Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ 4 страница



Медик прекрасно знает, что самое верное средство повлиять на известную группу клеточек, где бы она ни находилась, состоит в том, чтобы изменить должным образом состав крови. Единственно, о чем при этом надо позаботиться, чтобы действие не захватило ничего лишнего, а ограничилось бы известной областью.

Подобным же образом и в Природе все живые существа, какова бы ни была их форма, являются скоплением клеток, аналогичными органами человеческого тела; они все оживлены то же сущностью, которая циркулирует во всех точках человеческого организма.

Если вы попросите вашего доктора показать вам жизненную силу, ему не легко будет удов летворить ваше желание. Во всяком случае.

он. может показать вам кровь, объяснив при этом, что она — носитель этой силы, так что если воспрепятствовать крови циркулировать в каком-либо органе — этот орган умрет.

Он вам скажет, что рассматривая проявление жизни в организме, вы можете познать жизненную силу, но что совершенно невозможно ее увидеть, точно так же, как нельзя видеть силу упругости, приводящую в движение механизм ваших часов.

Заметим, что функция кровяного шарика по отношению к органической клеточке совершенно подобна функции воздуха по отношению к целому человеку.

Действительно, кровяной шарик приносит то, чем она дышит, и это местное дыхание поддерживает жизнь всех отдельных клеточек; точно так же наша планета доставляет воздух, нужный для дыхания каждого отдельного человека, и это дыхание отдельных людей поддерживает жизнь всего человечества. Таким образом, воздух для Земли является тем же, чем кровь для человека; разница лишь в том, что клеточки прикреплены неподвижно в его организме, и поток крови омывает их; между тем как люди сами движутся в атмосфере, в которую они погружены. Все, сказанное про человека одинаково применимо ко всему живущему, так как птица, насекомое, растение и пр. точно также нуждаются в воздухе.

Итак, воздух является материальным носителем земной жизни, и подобно тому, как изучая роль крови в организме, мы знакомимся с заключенной в ней жизненной силой, так точно, изучая роль воздуха в природе, мы знакомимся с заключенной в нем сущностью земной жизни.

Остается разъяснить еще следующее: в человеческом организме кровь непрерывно черпает новые запасы жизненной силы из воздуха, которым мы дышим, но, как мы видели, воздух по отношению к земле то же, что кровь в отношении человека, тогда как солнечный свет по отношению к земле соответствует воздуху, которым дышит человек.

Клеточка | Кровь | Воздух

Человек

в организ ме человека

\ в организ- Воздух } ме Земли Солнечный свет

Клеточка омывается кровью; воздух омывает человека и, чтобы ответить на наш вопрос, мы должны выяснить, чем омывается атмосфера?

Земля, вместе со своей атмосферой, погружена наравне с другими планетами в океан солнечных лучей, представляющих единственный источник энергии на Земле. Таким образом, солнечные лучи являются носителями планетной жизни, подобно тому, как кровь является носителем жизненной силы человека. Значит, сравнивая свойства рассмотренных агентов со свойствами крови, мы можем сказать, что оживляющее начало человека — это кровь; кровь земной жизни — это воздух и, наконец, кровь планетной жизни — это солнечные лучи, являющиеся первоисточником и носителем всякой жизни.

Свойства атмосферы каждой планеты есть результат ее специфического действия на солнечный свет, точно так же, как результатом специфического действия каждого существа на окружающую атмосферу является его жизнь.

Магия рассматривает землю, как живой организм. Для разъяснения этого положения рассмотрим организм Земли параллельно с организмом человека, аналогичным ему, как и все живущее. Даже больше того, для нашего сравнения выберем из человеческого организма одну из трех его главных частей (голова, грудь, живот): это мы можем сделать потому, что они различаются лишь своими функциями и строго аналогичны по существу своего строения и управляющих ими общих законов. Возьмем для примера грудь.

Грудь состоит из массы клеточек разнообразнейших форм и назначений, подобно живым существам, населяющим землю. Кровь, заключающая в себе все нужное для поддержания их жизни, омывает все эти клеточки; движением этих клеточек, равно как и их питанием, заведует нервный флюид. Флюид этот является, как мы это знаем, орудием, которым пользуется «бессознательное», при посредстве нервных клеточек, для воздействия на организм.

В груди есть два источника нервного флюида:

1) сплетения симпатического нерва, содержащие в запасе известное его количество и 2) передние части спинного мозга, непрерывно доставляющие новые его количества.

В конце концов, принимая, что разумное — хотя и не сознаваемое нами — начало руководит обменом веществ и движения в груди, мы можем определить его место пребывание в упомянутом нами ранее утолщении спинного мозга и сплетениях симпатического нерва.

Итак, мы видим, что грудь имеет свой специальный центр действия нервной силы, служащий посредником между ею и главным (головным) центром.

Подобным же образом и земля обладает таким же вспомогательным центром — Луною, ее спутником. Сейчас мы выясним магические соотношения, существующие между планетой и ее спутником.

Как мы видели, живые существа, населяющие землю, соответствуют клеточкам человеческого организма, ее атмосфера — крови человека, а излучения светил, окружающих землю,— нервному току человека.

Первое место среди этих излучений занимают солнечные — динамические эманации центрального светила, строго соответствующие эманациям центрально-мозговой системы человека.

С наступлением же ночи, когда действие солнечных лучей ослабляется, проявляются во всей силе отражения солнечных — лунные излучения. Луна, по отношению к земле, является органом строго аналогичным утолщению спинного мозга и нервным сплетениям (рефлективным центрам) по отношению к груди.

Спутник является по отношению к планете конденсирующим органом, назначение которого временно заменяет центральное светило; поэтому, чем дальше планета от Солнца, тем больше у нее спутников.

Итак, световой флюид, получаемой землей, аналогичен нервному флюиду человека и имеет аналогичное с ним назначение: он управляет ходом живых организмов и поддержанием в них порядка.

Таким образом, жизнь на Земле, как и все схожие явления, тесно связана с влиянием све тил или астральным влиянием, как его называют маги. И, подобно тому, как морские приливы ясно показывают нам чисто физическое проявление астрального влияния, более глубокое изучение Природы скоро покажет нам и другие ее проявления и при том не только физические, но также физиологические и психологические.

. Положение Земли относительно Солнца и — Луны относительно Земли изменяются с каждой минутой, а соответственно этому изменяется и астральное влияние. Отсюда ясно, что точное знание взаимных положений планет во всякую минуту совершенно необходимо магу, пользующемуся астральным влиянием, как главным орудием операций.

Мы рассмотрели лишь одну часть человеческого тела (грудь) параллельно с одной из планет — Землей в их физиологических функциях и в их отношениях к главным центрам — мозгу и Солнцу.

Но, кроме груди, в организме человека есть и другие части, тесно связанные с нею, ровно как и между собою, под общим управлением головы.

Подобным же образом и в Космосе, кроме Земли, имеются и другие планеты, не только испытывающие на себе влияние Солнца, но и воздействующие известным образом друг на друга. Вот почему при изучении астрального влияния, надо обращать большое внимание на влияние каждой отдельной планеты.

Основываясь на этом наблюдении, древние дали особые имена каждому обороту земного шара (суткам) в течение лунной четверти (недели) и посвятили их одной из семи планет древней Астрологии, откуда у западных народов произошли названия дрей недели[4]

* *

*

Рассмотрим теперь понятия, подразумеваемые древними под именами «стихий», «семи планет» и значение числа семь вообще.

В древности обращали внимание на основные принципы и малр заботились о применении их в материальном мире. Так, например, словами: земля, вода, воздух, огонь — они обозначали принципы. Наши современники, напротив, понимают под этими словами вещество, в силу чего произведения древности им совершенно непонятны: они подразделяют современную физику на изучение твердых тел, жидкостей, газов и сил, и это подразделение строго отвечает древнему подразделению природы на землю (твердые тела), воду (жидкости), воздух (газы) и огонь (силы)*.

Происхождение подразделения «Семи Планет» следующее: Земля делает семь оборотов в течение лунной четверти, с каждым оборотом она становится в определенное соотношение с планетами, обуславливающее специальное распределение астральных сил, обозначаемое термином «влияние» по анологии с электрическим явлением индукции.

Итак, существуют семь главных типов астральных влияний, изменяющихся в зависимости от положения Солнца и Луны, оказывающих на Землю наибольшее влияние, первое — по своей громадной массе, а вторая — по близкому положению.

Можно вычислить планетное влияние для каждого момента, и это вычисление составляет предмет Астрологии.

Древние дали название «семи планет» семи главным типам астральных влияний, они разделили небо на семь концентрических сфер и считали каждую из них источником определенного влияния, независимо от того, находится ли в ней одна планета, или несколько.

* *

*

Мы предполагаем, что читатель достаточно знаком с Оккультизмом, чтобы знать, что все явления видимого мира суть результаты влияния невидимого мира на материю.

В человеческом организме, как сказано, находится «безеознательное», восстанавливающее части организма в случае их повреждения в прежней их форме и постоянно заботящееся о поддержании их в порядке. Школа Парацельса называет это «бессознательное» — «астральным телом».

Скоро мы увидим, почему такое название является наиболее подходящим, пока же запомним лишь, что в человеке астральное тело управляет всеми проявлениями органической жизни, совершенно помимо воли и сознания.

Орудие, употребляемое для того астральным телом, есть ни что иное, как нервный ток.

В Природе же роль нервного тока играют астральные излучения (иногда светящиеся), являющиеся орудием воздействия на материальную Природу.

Развитие всех земных существ происходит под астральным влиянием через посредство астрального флюида, аналогично нервному, а скорость развития зависит от количества флюида, в нем участвующего.

Таким образом, растение, подвергаясь во время своего роста разнообразным астральным влиянием (в зависимости от планет), будет претерпевать ряд изменений, в виду чего и свойства его окажутся весьма различными, в зависимости от того, в какой момент (под каким влиянием) оно будет сорвано.

Следовательно, в конце концов, все земные существа находятся постоянно под влиянием специальной силы, которую мы назовем Природой и Судьбой.

Эта .сила действует на организм через посредство излучений светил — астрального света, который является, таким образом, универсальным посредником (лошадью) мировоздания. Каждый организм индивидуализирует часть этого астрального света, который, конденсируясь в его нервных центрах, делается астральным телом этого организма и вырабатывает его материальные формы.

Качество астрального света зависит от многих причин и, между прочим, от положения, занимаемого Землей в пространстве в момент усвоения организмом астрального света и переработки его в астральное тело.

А так как физическое тело есть только видимое проявление астрального тела, то изучая его формы, мы можем определить качества астрального тела, а по ним судить под преимущественным влиянием каких планет происходило его формирование.

Каждый организм оказывается отмеченным знаком одного или двух светил, и понимание этих знаков или «сигнатур» настолько важно для магов, что изучение их выделено в специальную отрасль — «чтение астральных знаков».

Итак, астральное тело каждого организма будучи частицей астрального света (индивидуализированного), циркулирующего во всей Природе, постоянно сохраняет с ними связь, питаясь и под- держиваясь им.

Профан, желая действовать на организм, будет стараться непосредственно влиять на физическое тело, при чем ему придется бороться с деятельностью астрального тела, стремящегося восстановить нарушенное равновесие и уйичтожающего его усилия; между тем, как маг будет действовать В плане творения: он изменит соответственным образом астральное тело, вследствие чего изменится материальное. В этом заключается разница между алопатией и гомеопатией.

Природа или судьба управляет земными организмами, а в том числе и человеческим.

Человеческое тело является представителем минерального царства — своим скелетом, растительного царства — своей растительной жизнью, центр которой живот, и животного царства — анимиче- ской жизнью, центр которой в груди.

Мы знаем, что всеми функциями организма управляет единая сила в различных своих проявлениях, которые по существу ни что иное, как астральный свет, индивидуализированный соответственно каждому данному случаю.

Желая определить место человека в Природе, мы должны выделить голову — носителя бессмертного духа — над нею, как начало управляющее и руководящее. Тело же, напротив, должны изобразить совершенно погруженным в природу, как подчиненное всем его законам и влияниям, совокупность которых составляет «бессознательное» наших физиологов.

При таком способе изображения человек, действительно, является маленьким миром (микрокосмосом), ибо в нем мы видим не только все три царства природы, но и божественную искру.

На основании всего сказанного мы видим, что воля будет в состоянии через посредство нервного флюида, управлять по своему желанию организмами, она в то же самое время будет действовать и на астральное тело, а через него — на астральный свет и на силы Природы.

В этом весь секрет Магии во всем ее проявлении, начиная с Алхимии и кончая Теургией.

Человек же, не владеющий собой, горячащийся, волнующийся и импульсивный — целиком принадлежит Природе и является рабом собственного тела, поэтому такой человек совершенно не в состоянии повелевать собственным организмом, а следовательно, никаким другим.

Все мистические формулы, заклинания, талисманы и церемонии, в руках такого человека, не произведут никакого действия или обрушатся на него самого рядом несчастий, потому что нельзя поручать ребенку управлять локомотивом.

Индусский факир, сознательно погружающий в каталептическое состояние свой организм, может изменить форму животных или в несколько минут выращивать растения, потому что действует на самую сущность форм, управляя собственным астральным телом; таков единственный путь совершения магических операций.

* *

*

Если бы светила были неподвижны, то вычислить астральное влияние для любой минуты было бы весьма легко, но так как они перемещаются, то для вычисления астральных влияний, требуется знание теорий, изложенных нами в настоящей главе.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на громадную разницу между проявлением жизни в человеке и в астральной природе. В человеке, источнике нервного тока — нервные сплетения и другие центры неподвижны на своих местах, а потому характер нервного флюида зависит исключительно от места его возникновения.

Эти центры соединены соответственными проводниками с местом потребления нервного флюида, так, например: рука непосредственно соединена нервами с головным мозгом и с грудными утолщениями спинного мозга, соединенными в свою очередь с другими центрами, которые таким образом могут влиять и на руку.

Для того, чтобы составить понятие о физиологии планетной системы, мы должны представить себе, что все нервные центры движутся, так что, например, инстинктивный центр приходит в определенный момент в такое положение, что оказывается в связи с рукой, через некоторое время он уступает свое место анимическому центру, и так далее.

Действительно, центры астрального влияния, планеты,непрерывно движутся и периодически занимают положения, благоприятствующие их влиянию на все живущее.

Значит, для вычисления астральных влияний необходимо изучить движение планет относительно земли, чем мы теперь и займемся, предполагая, что читатель достаточно знаком с Астрономией, чтобы нам не излагать ему абсолютного движения планет.

Если мы ежедневно будем наблюдать Солнце начиная с 12 декабря, то увидим, что в этот день оно восходит на юго-востоке в точке А, поднимется к полудню до точки 3, и заходит вечером на юго-западе в точке Б.

В течение дня Солнце описывает на небе дугу АЗБ и, как вы знаете, в продолжение ночи, оно опишет дугу, освещая полушарие наших антиподов. Теперь, если вы, повторите наблюдение, например, 9 марта, то заметите, что Солнце взойдет на востоке в точки В, в полдень окажется в точке 3, расположенной выше точки 3, и наконец, зайдет на западе в точке Е.

В течение дня оно опишет дугу ВЗЕ, большую чем дуга АЗВ, вследствие чего 9 марта Солнце дольше остается видимым, чем 12 декабря, то есть день в марте длинее, чем в декабре.

Отвечая ежедневно точку, занимаемую Солнцем в полдень, мы увидим, что с 12 декабря по 10 июня эта точка восходит по небу все выше и выше, а с 10 июня по 12 декабря она снова опускается. Таким образом эта точка описывает на небе некоторую кривую в течение года. Наблюдая ежедневно прохождение Солнца относительно неподвижных звезд, мы увидим, что оно в течение года обходит кругом небесный экватор, по мере того, как Земля обходйт свою орбиту. Этот годовой путь Солнца по небу разделили на 12 частей, соответствующих месяцам, и назвали их знаками зодиака.

Итак» Солнце в своем кажущемся годовом вижении обходит круг зодиака в течение года, одобно тому, как часовая стрелка обходит кружность циферблата в продолжении дня, а наки зодиака на великих мировых часах заменяют обою цифры наших часовых циферблатов.

Как мы уже сказали, Солнце проходит каждый 13 знаков зодиака в течение месяца, а именно: Эвен — в марте                           Весы — в сентябре

Гелец — в апреле Скорпион — в октябре

Близнецы — в мае Стрелец — в ноябре

Рак — в июне      Козерог — в декабре

Лев — в июле      Водолей — в январе

Дева — в августе Рыбы — в феврале

Подобно тому, как в наших часах, кроме часовой стрелки, имеется и минутная, движущаяся в 12 раз скорее, на мировых часах, кроме стрелки «Солнце» есть еще стрелка «Луна», обходящая круг зодиака в течение месяца; и магу необходимо уметь смотреть по мировым часам, который час в природе, чтобы выбрать время, благоприятное для своих операций. Теперь мы знаем две главные стрелки великих часов, кроме которых есть еще пять менее важных.

Перечислим же по порядку все семь стрелок-светил:

1. ЛУНА — наш спутник

2. Быстро движущийся МЕРКУРИЙ

3. ВЕНЕРА — утренняя и вечерняя звезда

4. Величественный АППОЛОН — СОЛНЦЕ

5. Красный МАРС

6. Скромный ЮПИТЕР

7. Темный и далекий САТУРН.

ПОВТОРИМ ВКРАТЦЕ НАШЕ УЧЕНИЕ О ПРИРОДЕ

Мы установили положение, что как Природа, так и человек — совокупность существ и вещей под управлением высшего начала.

Мы видели, что три царства земной Природы обязаны своим существованием главным образом земной атмосфере.

Более глубокое изучение показало нам, что сама эта атмосфера — динамическая среда, окружающая землю — есть результат воздействия самой земли на изцчение с одной стороны Луны, а с другой — остальных планет.

Мы описали строение нашей планетарной системы; по тому же типу построены и другие планетарные системы, совокупность которых составляет вселенную.

Мы рассматривали солнечный мир как живое существо, органами которого являются светила, проходящие последовательно знаки зодиака,— «небесные дома», и, сообразно своему положению, влияющие так или иначе на землю и живые существа, ее населяющие.

Все планеты плавают в океане астрального света — силы, аналогичной нервному флюиду человека.

Таким образом, мы рассмотрели анатомию и физиологию Космоса. Скажем теперь несколько слов о Психологии.

В человеческом организме нервная сила приводит в движение соответственными нервными клеточками: клеточками волевых центров или органов чувств.

Но клеточки эти были лишь орудиями в руках сознательного существа, в первом случае, и внешнего мира — во втором.

В Космосе, как мы видели, светила приводят в движение астральные силы; совершенно аналогично тому, как нервные клеточки — нервную силу; мы видели, чьим орудием явились нервные клеточки, а теперь мы рассмотрим, чьим орудием являются светила.

Мы различали в человеке три начала: материю, жизнь и разум. Рассматривая материальную природу, как живой организм, мы по аналогии должны искать разумности, управляющей ею.

Материальная масса, например, камень, как мы знаем, тогда лишь приходит в движение, когда к ней прикладывают извне соответствующие физические силы.

Живое же существо, достаточно совершенное, чтобы двигаться, перемещаться по собственному желанию, воздействуя своей волей изнутри на органы передвижения. В этом и заключается главная разница.

Материалисты, считающие светила не более, как глыбами камня, предполагают, что они обязаны своим движением когда-то полученному извне толчку.

Посвященные же, напротив, учат, что светила движутся под действием заключенных в них сил. и что действие планетного ядра ничем не отличается от действия ядра живой клеточки.

Они учат, что всякое физическое явление есть результат действия сил астрального плана на материю. По отношению к человеческому организму это очевидно.

Действительно, мы знаем, что легкий порез, разрушивший часть кожи с находящимся на ней астральными линиями, исправляется в несколько дней настолько совершенно, что даже спиральные линии кожи оказываются в точности восстановленными. Физиология нас учит, что этим восстановлением управляют клеточки ближайшего нервного узла, и мы знаем, что если рана настолько велика, что повреждается ближайший узел или отходящие от него нервные нити, то в таком случае точного восстановления не происходит и получается рубец. Таким образом, оказывается, что «восполнение» органической формы локализировано в нервном узле, и человеческий организм оказывается разделенным на маленькие участки, в каждом из которых находится нервный узел, заботящийся о поддержании форм в своем участке.

Эти узлы являются настолько самостоятельными центрами, что, в случае повреждения такого узла, главные центры оказываются, как мы видели, не в состоянии исполнить их дела.

Все, сказанное относительно человека, в точности приложимо и к Космосу.

Формы земных существ, постоянно повторяющиеся через произрождение, суть результат непрерывной деятельности мира причин и его обитателей. Ясновидящим сомнамбулам прекрасно знаком этот мир разумных существ, действующих на материю, мир которых точно также невидим для нашего физического зрения, как и действительность клеточек внутри организма.

Воздействуя на эти разумные существа, можно ускорить развитие органических форм, для того же, чтобы изменить обычный порядок явлений Природы, требуется такое воздействие, которое почти невозможно человеку.

Так, например, факир легко может вырастить дерево в два часа, но ему едва ли удастся получить огурец на яблоне.

Итак, на Природу можно воздействовать трояким образом:

1) Физически — изменяя конфигурацию какого- либо существа или иного объекта в Природе, путем приложения к нему извне физических сил. Это—область обрабатывающей промышленности.

2) Физиологически или астрально, воздействуя с целью изменения объекта на циркулирующие в нем флюиды. Сюда относится вся медицина и некоторые магические действия.

3) Психически, непосредственно воздействуя не на флюиды, а на управляющие ими сущности.

Мы разобрали строение Природы, постараемся же выяснить положение в ней человека.

Человек, все способности которого развиты, в благоприятных к тому условиях, может управлять явлениями Природы. Организмом своим человек совершенно погружен в материальную Природу

и,      воздействуя на него, он может оказывать некоторое влияние на окружающую Природу.

Но Природа, по существу, действенна и даже тройственна. Мы различаем в ней физическую и астральную стороны, астральная же часть, в свою очередь, подразделяется на физиологическую и психологическую.

Движением и жестом (нога и рука) человек действует главным образом на физическую Природу, словом же и взглядом (гортань и глаз) — на астральную. Мы скоро увидим, какое громадное значение имеет это подразделение в магии, пока же запомним, что в организме человека действуют те же силы, какие действуют и в астральной Природе, и сам организм есть ни что иное, как животное существо, назначенное Природой к услугам человека — бессмертного духа, — в этом ключ всякого магического действия.

ГЛАВА IV АРХИТИП

Практическая Магия ограничивается развитием соотношений, существующих между человеком в Природе, изучение же и развитие соотношений, связывающих человека с высшим божественным планом, относятся к Теургии.

В виду этого в настоящем труде, относящемся только к магии, мы не будем касаться существ, действующих в божественном плане и происходящих от частичного соединения человеческих личностей с Божеством, согласно учению Каббалы.

Когда мы хотим представить себе человека, то внешний облик его первым приходит нам на ум. Между тем самое поверхностное размышление показывает, что физическое тело служит лишь носителем и средством проявления духа.

Вся совокупность вещей и существ нашей природы является носителем и выразителем Божества, то есть играет роль вполне аналогичную физическому организму человека. Поэтому, говоря о Боге и не опираясь на физические ЕГО проявления, мы рискуем заблудиться в метафизическом тумане и остаться непонятными большинству читателей.

Вот почему, излагая наши идеи о Боге, постараемся опираться на строение человека, с одной стороны, и строение мира — с другой.

В человеке мы различали: во-первых — физическое органическое существо, автоматически действующее во время бодрствования, так и во время сна; во-вторых, высшее интеллектуальное существо, проявляющееся через первое, почти исключительно, во время бодрствования.

Органическая часть человеческого существа аналогична тому, что мы назвали Природой. Одни и те же вечные роковые законы управляют как телом человека, так и Космосом. Сознательная же часть человека, аналогична (хотя и весьма грубо) нашей идее о Боге. Отношения физического человека к сознательному разъясняет нам, таким образом, отношение Природы к Богу, а отношение физического существа к духу человека — отношение человека к Богу.

Мы можем принципиально установить, на основании наших аналогий, что Бог, проявляющийся в двух великих космических началах: Природе и человеке, обладает собственным независимым существованием.

Согласно этому воззрению, первопричина всего сущего не вмешивается самолично в естественный ход явлений Природы; подобно тому, как человеческое сознание не вмешивается в действия сердца или печени.

Человек есть единственный создатель и судья своей судьбы, он свободен действовать, как ему нравится, в границах отведенной ему роком области, подобно путешественнику, могущему заниматься чем ему угодно в своей каюте. Бога так же мало можно винить в человеческих поступках, как капитана парохода в фантазиях пассажиров.

Поверхностному наблюдателю, Бог может показаться совокупностью всего сущего, подобно тому, как человек покажется ему совокупностью органов и способностей.

Настоящий человек, как мы знаем, есть дух и отличен от физического тела, от астрального и от психического существа, которые он познает все в отдельности и которыми он владеет. Также и Бог — начало всего сущего — отличен от Природы и от человечества, которое Он познает и которым обладает.

Проводя грубую аналогию, можно сравнить Природу с телом Бога, а человечество — с Его жизнью. Из предыдущего мы знаем, что физический организм есть тело человека, а астральное тело, вместе с психическим существом — суть оживляющие его начала; все же три вместе составляют органическую часть, которой пользуется сознательная часть человека для своего проявления.

Не следует забывать, что дух человека связан внутренним ощущением со всякой малейшей частичкой организма; так что хоть сам он и не может непосредственно действовать на частичку, но она, со своей стороны, может давать знать о себе духу, передавая болевое и другие ощущения.

Подобно этому и Бог присутствует в каждой малейшей частичке мироздания и в каждом из нас, в каждой из клеточек, составляющих организм.

Природа и человек действуют, следовательно, свободно, будучи в то же время со всех сторон окружены активными божественными силами, безостановочно ведущими вселенную по пути прогресса, не вмешиваясь в действия Природы или деятельность человека.

Каббалисты назывют Отцом — божественное начало, управляющее общим ходом мира, Сыном — начало, управляющее в частности человечеством, и Святым Духом — начало управляющее в частности Природой. Все эти каббалистические термины выражают три различные проявления мировой творческой силы.

ЕДИНСТВО

Вселенная, рассматриваемая как живое существо, состоит из трех начал: Природы, Человека и Божества, выражаясь языком герметистов, — Макрокосмоса, Микрокосмоса и Архитипа.

Человек называется микрокосмосом или маленьким миром потому, что в нем действуют аналогичные законы, управляющие вселенной*.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.