Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Заключение 7 страница



       В конструктивно-декоративном решении крылец сельских построек Во­сточной Сибири можно отметить стремление строителей как бы выделить вход в избу, уютно организовать и защитить от непогоды эту часть жилого помещения.

       Типы и виды крылец в селах Восточной Сибири разнообразны. В наи­более старых постройках можно встретить самое примитивное устройство крыльца.

       Как указывалось выше, большинство сибирских изб строилось без под­клетей, и, естественно, пол в помещении находился невысоко над уровнем земли, поэтому устройство крыльца сводилось к сооружению площадки перед дверью с двумя-тремя ступеньками, сделанными из брусьев или пластин.

       В избах с подклетью обычно вдоль бокового фасада устраивалась лест­ница с крутым уклоном 1:1, 1 : 1,5. Наиболее старые постройки с подоб­ными крыльцами имеют очень примитивный характер и часто даже не по крыты навесами (рис. 50, 52). Более поздние сооружения оборудованы крыльцами с перилами, состоящими из бруска, лежащего на стоиках, вруб ленных в ступени.

       Для предохранения от атмосферных осадков лестницу покрывали крышей, поддерживаемом стоиками колонками очень простои формы. Изредка колонки украшали разнообразной резьбой по всей высоте (рис 191, / — VI, 192, 193).

       В позднее построенных крыльцах чувствуется влияние городской архи­тектуры, иногда городские мотивы встречаются в упрощенном, примитивном виде или в своеобразной «сельской» трактовке (рис. 167, 168, 169).

       Наиболее распространенным видом крылец входов в избы является лестница крыльцо в закрытом помещении — прирубе.

       Климатические и хозяйственные условия подсказывали такую организацию входов. Крытое помещение перед дверью в избу приобретая вид тамбура, хорошо защищает вход в жилье от действия непогоды. Живописность открытых крылец уступает место утилитарной оправданности крылец-сеней.

       Наиболее простыми являются крыльца в клетских избах Можно наблюдать разнообразные приемы их постановки по отношению к сооружению. Наиболее распространенным является устройство крыльца перпендикулярно продольной стене дома Крыльцо в этом случае примыкает к сеням, прирубленным обычно с дворовой стороны избы.

       Интересны крыльца в так называемых длинных клетях. Общий объем крыльца с навесом хорошо уравновешивает вытянутую постройку, в противоположном конце которой обычно расположены окна (рис. 48).

       Иногда крыльцо размещается вдоль избы и вход ведет прямо от калитки.

       В подобном случае сени устраиваются параллельно большой стороне избы, создавая дополнительный объем — прируб, хорошо оформляющий простую клеть.

       Крыльцо получается удачнее тогда когда стенка открытых сеней недоходит до крыши со стороны фасада, а заканчивается на 2/з высоты сеней, создавая тем самым активную плоскость — защитную стенку, подчёркнутую темной теневой полосой незашитого пространства (рис.170).

       Крыша над крыльцом обычно покоится на задней — сплошной стенке и на колонке перед входом, которая врубается в верхнее бревно «защитной стенки» или стоит на нижней обвязке крыльца и защитная стенка закрепляется в паз столбика. Примеры подобной композиции крылец встречают­ся преимущественно в селах Минусинского района. Ступени крыльца, сделанные из толстых брусков врубаются с одной стороны прямо в стену избы, с другой — в стенку прируба. Массивный вход удачно оформляет постройки, часто не имеющие никаких дополнительных украшений.

       Этот своеобразный приём, не встречающийся в Западной Сибири, в Ми­нусинском районе имеет много вариаций.

       Создание защитных стенок в крыльцах изб широко практикуется в селах Восточной Сибири. 

 

 

 

 

       Интересна композиция крыльца в одном из наиболее старых домов села Балаганск. Большое крыльцо, ведущее во второй этаж по своему общему виду и деталям представляет самостоятельный архитектурный объект (рис.171).

       Крыльцо поставлено перпендикулярно главной оси клетского двухэтажного дома. Широкие ступени, ведущие к сеням второго этажа, закреплены с одной стороны в защитной стенке из толстых 10 сантиметровых досок, с другой — покоятся в пазах небольшой бревенчатой стены (перпендикулярной продольной оси избы), которая служит также стенкой сеней, ведущих в первый  этаж подклети и расположенных под лестницей.

       Врубленные в срубик ступени зашиты сверху брусом служащим основой для перил с точеными балясинами.

 

       Уютная площадка перед сенями хорошо защищенная сплошной стенкой со стороны господствующих ветров и открытая с противоположной, солнечной стороны, удачно оформляет вою постройку.

       Конструктивное устройство защитной стенки несложно. С наружной стороны доски её закреплены в паз стоики, с другой стороны (внутренней) — в пазы торцовых бревен избы.

       Противоположная сторона площадки открыта и обработана перилами с точеными балясинами выделяющимися на темном фоне защитной стьенки.

       Резная колонка, несущая крышу крыльца, имеет хорошие пропорции и удачно завершает общую асимметричную композицию.

       Подобные крыльца как в одноэтажных так и в двухэтажных избах встречаются довольно часто в Иркутской области (рис. 172).

       Интересны крыльца-входы, устроенные в особых крытых прирубах из брусьев или мелких бревен, обычно рубленных «в лапу» и уложенных прямо на землю (рис.173, 174).

       Климатические и хозяйственные условия потребовали своеобразного устройства входов крылец являющихся как бы вспомогательным помеще­нием для сеней.

       Стены прируба, имеющие обычно большую высоту чем это необходимо для устройства крыльца, служат кроме того перилами для площадки перед дверью в сени.

       Ступени крыльца ,устроенные из толстых досок, обычно закрепляются в перпендикулярные стенки прируба путем устройства пазов и находятся в пределах прируба.

       Как видно, климатические условия диктовали устройство крыльца внутри объема прируба. Такому крыльцу не страшны были снежные заносы в долгую и суровую сибирскую зиму.

       Крыльцо в четыре пять ступенек в зависимости от высоты пола избы располагалось обычно асимметрично по отношению к прирубу, в то время как самый прируб ставился асимметрично ко всей избе (рис.175).

 

 

 

 

       В избе со  «связью» прируб размещался симметрично по отношению к оси сеней, но крыльцо также немного смещалось в сторону, располагаясь ближе ко входу во двор.

       При таком устройстве крыльца представляется возможность увеличить площадку сеней, необходимую в крестьянском быту для хозяйственных нужд.

       Асимметричное расположение крыльца, продиктованное утилитарными нуждами, придает некоторую живописность всей постройке,имеющей сим­метричную схему.

       Односкатная крыша крыльца с уклоном от избы устраивается на обвяз­ке, уложенной на стойках-колонках, которые закреплены путем врубки в верхний венец срубика.

       Сверху стойки скреплены фризовой доской с арочным вырезом, являющейся единственным украшением всей композиции.

       Открытое крыльцо в прирубе обычно прикрывается решетчатой дверкой, защищающей его и площадку сеней от мелкого скота.

       Можно отметить что архитектурная обработка подобных крылец очень скромна и лаконична, да и нет нужды их как-то декорировать. В самой конструктивной схеме подобных входов достаточно выразительности и красоты.

 

 

 

       Разновидностей подобного типа входов довольно много, но в каждом отдельном случае есть какая-то своя чёрточка, разнообразящая эту общую архитектурно-конструктивную схему (рис. 175).

       Крыльца в прирубах с арочным завершением преимущественно встре­чаются в селах Иркутской области, где нередки также приёмы обработки арочным завершением больших террас.

       Нередко наблюдаются там также входы, устроенные в углах, образованных избой и сенями. Здесь прируб (первые сени) служит продолжением выступающих теплых сеней, образуя самостоятельный объем, открытый наполовину с входной части. Вход же огораживается наверху стенками и обрабатывается, завершёнными фризовой доской с арочными вырезками.

       Боковая стенка, противоположенная стене избы, обычно зашивается сплошь до крыши прируба тесом. Её украшает только небольшое оконце арочной формы (рис.176).

       Общее архитектурно- объёмное решение прируба хорошо завершает всю несложную композицию избы.

 

 

 

       В селах Кривинск, Лугавск, Старая Минуса и др. Красноярского Края в пятистенных и крестовых избах, имеющих две самостоятельные квартиры, крыльца устраиваются с двух сторон большого прируба, расположенного по всему периметру боковой дворовой стены. В середине прируба-пристройки устраиваются сени, вход в которые ведет по открытой лестнице (иногда устроенной под навесом общей кровли) через площадку, огороженную вни­зу сплошными перилами, а поверху — фризовой доской с арочными вырезами.

       Высокое крыльцо-лестница, ведущее в избу, устраивается на тетивах из толстых досок со вставленными в пазы ступенями. Количество ступеней в зависимости от высоты подклети доходит до 8—10.

       Тетивы врубаются в нижнее бревно прируба, иногда служащее и первой ступенью, и в столбики-стойки, являющиеся одновременно основанием пло­щадки крыльца.

       Постановка и размещение подобных крылец бывают различны. Иногда лестница располагается вдоль избы или перпендикулярно ей с большим или маленьким выносом за пределы сеней прируба.

       В архитектурном отношении подобные входы не очень эффектны, но простое функционально-конструктивное решение сообщает определенный уют всей постройке.

       В таких входах часто устраивают крыши над сенями и крыльцами с очень большими свесами обычно на выпусках продольных или поперечных стен прируба.

       Очень эффектна крыша в старой избе села Кривикск Красноярского края. В этом селе прием устройства двойных крылец с большими сенями довольно распространен (рис. 177).

       В селе Лугавск того же района можно встретить другой своеобраз­ный прием устройства крылец: здесь обе лестницы размещаются не снару­жи, а в самом прирубе-сенях (шестистенный дом Анашкина) (рис. 178).

       Прируб, сложенный из брусьев в лапу, увенчан односкатной крышей, покоящейся своими выносами за пределами сеней на массивных колонках, установленных на нижнее бренно сруба сеней.

       Навесы крыш по бокам сеней, хорошо защищающие площадки перед входами в сени, устроены также на выпусках продольных стен прируба. Крепкая по своей массе композиция, оформленная двумя стоящими по бо­кам колонками, органически вливается в общий объем избы и является как бы её продолжением, несмотря на различную обработку материалов, из ко­торых рублены изба и сени.

       Широкое распространение имеет в Восточной Сибири устройство кры­лец в «вынутых» углах изб.

       В углу дома-клети, пятистенки или крестовой избы оставляется незапол­ненное пространство, иногда получающееся вследствие неполного прируба сеней. Все сооружение покрывается одной двускатной или четырехскатной крышей, таким образом, сени с крыльцом не являются самостоятельной пристройкой к избе, а входят в общий объем дома. Приемы устройства подобных входов различны (рис.179).

 

       К самому простому виду может быть отнесено устройство крылец в старых клетских избах, где продольная стена дома продолжается и в сенях, как бы внедряющихся в глубину постройки на 1—2 метра в зависимости от необходимости создания нужной площадки перед дверью.

       Крыльцо устраивается на продолжении нижнего бревна продольной стены избы, которое служит первой ступенькой лестницы.

 

 

       Верхний венец сруба избы также продолжается до торцовой стенки се­ней, образуя конструктивную основу для устройства навеса общей кровли над площадкой и крыльцами, ведущими в избу.

       Верхнее бревно продольной стены обычно врубается в выпущенное перпендикулярное бревно сруба сеней. Вся система нависшего угла поддержи­вается стойкой-колонкой обычно без какой-либо декоративной отделки.

       Как видно, строители хорошо понимали выразительность простого заглублённого угла и ограничивались общим объемным решением всей по­стройки без каких-либо дополнительных украшений конструктивных деталей (рис.182).

       Крестовые избы, где строители стремились обыграть вход путём декоративной обработки колонок, поддерживающих свес крыши, перил и прочих архитектурно-конструктивных элементов, производят менее художественное впечатление.

       В некоторых новых постройках декоративное украшение не служит сред­ством выявления общей архитектурной композиции сооружения, а является самоцелью и органически не связано с характером постройки. Как видно из современной архитектурно-строительной практики, в Восточной Сибири в новых постройках широко

используются созданные народом формы и типы крылец. Интересным приемом, применяемым как встарых, так и в новых избах, является устройство крылец на выпусках поперечных стен.

       В подобных крыльцах, обычно занимающих всю ширину дома. Ступеньки устраиваются путем врубки толстых тесин или брусьев в выпуски нижних поперечных бревен сруба, служащих не только ступенями, но и перилами лестницы.

       Верхние боковые стороны площадки обрабатываются также выпусками брёвен стены по кривой.

 

 

 

 

       Крыша, уложенная на обвязке из двух выпущенных бревен боковых стен и на связывающем их прогоне из такого же бревна или бруса, чаще имеет форму треугольного фронтона с большим выносом карниза.

       Вся система кровли поддерживается с наружной стороны двумя колоннами, врубленными в нижние выпуски боковых бревен сруба.

       Боковые стороны крыльца обрабатываются простыми решетчатыми перилами, а в некоторых случаях, учитывая господствующие ветры, одна сторона (подветренная) зашивается сплошь тесом, а другая — остается открытой.

       Выпуски брёвен сруба, являющиеся конструктивной основой крыльца, связывают всю пристройку входа с общей структурой объема избы (рис.184, 185, 186).

       Подобное сооружение настолько органично, что кажется вырубленным из одного куска дерев. Такие крыльца, широко распространенные в сельских постройках Восточной Сибири, почти не встречаются в Западной Сибири. Местный тип крыльца в ряде случаев удачно варьируется строителями и свидетельствует о внимательном отношении сельских зодчих к достижениям своих предшественников. Нужно отметить, что указанные выше конструктивные приемы не исчерпывают всего многообразия приемов устройства крылец (рис 181, 183, 188). Иногда встречаются крыльца, со­зданные по примеру городских, с явным стремлением подражать наиболее распространённой городской моде. Созданные в различных стилевых мане­рах, свойственных городской архитектуре, крыльца сельских построек не отличаются высоким художественным качеством. То, что было присуще городской архитектуре и требовало особого профессионального мастерства, не всегда было доступно сельскому зодчему. Декоративные украшения входов, созданных в характере архитектуры классицизма и барокко, проникая вдеревню, снижали своеобразные архитектурно-художественные качества сельских построек, лишали их непосредственной красоты и своеобразия. Исключения были очень редки. Таким исключением можно считать вход в избу в деревне Каменка Красноярского края, где хорошо найдены пропорции дорических колонок, поставленных на основательный срубик крыльца, что сообщает вешу сооружению определенную монументальность и суровую выразительность (рис.187).

Наряду с влиянием городской деревянной архитектуры на сельское зодчество, проявившимся, в частности, в устройстве крылец и входов в избы, можно отметить и плодотворное воздействие народного творчества на формирование декоративных форм в городском строительстве (рис.189).

       Интересным примером, иллюстрирующим своеобразную интерпретацию народных мотивов в городском зодчестве, является вход в один из жилых домов города Минусинска (рис. 190). В основе композиционной структуры входа заложены местные элементы народного творчества.

       И, как видно, это благотворное влияние расширяет творческий диапа­зон городских мастеров-плотников, также в основной массе выходцев из народа.

       Сравнивая композиции крылец изб Восточной Сибири с крыльцами изб Западной Сибири, можно указать на их некоторую сдержанность и простоту. Здесь нет разнообразия форм и деталей, присущего постройкам других районов Сибири и особенно Алтая. Наряду с этим в Восточной Сибири заметна большая органическая связь конструктивных элементов с декоративными и учет утилитарных нужд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Ворота и калитки

орота сельских построек Восточной Сибири не отличаются большим разно­образием форм.

       В основном можно проследить две характерные особенности, две схемы устройства ворот.

       Наиболее распространенным в селах как Западной, так и Восточной Сибири является асимметричное устройство ворот с проезжей частью и одной калиткой. В этом архаичном приеме отражаются принципы народ­ной архитектуры — простой, утилитарной, без лишних декоративных элементов.

       Другая распространенная схема — симметричное устройство ворог с проезжей частью и двумя калитками по бокам (одной только деко­ративной).

       Подобный тип ворот с различными вариантами создан, как видно, под влиянием городской архитектуры, но имеет своеобразную, соответствующую вкусна и требованиям сельских строителей трактовку.

       Если сопоставить общую композицию ворот в селах Восточной Сибири со схемой ворот, встречающихся в Западной Сибири, то нужно отметить, что в Западной Сибири устройству ворот уделялось больше внимания.

       Здесь встречаются самые различные конструктивные и декоративные приемы устройства ворот начиная от самобытных «грибовидных» видов и кончая стилизованной барочной трактовкой (рис. 196, 197, 198, 199, 200, 201, 202).

       В селах Восточной Сибири ворота, как и сама изба, проще, беднее, од­нообразнее.

       Два или три типа исчерпывают все варианты ворот, встречающиеся во многих селах Восточной Сибири.

       Можно отметить только два-три случая, когда на полотнищах ворот и фризовой части дан накладной выпиловочный орнамент (рис. 184, 185). Как видно, строители Восточной Сибири не уделяли большого внимания декоративному украшению ворот, как и наличников окон, и придавали большое значение общему силуэту сооружения, его завершению.

       Как указывалось выше, к наиболее архаичному типу ворог могут быть отвесны несимметричные ворота с проезжей частью и одной калиткой (рис. 205). Вся конструктивная схема состоит из трёх столбов, перекрытых сверху двускатной крышей с большими свесами.

       В наиболее, старых воротах свесы крыш достигают  больших размеров, чем в новых.

       В воро       тах молодых изб уже чувствуется некоторая сухость дряблость форм.

       Двускатные крыши и небольшие свесы ворот уже значительно утрачивают тот декоративный эффект и художественный смысл, который так очевиден в воротах с огромными свесами двускатных крыш, придающими особый уют и привлекательность всему сооружению.

       Декоративная обработка подобных ворот обычно сводится к легкому украшению фризовой части каким либо резным или выпиловочным орна­ментом. Полотнища ворот остаются чаще гладкими, без филенок с вертикальной обшивкой тесом. Почти не встречаются ворота данного типа с полотнищами, обработанными резьбой или накладной выпиловкой, что неред­ко можно видеть в западных районах Сибири.

       Простота и скромность в отделке, граничащие подчас с бед­ностью, характерны почти для всех видов ворот с двускатными крышами.

       Как видно из ряда примеров, основное внимание строителя было обра­щено на пропорции и общий силуэт ворот. И, нужно отдать должное, часто зодчие добивались очень хороших результатов.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

       Симметричные ворота с двумя калитками по бокам проезжей части сформировались, как видно, под влиянием городской архитектуры и лише­ны своеобразия и функционального смысла, отличающих асимметричные ворота с одной калиткой.

       Общая структура и вся композиция ворот, выполненных обычно из крупных элементов: массивных столбов, часто уширенных книзу, большого свеса крыши, простых тяжелых створов, создают представление о доброт­ности, основательности постройки.

       Единственным украшением суровым по своей композиции воротам слу­жит скромный резной узор под карнизом.

       Мелкие элементы порезки или выпиловки, уютно примостившиеся под широкой крышей, хорошо контрастируют с подчеркнуто строгими деталями ворот.

       Подобный тип ворот с некоторыми вариантами декоративной обработки верхней подкарнизной части является наиболее распространенным во мно­гих районах Восточной Сибири.

       Там же встречается и развитая схема этих ворот, когда двускатная кры­ша перекрывает не только ворота, но и часть забора, находящегося по обе стороны от них.

       Этот прием особенно часто встречается в вытянутых замкнутых усадь­бах, распространенных в селах Иркутской области.

       Старый тип ворот с двускатной крышей здесь рационально и интересно переработан.

       Общая большая крыша над воротами и забором хорошо защищает всю фасадную часть усадьбы от действия непогоды.

Такие ворота производят сильное впечатление, подчеркивая замкну­тость усадьбы.

 

 

 

 

 

       Усадьба, находящаяся за такими воротами как бы полностью изолирована от внешнего мира. Жизнь обитателей двора скрыта от постороннего наблюдения.

       Большой консервативностью веет от подобного оформления фасада усадьбы (рис. 207, 208, 209).

       В некоторых случаях заметно стремление связать замкнутый двор усадьбу с улицей путем устройства в верхней части ворот или забора про­резей, решёток, которые как бы раскрывают внутреннее пространство двора. Архитектурный образ подобных сооружении наиболее приветлив и живописен.

       Мелкие элементы прорезей, решетки или балясины хорошо контрастируют с простым бревенчатым забором, выполненным часто из крупных бревен.

       Устройство сплошных крыш над воротами и забором иногда встречается в двух смежных усадьбах. Два примыкающих друг к другу двора имеют самостоятельные ворота с калитками, связанные одной общей крышей, рас­пространившейся и на часть забора вплоть до изб.

Смежная крыша над всей лицевой частью двух усадеб приветливо оформляет улицу, сообщая кварталу определенную живописность.

       Подобные ворота встречаются во всех районах Восточной и Западной Сибири.

Как видно, утилитарное удобство таких ворот и их архитектурная вы­разительность явились причиной их широкого повсеместного распространения.

       К самобытным формам ворот с двухскатной крышей могут быть отнесены     ворота, встречающиеся в Минусинском районе, где проез­жая часть решена самостоятельно, а калитка (обычно одна) встроена в часть рубленного из брёвен забора и достигает 2/3 высоты ворот (рис.210).

 

 

 

 

 

       Большая крыша, распространённая за пределы ворот, нависает над калиткой как бы прикрывая своим свесом примостившийся в заборе вход.

       В этом приеме можно отметить довольно смелое конструктивное решение — устройство над калиткой большой, нависающей, тяжёлой крыши, основанной на выступающих консольных частях горизонтальных бревен крыши ворот.

       Как отмечалось выше, в данном районе можно было наблюдать смелые приёмы устройства консольных частей, ворота же, выполненные в подобной схеме, подкупают не только своей оригинальной трактовкой и выразительным силуэтом, но и хорошим использованием технических свойств дерева.

       Не меньше интереса представляют ворота со своеобразной обработкой верха двускатной крыши (в этих случаях очень слабо развитой) особой фигурной доской — гребнем (рис. 211, 212, 219).

       Здесь общая схема остается та же что и в старых воротах с двускатной крышей но наверху появляется сильно развитая фризовая часть, обычно обшитая тесом в два или три ряда внахлестку. Нарастающий объем своеобразного антаблемента завершается небольшой крышей, обычно из двух горизонтально поставленных тесин под углом в 45°.

       Наверху крыши, прикрывая образующуюся от стыка досок щель, устраивается гребень из одной толстой тесины, вырубленной каким-либо рисунком.

       Формы и рисунок гребня не отличаются разнообразием и обилием творческой фантазии, — но обычно довольно однотипные криволинейные или полукруглые элементы.

       Рисунок, расположенный над воротами, повторяется в меньшем масштабе и над калиткой, но столбы ворот фиксируются более активными, поднимающимися частями гребня.

       Простой, но удачно найденный в пропорциях и силуэте верх ворот создаёт довольно сильное впечатление, особенно вечером, когда спустившиеся сумерки стирают отдельные детали, но контур ворот чётко вырисовываете на светлом фоке догорающей зари.

       Тонким настроением и какой-то еле уловимой поэзией веет от подобных сооружений. Кажется, что в однообразные серые деревушки, заброшенные в глухие сибирские урманы, сквозь лютые вьюги и тёмные зимние ночи проник далекий художественным мотив, подсмотренный где-то восприимчи­вым русским человеком и талантливо примененный в своей собственной ин­терпретации, на своих постройках.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.