Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Опе­рант­ное нау­че­ние. Ме­тод проб и оши­бок. Со­ци­аль­ное нау­че­ние



Опе­рант­ное нау­че­ние

Это фор­ми­ро­ва­ние опе­рант­ных(ин­ст­ру­мен­таль­ных) ус­лов­ных реф­лек­сов — ак­тив­ных дей­ст­вий (опе­ра­ций), на­прав­лен­ных на дос­ти­же­ние це­ли. Два ос­нов­ных ви­да та­ко­го нау­че­ния — это ме­тод проб и оши­боки со­ци­аль­ное нау­че­ние.

Ме­тод проб и оши­бок

Этот спо­соб нау­че­ния за­клю­ча­ет­ся в том, что жи­вое су­ще­ст­во при воз­ник­но­ве­нии по­треб­но­сти про­из­во­дит мно­же­ст­во раз­ных дей­ст­вий (проб); боль­шин­ст­во из них ока­зы­ва­ют­ся бес­по­лез­ны­ми (ошиб­ки), но не­ко­то­рые при­во­дят к дос­ти­же­нию це­ли, и то­гда они за­кре­п­ля­ют­ся в ви­де опе­рант­ных ус­лов­ных реф­лек­сов. На­при­мер, у го­лу­бя в клет­ке име­ет­ся кру­жок, удар по ко­то­ро­му при­во­дит к по­яв­ле­нию кор­муш­ки с зер­ном. Го­лод­ный го­лубь ак­тив­но хо­дит по клет­ке, клю­ет раз­ные объ­ек­ты и при слу­чай­ном по­па­да­нии клю­вом в кру­жок по­лу­ча­ет пи­щу. Че­рез не­ко­то­рое ко­ли­че­ст­во по­вто­ров го­лубь для по­лу­че­ния пи­щи бу­дет уже на­прав­лен­но бить кру­жок клю­вом.

Вы­ра­бот­ку опе­рант­ных ус­лов­ных реф­лек­сов мож­но на­прав­лять, под­кре­п­ляя ка­кие-то про­ме­жу­точ­ные эта­пы, нуж­ные для дос­ти­же­ния це­ли (на­при­мер, вы­ло­жить для го­лу­бя до­рож­ку из зер­ны­шек по на­прав­ле­нию к круж­ку и при­кле­ить к круж­ку еще од­но зер­ныш­ко). Этот ме­тод обу­че­ния на­зы­ва­ет­ся ме­то­дом фор­ми­ро­ва­ния ре­ак­ций, он ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся при дрес­си­ров­ке, час­тич­но — при вос­пи­та­нии де­тей и в раз­ных ви­дах пси­хо­те­ра­пии. В из­вест­ной сте­пе­ни он ис­поль­зу­ет­ся жи­вот­ны­ми при вос­пи­та­нии мо­ло­дых осо­бей — на­при­мер, ко­гда кош­ка вос­пи­ты­ва­ет ко­тят.

Со­ци­аль­ное нау­че­ние

Оче­вид­но, что в ес­те­ст­вен­ной сре­де ни ме­тод проб и оши­бок, ни ме­тод фор­ми­ро­ва­ния ре­ак­ций са­ми по се­бе не мо­гут обес­пе­чить адап­та­ции и вы­жи­ва­ния жи­вот­но­го. Лю­бая ошиб­ка мо­жет ока­зать­ся по­след­ней: за­яц не мо­жет оши­бить­ся в сво­ем по­ве­де­нии при ви­де вол­ка. На­став­ни­ка же, фор­ми­рую­ще­го ре­ак­ции, то­же нет; ис­клю­че­ние со­став­ля­ет обу­че­ние де­те­ны­шей ро­ди­те­ля­ми, но этот спо­соб дос­та­точ­но ог­ра­ни­чен. В свя­зи с этим воз­ник­ло со­ци­аль­ное нау­че­ние, или нау­че­ние пу­тем на­блю­де­ния.Суть его сво­дит­ся к то­му, что мо­ло­дая особь учит­ся не на сво­их, а на чу­жих ошиб­ках: ко­пи­руя по­ве­де­ние взрос­лых осо­бей, она пе­ре­ни­ма­ет опыт по­ко­ле­ний. Эта фор­ма нау­че­ния вклю­ча­ет два ви­да: про­стое под­ра­жа­ние и ви­кар­ное нау­че­ние.

· Про­стое под­ра­жа­ние— это сле­пое ко­пи­ро­ва­ние дей­ст­вий взрос­лых осо­бей, без по­ни­ма­ния его по­след­ст­вий. Всем из­вест­но, как де­ти под­ра­жа­ют ро­ди­те­лям, ав­то­ма­ти­че­ски ус­ваи­вая тем са­мым бу­ду­щие взрос­лые фор­мы по­ве­де­ния. Про­стое под­ра­жа­ние ха­рак­тер­но для са­мых мо­ло­дых осо­бей — ма­лень­ких де­тей и де­те­ны­шей жи­вот­ных.

· Ви­кар­ное нау­че­ние— это под­ра­жа­ние ус­пеш­ной мо­де­ли с по­ни­ма­ни­ем по­след­ст­вий. Так кто-то под­ра­жа­ет лю­би­мым ге­ро­ям книг или филь­мов, кто-то — ли­де­ру клас­са, кто-то — из­вест­ным спорт­сме­нам, ак­те­рам и пр. Это нау­че­ние ха­рак­тер­но для бо­лее взрос­лых осо­бей — под­ро­ст­ков и мо­ло­дых жи­вот­ных; ино­гда у че­ло­ве­ка оно со­хра­ня­ет­ся на всю жизнь, фак­ти­че­ски за­ме­няя са­мо­стоя­тель­ное раз­ви­тие и по­ве­де­ние.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.