|
|||
Когнитивное научениеКогнитивное научение Это самая сложная и самая совершенная форма научения. Фактически она заключается в том, что, вместо того чтобы совершать пробы и ошибки в реальной жизни, живое существо сначала «проигрывает» их на умственной модели действительности, а затем уже переносит результаты удачных проб на действительность реальную. Представим себе лабиринт, ведущий к кормушке; этот лабиринт сначала раздваивается на левое и правое ответвления, а затем оба ответвления сходятся. Если крысу приучить бежать к кормушке по левому ответвлению а затем его перекрыть, то крыса, наткнувшись на перегородку, внезапно поворачивает и бежит по правому ответвлению, без предварительных проб и ошибок. Иными словами, в процессе обучения у нее в мозге под действием потока осознаваемых и неосознаваемых раздражителей формируется «карта местности» — так называемая когнитивная карта. В широком смысле слова под когнитивной картой можно понимать не только чисто топографическую схему местности, но любую модель действительности,над которой совершаются умственные действия. Классический пример — обезьяна, у которой в клетке лежат узкая и широкая метровые трубки, а на отдалении полутора метров от клетки лежит банан; обезьяна безуспешно пытается достать его сначала рукой, потом отдельными трубками, затем на какое-то время замирает («задумывается») и вдруг неожиданно вставляет одну трубку в другую и достает банан — причем ранее она этого никогда не делала. Ясно, что при этом обезьяна сначала произвела эту манипуляцию «в уме». У человека когнитивное научение достигло высшего уровня развития, превратившись в научение путем рассуждений. Если животное совершает умственные действия над моделью действительности, то человек — над ее словесным описанием, «моделью модели». При этом он оперирует абстрактными понятиями, отвлеченными от конкретных предметов и обобщающими свойства объектов и закономерности явлений окружающего мира. Если обезьяна в приведенном выше примере сначала делала несколько проб и ошибок (пыталась достать банан рукой, потом отдельными трубками, затем на модели действительности «увидела умственным взором», как одна трубка входит в другую), то человек оперирует понятиями «длинное и короткое», «широкое и узкое», и решает эту задачу по другому. Он рассуждает: «И моя рука, и обе трубки слишком короткие, поэтому я не могу достать ими предмет, но узкая трубка может войти в широкую, и тогда я получу достаточно длинную трубку». Поэтому он не только решает данную задачу быстрее, но может справляться и с другими, гораздо более сложными задачами, например проектировать сложные механизмы. Носителем абстрактных понятий являются слова, а средством рассуждений — речь(в том числе внутренняя). Очевидно, что любые формы научения неразрывно связаны с памятью: научиться — значит, запомнить.
|
|||
|