|
|||
Тихонравов, Ю. В. 11 страницаДля каждой отдельной ситуации возможно свое обоснование активности, однако все подобные обоснования произ-водны от формулы, обосновывающей само существование страдающего и действующего человека. Эта первичная стимуляционная формула должна обосновывать, почему вообще (то есть в любых ситуациях) человеку приходится проявлять активность и, на основании этого, что вообще может привлекать его для продолжения и, тем более, интенсификации. Необходимость такого уровня обобщения основана на том, что не существует достаточно жесткой органической связи человека с какой-то конкретной и локальной средой обитания, содержащей набор повторяющихся ситуаций. Поэтому человек должен быть настолько гибок, чтобы уметь приспосабливаться к любой среде и любой ситуации. Его формула обоснования активности должна быть универсальной, ориентированной на включающую в себя все возмож- || ные среды и ситуации вселенную, независимо от конкретных условий ее отдельных частей. Ни одна из конкретных ситуаций не предопределяет полностью человеческую активность, поэтому человек должен сам определять линию своего поведения в каждой новой ситуации. В то же время, жизнь людей наполнена многообразием ситуаций, поэтому человек не может удовлетвориться локальным обоснованием своей активности. По мысли одного из основателей совре- См.: Психология. Словарь.- М.: Политиздат, 1990.- С.386. менной философской антропологии Арнольда Гелена, человек не располагает стабильными стимулами вовне и столь же стабильными реакциями у себя; он не пребывает от рождения в "гармонии с природой", не находится во взаимодействии с "окружающим миром", то есть с частью мира как такового, специфически значимой именно для данного вида живых существ5. Следовательно, человек нуждается в глобальной, универсальной стимуляции, исходящей не от конкретной, а от абстрактной среды (мира-вообще), и предполагающей универсальную стратегическую реакцию. Следовательно, обоснование человеческой активности должно представлять собой предельно общий ответ на вопрос: из-за чего и ради чего, в конечном счете, реализуется активность человека? Каждый ответ на этот вопрос должен содержать в себе две части: объяснение (ответ на подвопрос 1 из-за чего?") и оправдание (ответ на подвопрос "ради чего?"} человеческой активности. Отвечая на поставленный вопрос, обоснование человеческой активности создает стимул, который воспринимается человеком в качестве реально существующего и действует на человека, как реальный внешний раздражитель. Однако о реальном существовании такого стимулирующего начала, как мир-вообще, мы не можем судить достоверно - ни о том, каков он, ни о том, существует ли он вообще. Как показывает опыт, человек может реагировать на стимулы, не существующие во внешней реальности6. Поэтому, имея дело с предельными обоснованиями человеческой активности, мы имеем дело прежде всего с элементами его ума, необходимыми для поддержания его жизни. Рациональное обоснование человеческой жизни не только позволяет человеку проявлять активность для ее поддержания, но и очерчивает ее направления; как в осознанном, так и в неосознанном виде оно задает образ жизни, диктуя определенное распределение жизненной энергии человека. Замечает это человек или нет, но стимуляционная формула указывает ему, когда и с какой интенсивностью ему следует См.: Gehlen A. Der Mensch. Seine Natur und seine Stellung in der Welt.-Frankfurt am Main - Bonn.- 1962. '' См., например, знаменитые исследования пи физиологии внешних чувств И.Мюллера и Г.Гельмгольца, а также более поздние исследования Ч.С.Шеррингтона. действовать, когда и за что ему следует страдать, когда ему следует сводить свою активность к минимуму, просто продолжая жить, когда и за что ему следует умереть. Особенно необходима человеку исходящая от этой формулы санкция тогда, когда он собирается координировать свою активность с активностью других людей и приступает к сверхзатратам своей жизненной энергии ради созидания или разрушения государств и цивилизаций. Таким образом, человек может не осознавать определяющую жизнь его стимуляционную формулу, но жить и проявлять личностную активность без нее он не может. Вместе с тем, жить благодаря стимуляционной формуле и жить в согласии с ней - далеко не одно и то же. Человек, будучи по тем или иным причинам не в силах следовать императивам, заданным в его стимуляционной формуле, очень часто становится конформистом и следует императивам, господствующим в его группе: часто импульс глобального стимула перекрывается действием стимулов природных, связанных с этнической принадлежностью (теория Л.Н.Гумилева), либо стимулов социально-экономических, связанных с классовой принадлежностью индивида (исторический материализм). Кроме того, поведение человека своим началом может иметь рациональное обоснование, однако при этом оно может вовсе и не быть рационально само по себе. Поэтому большинство людей в реальной жизни не только не соответствует идеалу, заданному в их стимуля-ционных формулах, но вообще не знает о нем. Можно прожить всю свою жизнь, не подозревая о ее основах. Связано это с тем, что человек начинает расходовать свою энергию на простейшие жизненные процессы задолго до того, как усваивает этнические стереотипы, вступает в общественные отношения и получает возможность задуматься над своей жизнью как таковой. Дух есть вся совокупность внутренних оснований человеческой активности. В этом контексте можно говорить о духе народа или национальном духе, то есть о совокупности внутренних оснований активности, характерных для большинства представителей того или иного этноса, а также, соответственно, о духе эпохи и духе конкретного индивида. Внутренние основания активности в процессе совместной активности людей имеют свойство объективироваться в осязаемых символах, а также отчуждаться в форме компонентов культурно-исторической реальности, то есть такой реальности, которая существует благодаря человеку, однако воздействует на человека так же, как и природная реальность. В исходном и чистом виде основание активности представляет собой смысл, который человек сознательно или бессознательно усматривает в той или иной форме активности. Затем это основание может превратиться в абстрактное, лишенное конкретного значения, чувство долга (моральное чувство), в стереотип (в форме привычки или подражания активности других) либо в установление, подкрепленное властью. Право не есть момент чистого саморазвития субъективного духа, но оно есть необходимый момент отношений субъективного духа с объективной реальностью. Можно даже сказать, что право есть крайний момент этих отношений, характеризующийся предельной близостью духа и реальности. Право фактически является пограничным феноменом, и в нем с наибольшей яркостью проявляется фактор отчуждения, так как право влияет на создавшую его человеческую активность наиболее жестко и безоговорочно. Позитивные законы почти так же сильны, как законы природы, но лишь уступают последним в своей стабильности. Доступность выраженного в праве духа исследованию конкретных наук обеспечивается энерго-информационной, или стимуляционной, природой права. Будучи итогом преобразований внутренних стимулов, право становится частью внешней реальности и в качестве таковой оказывается стимулом внешним, то есть выступает как правовая реальность -реальность стимулирующая, оказывающая на человека мощное воздействие, вынуждающая его на ту или иную форму активности. Право, таким образом, соединяет в себе понятие стимула как некоторого представления, находящегося в сфере духа, и понятие стимула как предметного раздражителя. Существование такого предмета, конечно же, имеет скорее формальный, чем реальный характер, однако его реальность вполне ощутима для всех, кто так или иначе сталкивается с правом. С формальным компонентом права связана в наибольшей степени его информационная природа: объективирование в той или иной форме единого масштаба (в законах, постановлениях и других нормативных актах) нужно для того, чтобы информация о возможном и должном поведении, о послед-ствиях нарушения этого масштаба поступала к адресатам права7. Информационная природа прежде всего заключается в том, что правовая норма - это "неперсонифицированный сигнал", сигнал типа "тем, к кому это относится", и, следовательно, очень важным является анализ перевода правовой информации в действия ее адресатов, то есть в действия тех, к кому эта информация относится. В работе А.В.Малько исследуется не всякая юридическая, а лишь прескрштивноя (управленческая, нормативная) информация, которая сосредоточена в конкретных правовых средствах: правах и обязанностях, льготах и приостановлениях, поощрениях и наказаниях, непосредственно воздействующих на интересы личности. Причем информационный аспект здесь нельзя оторвать от психологического, поскольку право, как знаковая система, способно регулировать поведение только тогда, когда адресуемая информация воспринята и усвоена сознанием личности, трансформировалась в мотив ее деяния. Проблема стимулирования социально полезного поведения является фундаментальной по своей теоретической и практической значимости: она исследуется в социологии, экономике, психологии, юриспруденции. Основной вне-юридический аспект изучения этой проблемы - сфера трудовой деятельности и распределения социальных благ. Сложнее обстоит дело с понятием "правовое стимулирование", которое обычно рассматривается в контексте социального контроля над правовым поведением личности. Актуализация правового стимулирования в значительной степени обусловлена практической потребностью перехода России к многоукладной экономике, формирования соответствующей социальной инфраструктуры, демократических традиций и механизмов в политической сфере, когда расширяются свобода выбора для человека, начала добровольности в его поведении. В этих условиях в правовом регулировании особое место должны занимать правовые стимулы, призванные создавать режим благоприятствования для развития ини- Венгеров А.Б. Теория государства и права: Часть И. Теория права.- Том 1. - М.: Юристь, 19%. - С.87-88. циативной деятельности субъектов (трудовой, предпринимательской, творческой и т.п.), их заинтересованности в проводимых реформах. Именно через усиление правового стимулирования может повышаться ценность и роль самого права, что неизбежно должно сказаться как на уровне правосознания и правовой культуры общества, так и на уровне его жизнедеятельности. Вот почему в современный период "мотивационно-стимулирующая роль правовой системы заслуживает самого пристального внимания и анализа". Следует отметить, что, рассматривая данный вопрос, А.В.Малько (как и многие другие авторы) смешивает две проблемы - право как стимул и дополнительные меры правового стимулирования. Право само уже есть стимул определенного рода поведения - для этого оно и устанавливается. Однако, если право в каких-то моментах теряет свою эффективность, возникает проблема дополнительных мер стимулирования законопослушного поведения. Эти меры законодатель может ввести в ткань уже существующего права, чтобы оно стало более эффективным. Таким образом, автор решает вопрос: как повысить эффективность действия права, не выходя за пределы самого права? Для этого необходимо познать механизм правового воздействия и правового регулирования. Различия между правовым регулированием и правовым воздействием, по мнению А.В.Малько, состоят в следующем. Во-первых, предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия. В последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние. Во-вторых, если правовое регулирование, как специально-юридическое воздействие, связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие не всегда связано. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе - не обязательно. Отсюда правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений. В этом Матуюв Н.И. Право как центральный элемент и нормативная основа правовой системы // Вопросы теории и государства и права.- Саратов.- 1988,-С.31. смысле регулирование - лишь одна из форм воздействия права на общественные отношения, далеко не охватывающая всех других его форм (С.С.Алексеев, М.И.Байтин, А.М.Витченко, В.И.Гойман, В.П.Казимирчук, В.В.Лазарев, Н.И.Матузов, А.В.Мицкевич, М.Ф.Орзих, Ю.К.Толстой и др.). "Правовое регулирование, - пишет В.В.Гойман, - есть часть механизма действия права, которая характеризует специально-юридическое воздействие права на поведение и деятельность его адресатов, но непосредственно с ними еще не связана. В результате правовой регуляции формируется правовая основа, определяются ориентиры для организации деятельности участников регулируемых отношений и достижения фактических целей права. Но сама эта деятельность и достигаемые в процессе ее осуществления результаты содержанием правового регулирования не охватываются и связаны с иными звеньями механизма действия права"9. К ним относят информационно-психологическое, воспитательное, социальное действие права. Информационно-психологический (мотивационный, импульсивный) аспект характеризуется воздействием прескриптивной (управленческой) правовой информации на мотивы субъектов. Для исследования проблемы мотивации поведения личности необходимо прежде всего рассмотреть правовые средства с информационно-психологической стороны. Такими средствами выступают не сами нормы права, договоры или правоприменительные акты, а те конкретные меры информационно-психологического воздействия, которые в них содержатся, выступают их содержанием. Это - субъективные права и юридические обязанности, льготы и приостановления, поощрения и наказания и т.п., которые напрямую влияют на мотивы субъекта и непосредственно участвуют в упорядочении отношений "интересы - ценности". Ведь воздействует на сознание человека вовсе не сама норма, а та пре-скриптивная информация (права и обязанности, поощрения и наказания и т.д.) которая в ней содержится. Норма, правоприменительный акт и прочие общие (вторичные) правовые средства - лишь способы передачи информации. 9 Пойман В.И. Действие права (Методологический анализ).- М.- 1992.-С.120. Естественно, средства информационно-психологического характера весьма разнообразны. Однако, в конечном счете, значимыми являются лишь те, которые имеют "поведенческую" направленность, связаны в буквальном смысле с ценностью, на которую ориентируется интерес субъекта права. Минимум же значимой (ценной) информации в юридической сфере будут представлять такие средства, как правовые стимулы. Если на уровне специально-юридического воздействия (то есть собственно правового регулирования) именно с субъективных прав и обязанностей начинается формирование правового инструментария, всей системы правовых средств, то на уровне информационно-психологическом - с правовых стимулов. "Верховная власть, - отмечал еще А.Н.Радищев, - многие имеет средства направлять деяния граждан в стезю закона, и все они могут быть предметом общего законоположения. Средства сии суть: 1) воспретительные, 2) побуждающие... Воспретительные средства, -продолжает он далее, - суть положенные в законе наказания, побудительные - суть награждения разного рода... "10. Данное разделение, которое воспроизводится во многих позднейших теоретико-правовых конструкциях, страдает элементарным логическим пороком. Суть в том, что наказания не есть только воспретительные средства, а побуждать могут не только награждения. Напротив, под угрозой наказания можно заставлять человека что-то делать, а награда может привлечь его к бездействию. Информационно-психологический подход отражает специфическую грань действия права - мотивационную, что трудно осуществить при ином подходе. Например, воздействия на интересы субъектов тех же поощрений, как обещаний ценности, или наказаний, как угрозы лишения ценности, в специально-юридическом механизме показать трудно. С.С.Алексеев рассматривает стимулирование в несколько ином ракурсе. "Не говоря уже о том, - отмечает он, - что стимулирование присутствует при информационном и ценно-стно-ориентационном воздействии, оно, как и принуждение, характеризует в основном иную плоскость - собственно юридическое воздействие, то есть правовое регулирование. Радищев А'.Н. О законоположении // Избр. филос. соч.- М.- 1949.- С.405. Вот тут-то, в рамках анализа правового регулирования, если связывать стимулирование и принуждение с разнообразным юридическим инструментарием, рассмотрение этих средств воздействия на волю и сознание человека представляет собой значительную научную ценность. Информационное и ценно-стно-ориентационное воздействие, с одной стороны, принуждение и стимулирование - с другой, нельзя исследовать в одном ряду: частично перекрещиваясь, они относятся к различным срезам правового воздействия"11. Подобные оценки являются не совсем точными, ведь известно, что стимулирование осуществляется не иначе, как на психологическом уровне. Оно и определяется через такие психологические категории, как побуждение, возбуждение и т.п. Исследуя именно этот аспект действия права, можно получить наиболее ценные научные сведения о сущности стимулирования в праве, его механизме и функциях. Это, кстати, замечено и С.С.Алексеевым, который в этой связи пишет, что рассмотрение стимулирования как средства воздействия "на волю и сознание человека представляет собой значительную научную ценность". Кроме того, учитывая тот факт, что право воздействует на волю и сознание людей и побуждает их к определенной активности прежде всего ^с помощью информации (языковых средств), стимулирование важно анализировать и с позиций информационных закономерностей, поэтому стимулирование обозначает не собственно юридическое воздействие (правовое регулирование), а информационно-психологический аспект действия права, показывает мотива-ционную сторону реализации прав, законных интересов, льгот, поощрений и т.п. Воспитательный (педагогический, ценностно-ориентационный общеидеологический) аспект необходимо отличать от информационно-психологического (мотивационного). Еще Л.И.Петражицкий заметил, что действие права "состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержаниям (мотивационное или импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт 11 Алексеев С.С. Указ, соч.- С. 146. человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще в воспитании народной психики в соответствующем характеру и содержанию действующих правовых норм направлении (педагогическое действие права)"12. Здесь акцент делается на общеидеологическое влияние всем правовой действительности на внутренний мир субъекта, на формирование в сознании людей ценностных представлений, на правовое воспитание личности. Роль права тут заключается в повышении юридической культуры, в привитии прогрессивных, цивилизованных правовых идей, принципов, аксиом. Тот же А.Н.Радищев, наряду с воспретительными и побудительными средствами, выделял в своей упоминавшейся выше работе и предупредительные средства, в рамках которых, по его мнению, находятся меры воспитания, образования13. Для раскрытия информационно-психологического аспекта действия права необходимо прежде всего учитывать два вида закономерностей - информационные и психологические, непосредственно накладывающие на него свой отпечаток. Что касается информационных моментов, то нельзя не заметить, что они пронизывают собой практически все формы правового воздействия: специально-юридическую, психологическую, воспитательную, социальную. Без информационных атрибутов ни один из вышеназванных механизмов не работает'. Однако наиболее важное значение информационные элементы имеют в психологическом механизме и именно в союзе с ними могут дать "плодотворное сотрудничество". Само юридическое управление представляет "собой сложный и противоречивый процесс взаимодействия информационного содержания социализирующих и регулирующих поведение личности факторов с различными типами сознательно-психологических процессов"15. Информация способна исполнить регулятивную роль лишь тогда, когда она отразится в психологических структурах субъекта и сможет повлиять на внутренний мир человека. '* Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии.- Спб.- 1908.- С.37. См.: Радищев А.Н. Указ, соч.- С.405. Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве: Теоретико-информационный аспект.- Саратов: Изд-во СГУ, 1994.- С.15. '* Поник Ю.И. Психологические проблемы правововго регулирования.-Минск 1989.- С.73. Поэтому союз информационных и психологических начал необходим. Более того, именно он позволяет занять информационно-психологической форме правового воздействия ведущее место в системе действия права. Право во многом выполняет свои задачи благодаря информационно-психологическому воздействию на личность, которое, по славам М.Ф.Орзиха, подчиняется общим законам информации и психологией16. Вот почему традиционный "психологический" механизм (или "мотивационный", по Л.И.Петражицкому) мы дополняем информационным и будем называть его информационно-психологическим. Рассмотрим прежде всего информационные закономерности, которые имеют непосредственное отношение к проблеме стимулирования в праве и которые в самом общем виде исследуются в кибернетике. На необходимость активного использования в правоведении кибернетических методов в целях более объективного и полного раскрытия природы права, его задач и функций, социальной ценности и эффективности указывали многие ученые (А.Б.Венгеров, Н.В.Витрук, О.А.Гаврилов, В.В.Глазырин, В.П.Казимирчук, Д.А.Керимов, Ю.В.Кудрявцев, С.С.Москвин, В. И.Никитинский, Н.С.Полевой, М.М.Рассолов, Г.А.Туманов и др.). Кибернетический подход позволяет взглянуть на правовое регулирование с более широких (информационных) позиций, в рамках обобщающих координат, поскольку кибернетика, как известно, рассматривает вопросы управления и информационных отношений в общем виде, формально, независимо от материальной природы (биологических, технических и социальных) систем17. По всей видимости, именно в теоретической части взаимодействия права и кибернетики можно ожидать успехов, так как и кибернетика (как общая теория управления) и общая теория права выступают науками одного уровня - уровня общих теорий. "Специфику же общих теорий составляет их междисциплинарный характер, влекущий за собой, в свою очередь, всю многосложность отношений, существующих См.: Орлих М.Ф. Личность и право.- М,- 1975.- С.61. Малько А.В. Указ, соч.- С. 16-17. между этими теориями, а также богатств и разнообразие их "ролей" в процессе научного познания"18. С позиций кибернетики управление есть любое целенаправленное воздействие одной относительно самостоятельной системы на другую с целью вызвать те или иные изменения процессов, происходящих в управляемой системе. Управление заключается в выдаче решений на основании информации о состоянии управляемого процесса и знания • цели управления. "В самом общем виде управление, - по мнению И.Б.Новика, - может быть определено как упорядочение системы, то есть приведение ее в соответствие с объективной закономерностью, действующей в данной среде"19. Управление - это процесс, направленный на сведение до нужной степени хаоса, энтропии с целью повышения функциональных качеств системы. И в этом смысле управление главным образом ориентировано на прогрессивное развитие системы. Роль управления заключается в упорядочении связей в системе, которые по своему характеру могут быть трех типов; вещественные, энергетические и информационные. Вещественные связи представляют каналы, по которым элементы системы или системы в целом обмениваются между собой теми или иными веществами. Энергетические - представляют собой каналы обмена различными видами энергии: механической, тепловой и т.д. Информационные - связи, по которым передаются сигналы управления, команды, приказы и сведения о состояния объекта и окружающей ере-ды20. Ведущими выступают энергетические связи, которые являются основанием развития, его источником, так как любые формы движения требуют расхода энергии. Энергетизм, как писал А.А.Богданов, есть исходный пункт всякой организации2'. Однако сама по себе энергия теряет смысл без информационной связи, которая, по замечанию Т.Павлова, "так или 18 Снчивица О.М. Сложные формы интеграции науки.- М.- 1983,- С.13. 19 Новик И.Б. Кибернетика. Философские и социологические проблемы. -М.- J963.-C.25. 20 См.: Край:мер Л.П. Кибернетика.- М.- 1985.- С.41. 71 Богданом Л А. Тектология. Всеобщая организационная наука.- М.- 1989.-KH.1.-C.5I иначе пускает в ход и направляет энергетические процессы, а машине, в животном или в человеческом организме"22. Поэтому управление именно с помощью информации призвано влиять на энергию. Такое влияние основано на нормировании и распределении энергии, то есть на стимулировании. Стимулы - это информационные атрибуты управления. Они присущи в одинаковой мере управлению во всех - биологических, технических, социальных - системах, хотя и могут называться в них по-разному. Стимул выступает, с одной стороны, как образ предмета влечения, его ориентир, а с друггщ - как раздражитель, вынуждающий реакцию, направленную на достижение этого предмета. В этом отношении стимул является главной причиной активности, поскольку, с одной стороны, пока стимул не сформирован, ни о какой активности не может быть и речи, а с другой - наличия стимула уже достаточно, чтобы активность началась. В связи с этим, можно утверждать, что главным способом побуждения человека к какой-либо активности является стимулирование, то есть предоставление гарантий достижения в результате этой активности предмета влечения в сочетании с описанием образа данного предмета (реклама, пропаганда, агитация). При этом стимул может иметь как позитивное содержание (удовлетворение потребности в восполнении нехватки), так и негативное (удовлетворение потребности в разрядке переизбытка). Следует учитывать, что как влечения, так и стимулы могут быть и чаще всего бывают неосознаваемыми, что позволяет практиковать стимулирование абсолютно любой активности как воздействие на сферу подсознательного, не защищенную сознательно формируемыми человеком барьерами (убеждениями, нравственными принципами и т.п.). Будучи главной причиной (началом) активности человека, стимул является также ее целью. Цель есть идеальное (предполагаемое, планируемое) следствие активности. Данное следствие в самом общем виде конструируется уже в момент подключения рационального механизма влечения, то есть в момент появления стимула. Идеальное следствие активности есть образ удовлетворения потребности, но этот образ и есть стимул, следовательно, стимул есть одновре 22 Павлов Т. Информация, отражение, творчество.- М.- 1967,- С.61. 6 Зак. 56 менно главная причина и главная цель всякой активности. Стимул содержит в себе причину и цель активности в нерасчлененном виде. Разграничение причин и целей, которое чаще всего происходит под воздействием сознания, ведет к возникновению мотива. Образ удовлетворения потребности заставляет человека проявлять активность (стимул как причина) и образ удовлетворения потребности привлекает человека сделать эту активность как можно более результативной (стимул как цель). Таким образом, между началом и итогом активности стоит опосредующее звено - образ процесса достижения, связанного с выбором средств и приложением усилий. Формула, включающая в себя причину активности, а также обусловленные этой причиной средства и цели активности, есть мотив. Стимулы регулируют деятельность и в социальной системе, где энергия в основном проявляется в виде активности людей. Влиять на нее можно через интересы, путем распределения ценностей материального, социального, духовного характера. В виду того, что главным для человека выступают его интересы и те ценности, которые способны их удовлетворить, основные усилия в социальном управлении должны быть направлены на упорядочение связей "интересы - ценности", которые проявляются в общественных отношениях. Это достигается в значительной мере благодаря социальным стимулам, которые составляют информационные атрибуты социальной регуляции. Проблема социальной регуляции заключается в том, чтобы управлять мерой доступности ценностей, необходимых для удовлетворения интересов, это проблема разумного использования имеющихся возможностей. Руководить социальными процессами - значит, по сути дела, соотносить назревшие интересы с имеющимися ценностями, иначе говоря, воздействовать на интересы на основе объективных социологических законов. Управлять в социальной системе - значит учитывать "иерархию" интересов, выявлять наиболее важные и существенные с общественной точки зрения и стимулировать их, а также выявлять антиобщественные интересы, подрывающие "всеобщее" и ограничивать, вытеснять их с арены борьбы за ценности. Здесь нет альтернативы - либо общество через инструменты управления будет стимулиро-
|
|||
|