|
|||
Заключение 5 страницаПри подобном устройстве концы конька лежат прямо па верхних бревнах фронтона, упрощая композицию крыши. Этот интересный прием соединения в одной детали двух конструктивных элементов наиболее распространен в старых селах Иркутской области и почти не ветре чается в селах Западной Сибири. Как видно, такая упрошённая конструкция является местным изобретением и не нашла себе широкого применения в других районах, хотя безгвоздевое устройство крыш в прежние времена было очень распространено в сельских постройках. Обычно крыша на «потоках2 и «курицах» устраивалась двускатной на рубленых фронтонах. Иногда подобная конструкция крыши создавалась и четырёхскатной (рис 94). Вероятно, в силу крепких старых традиций, даже при новом устройстве крыши на четыре ската, конструктивные элементы оставались прежними. Интерес представляли только своеобразные «курицы» в виде закорючин с узлами, подпертых снизу особыми «подмогами». Так же как и при двускатной кровле вся система прикрывалась охлупнем. Формы декоративной обработки концов охлупня вселах Восточной Сибири не были особенно разнообразны. Обычно комель конька, обращённый в сторону главного торцевого фасада, получал форму, напоминающую своим силуэтом конскую голову, или оставался в своём собственном виде. Деталь, вырубленная из одного куска дерева, обработанная или необработанная, подчёркнутая иногда причудливой формой корневища,очень свежа и живописна. Силуэт её лишён сухости и жесткости. Определённая скульптурная пластичность сообщает ей своеобразную прелесть и оригинальность (рис. 95). Обычно очень простые и как будто примитивные коньки оставляюсь без какой либо декоративной обработки не потому, что строитель не знал, как приукрасить и наряднее завершить постройку а поточу, что он видел красоту в простоте и подчеркивал естественную форму охлупня, удачно гармонирующую с окружающей обстановкой. Особенно удачно завершены избы подобными коньками в селе Старая Тыреть Иркутской области. Древние избы, построенные более двух веков назад, повернуты к улице своими торцами и как бы находятся под надзором и защитой сильно выступающих вперед массивных коньков, взгромоздившихсе на крыше. Выразительная живописная форма коньков придаёт по стройкам своеобразный вид. Все избы, выходящие на улицу, увенчаны подобными коньками и, несмотря на их различную планировку, носят единый характер и создают композиционное единство улицы. Строители тонко чувствовали и глубоко понимали значение выразительного силуэта построек. Простыми средствами, без каких-либо дополнительных декоративных элементов, без излишнего украшения избы, они создавали интересные, художественные произведения. Рассматривая комплекс сооружений, увенчанных подобными коньками, с различных точек, можно наблюдать, как живописно меняется силуэт «сильных» коньков. Создается единый ритм всех построек, органически связанных между собой удачной формой. Кроме завершения охлупня в виде конуса или причудливого корневища, можно встретить различные формы, напоминающие своим силуэтом голову лошади оленя, птицы (рис 92 95, 96 97, 98) и т. д. Появление формы, имитирующей конскую голову или голову какого-либо другого животного, можно объяснить различно. Многие коренные жители Сибири (ханты, хакассы шорцы и др.) издавна водружали на могильниках изображение черепа лошади, оленя и других животных (рис. 99) Лошадь в крестьянском быту сибиряков была необходимой принадлежностью. В Сибири можно было обойтись без коровы и других сельскохозяйственных животных, но без лошади жизнь была невозможна. Это, вероятно, и нашло некоторое отражение в народных постройках. Во многих селах Восточной Сибири, как, например, Десятниково, Бичура, Вахмистрово и др , встречаются формы охлупней, напоминающие сбоим силуэтом голову барана. Кроме этого, иногда в качестве декоративных элементов для украшения построек применяются рога барана. Простое завершение кровли не противоречит общей лаконичной и строгой композиции всей постройки, трактованной в целом и деталях, подчеркнуто просто и даже сурово. Обработка торцов слег причелинами в сельских постройкам Восточной Сибири встречается довольно редко. Обычно слеги остаются в своем «обнаженном» виде, и их ничто не защищает от загнивания. Это объясняется тем, что лес находился рядом и в случае порчи бревна слеги его всегда можно было заменить новым. Обрабатывать торцы слег, какими бы то ни было архитектурно-конструктивными формами было не принято. Но нужно отстать, что неприкрытые торцы слег неплохо компоновались со всем сооружением, придавая определенную цельность постройке. В тех же случаях (довольно редких), когда причелина вводилась всистему кровли как архитектурно-конструктивный элемент, она, так же как и доски, прикрывающие слеги снизу, имела очень простую лаконичную форму (рис. 100). Обычно доска-тесина выполненная одним топором (а как известно подобное устройство крыш встречается в более старых сооружениях, построенных без применения пилы), требовала достаточно трудоемкой обработки, и строитель не стремился дополнительно украшать причелину, высоко ценя её простую отделку.
Иногда встречаются нижние концы причелин обработанные незатейлвым сквозным орнаментом или простенькой поперечной глубинной резьбой наподобие вышитого полотенца (рис.101). Сложные накладные причелины состоящие из ряда убывающих к кровле досок с фигурной выпиловкой, так часто встречающиеся в южных и западных районах Сибири, в Восточной Сибири попадаются редко. Обычно плоскость причелины обрабатывалась простым геометрическим орнаментом, состоящим из уголков сухариков кружочков и т. д. Иногда применялся орнамент ввиде кавычек, скобочек, выполненных путем вырезания доски ножомили долотом (рис. 102) Изредка встречаются причелины обротанные сложной формой (рнс. 103). Устройство карнизов в избах Восточной Сибири не представляет чего-либо нового по сравнению с постройками Западной Сибири Старые постройки рубленные с фронтонами, карнизов, как правило, не имеют.
Распространенный в некоторых районах Алтайского края прием устройства карниза на боковых частях здания из одной доски в Восточной Сибири почти не встречается. Как видно широко распространенный в сельских постройках европейской части СССР карниз не нашел себе широкого применения в строительной практике Сибири. Чем дальше в глубь Сибири, тем оригинальнее и самостоятельнее решение основных конструктивных элементов зданий и, в частности, крыш. Верхние части наиболее старых сельских построек обычно декорируются очень сдержанно. Основное внимание строители уделяют выразительности силуэта крыши. Более новые постройки, созданные в конце XIX и начале XX веков, отличаются заметным влиянием городской архитектуры. В них чувствуется стремление зодчих «приукрасить» постройку различными декоративными элементами.
Так, в избах построение 60-70 лет назад, устраивались набивные карнизы-коробки на выпусках стропил. Под карнизом, имеющим иногда большой вынос, подшивался фриз из досок, обычно лишенный каких либо украшений. В редких случаях можно наблюдать фризы, обработанные выпиловкой или выжиганием. Мотивами орнаментации фриза являются простые геометрические элементы в виде уголков, кружков и т. д. Иногда в качестве орнаментики в доске фриза делают сквозной выпиловкой надпись с указанием имени мастера или хозяина и даты Постройки. Так в селе Малышёвка Иркутской области на избе А. И. Соколова имеется фриз с надписью: «Сия ажура приложена А.И. Соколову в память мястера». Выпиленная из доски надпись с затейливыми буквами размещена только по главному фасаду и хорошо оформляет переход от стены к крыше (рис.104). Выполнение орнамента выжиганием по дереву встречается в Восточной Сибири редко. В селе Лугавск Красноярскою края имеется пятистенная изба фризовая доска которой украшена удачновкомпонованной ажурной надписью. Надпись состоит из даты строительства и имени мастера выполнявшего сооружение: «1884 года кон. мая 25 сей дом строил мастер Кузьма Путинцев». Орнамент органически сливается с потемневшей от времени постройкой и благодаря своей структуре четко выделяется под карнизом избы.
Как видно из приведенных примеров, декоративное оформление изб резным или выпиленным фризом было хорошо известно сибирским строителям, но не нашло себе широкого применения, вероятно, в силу стремления к простоте и лаконизму. Зодчие не вводили лишних украшений там, где они не были оправданы конструкцией. Хорошо понимая и чувствуя красоту бревенчатой рубленой стены, строители главное внимание при оформлении постройки уделяли обработке оконных проемов, представляющих основное украшение сибирских изб.
Окна
екоративное оформление окон построек в исследованных районах Восточной Сибири (Красноярский край и Иркутская область) представляет яркую я своеобразную страницу истории народного зодчества. В украшении оконных проемов русский сибирский зодчий мог особенна широко проявить свои художественные способности. Нужно отметить, что встречающиеся в различных районах Сибири оконные наличники очень разнообразны как по своему общему виду, так и по отдельным деталям (рис 106, 108 — 116, 162, 164). Иногда наличники не подходят ни под какое стилевое определение и поражают своей причудливой, фантастической формой. Вероятно, общение с многочисленными местными народами и развитые торговые сношения с Китаем и Монголией не прошли бесследно для формирования и дальнейшего развития русского прикладного искусства и некоторых приемов декоративного оформления построек. Фигуры драконов на подшпренгельных частях и подоконных досках наличников, стилизованные цветы, сложное завершение надкарнизной доски причудливым фантастическим силуэтом — все эти декоративные элементы являются своеобразно переработанными в национальном духе орнаментальными формами Востока. Как видно, мотивы орнамента, встречаемого на предметах быта и обихода местных народов (хакассов, казахов, тувинцев), также в какой-то степени отразились на формах декора, применяемого в русском народном зодчестве Сибири. Орнаментация бытовых предметов у коренных народностей в большинстве случаев неразрывно и гармонично связана с характером самих орнаментируемых вещей. Формы народного орнамента по-своему канонизированы. Они не меняются от художественного произвола мастера. Установившиеся приемы орнаментики и постоянные темы встречаются в оформлении самых различных объектов. Нужно отметить, что рисунок в декоративном оформлении бытовых предметов всегда преобладает над раскраской, которая самостоятельной роли не играет. Как известно некоторым народам Сибири была незнакома большая красочная палитра. Расцветка орнамента обычно ограничивалась основными цветами (чёрным желтым, белым, красным), а промежуточные и дополнительные тона отсутствовали. Мягкие тона местного пейзажа повлияли, очевидно, на цвет и характер декоративной обработки предметов быта и обихода. Эти характерные черты местного орнамента можно иногда проследить и воформлении наличников окон русских сибирских построек. Особенно это заметно в селах Красноярского края. Силуэт верхней части наличника, его причудливый профиль, едва подцвеченный в два или три тона, является основным средством художественной выразительности постройки. Свойственная русским полихромия, широкий живописный размах уступили место строгим и скромным цветовым сочетаниям. Под влиянием подсмотренных у соседних народностей приемов орнаментики русские строители начали применять в своих постройках новые формы декора.
Очень часто встречается в сёлах Красноярского края (в верховьях рек Енисея и Абакана) обработка подшпренгельных и подоконных досок путем деревянной аппликации. Этот тип декора по своей композиционной структуре очень оригинален (рис. 126, 132). Здесь же часто можно встретить своеобразную резьбу по дереву. Это не резьба в полном смысле этого слова, а выдалбливание концом ножа или особым долотом ранее намеченного углём или мелом рисунка (рис.111). Врезанные в глубину доски на 3—5 миллиметров «кавычки» (обычно отдельные элементы резьбы похожи на кавычки) в зависимости от необходимого рельефа рисунка оформляют обрабатываемую поверхность. Подобным образом обработанные наличники напоминают известные пряничные доски распространенные прежде в европейской части России, но значительно от них отличаются как по своей композиционной структуре, так и по способу обработки и внешнему виду. Иногда, оперируя в орнаменте только одним элементом, одной формой, как, например, скобочкой, кавычкой, ромбиком, кружочком или запятой мастер создавал сложный декоративный узор на всей плоскости обрабатываемой поверхности. Разнообразные комбинации очного и того же мотива резьбы, как видно из ряда примеров, служили для выражения различных художественных замыслов зодчих. Проявляя большую изобретать и находчивость в трактовке сложного орнамента из очень простых элементов, мастера умело пользовались силуэтом декорируемой доски. Обычно таким приемом обрабатывалась подкарнизная часть наличника (рис.113, 114, 129). Доска, украшенная мелкими геометрическими элементами, производит впечатление плоскости обработанной своеобразным пунктиром. Сильная светотень в заглублённых местах при гладкой плоскости фона создаёт особую живописность детали (рис.115, 116, 124). Как известно, в верховьях Енисея за несколько тысячелетий до нашей эры жили первобытные народы. Некоторые археологические находки при раскопках курганов дают богатый материал, позволяющий в некоторой степени судить о своеобразной культуре этих народов.
Различные предметы домашнего обихода, в частности плоскодонные керамические сосуды обычно украшались простым ленточным орнаментом, выполненным способом выдалбливания простых скобочек и кавычек в определенном ритмичном порядке. Археологяческие раскопки, сделанные в курганах близ деревни Андроново Ачинского района и в районе Минусинска, обнаружили множество керамических изделии, обработанных своеобразным орнаментом: прямые глиняные сосуды, покрытые сплошь глубоким ямочным, зубчатым и резным орнаментом, и сосуды с вогнуто-выпуклыми стенками, украшенные геометрическими узорами (треугольниками, ромбами, меандрами и другими сложными фигурами). Как видно, способ декоративной обработки плоскости путем создания структуры орнамента мелкими заглублениями был давно известен в Сибири. В некоторых районах Сибири, в частности в Минусинском крае, богатом археологическими находками, в старых крестьянских избах встречается резьба по дереву, выполненная подобным же приемом, с той же структурой орнамента. По словам жителей села Восточенского, в окрестностях села есть старые могильники, хорошо известные населению края с давних времен. Крестьяне этого села не раз из любознательности разрывали курганы и знакомились с их содержанием. Кроме того, научные археологические раскопки, широко проводимые в Минусинском крае, познакомили местное население с предметами древней культуры. Вопрос о своеобразном влиянии древних культур народов Сибири на декор русского зодчества и на разлитие сибирского орнамента, естественно, требует соответствующего научного анализа и дальнейших изысканий и исследований. Он может явиться темой самостоятельного большого труда. В данной pa6oтe было возможно только указать на некоторые случаи, наводящие на мысль о таком своеобразном влиянии. Останавливаясь на вопросе об устройстве окоп в Восточной Сибири, можно отметить много общего с устройством окон визбах Западной Сибири. Своеобразные конструктивные приемы, как, например, втопленные в тело стены косяки и волоковые окна с вертикальными колодами, не имеют широкого распространения и могут быть рассмотрены как частные случаи. Обычным конструктивным приемом создания оконного проема в наиболее старых избах является обработка проема косяками, соединенными между собой «в ус». Часто нижняя колода не делается, ее заменяет тот венец, под которым было оконное отверстие. Иногда сверху набивается карнизная доска, прикрывающая щель междy верхней притолокой и бревном сруба. В некоторых случаях притолока, устроенная из толстого бруса, выпускалась за пределы оконного проема, образуя собой в то же время и карниз (что часто встречается в церковных сооружениях европейской части СССР). Рассматривая типы окон и их размещение на фасадах изб, можно отметить большое разнообразие приемов. Количество окон и их размеры очень различны. Наиболее старые постройки имеют небольшие проемы. В большинстве случаев по торцовому фасаду размещаются два окна симметрично главной оси сооружения.
Двухоконные клети встречаются довольно часто, и лишь в некоторых случаях можно еще встретить старые избы, имеющие только одно окно с торца. Естественно, при малом оконном проеме одно окно не обеспечивает достаточной освещенности избы. Но, как видно, в прежние времена сибирские крестьяне удовлетворялись скудным светом в избе —лишь бы было тепло. Суровые климатические условия заставляв ограничивать количество оконных проемов; кроме того, в первый период заселения Восточной Сибири с каждого лишнего окна брали большой налог. В некоторых районах Иркутской области (деревни Балаганск, Бараново и т. д.) можно встретить старью избы имевшие ранее одно-два окна, не с течением времени «осветленные» дополнительными или увеличенными оконными проёмами. В избах со «связью» и «пятисгенках» можно ветретить четыре-пять окон, но и в них проёмы очень маленькие (40Х70 сантиметров). В более новых сооружениях проёмы несколько крупнее и число их больше. Более поздние клетские постройки и избы связью имеют по торцовому фасаду три окна. Размещение окон в длинных клетях производилось с учетом освещения основных мест избы (например участок около русской печи и «красного» угла, где обычно стоял общий стол с лавками, и т. д.). Окна бокового фасада (одно и, реже, два) обычно устраивались ближе к углу дома. Вызванное в основном утилитарной необходимостью размещение окон в избе сообщает длинной клети своеобразный внешний вид. Получается более динамичная композиция бокового фасада. Окна как бы подчеркивают угол, уютно располагаясь рядом с выступающими торцами поперечной стены. Устроенный обычно с противоположной стороны вход с крытыми сенями или навесом уравновешивает всю композицию. Размещение окон в более новых пятистенных и крестовых избах, встречаемых в районах Восточной Сибири, не представляет чего-либо нового и оригинального по сравнению с размещением их в избах других районов. Касаясь вопросов декоративного оформления карнизных досок резьбой и накладной выпиловкой в Восточной Сибири, можно отметить, что здесь этот прием встречается значительно реже, чем в западных районах Сибири, где карнизная доска наличника используется как основной декоративный мотив в украшении избы. Чем ближе к европейской части России, тем чаще можно встретить явно перегруженные резьбой элементы крестьянских построек: наличники окон, ворота, фризы и карнизы. В постройках Восточной Сибири все как-то сдержаннее и проще. Только в более поздних постройках заметно стремление украсить оконные наличники не только резьбой, но и более живописным завершением верха окна. Наличники оформляются обычно накладной и глубинной резьбой, сквозной выпиловкой и аппликацией. В старых постройках при обработке окна только карнизной доской, набитой прямо на верхнюю притолоку, все внимание строителя сосредоточено на профиле доски. Как видно, понимание красоты в простоте подсказывало мастеру подобное решение. Различные выкружки, каблучки, гуськи (иногда тонкого и изящного профиля) составляли всю обработку карниза. Приходится сожалеть, что в более новых постройках эти традиции, свидетельствующие о хорошем вкусе старинных зодчих, не находят себе продолжения. В оформлении изб появляется стремление к более «красивому» «богатому декору к городским дешевым и пышным атрибутам узорчатой накладной выпиловки. В дальнейшем в оформлении окна кроме карнизной доски появляются вертикальные стойки, накладки и нижняя подоконная доска — элементы имеющие как известно не только декоративный но и конструктивный смысел. Можно встретить самые разнообразные варианты этих деталей. Разные стилевые направления городской архитектуры не могли не сказаться на общем характере и декоре сельских наличников. Но наряду с положительным влиянием городского декоративного искусства, обогатившего сельских строителей новыми формами и техническими приемами необходимо отметить и отрицательное воздействие городской архитектуры. Многие наличники, созданные по городским образцам в упрощенной интерпретации утратили свои художественные достоинства. Характерно, что в украшениях изб Восточной Сибири нет стандарта. Даже одинаковые наличники одной избы не производят впечатления слепого, механического повторения одного и того же декоративного элемента.
Почти в каждом случае есть что-то своё, какой-то чуть заметный оттенок; лишняя зарубка топором или немного асимметричный рисунок сообщают определённую индивидуальность детали. Так, иногда в одинаковых по общему типу наличниках на одной стене избы бывают различные орнаментальные мотивы например, в подшпренгельных частях или в подоконных досках строитель вводит в композицию орнамента наличника мотивы солнца с лучами наряду с геометрическими элементами — квадратиками, ромбиками угонами и т. д. Подобный смелый прием вносит некоторое разнообразие и живописность в скромные, лишенные каких-либо дополнительных украшений избы. Трепетная живая рука художника, не стремящегося слепо копировать одну и ту же удачную форму, согревала внутренней теплотой и оживляла ограниченные по своему содержанию детали. Подводя предварительные итоги на основании собранного материала, можно отмстить несколько основных групп оконных наличников, характерных по своему композиционному решению. К первой, наиболее архаичной группе могут быть отнесены оконные проемы, обработанные только карнизной доской, которая прикрывает щель, образованную притолокой и бревном сруба. Подобные окна встречаются преимущественно в старых сооружениях, построенных в XVIII или в начале XIX века. Как указывалось выше, в постройках Восточной Сибири набивная карнизная доска почти не украшается резьбой или накладной выпиловкой. Карниз в основном интересен своим профилем. В некоторых случаях верхняя притолока выпускается за пределы проема, образуя как бы карниз из сплошного бруса или доски (рис. 108, 109, 110, 112). К следующему типу могут быть отнесены наличники, выполненные обычным способом, т. е. оборудованные достаточно развитым карнизом — сандриком, шпренгельной доской, обработанные стояками — обвязкой и нижней подоконной доской, обычно являющейся конструктивным, а не декоративным элементом (иногда она украшена резьбой или выпиловкой, повторяющей мотивы верхней части) (рис. 97). Обычно все внимание строителя сосредоточено на украшении верхней части наличника, на создании интересного по своему сюжету навершья. Подкарнизная доска — «лобань» — или шпренгельная часть занимает менее значительное место в общей композиции наличника. Она обычно украшается разнообразной по технике выполнения и композиции накладной резьбой. В редких случаях встречается резьба, выполненная непосредственно на самой подкарнизной доске. Это объясняется отчасти трудностью изготовления целой подкарнизной доски с резьбой, а кроме того, тем, что близко находящийся карниз, обычно с большим свесом, бросал большую тени на верхнюю часть стены и закрывал часть наличника. Крестьяне считали, что нет нужды украшать лобань, так как резьба на ней все равно не видна. И в этом есть доля истины. Пожалуй, больше логики и декоротивного смысла имеют наличники, не измельченные в верхних частях порезкой, а обработанные простым профилем карниза дающим активный силуэт навершья. Этот тип обработки наличника носящий следы городской архитектуры имеет очень много вариаций. В наиболее старых постройках относящихся к XVIII—XIX векам общая композиция наличника обычно очень проста, лишена изысканных вычурных форм. В ней все ясно и конструктивно логично. Простои прямой карниз с легкой порезкон или тонкой профилировкой служит единственным украшением наличника. В селах Иркутской области (Усолье, Бараново, Харюзовка и др.) в наиболее старых избаx встречаются карнизы сделанные из одного массивного бруска с сочной профилировкой каблучком или гуськом, посаженным на шипы вертикальных стоек. Шпренгельная доска в них по ширине равная 1/4 – 1/5 высоты оконного проема, остаётся вовсе без украшений или обрабатывается выемочной орнаментальной резьбой на мотив «солнышка с лучами» или простым геометрическим орнаментом из ромбиков, уголков, косиц и т. д. (рис.124).
Нужно подчеркнуть, что при этом орнамент никогда не превалирует нал общей композицией, а служит дополнительный средством художественной выразительности наличника. В наиболее молодых постройках наличник, устроенный в данной схеме, уже теряет свою прежнюю красоту. Карниз в них обычно подчеркивается двумя кронштейниками-сухариками, размещенными по вертикальной оси стоек. Измельченная профилировка карниза и поддерживающих кронштейников сообщает всему наличнику легкость и некоторую кокетливость форм, что, бесспорно, не вяжется с общим лаконичным обликом всей избы. В селах Иркутской области и Красноярского края широко распространен прием орнаментации карниза глубинной, выемчатой резьбой. Способы порезки, как и сами мотивы орнаментики, многообразны. Здесь можно встретить геометрический, растительный и даже животный орнамент, чего не бывает в селах Западной Сибири.
|
|||
|