Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 34 страница



С критикой такого подхода выступил М.Аржанов, пола­гавший, что указанный тезис "затушевывает принципиально различное отношение Маркса - Энгельса, марксизма-ленинизма к методу и системе гегелевской философии", по­скольку "в действительности Маркс воспринял диалектиче­ский метод Гегеля, материалистически его переработав, преодолев и отвергнув гегелевскую систему, в частности и в особенности его систему взглядов на право и государст­во"92.

В подходе Аржанова, ставившем под сомнение наличие диалектики в "Философии права", рельефно отразился факт недостаточной разработанности в гегелеведении тех лет таких проблем, как соотношение метода и системы применительно к политико-правовым произведениям Гегеля, их место и роль в его совокупном творчестве, их значение в процессе формирования философских и политических взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса. Этим, в частности, обусловлены имевшие тогда место (и не только у М. Аржанова) пре­увеличения "реакционности" "Философии права", суждения о том, что в "Философии права" "больше всего слабых, от­рицательных сторон от системы" и что именно в ней нашли "свое наиболее яркое, резкое, сгущенное отражение и вопло­щение консервативные, реакционные отрицательные стороны гегелевской философии"93.

Под знаменем марксизма - 1934.- N 3.- С.58-70; Он же. "Философия права" Гегеля // Вестник Коммунистической академии.- 1934.- N 3,-С.97-98; Аржа­нов М. "Философия права" Гегеля // Вестник Коммунистической акаде­мии:- 1934.- N 5-6.- С.127-128.

См.: Гегель Г.В.Ф. Философия права.- С. V.

Аржанов М. "Философия права" Гегеля // Вестник Коммунистической академии.- 1934.- N 5-6.- С. 130.

Там же.-N5-6.-С. 127.

Следует отметить, что в статье Аржанова наряду с такими общими отрицательными оценками содержались ука­зания и на прогрессивные моменты гегелевской философии права (постановка вопроса об объективной закономерности общественных явлений и их взаимосвязи, учение об абст-, рактном праве и гражданском обществе). В целом гегелев­ская концепция государства расценивалась им в качестве буржуазной - "не буржуазно-демократической, а буржуазно-юнкерской"; Гегель же характеризовался в качестве филосо­фа прусского пути капиталистического преобразования Германии94.

Более последовательно буржуазный смысл гегелевской философии права отстаивался в упомянутой статье М.Каммари, в которой подчеркивалась необходимость кон­кретно-исторического подхода к политическому учению Геге­ля (учет социально-классовой, политической и идеологиче­ской обстановки в тогдашней Германии, ее внутреннего и внешнего положения и т.п.). От распространенных в то вре­мя представлений о Гегеле как апологете войны, шовинисте выгодно отличается анализ гегелевских суждений о войне и нации (требование Гегелем "правовой основы" для примене­ния силы, признание им принципов и норм международного права, выступление против антисемитизма), данный М.Каммари,

В самом начале 40-х годов Гегель характеризовался в ка­честве прогрессивного буржуазного идеолога, отвергавшего феодальный строй и философски обосновывавшего разум­ность буржуазного общества и государства95. Однако вскоре в связи с критикой выпущенного в 1943 г. Институтом фи­лософии АН СССР III тома "Истории философии" было, в частности, отмечено, что в III томе "не подвергнуты крити­ке такие реакционные социально-политические идеи не­мецкой философии, как восхваление прусского монархиче-

Там же.- С. 127-128.. Этот подход к политической оценке позиции Гегеля был в дальнейшем развит А.А.Пионтковским (см.: ПионтковскиЙ А.А. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовноправовая теория.- М.-1963,- С. 428 и ел.

95 См.: О положении Гегеля "Все действительное разумно, все разум­ное действительно": Консультация // Большевик.- 1940.- N 13.- С.62-65. См. также: Краткий философский словарь / Под ред. М.Розенталя и П.Юдина.- Изд. 2.- М.- 1941.- С.38^0.

ского государства, возвеличение немцев как "избранного" народа, пренебрежительное отношение к славянским наро­дам, апологетика войны, оправдание колониальной, за­хватнической политики и т.д.". Отмечалось также, что "авторы III тома необоснованно приписывают Гегелю распро­странение диалектики на общественную жизнь"96.

Но и в это время Гегель продолжает рассматриваться в качестве буржуазного идеолога. Несколько позже, в ходе обсуждения в 1947 г. работы Г.Ф.Александрова "История западноевропейской философии", вся классическая немецкая философия стала характеризоваться как "аристократическая реакция на французскую революцию и французский материа­лизм"97.

По смыслу этого тезиса представители немецкой класси­ческой философии (Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель) оказы­вались не буржуазными, а феодальными, дворянскими идеологами. Ввиду фактической ошибочности такой оценки на дискуссии наряду с теми, кто прямо отстаивал тезис об "аристократической реакции", выступили философы М.Д.Каммари, Б.М.Кедров, Б.А.Чагой, Я.А.Мильпер, О.Л.Резников и др., которые предприняли попытку согласо­вать данники тезис с оценкой представителей классической немецкой философии как буржуазных, а не феодально-дворянских идеологов.

Тезис об "аристократической реакции" имел широкое хо­ждение в литературе конца 40-х и первой половины 50-х го­дов и отрицательно сказался на исследованиях истории фило­софской и политической мысли вообще, гегелевской "Философии права" в частности.

В 1947 г. вышла в свет работа А.А.Пионтковского "Уголовно-правовая теория Гегеля в связи с его учением о праве и государстве". Хотя это произведение, естественно, не свободно от ряда распространенных в те годы односторонних и ошибочных положений (о гегелевском учении как "аристократической реакции", апологии войны и колониаль­ной политики, о политической реакционности и контррево­люционной сущности воззрений Гегеля и т.п.), однако цен-

96 О недостатках и ошибках в освещении истории немецкой философии конца XVIII и начала XIX в. // Большевик.-1944.- N 7-8,- С.16-17.

97 Дискуссия по книге Г.Ф. Александрова "История западноевропейской философии" // Вопросы философии.- 1947.- N 1.- С.47.

ная сторона его состояла в содержательном анализе дей­ствительных проблем гегелевской философии права в их конкретно-исторической перспективе.

Во второй половине 50-х годов появляется ряд публика­ций, в которых были подвергнуты критике имевшие место ранее ошибки и недостатки при освещении взглядов класси­ков немецкой философии, в том числе Гегеля98.

Критика и преодоление ошибочной формулы об "аристократической реакции", неверной по существу и вред­ной как общеобязательная установка, благотворно сказались на всем советском гегелеведении и позволили от абстрактных оценок и характеристик, не опиравшихся на конкретный со­держательный анализ учения Гегеля, перейти к собственно исследовательской работе в данной предметной области.

Для современных исследований характерны углубленный интерес к методологическим проблемам философии Гегеля, тесная связь с актуальной тематикой современной филосо­фии и юриспруденции, с реальными социально-политическими и идеологическими явлениями современно­сти. Заметный рост удельного веса проблематики поли­тико-правового характера во всем современном мировом ге­гелеведении стимулировал как развитие юридического геге-леведения, так и усиление внимания советских философов к политическим, правовым, этическим аспектам гегелевского учения".

98 См.: Галанза П.Н. Об оценке учения Гегеля о государстве и праве ( К 125-летаю со дня смерти Гегеля) // Советское государство и право.- 1956.- N 9.- С. 10-26; Хлябич И. К вопросу об оценке философского наследства Ге­геля // Коммунист.- 1956.- N 17.- С.101-114; Пионтковскии А.А. Вопросы государства и права в философии Гегеля // Проблемы истории философской и социологической мысли XIX в.- М.- I960.- С.89-125; Он же. Политиче­ская оценка гегелевской философии права // VI Международный гегелев­ский философский конгресс.- М.- 1968.-С.4-11. В 1963 г. вышла в свет работа А.А.Пионтковского "Учение Гегеля о праве и государстве и его уго­ловно-правовая теория" (М., 1963), в которой материал прежней моногра­фии 1947 г. был переработан и дополнен с учетом новых условий и воз­можностей.

99 Эти вопросы освещались советскими философами как в общих, так и в специальных исследованиях, посвященных анализу социально-исторических « этических концепций Гегеля, генезису его взглядов, истории гегельянст-на. формированию марксизма, связи гегелевского учения с современностью. Имеются в виду работы А.В.Гулыги, Т.И.Ойзермана, А.И.Володина, 1> М.Кедрова, Э.В.Ильенкова, В.Ж.Келле, М.А.Кисселя, В.И.Шинкарука,

В советской научной литературе в последние десятиле­тия ставились вопросы политической характеристики геге­левского учения, его формирования и развития, проводился анализ соотношения философии права Гегеля с марксистской теорией государства и права, исследовался ряд кардинальных в методологическом и идейно-политическом плане гегелев­ских концепций (личность и государство, общество и госу­дарство, диалектика права и политики, конституционализм, разделение властей и правовое государство, воля и право, свобода-право-закон, мораль-нравственность-право, война и мир), а также освещалась специфика места и роли гегелев­ской философии в истории политических и правовых учений, проводился критический разбор истории гегельянства и со­временного состояния западного гегелеведения и т.д.100

Значительную роль в обогащении источниковой основы исследований философско-правовых воззрений Гегеля сыгра­ли перевод и издание на русском языке ряда политико-правовых работ Гегеля101.

Некоторые совместные исследования и публикации, ох­ватывающие проблематику философско-правового характера,

Ю.Ю.Вейнгольда, С.Ф.Одуева, Г.И.Ризза, В.В.Кешелавы, Н.И.Лапана, А.С.Богомолова, В.А.Малинина, Н.В.Мотрошиловой, И.А.Рау, А.Т.Дворцова, М.Ф.Овсянникова, М.А.Хевеши.

100 Кечекьян С,Ф. Гегель и историческая школа права // Правоведение.-1967.-N1; Керимов Д.А. Гегелевский метод восхождения от абстрактного к конкретному и процесс познания правовых явлений // Правоведение. -1971.- N 2; Маньковский Б.С. Учение Гегеля о государстве и современ­ность,- М.- 1970; Мамут Л.С. Гегелевская концепция соотношения госу­дарства и личности // Проблемы государства и права на современном этапе.-Вып. 7.- М.- 1973; Философия права Гегеля и современность.- М.- 1977, Керсесянц B.C. Гегелевская философия права: история и современность.-М.- 1974; Он же.- Гегель. М.- 1979; Он же.- Гегелевская диалектика поли­тики // Вопросы философии.- 1970.- N 8; Он же.- Диалектика внутренней и внешней политики в учении Гегеля // Взаимосвязь н взаимовлияние внут­ренней и внешней политики: Ежегодник Советской ассоциации политиче­ских наук.- М.- 1982; Он же.- "Философия права": диалектика объективно­го духа // Философия Гегеля: Проблемы диалектики.- М.- 1987; Туманов В.А. Гегель и современная буржуазная философия права // Проблемы госу­дарства и права.- Вып.П.- М.- 1975; Фельдман Д.Й., Баскин Ю.Я. Учение Канта и Гегеля о международном праве и современность.- Казань.- 1977; Щиглик А.И. Соотношение категорий "гражданское общество" и "государство" в "Философии права" Гегеля // VI Международный гегелев­ский философский конгресс.- М.-1968.

101 См.: Гегель Г.В.Ф. Политические произведения.- М.-1978.

были осуществлены гегелеведами СССР и Восточной Герма-

 

3.3. Марксистская философия права

Концепция Карла Маркса (1818 - 1883) и Фридриха Эн­гельса (1820 - 1895) в своей теоретической, в том числе фи­лософской, трактовке права отнюдь не отрицает его связи с социальными идеалами, нравственными нормами, культу­рой, равно как и необходимость ценностного подхода к праву, а также не считает право лишь функцией экономического процесса.

В противовес юридическому позитивизму, признающему реальность лишь позитивного права, марксизм считает пози­тивное право лишь вторичной реальностью, отражением ис­тинного положения дел, выражающегося в определенных общественных отношениях. Именно воля господствующего класса выполняет в марксизме роль естественного права. Так, один из весьма авторитетных теоретиков марксизма Карл Каутский (1854 - 1938) считал, что право и органы власти существовали еще задолго до возникновения классо­вого господства и присущи человечеству с самого его зарож­дения, и поэтому они не носят классового характера.

С марксистской точки зрения право как мера свободы определяется экономическими отношениями, в которых ко­ренится "правовая природа вещей", то есть социальная нор­ма, обладающая в силу своей объективной природы обще­обязательностью и требующая законодательного закрепле­ния. Известно, что правовые нормы возникают на опреде­ленном этапе исторического развития, когда образование но­вых общественных отношений приводит к перераспределе­нию собственности внутри общества, к ее сосредоточению в руках небольшой его части, то есть в условиях расслое­ния общества на классы, формирования частной собственно­сти. Различные позиции классов по отношению к средствам производства определяют характер отношений собственности, степень реальной свободы индивидов. Во все времена суще-

102 См.: Dialektik, Staat, Recht.- Berlin.- 1976; Vom Mute des Erkennens. Beitrage zur Philosophic G.W.F.Hegel. Hrsg. M. Buhl.- Т.1.- Oisenaan. Berlin.-1981.

ствовали все виды свободы, "но только в одних случаях - как особая привилегия, в других - как всеобщее право"103.

Марксистская философия права - это чрезвычайно ши­рокое направление философско-правовой мысли, богатое разнообразными внутренними школами. Среди этих школ одной из наиболее значительных является марксистско-ленинская философия права, разрабатывавшаяся в основном советскими философами и правоведами.

В основе марксистско-ленинской философии права ле­жит тезис о том, что право есть выражение и закрепле­ние воли экономически господствующего класса. Как и го­сударство, оно является продуктом классового общества. Его содержание носит классово-волевой характер. "Помимо того, - писали К.Маркс и Ф.Энгельс, - что господствующие индивиды при данных отношениях должны конструировать свою силу в виде государства, они должны придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона"104. Таким образом, возникновение и существование права объясняется необходимостью нормативного регулиро­вания общественных отношений в интересах экономически господствующего класса.

Марксистское учение видит сущность права в его классо­вости и материальной обусловленности. Отвергая буржуаз­ные представления о праве, Маркс и Энгельс писали: "Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, во­ля, содержание которой определяется материальными усло­виями жизни вашего класса"105. Экономическая обусловлен­ность права является важнейшим принципиальным положе­нием марксистской теории. Критикуя Прудона, считавшего произвол, усмотрение правителя решающей причиной эконо­мической жизни, Маркс отмечал: "Поистине нужно не иметь никаких исторических сведений, чтобы не знать того факта, что во все времена правители вынуждены были подчиняться экономическим условиям и никогда не могли предписьюать им закона. Как политическое, так и гражданское законода-

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.- 2-е изд.- Т.1.- С.55. Маркс К., Энгельс Ф.. Сочинения,-Т.3.-С.322. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.-Т.4.-С.443.

тельство всегда лишь выражало, заносило в протокол требо­вания экономических отношений"106.

Впоследствии положение марксизма о классово-волевом содержании права было перенесено нашей юридической наукой на отечественное право. Утверждалось, что в обще­стве, где отсутствуют антагонистические классы, в праве выражается воля всех дружественных классов и слоев обще­ства, руководимых рабочим классом. Тем самым подтвер­ждалась идея, что классовость права есть его постоянный и объективный признак.

Важный аспект марксистской теории права проявляется м критике социально-экономических взглядов Ф.Лассаля, которые базировались на социалистической идее обществен­ной собственности и равенстве распределения общественно производимого продукта. Будучи принципиальным против­ником частной собственности, считая ее основой эксплуата­ции человека человеком, Маркс, тем не менее, возражает Чассалю. В чем суть этих возражений? Маркс считал, что общество, вышедшее из недр частнокапиталистических от­ношений, на первоначальных этапах своего развития шервой фазе коммунизма) еще носит отпечатки прошлого. И если Лассаль говорит, что общественная собственность на основные средства производства позволяет производителям общественно полезного продукта получать то, что они зара-оотали (за вычетом того количества результатов труда, кото­рое идет в общественные фонды), и это означает "царство" равенства, то Маркс считает данное утверждение ошибоч­ным.

"Равное право", по мнению Маркса, здесь действительно имеет место, но это еще "буржуазное право", которое, как и всякое право, предполагает неравенство. Всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, ко-i орые на деле не одинаковы, не равны друг другу. Поэтому 'равное право" есть нарушение равенства и несправедли­вость. Такое неравенство заложено в физиологическом и со­циальном положении людей. В условиях, когда каждый должен отработать равную с другими долю общественного продукта, в экономически невыгодном положении оказыва­ются люди, которые в силу своего физического иди психиче-

ского состояния не могут быть равноправными участниками общественного производства и потребителями его благ.

Отсюда следует вывод, что при равном труде, при равном участии в общественном потребительском фонде один полу­чит на самом деле больше, чем другой, окажется богаче дру­гого. Чтобы избежать всего этого, право вместо того, чтобы быть равным, должно быть неравным, учитывать естествен­ное неравенство людей.

Конкретизируя положения Маркса, Владимир Ильич Ле­нин (1870 - 1924) пишет, что в первой фазе коммунистиче­ского общества "буржуазное право" отменяется не вполне, а лишь отчасти, в меру уже достигнутого экономического пе­реворота, то есть лишь по отношению к средствам производ­ства. "Буржуазное право" признает их частной собственно­стью отдельных лиц, а социализм делает их общей собст­венностью, и только в этой части "буржуазное право" отпа­дает. Но оно остается в своей другой части: в качестве регу­лятора распределения труда и распределения продуктов меж­ду членами общества108.

Такой "недостаток" марксистско-ленинская теория считает неизбежным в первой фазе коммунизма (после свержения капитализма), ибо люди сразу не научатся работать на обще ство без всяких норм права, поскольку для этого нет необхо­димых экономических условий. Других же норм, кроме "буржуазного1 права", нет. Право отмирает полностью тогда, когда общество осуществит правило: "от каждого по способ­ностям, каждому по потребностям", то есть когда люди на­столько привыкнут к соблюдению основных правил общежи­тия и когда их труд будет настолько производителен, что они добровольно будут трудиться по способностям109.

Таким образом, в соответствии с марксистско-ленинской концепцией в основе возникновения права, его функциониро­вания и неизбежного отмирания лежат классово-экономические причины.

Мировая наука и практика государственно-правовой жиз­ни общества не отрицает определяющей роли социальных и экономических факторов в возникновении и развитии права,

См.. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.- Т. 19.- С. 16-21. См.: Ленин В.И. Полк. собр. соч.- Т.ЗЗ.- С.94. См.: там же.- С.%.

однако рассматривается эта проблема с иных позиций. Если марксизм-ленинизм видит в праве средство закрепления воли и охраны интересов экономически господствующих классов, то представители других научных течений концен­трируют внимание на соотношение права и государства, пра­ва и личности. В их понимании права, правового регулиро­вания главное место занимает человек с его разнообразными интересами и потребностями, а не только противоположные интересы классов.

Классово-экономическая теория ограничивает жизнь права (как и государства) историческими рамками классового обще­ства. Она считает, что право - исторически преходящее явле­ние, которое необходимо обществу лишь на определенном этапе его развития. С исчезновением классов оно утратит полностью свою социальную ценность.

Марксистско-ленинская теория утверждает, что право -явление, производное от государства, в полной мере опреде­ляемое его волей. Провозглашая примат государства над пра­вом, марксизм вступает в противоречие с теорией правового государства, которая не отрицает ведущей роли в правотвор­честве, однако считает, что само государство должно подчи­няться законам, а не стоять над ними.

Несомненной заслугой марксистской теории является вывод о том, что право не может быть выше, чем экономи­ческий и культурный строй общества. Тем не менее, ее по­нимание права ограничено лишь классовым обществом, в котором государство является единственным творцом права, отвергающим естественные права человека и его активное участие в формировании правовой жизни общества. Совре­менная наука и практика общественного развития подтвер­ждают,     что в цивилизованном обществе право "господствует" над государством, определяет его структуру и формы деятельности, выступает постоянным объективным средством консолидации общества. Вне правового регулиро­вания общество существовать не может.

Следующий постулат марксизма о праве как "равном масштабе по отношению к неравным людям" в условиях ча­стной собственности и мировом масштабе к различным лю­дям" в условиях общественной собственности подтвердился только в своей первой части. Отношения, возникающие на основе всеохватывающей общественной (обезличенной) соб-

ственности, превращаются в тотальное нивелирование чело­веческих интересов, регулирование которых невозможно по­средством правовых законов. Право при таких экономических условиях превращается в свой антипод. Оно становится глав­ным препятствием на пути удовлетворения индивидуальных интересов личности.

Право выступает необходимым инструментом обеспече­ния экономической свободы индивида. Нравственные, рели­гиозные, и другие факторы, включаясь в сферу правового ре­гулирования, ориентируют и в значительной мере определя­ют направления экономического развития общества. В этой связи экономическая обусловленность права выступает как "подвластный фактор", обеспечивающий индивидуальные интересы людей, в том числе и экономические.

Право, если оно отражает объективные потребности об­щественного развития, является "беспристрастным" регуля­тором отношений производства и потребления. Его нравст­венные основы в цивилизованном мире учитывают и реали­зуют эти потребности в рамках дозволенного и запрещенного поведения участников общественных отношений.

Марксисты, пришедшие к власти в России в результате Октябрьской революции, заняли в большинстве своем четко нигилистические позиции в отношении государства и права. При этом они ссылались на К.Маркса и Ф.Энгельса, экстре­мистски и конъюнктурно интерпретируя их достаточно осто­рожные высказывания относительно судьбы государства и права после свершения пролетарской революции. Октябрь­скую революцию в России победители рассматривали как первый шаг всемирной пролетарской революции, которая су­лит человечеству совершенно новые основы жизни110.

Новый мировой общечеловеческий порядок должен при­нести с собой полное искоренение классовой, да, в сущно­сти, и всякой другой социальной борьбы. Вот что писал, например, известный деятель юстиции первых лет совет­ской власти А.Г.Гойхбарг: пролетарская революция "стремится в более или менее близком будущем заменить строй буржуазный, индивидуалистический строем социали­стическим, коллективистским. С полным обобществлением

110 Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. Учебник для вузов. -М,: Изд-во БЕК, 1996. - С.64-65.

сначала производства и обмена, а впоследствии и потребле­ния, с устранением ВСЯКОЕ борьбы между людьми на почве материальных средств существования откроется полная воз­можность беспрепятственного всестороннего развития чело­века, если угодно не как отдельной особи, а как органиче­ской части огромного целого, именуемого человечеством. Борьба из области отношений между людьми перенесется то­гда исключительно в область отношений между человечест­вом и природой""1. Революционные деятели той эпохи не считали возможным тратить время на строительство государ­ства и правовой системы России не только потому, что нуж­но было срочно делать мировую революцию, но и потому, что в основании нового строя, как они его себе представляли, праву места не было. Эту мысль тогда прямо и откровенно высказывали многие, но процитируем того же А.Г.Гойхбарга: "Храм буржуазного владычества - законода­тельство и его фетиш - закон; храм пролетарского и социа­листического мирового строя - управление, а его богослуже­ние - труд. Не случайно политические идеалы буржуазии во­площены в парламентаризме - правовом государстве. Социа­листическое же общение по смыслу своему является общени­ем для управления"112. Но что такое строй, где есть управле­ние и нет права, где людьми управляют не на основе закона? Многие из тех, кто проповедовал подобные взгляды, в том числе и сам А.Г.Гойхбарг, пострадавший от сталинских ре­прессий, впоследствии на собственном опыте убедились в па­губности теорий, пренебрегающих правом и законом в орга­низации общественных отношений.

Другим солидным источником правового нигилизма в первые годы советской власти явилась невероятно упро­щенная трактовка идеолого-критических установок марксиз­ма. Используя аргументы, которые К.Маркс и Ф.Энгельс выдвигали против иллюзорных идеологий вообще, некото­рые советские марксисты поспешили объявить и право иллю­зорным образованием, пустой идеологической формой, ли­шенной всякой материальности, всякого социального содер­жания. Право и юридическое мышление ненаучны, утвер­ждал В.В.Адоратский. "Право и государство, - писал он, -

вовсе не представляют из себя самостоятельных сущностей. Понятие о них, существующее в головах юристов и практиче­ских деятелей, - это идеи, являющиеся лишь звеньями в це­пи своеобразного процесса общественной жизни. Самое же явление, которое скрывается под этой идеей, под этой види­мостью, есть власть, вооруженная сила"113. Из представлений о ненаучном характере юридических идей и самого права вы­текала задача немедленного свертывания права, вернее, все­го того, что осталось от старого права и юридических отно­шений. "Всякий сознательный пролетарий, - писал А. Г. Гойхбарг, - знает..., что религия - это опиум для народа. Но редко, кто... осознает, что право есть еще более отравляю­щий и дурманящий опиум для того же народа"114. Ему вто­рил М.А.Рейснер: "Если право не "опиум для народа", то во всяком случае довольно опасное снадобье...""5. Тезис об ил­люзорном характере правовой идеологии, действительно входящий в идеолого-критический арсенал марксизма, был доведен до крайности - до отрицания юридической реально­сти вообще. Так, в "Энциклопедии государства и права", из­данной в середине двадцатых годов, утверждалось: "С точки зрения исторического материализма права как какой-то само­стоятельной силы, регулирующей общественные отношения людей, нет""6. Отсюда вывод: рабочий класс, поскольку он не нуждается в иллюзиях и сам никого не пытается вводить в заблуждение, должен отказаться от права как идеологиче­ской формы. Наконец, третьим теоретическим источником правового нигилизма явились некоторые особенности эконо­мической теории марксизма. Е.Б.Пашуканис, например, не считал возможным говорить о развитии пролетарского права, полагая, что отмирание категорий буржуазного права будет означать отмирание права вообще, то есть исчезновение

113 Адоратский В. О государстве (к вопросу о методе исследования).- М.-1923.- С.32.

114 Гойхбарг А.Г. Несколько замечаний о праве // Советское право.- 1924.- N 1.- С.З; он же. Основы частного имущественного права.- М.- 1924.- С.7.

115 Рейснер М.А. Право, Наше право, чужое право, общее права.- Л.- М.-1925.- С.35-36.

116 Энциклопедия государства и права.-1,1.- М.-1925-1926.- С. 14.

юридического момента в отношениях.людей"7. Основанием для такого вывода служило понимание юридического отно­шения как особой стороны, разновидности отношений обме­на. Были и другие попытки доказать, что пролетарское пра­во есть лишь отмирающее буржуазное право, что социали­стическая революция берет курс на свертьюание правовой формы"8. Такого рода настроения довольно долго преобла­дали в специальной юридической литературе. Не случайно П.И.Стучка в 1930 г. с сожалением констатировал: "Основ­ным мотивом для трактовки права у нас остается мотив по­хоронного марша""9. Однако были и жизнеутверждающие мотивы, между прочим в работах самого П.И.Стучки.

Отход от жесткой нигилистической линии, имевшей, ка­залось, теоретическую поддержку со стороны марксизма, и поворот к праву начинались с большим трудом и поначалу были очень медленными. Во время Гражданской войны и во­енного коммунизма П.И.Стучка, в то время один из руково­дителей наркомата юстиции, заявил, что "никаких твердых законов быть не может, так как только движение постоян­но", и вообще "диктатура пролетариата как-то плохо вяжется со словом "писаный закон"120. А между тем законы издава­лись, декрет следовал за декретом, и новая власть требовала, разумеется, их четкого исполнения. Оказалось, что без права невозможно вернуть жизнь общества в нормальную колею, не говоря уже о создании новых социальных форм. Идеоло­гический запрет на поиски новых определений права нару­шили юристы-практики, в числе которых был и П.И.Стучка. Ему принадлежит первое советское определение права: "Право - это система (порядок) общественных отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охра-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.