Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 38 страница



' См.: Friedmann W. Legal Theory. London.-1947.- P. 176.

2 Цит. по: Проблемы Оуржуазной теории права. Реферат, сборник ИНИОН АН СССР.- М.-1981.- С.88.

3 См.: Friedmann W. Op. cit.- P.179-181.

Эрлих критикует предшествующую и современную ему юриспруденцию за то, что она всю сложную социальную ре­альность рассматривает исключительно через призму судеб­ной практики, что приводит к неточной и усеченной картине действительности, так как правовая область общественной жизни гораздо шире того, что попадает в поле зрения суда. Кроме того, Эрлих резко выступает против господствовавше­го в то время формалистического подхода к праву, а также против теоретико-правовой основы исторической школы, не отграничивавшей новое право от отмерших остатков старых правовых форм и не раскрывавших связи права с обществом, с его экономическими условиями и другими социальными факторами. Такой подход Эрлих считает недостаточным и ненаучным.

Чтобы дать полное понимание сущности права, правовая наука, по Эрлиху, должна быть не только исторической, но и социологической. Поэтому для успешной борьбы с позити­визмом в юридической науке и практике он обобщал в орга­низованном им в Черновцах "семинаре живого права" об­ширный фактический материал и на его основе пытался дать "новое" теоретическое обоснование существующему праву. При этом Эрлих уделял большое внимание не только изуче­нию законодательства, но и исследованию обычного права, судебной практики, явлений хозяйственной жизни, пытаясь осмыслить и обобщить их с позиций своего "социологического" мировоззрения.

Для получения полной картины правовой жизни, отмеча­ет Эрлих, юристу недостаточно изучения судебных дел и вынесенных по ним приговоров. Перед судом, по его мне­нию, предстает лишь частица правовых отношений. По­этому социологический метод исследования должен допол­няться через непосредственное наблюдение жизни. Опреде­ляющий момент правового развития, подчеркивал он, -"лежит не в законодательстве, не в юриспруденции, не в су­дебной практике, а в самом обществе"4. Усматривая в этом тезисе "смысл всякой основы социологии права" Эрлих и строит на нем всю свою концепцию.

Ehrlich E. Grundtegung der Soziologie des Rechts.- Munchen und Leipzig. -1913.- Vorrede.

 

3. Феноменология права

По теории право выступает непосредственно через об­щественные силы и обнаруживается в двойном порядке. Один порядок содержит нормы, которые вырабатываются при решении споров, другой - нормы, по которым происхо­дит повседневная человеческая деятельность. "Только лишь нормы, которые содержат в себе оба эти порядка, - отмечает Эрлих, составляют фактически целое (общее) право обществаЭрлих исходит из своего основного принципа, что право определяется главным образом через общество. Под общест­вом, в свою очередь, он понимает совокупность человече­ских союзов, которые он разделяет на самобытные (генетические) и "новые". В качестве самобытных союзов выступают род, семья, семейная общность. Зарождаются самобытные союзы внутри самого общества и обязаны своим возникновением бессознательным человеческим порывам. В примитивных обществах, по Эрлиху, эти самобытные союзы являлись единственно-организованными группами, из объе­динения которых и образовалось позднее государство.

К "новым" союзам, возникшим в результате осознанной, целенаправленной человеческой деятельности, Эрлих относит "магистраты", государство, религиозные общины, политиче­ские партии, общественные группы, преследующие опреде­ленные своекорыстные цели, общественные объединения и производственные союзы в сельском хозяйстве, в мастер­ских и фабриках, промышленных обществах, союзах спе­циалистов, транспортных организациях"6.

Отражая интересы возросших в его эпоху монополи­стических объединений, претендовавших на полную сво­боду от консервативной государственной политики и законо­дательства, Эрлих требует находить право не в правовых по­ложениях, предписанных государством, а во "внутреннем порядке союзов и установленных с помощью соглашений до­говорах и уставах". Эрлих умалчивает о классовой сущности права и на основе своего "социологического" подхода, опре­деляет право как нормы "самодействующего порядка общест­ва, вытекающие из непосредственного наблюдения жизни, торговли, обычаев и привычек, из организационных и ус-

тавных положений различных союзов, как признанных зако­ном, так и игнорируемых и даже отрицаемых им"7.

Непомерно расширяя понятие права, он стремится вы­вести его за рамки закона, за рамки "вульгарного государст­венного понимания" и этим подчеркнуть, что закон не свя­тыня и что принудительный, общеобязательный характер не всегда является его неотъемлемым атрибутом.

Истинным правом, которым должно руководствоваться правосудие, по мнению Эрлиха, может быть лишь то, что "входит в жизнь", что становится "живой нормой", все ос­тальное есть лишь голое учение, догма или теория. Посколь­ку общая картина правовой действительности находится в по­стоянном движении, то "живое право", возникающее в ре­зультате взаимодействия всех норм права общественного, права юристов и права государственного8 и берущее свое на­чало "во внутренней системе человеческих союзов", по ут­верждению Эрлиха, всегда имеет более широкое содержа­ние, чем право, содержащееся в законе, ибо оно "не уста­навливается в правовых положениях, но все-таки господ­ствует в жизни"9. Следовательно, оно как полноценный ре­гулятор общественной жизни и должно стать предметом на­учного социологического изучения.

Тезис Эрлиха об определяющем воздействии общества на развитие права служил в конечном итоге не обличению свой­ственного юридическому позитивизму отрыву права от его реального социально-классового содержания, а имел целью разрушить нормативное представление о праве как формаль-ноопределенной в силу государственного установления и санкционирования системе юридических норм. Он оправды­вал "свободное судейское нахождение" права с помощью так называемых "социологических" методов10.

Социология права, по его мнению, должна своевременно распознавать ростки нового права среди уже отживших пра-

7 Ibid.- S. 29-30, 399. g Под правом юристов Эрлих понимал право, возникающее из научной и

практической деятельности юристов, под государственным - нормы, исхо­дящие от государства.

9 Ehrtich E. Op. cii,- S. 33, 399.

10 Марчук В.П. Идеи "Свободного права" в концепции Е.Эрлиха и их роль в буржуазной юриспруденции. Автореф. дис. ...канд. юр ид. наук. - Киев. -1971. -С.11.

вовых норм. Она должна действовать, методом индукции, то есть с помощью непосредственного наблюдения социальной жизни.

Усматривая задачу социологии права в научном изучении права, предполагающем создание полной картины того, что и на какой основе происходит в правовой жизни, Эрлих от­мечает затем, что социология права должна констатировать факты, но не оценивать их. Вопрос о том, каким должно быть право, находится вне области социологии права. Этим, по Эрлиху, должна заниматься философия права ибо "доказывание того, что мы хотим, есть вопрос не познания, а вопрос влияния воли и этим занимается не исследователь, а основатель религии, пророк и проповедник нравов"11.

Таким образом, Эрлих стремится представить социоло­гию права в виде пассивного аполитичного наблюдателя жизненных процессов, свести ее "научность" к голой, без­оценочной констатации фактов12.

Эрлих выступил против традиционного мнения, что яко­бы "задачи судейского нахождения права состоят по существу в том, чтобы из распоряжений закона логически выводить решения отдельных случаев13. По его мнению, необходимо избавиться от так называемой "юриспруденции понятий" и ее разнообразных логических приемов интерпретации закона, якобы способных в каждом отдельном случае находить в правовом положении фикцию под именем "воли законода­теля". В действительности же этот процесс, отмечает Эрлих, является лишь скрытым свободным нахождением права, справедливо, по его мнению, названным другим ак­тивным сторонником "свободно-правового" движения Е.Фуксом, - "криптосоциологией"14.

Поэтому, заявляет Эрлих, пора уже открыто высказать так ревностно охраняемую тайну юристов, что в действи­тельности судья подчинен закону "лишь постольку, поскольку он не интерпретирует , и что законодатель всегда

" Ehrlich Е. Soziologie des Rechts, in die Getstenswissenschaften.- 1913/14.-S.202.

12 Марчук В.П. Указ, соч - C.12.

13 Ehrtich E. Die juristische Logik.- Tubingen.-1918.- Vorrede.

14 Ibid.- S.296.

15 Ehrlich E. Recht und Leben.-1967.- S.232.

дает лишь решения отдельных случаев или отдельных групп случаев. "Там, где он хочет дать больше, он ничего не да­ет; правоположение дает только то, что в нем содержится, и больше того, что в нем есть, не может из него выжать ни-какая логика в мире"16.

Далее Эрлих указывает, что исходные начала права, его развития и сущности следует искать в обществе, которое представляет собой совокупность различных объединений семей, общин, торговых объединений, кончая государст­вом. Таким образом, Эряих подчеркивает социальную обу­словленность права. Он, однако, высказал крайнюю точку зрения, рассматривая все общественные явления как право­вые. Поэтому его концепция носит отпечаток "мании право­вого величия" - как иронично заметил его современник Отто фон Гирке.

Вместе с тем, Эрлих проводит достаточно четкое разгра­ничение между правовой областью, правопорядком и други­ми областями социальной жизни: моралью, религией и пр., -подчеркивая, кроме того, что государство основывает свою деятельность не только на правовых нормах. Но вопреки этому Эрлих неоправданно расширял понятие права. По его мнению, санкционированные государством правовые предпи­сания являются только частью права и наряду с ними суще­ствует так называемое "живое право", то есть все виды пра­вил поведения, которые, по его мнению, ежеминутно соз­даются людьми в процессе их повседневного общения. Нель­зя не согласиться с Эрлихом, когда он утверждает, что неко­торые виды государственной организации существовали и до появления конституции, семьи - до семейного уклада, обла­дания - до появления собственности, и тогда существовало некое "социальное право", объектом которого всегда было "человеческое общежитие", но трудно согласиться с тем, что это было "право" в собственном смысле слова, то есть такие правила поведения, которые, в конечном счете, санкцио­нированы государством. Именно здесь слабое звено в концепции Эрлиха о "живом праве" - он не проводит грани между теми правилами поведения, которые не нуж­даются в государственно-принудительной санкции для их со-

16 Ehrlich E. Die jurisdsche Lqgik.- S.288.

блюдения, и правилами поведения^яля соблюдения которых необходима юридическая санкция.

В целом, с теоретической точки зрения взгляды Эряиха обнаруживают три главных слабости, вызванные, главным образом, его пониманием сути государства. Последнее для него есть нечто, как бы навязанное обществу извне, живу­щее какой-то своей независимой от общества жизнью, враж­дебное ему и питающееся его соками. Отсюда естественно стремление всячески приуменьшить его функцию в законо­творчестве. Он при этом не дает четкого критерия, который отличал бы норму положительного права от обычая или иной социальной нормы и потому приходит к выводу об их взаи­мозаменяемости. Затем, вместо того, чтобы показать взаи­мообусловленность и взаимовлияние обычаев и положитель­ного права, он превращает обычай в источник положительно­го права. Наконец, он вовсе проходит мимо того принципи­ально важного момента, что положительное право в ряде случаев непосредственно связано с формой государственного устройства и меняется существенным образом от смены по­следнего, а вовсе не от воздействия обычаев. Если бы поло­жительное право имело своим источником обычай, то оно на протяжении веков оставалось бы неизменным, независимо от смены государственных форм.

В условиях спокойного консервативного функционирова­ния общества и государства законы и обычаи вполне мирно сосуществуют, дополняя друг друга. Отличает их главным образом разные источники. Источник положительного зако­на всегда реальная власть; источник обычая - культура обще­ства в самом широком смысле этого слова. С этим связано и различие в качестве санкций, налагаемых в случае наруше­ния тех и других. В отличие от положительного права, отме­чает в этой связи Вебер, мы говорим об "обычае" тогда, ко­гда норма не гарантирована внешне, когда лицо сообразуется с ней "не думая" и когда от других принадлежащих к той же самой группе людей ожидается одобрение его типу поведе­ния17. Помимо того санкции, связанные с положительным правом, применяются только через посредство существую­щих для этого специальных государственных органов, то

17 См.: Weber M. On Law in Economy and Society.- Cambridge Massachusetts.- 1954.- P.2-3.

есть организованно, тогда как в случае обычаев они, по сло­вам Дюркгейма, распределяются "диффузным образом"18. Однако эту "диффузность" не следует понимать в том смыс­ле, что санкции в случае нарушения обычая всегда мягче организованных санкций: порой они бывают более жесткими и жестокими "законы" кровной мести, стихийная расправа за поджоги или кражу и т.д. и т.п. Последствия их нарушейия могут быть для человека более болезненными и мучитель­ными и вести в каких-то случаях к тому, что он может стать изгоем и будет вынужден бежать в другие края или погиб­нуть. Именно нарушение Анной Карениной этики, обычаев и нравов своего сословия сделало ее изгоем в своем кругу и бросило, в конечном счете, под колеса поезда. Толстой тут совершенно четко провел эту связь между обычаем, нра­вами, соответствующим им поведением человека и реакцией общества на их нарушение. И таких примеров можно найти в изобилии в жизни любого общества. В то же время в адрес нарушителя положительного права реакция со стороны обще­ства имеет нередко прямо противоположный характер: оно часто воспринимает его как "жертву", как "несчастного" и отдает ему свои сочувствия.

Интересно рассмотреть, как ставится эта проблема одним из интереснейших авторов этого периода, основателем ан­тропологической школы в социологии, профессором Лон­донского университета с 1927 г., поляком по происхождению, Б.Малиновским. Он провел серию исключительно интерес­ных исследований жизни первобытных племен, населяющих Тробиандские острова в Северо-западной Меланезии. Опи­сывая их обычаи, организацию жизни их общества, сексу­альной жизни, отмеченной многими необычайными для ев­ропейцев особенностями, Б.Малиновский пытается на базе собранного материала создать стройную концепцию права и других правил поведения.

Он описывает такой случай. У тробиандцев запрещено кровосмешение, то есть установление интимных отношений между братьями, сестрами и двоюродными братьями и сест­рами. Один 20-летний молодой человек нарушил это запре­щение, но это не стало известно другим. Он, однако, подни-

18 См.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда.- М.- 1991.-С.377.

мается на пальму и с криками раскаяния бросается с нее, что­бы искупить осознанный им грех.

Что заставило молодого человека это сделать, спрашива­ет Малиновский, только ли установленный обычай, или сле­дует признать, что это некоторый вид неписанного права, чьи требования сильнее официального, писаного права, характер­ного для классового общества.

Другой пример. У тробиандцев существует такой обычай: о детях заботится не их отец, а брат матери, то есть дядя. О его детях заботится соответственно брат его жены. В конце года дядя приносит в дом своей сестры половину дохода сво­ей семьи. С одной стороны, тут стоит вопрос о престиже, о чести, "с другой, - спрашивает Малиновский, - не является ли это видом идеального права, которое всегда соблюдается, не будучи подкреплено санкцией?".

На основании проведенных исследований Малиновский создает свою теорию общества, дает социологическое опреде­ление понятия культуры, исследует социальные механизмы превращения обычая в правовое предписание.

ФРАНЦУЗСКАЯ Разновидностью социологического на-СОЦИОЛОГИ- правления в юриспруденции является гео-ЧЕСКАЯ ЮРИС рия солидаризма, основоположником ко-ПРУДЕНЦИЯ Торой считается Л.Дюги. Леон Дюги (1859 - 1928) - французский социолог и теоретик права, конституционалист, профессор права р декан юридического факультета в университете Бордо (с 1886), по­следователь Конта и Дюркгейма.

Социологическая методология О, Конта вошла в право­ведение лишь частично, не столько учением о стадиях прогресса или статическим и динамическим подходами к изучению социальных фактов, сколько идеями солидаризма и представлением об особой практичности права в деле сдер­живания или предупреждения общественных разногласий и конфликтов. Назначение правительственной власти и, соот­ветственно, права заключается, согласно Конту, в том> чтобы "сдерживать и предупреждать, по возможности, раз­ногласие между идеями, чувствами и интересами, которое, следуя своему течению, задержало бы социальный прогресс". Развивая эту мысль Конта, Дюги считает, что в общест­ве не должно быть ни права коллектива приказывать инди-

виду, ни права индивида противопоставлять свою личность коллективу или другим гражданам. Люди должны быть под­чинены обязательной для всех норме, вытекающей из общей солидарности.

Именно привнесение идеи солидаризма в проблематику публичной власти, публичного и частного права натолкнуло в свое время Л.Дюги на перетолкование предмета публичного права и прав человека, заставило по-новому взглянуть на происхождение социальных интересов, на естественное пра­во, разделение властей и другие темы.

Творчество Л.Дюги приходится на тот период, когда в европейских странах происходило возрождение идей естест­венного права. И хотя это возрожденческое движение не бы­ло в состоянии раз и навсегда нарушить доминирующее положение юридических позитивистов, все же интеллекту­альное и нравственное недовольство позитивизмом содей­ствовало обновлению восприятия и трактовки тех вопросов, которые позитивисты в силу своей задогматизированности не в состоянии были адекватно воспринимать и объяснять. В конечном итоге Дюги предстает защитником социально-юридического, то есть компромиссного (между позитивиз­мом и социологизмом), понимания права, однако с некото­рыми отступлениями в пользу естественно-правовой тради­ции.

Замысел относительно коренных перемен в правоведении включал в себя у Дюги попытку упразднить в юридической науке некоторые понятия и конструкции, которые он в духе О.Конта именовал "метафизическими". К их числу он отно­сил понятия "суверенная личность государства", "субъективное право личности" и защищал ряд таких новых понятий, как "юридическая ситуация", "функция", "социальное право" и др. Дюги рассматривал государство и право как институты, функционирование которых удовле­творяет потребности всего общества. Государство,- утвер­ждал он,- орган, выявляющий и развивающий социальную солидарность. Государство, индивида, различные социаль­ные группы Дюги рассматривал не как носителей определен­ных прав, а как исполнителей определенных социальных

функций19. Учение о социальных функциях должно, по Дю-ги, прийти на смену воззрению на государство и право как на орудия классового господства. Его самый главный труд на­зывался "Трактат о конституционном праве" (1911), в кото­ром помимо перечисленных новаций предпринято уточнение и перетолкование самого предмета конституционного права.

Таким образом, общий замысел Дюги предстает как ре­шительное намерение поместить право и его знатоков-юристов в некоторый новый и более адекватный контекст об­суждения природы и назначения права и государства. В этом своем намерении он нашел поддержку среди основателей и главных авторитетов социологического позитивизма (Сен-Симон, О.Конт, Г.Спенсер) и современников, в частности Э.ДюркгеЙма, который в своих работах методологического свойства настойчиво утверждал, что право есть не что иное, как "непосредственный результат социальных факторов".

В противоположность Эсмену и Еллинеку и взглядам "всех правоведов, которые придерживаются "дряхлой кон­цепции" субъективных прав и выстраивают на ее основе юри­дическую технику, сильно похожую на схоластику", Дюги провозглашает тезис о том, что "публичная власть есть про­сто факт". Государство в его прежних формах коллективно­сти - римская, королевская, якобинская, наполеоновская, форма третьей республики во Франции исчезает, на место этих форм начинает занимать новый государственный строй -"более гибкий, более гуманный, более защищающий инди­вида". Этот строй покоится на двух элементах. Первый эле­мент - это концепция социальной нормы (входит в -корпус-объективного права), которая основывается "на факте взаим­ной зависимости", соединяющей все человечество вообще и членов любой социальной группы (в частности, социальная норма для слабых и сильных, для больших и малых, для правящих и управляемых). Вторым элементом является де­централизация (другое название этой новоявленной социаль­ной и общеустроительной тенденции - синдикальный фе­дерализм). Комментируя это положение, Дюги решитель­но отмежевывается от революционного синдикализма и вы­ражает уверенность в том, что современное общество дви-

19 См.: Дюгн Л. Общие преобразования гражданского правя.- М.- 1919. С.18.

жется "к известному роду федерализма классов, сорганизо­ванных в синдикаты" и что этот федерализм со временем бу­дет "скомбинирован с центральной властью, которая не уп­разднится, сохранит свою живость, но примет совершенно другой характер... и сведется к функциям контроля и надзо­ра".

Центральной и объединяющей идеей для Дюги становится не идея из арсенала юснатурализма или юридического догма­тизма, а идея, заимствованная из области позитивистской социальной философии. Таковой стала концепция солида-ризма, у истоков которой находится О.Конт. Именно прив­несение этой идеи в проблематику обсуждения природы пуб­личной власти, публичного и частного права привело Дюги к переформулированию предмета публичного права и прав че­ловека, а также к новым перетолкованиям понятий "социальный класс", "индивидуальное право", "разделение властей" и др.

О солидарности Дюги высказался в таких словах: "В со­лидарности я вижу только факт взаимной зависимости, со­единяющий между собой, в силу общности потребностей и разделения труда, членов рода человеческого, в частности членов одной социальной группы. Прибавлю, что в послед­ние годы до того злоупотребляли прекрасным словом "солидарность", что я колеблюсь произносить его; нет дере­венского политика, который не разглагольствовал бы о соци­альной солидарности, не понимая, впрочем, значения этих слов. Поэтому я предпочитаю говорить: взаимная социальная зависимость".

В своем обосновании новой системы прав коллективов и прав индивидов Дюги отказывается видеть в современных обществах только бесконечные конфликты аппетитов, столкновения грубых сил или же существование непримири­мой вражды капиталистического и рабочего классов, которая может окончиться "только крушением одного из них". Клас­сы современного общества предстают в изображении Дюги собранием индивидов, между которыми существует "особенно тесная взаимная зависимость" (то есть особо тесная солидарность), так как они совершают одинаковую ра­боту в общественном разделении труда. При этом взаимная зависимость, которая людей соединяет в силу их принадлеж­ности к одной и той же социальной группе, является, как это

было показано Э.ДюркгеЙмом в его "Общественном разделе-нии труда", следствием взаимосвязей тех различных частей работы, которые выпадают на долю каждого при удовлетво­рении общих потребностей.

Помимо социальной солидарности людей объединяют и интегрируют в новые общности те правила поведения, кото­рые заданы не правами индивидов или коллективов (их Дюги полагает иллюзорными и просто несуществующими), а со­циальной нормой. Происходит подобное дисцишшнирование и объединение по той простой причине, что все люди суще­ства социальные, что всякий социальный акт, нарушающий социальную норму, обязательно вызовет "социальную реак­цию" и т.д. "Всякое общество есть дисциплина, а так как че­ловек не может жить без общества, то он может жить, только подчиняясь какой-нибудь дисциплине". Концептуаль­ной разработке темы о социальной норме, основанной на со­единяющей людей взаимной зависимости, Дюги придавал основополагающее значение и для науки, и для последую­щего существования современного общества и отдельного че­ловека. "Как Эвклид основал всю свою геометрическую сис­тему на постулате параллелей, так и современный человек может основать всю политическую и социальную систему на постулате нормы поведения, обязательной для всех".

Социальная норма не есть моральная норма, однако ее можно и нужно считать нормой правовой. Подобно норме правовой, она относится к внешним проявлениям человече­ской воли и не обязательна для его внутренней жизни. Кро­ме того, как полагал Дюги, социальная норма является как бы "органическим законом общественной жизни", впрочем, это выражение следует понимать не более как метафору. Та­кова главная особенность социальной нормы, призванной вытеснить в правопонимании образ правовой нормы в ее многовековом иллюзорном восприятии и употреблении. В трактовке Дюги социальная норма есть источник человече­ского благополучия и стоит выше государства. Дюги пишет: "Государство подчинено нормам права, как и сами индиви­ды; воля властвующих является правовой волей, способной прибегать к принуждению только в том случае, если она проявляется в границах, начертанных нормой права". Прави­ла социальной солидарности, подчеркивает Дюги, и состав-

ляют объективное право, которое не подчинено государству, но подчиняет себе государство20.

Отвлекаясь от формальных признаков права, социологи­ческая теория наполняет его социальным содержанием, до­казывает, что право является уравновешивающей силой в жизни общества. Идеи данной теории четко выражают сущ­ность правового государства, в котором и само государство, и его граждане должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага.

Дюги не отказывается полностью от терминов "субъективное право" и "объективное право", только счита­ет, что в настоящее время возникает общество (обществен­ный строй), в котором метафизической концепции субъек­тивного права нет уже места, и она выходит из употребления и уступает место понятию объективного права, налагающего на каждого члена общества социальную обязанность, т.е. "обязывает его исполнить некоторую миссию" и вместе с тем "дает власть совершить акты, потребные для выполнения этой миссии".

Творчество Дюги в области концептуального обновления правоведения вызвало вначале широкий отклик. По мнению П.И.Новгородцева, попытки Дюги внести понятие солидар­ности в круг идей государственной науки следует считать его большой заслугой и несомненным шагом вперед. Если не считать Менгера, который не был специалистом государст­венного права, Дюги - "единственный из выдающихся пред­ставителей своего предмета, вводящий в область юриспру­денции начала нового общественного сознания". Аналогичная оценка высказана в адрес Дюги другим русским правоведом М.М.Ковалевским. И все же похвала не была безоговороч­ной. Если прочитать весь труд Дюги от начала до конца и проследить, в какой мере на его отдельных идеях отра­зилась идея солидаризма, то трудно не согласиться с тем, писал П. И. Новгородцев в предисловии к переводу "Конституционного права", что "отражение этой идеи в док­трине Дюги является недостаточным и поверхностным".

Однако на этой почве "возможна дальнейшая плодотвор­ная работа, возможна переоценка старых понятий и еще бо-

20 См.: Дюги Л. Общество, личность, государство.- Спб.- 1909; Он же. Со­циальное право, индивидуальное право и преобразование государства.-Спб.- 1909.

лее решительное преобразование традиционных воззрений", чем то, которое мы находим у Дюги.

Эта работа была продолжена институционализмом - еще одним направлением преимущественно французской социо­логической юриспруденцией, основные положения которого, несомненно, восходят к творчеству Дюги.

Институционализм вырос на базе признания и своеобраз­ного истолкования того факта, что существующие в каждом обществе коллективы (социальные общности, учреждения), такие как семья, члены одной профессии, добровольные ассоциации, а также коллективы, организованные во имя удовлетворения умственных и иных запросов, следует воспринимать учреждениями интегративными, то есть обес­печивающими сплочение общества в нацию-государство. При этом интегративная роль подобных коллективов выпол­няется ими вместе с выполнением более частных ролей, свя­занных с таким служением, которое выгодно им самим.

Даже коллективная общность, именуемая бюрократией, занятая обычно заботами о постоянном своем преобладании над массами управляемых лиц и групп, может восприни­маться в качестве учреждения с посредническими функция­ми, нацеленными на реализацию общих функций государст­ва. Государство, в свою очередь, не только не препятствует появлению и развитию бюрократической общности, но даже содействует ее институционализации.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.