|
|||
Исполнительные функцииИсполнительные функции Исполнительные функции отвечают за контроль со стороны сознания над исполнением физических и умственных действий, то есть за управление поведением и мышлением. Продолжим аналогию с компьютером, развитую в разд. «Память». В оперативной памяти компьютера постоянно содержится главная программа, управляющая всей его работой, это операционная система (например, Windows). Когда требуется выполнить какие-то прикладные программы, операционная система извлекает их в операционную память из постоянной («загружает»), по окончании работы этих программ тут же удаляет их из операционной памяти. В мозге такой «суперпрограммой», «операционной системой» является сознание — оно присутствует постоянно (разумеется, в бодрствующем состоянии, когда «компьютер включен»), а другие программы вызываются им по мере необходимости, обеспечивая то или иное поведение или то или иное течение мысли. Функции, с помощью которых сознание управляет поведением и мышлением, называются исполнительными функциями. Рассмотрим важнейшие из этих функций. · Формирование рабочей памяти.Что бы мы ни делали, о чем бы ни думали, мы постоянно держим что-то «в уме». Этим «что-то» является информация о ближайших и отдаленных целях, средствах их достижения, ожидаемых и уже полученных результатах, ведущей мотивации, окружающей обстановке. Вся эта информация составляет рабочую память.Рабочая память постоянно обновляется в зависимости от полученных результатов, изменений обстановки и пр., точно так же, как в операционную память компьютера из постоянной памяти постоянно «подсасываются» новые необходимые данные, а ненужные данные удаляются. Понятно, что рабочая память — это информация, хранимая в кратковременной памяти. · Концентрация внимания.В мозг постоянно поступает колоссальный поток информации, возникают новые потребности, но для выполнения текущей задачи мы должны быть сосредоточены именно на ней. · Формирование стратегии поведения. Эта функция включает: ¾ выбор поведенияв соответствии с ведущей мотивацией; ¾ планирование поведения,то есть последовательности действий и ожидаемых результатов; ¾ гибкое изменение поведенияв соответствии с окружающей обстановкой и получаемыми результатами. Отделом мозга, отвечающим за исполнительные функции, служит префронтальная кора(передняя часть лобных долей). Важно подчеркнуть, что этот отдел отвечает за управление поведением со стороны сознания, но не за само сознание — можно сказать, что префронтальная кора — это рычаги управления в руках сознания. Действительно, при поражениях префронтальной коры сознание сохраняется, но резко нарушается способность планировать и осуществлять сложное поведение. Исходя из сказанного, можно понять симптомы поражения префронтальной коры. Сознание при таких поражениях полностью сохраняется, более того, даже при обширном повреждении префронтальной коры поведение на первый взгляд кажется на удивление нормальным. Однако при дальнейшем наблюдении за больным и специальном исследовании выявляются множество нарушений, составляющих так называемый лобный синдром: ¾ невозможность осуществления сложного поведения или решения сложных задач,требующих последовательности действий с удержанием промежуточных результатов в рабочей памяти. Больной не способен решить задачу про волка, козла и капусту: он может и сообразить, что первой надо перевезти козу, но, думая о дальнейших действиях, забывает, что коза уже перевезена. Это дефект формирования рабочей памяти; ¾ невозможность сосредоточения.Больные отвлекаются на любой посторонний раздражитель, не способны удерживать ход мысли. Это дефект концентрации внимания; ¾ импульсивность.Больной реагирует непосредственно на любой значимый раздражитель, без учета иных мотиваций, прежде всего — социальных, составляющих систему его ценностей. Например, будучи раздраженным, он легко дает волю рукам, даже если это явно осложнит его дальнейшее существование. Это нарушение формирования стратегии поведения, а именно его выбора; ¾ отсутствие моральных принципов, асоциальное поведение, в частности неряшливость, неопрятность, грубость. Это также нарушение выбора поведения; ¾ персеверации — упорное повторение одного и того же действия, даже когда обстановка или задача изменились, отсутствие гибкости мышления. Например, в ответ при включении лампочки человек должен нажимать на правую кнопку мыши, затем задание меняют — надо нажимать уже на левую кнопку; больной с поражением лобных долей будет продолжать нажимать на правую кнопку. Это дефект формирования стратегии поведения, а именно его гибкого изменения.
|
|||
|