|
|||
ОГЛАВЛЕНИЕ 2 страницаа) импульсивный человек — подчиняющийся первому побуждению, б) разумный человек — размышляющий раньше. чем действовать, и все действия которого представляются проявлениями не чувств и страстей, а мыслей и суждений. Таким образом, мы можем подразделить человеческое существо на три начала: 1) человек-машина, 2) импульсивный человек, 3) разумный человек. Все усилия магии сводятся к изысканию способов, позволяющих разумному человеку везде замещать импульсивного. Однако, все предыдущее дало нам лишь весьма общее чисто метафизическое понятие о человеке; теперь мы рассмотрим подробнее каждое из трех вышеупомянутых начал в отдельности. ЧЕЛОВЕК—МАШИНА Видя машину, прежде всего стараешься определить цель, для которой она служит, а затем уже начинаешь рассматривать детали ее действия и устройства. В таком же порядке поведем мы описание и человека—машины. Истинный человек, носитель воли, воздействует, с одной стороны, на свой организм, а с другой — на видимый мир, при посредстве вырабатываемых этим организмом сил. Человек—машина отличается от всех машин, построенных человеком, тем что не только вырабатывает необходимые организму силы, но и восстанавливает постоянно изнашивающиеся части. Чтобы составить себе понятие об организме человека, представьте себе три фабрики, расположенные одна над другой и соединенные множеством труб и электрических проводов. Нижняя фабрика называется животом, средняя — грудью и верхняя — головой. Материалы, потребные для фабрик, вводятся с фасада верхней фабрики, называемого лицом, где помещается вход в живот, называемый ртом. Выше находится дверь: груди — нос, куда входит воздух, перерабатываемый затем легкими. Над ними расположены глаза, передающие изображения внешних предметов, изменяющиеся таинственным образом от впечатлений. Продолжая эту аналогию, можно назвать живот турбинной станцией с весьма грубыми машинами; грудь — насосною станцией, с более нежными машинами и массою труб, и, наконец, голова — соответствует электрической станции с ее динамомашинами, аккумуляторами, трансформаторами и громадным количеством проволок. В подвалах помещаются приспособления, предназначенные для удаления фабричных отбросов. В совокупности эти три фабрики и образуют человека—машину. Рассмотрим теперь подробнее каждую из фабрик. Нижняя фабрика — живот — производит артерию, из которой строится организм. Она получает из вне пищу, перерабатывает ее в млечный сок — хилус и фабрикует части для машин двух других фабрик. Во многих местах организма помещены склады материала — лимфатические железы, соединенные лимфатическими сосудами, как с животом, так и с местами потребления материалов. Средняя фабрика — грудь — получает из нижней фабрики материалы и динамизирует их при посредстве вдыхаемого воздуха. Кроме того, она вырабатывает жизненную силу, разносимую потом кровью по всему организму. Верхняя фабрика — голова — перерабатывает приносимую кровью жизненную силу посредством специального органа — можжечка и производит новую силу — нервную, распределяемую затем по всему организму. Узлы большого симпатического нерва, управляющего всеми движениями организма, служат аккумуляторами для сохранения запаса этой силы. Рассмотрим теперь взаимоотношения наших фабрик. Живот перерабатывает пищу, но он был бы бессилен что-либо сделать, не имея получаемой из груди крови, необходимой ему для приведения в движение его аппаратов, и нервной силы, доставляемой ему головой, и необходимой для регулирования этих движений. Таким образом, грудь и голова играют важную роль в отправлениях живота, и, кроме того, как мы сказали, в животе же помещаются органы для удаления отбросов всех трех фабрик, между тем как на лице помещен вход для нужных им материалов. Главная задача груди — динамизировать органические элементы, для чего живот доставляет ей хилус, а голова — нервный ток, приводящий в движение ее аппарат. Наконец, голова (точнее—нижняя, задняя часть мозга) управляет движениями организма, благодаря тому, что грудь доставляет ей кровь — материал для выработки нервной силы. Состав крови в значительной степени зависит от качества хилуса, а нервной силы — от количества крови, вот почему соответственное питание изменяет качество нервной силы, а с нею и отношение человека к внешнему миру. Этим обстоятельством широко пользуются в Практической магии. ИМПУЛЬСИВНЫЙ ЧЕЛОВЕК В примере с немецким солдатом мы выяснили различие между импульсивным и разумным человеком, которое весьма важно, как для магических целей, так и для понимания психических явлений, наблюдаемых в гипнозе, алкоголизме и умопомешательстве. Основной характер всякого импульсивного действия тот, что оно непосредственно следует за вызвавшим его впечатлением. Это то, что современные физиологи называют рефлексом. Чтобы решить, что называется рефлексом, надо рассмотреть строение нервной системы человека. Как мы сказали, человек—машина состоит из трех фабрик, движением аппаратов которых управляет специальная (симпатическая) нервная система. Она состоит из можжечка и ряда аккумуляторов — нервных узлов — расположенных частью по одному, а иногда большими массами. Такие массы нервных узлов (ганглий) называются нервными сплетениями (плексусами). Все они служат резервуарами силы, собирающими и регулирующими течение. Рядом с симпатической нервной системой существует еще и другая. Позвоночный столб человеческого тела служит исходным пунктом всех телеграфных проволок фабрик и центрального бюро, находящегося в голове. Эти проволоки — первые нити (нервы), смотря по тому, несут ли они импульсы с переферии тела в центральное бюро, или наоборот, — называются чувствительными или двигательными нервами. Заметим мимоходом, что чувствительные нервы выходят из задней части позвоночного столба, а двигательные — из передней. Все эти нервы белого цвета и симметрично расположены. Если мы разрежем спинной мозг, заключенный внутри позвоночного столба, то увидим, что внешняя часть его состоит из такого же белого вещества, как и нервы, внутри же мы найдем другое вещество, серого цвета, окружающее узенький канал, проходящий в середине мозга. Роль этого серого вещества по отношению к белому также, как и роль центра — к проводнику, роль вокзала — к рельсам, роль телеграфной станции — к проводам. Теперь мы можем нарисовать полную картину устройства спинного мозга. Он весь окружен телеграфными проволоками. С передней стороны — расположены те, по которым направляются депеши из центрального бюро (двигательные нервы), с задней стороны — те, по которым приходят депеши в бюро (чувствительные нервы). По середине расположен длинный ряд второстепенных станций. Каждая станция разделяется на две комнаты, в задней комнате получают депеши, а из передней комнаты их отправляют; эти две комнаты соединены проводниками, как между собой, так и с другими станциями. Цель всех этих многочисленных станций: замещать, когда возможно, центральное бюро — голову. Чтобы уяснить себе взаимоотношение этого множества станций, вспомним наше изображение человеческого организма. Эти фабрики, снабженные всем необходимым для действия, сообщаются непосредственно лишь с симпатической нервной системой. Вот почему голова не может управлять действием сердца или печени. Каждая фабрика снабжена парой особых органов: живот — ногами, грудь — руками, а голова — челюстями. Эти парные органы приводятся в движение иными нервами, чем аппараты, действующие внутри фабрик. Правда симпатическая система заведует внутренним движением крови в этих органах и дыханием кожи, но она не имеет никакого влияния на движение этих органов: ими заведует мозг; спинной — если они автоматичны, головной — если сознательны. В пределах каждой из трех фабрик замечаются в спинном мозгу характерные утолщения, к коим примыкают все нервы, идущие из соответствующих им членов. Точно таким же образом примыкают к спинному мозгу нервы, идущие ото всех чувствительных точек внешней поверхности тела. Таким образом, в каждой фабрике резко различаются две части. Во-первых, центральная машинная часть, составляющая в исключительном ведении симати- ческого нерва. Во-вторых, периферическая часть — кожа и члены, которыми заведывают другие нервы. Но возвратимся к нервной системе, именуемой сознательной в отличие qt симатнческой. Областью ее действия является периферическая часть организма, но это действие может быть двух родов: рефлективное и сознательное. Прилагаемая схема поможет нам понять это. Она изображает среднюю фабрику — грудь. СХЕМА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ РУКИ А — передняя сторона спинного мозга П.С.М. Р — задняя сторона спинного мозга З.С.М. NM — двигательные нервы из спинного мозга в руку Д.Н.С.М. NS — чувствующие нервы из руки в спинной мозг Ч.Н.С.М. G — нервные узлы (ганглии) спинного мозга Г. СА — передняя часть головного мозга П.Г.М. СР — задняя часть головного мозга З.Г.М. СМ — двигательные нервы головного мозга Д.Н.Г.М. С — чувствительные нервы от руки к мозгу Ч.Н.Г.М. РО — нервное сплетение большого симпатического нерва П.С.Н. В — рука Р. Посредине рисунка слегка обозначены сердце и легкие, приводимые в движение сердечным сплетением (плексус кардинальный — P.O.) большого симпатического нерва П.С.Н.; он сообщается с передней частью спинного мозга. Немецкий офицер ударяет по Точке А. Тотчас же происходят оба, только что описанные нами Внешний контур рисунка составляют два пучка различных нервов, идущих в руку; некоторые из этих пучков Д.Г. — идут из головного мозга, другие же Д.С. — из спинного мо и эти нервы передают импульсы из центра на пери ферию — это двигательные нервы, как это , зывают стрелки; пучки же Ч.Г. и Ч.С. перед;» импульсы с периферии к центру - эго чувствительные нервы. П.Г.М. — двигающий головной мозг (передний) З.Г.М. — чувствующий головной мозг (задний), П.С.М. — двигающий спинной мозг (средний), З.С.М. — чувствующий (задний) спинной мозг. Двигательные и чувствительные нервы, дойдя до руки Р., сплетаются в один пучек. Рассмотрим теперь путь ощущения и движения. Я уколол себе палец. Полученное в нем ощущение направляется по пучкам Ч.Г. и Ч.С. Займемся сначала последним. По Ч.С. ощущение прежде всего проходит узел Г., потом поступает в заднюю часть спинного мозга (средний центр), то есть на одну из второстепенных телефонных станций. Телеграфист (нервная клеточка) сейчас же передает депешу своему товарищу (передней части спинного мозга). Этот последний действует посредством проводника Д.С. на мускулы руки, таким образом, что она быстро отдергивается назад. Таков механизм первого движения — рефлекторного действия. Но обычно, дело этим не ограничивается. Ощущение, полученное в пальце направляется не только по пути Ч.С. в спинной мозг, но и по пути Ч.Г. в спинной мозг, где оно воспринимается в виде боли, то есть где ощущение переходит в идею, а не в нервный импульс, как это имело место в спинном мозгу. СХЕМА ДЕЙСТВИЙ НЕРВОВ РУКИ Под влиянием этой идеи приходит в действие воля и из П.Г.М. отправляется импульс в руку по проводнику Д.Г., в силу чего эта рука поднимается высоко в воздух: таким образом, сознательное действие воли значительно усиливает эффект первого движения. В этом случае воля действует в том же направлении, как и спинной мозг. Рассмотрим еще раз наш пример пощечины, чтобы еще лучше разобраться в данном явлении, проследив его по прилагаемому рисунку. явления. Ощущение приходит в серый центр З.С. спинного мозга, где и возбуждает рефлективный импульс. Ближайшим (по месту) действием этого импульса было бы движение гортани (крик), но мы в нашем примере предположим иное действие и будем его держаться. Импульсивная часть человеческого существа приходит в действие, и импульс из центра З.С. переносится в грудной центр З.ГР., так как при достаточной силе раздражения нескольких разных центров могут на него ответить одновременно. Из З.ГР. импульс передается в переднюю часть Д.С. грудного утолщения спинного мозга, и оттуда по проводнику Д.С. нервное движение достигает руки и побуждает ее к действию, в смысле возражения пощечины. Но в то же время ощущение достигает и заднего головного мозга З.Г. по ближайшему чувствительному нерву Ч.Г. Там появляется идея боли, но в то же самое время приходит в действие наивысшие психические центры Ш.Ж., идеи дисциплины, суда и наказания складываются в определенное суждение, в силу которого воля производит импульс в направлении, противоположном рефлективному движению. Сознательный импульс из переднего головного мозга П.Г. по ближайшему проводнику Д.Г. достигает руки и, сообщая ее движение по направлению О., парализует действие рефлекса. Солдат остается застывшим в своей позе под действием этих двух противоположных импульсов. Пусть читатель не сетует на наивность примеров и детального изложения, без чего совершенно невозможно будет понять магических упражнений. * * * Сознательное движение, будь оно направлено в ту же сторону, как и рефлекс, или в противоположную — значительно сильнее его, поэтому, в первом случае рефлективное движение в значительной степени усиливается, во втором же — совершенно парализуется. Сравнив это действие с сильным тормозом, мы упустим из виду целую половину явлений, поэтому лучше уподобим, по примеру Фабра д"Оливе, наше сознательное движение большому шару, внутри которого заключены все маленькие шары, соответствующие рефлективные действиям. Рядом с чисто механической частью человека существует еще и другая часть, проявляющая некоторые следы разумности (инстинкт) и напоминающая по своим стремлениям и проявлениям животное. Эта часть, названная нами импульсивным человеком, всегда может быть подчинена собственно человеку, человеку воли, при условии, однако, чтобы он научился пользоваться ею, а не уподобиться животному, слепо подчиняющемуся всем бессознательным побуждениям. Рассмотрим теперь в подробности каковы бывают эти побуждения. Все, что мы сказали до сих пор об устройстве человека, носило характер тройственности (фабрики, плексусы и пр.), поэтому мы можем ожидать, что такой же характер имеют и все проходящие в нем явления. При испуге, ожидании чего-либо страшного (экзамены, смотр, учение) — человек чувствует тяжесть в желудке, в моменты любовных объяснений, напротив, — в сердце. При решении трудного вопроса — такое же ощущение замечается в голове. Это элементарное наблюдение является ключем к психологии Пифагора и Платона, восстановленной благодаря трудам Фабра д'Оливе. И так, человек тройствен и триедин, когда он вполне развит в психологическом смысле, между тем как у громадного большинства людей, из имеющихся четырех интеллектуальных центров развит один или два. Первая задача человека, изучающего Практическую магию, состоит в том, чтобы научиться давать себе ясный отчет во всех происходящих в организме импульсах, уметь усиливать или сдерживать их по желанию. Подобно тому, как человек воспринимает впечатления внешнего мира посредством органов чувств, точно также он действует на внешний мир посредством соответствующих органов: взгляда (глаза), слова (гортань), жеста (рука) и пр. Это — органы выражения. Внимательное изучение покажет нам, что хотя воля и может действовать свободно на все эти органы, тем не менее каждый из них приурочен к одному из рассмотренных нами центров существа человеческого. Так глаза принадлежит собственно человеку, человеку—воли, для которого взгляд служт главным средством выражения. Поэтому-то взгляд первый и претерпевает изменение в случаях сумасшествия, опьянения, сонамбулизма и пр. Гортань, как орган речи, принадлежит, главным образом, разумной части человеческого существа, названного нами психическим. Руки, как орган жеста, который будучи запечатлен, становится письмом, принадлежащим груди, точно так же как ноги принадлежат животу. Все эти органы выражения повинуются человеку — воли и рефлексам, как мы это только что показали, говоря о пощечине. Когда мы бродим бесцельно или идем знакомой дорогой — воле нечего делать, и низшие рефлексы одни руководят движениями; то же самое происходит, когда мЫ заняты привычным ручным трудом. Нередко мы произносим заученные наизусть слова: молитвы, стихи и пр., совершенно, как говорится, не шевеля мозгами. Во всех этих случаях действует импульсивный человек. Нередко можно дрессировать, как дрессируют животных путем приучения их к известной деятельности и идеалом многих является автоматическое исполнение своих обязанностей, при достижении чего они считают себя счастливыми. Такой субъект не предстваляет идеального человека — это автомат, а не разумное существо. Величайший враг магии — импульсивный человек. Надо уметь подчинять духу эту часть своего существа, не смотря ни на какие ее протесты, — как источник всех компромиссов с совестью и подлостью. Тот, кто подчиняет бессмертное смертному, огрубевает, становится рабом материи и тем самым задает себе в будущем громадную работу, как следствие теперешней беспечности. Импульсивный или рефлективный человек тройственен, он бывает: инстинктивным, сентиментальным или интеллектуальным, но во всяком случае он прежде всего пассивен. Инстинктивный тип — пассивно исполняет свою привычную работу или чужую волю, но никогда не действует сам по себе. Это, по определению Кондильяка, человек—машина, если хотите, это субъект, вечно находящийся в сомнамбулическом сне. Чувства представляют единственный путь сообщения с его психикой. Чисто инстинктивный человек, например, грубый мужик, может реагировать на чувственные восприятия, лишь проявляя соответственные потребности. Во всех своих поступках он будет руководствоваться лишь чисто животными побуждениями, и идеалом его жизни может быть только еда, питье и сон. Высшее наслаждение он находит в опьянении, и лишь в этом состоянии начинает немного пробуждаться в нем ближайшая высшая сфера — сентиментальность; в этом состоянии он способен любить, как самец — самку. Его разум находится в зависимости от инстинкта. Это инстинктивный человек, но не человек в полном смысле этого слова. Человек, стоящий несколько выше предыдущего, например, фабричный рабочий или ремесленник, имеет более развитые чувства, это тип сентиментальный. Чувствительное восприятие возбудит в нем сперва соответственную потребность, но это возбуждение продержится недолго: его место скоро займет страсть, которая и будет им управлять, так как теперь сентиментальность вступает в свои права. Разъясним на примере точное значение только приведенных выражений: «возбуждение» и «сентиментальность». Психическая часть человека подобна саду, расположенному тремя террасами на склоне горы; нижняя из этих террас называется инстинктом, средняя — чувством, и верхняя — интеллектом. При рождении каждый человек получает семена для насаждения в нижнем саду (инстинкты). Из семян этих, раз попавших в землю, выходят дикие растения, не требующие со стороны садовника никакого ухода, потому что фонтан внешних впечатлений обильно доставляет им все важное. Но когда эти растения вырастут в способности, они принесут цветы, называемые идеями, и плоды, скрывающие зародыши новых способностей. Семена, добытые из этих плодов, предназначены для посева во втором саду (чувств). Но в этот сад лишь редко долетают брызги от фонтана внешних восприятий, а потому об этих растениях садовнику уже приходится заботиться, в силу чего они получаются менее дикими, хотя еще сохраняют характер растений нижнего сада. В период жатвы психический сад человека украшается плодами новых способностей. Из этих плодов нужно «с величайшей тщательностью и громадной осторожностью» извлечь семена и посеять их в саду интеллекта. Там из них вырастут новые высшие способности, при условии однако,. чтобы садовник приложил все свое старание и внимание. Нет идей, врожденных человеку, точно так же, как нет готовых дубов в зарождающейся среди степи дубраве. Человек обладает врожденными задатками, способными более или менее развиваться под влиянием его свободной воли. И вырастет «ми- филогическое дерево познания добра и зла», так как нужно уметь собирать и культивировать мистические плоды, растущие на этом дереве. Хотя сравнение человеческой психики с садом и дало нам возможность понимать Платона и Фабра д"Оливе, но оно обладает одним важным недостатком, представляя человеческие способности неподвижными, между тем как на самом деле все психические способности человека находятся в непрерывном действии. В виду этого, лучше представить себе названия человеческих способностей написанных на кругах, вращающихся около своей оси. Каждое внешнее впечатление, проникая в человеческую психику, приводит в движение один, два или три таких круга, смотря по тому, скольких порядков способности развил в себе человек, а от этого развития зависит и место его в природе. Но вернемся к нашему ремесленнику. Как мы видели, во всех психических процессах чувство играет существенную роль. Он является типичным французом; он любит веселую музыку и романсы; высшим наслаждением для его детски-наивного характера является любовь, веселая компания, катание на лодке с музыкой. Женщина занимает в его жизни первое место. Этот страстный тип обладает большими достоинствами и не меньшими недостатками, но, во, всяком случае, он способен к громадному развитию при соответственном жизненном режиме. Последним типом импульсивного человека является рассудочный автомат. Может явиться вопрос: как может проявляться рассудок вне бессмертного духа? Но для разъяснения его я сошлюсь на сочинения по гипнотизму и психиатрии, сам же буду продолжать рассмотрение этого крайне важного типа. Представитель этого интеллектуального типа не пьет, потому что это не принято в конторе, где он служит. Он не увлекается женщинами, рано женится и ведет правильную жизнь. Он рассудителен, уравновешен, и все-таки это не человек — это машина. Его чувство еле коснулось спящего инстинкта. Немногим более развился он на почве сантиментальности, и все его существо целиком сосредоточилось в сфере интеллектуальной. Резонерство заменяет для него любовь; вычисление всяких пустяков служит для него музыкой, денежные вопросы занимают главное место в его существовании, и его жизненный путь представляется ему уставленным сияющими верстовыми столбами, на которых написано: 300 руб. — 480 — 600 — 900—1200 — 2400... и чин его превосходительства. Вся его жизнь протекает между тремястами рублями и чином его превосходительства, а затем начинается давно ожидаемое блаженство заблаговременно пдсчитанное и взвешанное: его рай- дача с полисадником и прочие атрибуты. В редких случаях, когда подобный субъект остается холостым, — умственная деятельность совершенно прекращается вместе с выходом в отставку; инстинктивная сфера захватывает все его существо, и его карьера, полная бескорыстья, почестей и умственной лени, — заканчивается к старости совершенным отуплением. Итак, этот субъект представляет тип рассудочной машины, построенной государством для своих целей и весьма полезной для общества в его настоящем состоянии, так как способности, развитые в нем строгими учителями, при посредстве строгих наказаний, принадлежит к наивысшим из доступных импульсивному человеку: дедукция, анализ, сравнение и память. Но в физиологическом и особенно в магическом смысле он является собой не человека, а просто счетную машину. Такое определение до того верно, что даже его лучшие развлечения, нередко переходящие в страсть, не вино и не женщины, где нечего вычислять, а карточная игра. Основная пружина, двигающая человеческим интеллектом, есть числа. В этом кроется причина точного исполнения сомнамбулами внушаемых действий в назначенную минуту и секунду. В этом же находится основание общей почти всем нам способности просыпаться в известный час, если пожелаешь этого засыпая. Итак, можно еще при жизни убить в себе человека—воли — настоящего человека, и заменить его автоматическим движением сферы: инстинктивной, сентиментальной и интеллектуальной. В этом заключается страшная опасность всех административных карьер, делающих человека рабом Властвуя над всеми импульсами, рассматривая и судя их, живет в каждом из нас дивная сила, — в ком более, в ком менее развитая — истинная принадлежность человека — воля. ЧЕЛОВЕК—ВОЛИ Человек—воли может непосредственно действовать на рефлексы инстинктивные, чувственный и интелектуальные, а при посредстве взгляда, слова или движения — на других людей и природу, так как он воплощает в себе великую космическую силу природы. Подобно машинисту, который находясь на локомотиве смотрит на манометр, показывающий ему состояние пара в котле, то — на расстилающийся перед ним путь, скрывающии может быть опасности, которых надо избегнуть, и сообразно этому управлять машиной; подобно ему, человек—воли, бессмертный человек, опираясь на человека—машину, управляет им, будучи осведомлен внешними чувствами о состоянии окружаю-
привычки, и ни военные, ни гражданские учреждения не могут избежать ее роковых последствий. Таким образом, человек, достойный этого имени, должен кроме ремесла, заставляющего действовать механическую часть его интеллекта, имеет свободно-избранное занятие. От механической работы отдыхают работая умственно, а отнюдь не сидя без дела, так как праздность утомляет и расслабляет, как это говорил Маймонид еще в XII веке. Теперь скажем несколько слов о сознательном человеке и о тех изменениях, какие его воля может внести в деятельность импульсивного человека. Их взаимоотношения мы выясним в главе о пьянстве, сумасшествии и гипнозе. щего мира, и самочувствием — о состоянии организма, имея кроме того в своем распоряжении нервную систему, позволяющую ему ускорять или сразу останавливать свои психические движения. ЦЕНТРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА Он борется с природой, как с равным себе, истребляет леса, которыми она покрывает землю, и строит на их месте прекрасные города, где бесчисленные изобретения — действия его воображения на волю — делают жизнь более приятной, но и более опасной для слабых. Человек воли — пионер, как материального, так и идейного мира; изобретатель, основатель городов, смелый исследователь или провозвестник вечной истины. Если понадобится, он всегда сумеет воздержаться, пострадать или умереть, потому что повелевает своим организмом, а не подчинен ему. Он господин, а не раб его. Теперь понятна разница между Пифагором или Ньютоном и импульсивным человеком. Для профана и тот, и другой — люди, между тем как действительно заслуживают этого имени лишь первые. Повторим в кратце содержание этой главы. Три отделения, три экипажа, три типа, и каждый из них распадается на три подразделения. Внизу: анатомически — живот, физиологически — фабрика материи, психологически — область чувств и инстинктов. В середине: анатомически — грудь, физиологически — фабрика жизни и психологически — область ощущений и страстей. Наверху: анатомически — голова (нижняя, задняя часть мозга и спинной мозг, ее продолжение) физиологически — фабрика нервной силы и психологически — область интеллекта и пассивного вдохновения. Над этими тремя центрами властвует, совершенно охватывая их (как ангел в мистических легендах покрывает крыльями охраняемого им человека), анатомически мозг со своими слугами — пятью чувствами и органами выражения — входами и выходами всего циркулирующего в психике; физиологически — высшие мозговые центры; психологически — область воли и активного разума. СФИНКС Сфинкс есть полный пантакль, выражающий в своих формах все части и разновидности человеческого существа. Поэтому и предание говорит, что решением загадки, предложенной сфинксом Эдипу, было слово «человек». У сфинкса человеческая голова, львиные когти, тело быка и орлиные крылья (сравни симоли- ческие атрибуты четырех евангелистов, изображенные на пьедестале; у большей части египетских сфинксов крылья или заменяющие их символы, помещены по сторонам головы. Формула, выражающая этот великий символ, гласит: знать, сметь, хотеть, молчать. В рассмотрении его форм находится ключ к познанию состава человека и побуждений, им руководящих. Бык — означает флегматическую натуру, работу и материальное тело. Лев — сангвиническую натуру, смелость и жизнь. Орел — меланхолическую натуру, интуицию и силу.Наконец, ангел — венец человеческого совершенства — означает холерискую натуру, волю и разум. . Французский художник и спиритуалист нарисовал по нашим указаниям эту аналитическую фигуру сфинкса таким образом. Ноги (члены живота) человеческого существа схватывают быка (владеют им). Руки (грудные члены) держат льва за гриву головы. Наконец, головные члены — челюсти удерживают орла за цепь, охватывающую его шею. Крылья ангела — воля — со своей стороны окружают все эту группу, обнимая все животные побуждения, составляющие бессознательную часть человека.
|
|||
|