Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Заключение 6 страница



       Очень интересен по своей обработке и мотиву орнаментики наличник дома в селе Тигрецк Красноярского края (рис. 116).

       Карниз выполнен из одного массивного бруска, посаженного на объем­ный наличник. Под верхней полочкой карниза расположены резные бусин­ки, которые завершают своеобразный аркатурный поясок, висящий на элипсовидных кружочках с резным изображением головы человека. Проме­жутки между маскаронами под арочками обработаны волнистой плоскостью. В нижней части карниза проходит тонкая рифленая линия, подчеркиваю­щая и замыкающая весь орнаментальный сюжет.

       Срезанные по треугольному профилю торцы карниза выдолблены ямочным орнаментом.

       Мелкая резьба всей поверхности за исключением сильно выступающих арочек облегчает тяжелый, на первый взгляд, карниз, имеющий по своей структуре много общего с формами каменной архитектуры.

       Смелое и удачное решение создает богатство форм при простых сред­ствах

(рис. 117).

       Шпренгельная часть обработана в виде аппликации накладным резным орнаментом.

       Мотив аппликации подшпренгельной части — две ложки, соединенные в центре розеткой, является довольно распространенным в районах Мину­синского края мотивом оформления подкарнизной доски (рис. 118, 119).

 

       Рассмотренный пример обработки наличника является своеобразной интерпретацией различных мотивов, встречавшихся в орнаменте местных гончарных изделий.

       Иногда в качестве орнаментики карниза и шпренгельной доски приме­няются классические элементы — ионики, пальметки, стилизованные листья аканта и т. д. Здесь, вероятно, сказалось положительное влияние города, расширившего орнаментальную тематику народных мастеров.

       В городе Минусинске многие деревянные дома украшены декором, при­внесенным из классической архитектуры. В орнаменте сельских построек Минусинского края также довольно часто встречаются классические мотивы.

 

       В некоторых случаях на шпренгельнои части изображается своеобраз­ный резной цветочный вазон, выполненный прямо на подкарнизной доске или наложенный в виде аппликации (рис. 121, 142, 155).

       Обычно деревянные резные элементы наличника не красятся, а остаются в естественном виде.

       Довольно распространенным в указанной схеме является прием обработки верхней части оконного проема в виде арочки.

       Мягкое криволинейное очертание простого по обработке карниза (соот­ветствующее очертанию верхней части проема) является достаточным сред­ством для оформления суровой бревенчатой стены.

       Иногда наличник окрашивают в белый цвет. Редко в селах Восточной Сибири можно наблюдать окраску в другие цвета, распространенную в се­лах Западной Сибири и особенно Алтая.

       В ряде случаев удачно подобранное дерево в наличнике (кедр или лиственница) своим естественным цветом хорошо выделяется на бревенча­той стенке избы.

       Конструктивное устройство «арочных» наличников различно. В одном случае (в наиболее старых постройках) карниз вырубается из одного бруска, без какого-либо выделения профилей, и насаживается на вертикаль­ные стойки-обвязки наличника при помощи деревянных шипов или гвоз­дей. Толщина бруска 10—15 сантиметров дает возможность устроить неко­торый свес над наличником; таким образом, верхний изогнутый брус слу­жит карнизом.

       Интересным примером такого устройства является наличник окна старой избы в деревне Корпусак (рис. 120).

       Примитивный карниз-брус, обработанный снизу по всему периметру рифленой резьбой, производит нарядное впечатление.

       Уютно разместившиеся резные рыбки на шпренгельной части наличника подчеркивают легкую кривизну карниза, способствуя цельному впечатлению от всей несложной композиции.

       Иногда для придания наличнику криволинейного завершения набивают одну доску на другую и создают как бы карниз-«шляпу» с активным выно­сом верхнего элемент.

       В данном случае шпренгельную часть обычно не украшают орнаментом, а оставляют в чистом недекорированном виде, превращая ее в широкий сплошной карниз (рис. 122, 123).

       Отдельную самостоятельную группу, очень широко распространенную в Минусипском районе Красноярского края, составляют наличники окон этого типа, но с сильно развитой верхней, надкарнизной частью, представляющей собой и ряде случаев как бы богатый резной кокошник, очень живописно завершающий весь оконный проем.

       Разновидностей подобного наличника очень много, но при всем раз­личии приемов и форм    можно отметить одну принципиальную схему с определенной тенденцией к живописности и выявлению роли оконного проема как наиболее ответственного элемента в архитектурной обработке избы.

       Простые, без каких либо украшении серенькие на первый взгляд постройки оформленные наличниками с своеобразными кокошниками производят интересное впечатление.

 

 

 

 

 

       Kак правило, в старых постройках наличники данного типа проще н выразительней, чем в новых.

       В белое новых наличниках, часто увлекаясь возможностью украсить кокошник, строитель перегружает последний чересчур сложным силуэтом и излишне нагромождёнными орнаментальными мотивами. Новые наличники иногда отличаются некоторой сухостью форм и носят характер стан­дартных столярных изделий.

       Конструктивное устройство наличника с кокошником ничем не отличается от устройства обычного наличника, только в верхней части на карниз ставится доска, обработанная различными по форме вырезками, создающи­ми интересный силуэт верха окна.

       Типичным примером обработки наличника с кокошником может служить наличник избы в селе Лугавск Минусинского района.

       Верхняя подкарнизная доска его имеет форму прямоугольника с небольшим переломом большей стороны под углом 150°; дряблая форма еле наме­ченного фронтона подчеркивается двумя реечками, размещенными на ⅓ от верха доски, с более активным углом. Верхние углы подкарнизной доски закреплены резной накладкой в форме веера.

       Этот же мотив, но уже в  более развитом виде повторяется и в других наличниках. Часто встречается полукруг, посаженный в неглубокую нишку в центре композиции. Он в свою очередь подчеркнут двумя выступающими полочками на тонких столбиках.

       В шпренгельной части, равной по площади половине кокошника, имеет­ся орнамент в форме двух отдельных прямоугольников с округленными углами, закрепленными в

середине розеткой. Доски-накладки обработаны выдолбленными кавычками.

       Нижняя подоконная доска орнаментирована накладными ромбиками с таким же выдолбленным украшением.

       В общем наличник производит впечатление дешёвой столярной рабо­ты вследствие некоторой размельчённости форм. Подобный простой прием обработки наличников встречается часто на относительно новых избах.

       Интересно выполнены наличники этого типа на более старых построй­ках, например, на избах села Тигрецк Красноярского края. Здесь чаще всего встречается устройство надкарнизной  доски с треугольным фронтоном, обработанным вырезными выкружками по верхней части.

       Обычно делается четыре выкружки образующие пять пролётов по скатам фронтончика. Очень часто края доски обработаны выступающим обводом, линией, подчеркивающей втопленную плоскость доски, где размещаем­ся резной или накладной орнамент.

       Так же как и в других случаях, плоскость обрабатывается небольшими заглублениями прямоугольной или кавычкообразной формы.

       Наиболее простым приемом орнаментации кокошника является прием
распределения заглублений в каком либо  ритмическом порядке — верти­кальными или горизонтальными рядами. Получается очень своеобразная, как бы обработанная пунктиром  поверхность.

 

 


 

 

       Часто встречается орнамент из стилизованных листьев, цветов, завит­ков (рис. 126).

       Карниз обычно очень простого профиля выглядит довольно нарядно и соответствует по мотиву и приему орнаментации верхней части кокошника.

       Шпренгельная доска разбивается в горизонтальном направлении на­кладными рейками (а иногда резными профилями) на три части: сред­нюю — большую, соответствующую ширине стекла, и две крайние — чащевытянутой или квадратной формы. В середине обычно ставится резная доска лоткообразной формы с резной розеткой в середине.

 

 

       В крайние квадратики помещаются ромбики или пальметки, также с резным орнаментом.

       Объемная аппликация на шпренгельной доске подчеркивает значимость верхней резной части наличника — карниза и кокошника (рис. 127, 128).

       Подоконная доска обрабатывается в соответствии с подшпренгельной частью только более скромно и сдержанно.

       К разновидностям данного типа могут быть отнесены наличники со сложным силуэтом кокошника. Причудливые формы их сложились под влиянием местных художественных мотивов и мотивов восточной орнаментики.

       Очень показательны в этом отношении наличники окон некоторых ста­рых изб в селах Красноярского края. Орнаментальные мотивы русского и восточного характера тесно переплелись в них в сложный фантастический узор, органически слитый со всей композицией (рис. 129, 130, 137, 158, 163, 165).

 

 

 

       Верхняя часть наличника —  надкарнизная доска — имеет довольно сложный силуэт. Она прорезана по контуру завершения и оформлена ногтевидной выемочной резьбой, формальный характер которой явился прямым следствием позднейшего введения в технику резьбы нового инструмента — ложечного долота (рис. 158).

       При помощи этого инструмента выполнялись ногтевидные и лунчатые выемки. Характер геометрической резьбы видоизменился, создался новый подвижной и более пластичный вид орнаментального узора.

       Геометрическая орнаментация, деформируясь, обогатилась растительны­ми элементами. В декоре появились своеобразно стилизованные мотивы подсолнуха, колосьев, шишек и т. д., выполненные как бы пунктиром на плоскости доски.

       Этот орнамент размещается впределах выемок .Узор его строится спо­собом «обратного» рельефа.

 

 

       Созданный таким образом кокошник, несмотря на сложность силуэта и измельчённость плоскости доски, все же воспринимается как нечто целое. Введенный в средней части ряд маскаронов образует как бы аркатурный поясок с хорошими тенями, смягчающий измельченную порезку подкарнизной доски.

       Тот же мотив повторяется и под верхней полочкой простого по своему профилю карниза.

       Шпренгельная доска обработана выемчатой резьбой более мягкого рель­ефа и только оттеняет верхнюю часть наличника. Очень пластичный по форме орнамент выполнен глубинной резьбой.        

       Многочисленные приемы художественной обработки дерева у народных строителей сводились к созданию углубленного, а не пластичного выпуклого рельефа.

       Система различных выемок — типичный и наиболее широко распростра­ненный прием народной резной обработки дерева. Пользуясь мелкоузорной выемчатой резьбой, народные зодчие с большим художественным вкусом и техническим мастерством создавали пластично-узорный рельеф на обрабатываемой поверхности.

       Нужно отметить, что в некоторых случаях одни и те же орнаменталь­ные мотивы на различных частях наличников, выполненные схожими тех­ническими приемами, производят различное впечатление.

       В одних элементах наличника чувствуется большая пластичность порез­ки, являющейся доминантной темой обрабатываемой поверхности. Другие части по своему декору являются как бы подчиненными главному орнамен­тальному узору.

       Это очень заметно в декоре верхней части наличника и его карнизной доски. Доска обычно обрабатывается тем же способом и на ту же орнамен­тальную тему, что и «навершье», её орнамент не превалирует в общем ре­шении, а еле намечен. Для верхней части же вполне логично применение более активного орнаментального узора (рис.132, 133).

       Как указывалось выше, подобный прием оформления наличников встре­чается преимущественно в южных районах Красноярского края.

       Силуэт верхней части и орнамент плоскости доски очень различны. Часто можно встретить интерпретацию одних и тех же орнаментальных тем, но благодаря выполнению деталей от руки, «на глаз», даже одни и те же мотивы выглядят различно.

       Наличники окон с развитым, сложным силуэтом навершья или кокош­ника встречаются не только в деревянном зодчестве Восточной Сибири. Этот прием оформления окна имеет довольно широкое применение в зодче­стве Западной Сибири и русского Севера.

       Но принципы обработки окон в Восточной Сибиои отличаются особым своеобразием и самостоятельностью.

       Народные зодчие Сибири, творчески воспринимая окружающие художественные явления и в то же время бережно храня древние традиции, созда­ли своеобразный вид местного орнамента, а котором среди ясных и опре­деленных классических форм, нашедших спокойное равновесие в канонизированном ритме, встречаются причудливые образы народной фантазии.

 

       Останавливаясь на оформлении оконных наличников в некоторых районах Восточной Сибири, можно отметить распространенные там самобытные приемы декоративной обработки.

       Основными орнаментальными мотивами, встречающимися в оформлении наличников, здесь являются коньки, рыбки, рога, завитки с причудливым очертанием, стилизованные цветы и колосья, силуэты летящих птиц и тому подобные многообразные элементы окружающего реального мира (рис. 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143).

       Реалистическое в своей основе искусство народных мастеров не отражало ничего случайного нежизненного.

       Отображая в своем творчестве наиболее типичные черты и элементы окружающего мира и находя для типичного индивидуальную характеристику, зодчие своеобразно решали свои творческие задачи.

       Замечательной чертой сибирских строителей явилось, то, что они не переносили механически в свое творчество канонизированные приемы и сюжеты.

       Как показывает ряд примеров из практики сибирского народного зодчества некоторые сходные по своим конструктивным и декоративным каче­ствам элементы построек так сильно отличаются друг от другa, что только опытный глаз специалиста может увидеть в них единую схему.

       Довольно распространённым видом декоративной обработки окон являются наличники, выполненные под некоторым влиянием стилевых направлений городской архитектуры. Отдавая должную дань стилевым приёмам русского классицизм и барокко, деревенская архитектура всё же сохраняет свою трактовку и общем решении наличника.

       Умение тонко понять и прочувствовать характер соответствующих стилей позволило сельскому строителю «органически влить» в нехитрые бревенчатые постройки декоративные элементы этих городских художественных направлений. Народные мастера подчас на старой живописной канве создавали совершенно новые неожиданные узоры (рис. 144, 145). Некоторая робость чувствуется в решении ряда наличников с чуть намеченными барочными элементами. Здесь проявляется своя специфика даже канонизированных по общему приему формах.

       Чаще всего только верхняя часть карниза с завитками говорит о влиянии определенного стиля, все остальные элементы — подкарнизная часть, стойки-накладки, подоконная доска — только подчеркивают стиль карниза.

       Распространенным приемом является устройство на шпренгельной доске обычно сильно развитой дополнительной накладки различного рельефа с криволинейным очертанием (кривизной вниз) (рис. 147, 148, 149).

       Число полукруглых элементов выреза доски бывает различно но чаще — два или четыре.   В некоторых случаях по контуру кривизны дается легкая порезка простого орнаментального мотива (точки, кружочки, уголки) или делается глубинная вырезы из кривых линий.

       Места сопряжений полукруглых элементов обрабатываются свешивающимися резными кистями.

       Простой по композиции и выполнению прием обработки подшпренгель­ной доски удачно подчеркивает криволинейный с барочными завитками карниз, украшенный обычно в средней части вазоном, летящей птицей или какой-либо затейливой рогатиной.

       Такие наличники в различных вариациях очень распространены в южных районах Восточной Сибири.

       Интересно отметить в некоторых городах южной части Восточной Си­бири, как, например, в Ачинске, Абакане, Минусинске, подобные же решения наличников, но выполненных более сухо и напоминающих фабричную, стандартную поделку. Вероятнее всего, данный тип наличника родился в крестьянских постройках и был перенесен как интересный мотив на город­ские деревянные дома, так как только относительно поздние городские по­стройки имеют подобным образом оформленные наличники.

       Анализируя наличники окон в различных районах Восточной Сибири, можно сказать, что в южных районах эта деталь избы носит более самобытней характер.

       Чем дальше на север тем больше однообразия и монотонности наблюдается в композиции наличников. Так в районах Иркутской области в се­лах Усолье, Балаганск Малышевка, Бараново и др. наличники старых и современных изб поражают своим однообразием и общностью схемы. Преобладающими являются здесь барочные наличники в обычной городской трактовке. Но иногда эти наличники приобретают своеобразную местную окраску.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Беря за основу барочные принципы построения наличника, мастер зна­чительно их перерабатывает и сообщает своему произведению совершенно новое архитектурное качество (рис.151, 153, 155, 156, 157).

       Такие наличники по своим размерам бывают довольно значительными. Верхняя часть их делается иногда больше оконного проема.

       Значительно развитое пятно наличника, окрашенного в белый цвет, очень обогащает избу, не имеющую больше никаких украшений.

       Особенно хороши подобные наличники с сильно развитыми барочными завитками карниза и пышным вазоном, балясиной или стилизованным акротерием в середине.

       Богатая корона в верхней части прекрасно выделяется на большом поле подкарнизной доски, остающейся обычно без какой-либо орнаментальной обработки.

       Нижняя часть наличника — подоконная доска — делается также просто и как бы создает соответствующие условия для лучшего восприятия верх­ней (рис. 150, 152, 154).

       Распространен в некоторых районах Восточной Сибири и такой вид оформления оконных наличников, как сквозная выпиловка, явившаяся ре­зультатом воздействия городской архитектуры.

       Сквозная выпиловка иногда очень сложного, преимущественно расти­тельного и линейного орнамента применяется чаще в оформлении верхней части окна. Выпиленная узором доска прибивается сверху на прямой кар­низ и служит как бы завершением композиции всего наличника.

       Часто выпиловкой оформляется лобань наличника (подкарнизная доска) и вертикальная обвязка. В подоконной доске, обычно повторяющей обратный профиль верхней части, орнамент дается в очень ограничен­ном виде. Здесь опять видно стремление не заглушать венчающую часть окна.

       Подобные приемы повсеместно распространены, но они не представляют значительного художественного интереса я иногда мешают общему цельно­му впечатлению от суровой бревенчатой избы.

       Сопоставляя оконные наличники некоторых районов Западной и Восточ­ной Сибири, можно сказать, что в Восточной Сибири русские формы деко­ра, принесенные переселенцами, выходцами из европейской части России, трансформируются в местных условиях и, чем дальше на восток, тем боль­ше приобретают местный колорит (рис. 162, 163, 164. 165, 166).

 

       Переплёты, заполняющие оконные проёмы, довольно разнообразны. В наиболее старых сохранившихся постройках имеются переплёты с мелким делением на 6—8 стекол.

       Вероятно, дороговизна и недостаток стекла в прежние времена лимитировали применение более крупных стёкол.

       В некоторых селах Восточной Сибири старожилы помнят обработку оконных проемов слюдой и бараньей брюшиной.

       Одно из подобных волоковых окон сохранилось в селе Харюзовке Иркутской области. Когда-то оно было затянуто брюшиной, и сейчас еще уцелела рамка-переплет на два деления с остатками крепления натянутой брюшины особыми деревянными клинышками.

       В более новых избах обычно применялись крупные стекла с делением на 3—5—6 частей. В «косящатых» окнах часто устраивались деления на 4 стекла.

       В селах, расположенных ближе к городам, встречается деление перепле­та на неравные по высоте части: появляются подстекольники, фрамуги из цельного стекла, иногда с криволинейным очертанием и т. д. Это сильнее заметно в районах Красноярского края, нежели Иркутской области. Более старым приёмом является навеска переплёта на петлях к одному косяку. Двухстороннее окно обычно встречается во всех относительно новых постройках. 

 

 

 

 

 

       Непременной принадлежностью окна как в старых, так и в новых по­стройках является ставень.

       Любовно обрабатывая оконный проём наличником, и прекрасно понимая декоративную роль наличника в общем силуэте избы, строитель так же внимательно подходил и к решению ставня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

           

 

 

           

 

 

       Учитывая прямое назначение ставня — защищать жилье от непогоды и «лихих людей», строитель прекрасно понимал и декоративную его роль в общей композиции избы.

       С течением времени ставень теряет свое прямое назначение и становится чисто декоративным элементом.

       В некоторых избах ставни прибитые гвоздями к стене никогда не закрывались.

       Как видно старые традиции играли известную роль в применении этой детали без прямой нужды.

       Конструктивное устройство ставней в старых постройках очень простое. Обычно одностворные, из двух-трех досок на деревянных шипах, ставни навешивались на массивные кованые петли.

       В более новых постройках устраивали двустворные ставни с обвязкой филенками и горизонтальными средниками, число которых было различно.

       В случае криволинейного очертания верха окна соответственно этому устраивали и половинки ставней. Арочное завершение проема как бы под­держивалось двумя полуарками ставней.

       Подобные криволинейные очертания окна и ставней производят хорошее впечатление.

       Как видно из ряда примеров, строители широко применяли в своих со­оружениях форму пологой арки. Она вносила некоторую живописность в структуру стены с горизонтальным ритмом брёвен.

       Декоративное оформление полотнищ и филенок ставней резьбой или росписью в постройках Восточной Сибири почти не встречается.

       В редких случаях наличники и ставни окрашиваются в какой-либо цвет.

       Строители считали красивым естественный цвет досок и подбирали для устройства наличников и ставней специальный материал. Так, если вся изба была срублена из лиственницы, ставни делались из сосны или кедра. Теплые коричневатые тона досок хорошо гармонировали с серым цветом стены.

       В некоторых селах Восточной Сибири, в особенности расположенных по берегам реки Ангары, широко применяется окраска наличников, ставней и дверей в белый цвет.

       Яркие белые детали, выделявшиеся на темном фоне стены, сообщают некоторую живописность однообразным, на первый взгляд, избам.

       Строители прекрасно понимали смысл такой окраски и широко пользо­вались этим простым приемом, чтобы украсить архитектуру деревни и внести в окружающий однотонный пейзаж некоторое разнообразие.

 

                                 Крыльца-входы

 

 

начительный интерес в избах Сибири представляют крыльца-входы.

       Простое сельское сооружение значи­тельно выигрывало от создания до­полнительной пристройки — сеней крылец.

       При общераспространенных схемах планировки дома — «клетью», «связью», или «пятистенком» сени с крыльцом размещались на боковом фасаде и явля­лись, таким образом, неотделимой частью всей избы, живописно оформ­ляющей большой фасад.

       Учитывая роль оформления входов в общей композиции избы и их ути­литарное назначение, строители очень внимательно и с большой любовью относились к устройству крылец.

       И в больших, и в маленьких сооружениях крыльца, кроме своего прямо­го назначения — входов в дом, иногда служили местом отдыха, а иногда и помещением для жилья.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.