Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 32 страница



39 Там же.- С.284.

к у во всей гегелевской философии права. С этими конструк­циями связаны, в частности, различные аспекты антидемо­кратичности, антиинднвидуадизма, конформизма, некритич-мости, свойственные гегелевской диалектике в сфере полити­ки.

Для Гегеля задача философии вообще - постичь то, что есть, ибо то, что есть, есть разум. В соответствии с этим и одачу философии права философ видит в том, чтобы "постичь и изобразить государство как нечто разумное в себе. В качестве философского сочинения она должна быть дальше исего от того, чтобы конструировать государство таким, ка­ким оно должно быть; содержащееся в нем поучение не мо­жет быть направлено на то, чтобы поучать государство, ка­ким ему следует быть; его цель лишь показать, как государ-гтво, этот нравственный универсум, должно быть познано"40.

В учении об объективном духе основополагающая для ге­гелевской философии идея тождества мышления и бытия преломляется в тезис о тождестве разумного и действитель­ною: "Что разумно, то действительно; и что действитель­но, то разумно"41.

Анализируя это знаменитое положение из Предисловия к югелевской "Философии права", Ф.Энгельс отмечал, что ни ил но другое философское положение "не было предметом та­кой признательности со стороны близоруких правительств и i а ко го гнева со стороны не менее близоруких либералов..."42. И тгом положении видели оправдание деспотизма и произво-иа, философское освящение существовавших в тогдашней Пруссии отношений, норм и институтов, раболепие перед и пасть имущими и прочие "грехи", связанные с апологией г пожившегося порядка с присущими ему недостатками.

Отвергая подобные оценки и интерпретации, Ф.Энгельс писал: "Таким образом, это гегелевское положение благода­ря самой гегелевской диалектике превращается в свою проти-иоположность: все действительное в области человеческой истории становится со временем неразумным, оно, следова-uMtbHo, неразумно уже по самой своей природе, заранее об­ременено неразумностью; а все, что есть в человеческих го-

'"Тамже.-С.54-55.

" Гам же.-С.53.

'Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения,-Т.21.-С.274.

ловах разумного, предназначено к тому, чтобы стать дейст­вительным, как бы ни противоречило оно существующей кажущейся действительности. По всем правилам гегелевско­го метода мышления тезис о разумности всего действитель­ного превращается в другой тезис: достойно гибели все то, что существует"43.

Известно, что "действительность", согласно Гегелю, -это не просто "существование", а такое существование, ко­торое обладает свойством необходимости (и, следовательно, также и разумности), что действительность - это единство сущности и существования. В очередном издании своей "Энциклопедии философских наук", появившемся после публикации "Философии права", Гегель счел необходимым специально остановиться на вызвавшем большие споры по­ложении о разумности действительности и подчеркнуть раз­личие между действительностью и существованием. Он, в частности, писал: "Когда я говорил о действительности, то в обязанность критиков входило подумать, в каком смысле я употребляю это выражение, так как в подробно написанной "Логике" я рассматриваю также и действительность и отли­чаю ее не только от случайного, которое ведь тоже обладает существованием, но также и от наличного бытия, существо­вания и других определений"44.

Большой интерес представляют записи и свидетельства по данному вопросу слушателей гегелевских лекций по филосо­фии права. Г.Гейне, бывший в молодые годы студентом Ге­геля и слушавший его лекции по философии права, сообща­ет, что в связи с как-то высказанным им Гегелю недовольст­вом по поводу слов о том, что "все, что есть, разумно", фи­лософ улыбнулся и заметил, что это могло бы звучать и так: "Все, что разумно, должно быть*145. Раньше полагали, что у Гейне речь идет скорее о его собственной революционной ин­терпретации гегелевского положения, «, нежели о реально имевшем место случае и факте. Однако новые публикации подтвердили достоверность информации Гейне46: в ряде лек-

43 Там же.- С.275.

44 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук.- Т.1: Наука логики.-М.- 1974.- С.90.

45 См.: Heine H. Sanatliche Werke.- Bd 6.- Leipzig.-1890.- S.535.

46 См.: Гулыга А. Гейне оказался прав // Коммунист.- 1983.- N 18.- С. 108-109.

ционных записей знаменитое положение Гегеля выражено прямо "по Гейне" или близко к той интерпретации, которую давал Ф. Энгельс47.

Интересная формулировка встречается в лекционных за­писях, относящихся к 1819/20 учебному году: "Что действи­тельно, то разумно. Но не все, что существует действи­тельно..."48.

Эти и некоторые другие положения, содержащиеся в гегелевских лекциях, но не попавшие в текст "Философии права", свидетельствуют о том, что Гегель затрагивал и не­которые революционно-критические аспекты диалектики и в кругу своих студентов формулировал порой довольно ради­кальные положения и выводы49.

Своеобразие философии права Гегеля наряду с принципи­альными особенностями его диалектического метода во мно­гом обусловлено и той спецификой, которая присуща его концепции и правопонимания.

Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие нообще есть наличное бытие свободной воли. Диалектика пой воли совпадает с философским конструированием сис­темы права как царства реализованной свободы. Свобода, но Гегелю, составляет субстанцию и основное определение ноли. В том, что свободно, и есть наличие воли, так как мышление и воля в гегелевской философии отличаются друг от друга не как две различные способности, а лишь как два с пособа - теоретический и практический - одной и той же способности мышления.

" См.: Hegel C.W.F. Vorlesungen fiber Naturrecht und Staatswissenschaft. Heidelberg 1817/18, rait Nachtragen der Vorlesung 1818/19.- Hamburg.- 1983.-'. I s?; Hegel G.W.F. Die Philosophic des Rechts. Die Mitschriften Wannenmann diriddherg 1817/18) und Homeyer (Berlin 1818/19).- Stuttgart.-1983.- S.29, 206. IH Ik-gel. Philosophic des Rechts. Die Vorlesung von 1819/20 in einer N,H lisdirift.- Frankfurt am Main.-1983.- S.51.

Понятие "право" употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях:

I) право как свобода (вдел права),

II) арап как определенная ступень и форма свободы (особое право-

III) право как закон (позитивное право).

I. На ступени объективного духа, где все развитие опреде­ляется идеей свободы, "свобода" и "право" выражают единый смысл; в этом отношении гегелевская философия права мог­ла бы называться "философией свободы". Отношения "свободы" и "права" опосредуются через диалектику свобод­ной воли,

//. Система права как царство реализованной свободы представляет собой иерархию особых прав (от абстрактных форм до конкретных). Каждая ступень самоуглубления идей свободы и, следовательно, конкретизации понятия права есть определенное наличное бытие свободы (свободной воли), а значит, и особое право. Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государ­ству. Эти "особые права" даны исторически и хронологиче­ски одновременно (в рамках одной формации объективного духа), они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии. Последующее "особое право", диалекти­чески "снимающее" предыдущее, более абстрактное "особое право", представляет его основание и истину. Более конкрет­ное "особое право" первичнее и сильнее более абстрактного.

На вершине иерархии "особых прав" стоит право государ­ства, над которым возвышается лишь право мирового духа. Поскольку в реальной действительности "особые права" всех ступеней (личности, ее совести, преступника, семьи, обще­ства, государства) даны одновременно и, следовательно, в актуальной или потенциальной коллизии, постольку, по ге­гелевской схеме, окончательно истинно лишь право выше­стоящей ступени.

Право как закон (позитивное право) является одним из "особых прав". Гещль пишет: "То, что есть npajp в себе, положено в его объективном наличном бытии, то есть опре­делено для сознания мыслью и известно как то, что есть и

признано правом, как закон; посредством этого определения право есть вообще позитивное право"50.

Превращение права в себе в закон путем законодательства придает праву форму всеобщности и подлинной определен­ности. Предметом законодательства могут быть лишь внеш­ние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.

Различая право и закон, Гегель в то же время стремится в своей конструкции исключить их противопоставление. Как крупное недоразумение расценивает он превращение разли­чия между естественным или философским правом и позитивным правом в противоположность и противоречие между ними.

Гегель признает, что содержание права может быть ис­кажено в процессе законодательства, поэтому не все данное в форме закона есть право. Однако в гегелевской философии права речь идет не о противопоставлении права и закона, а лишь о внутреннем различении определений одного и того же понятия права на разных ступенях его конкретизации. "То обстоятельство, что насилие и тирания могут быть эле­ментом позитивного права,- подчеркивает он, - является для него чем-то случайным и не затрагивает его природу"52. По своему определению позитивное право как ступень самого понятия права разумно. Закон (по понятию) - это конкретная форма выражения права. Отстаивая такой правовой закон (законы права), Гегель вместе с тем отвергает противоправ­ный закон, антиправовое законодательство, то есть позитив­ное право, не соответствующее понятию права вообще.

Специфика философии права Гегеля53 проявляет себя не в развертывании признаваемого им принципа различения права

50 Гегель Г.В.Ф. Философия права.- С.247.

51 Там же.- С.62.

52 Там же.- С.62.

53 О естественноправовых воззрениях Гегеля см.: Bobbio N. Hegel und Naturrechtslehre // Hegel in der Sicht der neuren Forschung.- Darmstadt.- 1973.-S 219-321; Heiss R. Die grossen Dialektiker des 19. Jahrhunderts. Hegel, Kierkegard, Marx,- Kdin.- 1963.- S.170 etc.; Lopez-Calera N. Empirismus und Formal ismus in der Naturrechtslehre nach Hegel // Hegel - Jahrbuch. Meisenheim am Gian. 1968.- S.106 etc.; Welzel H. Natorrecht und material Gerechtigkeit.-Gettingen.-1980.- S.174 etc.; Bourgeois B. Le droit nature! de Hegel (1802-1803). Commentaire.- Paris.-1986.

и закона в некую независимо от позитивного права дейст­вующую и ему критически противостоящую систему ес­тественного права. Напротив, Гегель стремится доказать не­истинность и недействительность такой трактовки различе­ния права и закона.

Поскольку предметом гегелевского философского рас­смотрения является лишь идеальное, постольку право и за­кон как развитые формообразования объективного духа еди­ны по своей идеальной природе. Имея дело в философии права лишь с этой идеальной плоскостью развитого (то есть соответствующего их понятию) права и закона, Гегель в принципе оставляет вне границ философского анализа все ос­тальные случаи и ситуации соотношения права и закона как еще не достигшего идеи свободы. Иначе говоря, вне геге­левской философии права остаются центральная тема, из­любленные'мотивы и основной пафос прежних естественно-правовых доктрин.

Признавая заслугу Монтескье в выделении исторического элемента в положительном праве, Гегель вслед за ним ут­верждает, что в законах отражаются национальный характер данного народа, ступень его исторического развития, есте­ственные условия его жизни. Но Гегель вместе с тем отмеча­ет, что чисто историческое исследование и сравнительно-историческое познание отличаются от философского способа рассмотрения, находятся вне его. Те или иные обстоятельства исторического развития права и государства не относятся не­посредственно к их сущности. Исторический материал, не будучи сам по себе философски-разумным, приобретает в ге­гелевской концепции философское значение лишь тогда, ко­гда он раскрывается как момент развития философского по­нятия.

С этих позиций Гегель резко критикует взгляды теорети­ков исторической школы права и защитника реставраторских идей К. фон Галлера, отмечая отсутствие у них точки зрения разума.

В гегелевском учении тремя главными формообразова­ниями свободной воли и соответственно тремя основными уровнями развития понятия права являются: абстрактное пра­во, мораль и нравственность. Учение об абстрактном праве включает в себя проблематику собственности, договора и не­правды; учение о морали - умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть; учение о нравственности - семью, граж­данское общество и государство.

Абстрактное право представляет собой первую ступень в движении понятия права от абстрактного к конкретному. Это - право абстрактно свободной личности. Абстрактное право имеет тот смысл, что вообще в основе права лежит свобода отдельного человека (лица, личности). Личность, по Геге­лю, подразумевает вообще правоспособность. Абстрактное право представляет собой абстракцию и голую возможность всех последующих более конкретных определений права и свободы. На этой стадии позитивный закон еще не обнару­жил себя, его эквивалентом является формальная правовая заповедь: "...будь лицом и уважай других в качестве лиц"54.

Свою реализацию свобода личности прежде всего нахо­дит, по Гегелю, в праве частной собственности. Гегель обосновывает формальное, правовое равенство людей: люди равны именно как свободные личности, равны в их одина­ковом праве на частную собственность, но не в размере владения собственностью. С этих позиций он критикует как проект идеального государства Платона, так и различного рода иные требования обобществления имущества и установ­ления фактического равенства. Свое понимание свободы и права Гегель направляет также против рабства и крепостни­чества. Отчуждение личной свободы, правоспособности, моральности, религиозности несправедливо и подлежит пре­одолению. "В природе вещей,- отмечает Гегель,- заключает­ся, что раб имеет абсолютное право освободиться..."55.

Необходимым моментом в осуществлении разума являет­ся, по Гегелю, договор, в котором друг другу противостоят самостоятельные лица - владельцы частной собственности. Предметом договора может быть лишь некоторая единичная внешняя вещь, которая только и может быть произвольно отчуждена ее собственником. Поэтому Гегель отвергает взгляд Канта на брак как на договор, а также различные вер­сии договорной теории государства. Договор исходит из про­извола отдельных лиц. Всеобщее же, представленное в нрав­ственности и государстве, не есть результат произвола объе­диненных в государство лиц. "Привнесение договорного от-

54 Гегель Г.В.Ф. Указ, соч.- С.98.

55 Там же.-С. 122.

ношения, так же как и отношений частной собственности вообще, в государственное отношение привело к вели­чайшей путанице в государственном праве и действительно­сти"56.

Следующим моментом учения об абстрактном праве яв­ляются гегелевские суждения о неправде (простодушная не­правда, обман, принуждение и преступление).

Преступление - это сознательное нарушение права как права, и наказание поэтому является, по Гегелю, не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии - поступ­ке свободной личности. Снятие преступления через наказание приводит, по гегелевской схеме конкретизации понятия пра­ва, к морали57. На этой ступени, когда личность абстрактно­го права становится субъектом свободной воли, впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта. Требование субъективной свободы состоит в том, чтобы о человеке судили по его самоопределению. Лишь в поступке субъективная воля достигает объективности и, следователь­но, сферы действия закона; сама же по себе моральная воля ненаказуема.

Абстрактное право и мораль являются двумя односторон­ними моментами, которые приобретают свою действитель­ность и конкретность в нравственности, когда понятие сво­боды объективируется в наличном мире в виде семьи58, гра­жданского общества и государства.

Гегель различает гражданское общество и политическое государство. "Гражданское общество,- пишет Гегель, - соз­дано, впрочем, лишь в современном мире, который всем оп­ределениям идеи предоставляет их право"59. Гражданское общество - сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. С точки зрения развития по­нятия права это необходимый этап, так как здесь демонстри­руются взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего. Развитость идеи предполагает, по Гегелю, дос-

56 Там же .-С. 129.

57 См.: Baermarm R.A. Sittlichkeit und Verbrechen bei Hegel.- Frankfurt am Main.-1980.

58 См.: Weber M. Zur Theorie der Familie in der Rechtsphilosophie Hegels.-Berlin (West).-1986.

59 Гегель Г.В.Ф. Указ, соч.- С.228.

тижение такого единства, в рамках которого противополож­ности разума, в частности моменты особенности и всеобщно­сти, свобода частного лица и целого, признаны и развернуты в их мощи. Этого не было ни в античных государствах, ни в платоновском идеальном государстве, где самостоятельное развитие особенности (свобода отдельного лица) восприни­малось как порча нравов и предвестник гибели нравственного целого - государства, ни при феодализме.

На ступени гражданского общества, по схеме Гегеля, еще не достигнута подлинная свобода, так как стихия столк­новений частных интересов ограничивается необходимой вла­стью всеобщего не разумно, а внешним и случайным обра­зом. Гегель изображает гражданское общество как разди­раемое противоречивыми интересами антагонистическое об­щество, как войну всех против всех. Тремя основными мо­ментами гражданского общества, по Гегелю, являются: система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорация. В структуре гражданского общества Гегель вы­деляет три сословия:

1) субстанциальное (землевладельцы - дворяне и крестья­не);

2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленни­ки);

3) всеобщее (чиновники).

Освещая социально-экономическую проблематику, Гегель признает, что даже при чрезмерном богатстве гражданское общество не в состоянии бороться с чрезмерной бедностью и возникновением черни, под которой он имеет в виду паупе-ризированную часть населения, и, исходя лишь из своих внутренних возможностей, решить проблему бедности. Диалектика внутренних противоречий заставляет общество выйти за свои границы в поисках новых возможностей в ме­ждународной торговле и в колонизации. К современным формам колонизации, приводящим к закабалению отсталых стран и народов, Гегель в принципе относится отрицательно. "Освобождение колоний, - подчеркивает он,- оказывается величайшим благом для метрополии, подобно тому, как ос­вобождение рабов было величайшим благом для их господи­на"'".

В разделе о гражданском обществе Гегель освещает также вопросы закона (положительного права), правосудия и дея­тельности полиции, хотя эта тематика в соответствии с прин­ципом конкретизации понятия права должна была бы рас­сматриваться в той части "Философии права", где речь идет о государстве. Обоснование Гегелем такого изменения в структуре изложения приобретает социально-политическое звучание. Гегель исходит из того, что в сфере гражданского общества имеет место реальное функционирование собствен­ности, сила которой должна найти свое подтверждение в за­щите собственности со стороны закона, суда и полиции. Эти институты призваны отстаивать всеобщие интересы данного строя.

Гегель обосновывает необходимость публичного огла­шения законов, публичного судопроизводства и суда при­сяжных. Критикуя концепцию вездесущего полицейского государства, он вместе с тем не указьюает границы полицей­ского вмешательства в частные дела. Высшие интересы гра­жданского общества, охраняемые законодательством, судом и полицией, ведут по логике развития понятия права за пре­делы этой сферы - в область государства.

Гражданское общество и государство, по гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум: гражданское общество - это "внешнее государство", "государство нужды и рассудка"61, а подлинное государство - разумно. Поэтому в философско-логическом плане гражданское общество расце­нивается Гегелем как момент государства, как то, что "снимается" в государстве.

Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как его основания. "Поэтому в действительности,- подчеркивает он,- государство есть вооб­ще первое, внутри которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства распадается на эти два момента..."62. В государстве, наконец, достигается тождество особенного и всеобщего, нравственность достигает своей объ­ективности и действительности как органическая целост­ность.

Там же.- С. 228. 62 Там же.- С.278.

Гражданское общество в трактовке Гегеля - это опосредст­вованная трудом система потребностей, покоящаяся на гос­подстве частной собственности и всеобщем формальном ра­венстве людей. Формирование такого общества, которого не было в античности и в средневековье, связано с утверждени­ем буржуазного строя. Гегель подметил этот существенный факт новейшего социально-экономического развития и при­менил его к проблемам государства, права, политики. Весьма содержательно Гегель анализирует роль труда в системе по­требностей, социально-экономические противоречия, поляри­зацию богатства и нищеты, частнособственнический характер общества, роль законодательства, суда и публичной власти в защите частной собственности и т.д. К теоретическим заслу­гам Гегеля относится также четкая принципиальная поста­новка вопроса именно о взаимосвязи социально-экономической и политической сфер гражданского общества и государства, о необходимом, закономерном, диалектиче­ском характере этих связей и соотношений.

Государство реализует, по Гегелю, идею разума, свобо­ды и права, поскольку идея и есть осуществленность поня­тия в формах внешнего, наличного бытия. "... Государство, -пишет Гегель,- это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю"63. Хотя Гегель и признает возможность плохого, дурного госу­дарства, которое лишь существует, но не действительно, не обладает внутренней необходимостью и разумностью, однако оно остается вне рамок его философии права, исходящей из идеи государства, то есть действительного разумного госу­дарства.

Гегелевская идея государства, таким образом, представ­ляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой государство, само будучи наиболее кон­кретным правом, предстает как правовое государство. Сво­бода (в ее гегелевской трактовке) означает достигнутость та­кой ситуации правового государства.

Наличие идеи государства Гегель констатирует лишь применительно к развитым европейским государствам со­временной ему исторической эпохи, в которых реализована христианская идея свободы (предпочтительно - в ее протес-

63 Там же.- С.284.

тантской форме), достигнуты личная независимость и равен­ство всех перед законом, учреждены представительство и конституционное правление. В социально-политическом от­ношении под гегелевской идеей государства подразумевается конституционно оформленное государство. Гегелевские представления о таком государстве в конкретно-историческом плане отражают ряд существенных характеристик буржуаз­ной государственности в Англии и Франции. В тогдашней Германии (и, в частности, в Пруссии) были полуфеодальные-полубуржуазные общественные и государственно-правовые порядки, причем Гегель сам неоднократно подчеркивал, что преодоление феодальных институтов и отношений в Герма­нии протекало под французским влиянием (всемирно-историческое значение французской буржуазной револю­ции, прогрессивные, антифеодальные мероприятия Напо­леона в Германии). По существу Прусское государство того времени находилось ниже уровня обоснованной Гегелем идеи государства, и в суждениях Гегеля по этой теме - весьма ще­котливой и деликатной для профессора Прусского королев­ского университета,- в признании данного факта отчетливо проявляется его надежда на постепенное прогрессивное пре­образование существовавших порядков в буржуазном на­правлении. Применительно к Пруссии, да и к другим то­гдашним немецким государствам гегелевская идея государст­ва была идеей скорее в кантовском, чем в гегелевском, смысле - долженствованием, а не действительностью64.

В своей концепции государства Гегель синтезирует платоновско-аристотелевскую мысль о государстве как суб­станциальном и целостном нравственном организме (первичность полиса перед индивидом) с опытом христианст­ва, Реформации, французской революции, в особенности с ее признанием индивидуальных прав и свобод, равенства всех перед законом. Государство как нравственное целое в трактовке Гегеля - не агрегат атомизированных индивидов с их обособленными правами, не мертвый механизм, а живой организм. Поэтому у Гегеля речь идет не о свободе, с одной стороны, индивида, гражданина, а с другой - госу­дарства, не о противостоянии их автономных и независимых

О гегелевском подходе к проблематике реформы и революции см.: Klenner H. PreuBische Eule oder gallischer Hahn1.' Hegels Rechtsphilosophie zwischen Revolution und Reform // Staat und Recht.- 1981.- N 11.

правки свобод, а об органически целостной свободе - свободе государственно-организованного народа (нации), включаю­щей в себя свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни.

В гегелевском разумном государстве диалектически ие-рархизированная система прав и свобод индивидов, их объе­динений, общества, государства и его органов функциони­рует как органический процесс: диалектическому "снятию" абстрактного в конкретном соответствует соподчиненность отдельного органа организму в целом, а моменту "удержания" - функциональная роль такого органа в контек­сте всего организма. В то же время все отношения в гегелев­ской концепции правового государства-организма опосредо­ваны правом, носят правовой характер.

Различные трактовки государства в гегелевской филосо­фии права: государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование, как единый орга­низм, как конституционная монархия, как "политическое го­сударство" - являются взаимосвязанными аспектами единой идеи государства.

В философии права Гегеля античная мысль о полисном правлении (о полисе-государстве как высшей и совершенной форме общения) синтезируется с доктриной "господства пра­ва"; результатом этого синтеза и является гегелевская концепция правового государства. Поскольку у Гегеля само государство есть правовое образование (конкретное право), а различные права и свободы действительны лишь на базе и в рамках государства, гегелевская концепция права и государ­ства представляет собой специфический этатистский вариант буржуазной доктрины "господства права". Подобно тому, как у Платона и Аристотеля только полисная форма общно­сти обеспечивает справедливость и право (право как норма политической справедливости), так и у Гегеля свобода, право, справедливость действительны лишь в государстве, соответствующем идее государства65.

Гегелевская этатистская версия правового государства су­щественно отличается как от концепций демократизма

65 О соотношении взглядов Гегеля, Платона и Аристотеля см.: Enskat R. Die Hegelsche Theorie des praktischen BewoBtseins.- Frankfurt am Main.- 1986.- S.5-

 (суверенитет народа) и либерализма (индивидуализм, неза­висимость или даже приоритет прав и свобод личности в соотношении с правами государства), так и от различных архаических и новейших деспотических форм правления, в которых господствуют произвол и насилие, а не конституция, право и закон.

Согласно Гегелю, античное представление о государстве у Платона, Аристотеля субстанциально, но лишено момента субъективности воли и индивидуальной свободы, в воззре­ниях же Руссо, напротив, отсутствует субстанциальный взгляд на государство. Гегелевский синтез субъективной и объективной воли, субстанциального и индивидуального ис­ходит из того, что государство как субстанциальное нравст­венное целое, первичное по отношению к своим составным моментам, и есть разумная в себе и для себя всеобщая воля. Однако этот синтез Б целом осуществлен в гегелевской кон­цепции путем подчинения государству других субъектов со­циальной и политической жизни.

Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко:

1) как непосредственная действительность в виде индиви­дуального государства (речь тут идет о государственном строе, внутреннем государственном праве);

2) в отношениях между государствами как внешнее госу­дарственное право;

3) во всемирной истории. Государство как действитель­ность конкретной свободы есть

индивидуальное государство. В своем развитом и разумном виде такое государство представляет собой, согласно гегелев­ской трактовке, основанную на разделении властей конститу­ционную монархию.

Тремя различными властями, на которые подразделяется политическое государство, как полагает философ, являются: законодательная власть, правительственная власть и власть государя.

В Новое время начало теоретической разработки проблемы разделения властей восходит к Локку и Монтескье. Гегель, в целом соглашаясь с идеей своих предшественников, счита­ет надлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы. Вместе с тем он расходится с ними в по­нимании характера и назначения такого разделения властей, их состава. Гегель считает точку зрения самостоятельности



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.