Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 39 страница



Теорию институционализма наиболее успешно разраба­тывал Морис Ориу (1859-1929), который извечную пробле­му противоположения интересов индивида и государства ис­толковал в духе христианского коллективизма первых его ве­ков, однако сделал это с некоторыми новациями, обуслов­ленными современной социально-исторической ситуацией. Теория институции, понимаемой как учреждение, установле­ние или же некая коллективность, отказалась от использова­ния договорной теории (концептуального ядра либеральной теории) и от командно-административной законности социа­листов и выдвинула ряд принципиально новых положений, которые получили затем весьма широкое популистское упот­ребление.

Под институциями понимаются в данном случае первич­ные элементы, из которых состоят политическая и социаль­ная структуры общества. Институция (институт), по разъяс-

нению Ориу, это всякое длительно существующее объедине­ние людей или обстоятельств социального характера (брак, семья, война, революция и т.д.). Институция не есть резуль­тат материальной деятельности, это скорее "организующая идея", некое представление о цели, которую желают или вы­нуждены достигнуть.

В такой трактовке видны следы влияния дюркгеймовской социологической теории, в которой есть близкая по смыслу категория "коллективных представлений" (аналогичная "организующей идее" институционалистов). После второй мировой войны идеи институционалистов ожили в кон­цепциях "диффузии власти", "плюрализма", "полиархии" и др. Институционализм не признает монополии государст­венно-властных учреждений на изготовление правовых норм; он исходит из предпосылки, что право коренится в обществе (в общественных институтах и их нормах). По этой логике всех правоведов можно поделить на две категории - на мони­стов (лишь государство имеет правотворческую компетен­цию) и плюралистов (каждая социальная группа в прин­ципе имеет "свое право"). Такова позиция А.Леви-Брюля, знаменитого французского этнографа и правоведа, который традиционную иерархию источников права представляет в виде новой триады: "созидающий обычай - закон - судьи". А в самом праве самыми существенными он считает такие черты: оно есть совокупность правил, требований; оно уста­навливается каждой социальной группой; оно находится в процессе непрерывных изменений.

Концептуальная основа теории институции восходит к идее равновесия, которую Монтескье в свое время положил в основание своей теории разделения властей. Суть ее состоит в том, что правопорядок пытаются уподобить системе физи­ческого равновесия сил и всю жизнь современных государств представить себе как "бесчисленные социальные равновесия, соединенные в сложную и запутанную систему" (Н.Н.Алексеев). Одной из таких систем равновесия и явля­ются отношения правовые. Идея права в основе своей яв­ляется идеей порядка, и юристы старой юриспруденции смотрели на этот порядок как на нечто предустановленное самим божеством. В отличие от них представители теории институционализма уже не признают предустановленного порядка в структуре общества. "Мы верим только, что суще-

ствует здесь определенное направление, являющееся для об­ществ линией их прогресса,- писал в этой связи М.Ориу в ра­боте "Принципы публичного права" (1910). - Существует со­циальный идеал и существует порядок вещей... но он не пре­дустановлен, он рождается".

Предметом публичного права, согласно М.Ориу, являет­ся государственный режим правления, который олицетворя­ет собой государство, то есть режим одновременно полити­ческий, экономический и юридический, но также режим, ко­торый "овладевает нацией, видоизменяет ее, налагает на нее определенную форму и становится средой, в которой сущест­вуют индивиды".

Гражданская жизнь составляет объект воздействия госу­дарственного режима и характеризуется, согласно концепции Ориу, разделением между политической властью и частной собственностью, которые в первичных, догосударственных формах организации нации "всегда бывают слиты вместе". Это разделение является на стадии функционирования госу­дарственного режима основой одновременно и политической власти, и свободы. Такое разделение происходит путем двух параллельных процессов - централизации права и централи­зации политической власти.

Централизация национального (общегосударственного) права сводится к тому, что установление правовых норм и санкций становится делом центральной политической власти и осуществляется отделенной от частной собственности пра­вительственной властью, т.е. судебной и административной. В отношении норм права юридическая централизация проис­ходит следующим образом. Она возникает из замены обычая писаным законом. Публичная власть участвует в формальной процедуре установления закона и не участвует в установле­нии обычая. Писаный закон приносит с собой устойчивость положения, сильно отличающуюся от устойчивости обычно­го права, поскольку она "совместима с большей долей под­вижности, а следовательно, и с большей суммой общих сво­бод, так как свобода не обходится без некоторой возможности изменений". Писаный закон, подобно обычному праву, пре­тендует на вечное употребление, однако он может быть из­менен решением правительства путем сравнительно ускорен­ной процедуры, в то время как "в распоряжении какой либо социальной власти не существует никакой такой процедуры,

путем которой обычай мог бы быть изменен в обычном по­рядке".

Правовые отношения с точки зрения выполняемых ими социальных функций предстают областью социального мира, в котором уравновешиваются враждебные и противополож­ные интересы людей, социальных групп и классов. На­стоящий мир, национальный или интернациональный, всегда является миром, основанным на праве. Право урав­новешивает вечную противоположность между личностью и обществом. Каждая правовая система распределяет все права между личностью и обществом и создает право индивида, с одной стороны, и право общества - с другой.

Это распределение создает социальный антагонизм и в то же время создает систему равновесия. Возникший таким образом правопорядок уравновешивает в каждом обществе не только противостояние индивида и общества, но также мно­гие другие системы общественного быта - быта гражданско­го, публичного, коммерческого, военного и др. Все эти формы быта находятся, согласно Ориу, в состоянии равно­весия, причем гражданский быт образует как бы центр всей системы, ядро притяжения, вокруг которого вращаются ос­тальные. Система правового равновесия имеет одну харак­терную особенность - она в своем воздействии универсальна. Она не только стремится уравновесить власть, как это имеет место в системе политического равновесия, или только инте­ресы, как это имеет место в экономических отношениях, она охватывает и власть, и интересы, и все другие области соци­альной жизни.

Ориу не вполне разделяет позицию Дюги в вопросе о не­отчуждаемых правах человека и выстраивает другую аргу­ментацию. Право собственности на недвижимость или на землю является "естественно вечным, так как сама возмож­ность уничтожения вещи длится вечно". Положение Декла­рации прав 1789 г. о том, что "собственность является не­прикосновенным и священным правом" (ст. 1.7), адресовано, прежде всего, администрации и вызвано тем, что собствен­ность - эта главная основа режима - долгое время недос­таточно охранялась правительством. "В течение целых веков собственность подвергалась конфискациям или экспроприа-циям без возмещения".

Для правопонимания Ориу характерно различение право­порядка и правового строя. Правовой порядок имеет целью ввести с помощью некоторых процессов и специальных про­цедур меру справедливости в примитивный порядок вещей. При этом правовой порядок отделим от политического по­рядка вещей. Правовой порядок может осуществлять спра­ведливость в политических учреждениях не иначе, как вводя в них правовые состояния. При этом необходимо, чтобы правовые состояния устанавливались сами собой. Так, на­пример, публичному праву присущи известный публично-правовой порядок вещей и известное положение институтов, которые в совокупном взаимодействии "упорядочивают об­ласть публичных отношений в целях свободы и справедливо­сти". Первый прием, с помощью которого правовой порядок вводит справедливость в существующее положение вещей, -превращение фактических состояний в правовые состояния. Так как в публичном праве факт часто является результатом силы, то это создает проблему превращения результатов си­лы в правовые состояния. Эта проблема нашла своеобразное разрешение ("софистическое разрешение") в немецкой пого­ворке "сила создает право".

Софизм здесь в том, что складывается впечатление, буд­то результаты применения силы сами собой, без каких-либо превращений и без вмешательства других (помимо самой си­лы) элементов становятся формами правовых состояний. На самом деле результаты силы получают форму права только путем их дальнейшего превращения и легитимации (узаконения). При этом главным фактором такого узаконе­ния становится "спокойное и длительное существование", поскольку только такое положение вещей заставляет предполагать, что "состоялось приспособление или принятие этого положения, которое таким образом становится инсти­тутом, существующим уже не вследствие действия силы, а самостоятельно. Само это предположение покоится на посту­лате, что окончательно утвердиться в обществе может только то, что стало добрым и справедливым, так как добро более устойчиво и прочно, чем зло".

Второй прием юридической техники, имеющей целью введение справедливости, состоит в персонификации соци­альных институтов. Человеческому сознанию свойственно чувство справедливости. Однако в социальных группировках

выявляются обычно столь примитивные коллективные силы, что управление ими ускользает от индивидуальных сознаний даже правящих лиц. Дело облегчается тем, что коллектив­ные силы сами организуются "наподобие личности" и делают возможным управление ими. Они подчиняют свои прояв­ления настолько разумным процессам, что индивидуаль­ным сознаниям делается легко воздействовать на них "в на­правлении справедливости". В этом, собственно, и состоит секрет "персонификации социальных институтов". Могут возразить, что это антропоморфизм в изображении социаль­ных явлений. Ориу соглашается, но говорит при этом, что такой антропоморфизм "дает благие результаты, которые со­стоят во внесении гуманности в социальные институты, су­ществующие ради человека".

 

АМЕРИКАНСКАЯ Социологическая юриспруденция наи-СОЦИОЛОГИ- большее распространение получила в США, где она сосуществовала и конкури­ровала с аналитической юриспруденцией и естественно-правовыми направлениями. Для развития социологической юриспруденции в США большое значение имеют, с одной стороны, теоретические разработки в социологии права, а с другой - постепенная раз­работка целостной специфической системы методов эмпири­ческого социологического исследования.

Основателем и главным представителем американской социологии права считается Роско Паунд (1870-1964). Р.Паунд начал разрабатывать новую проблематику еще в пер­вой четверти века и в конце своего творческого пути су­мел свести воедино свои разработки в пятитомной "Юриспруденции" (1959). Суть нового подхода в социоло­гии права была охарактеризована самим Паундом как "инструментальный прагматический подход" к изучению права, причем само право стало восприниматься преимуще­ственно как "инструмент социального контроля". Поскольку дело контроля связано так или иначе с урегулированием и координацией поведения и социального взаимодействия за­конопослушных граждан, то для самой юриспруденции наи­более подходящим названием стало название "юридическая социальная инженерия", авторство которого также приписы­вается Паунду.

Именно благодаря Паунду, в США социологический под­ход был назван инструментальным, и это название имеет свои глубокие теоретические основания. Во-первых, этот подход по-новому понимает главную задачу правовой теории: сформировать по возможности непротиворечивую систему правовых представлений, что позволило бы как должност­ным лицам, так и рядовым гражданам использовать право более эффективно, тогда как господствовавшие в то время позитивизм и аналитическая юриспруденция делали упор на логику саморазвития права.

Кредо инструментализма заключается в сугубо утили­тарном подходе к использованию законодательства как сред­ства регуляции экономической деятельности и социальных процессов. Правовые нормы и институты рассматриваются прежде всего сквозь призму эффективности при достижении целей, поставленных верховной властью, причем сама эф­фективность, по мнению прагматиков-инструменталистов, должна изучаться в ее социальном преломлении как степень достижения общеполезных целей при минимуме затрачен­ных средств и усилий.

Инструментальный подход оказался в наибольшей мере ориентированным на использование современной техники управления, а именно, на более рациональное и гибкое применение информатики, счетно-решающих устройств, установление более эффективных средств контроля за пове­дением, в частности, отклоняющимся, использование социо­логического инструментария для проверки эффективности норм как на стадии правотворчества, так и на стадии право-реализации.

Стремление к натурализации исследуемых правовых про­цессов и явлений, свойственное современному социологиче­скому подходу, в ряде случаев приводит к механическому операционализму в понимании действия правовых механиз­мов и, как следствие этого, недооценке роли преобразова­тельной деятельности человека в совершенствовании соци­альных, и, в частности, правовых, отношений в обществе.

Паунд поставил вопрос об исследовании права в "действии", в его социальном контексте, а не так, как "это выглядит в книгах и кодексах". Паунд придерживался мне­ния, что право необходимо рассматривать как средство со­циального контроля. Он рассматривает социальный кон-

троль в духе социологической теории социального контроля. Кроме того, Паунд указывает, что задачей социологии права является выявление и анализ социальных результатов зако­нодательства, а также общественных изменений, которые обусловливают изменения в законодательстве. Паунд под­черкивает необходимость соответствия правотворчества эко­номическими факторами в обществе. Он обращает внимание и на необходимость изучения деятельности юристов и осо­бенно судей, от которых зависит реализация права.

Под правом в действии Паунд понимает три взаимосвя­занных его проявления в социальной жизни, доступные эм­пирическому наблюдению и изучению,- правопорядок, сово­купность предписаний и правоприменительная деятельность в суде или администрации. Цель права состоит в примирении и гармонизации сталкивающихся и перекрещивающихся ин­тересов и требований. Паунд составил весьма пространную таблицу этих интересов и увязал их с набором ценностей и постулатов современной цивилизации. Взятые все вместе, эти интересы и требования обеспечивают, должны обеспечи­вать "защиту интересов" с помощью права.

Ценности и постулаты изображены Паундом как идеаль­ные вечные начала. Согласно его обобщению, человек, на­ходящийся в цивилизованном обществе, может и должен ис­ходить как из данного, уже наличествующего, что он вправе пользоваться всем, что ему принадлежит в качестве создан­ных его собственными руками плодов (и в силу иных право­мерных причин и обстоятельств), что все люди в его окру­жении будут в общении с ним поступать добросовестно и возвращать необоснованно полученное, что никто не будет совершать поступков, влекущих за собой повышенный риск дли окружающих, и т.д. и т.п. Все эти постулаты Паунд весьма высокопарно объявил "юридическими постулатами цивилизованного общества", но добавил при этом, что в со­временном индустриальном обществе возможны и новые тенденции и связанные с ними постулаты- о более терпимом отношении к "неудачникам", об их поддержке в трудную ми­нуту и т.д.

Такова идеализированная схема ценностей и интересов общества, которое позднее назовут "состоянием всеобщего благоденствия" и которое все же не вполне оправдывает такое название, поскольку в нем помимо изобилия потребитель-

ских товаров и услуг существует явно выраженная социаль­ная стратификация, система всеохватывающего контроля, не­однозначное влияние "четвертой власти" в виде средств мас­совой информации и др.

Сама концепция права как инструмента социального контроля была в основных чертах разработана скандинав­ским социологом Э.Россом и помимо концепции Паунда ста­ла структурным компонентом множества социологических концепций права, общества и политики. Своеобразие пози­ции Паунда состояло в оценке роли важнейших из традици­онных средств социального контроля (обычай, мораль, ре­лигия и право), которые на начальных стадиях не были от­дифференцированы друг от друга, со временем сильно обособились и стали по-разному совместимыми с обШест-венным и политическим бытом. В Средние века преобладали мораль и религия, которые в то же время плохо совмеща­лись с урбанизацией и патриархальным бытом. В современ­ном обществе, согласно Паунду, важнейшим средством со­циального контроля стало право и такой контроль стал функ­цией государства, которое осуществляет его через право.

Идея социального контроля при помощи права предпола­гает, что право должно быть по крайней мере стабильным (оно, говоря словами Паунда, должно быть "фиксированной основой для регулирования человеческой деятельности"), од­нако постоянные изменения условий жизни общества требу­ют постоянных поправок, следовательно, "правовой порядок должен быть настолько же изменяемым, насколько ста­бильным". Он должен постоянно "пересматриваться в соот­ветствии с изменениями в общественной жизни, которую он должен регулировать".

В этом обобщении схвачена одна из действительно встре­чающихся в жизни антиномий (стабильность-изменяемость). Од на - ко возможны и другие варианты. Американский пра­вовед В.Фридмэн антиномию "стабильность и изменяемость" поставил в один ряд с антиномиями "коллективизм и инди­видуализм", "демократия и автократия", "национализм и ин­тернационализм", "интеллект и интуиция", "индивидуум и универсум".

Творчество Паунда отмечено явными чертами эклектики. Так, выстраивая таблицы "достойных интересов", он не ука­зывает, что эта тема идет от Йеринга и "юриспруденции ин-

тересов" начала XX в. В 50-х гг., отдавая должное тенден­ции "возрожденного естественного права", он выдвигает компромиссную конструкцию "позитивного естественного права". На возвышение авторитета школы американских правовых реалистов с их различением "действительного пра­ва" и "вероятного права" он отреагировал концепцией "юстиция без права", где признал возможность свободы пра­вового усмотрения не только за судьей, но также и за адми­нистративными учреждениями.

Под влиянием Р.Паунда находились его приверженцы: О.Холмс, Л.Брендейс, Б.Кардозо (бывшие члены Верховного суда США). Предпосылки для создания новой школы были заложены в Европе Е.Эрлихом и 3.Россом, их концепцией "живого Права". Кроме того, она впитала в себя идеи Р.Йеринга и А.Смолла об индивидуальных и социальных ин­тересах, учение французских солидаристов, "социальную психологию" и основывающийся на ней "социальный поря­док" Л. У орда.

Большинство основоположников социологической юрис­пруденции по складу своего мышления были реформатора­ми, сторонниками преобразований в социально-правовой сфере. В их программу входило преодоление формализма в теории и борьба с консервативными взглядами на роль права в жизни общества. Не случайно именно в недрах социологи­ческого подхода зародились такие течения, как популизм, прогрессизм и "новый курс" времен Ф.Рузвельта. Становле­нию новых взглядов на инструментальную ценность права способствовало развитие и обособление социальных наук, а также использование новых технических средств в эмпириче­ских исследованиях права и правовой действительности21.

С практической стороны американская школа социологи­ческой юриспруденции ориентировала теорию права на то, чтобы рассматривать судебную деятельность как искусство22.

Этот лейтмотив -затем был подхвачен еще более экстре­мистским направлением в социологической юриспруденции -школой "правового реализма", представители которой счи­тали искусством не только судебную деятельность, но и все

21 Казимирчук В.П., Кудрявцев В.Н. Современная социология права. Учеб­ник для вузов.- М.: Юристь, 1996.- C.29I.

22 Боботов С.В. Буржуазная социология права.- М.: Юридическая литера­тура, 1978.- С.20.

правовое мышление, где господствует якобы не логика и ра­циональная система, а эмоции и интуиции.

Выдвинув постулат о том, что развитие и применение правовых установлений определяется не столько логикой и силлогическими суждениями, сколько интуицией и опытом лиц, применяющих право, Р.Паунд, О.Холмс и др. пришли к выводу о том, что судебная практика выступает не только в качестве критерия оценки действенное правовых норм; под ее влиянием изменяются и сами методы познания правовых яв­лений. Прагматики-инструменталисты отвергли дедуктивный метод, заменив его методом индуктивным, применение ко­торого в судебной деятельности предполагало выяснение того конкретного результата, который должен наступить в связи с принятием соответствующего судебного решения. И лишь по этому эффекту, который произведет то или иное решение су­да, можно судить и о ценности самой правовой нормы. Р.Паунд и его последователи оценивали право с позиций эм­пирического опыта, интуиции и целесообразности, при этом субъективное усмотрение судей рассматривалось ими как ре­шающий критерий правомерности того иди иного поступка, его соответствия требованиям закона.

Вывод, к которому пришли прагматики-инструменталисты, имеет далеко идущие последствия в от­ношении концептуальных подходов к решению проблем за­конодательства и правосудия. Ратуя за расширение су­дейского усмотрения в процессе толкования применяемых норм, сторонники инструментального подхода признают за судебной властью и право нормотворчества по собственной инициативе, так как в действительности то, что творит суд, и является правом, поскольку нормативный материал в их представлении далеко не исчерпывает права и правопримени­тельные органы призваны его дополнять, учитывая растущую сложность общественных отношений. Позднее это исходное положение целиком легло в основу концепций "судейского права"".

Точка зрения О.Холмса, согласно которой практическая целесообразность играет определяющую роль в судебных ре­шениях, при последовательном развитии приводит к выводу, что конкретно лишь то право, которое заключено в судеб-

ных решениях, что правосознание судьи должно основы­ваться не на точном и строгом соблюдении закона, а на вы­яснении того, насколько целесообразен данный закон, и сле­дует ли вообще его применять. По существу, такое решение вопроса означает, что мнение лиц, применяющих закон, ста­вится выше конституции.

РУССКАЯ СОЦИОЛОГИ­ЧЕСКАЯ ЮРИС­ПРУДЕНЦИЯ

В начале XX столетия социологическая юриспруденция приобрела своих сторон­ников и в России. Под ее очевидным влиянием находились такие представите­ли правовой мысли, как С.М.Муромцев и Г.Ф.Шершеневич. Но наиболее близи к ее идеям оказались Н.С.Тимашев, Г.Д.Гурвич и П.А.Сорокин. Все они в 20-е го­ды эмигрировали из России, став видными американскими и французскими социологами.

Николай Сергеевич Тимашев (1886-1970) - социолог, правовед и историк общественной мысли, профессор юрис­пруденции в школе экономики Петроградского политехниче­ского института (1916-1920). В 1921 он эмигрировал из Рос­сии и стал профессором Пражского университета (1922-1927), затем профессором Славянского института в Сорбонне (1928-1936), а затем переехал в США, где был профессором Форд-хемского (1940-1957) и Гарвардского (1940-1945) университе­тов.

Согласно Тимашеву, правовая система - это измери­тель, показатель и основной "рефлектор" социальной систе­мы и ее изменений. Общественные системы различаются в той мере, в какой различаются их правовые системы. Право как социальное явление возникает при слиянии двух фактов (которые, в общем, могут существовать независимо друг от друга): во-первых, наличие в каждой длительно сущест­вующей социальной группе такого порядка, который может быть выражен в правовых нормах и который через по­средство сложных механизмов делается обязательным для членов группы; во-вторых, наличие социальной власти24. Рассматривая структуру правовой нормы, Тимашев подчер­кивает ее параллелизм с тенденцией заученного поведения.

24 См.: Тимашев Н. Развитие социологии права и ее сфера // Беккер Г., Бесков А. Современная социология права.- М.- 1%L- C.488.

В 30-х гг. на базе традиции институционального правового плюрализма была сформулирована концепция "социального права", автором которой стал Георгий Давидович Гурвнч (1894-1965), который вначале преподавал в Томском и Петро­градском университетах, в 1920 г. эмигрировал, затем рабо­тал в университетах Праги, Тюбингена, Бордо и Страсбурга, а с 194$ г. возглавил кафедру социологии в Сорбонне. Вопло­щением социального права Гурвич считал социальное зако­нодательство (сам термин был предложен в 60-х гг. XIX в. О.Гирке). Социальное право в более поздних толкованиях Гурвича - это право, зафиксированное в высших формах об­щественного взаимодействия людей, это "социабельное пра­во", которое содействует объективной интеграции в межлич­ностных отношениях. В отличие от индивидуалистического права оно основано на партнерстве, и потому оно является правом, нацеленным на взаимопомощь, на решение общих задач, на установление мира, в то время как индивидуали­стическое право в прошлом и настоящем - это право войны, конфликтов, разобщенности. Поскольку социальное право основано на доверии, оно не может быть установлено извне: оно действует как бы изнутри данной социальной среды и в этом смысле оно есть автономное право. Его параметры за­даны не "чистой нормой" нормативистов, не субъективными представлениями лиц и не объективированным фактом, а "непосредственным юридическим опытом", который фикси­руется в коллективных документах. Последние Гурвич име­нует "коллективными актами признания" определенных ценностей (Юридический опыт и плюралистическая филосо­фия права. 1935).

Коллективные акты признания - это спонтанный, кол­лективный "выбор ценностей", это способ прояснения кол­лективных представлений, коллективной ментальности (умонастроений). Коллективность эта может включать в себя большие группы - целые классы, и тогда возникает "крестьянское право", "пролетарское право", "буржуазное право". Все эти разновидности пребывают в состоянии кон­курентного соперничества, причем каждое из них стремится взять верх, в том числе занять доминирующее положение в государственном правопорядке. Возможно также состояние "юридического равновесия" между, скажем, "групповой

Еще одна разновидность юридического институционализ-ма была выдвинута и обоснована Питеримом Александрови­чем Сорокиным (1889 - 1968). Своеобразие ее заключалось в том, что данная институция в рамках плюрализма права не сама выступает главным и конституирующим элементом группы людей и права этой группы, а правовая норма обра­зует ядро, скелет, сердце и душу всякой организованной групШ или института. Таким образом, семья, государство, церковь, партия или профсоюз, а также школа, универси­тет, даже организованная группа преступников представля­ют на практике всего лишь "объективацию и олицетворение правовых норм и правовых убеждений всех или решающего большинства группы".

В России Питерим Сорокин оставил малоизвестную рабо­ту под названием "Элементарный учебник общей теории пра­ва в связи с учением о государстве", изданный в 1919 году Ярославским Кредитным Союзом Кооперативов, где автор излагает собственное видение общей теории права. Он счи­тал, что под общей теорией права разумеется наука, зани­мающаяся изучением определенного вида общественных яв­лений - явлений правовых. Есть множество дисциплин, изучающих теоретические аспекты практического права: тео­рия гражданского, уголовного, государственного и других отраслей права. Каждая из этих наук изучает "специальный вид права - право как видовое, а не как родовое явление". Общая же теория права ставит своей задачей изучение права как родового явления, то есть наиболее общих родовых при­знаков, свойственных всем правовым явлениям: праву госу­дарственному, гражданскому, уголовному и всем другим от­раслям права.

В связи с указанными соображениями главную задачу общей теории права Питерим Сорокин формулирует следую­щим образом:

1) определить правовое явление;

2) описать его основные признаки;

3) классифицировать виды права;

4) закономерности происхождения и развития права;

5) исследовать основные законы правовой эволюции в связи с учением о правовом идеале;

6) изучить основные общественные функции права и его социальную роль.

Исследователи обнаруживают у Гурвича и Сорокина стремление сочетать институционализм с психологической теорией права Петражицкого, в особенности с его трактовкой множественности источников права, которая во многом сов­падает с идеями "правового плюрализма".

На почве критики старых законов после Октябрьской ре­волюции социологический подход пропагандировался и в марксистской теории права (например, взгляды П.И.Стучки). Утверждались совершенно новые общественные связи, и их спешили объявить правовыми, самим правом. Но поскольку в то же время издавались декреты советской власти и ставить их под сомнение в качестве права марксистские политические деятели не могли, то правом объявлялись одновременно и новые законы, и новые отношения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.