|
|||
Теория подсознания З. Фрейда⇐ ПредыдущаяСтр 378 из 378 Теория подсознания З. Фрейда Если человек переживает тяжелую психотравмирующую ситуацию и не справляется с ней, то любое воспоминание о такой ситуации становится для него невыносимым. В таком случае наступает вытеснение — вся информация, прямо или косвенно связанная с данной ситуацией, «вытесняется» в подсознание. Это означает, что она сохраняется, но сознание теряет к ней доступ. Очевидно, что в основе этого лежит уже известное нам явление: забывание — это не стирание временных связей, а их активное затормаживание. Любая попытка извлечь содержимое подсознания в сознание наталкивается на подсознательное сопротивление; самый простой вариант — «случайное», как кажется самому человеку, забывание. Если в таком случае действуют раздражители, условнорефлекторно связанные с психотравмирующей ситуацией, то они, наталкиваясь на сопротивление, не могут вызвать воспоминание о ней; вместо этого они вызывают замещение,прорываясь в сознание в виде искаженных, неузнаваемых заместителей.Некоторые из таких заместителей носят характер симптомовзаболевания, нередко ограждающих больного от повторения тяжелой ситуации, но превращающих, по словам Фрейда, «кратковременный конфликт в бесконечное страдание». Например, у летчика, чудом уцелевшего в экстремальной ситуации, может развиться псевдопаралич, ограждающий его от дальнейших полетов (хотя при этом он искренне хочет избавиться от «болезни» и продолжать летать!). Другим примером может быть раздвоение личности у высоко морального человека, ведущего непримиримую и неравную борьбу со своими, как ему кажется, тяжелыми пороками. Рано или поздно борьба становится невыносимой и психика «расщепляется»: человек ведет себя то как хороший Иванов, то как плохой Петров, причем Иванов и Петров могут знать о существовании друг друга, но никогда не встречаются. Методом устранения таких расстройств является психоанализ. Он сводится к следующему: ¾ между психотерапевтом и больным должен установиться психотерапевтический союз(рапорт). При этом больной переносит на врача чувства, испытываемые им по отношению к могущественному покровителю — отцу; это явление перенесения; ¾ после установления психотерапевтического союза больному предоставляется возможность свободно излагать свои мысли, при этом психотерапевт обращает особое внимание на заместители — оговорки, забывания, сновидения, проявления сопротивления (когда больной говорит: «Впрочем, это неважно, не имеет значения» — именно эту тему надо осторожно развивать); ¾ направляя разговор именно на темы, связанные с заместителями, психотерапевт постепенно приводит больного к воспоминанию о психотравмирующей ситуации; больной переживает ее вновь, но уже в присутствии покровителя (психотерапевта) и в результате справляется с ней. При этом необходимость в вытеснении и сопротивлении отпадает, симптомы прекращаются, наступает выздоровление. Почему же одни люди справляются с тяжелыми психотравмирующими ситуациями, а у других возникает психическое расстройство? Ответ на этот вопрос Фрейд предлагает искать в истоках формирования личности, то есть в раннем детстве. По его мнению, предрасположенность к непереносимости психотравмирующих ситуаций обусловлена нарушением нормального формирования главной (по Фрейду) мотивации человека — полового влечения, или либидо.Это могут быть системы запретов, прямое сексуальное насилие над ребенком, случайное наблюдение за половым актом у родителей и пр. В дальнейшем представление о либидо как главном двигателе поступков человека Фрейд распространил не только на психические расстройства, но и на все проявления психики человека и на жизнь человеческого общества вообще. Человеческое «Я»(Эго) служит ареной постоянной борьбы между «Оно»(Ид), то есть инстинктами, прежде всего половым, и «Сверх-Я»(Супер-Эго) — социальными установками и моральными запретами. Творчество, например, представляет собой сублимацию — выход вытесненного либидо в виде заместителей (произведений искусства). В позднем своем периоде Фрейд выдвинул еще один «основной инстинкт» — стремление к смерти, или мортидо. По его мнению, глубинные двигатели существования живого, делающие возможной саму жизнь, это инстинкт самосохранения, либидо и мортидо: подсознательное стремление к смерти как способу уступить место смене поколений. Тем не менее из всех этих инстинктов либидо остается самым могущественным, направляющим поступки человека и движения общественных масс. Именно эта пансексуальность — представление о половом чувстве как главном двигателе личной и общественной жизни — является самым спорным и слабым звеном в теории Фрейда. Уже его ближайшие ученики отказались от этой идеи, выдвинув и иные мотивы поступков человека, например, жажду власти или неосознаваемые общественные установки («коллективное бессознательное»); далее стала ясна роль стремления к любви и уважению, самореализации и пр. Сегодня лишь немногие исследователи видят все беды человека и человечества в неудовлетворенном половом инстинкте, а в каждом образе сновидения — символ гениталий или полового акта. Психологи все чаще признают, что круг мотиваций человека не исчерпывается инстинктом самосохранения, либидо и мортидо. Становится все очевиднее, что каждый человек, осознанно или неосознанно, охотно или неохотно, но все же чувствует, что ему, в отличие от кролика, все-таки явно недостаточно питаться, размножаться и умирать.
|
|||
|