Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 40 страница



В последние десятилетия получил распространение взгляд на право как на деятельность физических должностных и юридических лиц, реализующих в той или иной форме свои правомочия. В большей степени этому способствовала компрометация лицемерного юридического позитивизма сталинской эпохи, когда писаное право (законодательство) для многих оставалось на бумаге, а нарушения конституци­онных норм являлись едва ли не нормой жизнедеятельности отдельных ведомств и многих ответственных работников. Однако следует различать, как представляется, консерва­тивную и прогрессивную ветви социологического подхода к праву. Те, кто объявлял правом практику государственного строительства, преобразования общественного бытия на ком­мунистических началах или даже "саму общественную жизнь" в целом в период застоя нашего общества, - все они вольно или невольно оправдывали теневые отношения во всех их разновидностях, придавали им характер правовых. Жизнь тогда, как хорошо известно, шла своим чередом в об­ход закона, помимо закона и в нарушение закона. Напро­тив, в условиях, когда наблюдаются глубокие перемены в жизни в сторону поворота ее к международным стандартам, в

социологических взглядах ряда авторов можно усмотреть весьма прогрессивные мотивы23.

Как бы то ни было, для правореализующей практики, для правоприменителей рассматриваемый подход к праву менее предпочтителен, поскольку он, скорее, дестабилизи­рует правовой порядок, а не укрепляет его. Он вносит неоп­ределенность и сумятицу в отношения субъектов правового общения. Каковы причины этого? Каковы отрицательные стороны правового реализма? Назовем три основные26:

- отсутствие прочной юридической основы предприни­маемых действий и уверенности в конечных их результатах;

- решение юридических дел в пользу экономически и по­литически сильного, в ущерб слабым, малообеспеченным, не стоящим у кормила политической власти;

- опасность некомпетентного решения и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

В условиях нашей действительности, когда работники правоохранительных органов не прочь удовлетворить свои интересы в обход и вопреки закону, трудно даже вообразить, что было бы, если бы они вообще не были связаны никакими законами. У нас очень мало материальных, политических, юридических (процессуальных, в частности), моральных и общекультурных гарантий против произвола судей, прокуро­ров и администрации. В отношении всех должностных лиц, милиции самый лучший принцип, какой можно предло­жить, это, как уже отмечалось, "дозволено только то, что прямо разрешено законом". Социологический подход к пра­ву очень хорош для исследователя и для законодателя. Что­бы познать право, издать полезный и эффективный закон, надо изучать законодательство в действии. Социально реализованное бытие писаных норм - источник их постоян­ного совершенствования. Жизнь права - источник выявления пробелов в законодательном регулировании общественных отношений. Сами общественные отношения выступают в разных ипостасях: они и предпосылка (источник) права, и форма его реализации (жизни), и критерий справедливости, ценности, эффективности правовых норм. Рассмотрение их

Общая теория права и государства. Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 19%.- С. 104. 26 Там же.-С. 104-105.

непосредственно в качестве права обедняет теорию и дезори­ентирует практику27.

В целом социологическая юриспруденция как в США, так и в Европе, оказала позитивное влияние на пересмотр кон­сервативных традиций в теории и методах познания права. Ее представители продемонстрировали ограниченность пра­вовых норм в качестве средств, определяющих судебные решения в сомнительных и спорных судебных делах. Они предложили средства для придания судебным решениям большей степени предсказуемости и ценностные методы на­хождения и принятия судебных решений; дискредитировали правовой формализм; указали на необходимость исследова­ния всей совокупности факторов судебного процесса, право­вых и неправовых, а также социально-экономической основы судебных решений28.

Социологическая юриспруденция попыталась изучить и понять право как результат воздействия различных социаль­ных факторов на нормативно-регулятивную систему и обрат­ного воздействия этой системы на удовлетворение конкрет­ных, реальных, социальных потребностей конкретных, "живых" людей. Эта школа имеет значительный диапа­зон различных теоретических концепций и конструкций, но все же в основу их определения права она берет его социаль­ную природу, воздействие на общественные отношения, об­щественный порядок.

За акцент на социальной обязанности права удовлетво­рять конкретные потребности конкретных, живых людей, одну из разновидностей этой школы обозначают как концеп­цию, признающую лишь "живое" право. Отстаивается в рамках социологической школы и другая концепция, соглас­но которой право имеет своим предназначением упорядоче­ние общественных отношений, но в своих крайних рассуж­дениях эта концепция уравнивает право и собственно со­стояние общественных отношений. Их упорядоченность, урегулированность и объявляется правом.

Таким образом, в этом втором подходе смешивается са­мостоятельное существование права как целостного, но обо-

27 Там же.-С. 105.

28 Казимирчук В.П., Кудрявцев В.Н. Указ, соч.- С.294-295.

собленного социального института и того предмета, объекта, на который воздействует право - общественные отношения.

В некоторых последних крупных теоретических работах29 под правом понимается некое состояние общества - законы, правовые учреждения, мировосприятие, обычаи, само упоря­дочение отношений и т.д. И хотя цель таких социологиче­ских подходов понятна, автор стремится показать, что право не некое явление, обособленное и оторванное от социального бытия, но растворение права в состоянии общества, уравни­вание права и результата его действия вряд ли продуктивно и полезно.

Впрочем, социологическая школа права в своих крайних и весьма неудачных по формулировкам выводам подвергалась заслуженной критике еще в 30-е годы (в частности, работы П.Стучки), Определенные слабости своих концепций видят и сами представители социологической юриспруденции. Так, Р.С.Саммерс пишет с позиций инструментальной теории: "Улучшенный и более полно разработанный прагматический инструментализм еще не будет сам по себе совершенной тео­рией закона, если не воспользуется всем лучшим, что созда­но великими традициями юриспруденции"30.

Очевидно, что в соцнолого-правовых конструкциях имеет место некоторая гиперболизация отдельных элементов права. Однако попытки рассматривать право как реальный фено­мен, формирующий общественные отношения, устанавли­вающий в них порядок, заслуживает причального внима­ния. Да и стремление изучить реальную действенность (эффективность) права является социально полезным31.

Социологический подход открывает весьма широкие гори­зонты в познании права и правовых явлений. Прежде всего потому, что расширяется предметный диапазон самих ис­следований (от отдельно взятой нормы до уровня слож­ных социально-правовых комплексов); во-вторых, обогаща­ется технико-методологическая база исследований путем ис­пользования достижений общей социологии. Основным дос­тоинством социологического подхода является то обстоятель-

Например: Борман Г. Западная традиция права.- М. 1995.

См.. Советское государство и право.- 1989.- N 7.- С. 116. / 31 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Часть П. Теория права.- Том 1,-М.:Юрнсть, 1996. -С.114.

ство, что он не отвергает, а, наоборот, признает и расширяет междисциплинарный научный обмен в сфере разработки на­учных идей, концепций, методов и технических средств по­знания сущности правовых явлений. Так, например, социо­логический подход позволяет установить взаимосвязь права с другими общественными явлениями, и, в частно­сти, раскрыть взаимодействие правовых факторов с соци­альными, психологическими, политическими и экономиче­скими, определяющими материальную и духовную сторону в развитии общества32.

В связи с этим нельзя не отметить и его главную особенность, состоящую в различении "мертвого закона" и "живого, гибкого права" и обусловленную противопоставле­нием, отнюдь не при всех условиях корректным, должного и сущего, нормы и правоотношения. Как известно, реали­стическое направление в социологии права довело это пред­ставление до крайности.

3.2. Правовой реализм

Инструменталистский подход к правопониманию подгото­вил почву для возникновения реалистического направления в американской социологической юриспруденции, которое в Европе получило распространение в лице скандинавской нео­реалистической школы. То понятие о праве, которое вне­дрил Р.Паунд, хотел он этого или нет, широко раскрыло дверь для реалистических концепций, к экстремизму кото­рых он сам относился недоброжелательно33.

Реалисты приходят к тому же выводу, что и прагмати­сты; по их мнению, нужно изучать не позитивное содержа­ние права, а его действие. При этом реальная ценность пра­ва будет зависеть от того, насколько прогрессирует сама юридическая техника и насколько развиты формы правопри­менительной деятельности.

Если аналитическая юриспруденция с ее формализмом и догматизмом получила прозвище "юриспруденция понятий" (Р.Йеринг), то реальную школу в правоведении можно по

32 Луковская Д.Н. Социологическое направление во французской теорий права,-Л.-1972.

33 См.: КазимирчукВ.П., Кудрявцев В.Н, Указ, соч.- С.293.

аналогии назвать "юриспруденцией выработки и принятия решений". Реалисты полностью отрицают "застывшее" объ­ективное право традиционного позитивизма, придавая в пра­вовом процессе решающее значение множеству эмпириче­ских факторов, вследствие чего право понимается как явле­ние неконтролируемое и не поддающееся предвидению.

Научно-практическое кредо реалистов можно свести к пя­ти основным постулатам: право находится в постоянном движении и создается судом; право есть не самоцель, а средство достижения социальных целей или функций. От­сюда возникает и потребность перепроверки его положений под углом зрения оптимизации затрат на достижение той или иной социальной цели; общество развивается значительно быстрее, чем правовая система. Вследствие этого периоди­чески возникает потребность в адаптации права к процессу социальных изменений; в судебной работе должны сущест­вовать рамки дискреции или вольного обращения с правом, на том основании, что в праве временами возникает разрыв между "сущим" и "должным"; нельзя полностью доверять традиционным понятиям о праве и справедливости. Сами правовые нормы должны пониматься не в их абсолютном значении, а как обобщенные предсказания того, что делают или что должны делать судьи34.

Реалисты в правоведении были восприняты настоящими возмутителями академического спокойствия, когда во все­оружии методов современной психологии и социологии стали фиксировать внимание на том, что суды и представители юридической профессии делают в действительности. Наибо­лее известной в этом плане стала книга Джерома Фрэнка "Право и современный разум" (1930), которая, по^отзыву члена Верховного суда США Ф.Франкфуртера, не столько дала прибавку к существующему фонду научных знаний, сколько призвала к радикальному пересмотру того, что в на­ше время предстает пред нами как знание или как истина.

Книга, в частности, понуждала пересмотреть сложив­шиеся представления о праве, поскольку Д.Фрэнк бросил вы­зов так называемым конвенциональным суждениям (условным суждениям, юридическим фикциям) и поставил под сомнение то, "как мы думаем и что мы думаем о праве".

Там же.

При этим автор опирался на опыт и суждения юристов-практиков. Так, он нашел себе союзника в лице судьи и тео­ретика права О.Холмса, который утверждал: "Общие пропо­зиции (предположения) не решают конкретных случаев".

Развивая вслед за О.Холмсом идею о громадной роли внеправовых соображений и обстоятельств в судебном про­цессе и акцентирование вслед за З.Фрейдом роли подсозна­ния в этом процессе, американская школа правового реализ­ма по ряду своих постулатов и методологических ориентации может быть воспринята продолжательницей традиции психо­логической трактовки права, уделившей значительно больше внимания соотношению совокупного воздействия психологи­ческих факторов на область правовой мысли и юридической практики одновременно. Американских реалистов так же, как и Петражицкого, интересовала проблема несовершенства "юридического языка" - его неопределенность, неясность, двусмысленность. По мнению Дж.Фрэнка, некоторые пра­вовые термины похожи на луковицы, если их как следует по­чистить, то в итоге ничего не останется. Юридический язык - это "жаргон, не имеющий четкого значения". Он нередко ставит в тупик и одурачивает обывателя и тем самым дает возможность прибегать к различным уловкам ("Право и со­временный разум").

В своем обращении к поведенческим (бихевиористскими) аспектам изучения правосознания и практики американские реалисты вновь привлекли внимание к необходимости более тщательного различения правовых требований "на бумаге" и "в реальности", к соотношению доктрины и совокупно­сти основывающихся на ней судебных решений, и все это во имя снятия проблем, вызываемых неопределенно­стью предписания правовой нормы. Они в то же самое время высоко оценивали присущие праву единообразие и предска­зуемость действия (К.Плевелин. Юриспруденция. 1951).

Подобно Петражицкому, реалисты разделяли позитиви­стскую веру в применение научной методики и в этом смыс­ле переориентировали практическое изучение права на более современный лад, снабдив исследователей новыми свиде­тельствами несовершенств или недостаточности формально-догматического анализа там, где речь идет об оценке реаль­ного действия правовых требований и предписаний или об

эффективности и ценности права в реальной судебной прак­тике и в обиходном правовом общении.

Говоря об особенностях нового правопонимания, Фрэнк акцентировал внимание на том, что право предстоит в своей реальности в виде специального судебного решения (в виде реального делания, а не говорения только). Это решение лишь в малой степени возможно предсказать или унифици­ровать; это решение представляет собой также некий про­цесс, с помощью которого такое решение вырабатывается; существенным для нового подхода к праву явилось обсужде­ние вопроса о той мере, в какой судебный процесс может и должен применяться в интересах обеспечения справедливости по отношению к согражданам.

В предисловии к 6-му изданию своей главной работы (1949) Фрэнк провозгласил этот набор позиций в истолкова­нии права не лишенным недостатков вследствие того, что речь сводится фактически к обсуждению "актуальности прошлых решений". Другим "очевидным промахом" Франк посчитал словосочетание "правовой реализм", которое было использовано для описания работы суда (намерение было взглянуть на работу суда глазами не юриста-жреца, а юриста "реалиста", юриста "экспериментатора" и т.д.).

Реалисты подверглись резкой критике всеми разновидно­стями школ традиционного подхода - правыми и левыми, которые увидели самое уязвимое место в концепции реали­стов в их пренебрежении к моменту нормативной определен­ности в праве. В ответ Фрэнк возражал, утверждая, что в значительной своей пропорции судебные решения все же яв­ляются непредсказуемыми до того момента, пока судебное дело не принимается к производству или пока оно не начина­ется слушаться в судебном заседании.

В работе Фрэнка нет специальных упоминаний о естест­венном праве, но есть общее высказывание о его актуально­сти. "Я не понимаю, как любой добропорядочной человек сегодня может отказаться принять за основу современной цивилизации те фундаментальные принципы естественного права, которые относятся к человеческому поведению иJ которые были провозглашены Фомой Аквинским. Среди них - первичность стремления к общему благу, непричинение вреда другим, воздаяние каждому своего и вторичность та-

ких принципов, как "не убий", "не укради", "возвращай вру­ченное тебе по доверию".

В реалистическом направлении постепенно выделилось два крыла: крайнее (Д.Фрэнк, Т.Арнольд, Х.Олифэнт) и умеренное (К.Левеллин, Н.Гэрлэн, В.Кук, скандинавская школа реализма). При всем разнообразии "реалистических" концепций права в них сравнительно нетрудно обнаружива­ются три установки, общие для всех авторов.

Осуществляемая в той или иной форме подмена общих юридических категорий, включая нормативные предписания, фактическими ситуациями, которые являются объектом су­дебного или административного рассмотрения35.

Такая установка доводится у некоторых реалистов до крайностей. В частности, Р.Тейлор прямо утверждает, что права не существует, пока официальное лицо не вынесет сво­его решения, до этого момента любое положение "права" -простая спекуляция.

Отличительной особенностью позиции реалистов является откровенно отрицательное отношение к стабильности права и нормативному началу вообще. Критика юридического пози­тивизма доведена здесь до того момента, когда вместе с ис­чезновением формального метода в правовом исследовании право начинает восприниматься лишь через многообразие его отдельных проявлений. Игнорирование взаимосвязи еди­ничного с общим ведет, в свою очередь, к взгляду на право как на хаос случайностей и лишает юриспруденцию в целом претензии на научный статус36.

Безоговорочное признание тезиса о "рационализации" судебного или административного решения, согласно кото­рому искусство юриста состоит в умении подыскать вну­шающие доверие аргументы в пользу решения, достигнутого как рациональным путем в результате интуиции судьи (другого официального лица), так и влияния других (не под­дающихся логическому анализу) факторов. Чтобы облегчить эту задачу, предлагается ввести, например, в курс обучения будущих правоведов юридическую логику - набор "правильных", "разумных" аргументов, которыми в будущем может воспользоваться судья.

35 Там же.- С.294.

36 Там же.- С.294.

В целом введение психологических исследований в об­ласть правоведения для изучения взаимодействия права с другими общественными явлениями, всесторонний социаль­но-политический анализ этой проблемы мог бы дать пози­тивный эффект. Однако в ряде случаев в основу объясне­ния правовых явлений кладутся не объективные факторы, а механическое применение положений социальной психоло­гии (в частности, акцентирование внимания на чувствах и пе­реживаниях судей, чиновников), сопровождающееся произ­вольным набором факторов и субъективизмом в их оценке и выводах37.

3.3. Экзистенциалистская философия права

Экзистенциалисткая философия права решает проблему соотношения права с внутренней, субъективной реальностью - экзистенцией, поскольку именно эта реальность в рамках философского экзистенциализма признается истинной. Решение, предлагаемое экзистенциализмом, носит феноме­нологический характер: право не противополагается субъек­тивной реальности, но выступает как целостный феномен, в котором правовое установление неотделимо от личностных переживаний. Данная установка вполне закономерна для эк­зистенциалистской философии права, поскольку экзистен­циализм вообще является одним из ответвлений феномено­логии.

Экзистенциалистский подход характерен тем, что соци­альная природа и функции права рассматриваются с позиций индивидуальной сущности человека, как выражение специ­фических условий его конкретного бытия. Наличие же эле­ментов саморегулирования в структуре поведения людей эк­зистенциализм объясняет присутствием в каждом индивиде i особого духовного мира, определяющего его мотивационную структуру и линию поведения в каждой из сфер правоотно­шений. Сторонники этого подхода предлагают изучать право и правовые институты как формы индивидуальной и коллек­тивной жизнедеятельности, как способы сосуществования людей. Поэтому в методологическом плане решающая роль

отводится психологическому (экзистенциальному) анализу восприятия права и субъективной оценке правовых процессов на всех уровнях социальной структуры.

Экзистенциализм делает акцент на изучении онтологиче­ской структуры права, абсолютизируя при этом значение об­ратных связей бытия к правопониманию и процессу создания новых норм.

По мнению экзистенциалистов, с онтологической точки зрения право не столько детерминирует человеческое поведе­ние в качестве фактора внешнего воздействия, сколько пред­ставляет собой форму самовыражения личностей, свойств человеческого характера. Таким образом, мир подлинно че­ловеческого субъективен; он как бы противостоит внешнему миру с его социальными проблемами.

Исходя из этого основное требование, обращенное к пра­вовому регулированию, состоит в том, чтобы сформулиро­вать такие каналы и способы удовлетворения личных целей, которые не наносили бы значительного ущерба общим ин­тересам. Следовательно, решение общесоциальных проблем будет тем успешнее, чем полнее будут удовлетворены свое­корыстные интересы отдельных индивидуумов.

Задача экзистенциалистской правовой философии, по мнению таких его представителей, как А.Кауфман, М.Мюллер и др., состоит в том, чтобы отыскать субстанцию исторического изменения права, его "историческое бытие". И Мюллер, и Кауфман утверждают, что путь, которым шли до сих пор, желая постичь бытие права, - этот путь был лож­ным. Бытие отождествлялось с сущим, с предметами и яв­лениями внешнего мира, тогда как понять бытие, рассматри­вая его извне - невозможно, его следует постигать изнутри. Но есть ли такое бытие, которое сможет увидеть, пережить самое себя, "осветить" себя изнутри? Таким бытием является человек, утверждает экзистенциалистская философия права. Представителей этого течения вовсе не интересует "эмпирия исторических правовых установлений", поскольку, как писал Мюллер, "проблема историчности права - это чисто онтоло­гическая проблема одноразовой и неповторимой историче­ской задачи" (Existenaphilosophie im geistigen. Leben der Gegenwart. 1958).

''Если я решаю что-то, и, в данном случае, мои действия совпадают с нормами справедливости, то эти последние через

мое решение идентифицируются с моей подлинной субъек­тивностью, становятся "необусловленным долженствовани­ем"38. Главным и решающим здесь является человеческое решение. Содержание справедливости устанавливает именно это решение, экзистенция, а не общие нормы. Но как найти "золотую середину" между субъективизмом ортодоксальной философии существования и абстрактно-универсальными нормами права? Как отыскать основу для упорядоченного существования в рамках экзистенциалистски понятой свобо­ды воли? Задачу отыскать эту "золотую середину" взял на себя один из самых влиятельных представителей экзистен­циализма в праве, В.Майхофер.

Естественно, что примирение объективной нормативности с экзистенциальной свободой представляет для Майхофера особенную трудность. Он пытается преодолеть ее введением нового экзистенциала Als - sein (бытие в определенном каче­стве), который стоит рябом с экзистенциалом Selbstsein (самобытие). По мнению Майхофера, между негативным, безличным бытием и экзистенцией существует еще "бытие в каком-то качестве".

Осуществляя себя, свою сущность, индивид, в то же вре­мя, творит своими действиями и поступками другую сферу своего бытия, характеризующую его как существо общест­венное, как родителя или супруга, как врача или пациента. "Бытие в мире - это ведь не только бытие единичное и непо­вторимое, - в нем есть моменты, появляющиеся из мира со­циального" - пишет Майхофер (Sein und Recht, s.14). Сфера, где человек осуществляет свою общественную и социальную функцию, (как мы увидим, априорно заданную) эта сфера и является областью права, и она должна, в учении Майхофе­ра, связать экзистенциализм и право, подлинное и непод­линное бытие. "Возможно, - спрашивает Майхофер, экзи­стенциальная философия не рассматривает правовые отно­шения именно потому, что для понимания Dasein, она от­талкивается исключительно от самобытия? Но Dasein, a может быть и бытие вообще есть не только самобытие, но также и то, что мы обозначаем, как Als-sein". По Майхофе-ру, социальная сторона жизни также подлинна. Более того,

38 Thyssen. Staat und Recht in der Existenzphilosophie.- ARSPh.- 1954.-XLI/1.

бытие-в-мире возможно только как самобытие. Эту мысль он поясняет так: всякое самобытие, которое вообще воз­можно, облечено в форму Als-sein без чего мир был бы только пустой формой. То в человеческом бытии, что мы называем его сущностью, экзистенцией, необходимо про­рывается из индивидуального мира в социальный, ибо экзи­стенция не есть нечто изолированное. Она подчинена зако­нам общего для всех мира, она определяется своим временем и современниками. Все это выступает для человека как про­странство, где развертывается его историческое бытие. "Определенность", данная ему изначально, создает человеку положение в мире, его "настроенность". Уже в момент сво­его рождения человек как-то определен; он не выбирает своих родителей, свой пол, свои дарования и внешность. И если принять экзистенциалистское положение о том, что человек, живя в мире, "Man", постоянно играет какие-то роли, то, по Майхоферу, есть роль, от которых он может впоследствии отказаться (то есть моральная сторона поступка), но есть роль, данная ему извне раз и навсегда, и от нее человеку некуда деться. В какой-то мере, она определяет его амплуа даже в момент экзистенциального выбора, когда отбрасыва­ется все наносное. Вступление в социальную форму, есть становление, осуществление этой роли вовне. Зависимость и соответствие людей, их судеб, создают определенные об­стоятельства, которые одних делают учениками, врачами, продавцами, а других - учителями, пациентами, покупателя­ми. Обстоятельства эти коренятся вовсе не в самобытии су­щего, а в том, что мы назьюаем "Als-sein", - пишет Майхо-фер.

Введение нового экзистенциала не избавляет Майхофера от необходимости обосновать все-таки, каким же образом субъект примиряется определенная система ценностей и аб­солютная свобода самобытия? Чтобы как-то соединить эти несоединимые сферы Майхофер вводит в свою конструкцию еще один элемент: модус "разумности", который должен по­мочь эмпирическому "Я" приравнять свой образ действия к универсальной морали. "Поскольку субъект реализует само­бытие лишь в Als-sein, постольку он осуществляет не только особенности своего самобытия, но и рациональную субъек­тивность в себе, универсальность ноуменального "Я" (Die Natur der Sache, s. 178).

  разумности эмпирического субъекта становится историческая обусловленность его роли, его задача всегда быть именно в этом образе, в этой роли: "Если я, как Als - stin, живу, сообразно моему предрасположению как ра­зумная сущность, я осуществляю правила долга, того долга, который соответствует моей сущности. Когда я, пишет Майхофер, - как врач, вхожу в контакт с "другим-в-себе" я понимаю, что этот другой, как пациент, ожидает от меня. Он не приказывает, он просто ждет "естественного" выпол­нения обязанностей по отношению к нему" (Sein und Recht, s.l 66). Абстрактный универсализм экзистенциалистской трактовки категорического императива Майхофер наряжает в конкретность ситуации, в роль. Но, расширив сферу со­циального бытия экзистенциалом Als - sein и пытаясь обос­новать его, Майхофер не может удержаться в социальной сфере и постоянно ищет поддержки в субъективности само­бытия. Нормативность права, в конечном счете, вытекает у Майхофера из субъекта, а не из самого бытия, как это он обещал вначале, а "природа вещей", "конкретное естествен­ное право", которое стоит над правом позитивным - не имеет прочной внутренней структуры, так как ценность и должен­ствование бытия заключены, следуя логики самого Майхофе­ра, "в разумности субъекта".

Ортодоксальный экзистенциализм фиксирует реальную проблему; человек в современном мире противостоит им же самим созданным институтам и учреждениям. Выход пред­лагается один: следует "одиноко", на свой страх и риск ори­ентироваться в общественных связях. Экзистенциалистская философия права в лице В.Майхофера пытается избежать этого вьюода, но, расширяя сферу "подлинного бытия", вво­дя новый экзистенциал и т.д., это новое течение в праве при­нимает основной тезис экзистенциализма: условием любой объективности является субъективность. В результате, объ­ективные условия общественного развития, его закономер­ности, уступают место "возможностным отношениям" (характерный термин многих концепций позитивного эки-

 стенциализма), что делает проблему права в принципе не­разрешимой39.

К.Ясперс оставляет открытым вопрос о сущности свобод­ной воли, о критериях человеческого решения. Майхофер делает эту проблему центральной. Но конструктивные воз­можности выбора представлены в его концепции как "судьба человека", реализация его внутренней природы, а синтез "чистой экзистенции" и нормативных ценностей - как бес­плодное морализирование.

Выводя онтологический характер права из самой челове­ческой природы, теоретики нового направления, в частности В.Майхофер, оставили открытой основную проблему: в чем же гарантии правильности этих онтологических предпо­сылок? Как доказать истинность онтологического знания? В чем критерий познания "истинного права"? На все эти во­просы не дает, да и не может дать ответ экзистенциалист­ская философия права, потому, что "правовые отношения, также точно, как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития че­ловеческого духа, а наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель, по примеру англичан и французов называет "гражданским об­ществом" и что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии"40.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.