным (анимический центр), ученым или невеждой (интеллектуальный центр).

Всякое действие, носящее название умственной работы: принятие решения и т. п., требует активного вмешательства воли лишь вначале.

Этот начальный толчок приводит в действие импульсивный и психологические центры, автоматически раз начатую работу, причем на долю воли остается лишь общее руководство этими автоматами, что совершается путем медленного выделения нервного флюида.

Потраченный на производство такой работы запас нервного флюида истощается, и дух постепенно теряет власть над телом. В это время члены становятся неподвижными, человек теряет способность стоять, глаза закрываются, органы чувств перестают действовать — наступает нормальный сон.

Таким образом, нормальный сон является следствием постепенного уменьшения количеств; нервного флюида, чем нарушается связь духь с организмом, выражающаяся потерей чувствительности, ослаблением воли.

Во время сна астральное тело — план и строитель тела физического — возмещает все потери, происшедшие в сознательных центрах, и пополняет запасы нервной силы.

Когда эти запасы достигнут известного размера, восстанавливается сообщение духа с организмом, проявляющееся пробуждением спящего.

Этот процесс подробно описан Шарделем в его «Физиологической психологии».

Все сказанное относительно духа приложимо в полной мере и к импульсам психического существа, что позволяет нам сказать вообще: нормальный сон обусловливается недостатком нервного флюида а организме.

Мы увидим далее, что алкоголизм и кофе могут отсрочить наступление нормального сна, хотя и с опасностью сильной реакции впоследствии.

ОПЬЯНЕНИЕ

Дух и импульсивное существо взаимно уравновешиваются у здорового человека в нормальном состоянии, вследствии чего возникает некоторое напряжение нервного флюида между обоими. Одним из следствий этого напряжения является та легкость, с которой импульсивное существо приходит в движение.

Кровь человека, чем-либо возбужденного, более динамизирована, чем обыкновенно. Все его органы действуют энергичнее, чем в нормальном состоянии, а в их числе и нервные сплетения, сохраняющие запасы нервной силы.

Поэтому вначале ум, видимо, проясняется, воображение энергично действует, получая в свое распоряжение громадное количество нервного флюида. Но эта первая фаза длится не долго; в самое непродолжительное время нервное напряжение импульсивного существа превосходит нервное напряжение сознательного духа, и последний с ужасом замечает, что бешенно работающее пассивное существо уходит из-под его власти: у него не хватает больше нервного флюида, и все его попытки справиться с импульсивным существом оказываются тщетными. Лошадь понесла, и сколько бы кучет не тянул вожжей, все его усилия напрасны. Животная часть человека победила сознательную; здравый смысл, рассудок, разум и все прочие функции духа, влияющие на инстинктивное существо, сперва помрачаются, а затем прекращаются. Человеческое существо теряет равновесие во всех его видах до физического равновесия тела включительно, и если человек в этом состоянии хочет идти, он шатается и каждую минуту может упасть.

Психическое равновесие организма оказывается нарушенным избытком нервной силы в импульсивных центрах, и в такую минуту навязчивая идея, обыкновенно не ясная, одна руководит всеми его поступками.

Это вторая фаза опьянения, в течение которой выступают наружу все дурные инстинкты и страсти, и нередко ведет человека к преступлению, гибели, ибо в это время рефлексы всемогущи, и импульсивное существо одно целиком задается организмом.

Наконец, бешенная работа импульсивного существа поглащает последние остатки нервной силы, с трудом удерживавшей дух в теле, и оно падает объятое мирным сном, а если дух был через чур быстро и грубо оторван от органических центров, то и мертвым.

Вот третья фаза опьянения.

В различных степенях опьянения можно было бы отметить значительное сходство с явлением сумасшествия, что мы подробно выясним впоследствии.

ГИПНОТИЗМ И ВНУШЕНИЕ

Мы видели, что каждый из трех импульсивных центров может приводиться в действие или нервными импульсами, идущими снаружи из органов чувств — от внешних ощущений, или же изнутри из мозговых клеточек — от действия воли.

Различные процессы гипнотизации имеют целью нарушить равновесие между существом импульсивным и сознательным и отделить на время, путем воздействия на нервную силу, — дух от тела.

Достигается это с помощью такого сильного возбуждения импульсивного существа, что оно берет верх над сознательным.

Для получения этого возбуждения пользуются, например, ярким светом или сильным звуком (вращающиеся зеркала Люиса[2]. фиксирование блестящих предметов, удары гонга)9 производящими резкий толчек в соответственном импульсивном центре. Тут происходит явление, аналогичное опьянению, равновесие духа с телом мгновенно нарушается, и получается особого рода сон.

Характер этого сна не зависит от того, послужит ли для получения его механический аппарат или внушение; к тому же устное внушение является лишь заменой сильного звука.

По наступлении гипнотического сна, человек становится абсолютно пассивным, и его импульсивные центры готовы реагировать на каждое малейшее впечатление. Тогда гипнотизер заставляет его совершить определенное действие, и импульсивное существо загипнотизированного рефлек- тивно повинуется так же, как повиновалось бы любому внешнему впечатлению или импульсу со стороны собственного духа. Таков мезанизм внушенного действия, выполненного в гипнотическом сне.

Скажем теперь несколько слов о внушениях, осуществляемых по пробуждении (то есть, гипнотические внушения).

Когда получивший внушение субъект просыпается, то сейчас же ощущает сознательное влечение исполнить внушенное действие, и тут-то ему представляется удобный случай высказать уровень своего развития.

Если это существо чисто импульсивное, привыкшее пассивно подчиняться всем инстинктивным влечениям (например, деревенская баба), оно пассивно выполняет внушение, хотя и недоумевая, но в то же время мотивируя вкривь и вкось свои поступкиТ

В случае же, если загипнотизированный человек с характером, привыкший противопоставлять свою волю инстинктивным побуждениям, внушение будет исполнено лишь постольку, поскольку воля это допустит.

Возможно, впрочем, что в самый момент исполнения внушения субъект снова погрузится в гипнотический сон и тем лишит волю возможности противодействовать внушению.

Можно внушить загипнотизированному лицу совершить какое-нибудь действие не тотчас по пробуждении, а спустя известный срок, и, как показывает опыт, внушение в большинстве случаев исполняется.

Здесь мы сталкиваемся впервые с чудесным динамическим символом идеи: делая внушение на срок, мы закладываем в импульсивный центр субъекта зерно некоего динамического существа, точный момент появления которого на свет мы определяем текстом внушения. Это динамическое существо будет в свое время действовать изнутри наружу, следовательно, оно не чувство, ибо существенной особенностью чувства является действие снаружи ввнутрь. Это идея, которую воля гипнотизера одаряет специальным динамизмом и в виде зародыша вкладывает в импульсивное существо субъекта, чтобы она в определенный день активно проявила заключенную в ней энергию, приведя в действие соответствующий центр. Это род одержимости.

Оккультисты и маги называют эти эфемерные динамические существа, создаваемые человеческой •волей, — элементарными существами или элемен- талами[3].

Далее мы увидим, что эти существа бывают разных родов.

Чтобы закончить, остается упомянуть, что каждая из фаз гипнотического состояния соответствует проявлению определенных импульсивных центров, рассмотренных нами; так, в летаргии проявляется инстинктивный центр, в каталепсии — анимический и в сомнамбулизме — интеллектуальный.

СУМАСШЕСТВИЕ

Все явления, разобранные нами,— сон, опьянение, гипноз — суть, как мы видели, серии состояний, вытекающих из одной общей причины: нарушения равновесия между существом сознательным и импульсивным. Сейчас мы покажем, что и сумасшествие происходит от той же причины.

Мы знаем, что всякому живому существу вредны быстрые переходы из одного состояния в другое, толчки психические и физические.

Нервная сила едина для всех нервных центров, и потому избыток ее может появиться в одном из них лишь при условии недостатка в других, а для того, чтобы подобное переливание сил могло совершаться без опасности для организма, оно должно происходить постепенно.

Навязчивая идея пьяницы грозит опасностью ему и окружающим лишь во время опьянения и забывается по вытрезвлении, потому что интеллектуальный центр его постепенно, а не вдруг, дошел до бешенного возбуждения, характеризующего опьянение.

Напротив, если страшное видение, неожиданное известие, внезапная радость ил.и страх мгновенно возбудят в сильной степени импульсивное существо, то беспорядочный прилив нервной силы к одному из центров может обусловить полное отсутствие ее в остальном организме, следствием чего будет смерть или сумасшествие.

Сумасшествие есть постоянное опьянение. Импульсивное существо сумасшедшего окончательно взяло верх над сознательным, которое остается лишь слабо связанным с организмом и не оказывает больше никакого влияния на низшие, психические центры, следствием чего является отсутствие уравновешивающего начала, разрушение здравого смысла, рассудка и разума и окончательное торжество рефлексов над сознанием.

Ряд помешательства зависит от того, какой из центров окажется сверх меры возбужденным. Если это будет интеллектуальный центр, то получится мания величия или навязчивая идея; в этом случае, сумасшедший будет подобен субъекту, непрерывно находящемуся под влиянием внушения настолько сильного, что оно заглушает все прочие восприятия. Если это будет анимический центр — то помешательство будет экстатическим и повлечет за собою все обычные в данном случае осложнения. Если, наконец, это будет интенсивный центр, то явится ипохондрия и меланхолия.

Заметим, что описанное нами преобладание отдельных центров встречается в чистом виде весьма редко, обыкновенно же мы видим различные комбинации описанных явлений.

Таким образом, сумасшедшего можно считать, если и не совсем, то на половину, — мертвым... Сведенберг подтверждает это мнение и выводит из него туманное заключение, по поводу вампиризма. Этот вопрос мы подробно рассмотрим впоследствии.

Повторим вкратце содержание вышеизложенного.

Платон учил, что человек состоит главным образом из головы, к которой боги, служители Бога, прибавили тело и члены для поддержания и передвижения ее. Подобным же образом будем и мы рассматривать настоящего человека.

Человек, как разумная сущность, чужд физическому миру, а потому ему необходимы по-

средники для сношения с материальной природой. Таким посредником является низший психический центр со своими тремя подразделениями — иначе называемый импульсивным человеком. Назначение его трояко:

1) он передает материальному телу приказания разума;

2) он передает разуму впечатления внешнего мира;

3) он, в некоторых случаях, заменяет разум в руководстве организмом (привычные действия, рефлексы).

Если бы органы человека состояли из железа, как органы наших машин, то рассмотренных двух начал было бы достаточно для управления телом.

В действительности же дело обстоит иначе.

Материальная часть человека состоит из клеточек, группирующихся в органы, из органов составляются системы; совокупность систем представляет человека—машину, отвечающего трем главным целям:

I. Замена и исправление износившихся частей организма. Этим делом занимаются белковые вещества, содержащиеся в крови.

II. Оживление органов, ибо недостаточно поддерживать организм в порядке, но надо еще снабжать его силой, за счет которой он мог бы двигаться и работать. Эту силу приносят красные кровяные шарики — носители кислорода и жизненных сил. (Итак, две первых потребности человеческой машины — содержание ее в порядке и снабжение энергией — удовлетворяются кровью).

III. Управление действиями органов, так как для благосостояния человека необходимо, чтобы все органы работали согласно и целесообразно. Это выполняет нервная сила, вырабатываемая мозжечком и конденсируемая нервными узлами.

С другой стороны, эта нервная сила соединяет дух с импульсивным существом, а через него и с организмом.

Таким образом, оставляя в стороне все промежуточные стадии, касающиеся собственно одной лишь человеческой машины, — мы можем сказать, что конечная ее цель — выработка нервной силы, служащей связью сознательного разумного существа — человека, с его организмом при посредстве чувствительности и воли.

ГЛАВА III ПРИРОДА

КРАТКИЙ ОЧЕРК АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ПРИРОДЫ

Мы уже видели, что понятие «человек» заключает в себе множество различных сущностей. Подобным же образом и «Природа» является , совокупностью множества понятий, рассмотрением которых мы теперь и займемся.

Например: когда я сижу под деревом на краю дороги, а в двух шагах от меня журчит ручеек, в траве суетятся насекомые, и Солнце с высоты небес озаряет все своими горячими лучами — я могу выразить все это множество впечатлений в одном слове — «Природа». Камень, лежащий у меня под ногами, дерево, под которым я сижу, животные, которых я вижу,— составляют проявления Природы в трех царствах: минеральном, растительном и животном.

Но, с другой стороны, земля, на которой все это стоит, вода, делающая ее плодородной,

воздух, которым я дышу, равно как и теплота, свет, электричество, являющиеся различным проявлением солнечной энергии — все это тоже Природа.

Наконец, когда наступит ночь и появятся звезды, планеты, их спутники и кометы — все это тоже подходит под понятие «Природы».

Итак, «Природа», как мы ее описали, составляет совокупность всего того, что нас окружает, всего, что не мы люди, мир, «не—я», как его определили некоторые философы. Но рассматривать Природу, как совокупность предметов видимого мира, и изучать ее с этой точки зрения, значило бы видеть в человеке одну лишь внешность, принимать рясу за монаха.

Значит, Природа не есть внешний видимый мир, точно также, как настоящий человек, не есть видимое нами тело, с которым мы его любим смешивать.

Рассмотрим подробнее этот вопрос.

Дорога, на краю которой я сижу, не существовала бы в настоящем своем виде, если бы воля человеческая не предприняла в данном месте изменения девственной почвы. Даже больше, если бы дорога не поддерживалась в постоянном порядке, то есть, если бы воля человеческая не прилагалась бы постоянно к этому делу, тогда Природа вступила бы мало-по-малу в свои права, и трава, деревья и насекомые скоро бы разрушили создание человеческих рук.

Человеческие сооружения поддерживаются лишь ценою постоянной борьбы с той силой, которая направляет развитие всего, живущего вне нас.

Итак, «Природа», рассматриваемая с внешней своей стороны, казалась нам совокупностью предметов видимого мира, между тем как, посмотревши на Природу с точки зрения эволюции всего сущего, мы усматриваем в ней роковую силу, управляющую жизнью и движением всех существ и светил, которыми мы только что любовались.

В человеке природой является органическая (механическая) часть его существа, и мы знаем, что один и тот же принцип (жизнь), в двух своих проявлениях, заведывает двумя главными органическими функциями: питанием, с одной стороны, и движением — с другой.

Эта сила действует в человеке независимо от его воли, и философы назвали ее «бессознательным», маги же — «астральным телом», почему — это мы скоро увидим.

В человеке имеются клеточки самой разнообразной формы и самого разнообразного значения, а между тем одна и та же жизненная сила, приносимая кровью, оживляет их все и, будучи трансформирована в первую силу, управляет их движением.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.