|
|||
Запоминание и хранениеЗапоминание и хранение В зависимости не только от сроков, но и от механизмов хранения, различают два основных вида памяти: ¾ кратковременную память; ¾ долговременную память. Представим себе, что ребенок заучивает название предмета (например, стола). При этом у него в коре формируются два возбужденных очага: в области зрительной коры, куда проецируется образ стола, и в области слуховой коры, воспринимающей звукосочетание «стол». В этом случае начинают действовать две важнейшие физиологические закономерности. · Между двумя возбужденными очагами начинает циркулировать по кругу возбуждение. Эта циркуляция возбуждениямежду двумя отделами коры головного мозга обусловливает кратковременную память, длящуюся не более 2 мин. · Если возбуждение длительно циркулирует по какому-то нервному пути, то в нейронах этого пути происходят структурные изменения, вследствие которых прохождение импульсов по данному пути облегчается; в результате, когда ребенок услышит звукосочетание «стол», возбуждение поступит в соответствующую зрительную зону и у него возникнет зрительный образ стола (и наоборот, вид стола вызовет ассоциацию со словом «стол»). Структурные изменения в нервных путях обусловливают долговременную память, способную сохраняться всю жизнь. Структурные изменения, лежащие в основе долговременной памяти, изучены недостаточно; к ним относятся изменения как в пресинаптических окончаниях, так и в постсинаптических структурах. Однако очевидно следующее: ¾ эти изменения приводят к облегчению синаптического проведения; ¾ они обусловлены изменениями на генном уровне, поскольку могут сохраняться всю жизнь. Запоминание, то есть переход из кратковременной памяти в долговременную, в основном активно; оно требует: ¾ активации мозга — то есть, сознательного состояния; ¾ мотивации — мы запоминаем то, что для нас значимо; ¾ концентрации внимания1. 1 Существует и запоминание на подсознательном уровне, однако оно, видимо, играет меньшую роль, по крайней мере в жизни человека. Иными словами, в приведенном выше примере с запоминанием названия предмета (стола) связь между образом стола и звукосочетанием «стол» будет образовываться только в том случае, если: 1) ребенок бодрствует; 2) ему хочется запомнить новое слово (сильнейшая мотивация детей — это любопытство и желание все знать); 3) он сосредоточен на запоминании слова «стол». При запоминании словесной информации у взрослого важную роль играет еще один фактор, а именно распознавание смыслазапоминаемого. Наша словесная память устроена по смысловому принципу: пересказывая книгу, мы воспроизводим не ее текст, а ее смысл. Разные виды информации запоминаются и хранятся по-разному. Существуют разные классификации видов памяти в зависимости от характера информации. Можно выделить, например: ¾ моторнуюпамять (запоминание двигательных навыков); ¾ словесную(вербальную) память; ¾ образнуюпамять (запоминание лиц, мелодий и т. п.); ¾ эмоциональнуюпамять (запоминание значимости раздражителей, то есть эмоций, которые они вызывали). Выше мы уже видели, что некоторые структуры мозга отвечают за запоминание определенных видов информации. Например, гиппокамп играет важную роль в словесной и образной, но не моторной памяти; миндалевидное тело участвует в запоминании и хранении значимости раздражителей. Наконец, не следует забывать о том что, помимо коры больших полушарий, имеется и кора мозжечка, также способная к запоминанию; здесь хранится информация о том, как сделать наши движения более точными и совершенными.
|
|||
|