Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 41 страница



Как же решает экзистенциалистская философия права во­прос о действии?

Человек, - утверждает экзистенциалистская философия, есть его действия, которые в свою очередь есть "осуществляющееся бытие". Именно в действии бытие при­ходит к своему пониманию. Известный западногерманский юрист Г.Вельцель основывает на этих положениях свое уче­ние о "финальном действии".

Человек действует, например, он смеется, - рассуждает Вельцель. Нет действий из ничего, следовательно, мы мо­жем спросить, в чем причина его смеха. Ответ неизбежно бу­дет иметь характер отсылки к чему-то; снова попытаемся оп­ределить это что-то, пока не придем к первичному "для че-

V) Желтова В.П. Экзистенциалистская философия права. Автореф. дис.

канд. филос. наук.- М.- 1969.- С.12. '"' Маркс К.и Энгельс Ф.- Соч.- Т. 13.- С.б.

19 Зак. 56

 то", которое соответствует первичному "для того". Это пер­вичное, есть по Вельцелю, почему - желание (Worum-Willen). Все, что делает человек, имеет свою последнюю основу в самом бытии, в экзистенции. И, в соответствии, с основными посылками экзистенциалистской философии, новое направление вправе делать экзистенцию источником действия.

Предположим, преступник совершает взлом сейфа, про­должает Вельцель. Надо разрезать стекло алмазом для того, чтобы войти в комнату, надо посветить карманным фонарем для того, чтобы увидеть, где расположен сейф и т.д. Пре­ступник последовательно достигает различных целей, каждая из которых лишь средство к достижению одной конечной це­ли. Он хочет украсть. Как раз на главный вопрос, почему же он хочет украсть, Вельцель ответа не дает. По его мнению, ответа и быть не может, потому что конечная, истинная цель "в себе" всех человеческих действий есть бытие как Damit-sein (бытие для чего-то), а действие - это только характерный способ, которым Dasein выражает свое собственное бытие.

Финальная воля - вот центр всякого события и поступка, и ясен теперь другой вывод, который следует из этой теории: финальная воля (в терминологии ортодоксального экзистен­циализма - экзистенция) является источником и центром не только конкретного своего осуществления, то есть реально происшедшего события, но определяет также и намерения действующего. Стирается, таким образом, всякая граница между совершенным событием и намерением41.

Если прибавить к этому выводу тезис о свободе судебного решения, то станет ясным, почему сложная, будто бы отвле­ченная от суеты сует "неподлинного" мира философская тео­рия стала в последние годы предметом паломничества юри­стов. С одной стороны, эта теория предлагает свободу, кото­рая есть "самоопределение благодаря самому себе и никому другому. Свободная воля должна, если она хочет быть сво­бодной, не обусловливаться ничем, она должна быть абсо­лютно свободной. Делай то, что только ты, и никто другой не может сделать на твоем месте"42. С другой стороны, эта же свободная воля дает возможность взять на вооружение

41 Желтова В.П. Указ, соч.- С. 13.

42 Miiller M. ExistenphHosophie im geistige. Leben der Gegenwart.- 1958.- S.29.

пресловутое "опасное состояние личности". Основная задача правосудия: выяснение объективной истины по делу оказы­вается лишней, намерение и преступление - идентифициру­ются.

Где же начинается ограничение и кончается свобода? Как сочетается в праве абсолютное и относительное? Ответ ясен: связующим звеном является суд, так как "вечные истины предметно-логической структуры" есть, по Вельцелю, лишь источник для выбора определенных решений, которые сами по себе свободны.

Поход против нивелировки и всеобщих догм привел экзи­стенциалистских теоретиков права в лагерь реакции даже в среде своих коллег. И особенно ярко видно это в учении о правовой норме, вернее, в учении об отказе от нее. Воюя против умозрительных, априорных правовых норм, экзи­стенциалистская философия права впадает в другую край­ность,       абсолютизируя понятия "существование", "конкретная ситуация" и др.43

Г. Кон, один из теоретиков нового направления, ут­верждает, что именно в "пограничной ситуации", в "безусловных действиях" человек сознает себя отличным от "всеобщего", сознает свою причастность к трансцендентно­му. Существование норм, необходимость соблюдать их рас­творяет человека во "всеобщем", и несостоятельность науч­ного знания именно в том, что особенное, наличное бытие понимается, как часть целого. "Действительность неразум­на, и поэтому не поддается разумным определениям. Поня­тия не могут выразить экзистенцию. Наше знание действи­тельности не есть пассивная, абстрактная регистрация объек­тивного внешнего мира, наше знание само есть часть нашей жизни, нашей экзистенции, наших интересов и надежд" (Existenzialismus und Rechtswissenschaft, $.34). Правильное ре­шение не требует правовой формы, утверждают Г.Кон и Э.Фехнер. основа решения, так же как его предпосылки и ко­нечная цель - в самом конфликте.

Экзистенциализм, как философское течение, стремится изолировать личность от сферы социальных задач, погру­зить ее в мир чувствований и таинственного переживания жизни, доказывая, что только так личность обретет утрачен-

43 Желтою В.П. Указ, соч.- С. 14.

ную цельностью, внутреннюю гармонию. Экзистенциальный философ права стремится к тому же44.

Но как обойтись в праве без установленных норм и зако­нов, как построить на экзистенциалистском фундаменте зда­ние действующего, практического права? Это - наименее раз­работанная часть экзистенциалистской философии права и здесь шаткость основных посылок пытаются компенсировать детальным изложением вопросов второстепенных. Кто же будет судьями? Люди, которые обладают многолетним на­выком в обсуждении правовых конфликтов, обладающие общей культурой и жизненным опытом. "Руководствуясь доброй волей, они придут к соответствующему и разумному решению" (Existenzialismus und Rechtswissenschaft, s.51).

Это "правильное решение", данное "культурными и опытными судьями", по мнению Кона, ни в коем случае не должно быть выведено из объективного права, а применение юридических норм - ограничено до минимума. Решение вы­носится в результате личного сопереживания судьями право­вого конфликта и ответственность за правильность этого ре­шения также целиком лежит на судье. Основной функцией суда должно являться не установление виновности или неви­новности подсудимого, а "общее обсуждение дела во всех подробностях, причем не только с юридической, но и с пси­хологической и общечеловеческой точки зрения. Чистое юридическое решение отпадает. Решение носит не абсо­лютный, а релятивный, преходящий характер конкретной ситуации. Суд при этом руководствуется юридическими нормами, только если они "уместны" в данном случае, причем их можно как угодно группировать, соединять и т.д., используя как строительный материал будущего решения; необходимо только, чтобы эти нормы выявили свою жиз­ненность именно в применении к данному конкретному слу­чаю. Если же таких норм не окажется, суд решает конфликт сам, пытаясь "вжиться в него экзистенциально"45.

Но если оставить в стороне "сопереживание", "экзистенциальное озарение" и пр. и пр., то, что выглядит достаточно туманно не только в применении к праву, рои ;в философском контексте, то чем же должен руководство-

Там же.-С. 15. Там же.

ваться суд, состязаний из "образованных и опытных лю­дей"? Образованием? Вряд ли оно может помочь в подоб­ных случаях. Жизненным опытом? Но есть жизненный опыт филистера и борца, тщеславного труса и правдоискате­ля. Где гарантии, что суд, призванный к пониманию и пере­живанию отдельной юридической ситуации, не превратит право в фикцию? "А совесть присяжных - возразят нам - со­весть - нужна ли большая гарантия? Ах, mon dieu, совесть зависит от сознания и всего образа жизни человека. У рес­публиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего иная, чем у неимущего, у мыслящего иная, чем у того, кто никогда не мыслит. У человека, который призван к обязанности при­сяжного только цензом и совесть цензовая"46.

Судьи могут быть действительно и образованными и опытными, но им достаточно иметь еще "самую малость": определенный социальный заказ, и право станет бесправием, произволом, узаконенным убийствомг потому, что понятия справедливости, гуманизма, взятые сами по себе - расплыв­чаты, не имеют реального содержания, до тех пор, пока мы не установим, чья справедливость, чей гуманизм.

Экзистенциалистская философия права пытается защи­тить личность от бездушного правового формализма, харак­терного для капиталистической организации общества, от опасности полной утери правовых гарантий ее существова­ния, от произвола исполнительной власти, облекаемого юридическими формами. Но достигнуть этого новое течение в праве хочет путем абсолютизации "существования" и "конкретной ситуации", путем утверждения неограниченной свободы судейского рассмотрения, отрицания закона, как ос­новного источника права, и, следовательно, законности во­обще. Ограничивая рамки своего исследования лишь "неповторимым правовым конфликтом", экзистенциалист­ская философия права не только отрицает правовые нормы, но, естественно, закрывает себе путь вообще к любым опре­делениям в праве. Что такое право, что такое правоотноше­ние, законность и т.д.? На все эти вопросы новое течение в праве не в состоянии дать сколько-нибудь определенного от-

46 К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения.- Т.6.- С. 140.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Попытаемся схематично изложить основные положения настоящего пособия.

Право есть форма духа, если дух понимать как систему оснований человеческой активности, которые не могут быть выведены из чистого опыта. Право рождается в недрах субъ­ективной активности и лишь путем отчуждения этой актив­ности превращается в часть объективной реальности.

Сугубо внутренние, экзистенциальные, религиозные ос­нования активности так или иначе превращаются во внешние основания, сливающиеся с требованиями среды. Право, та­ким образом, включает в себя в качестве ядра предельно аб­страктные обобщения различных духовных оснований (естественное право), а также обобщения опыта реальной обыденной жизни, то есть конкретные технико-экономические требования. Наиболее ярким примером по­следних является экологическое право, общий принцип кото­рого состоит в следующем: бережно относись к природной среде, иначе сам же в конечном итоге пострадаешь; при этом, если ты не понимаешь этого или рассчитываешь из­бежать естественных последствий своих неправильных по­ступков, то общество заранее уведомляет тебя, что им (обществом) установлены за это специальные наказания.

Право является конечным итогом процесса, сущность ко­торого - превращение глубоко внутренних оснований актив­ности, которые настолько близки человеку, что действуют даже на бессознательном уровне, в требования сугубо внеш­ние, которые действуют почти безлично и о которых обыч­ный человек осведомлен весьма смутно, хотя они выражены в максимально строгой и отчетливой форме.

Требования права логически наиболее отдалены от требо­ваний внутреннего личностного смысла (религиозной идеи).

Поэтому, с одной стороны, требования права наиболее абст­рактны (справедливость, порядок и т.п.), так как наименее привязаны к единичной идее, но, с другой, наиболее кон­кретны, так как находятся в самом тесном соприкосновении со стихией реальности. Право как система требований есть наибольшая уступка духовного импульса императивам жиз­ни (реальности, практики). Именно поэтому право одновре­менно характеризуется и наивысшей изменчивостью, и на­полненностью вечными ценностями. Если где и можно найти общечеловеческие ценности (то есть ценности, которые мо­жет искренне разделить большинство людей), то именно в праве.

Следует учесть, что чистое содержание требования к по­ведению может быть каким угодно, однако его квалификация зависит от формы подкрепления этого требования. Если тре­бование основано на апелляции к определенному конечному смыслу, оно религиозно; если требование основано на апел­ляции к универсальному внутреннему чувству, оно мораль­но; если требование основано на апелляции к общественному мнению, оно принадлежит обычаю; если требование осно­вано на апелляции к инстинкту самосохранения и принци­пу экономии сил, оно принадлежит чистой реальности; если же требование основано на принуждении, оно относится к праву.

Содержание же требований может быть нравственным и безнравственным. Нравственные требования - это те требо­вания, которые предполагают необходимость в определенных ситуациях жертвовать теми или иными собственными инте­ресами ради интересов других людей. Таким образом, право может быть как нравственным, так и безнравственным.

Право есть итог прогресса цивилизации и деградации культуры; оно есть предельная уступка духа реальности и, одновременно, конечное одухотворение этой реальности. Дух через последовательность кризисов движется по цепочке "религия - мораль - обычай - право", теряя при этом свою ясность и силу, но одновременно усложняясь и освобожда­ясь от ограничивающей строгости единичной идеи. Сила ду­ха выражается в одержимости людей чисто духовными (религиозными) основаниями активности, когда люди видят ясный смысл своих усилий. Когда жизнь меняется, смысл перестает быть ясным, и главным ориентиром активности

становится абстрактное внутреннее чувство, различающее добро и зло - моральное чувство. На смену ему приходит общественное мнение, указывающее - что принято, а что нет. Когда же ни одно из этих оснований активности не мо­жет эффективно воздействовать на поведение людей, из них выделяется система норм, поддерживаемых реальной вла­стью. Это и есть право.

Общее движение духа, абстрагированное от случайных исторических обстоятельств, укладывается в следующую ло­гическую схему: естественная жизнь, когда люди делают только то, на что их толкают внутренние и внешние природ­ные силы, - кризис естественности, когда давление природ­ных сил ослабевает до степени провокации, - религиозная жизнь, когда люди делают только то, в чем видят смысл, -кризис религиозности, когда смысл перестает соответство-вать жизни, - моральная жизнь, когда люди делают только то, что считают должным, независимо от смысла поступка, -кризис морали, когда моральное чувство перестает быть яс­ным и отчетливым, - традиционная жизнь, когда люди де­лают только то, что принято, - кризис традиции, когда обы­чай приходит в противоречие с индивидуальными интереса­ми, - реальная (экономическая) жизнь, когда люди делают только то, в чем видят непосредственную выгоду, - жизнь в праве, когда люди делают только то, что не запрещено вла­стями, - наконец, реликтовая жизнь, когда люди делают только то, на что им хватает сил.

В состоянии современной Западной цивилизации боль­шинство людей стремятся делать лишь то, в чем усматрива­ют прямую выгоду, стараясь при этом по возможности не де­лать ничего такого, что запрещено властями.

Исходная, первичная форма духа - религия, которая мо­жет преобразоваться в право только посредством чистого принуждения, когда люди, видящие смысл в определенном образе жизни, навязывают его тем, кто такого смысла не ви­дит. В момент такого преобразования правовая рефлексия порождает теологические школы права. Когда же реальное содержание права отходит от изначальных религиозных идеалов, обнажается его грубая силовая природа - природа чистого позитивного права, что в свою очередь порождает правовую рефлексию в виде юридического позитивизма, за-

вертывающегося в трех версиях - классический позитивизм, чистая теория права и аналитическая юриспруденция.

Вторичная форма духа - мораль, которая может преобра­зовываться в право только посредством общего согласия, что, соответственно, приводит к правовой рефлексии в виде тео­рии общественного договора. Когда же реальное содержание права отходит от исходных моральных принципов, вскрыва­ется различие между позитивным правом и этими принци­пами, называемыми теперь естественным правом. Рефлек­сия естественного права выражается как классическая фи­лософия права, распадающейся на три направления - кан­тианство, гегельянство и марксизм.

Третичная форма духа - обычай, который может преобра­зовываться в право через правосудие. Непосредственная рефлексия такого естественного превращения осуществляется в исторической школе права. Когда же прямая связь между обычаем и позитивным правом перестает быть ясной, возникает живое право, то есть совокупность тех норм обы­чая, которые в любой момент могут благодаря правосудию перейти в открытое позитивное право. Рефлексия живого права выражается в феноменологии права, включающей в се­бя три направления - социологическую юриспруденцию, пра­вовой реализм и экзистенциалистскую философию права.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

Актуальные вопросы философия и права.- Ашхабад.* 1981.

Алексеев Н.Н. Основы философий права.- Прага.- 1924.

Алексеев С.С. Общая теория права.- М.- 1994.

Алексеев С.С. Основы правовой политики в России.- М.- 1995.

Алексеев С.С. Проблемы теории права.- Т.1-2.- М.-1973.

Алексеев С.С. Теория права,- М.-1994.

Анденес И. Наказание и предупреждение преступлений.- М.-1979,

Аржанов М.А. Государство и право в их соотношении.- М,- 1960.

Аржанов М. "Философия права" Гегеля // Вестник Коммунистической академии.-1934.-N 5-6.

Баранов В.М. Об истинности законодательных понятий.- Горький.-1987.

Батурин Ю.М. Проблемы компьютерного права.- М.- 1991.

Бегинин В.И. Общественное правосознание и государственность.- Са­ратов.- 1994.

Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях.- М.- 1939.

Беккер Г., Бесков А. Современная социология права,- М.-1961.

Бентам И. Избранные сочинения. Т.1.- Спб.- 1867.

Бершадский С.А. Лекции по истории философии права.- Спб.- 1883.

Бершадский С.А. Очерки истории философии права. Вып.1.- Спб.-1892.

Блинов Н.М., Шилова Г.Ф. История и право.- М.- 1994.

Боботов С.В. Буржуазная социология права.- М.: Юридическая литера­тура, 1978.

Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука,- М.-1989.

Борман Г. Западная традиция права.- М.- 1995.

Бошко В.И. Очерки развития правовой мысли: (От Хаммурапи до Лени­на).- Харьков.- 1925.

Буржуазные теории права: Реферативный сб.- М.: ИНИОН, 1982.

Вальденберг. О задаче философии права // Вопросы философии и пси-, хологии.- 1987.-N40.

Васильев A.M. Диалектическая связь категорий общей теории права // Советское государство и право.-1974.-N 1.

Васильев A.M. Правовые категории. Методологические аспекты разра­ботки системы категорий теории права.- М.-1976.

Вебер М. Избранные произведения.- М.: Прогресс, 1990.

Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управ­ления.- М.-1978.

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Часть I-II.- М.: Юристь, 1996.

Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине.-М.-1968.

Вишняк М.В. Личность в праве.- М.-1917.

Виноградов Г.Г. Очерки по теории права.- М.-1915.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Владимиров Е. Существенные черты истории философии права.- Спб.-1908.

Власть и право.- М.-1990.

Влияние научно-технического прогресса на юридическую жизнь.-М-1988.

Вопросы кибернетики. Правовая кибернетика.- М.- 1977.- Вып.40.

Вопросы теории государства и права.- Саратов.-1988.

Вундт В. О развитии этических воззрений.- М.-1886.

Вышинский А*Я. Вопросы теории государства и права,- М.-1949.

Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирова­ние.- М.- 1993.

Галанза П.Н. Об оценке учения Гегеля о государстве и праве ( К 125-летаю со дня смерти Гегеля) // Советское государство и право.- 1956.- N 9.

Гегель Г.В.Ф. Политические произведения.- М.- 1978.

Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет.- Т.2.- 1971.

Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990.

Гельвеции К.А. О человеке.- М.- 1938.

Герман Л. Живое и мертвое в "Философии права" Гегеля // Под знаме­нем марксизма.-1934.- N 3.

Герман Л. "Философия права" Гегеля // Вестник Коммунистической академии.- 1934,- N 3.

Гессен В.М. Возрождение естественного права.- Спб.- 1902.

Гинс Г.К. Право и сила. Очерк по теории права и политики.- Харбин.-1929.

ГоЁман В.И. Действие права (методологический анализ).- М,-1992.

ГойхбаргА.Г. Пролетариат и право (сборник статей).- М.-1919.

Гольмстен А.Х. Этюды о современном состоянии науки права // Юриди­ческие исследования и статьи.- Спб.-1894.

Горшенев В.М., Бенедик И.В. Юридическая деонтология.-Киев.-1988.

Гредескул. К учению об осуществлении права.- Харьков.- 1900:

Грязин И.Н. О "правовом реализме" в англо-американской философии права.-Тарту.-1978.

Грязин И.Н. Текст права: опыт методологического анализа конкури­рующих теорий.- Таллин.- 1983.

Греции Г. Три книги о войне и мире.- М.-1956.

Гумплович Л. Общее учение о государстве.- Спб.-1910.

Давид Р. Основные правовые системы современности.- М.-1988.

Даррест Р. Исследования по истории права.- Спб.-1894.

Декарт Р. Избранные произведения.- М.- 1950.

Дигесты Юстиниана.- М.- 1984.

Дюги Л. Конституционное право.- Спб.- 1908.

Дюги Л. Общество, личность, государство.- Спб.- 1909.

Дюги Л. Общие преобразования гражданского права.- М.-1919.

Дюги Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование го­сударства.- М.-1909.

Дюркгейм Э. Метод социологии.- М.-1991.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда.- М.-1991.

Еллинек Г. Общее учение о государстве.- М.-1908.

Еллинек Г. Социально-этическое значение права, неправды, наказа­ния.-М.- 1910.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                             589

Желтова В.П. Экзистенциалистская философия права. Автореф. дис. ...канд. филос. наук,- М.- 1969.

Жеребин B.C. Диалектика социальных противоречий при социализме и право.- М.- 1986.

Забигайло В.К. Право и общество. Новые проблемы и методы буржу­азного правоведения.- Киев.- 1981.

Зеленцов А.Б. Историзм в буржуазной философии права стран Латин­ской Америки. Автореф. дис. канд. филос. наук.- М.-1982.

Зорькин В.Д. Муромцев,- М.- 1979.

Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России.- М.-1978.

Иванов Г.А. Новая теория права и нравственности, ее критики и мони­стическое понимание этики.- Спб.- 1910.

Иванов Г.А. Психологическая теория права в критической литературе. Спб.- 1912.

Йеринг Р. Борьба за право.- Спб.- 1904.

Йеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития.-4.1.-Спб.- 1875.

Йерннг Р. Цель в праве.- Спб.-1881.

Йеринг Р. Сочинения.- Т.1.- Спб.-1881.

Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве (фрагменты) // Право­ведение.- 1992,- N 3.

Ильин И.А. Понятия права и силы. Опыт методологического анали­за.- М.-1910.

Ильин И.А. Собрание сочинений в 10-ти тт.- Т.4.- М.- 1994.

Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права.- М.-1961.

Историческое в теории права.- Тарту.- 1989.

Историческое и логическое в познании государства и права.- Л.- 1988.

История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под ред. член.-корр. РАН В.С.Нерсесянца.- М.: ИНФРА-М, 19%.

Казимирчук В.П. Право и методы его изучения.- М.-1965.

Калинников Л.А. Рецензия на книгу Ю.Я.Баскина "Кант" (Из истории политической и правовой мысли.- М.- 1984) // Правоведение.- N L-1986.

Каммари М. "Философия права" Гегеля // Под знаменем марксизма. -1935.- N 2.

Кант И. Критика чистого разума.- М.: Мысли, 1994.

Кант И. Сочинения в 6-ти тт.-Т.4.-4.1,2.-М.: Мысль, 1965.

Карбонье Ж. Юридическая социология.- М.- 1986.

Като Г. Борьба за право сильного.- Харьков.- 1904.

Керимов Д.А. Гегелевский метод восхождения от абстрактного к кон­кретному и процесс познания правовых явлений // Правоведение.- 1971.- N 2.

Керимов Д.А. Основы философии права.- М.-1992.

Керимов Д.А. Предмет философии права // Государство и право.- 1994.-N 7.

Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследова­ний.- М.- 1986.

Керимов Д.А. Философские проблемы права.- М.-1972.

Кечекьян С.Ф. Гегель и историческая школа права // Правоведение.-1967.-N1.

Кечекьян С.Ф. Социологические взгляды Огюста Конта // Советское государство и право.- 1957.- N 12.

СЛИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Кистяковский Б.А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание) // Вестник МГУ.- Серия 7: Философия.- 1990.- N 3.

Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права.- М.-1916.

Клецов Ю.В. Проблемы собственности в "философии права" Г.В.Ф.Гегеля.- Спб.-1992.

Коваленко А.И. Общая теория государства и права (в вопросах и отве­тах): Учебное пособие.- М.: ТЕИС, 19%.

Колосова Н.М. Интегративная функция правовой системы,- М.-1990.

Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций.- М.: Манускрипт, 19%.

Коркунов Н.М. История философии права.- Спб.-1915.

Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права.- Саб.-1908.

Коркунов Н.М. Общая теория права.- Спб.-1906.

Коркунов Н.М. Указ и закон.- Спб.- 1894.

Корнилов Ф.Д. Юридический догматизм и диалектический материа­лизм.- Саратов.- 1925.

Котляревский С.А. Теория относительности и правоведение // Совет­ское право.-1924.- N 1.

Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность,-М.-1982.

Кристи Н. Пределы наказания.- М.-1985.

Крыленко Н.В. Беседы о праве и государстве.- М.-1924.

Крылов В.Н. Роль научных абстракций в построении системы катего­рий права. Автореф. дне. ...юрид. наук,- М.-1985-

Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность.- М.- 19%.

Кудрявцев В.Н., Васильев A.M. Право: развитие общего понятия и Со­ветское государство и право:- 1985.- N 7. ^

Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права: Учебник для вузов.- М.: Юрнсгь, 1995.

Кудрявцев В.Н., Никитинский В.И., Самощекко И.С., Глазырин В.В. Эффективность правовых норм.- М.- 1980.

Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология.- М.- 1982.

Кудрявцев В.Н. Право и поведение.- М,-1978.

Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация.- М.- 1981.

Кузнецов К.А. История философии права.- Одесса.- 1917.

Кузнецов К.А. Теория права. Вып.1.- Одесса.-1918.

Кузнецов Э.В. Философия права в России.- М.-1989.

Кузнецов Э.В. Философия права в русском дореволюционном право­ведении // Правоведение.- 1984.- N-2.

Кузнецов Э.В. Введение в теорию права: (Историко-философский очерк).- Л.-1988.

Курилов В.И. Личность. Труд. Право.- М.-1989.

Кычанов В.И. Основы средневекового китайского права.- М.-1976.

Лазарев Б.М., Давитнидзе И.Л. Общая теория государства и права.-М.- 1992.

Лазарев В.В. Применение советского права.- Казань.- 1972.

Лазерсон М. Общая теория права.- Рига-- 1930.

Лапаева В.В. Кибернетика и правоведение: теоретический аспект меж­дисциплинарных связей // Кибернетика и право.- М.- 1984.

СЛИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                        

Лапаева В.В. Конкретно-социологические исследования в праве.- М.~ 1987.

Левин И.Д. Логика и право // Известия АН СССР.- Отделение эконо­мики и права.- 1944.- N 3.

Лейст О.Э. Санкций в советском праве.- М.-1962.

Ленин В.И. Поли. собр. соч.- Т. 33, 36, 37, 39.

Леонтьев К. Цветущая сложность (Иэбр. статьи). - М.-1992.

Лившиц Р.З. Современная теория права.- М.-1992.

Лифшиц Р.З. Теория права.- М.-1994.

Локк Дж. Сочинения. Т.З.- М.-1988.

Лукашева Е.А. Мотивы и поведение человека в правовой сфере // Со­ветское государство.- 1972.- N 8.

Лукич Р. Методология права.- М.- 1981.

Луковская Д.Н. Социологическое направление во французской теории права.- Л.- 1972.

Макаров А.К. Маркс и его критика "Философии права" Гегеля // Под знаменем марксизма.-1938.- N 4.

Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. -М.-1985.

Малинин В.А. Диалектика Гегеля и антигегельянство.- М.-1983.

Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве.- Саратов.-1994.

Мальцев Л.А. Взаимодействие философии и правосознания как форм общественного сознания. Автореф. дис. ...канд. филос. наук.-МГУ.- 1973.

Мамут Л.С. Гегелевская концепция соотношения государства и лично­сти // Проблемы государства и права на современном этапе.- Вып.7.- М.-1973.

Маньковский Б.С. Учение Гегеля о государстве и современность.- М.-1970.

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд.- Т. 1. 3,4, 5, 6,8, 13,19, 21.

Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные ин­ституты и понятия.- М.-1970.

Марчук В.П. Идеи "свободного права" в концепции Е.Эрлиха и их роль в буржуазной юриспруденции. Автореф. ...дис. канд. юрид. наук.- Киев.-1971.

Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические пробле­мы субъективного права.- Саратов.- 1972.

Матузов Н.И. Правовая система и личность.- Саратов.-1987.

Меркель А. Сила и право.- Одесса.-1895.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.