Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВЫПУСК 12



ВЫПУСК 12

В двенадцатом выпуске даётся обоснование возможности преодоления противоречий капитализма, если трудящиеся возьмут инициативу в свои руки.

Дорогие товарищи! Предлагаем вашему вниманию 12-й выпуск из цикла «политэкономия как точная наука». С этого выпуска мы с вами начинаем новый этап изучения политэкономии.

Для чего мы это делаем? Любую науку мы изучаем не для того, чтобы блистать эрудицией… К изучению науки нас подводит действительная жизнь, задавая нам казалось бы не разрешимые задачи. Неразрешимые без науки.

Рано или поздно потребностям практики становится тесно в существующих пределах и эти пределы преодолеваются. Делаются открытия, создаются изобретения, происходят преобразования общества. Разрешаются накопившиеся в обществе противоречия, происходит его развитие.

Именно этой благородной цели служит любая наука. Как мы уже заметили, физика научила нас перемещаться со скоростью звука, а информацию передавать со скоростью света. Химия позволила исцелять от некоторых ранее неизлечимых болезней. Политэкономия освещает пути переустройства общества. Позволяет разрешить противоречия, которых накопилось предостаточно при капитализме. Мы их обозначили ещё в первой беседе и 11 бесед разбирались в них. Мы старались познать существующий мир… Теперь надо постараться постичь пути преобразования мира.

Сам капитализм, конечно, свои противоречия разрешает. Мы видели это. Беседы начиная с 5-й были посвящены в основном вопросу о том, как он это делает. Делает это по-своему успешно, развивая сферу общественно-бесполезных «услуг», раздувая финансовые пузыри и развязывая войны.

Что значит «успешно» Критерий успеха для капитализма один – он продолжает «здравствовать». Капиталисты продолжают получать прибыль. А прибыль, смею напомнить, это доход с капитала, то есть, нетрудовой доход, который, как мы знаем, есть превращённая форма прибавочной стоимости, производимой трудом пролетариев.

В современном капиталистическом обществе устанавливается динамическое равновесие между общественно полезным и общественно бесполезным трудом. Законы рынка диктуют капиталистам распределять свои капиталы между этими, с позволения сказать, секторами экономики в том соотношении, которое наиболее выгодно именно капиталистам.

Если в капиталистическом обществе будет слишком много полезного труда – блага станут бесплатными и общедоступными, чего, как вы понимаете, капиталистам допускать никак нельзя. Если будет слишком много бесполезного труда – просто нечего будет продавать, не с чего иметь прибыль.

Понятно, что если общественно бесполезный труд сам по себе, общественно полезный сам по себе, то первый существовать не может. Тот и другой в капиталистическом обществе сопряжены. Для того, чтобы трудящийся смог воспользоваться продуктом общественно полезного труда строителей и инженеров, овещнённом в виде квартиры, он вынужден воспользоваться общественно бесполезным трудом сотрудников кредитных учреждений. И капиталист, как мы знаем из 5-й беседы для того, чтобы жильё не стало слишком дешёвым, вполне может перевести свои капиталы из сферы строительства жилья в создание банка по ипотечному кредитованию граждан.

Если услуги ипотечного кредитования навязываются в основном пролетариям (капиталисты по понятным причинам в них не нуждаются), другие услуги капиталисты навязывают друг другу. Среди них рекламные, охранные, юридические и многие другие услуги.

Буржуазное государство помимо того, что выступает гарантом защиты свобод частной собственности, торговли и предпринимательства, обеспечивая капиталистам свободу протекания описанных выше процессов, буржуазное государство кроме этого и непосредственно обеспечивает сопряжение полезного и бесполезного труда посредством своих юридически-бюрократических процедур, примеры чему каждый, наверняка сможет привести лично.

А теперь представим на минуту невероятную ситуацию, когда капиталисты перестали развивать общественно бесполезный сектор экономики, надувать финансовые пузыри и развязывать войны, а все имеющиеся у них капиталы полностью пустили на производство полезных благ, материальных и духовных, включая науку, культуру, образование и здравоохранение.

Что будет с ситуацией на рынке? Если все производят нечто полезное, предложение полезных благ повысится. Что при этом станет с ценами? Если не уничтожать так сказать «излишки», цены придётся снижать. Это вполне очевидно; график зависимости цены от предложения, а значит, и график
обратной функции зависимости предложения от цены будет убывающим.


Заметим, что нас ещё со школы учат, что так выглядит кривая спроса, а кривая предложения выглядит так:

При этом под «спросом» нам предлагается понимать желание и возможность купить данный товар в данное время в данном месте. Под «предложением» нам предлагают понимать только желание продать данный товар в данное время в данном месте. Впрочем, википедия предлагает следующий словесный кунштюк: «Предложение — возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам» Так вот, если говорить не только о чьих-то желаниях, а о действительном положении вещей, следовало бы подобно платёжеспособному спросу, говорить о реализуемом предложениии, о желании и возможности продать данный товар в данное время вданном месте. А это значит, что данный товар в данное время в данном месте купили, и кривые реализуемого предложения и платёжеспособного спроса совпадают.

И хотя это вполне очевидно для непредвзятого взгляда, утверждение о прямой зависимости между ценой и предложением освящено буржуазной экономической наукой подобно тому, как система Птолемея была освящена церковью, а учение Коперника считалось ересью.

Почему? Известно, что буржуазная экономическая наука, во всяком случае, официально, не признаёт закон стоимости. Безусловно, признать, что источником богатства является человеческий труд, означало бы поколебать самые основания священных прав богатых тунеядцев. А закон спроса и предложения в официальной формулировке - это попытка без закона стоимости, исходя из чьих-то субъективных желаний, объяснить объективный механизм образования рыночных цен.

Давайте подробнее проанализируем динамику цен при повышении объёма продаж некоторого товара.

Итак, по оси абсцисс у нас цены, по оси ординат объём продаж (это то же, что реализуемое предложение и то же, что платёжеспособный спрос).

Пусть у нас вначале объём продаж был У1, цена при этом была Х1. Пусть капиталист повысил предложение вдвое (У2). Цена при этом уменьшилась, но не вдвое (Х2). Если при этом Х2У2 больше, чем Х1У1, это значит, что у капиталиста выросла прибыль и капиталист этому, безусловно, рад. Пусть теперь капиталист решил ещё вдвое увеличить объём продаж (У3) Цена опять снизилась, уже в бОльшей пропорции. Наступает тот момент, когда произведение ХУ при дальнейшем росте предложения будет снижаться:


Когда наступает этот момент, для того, чтобы продать товар, нужно снизить цены в бОльшей пропорции, чем увеличивается объём продаж (в натуральных показателях), то есть, при дальнейшем повышении объёма продаж прибыль будет снижаться. Тогда капиталисту выгоднее излишки продукции уничтожить, а рабочих уволить. Рабочие рискуют умереть голодной смертью оттого, что произвели слишком много продуктов. Мы знаем из 7-й беседы, что это классический кризис производства. И мы знаем, что капитализм научился с этим бороться, заблаговременно переводя капиталы в общественно бесполезный сектор экономики.

Но продолжим невероятный мысленный эксперимент. Капиталисты предлагают всё больше полезных благ, несмотря на снижение прибылей. Точка на нашем графике будет всё больше сдвигаться вверх (что означает повышение потребления благ), одновременно сдвигаясь влево (что означает снижение цен).

Что будет с потреблением, если цены снизятся до нуля? Если хлеб станет бесплатным, не будут бесконечно есть хлеба. Иными словами, при стремлении цены к нулю спрос не стремится к бесконечности.

Наша кривая платёжеспособного спроса (и, как мы выяснили, реализуемого предложения) – это не гипербола, хотя рисуют кривую спроса обычно очень похожей на гиперболу. Для гиперболы, как известно из математики, произведение ХУ = величина постоянная, в нашем случае это означало бы, что капиталисту неважно, продать один товар или миллион – выручка была бы одинакова. В действительности кривые спроса эмпирические, притом разные для разных товаров. Но общее свойство этих кривых, что при низких ценах они имеют менее крутой наклон, чем гипербола и доходят до оси ординат. Это соответствует случаю, когда платёжеспособный спрос выродился в возможность получить продукт
бесплатно в количестве, полностью удовлетворяющем потребность в нём. И количество это, повторюсь, не бесконечно:

Однако в действительности левая часть кривых не реализуется. Эти кривые являются предметом анализа маркетологов при фирмах, в чью обязанность входит недопущение снижения прибылей. Эта непростая задача по анализу спроса и влиянию на него требует больших усилий и денег.

 А вот потребности, хотя и зависят, как и спрос, от многих объективных факторов, например, сезона, но не зависят от цены, поэтому анализ объективных потребностей проще, чем анализ спроса, только господам капиталистам до объективных потребностей трудящихся дела нет.

Подчеркну, что потребности никто не определяет, их определяют обстоятельства, а люди способны их проанализировать, научно обосновать, а а также изменить, изменив обстоятельства. У босого неграмотного мужика нет потребности ходить в театр, но с повышением уровня жизни культурные потребности становятся всё более значимыми.

Когда естественные потребности в полноценном разнообразном питании, достойной крышей над головой, качественной медицинской помощи полностью удовлетворены, возникают проблемы организации культурного досуга, образования и всестороннего развития. Здоровому человеку, не забитому жизнью, свойственно искать и творить. Общество, избавленное от страха перед завтрашним днём способно ставить и решать задачи, о которых сегодня боязно даже мечтать.

Но при капитализме это невозможно. В начале развития капитализма производительность труда ещё не могла полностью удовлетворить насущные потребности каждого и капиталисты согласно закону стоимости перераспределяли свои капиталы из одной полезной отрасли производства в другую. Капитализм был ещё прогрессивен.

С первым кризисом перепроизводства началась эпоха, когда капитализм стал регрессивным, реакционным. Главной заботой капиталистов стало решение вопроса «куда инвестировать деньги» для извлечения прибылей при наличии огромных масс людей, нуждающихся в самом необходимом.

В нашем мысленном эксперименте капиталисты не приняли соответствующих мер и полезных благ оказалось произведено столько, что полностью их реализовать можно только бесплатно. В этой ситуации не только капиталисты не получат никакой прибыли, но и их работники не получат никакой зарплаты. Но если блага бесплатны, те, кто их создаёт своим трудом, лишившись зарплаты, лишились бы всякой нужды.

А вот капиталист перестал бы быть капиталистом, лишился бы привилегированного положения в обществе, исключительного права распоряжаться чужим трудом, права (за счёт так сказать, «разности потенциалов» в денежном выражении) заставлять других делать, что иначе они никогда бы не стали делать.

Надо заметить, что господа права человека понимают по-своему. По советским понятиям права человека – это права, присущие любому человеку вообще, а не определённым категориям граждан (как, например, водительские права). Среди прав человека, например, было право на медицинскую помощь. Это означает, что достаточно быть человеком (а не представителем какого-то иного биологического вида), чтобы при необходимости воспользоваться этим правом. Для этого не нужно было никаких бумаг, подтверждающих наличия этого права (например, советского паспорта, медицинского полиса или денежных знаков).

В капиталистическом обществе то же право на медицинскую помощь – это не право человека, а право отдельных лиц. И уж тем более, как бы это юридически не обставлялось, правом отдельных лиц является право частной собственности. Кто-нибудь из вас воспользовался этим правом? Я смею напомнить, что политэкономическая категория частной собственности применима не к предметам личного пользования, а к тому, что составляет капитал, средства производства и извлечения прибыли – фабрики, заводы, пароходы, банки.

И пока капиталисты владеют капиталами, они будут распоряжаться ими так, чтобы оставаться капиталистами.

До сих пор популярны благостные надежды на прогресс технологий, которые изменят нашу жизнь к лучшему без каких-либо социальных потрясений. Прогресс производительности полезного труда действительно имеет место, но благодаря искусственному сопряжению полезного труда с бесполезным, с финансовыми спекуляциями, бюрократизмом и войнами, весь этот общественно бесполезный и даже общественно вредный труд в обществе в целом приходится складывать с полезным трудом, поэтому производительность труда в обществе в целом если растёт, то очень медленно. Снижение уровня жизни трудящихся при том, что работают они не меньше, а больше – тому подтверждение. Правда, капиталисты при этом продолжают покупать виллы, яхты и футбольные клубы. У капиталистов есть законное юридическое право решать, как распоряжаться чужим трудом.

А что решают трудящиеся? Решаете ли что-либо вы? Проявляете ли вы какие-либо акты политической сознательности?

Для того, чтобы мечты о социальной справедливости перестали быть благостной утопией, трудящиеся, численно составляющие подавляющее большинство общества, но подавленные эксплуататорским меньшинством, должны взять инициативу в свои руки.

Постольку поскольку сами капиталисты добровольно это никогда не сделают, трудящимся необходимо, не спрашивая у них разрешения, лишить их исключительного права распоряжаться результатами чужого труда в корыстных интересах, управлять потоками капитала с целью извлечения прибыли. Необходимо лишить их капиталов, частной собственности на средства производства, обратить её в общенародную собственность.

Если лишить капиталистов капитала, они перестают быть капиталистами. Это и есть уничтожение капиталистов как класса. Уничтожение капиталистов как класса - это наделение бывших капиталистов правами и обязанностями, равными с таковыми для всех членов общества. Это означает предложить, например, бывшему владельцу банка как все ходить на работу приносить пользу обществу. Для нас с вами это естественное состояние, но господа поборники прав человека, как показывает опыт, предложение стать не привилегированными, а равноправными членами общества воспринимают как насилие. И если дело начинает действительно пахнуть для них возможностью стать равноправными членами общества, в их сердцах вскипает благородная ярость с готовностью ответить совсем другим насилием: утопить в крови быдло, посягнувшее на законную демократию для избранных.

Поэтому трудящиеся должны помнить, что излишний гуманизм по отношению к нашим врагам приводит к излишней смертности среди наших друзей. Этому положению в истории великое множество примеров. Приведу только 2 из них.

1-й пример – это пример Парижской коммуны 1871 года. Коммунары, как известно, отпустили с миром правительственные войска, которые осели в Версале. Коммунары, имея власть над Парижем, не предпринимали сколько-нибудь значимых действий по расширению сферы своего влияния, не искали союза с крестьянством, не уделяли должного внимания связи с международным пролетарским движением. Коммунары даже не решились конфисковать ценности из Французского банка. Буржуазия в Версале при этом времени не теряла, готовилась к наступлению на Париж и пошла для этого на сговор с немцами, с которыми только что воевала во Франко-прусской войне. Да, как выяснилось, классовые интересы важнее национальных. Парижская коммуна была потоплена в крови. В течение недели после падения парижской коммуны было расстреляно 30 тысяч человек, что намного превышает число тех, кому вынесли смертный приговор коммунары за всё время существования коммуны.



2-й пример – события, произошедшие через столетие в Чили. В 1970 году на президентских выборах в этой стране одержал победу Сальвадор Альенде. Перед выборами он обещал не нарушать основы буржуазной демократии и будучи у власти старался проводить социалистические преобразования, не нарушая своего обещания. При этом чилийская буржуазия, сохраняя рычаги экономического влияния, при поддержке иностранных коллег всеми силами пыталась саботировать проводимые реформы, а 11 сентября 1973 года устроила фашистский переворот, свергнув демократически избранного президента и правительство народного единства. Президент и его верные соратники были убиты и в стране на 17 лет установилась фашистская диктатура во главе с Августо Пиночетом, человеком, которому Альенде доверял до последних часов своей жизни. Его истинное лицо открылось, увы, слишком поздно.

 

А в октябре 1917 года у большевиков хватило мужества действовать жёстче. К этому времени большевики провели огромную пропагандистскую работу и имели много сторонников среди рабочих, солдат и матросов, к-е уже контролировали многие ключевые точки столицы. При штурме последнего оплота Временного правительства – Зимнего дворца погибло около 10 человек. Революция свершилась и тут бы самое время для мирного строительства социализма. Однако реакция буржуазии выразилась в развязывании гражданской войны и привлечении к делу иностранных интервентов из 14 стран. И только организованность трудящихся в борьбе за свои интересы под руководством партии большевиков позволила преодолеть эту реакцию.

Но враг не дремал. Советские люди хорошо почувствовали это, когда фашисты попытались отнять у них социалистическую Родину.

И лишь потеря бдительности миллионов трудящихся позволила предателям под разговоры об общенародном государстве, развитом социализме, об отсутствии классовой борьбы внутри страны вести эту самую борьбу в одностороннем порядке.

Пока есть классовый враг, трудящиеся вынуждены тратить силы на оборону как в военном так и в идеологическом смысле. Но социалистическое общество свободно от необходимости искусственно снижать общественную производительность труда. А это даёт возможность за несколько лет обеспечить большой экономический подъём при снижении продолжительности рабочего дня. Но для этого широкие слои трудящихся должны понимать текущую ситуацию и перспективы развития человечества. Они должны для этого, в частности, разбираться в политической экономии. Дальше мы будем изучать политэкономию социализма и коммунизма. А на сегодня всё. Спасибо за внимание.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.