|
||||
Заключение 4 страницаКак видно, при устройстве оконных проемов в избе нужно учитывать прежде всего необходимую освещенность помещений, а также масштабную единицу сооружения, его модуль (в данном случае—бревно). Встречающиеся в Восточной Сибири шестистенные «крестовые» дома в общей массе не представляют чего-либо нового по сравнению с такими же постройками других областей Сибири. Обычно такие избы размещались в центре села, так как они чаще всего принадлежали кулацкой прослойке деревни (рис. 56, 57, 58).
Фасады шестистенок — наиболее крупных деревянных домов — украшались более пышно, чем другие сооружения, и чаще всего на городской лад. В декоре крестовых изб уже почти не встречается глубинная, или выемчатая, резьба, ее заменяет дешевая ажурная выпиловка, иногда заполняющая все пригодные для декора места. Оконные проемы в шестистенной избе делаются излишне большими и даже там, где в них нет большой надобности. Бревно уже не является основным элементом архитектурной выразительности — его зашивают тёсом. Но различные виды тесовой обшивки бревенчатых стен зачастую только уродуют сооружение. Лишь изредка художественно выполненная обшивка украшает избу. Интересен в этом отношении старый крестовый дом в селе Тигрецк Красноярского края (рис. 59). Главный фасад, выходящий на улицу, обработан накладными рейками, уложенными «в елку». Это создает статичной по своим массам постройке интересную структуру стены. Выступающие торцы поперечных стен обработаны пилястрами с такой же диагональной реечной обшивкой. простой мотив выполненный с большим мастерством и тактом, производит очень хорошее впечатление. Боковые фасады, также обшитые тесом, выполнены иначе. Верхняя часть фасада обработана широкими досками. Ниже устроен горизонтальный пояс — фриз, состоящий из мелких дощечек, поставленных вертикально в ширину пояса с обработкой швов узкой рейкой. Удачное сочетание верхних крупных элементов с измельчёнными нижними гармонирует с общей структурой плоскости стены. Интересно устроены в особом симметричном прирубе к заднему фасаду входы в сенями. Прируб, равный по ширине половине избы, поставлен симметрично главной оси постройки и подчеркивается небольшой дверью, ведущей в подклет. Дна оконца в верхней части сеней удачно закрепляют общую симметричную композицию. С двух сторон прируба, в особых навесах, уютно разместились крыльца, устроенные на пропусках семи нижних венцов сруба сеней. Одна общая двускатная крыша над сенями и крыльцами уравновешивает и стягивает композицию в одно целое. Интересная функционально оправданная и конструктивно логичная композиция пристройки завершает все оформление простой крестовой избы. Оформленный на городской лад дом всё же не производит впечатления аляповато украшенной постройки, наоборот, большое чутьё мастера и его художественный такт способствовали созданию нарядного красивого сооружения, удачно оформляющего небольшую улицу. Довольно распространенным типом крестовых изб являются постройки с «вынутым углом» (рис. 60, 61). В этом случае один угол дома, чаще дворовый, как бы вынут из объема шестистенки. План жилья принимает Г-образную форму. В вынутом углу устраивается вход в избу с развитой террасой, равной 3/4 объёма избы. Терраса, срубленная часто из длинных бревен, представляет собой монолитное сооружение. Четырехскатная кровля обычно перекрывает всю прямоугольную или квадратную в плане постройку. Терраса с крыльцом, устроенным под общей кровлей, функционально очень удобна и создает живописную пространственную композицию. В некоторых случаях крытая общей кровлей терраса получает очень большие размеры и заполняет собой всю плоскость стены, являясь как бы второй половиной крестовой избы. Жилая часть по существу остаётся пятистенной, тистенной, и тольлько нижние венцы всего сруба и верхняя часть говорят о крестовой постройке (рис. 62). Такой приём применён в доме в деревне Старая Тереть Иркутской области. В основном шестистенный дом по периметру большей стены обстроен открытой терраской, по площади равной '/з всей постройки. Обработка террасы аркадами, в свое время застекленными, создавала интересную композицию. Даже сейчас, когда в аркадах не осталось ни стёкол, ни переплётов, дом не потерял своей живописности и своеобразия.
Подводя итог обзору типов изб Восточной Сибири, можно сказать, что указанными основными схемами («клеть», «связь», «.пятистенок» и крестовая изба) исчерпываются почти все основные приемы планировки изб в данных районах. Очень редко здесь встречаются более сложные комбинированные избы, распространенные в юго-западных районах Сибири. Один или два каких-нибудь типа изб заполняют иногда все село, и только разнообразные детали (оконные наличники, крыльца, ворота) оживляют скучную, на первый взгляд, деревню. Но некоторая простота и даже примитивность объемно-пространственного решения как бы компенсируются удачными по форме и пропорциям архитектурными деталями. Зодчие хорошо чувствовали и понимали значение архитектурно-декоративных элементов в общей композиции сооружения. Обычно чем проще была изба по своему объему, тем большее внимания уделяли строители исполнению отдельных деталей дома, таких, как наличники окон, карнизы, крыльца и т. д. В выполнении этих элементов дома видна наряду с высоким профессиональным мастерством особая любовь строителей к декору. Как известно, профессиональные навыки передавались в народе из поколения в поколение. Многие сельские избы, срубленные 20—30 лет назад, при общей простой композиции отличаются художественно выполненными деталями. В новых деревянных постройках колхозных сел Сибири чувствуются бережное отношение строителей к национальным строительным традициям и умение использовать в современной практике всё то, является прогрессивным и жизненным в наше время. И теперь в Сибири встречаются дома, построенные по типу старых пятистенок и изб «связью», иногда измененные дополнительными пристройками. Удобство планировки и относительная конструктивно-строительная простота объясняют широкое распространение Они встречаются не только в европейской части СССР и Западной Сибири, но и в Восточной Сибири. Однако не следует думать, что пятистенный дом или дом «связью» и в дальнейшем будет применяться в сельском колхозном строительстве без особых изменений. Мы не должны переносить целиком в современную деревянную архитектуру старые приемы планировок и декоративные формы. Старая, выношенная веками планировочная схема может и должна быть улучшена в соответствии с современными требованиями. Колхозника уже не может целиком удовлетворять старое устройство дома — одна жилая комната-горница и кухня-изба. Осваивая наследие прошлого в области деревянной сельской архитектуры, мы должны подойти к нему критически. Не следует забывать того, что в дореволюционной деревне жилище часто строилось не по вкусам, а по средствам строителей. Некоторые крестьянские постройки дореволюционного периода отличаются примитивностью, как в планировке, так и во внешнем оформлении. В них иногда отсутствуют элементарные жизненные удобства. Внимательное и критическое освоение различных строительных приемов, бережное отношение к нуждам ипотребностям колхозников позволят создать архитектуру жилища, понятную и близкую народу. При проектировании нового колхозного жилища необходимо вносить существенные поправки в планировку дома в соответствии с новым строем колхозной жизни и требованиями социалистической культуры.
Хозяйственные постройки епременной принадлежностью населенного пункта — деревни, заимки, хутора—являются хозяйственные постройки: амбары, сараи, бани и т. д. Интересные с точки зрения общей композиции и объема с большими свесами крыш, выпусками поперечных венцов, с защитными стенками, амбары хорошо гармонируют с окружающими жилыми постройками, являясь составным элементом сельского ансамбля. Размещение хозяйственных построек на территории усадьбы бывает различным, но, как правило, один из амбаров усадьбы обращён своим торцом к улице. Безоконные торцы амбаров, часто увенчанные массивным охлупнем, придают своеобразный храктер и особый колорит всей сельской улице, резко отличающейся от улиц небольшихдеревянных городов Сибири. В архитектурно-конструктивном решении амбаров наиболее прочно сохранились древние строительные традиции русского деревянного зодчества. То, что бесследно исчезло в жилой избе в связи с частыми ремонтами и перестройками, вызванными новыми требованиями и новым хозяйственно-бытовым укладом сельской жизни, в амбарах сохранилось почти в неприкосновенном виде. И неудивительно, что во многих районах Восточной Сибири встречаются подобные маленькие постройки в возрасте, по словам старожилов, более 100 лет. О возрасте таких амбаров свидетельствует также и их конструкция, как, например, покрытие тесовой крышей по сплошному бревенчатому накату, врубленному в скаты фронтона, и обработка торцов бревен топорами без применения пилы (рис. 67). Этот архаичный прием уже давно не применяется в сельских постройках. Высокое техническое качество, обеспечивающее прочность, необходимую в связи с особым назначением постройки, интересное архитектурное оформление, внимательная обработка деталей — все это способствовало созданию очень привлекательного по своему облику сооружения. Амбары имеют различное назначение, вследствие чего в усадьбе иногда можно встретить три-четыре небольших амбара, предназначенных один — для хранения зерна, другой — для различной домашнее утвари и одежды, третий — для инвентаря и т. д. Мелкие амбары обычно размещаются по периметру всего двора, примыкая друг к другу своими торцами. Иногда амбары ставятся с небольшими отступами, и промежутки между ними покрываются крышами, образуя дополнительные защищенные помещения для хозяйственных нужд. Формы и размеры амбаров довольно различны: можно встретить самые примитивные срубики, покрытые тесом па сплошному накату, врубленному в скаты фронтона, наряду с солидными двухэтажными строениями с открытыми галереями, лестницами и другими пристройками. Такие амбары, достигающие очень больших размеров, служат местом хранения общественных продуктов и устанавливаются обычно в центре села. Простейшие амбары, состоящие из одного помещения размерами 4 X 6 метров, строят из крупных бревен, рубленых «в лапу» или с остатком, и покрывают двускатной крышей на «потоках» и «курицах» (рис. 63). Обычно это одноэтажные сооружения очень небольшой высоты. Иногда такие амбары оформляются навесами с лицевой или боковой стороны, поддерживаемыми пропусками верхних венцов бревен (рис. 67, 68). В некоторых случаях для устройства больших свесов крыши верхние венцы поперечных и продольных стен выступают от стены на 1,5—2 метра. Особая конструктивная система ступенчатых повалов и большие свесы крыши хорошо защищают постройку от действия сырости. Своеобразная конструкция выпусков-помочей устраивается настолько прочно, что не требует дополнительных опор. Подобные амбары стоят десятилетиями. При постановке амбаров торцами к улице все ряды торцовых бревен выпускаются за пределы поперечных стен, образуя концами как бы защитную стенку со стороны улицы.
При такой композиции амбара торцовые стены имеют асимметричный вид благодаря смещенным к центру выступающим круглякам одной из продольных стен. Перекрытый симметричной двускатной крышей по стенам с выпусками торец амбара, имеющий асимметричное построение, производят своеобразное впечатление. В силу того что амбар ставится обычно напротив избы и выпуски поперечных стен обращены на улицу, получается интересный динамичный фасад. Амбар как бы замыкает фронтальную часть усадьбы, состоящую из торца избы, ворот и амбара (рис. 51). Конструктивное устройство защитных стенок несложно. Выступающие концы бревен обычно не закрепляются вертикальными шипами, а своей массой образуют довольно монолитную стену, не нуждающуюся в вертикальных связях. Иногда подобные защитные стенки устраиваются с двух сторон входа, защищая его от действия непогоды. Эта конструкция, вызванная исключительно утилитарными соображениями, придает простому сооружению большую живописность и объемность (рис. 65, 66). Из крупных амбаров наибольший интерес представляют двухэтажные постройки, в некоторых случаях разделенные рублеными поперечными стенами на два или три помещения. В этих амбарах на второй этаж с галереей ведет открытая крутая лестница, начинающаяся с нижней площадки, идущей вдоль стены. Столбы, поддерживающие галерею, вмонтированы внизу в выпущенные концы бревен поперечных стен или в крупное бревно продольной стены, покоящейся на выпусках нижних поперечных бревен. Это нижнее продольное бревно, заложенное на расстоянии 1 – 1,5 метра от стены является также основанием для площадки перед входом в амбар. На галерее имеются столбы, которые служат опорой для свеса крыши. В ряде случаев поперечные стены выпускаются за пределы продольных на расстояние, необходимое для устройства площадки перед входом и балконом. Образуемые таким образом «защитные стенки» с боковых сторон амбара хорошо закрывают входы и лицевую стену от ветров и облегчают устройство крыши с большим свесом.
Галерея обычно ограждается перилами с точёными или резными балясинами, чётко вырисовывающимися на тёмном фоне заглублённой стены. (рис. 69). В некоторых случаях в двухэтажных амбарах, кроме боковых защитных стенок, образованных из выпусков поперечных стен, на втором этаже устраивается лицевая защитная стенка {рис. 70). Это сообщает некоторое своеобразие всему объёмно - пространственному решению сооружения. Вход в большие амбары устраивается в центре лицевой стены. В редких случаях он организуется в торцовой стене в особой пристройке с навесом (рис. 71, 72, 73). Этот прием, очень интересный с точки зрения общей композиции, можно было встретить в жилых постройках Западной Сибири. В Восточной же Сибири он не нашел применения в избах, так как общая планировочная схема изб там проще, чем в Западной Сибири. Устраивая двери в амбарах, строители учитывали не только функциональные особенности складских помещений, но и эстетические требования.
В некоторых амбарах дверной проем делался очень незначительным Дверь, оборудованная толстыми колодами и горизонтальной подушкой с массивным порогом казалась еще меньше своих размеров благодаря значительной высоте бревенчатой стены над нею не имеющей больше никаких дополнительных проемов и украшений. Простая, но вместе с тем мощная конструкция входа хорошо сочетается с общим лаконичным объемом всей постройки. В сибирских амбарах обычно окна не устраиваются. Освещение внутреннего помещения происходит через открытую дверь во время посещения амбара. Даже крупные двухэтажные амбары не имеют оконных проемов. Да в этом, как видно, нет нужды. Рассматривая постройки амбаров с конструктивной точки зрения, можно отметить в основном те же приемы что и в архитектуре избы Так, например в конструкции фронтона встречается тот же принцип скрепления брёвен, тот же способ устройства крыш на «потоках» и «курицах», те же виды обработки выпусков поперечных стен «повалов», то же устройство защитных стенок и т. д. Все эти конструктивные детали применённые с учетом служебного назначения сооружения создают архитектурный образ амбара Амбары, так же как и жилые дома, возводятся обычно без фундамента. В некоторых случаях под углы сруба подкладываются крупные камни или ставятся бревенчатые стулья-лапы, на которые укладываются первые венцы постройки Лапы в некоторых случаях обрабатываются декоративными вырубками соответствующими назначению стойки опоры Интересно отметить, что в Восточной Сибири (так же как и в Западной) нижние венцы срубов старинных амбаров, лежащие на валунах или стульях, не скрепляются жестко со своим основанием, а лежат свободно.
Это дает возможность в случае необходимости переносить амбар с одного места на другое Как показывает ряд примеров не только амбары, но даже крупные избы переносятся по мере надобности на новые места Передвижение зданий осуществляется при помощи бревен-катков, подкладываемых под основание сруба. Подобные случаи наблюдались в ряде сибирских деревень — Антипино, Белая Тыреть, Коробиха и др. Как видно, хороший, крупный выдержанный лес, примененный в старых избах (и в настоящее время уже не везде встречающийся), высоко ценился строителями и они предпочитали перемещение старой постройки (если быта возможность) рубке нового сооружения. Рассматривая общие композиционные приемы устройства амбаров можно сказать что в облике этих в основном мелких построек очень рельефно выявлены характерные черты русской деревянной архитектуры со всеми присущими ей особенностями.
Амбары неотделимы от архитектурного облика села. Они являются органической частью всего сельского комплекса. Своеобразной поэзией веет от целого ряда маленьких и больших амбаров завершающих своими объемами общую композицию села. В современных амбарных постройках можно отметить сохранение не толь ко прежних приемов планировки и пропорций зданий, но также и архитектурных форм и конструктивно-декоративных деталей. Но архитектура новых по своей внутренней организации колхозных сёл с новым укладом жизни постепенно перестраивается на новый лад. Особенно это заметно в устройстве общественных, колхозных амбаров, которые в ряде случаев образованы из отдельных мелких построек, объединенных в одно целое и поставленных где-нибудь за селом. Своеобразные ансамбли амбаров производят иногда очень сильное впечатление (рис 74, 75 76 77). Все эти отдельные разрозненные постройки собранные и поставленные в один ряд где либо на возвышенном месте или в низине являются интересным художественно-композиционным средством оформления всего села. Удивительно тонкое понимание местных условий (пейзажа, рельефа местности) позволяло строителю создавать гармоническое художественное целое, тесно связанное с окружающей природой и такое же простое и понятное, как и сама сибирская природа. Новые социально-бытовые условия крестьянской жизни и возросшие культурные потребности колхозника требуют соответственно и новых форм жилищного и хозяйственного строительства. На основе глубокого изучения богатейшего опыта народного зодчества, с учетом бытовых и культурных нужд советского колхозника можно решить эти большие задачи. Заключая обзор хозяйственных построек Восточной Сибири, необходимо указать на устройство водяных мельниц. Обилие рек и речушек во многих селах края вызвало к жизни большое количество маленьких водяных мельниц (так, например, в небольшом селе Старая Минуса имеется две мельницы, а в других селах и больше). Внешний облик водяных мельниц отличается большой простотой, и, если бы не наличие плотин и лотков для воды, их можно было бы принять за амбары с пристройками. В некоторых селах, как, например, в селе Старая Минуса, двухэтажное сооружение для мельничной «колесницы» и пристройка для мельницы создают впечатление монументальной постройки (рис 78). Внушительных размеров сруб, покрытый высокой двускатной крышей, с примыкающим сзади таким же простым срубом «колесницы» напоминает старинные северные остроги и поражает зрителя своей суровой лаконичной красотой.
Крыши
стройство крыш в сельских постройках Восточной Сибири представляет известный интерес. Несмотря на то, что форма и конструкции крыш в русском деревянном зодчестве достаточно хорошо разработаны, сибирские строители в своих постройках находили новые решения (рис. 79—84). В настоящее время в некоторых отдаленных районах Сибири (например, в Иркутской области) можно еще часто встретить крыши, устроенные «по старине» — на «потоках» и «курицах», с перекрытием поверху массивным охлупнем-«коньком». Обычно подобная конструкция устраивалась при двускатных крышах в избах, рубленных с фронтонами. Впоследствии, когда рубленый фронтон стал заменяться тесовой обшивкой и появились избы вообще без фронтонов, конструктивное устройство крыши становится проще. Исчезают «потоки» и «курицы», охлупень становится меньше и иногда заменяется двумя тесинами, соединенными гвоздями под углом соответственно уклону скатов крыши. Наиболее сильное впечатление производят избы с рублеными фронтонами и двускатными крышами. Конструкция архаичной кровли на «самцах», на «потоках» и «курицах», широко распространенная повсеместно, не имеет в Сибири своих специфических особенностей, если не считать своеобразных деталей. Так, даже при больших поперечных размерах избы и большой плоскости фронтона последний не закрепляется дополнительными связями под коньковым бревном и поперечными стенками, а имеет особое устройство шипов-вставок, врубленных обычно на '/з ширины в смежные бревна (рис. 92). Такое устройство фронтона (при значительной высоте) обеспечивает ему большую жесткость, прочность и предохраняет от выделения и вы падения отдельных бревен что можно наблюдать из некоторых старинных постройках с бревенчатыми фронтонами не закрепленными подобным. Иногда расположение выступающих шипов-связей придает своеобразное выражение всему фронтону. Часто они располагаются в некотором ритмическом порядке и в этом приеме можно заметить стремление использовать конструктивные вкладыши клинья как своеобразный декоративный мотив. Подобное устройство фронтонов наиболее часто встречается в селах Иркутской области расположенных по реке Ангаре и Московскому тракту. В некоторых случаях можно наблюдать устройство сплошных слег. Стена как бы продолжается до самого конька с соответствующим переломом на месте перехода ее во фронтон (рис 67, 84). Сплошной слеговый насгил создает своеобразное впечатление подчеркивается неразрывность стены и крыши. В некоторых случаях сплошной настил слег кроется сначала берестой или дубовой корой а затем — тёсом.
Излишняя трудоемкость строительного процесса и большой расход строительных материалов не смущали сибирских зодчих. Подобные постройки прекрасно сохранились и стоят многие десятилетия без ремонта. Устройство монолитной кровли со сплошным настилом было распространено в районах богатых лесом и в бассейнах рек Ангары и Енисея. Иногда в пятистенных избах и в длинных избах «связью», кроме наружных фронтонов, на продолжении всех поперечных стен устраиваются еще и внутренние фронтоны. Обычно при такой конструкции крыши промежуточные слеги делаются редко и имеют крупные размеры, иногда равные размерам бревен в срубе. Подобные кровли отличаются большой прочностью и долговечностью. Строители считали более целесообразным сразу создавать надежную конструкцию, даже с некоторым перерасходом строительного материала, чтобы в дальнейшем избежать частых ремонтов. В Восточной Сибири можно и сейчас встретить избы, построенные более сотни лет назад, где конструктивно несложная крыша ни разу не ремонтировалась. Исследование старинных изб и хозяйственных построек показывает, что применяя простую конструкцию кровли сибиряки - строители обычно не прибегали к обшивке тёсом конструктивных элементов, таких, как торцы слег, углы здании и т.д. Это является отличительной чертой сельских построек в Восточной Сибири. Как видно, прежние строители больше всего ценили красоту бревенчатой деревянной постройки. И действительно, бревенчатые сооружения, не обработанные досками с фасада даже в тех местах, где это казалось конструктивно возможным, были более законченными, цельными. Различные внешне нарядные «разделки» фасадов досками, иногда с пышной, накладной выпиловкой, появились в более новых постройках. Они были чужды общему характеру бревенчатого рубленого сооружения, и сибирские зодчие это прекрасно понимали. Они не стремились к дешевым приемам украшения своих сооружений — к пустому украшательству. Некоторые архитектурно - конструктивные детали крыш свидетельствуют об умении строителей украсить постройку именно такими элементами, которые органически свойственны конструктивной основе деревенской избы. Так, строя крыши на «потоках и «курицах», зодчие в ряде случаев внимательно подходили к устройству «курицы (конструктивный элемент кровли, несущий застрехи — бревна с желобами, введенные в систему крыши для упора тесин кровли), трактуя ее не только как конструктивный, но и как декоративный элемент. Очень живописное зрелище представляют «курицы» на крышах некоторых старых изб в селах Иркутской области: Балаганск, Бараново и др. Сильно выступающие «кокоры», как их называют в Сибири, имеют вид головы какой-то фантастической птицы. Причудливый силуэт этой детали особенно выделяется на светлом фоне догорающей зари, когда очертания постройки теряют уже четкие контуры. Крестьянская поговорка, гласящая, что «курица и конь (конёк-охлупень) на крыше — в избе тише», свидетельствует о том, что введение данных декоративных деталей в конструкцию крыши не является случайным, очевидно, они были введены строителями сознательно и имели, прежде всего конструктивный смысл. Как видно из ряда примеров, строители придавали большое значение силуэту крыши и максимально использовали конструктивные элементы для большей выразительности сооружения.
Особенно интересны коньки–охлупни изб и хозяйственных построек. Эта конструктивная деталь, предназначенная для закрепления тесин кровли и завершения всей деревянной крыши, устроенной на «потоках» и «курицах», прекрасно использована строителями как сильное декоративное средство (рис 93) Конек - охлупень сделанный обычно из толстою бревна, выдолбленного снизу, закрывает щель, образованную примыканием тесин к стенке кровли, и своей тяжестью прижимает всю несложную конструкцию крыши, сообщая ей необходимую прочность. Когда под руками не было крупных брёвен, охлупень выполняли из мелкого бревна: его соединяли с князевой слегой при помощи пропущенных в гнезда деревянных стержней, которые обычно оставляли сверху охлупня сантиметров на 15—20. Таким образом, по гребню охлупня шёл ряд колышков, разнообразящих общий силуэт завершения крыши. Иногда охлупень, или, как его называют в Сибири, «конек», являйся одновременно и князевой слегой, неся двойную конструктивную функцию.
|
||||
|