Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 36 страница



ливости. Право подобно цивилизации есть в целом "эманация" бессознательных, анонимных, постепенных и ир­рациональных сил, действующих в жизни каждой особенной нации. "Право растет вместе с ростом народа и набирает силу вместе с силой народа, и, наконец, умирает, когда нация те­ряет свою индивидуальность"4.

С точки зрения Г.Пухты, бесполезно искусственно конст­руировать и произвольно предлагать обществу ту или.иную придуманную правовую систему. Созданная отдельно от са­мой истории жизни народного духа, не наполненная им, она не может быть привита обществу. Как частям живого орга­низма, как ветви целостной культуры народа правовым ус­тановлениям свойственна органичность, которая выраэйает-ся, помимо прочего, и в том, что стадии и ритмы развития права совпадают с ходом эволюции народной жизни. "...Этим органическим свойством право обладает также ив своем поступательном движении; органической является и преемственность правовых установлений. Выразить это мож­но одной фразой: право имеет историю".

Правовое состояние, отмечает Гомайер, основывается только на общем духе народа. "Поэтому, как только дух на­рода поднимается на более высокую ступень, все моменты государственного устройства, связанные с предыдущими ступенями, теряют свою устойчивость; они должны рух­нуть, и не существует силы, способной их удержать"5. Бес­смысленно навязывать народу государственные формы и со­ответствующие им нормы положительного права, к которым он не пришел в своем собственном развитии, ибо государст­венный строй - дело состояния этого внутреннего духа. Ра­зумеется, можно найти сколько угодно примеров разитель­ного несоответствия между одним и другим, но в этих случа­ях нет оснований говорить о государстве как органической целостности: оно тогда внутренне разделено и разобщено и существует главным образом благодаря чистой силе и грубо­му принуждению.

Историческая школа права, несомненно, права, если применять ее концепцию, например, к истории англо­саксонского права, которое действительно выросло из обы-

4 Цнт по: Bodenheitner E. Jurisprudence. The Philosophy...- P.72.

5 См.: Гегель Г.В.Ф. Философия права.- М.: Мысль, 1990.- С.379.

чая почти незаметно, благодаря смене поколений. Однако достаточно уже самого поверхностного взгляда на историю, например, мусульманского права, как сразу становится яс­но, что постепенность и незаметность является здесь ред­чайшим исключением. Почти во всех случаях установление мусульманского права происходило взрывным и насильст­венным путем - через завоевания и революции. Что бы могли сказать по поводу общезначимости схемы историче­ской школы права, например, персы, которым после тыся­чи лет автономного развития собственных обычаев и право­вых устоев в течение какого-нибудь десятка лет была навяза­на совершенно новая система права?

Историческая школа права, отождествляя положительное право с обычаем, сводя первое ко второму, в частности, тот факт, что положительное право включает в себя и право го­сударственное, которое относится к форме политического устройства, тогда как обычаи относятся исключительно к культуре народа. Они коррелируют, но не совпадают, и есть десятки исторических примеров из жизни почти всех наро­дов, когда положительное право вместе с соответствующей формой государственного устройства шло вразрез с обычаями народа, с его религией, культурой, когда между ними была пропасть, которая сужалась лишь в процессе долгой и мучи­тельной социальной борьбы, так и не достигая никогда пол­ного слияния вследствие невозможности такового.

Все это выявляет проблему коллизий обычая и права, или, что, по сути, то же самое, проблему правовой культуры. Данная проблема может быть сформулирована в виде двой­ного вопроса: принято ли следовать праву, и соответствует ли обычай закону? Именно ответ на первый вопрос составляет, как правило, меру правовой культуры: насколько принято соблюдать закон, настолько высока правовая культура. По­этому вопрос о правовой культуре является чистой фикцией, поскольку исчерпывается отношениями между обычаем и правом. Именно это приводит западных, особенно англо­саксонских, исследователей к иллюзии, согласно которой англосаксонская правовая культура является эталоном, с ко­торым можно сравнивать правовые культуры других народов. Все дело в том, что англо-саксонское право выросло как раз из обычая, поэтому в Англии законно именно то, что при­нято, а значит, абсолютно принято соблюдать закон. Обы-

чай, главным гарантом которого выступает общественное мнение, далеко не всегда гармонирует с правом, главным гарантом которого является чистая сила. Поэтому в ряде стран общественное мнение находится не на стороне права. У англосаксов же общественное мнение, ввиду совпадения со­держания права и обычая, целиком на стороне права. Поэто­му они считают себя такими высококультурными в правовом отношении людьми, на которых должны равняться все ос­тальные. Но уже древние греки, на которых без зазрения со­вести равняется вся Европа, не могли бы похвастаться высо­той своей правовой культуры, о чем свидетельствует выше­упомянутая коллизия, изображенная а "Антигоне". Эта, коллизия, между тем, спровоцировала возникновение кон­цепции естественного права, ставшей господствующей фило-софско-правовой доктриной в Европе почти на две тысячи лет. Можно ли на этом основании упрекнуть древних греков, подаривших миру, кроме того, и идею демократии и множе­ство иных классических политических и правовых идей, в низкой правовой культуре?             :>

Что же касается законности тех или иных обычаев, тот этот вопрос решается в отношении конкретных систем пози­тивного права. Например, в современной России к большин­ству традиций, ритуалов и обрядов право индифферентно. В то же время оно опирается на привычные формы поведения, а в ряде случаев закрепляет их в своих нормах. В частности, имеющий высокую общественную значимость ритуал приве­дения главы государства, судей конституционного суда к присяге, регламентируется нормами Конституции и феде­рального конституционного закона (в Российской Федерации эта процедура предусмотрена ст. 82 федеральной Конститу­ции и ст. 10 закона "О Конституционном Суде РФ"). Те же обычаи, которые противоречат закону, квалифицируются как правонарушения. Таковыми, в частности, уголовный за­кон признает преступления, связанные с пережитками мест­ных обычаев (ст.ст. 231-235 УК РФ).

Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право. Обычаи существовали задолго до появления правовой формы общественного бытия и с появлением последней не исчезли, а вошли в нее органи­ческой частью, но отнюдь не слились механически с положи­тельным правом, не трансформировались в него, а продол-

жают жить своей самостоятельной жизнью, сосуществуя с ним, взаимодействуя и взаимовлияя друг на друга. Ряд тео­ретиков и философов права склонны соединять воедино под одной рубрикой право (в том числе позитивное) и обычаи, рассматривая их как единый комплекс. Например, Хёбель прямо относит к праву обычаи первобытного общества. "Создает право не законодательный процесс, пишет он в лучших традициях исторической школы права. Большая часть первобытного права создана не законодательством, и современная социологическая юриспруденция и правовой реализм... совершенно ясно показали, что значительная часть современного права также не является следствием за­конодательства"6.

Хёбель не случайно ссылается тут на социологическую школу юриспруденции. В социологических концепциях пра­ва, как, может быть, ни в каких иных, особо выпукло вы­ступает аспект противопоставления права государству, рас­сматриваемому как нечто внешнее и чуждое обществу. Это противопоставление происходило либо путем акцента на при­оритет обычая как источника права, независимого и высшего по отношению к законотворческой деятельности верховной государственной власти (историческая школа права, Эрлих, Тимашев), либо путем противопоставления государству дру­гих ассоциаций, наделенных, по их мнению, равной, а то и более высокой законотворческой силой и властью (Вебер, Гирке и др.).

При определенных условиях обычаи действительно при­знаются в качестве источников права. В частности, граждан­ское право признает обычай делового оборота - правило пове­дения, сложившееся и широко применяемое в какой-либо об­ласти предпринимательской деятельности. Следует под­черкнуть, что удельный вес деловых обыкновений, являю­щихся по своему содержанию источниками российского пра­ва, возрастает. Очевидно, есть основания и применительно к российской правовой системе правовые обычаи не считать исключением в числе иных источников права.

Однако это возможно только в условиях хотя бы относи­тельно мирного сосуществования обычая и права, ведь при

6 Hoebe] E.A. The Law of Primitive Man. A Study in Comparative Legal Dynamics. - Cambridge, Massachusetts.- 1954,- P.438.

определенных обстоятельствах между ними может возник­нуть резкое расхождение и конфликт. Для этого нужно, что­бы положительное право вовсе не отвечало состоянию обще­ства и тем самым его обычаям и нравам. Такие случаи воз­никают главным образом либо при попытках навязать обще­ству ту форму правового устройства, которая не соответству­ет "духу народа", его обычаям, культуре, нравственным ценностям, уровню его развития, либо в случае деградации существующей формы, что также ведет к разрыву между от­вечающим ей положительным правом и обычаями народа. Если правительство идет слишком далеко вперед в своих на­мерениях и народ не способен или не готов принять нововве­дения, или, наоборот, если быстро развивающееся общест­во сдерживается в своем движении устарелыми правовыми формами и консервативным правительством, система поло­жительного права оказывается мало или вовсе неэффектив­ной. Власти в то же время могут попросту не понимать или игнорировать потребности и чаяния народа или отдавать их в жертву особым интересам экономически и политически мощных и влиятельных групп, подгоняя под НИУ^.нормы по­ложительного права. Во всех этих случаях, говоря словами Аристотеля, "закон бессилен принудить к повиновению во­преки существующим обычаям"7. И тогда наступает неиз­бежно момент либо смены власти, либо всей формы государ­ственного устройства и вместе с ними полного или частично­го обновления положительного права. Вся история права, в общем и целом, свидетельствует, что там, где правовая нор­ма не отвечала общественным условиям, она обычно не мог­ла претвориться в жизнь, даже под принуждением. Такие случаи, однако, возникают в редких, патологических случа­ях, но этд состояние не может сохраняться длительное вре­мя, не неся с собой опасности разложения и гибели общества и государства. Нормально же нравы и обычаи не проти­воположны положительному праву, ибо, в конечном счете, обычаи суть глубинные основания формы государственного устройства и вместе с ним положительного права. Послед­нее, в свою очередь, служит необходимым и важным до­полнением к обычаям в регулировании жизни общества и его самосохранении в стадии его государственного бытия. Мож-

7 Аристотель. Политика. Кн. вторая, V, 14.

но сказать, что жизнь государства сбалансирована и гармо­низирована при соответствии положительного права обычаям народа. Так, к примеру, в традиционной китайской юрис­пруденции всегда считалось важным, чтобы обычаи (ли) не входили в конфликт с нормами положительного права (фа), Там всегда старались поддерживать следующий принцип: "ли" не может противоречить "фа", и наоборот, "фа" должно соответствовать "ли". Дисгармония между этими компонен­тами национального духа служит очевидным свидетельством болезни общества и государства8.

Суть в том: что люди в обществе - это носители опреде­ленного стереотипа активности, которые не только и не про­сто взаимодействуют, но взаимодействуют на основе опреде­ленной культуры, ее языка и символики, что уже само по се­бе существенно ограничивает число способов их поведения, выработанными в нем обычаями и нравами. Каждое общест­во, как отмечает Хёбель, "должно по необходимости отби­рать лишь ограниченное число поведенческих моделей, со­ответствующих его культуре, и оно должно безоговорочно и диктаторски отвергать возможность принятия своими члена­ми тех линий поведения, которые несовместимы с отобран­ными им линиями, равно как и многих других, только на

одном том основании, что они другие .

Хёбель мотивирует это "долженствование" тем не вызы­вающим сомнения аргументом, что живущие вместе люди должны иметь возможность предвидеть поведение других живущих рядом с ними людей в типичных ситуациях. Если этого нет, жизнь людей, утверждает Хёбель, превратится в хаос или сумасшедший дом. Хотя, как отмечает он, жест­кость тут имеет все же относительный характер и в каждом отдельном случае имеет свои допуски, все же селекция и психологически, и социологически носит императивный ха­рактер. И это, продолжает Хёбель, "очень важно иметь в ви­ду любой теории права, так как главная проблема, стоящая перед всеми правовыми системами, - это отбор: какую линию

Универсальной формой превращения обычая в право яв­ляется институт суда. Суд, конечно же, есть одна из обще­значимых форм осуществления права, каким бы способом оно ни возникало, однако для превращения обычая в право суд является единственной и абсолютно необходимой фор­мой. Кроме того, в этом случае суд обязательно проявляет свою специфическую сущность, отличающую его от произ­вола власти. Ведь иногда понятие "суд" применяется к лю­бым решениям властей, в том числе абсолютно произволь­ным. Например, абсолютный монарх может осуществлять свой суд, совершенно не руководствуясь никакими нормами. Но это уже не суд в собственном смысле слова, а, скорее ме­тафора суда. Суд в собственном смысле слова есть гласное обсуждение поведения людей с целью определенной оценки. Данное явление является атрибутом отношений обычая, ос­нованных, как уже говорилось, на общественном мнении. Однако суд общества не знает никакого принуждения, кроме силы общественного осуждения. Вернее, это осуждение в от­ношениях обычая не имеет никаких закономерных последст­вий; последствия в принципе могут иметь место, но лишь случайно. В правовых же отношениях общественное осужде­ние, выраженное судом, с необходимостью влечет за собой санкции, соответствующие вынесенной оценке.

Возникновение и установление права исключительно по­средством правосудия характерно для англо-саксонского пра­ва, система которого распространена в большинстве англоя­зычных стран, включая, естественно, Великобританию и США.

Любопытно рассмотреть особенности правосудия в англо­саксонской системе common law именно на примере США, поскольку в этой стране указанная система возникла не есте­ственным путем, как в Англии, но досталась, так сказать, по наследству от бывшей метрополии. Изначально в Соединен­ных Штатах право формировалось как силовое осуществле­ние идей деизма - в процессе национальной революции и войны за независимость.

В соответствии с этим отцы-основатели США Джеффер-сон и Вильсон прямо заявляли, что верховная власть в обще­стве всецело принадлежит гражданам и что народ имеет пра­во не соблюдать законы, если они представляются неспра­ведливыми или противоречат разуму. Эта демократическая идея весьма импонировала революционным настроениям, ибо совпадала с интересами рвущейся к власти буржуазии и была серьезным идейным оружием в борьбе с чрезмерным вмешательством королевской власти в дела промышленни­ков и торговцев'.

Созданная американскими идеологами концепция, со­гласно которой законы составляются народом, была со­единена с религиозной идеей о выражении в праве божест­венного разума и в таком виде положена в основу Деклара­ции независимости (1776) и Конституции США (1787). Аме­риканская правовая теория трактует конституционное право как собрание принятых народом божественно-разумных и аб­солютно неизменных правил поведения людей.

Вместе с тем, согласно англо-саксонской правовой тради­ции, особую роль в политической организации общества пра­вовая идеология США отводит суду, рассматривая его как наилучшее средство ограждения священного права частной собственности от любых, в том числе и государственных, посягательств. Свои функции судебная власть осуществляет в форме контроля над деятельностью законодательных орга­нов (принцип разделения властей) и в форме разрешения конкретных судебных дел. Как политический орган  cправедливого разрешения дел суд, согласно этой теории, в своей деятельности опирается лишь на выраженные в законе прин­ципы. При этом считается, что судьи не принимают непо­средственного участия в создании конституционных законов, а лишь провозглашает волеизъявления народа в форме су­дебных решений по конкретным делам. Судейская корпора­ция, соответственно, изображается способной беспристраст­но и справедливо - в полном соответствии с конституцион­ными "вечными" принципами и "естественными" правами человека - разрешать все возникающие в обществе соци­альные конфликты. Эта идея дополнялась новой, более

Старченко А.А. Философия права и принципы правосудия в США.- М: Высшая школа, 1969. - С.6.

прогрессивной и демократичной, организацией самой судеб­ной системы, которая воплощала социальные интересы бур­жуазии в таких принципах судопроизводства, как презумпция невиновности, свободная оценка доказательств, новые стан­дарты доказывания, введение досудебного расследования и.т.д.

Таким образом, с принятием Конституции и принципа разделения властей правовые идеологи США нашли весь­ма благопристойное и далекое от революционности примене­ние высказанной отцами американской конституции - Джеф-ферсоном и Вильсоном - и прогрессивной в своей основе идее о праве народа не соблюдать несправедливые законы. Аме­риканская правовая теория с укреплением власти буржуазии превращает это мнимое право народа в законное право судей, поддерживаемое доктриной "судебной непогреши­мости", или "юридического абсолютизма". Согласно этой доктрине, судебная система в целом и Верховный Суд США в особенности наделяются полномочиями действовать от имени народа, выражая его "подлинные желания", и вы­носить решения, соответствующие "вечным принципам" мо­рали и справедливости.

Исторически заимствованная США англосаксонская сис­тема Common Law, согласно которой суд при постановлении решения опирается в большинстве случаев не на писаный за­кон или статью кодекса, а на ранее принятое судебное реше­ние по сходному делу, способствовала созданию специфиче­ского типа законности, а именно, законности в форме преце­дента.

Частое обращение судов в условиях прецедентной сис­темы к широким и не всегда логически оправданным анало­гиям приводило, по существу, к смещению правовых и мо­ральных норм и тем самым позволяло превращать мнение суда о господствующей морали в действующую норму права, на основе которой принимается решения суда по конкретному делу. При такой форме законности американский суд наряду с функцией применения права неизбежно наделялся и функ­цией правотворчества.

Разумеется, господствующая в американских судах мо­раль всегда была далека от того, чтобы выражать насущные интересы трудящихся масс. В ее основе лежит та же консти­туционная идея защиты капиталистических правопорядков и

частнособственнических интересов. "В целом, по традиции американского права,- пишет видный юрист Соединенных Штатов Моррис Коэн, - в судах господствовало уважение к "личной" собственности и свободе предпринимательства, так же как и к некоторым традиционным нормам морали. Оно... мало заботилось о рабочем, который зависит от милости высших экономических сил. Денежная экономика, естест­венно, ведет к отождествлению добродетели с денежной уда­чей, так что только>е, кто не беден, являются достойными и честными..."2.

Система Common Law приводила к тому, что провозгла­шаемый американский правовой идеологией принцип закон­ности, предполагавший в классическом его виде господство единой и устойчивой системы санкционированных верховной властью общеобязательных норм права, в условиях США никогда не имел под собой реальной почвы. Он оставался всегда лишь декларативным лозунгом, хотя естественно-правовая доктрина никогда прямо не отстаивала тезис о су­дейском правотворчестве. Известный американский юрист Джером Фрэнк, излагая господствующую в XIX в. позицию писал: "Судьи никогда не делают и не будут делать законы, то есть нормы права. Эти нормы существуют до судебных решений, предшествуют им. Судьи просто находят или от­крывают эти ранее существовавшие нормы так же, как Ко­лумб открыл Америку. Судьи не более изобретают нормы, чем Колумб изобрел Новый Свет, когда он открыл его. Если ранее провозглашенная в конкретном деле норма позже от­вергается судом, то неверно будет сказать, что новая норма изобретена или придумана. Следует считать, что прежняя норма никогда не существовала. Это была ложная карта "права", точно так же, как была ложной и доколумбовская карта. Судья, провозгласивший норму в прежнем решении, видимо, имел плохо зрение, ибо допустил ошибку в "обнаружении права"3.

В этот период американские суды из уважения к доктрине прецедента с ее принципом stare decisis (оставаться верным и не нарушать установленный порядок вещей) не так часто прибегали к прямому отречению от прецедента. Чаще всего

Коэн М. Американская мысль.- М.: Изд-во иностр. лит., 1958.- С. 154. 3 Frank J. Cours on Trial.- N.-Y.-1963.- P.263.

 такое отречение практиковалось путем косвенного выхо­лащивания неугодных положений. Правовая теория и судеб­ная практика в этих целях прибегали и продолжают прибе­гать к достаточно разработанной системе методов и приемов "стерилизации" прецедентного права. В одних случаях суды пользуются приемом "точного вопроса", или "различения", который дает им свободу выбора между "конкурирующими аналогиями"4.

Другим методом является метод "вербальной независимо­сти", когда суды в своем стремлении добиться угодных ре­шений отдают "дань словесной стабильности, втискивая по­лученные результаты в установленные категории, в которые эти решения фактически не укладываются"5. Еще один метод - такое использование прецедента, когда ссылаются не на самое решение, а на лежащий в его основе некий рацио­нальный смысл (ratio decidendi). Излагая последний способ правовой "стерилизации", известный американский юрист Леон Грин пишет: "Одно и то же дело может быть преце­дентом для стольких мнений, сколько имеется судей, кото­рые отличаются друг от друга тем, что используют разные, связанные с решением, "принципы"6.

По сути дела естественно-правовая идея, согласно ко­торой "судья не делает, а открывает" до него существо­вавшие нормы права, была лишь весьма удобной формой правового произвола, ибо ничуть не сдерживала, а, наобо­рот, поощряла судей в бесконтрольном со стороны законода­теля установлении выгодных буржуазии правопорядков. Осуществляя судебную политику на основе свободно и широ­ко толкуемого прецедентного права, суд тем самым непо­средственно творит право, самостоятельно определяя, что яв­ляется и что не является законным. Таков механизм, с по­мощью которого моральное право народа не соблюдать не­справедливые законы было трансформировано американской юриспруденцией в законное право судей7.

4 Stone H. Fallacies of the Lagal Form // Interpretations of Modern Legal Philosophies.- N.-Y.-1947.- P.699,

5 Radin M. The Trial of the Calf // Cornell Law Review.-1946.- Vol.32.- P.137.

6 Green L. Ludge and Lury.- N.-Y.-1930.- P.76.

7 Старченко А.А. Указ. соч. - С.9.

Юридическое мировоззрение с его доктриной правового абсолютизма не ограничивалось тем, что фактически наделя­ло суд функциями правотворчества.

Энергичная критика устаревшей теологической правовой доктрины была начата известным американским юристом Оливером Холмсом.

Оливер Вендел Холмс (1841 - 1935) свое философское и юридическое образование получил в Гарварде. В 1882-1902 гг. он сначала стал членом Верховного суда в штате Массачу­сетс, а затем и Верховного суда США. Вместе с тем, Холмс был не только и даже не столько практиком, сколько теоре­тиком права.

Классическая работа Холмса "Общее право" возникла на основе курса лекций по конституционному праву, который он читал в Гарварде. Именно здесь была впервые высказана из­вестная мысль о том, что "жизнь права не имеет логики: она имеет опыт". Истоки прав, согласно Холмсу, следует ис­кать в желаниях примитивного человека взять реванш у тех, кто причинил ему какой-либо ущерб. Отсюда следует, разви­тие права, сама его жизнь неизбежно зависит от превали­рующих условий человеческого бытия - от насущных по­требностей данного периода, преобладающих моральных и политических теорий и представлений, от наличия интуиции и степени ее использования в области политической деятель­ности, явных или же неосознанных влечений, даже пред­рассудков, которые судья разделяет со своими коллегами. Подобные условия в состоянии сделать гораздо больше для выработки правил по управлению человеческим общением и значительно сильнее повлиять на сам процесс этого управ­ления, чем какие-либо силлогизмы формально-юридического характера.

Конституция страны для Холмса - это своего рода соци­альный эксперимент, и в этом смысле она сравнима с чело­веческой жизнью, которую тоже можно рассматривать как своеобразный эксперимент. В работе "Путь права" (1897) он в духе господствовавшего тогда прагматизма заявил, что объект изучения в праве составляет "предсказание сферы применения публичной силы посредством суда". Чтобы по­знать право как таковое, человек должен отказаться от мо­ральных и чисто формальных соображений и взглянуть на себя как на внеморального субъекта, который заботится лишь

о тех материальных приобретениях либо утратах, о которых ему в состоянии что-либо предсказать такое знание.

С учетом вышеизложенного Холмс выстраивает такое определение права: право есть не что иное, как предсказа­ние того, каким образом будет действовать суд на практике. Представление о законном праве (как и о законной обязанно­сти) связано с предсказанием о том, как будет наказан чело­век в том или другом случае по решению суда, если он сде­лает или не сделает то, что запрещено или, соответственно, предписано. Рассматривая право как серию предсказаний, он сближал его с эмпирической наукой. Конечная цель науки, в том числе юридической, - определять относительную цен­ность различных социальных целей.

В праве, говорил Холмс, как и в любой другой области человеческого общения, индивид может в полной мере ощу­тить или проявить всю полноту своих чувств и намерений: он может излить свой гнев на жизнь, он может испить здесь горькую чашу героизма, он может износить свое сердце в по­гоне за недостижимым. В этом обобщении много справедли­вого, поскольку право не воспринималось и не воспринима­ется философско-правовой традицией неким вспомогатель­ным орудием правления, но всегда соизмеряется с добром, справедливостью, общим благом.

Связь концепции Холмса с прагматизмом (термин, введенный У.Джемсом) более всего прослеживается в его восприятии истины (в том числе юридической) Истина пред­стает не в виде непререкаемого абстрактного абсолюта, а в тех формах, в каких он£ проявляет себя в процессе практиче­ского использования, в ходе осуществления своей функции руководства к действию и т.д.

Будучи вместе с Пирсом, Джемсом и другими филосо­фами и юристами членом известного "Метафизического клуба", откуда, по существу, берет начало американский прагматизм, Холмс многое сделал для внедрения этой спе­цифически американской формы позитивизма в правовую идеологию США. Проповедуя прагматизм, Холмс призывал американских юристов отказаться от потерявшей престиж теологической идеи о неизменности и божественном проис­хождении права и расценивать судебно-правовой процесс "реалистично", в свете "социального опыта". Право, по Холмсу, "это не что иное, как предсказание того, что

судьи будут делать в действительности"8. Руководящим принципом для принятия судом того или иного решения вы­ступают прагматические "соображения о том, что является выгодным для этого общества"9. Холмса не устраивает преж­няя идея формального подчинения суда только закону: при вынесении решения судья должен принимать во внимание не только конституцию и основанные на ней законы, но и гос­подствующие этические принципы, а главное - социальный опыт, то есть учитывать выгодные и полезные социальные последствия принимаемого решения. Когда мы имеем дело с положениями Конституции США, пишет Холмс, то "мы должны понять, что они применяются к жизни, развитие ко­торой совершенно нельзя было предвидеть даже наиболее одаренным из ее создателей... Поэтому дело, которое нахо­дится перед нами, должно быть рассмотрено в свете нашего полного опыта, а не просто в свете того, что было сказано сотню лет назад"10.

Начатая Холмсом "фронтальная", как ее именуют амери­канские юристы, атака на устои естественно-правовой док­трины привела к существенному ослаблению ее позиций в правовой идеологии и формированию в первой четверти XX в. двух новых, вначале "социологической", а затем "реалистической", школ в юриспруденции США.

Более влиятельная из них - социологическая, или Гар­вардская, школа была основана известным теоретиком права Роско Паундом. Активными сторонниками этого направле­ния считаются такие теоретики и практики, как Стоун, Брендаиз, Кардозо, Уигмор, Франкфуртер, М.Коэн, Лас-свелл, Макдугал и другие, а также один из столпов амери­канского прагматизма Дж.Дьюи. Представители этой школы главное внимание при объяснении сущности права уделяют социально-политическим факторам ("социальная польза" или "господствующий интерес"), разумеется, не связывая их с классово-антагонистической структурой современного амери­канского общества. Внимание правовых идеологов сосредо­точено лишь на том, чтобы судья действовал с учетом



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.