Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 11 страница



Для каждой отдельной ситуации возможно свое обоснова­ние активности, однако все подобные обоснования произ-водны от формулы, обосновывающей само существование страдающего и действующего человека. Эта первичная стимуляционная формула должна обосновывать, почему вообще (то есть в любых ситуациях) человеку приходится проявлять активность и, на основании этого, что вообще может привлекать его для продолжения и, тем более, интен­сификации. Необходимость такого уровня обобщения основа­на на том, что не существует достаточно жесткой органиче­ской связи человека с какой-то конкретной и локальной сре­дой обитания, содержащей набор повторяющихся ситуаций. Поэтому человек должен быть настолько гибок, чтобы уметь приспосабливаться к любой среде и любой ситуации. Его формула обоснования активности должна быть универсаль­ной, ориентированной на включающую в себя все возмож-        || ные среды и ситуации вселенную, независимо от конкрет­ных условий ее отдельных частей. Ни одна из конкретных ситуаций не предопределяет полностью человеческую актив­ность, поэтому человек должен сам определять линию сво­его поведения в каждой новой ситуации. В то же время, жизнь людей наполнена многообразием ситуаций, поэтому человек не может удовлетвориться локальным обоснованием своей активности. По мысли одного из основателей совре-

См.: Психология. Словарь.- М.: Политиздат, 1990.- С.386.

менной философской антропологии Арнольда Гелена, чело­век не располагает стабильными стимулами вовне и столь же стабильными реакциями у себя; он не пребывает от рождения в "гармонии с природой", не находится во взаимодействии с "окружающим миром", то есть с частью мира как такового, специфически значимой именно для данного вида живых существ5. Следовательно, человек нуждается в глобальной, универсальной стимуляции, исходящей не от конкретной, а от абстрактной среды (мира-вообще), и предполагающей уни­версальную стратегическую реакцию.

Следовательно, обоснование человеческой активности должно представлять собой предельно общий ответ на во­прос: из-за чего и ради чего, в конечном счете, реализуется активность человека? Каждый ответ на этот вопрос должен содержать в себе две части: объяснение (ответ на подвопрос 1 из-за чего?") и оправдание (ответ на подвопрос "ради чего?"} человеческой активности.

Отвечая на поставленный вопрос, обоснование человече­ской активности создает стимул, который воспринимается человеком в качестве реально существующего и действует на человека, как реальный внешний раздражитель. Однако о реальном существовании такого стимулирующего начала, как мир-вообще, мы не можем судить достоверно - ни о том, каков он, ни о том, существует ли он вообще. Как показыва­ет опыт, человек может реагировать на стимулы, не сущест­вующие во внешней реальности6. Поэтому, имея дело с пре­дельными обоснованиями человеческой активности, мы име­ем дело прежде всего с элементами его ума, необходимыми для поддержания его жизни.

Рациональное обоснование человеческой жизни не только позволяет человеку проявлять активность для ее поддержа­ния, но и очерчивает ее направления; как в осознанном, так и в неосознанном виде оно задает образ жизни, диктуя определенное распределение жизненной энергии человека. Замечает это человек или нет, но стимуляционная формула указывает ему, когда и с какой интенсивностью ему следует

См.: Gehlen A. Der Mensch. Seine Natur und seine Stellung in der Welt.-Frankfurt am Main - Bonn.- 1962.

'' См., например, знаменитые исследования пи физиологии внешних чувств И.Мюллера и Г.Гельмгольца, а также более поздние исследования Ч.С.Шеррингтона.

действовать, когда и за что ему следует страдать, когда ему следует сводить свою активность к минимуму, просто про­должая жить, когда и за что ему следует умереть. Особенно необходима человеку исходящая от этой формулы санкция тогда, когда он собирается координировать свою активность с активностью других людей и приступает к сверхзатратам своей жизненной энергии ради созидания или разрушения государств и цивилизаций.

Таким образом, человек может не осознавать определяю­щую жизнь его стимуляционную формулу, но жить и прояв­лять личностную активность без нее он не может.

Вместе с тем, жить благодаря стимуляционной формуле и жить в согласии с ней - далеко не одно и то же. Человек, будучи по тем или иным причинам не в силах следовать им­перативам, заданным в его стимуляционной формуле, очень часто становится конформистом и следует императивам, господствующим в его группе: часто импульс глобального стимула перекрывается действием стимулов природных, связанных с этнической принадлежностью (теория Л.Н.Гумилева), либо стимулов социально-экономических, связанных с классовой принадлежностью индивида (исторический материализм). Кроме того, поведение чело­века своим началом может иметь рациональное обоснование, однако при этом оно может вовсе и не быть рационально са­мо по себе. Поэтому большинство людей в реальной жизни не только не соответствует идеалу, заданному в их стимуля-ционных формулах, но вообще не знает о нем. Можно про­жить всю свою жизнь, не подозревая о ее основах. Связано это с тем, что человек начинает расходовать свою энергию на простейшие жизненные процессы задолго до того, как усваи­вает этнические стереотипы, вступает в общественные отно­шения и получает возможность задуматься над своей жизнью как таковой.

Дух есть вся совокупность внутренних оснований челове­ческой активности. В этом контексте можно говорить о духе народа или национальном духе, то есть о совокупности внут­ренних оснований активности, характерных для большинства представителей того или иного этноса, а также, соответст­венно, о духе эпохи и духе конкретного индивида. Внутрен­ние основания активности в процессе совместной активности людей имеют свойство объективироваться в осязаемых символах, а также отчуждаться в форме компонентов культурно-исторической реальности, то есть такой реальности, которая существует благодаря человеку, однако воздействует на че­ловека так же, как и природная реальность. В исходном и чистом виде основание активности представляет собой смысл, который человек сознательно или бессознательно ус­матривает в той или иной форме активности. Затем это ос­нование может превратиться в абстрактное, лишенное кон­кретного значения, чувство долга (моральное чувство), в сте­реотип (в форме привычки или подражания активности дру­гих) либо в установление, подкрепленное властью.

Право не есть момент чистого саморазвития субъектив­ного духа, но оно есть необходимый момент отношений субъективного духа с объективной реальностью. Можно да­же сказать, что право есть крайний момент этих отношений, характеризующийся предельной близостью духа и реально­сти. Право фактически является пограничным феноменом, и в нем с наибольшей яркостью проявляется фактор отчуж­дения, так как право влияет на создавшую его человеческую активность наиболее жестко и безоговорочно. Позитивные законы почти так же сильны, как законы природы, но лишь уступают последним в своей стабильности.

Доступность выраженного в праве духа исследованию конкретных наук обеспечивается энерго-информационной, или стимуляционной, природой права. Будучи итогом преоб­разований внутренних стимулов, право становится частью внешней реальности и в качестве таковой оказывается стиму­лом внешним, то есть выступает как правовая реальность -реальность стимулирующая, оказывающая на человека мощ­ное воздействие, вынуждающая его на ту или иную форму активности. Право, таким образом, соединяет в себе понятие стимула как некоторого представления, находящегося в сфере духа, и понятие стимула как предметного раздражителя. Су­ществование такого предмета, конечно же, имеет скорее формальный, чем реальный характер, однако его реальность вполне ощутима для всех, кто так или иначе сталкивается с правом.

С формальным компонентом права связана в наибольшей степени его информационная природа: объективирование в той или иной форме единого масштаба (в законах, постанов­лениях и других нормативных актах) нужно для того, чтобы информация о возможном и должном поведении, о послед-ствиях нарушения этого масштаба поступала к адресатам права7.

Информационная природа прежде всего заключается в том, что правовая норма - это "неперсонифицированный сигнал", сигнал типа "тем, к кому это относится", и, следо­вательно, очень важным является анализ перевода правовой информации в действия ее адресатов, то есть в действия тех, к кому эта информация относится.

В работе А.В.Малько исследуется не всякая юридическая, а лишь прескрштивноя (управленческая, нормативная) ин­формация, которая сосредоточена в конкретных правовых средствах: правах и обязанностях, льготах и приостановле­ниях, поощрениях и наказаниях, непосредственно воздей­ствующих на интересы личности. Причем информационный аспект здесь нельзя оторвать от психологического, поскольку право, как знаковая система, способно регулировать поведе­ние только тогда, когда адресуемая информация воспринята и усвоена сознанием личности, трансформировалась в мотив ее деяния.

Проблема стимулирования социально полезного поведе­ния является фундаментальной по своей теоретической и практической значимости: она исследуется в социологии, экономике, психологии, юриспруденции. Основной вне-юридический аспект изучения этой проблемы - сфера трудо­вой деятельности и распределения социальных благ. Слож­нее обстоит дело с понятием "правовое стимулирование", ко­торое обычно рассматривается в контексте социального кон­троля над правовым поведением личности. Актуализация правового стимулирования в значительной степени обу­словлена практической потребностью перехода России к многоукладной экономике, формирования соответствующей социальной инфраструктуры, демократических традиций и механизмов в политической сфере, когда расширяются сво­бода выбора для человека, начала добровольности в его по­ведении. В этих условиях в правовом регулировании особое место должны занимать правовые стимулы, призванные создавать режим благоприятствования для развития ини-

 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Часть И. Теория права.- Том 1. - М.: Юристь, 19%. - С.87-88.

циативной деятельности субъектов (трудовой, предпринима­тельской, творческой и т.п.), их заинтересованности в про­водимых реформах. Именно через усиление правового сти­мулирования может повышаться ценность и роль самого права, что неизбежно должно сказаться как на уровне право­сознания и правовой культуры общества, так и на уровне его жизнедеятельности. Вот почему в современный период "мотивационно-стимулирующая роль правовой системы за­служивает самого пристального внимания и анализа".

Следует отметить, что, рассматривая данный вопрос, А.В.Малько (как и многие другие авторы) смешивает две проблемы - право как стимул и дополнительные меры право­вого стимулирования. Право само уже есть стимул опреде­ленного рода поведения - для этого оно и устанавливается. Однако, если право в каких-то моментах теряет свою эффек­тивность, возникает проблема дополнительных мер стимули­рования законопослушного поведения. Эти меры законода­тель может ввести в ткань уже существующего права, чтобы оно стало более эффективным. Таким образом, автор решает вопрос: как повысить эффективность действия права, не вы­ходя за пределы самого права? Для этого необходимо познать механизм правового воздействия и правового регулирования.

Различия между правовым регулированием и правовым воздействием, по мнению А.В.Малько, состоят в следую­щем. Во-первых, предмет правового регулирования не­сколько уже предмета правового воздействия. В последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние. Во-вторых, если правовое регулирование, как специально-юридическое воздействие, связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о долж­ном и возможном, то правовое воздействие не всегда связа­но. Если первое означает осуществление правовых норм че­рез правоотношения, то второе - не обязательно. Отсюда пра­вовое регулирование всегда означает также и правовое воз­действие, но правовое воздействие не всегда означает созна­тельное нормирование общественных отношений. В этом

Матуюв Н.И. Право как центральный элемент и нормативная основа пра­вовой системы // Вопросы теории и государства и права.- Саратов.- 1988,-С.31.

смысле регулирование - лишь одна из форм воздействия пра­ва на общественные отношения, далеко не охватывающая всех других его форм (С.С.Алексеев, М.И.Байтин, А.М.Витченко, В.И.Гойман, В.П.Казимирчук, В.В.Лазарев, Н.И.Матузов, А.В.Мицкевич, М.Ф.Орзих, Ю.К.Толстой и др.). "Правовое регулирование, - пишет В.В.Гойман, - есть часть механизма действия права, которая характеризует спе­циально-юридическое воздействие права на поведение и дея­тельность его адресатов, но непосредственно с ними еще не связана. В результате правовой регуляции формируется пра­вовая основа, определяются ориентиры для организации дея­тельности участников регулируемых отношений и дости­жения фактических целей права. Но сама эта деятельность и достигаемые в процессе ее осуществления результаты со­держанием правового регулирования не охватываются и свя­заны с иными звеньями механизма действия права"9.

К ним относят информационно-психологическое, воспи­тательное, социальное действие права. Информационно-психологический (мотивационный, импульсивный) аспект характеризуется       воздействием        прескриптивной

(управленческой) правовой информации на мотивы субъек­тов. Для исследования проблемы мотивации поведения лич­ности необходимо прежде всего рассмотреть правовые сред­ства с информационно-психологической стороны. Такими средствами выступают не сами нормы права, договоры или правоприменительные акты, а те конкретные меры информа­ционно-психологического воздействия, которые в них со­держатся, выступают их содержанием. Это - субъективные права и юридические обязанности, льготы и приостановле­ния, поощрения и наказания и т.п., которые напрямую влия­ют на мотивы субъекта и непосредственно участвуют в упо­рядочении отношений "интересы - ценности". Ведь воздей­ствует на сознание человека вовсе не сама норма, а та пре-скриптивная информация (права и обязанности, поощрения и наказания и т.д.) которая в ней содержится. Норма, право­применительный акт и прочие общие (вторичные) правовые средства - лишь способы передачи информации.

9 Пойман В.И. Действие права (Методологический анализ).- М.- 1992.-С.120.

Естественно, средства информационно-психологического характера весьма разнообразны. Однако, в конечном счете, значимыми являются лишь те,     которые имеют

"поведенческую" направленность, связаны в буквальном смысле с ценностью, на которую ориентируется интерес субъекта права. Минимум же значимой (ценной) информа­ции в юридической сфере будут представлять такие средства, как правовые стимулы.

Если на уровне специально-юридического воздействия (то есть собственно правового регулирования) именно с субъек­тивных прав и обязанностей начинается формирование правового инструментария, всей системы правовых средств, то на уровне информационно-психологическом - с правовых стимулов. "Верховная власть, - отмечал еще А.Н.Радищев, - многие имеет средства направлять деяния граждан в стезю закона, и все они могут быть предметом общего законоположения. Средства сии суть: 1) воспрети­тельные, 2) побуждающие... Воспретительные средства, -продолжает он далее, - суть положенные в законе наказания, побудительные - суть награждения разного рода... "10.

Данное разделение, которое воспроизводится во многих позднейших теоретико-правовых конструкциях, страдает элементарным логическим пороком. Суть в том, что нака­зания не есть только воспретительные средства, а побуж­дать могут не только награждения. Напротив, под угрозой наказания можно заставлять человека что-то делать, а на­града может привлечь его к бездействию.

Информационно-психологический подход отражает спе­цифическую грань действия права - мотивационную, что трудно осуществить при ином подходе. Например, воздей­ствия на интересы субъектов тех же поощрений, как обеща­ний ценности, или наказаний, как угрозы лишения ценности, в специально-юридическом механизме показать трудно.

С.С.Алексеев рассматривает стимулирование в несколько ином ракурсе. "Не говоря уже о том, - отмечает он, - что стимулирование присутствует при информационном и ценно-стно-ориентационном воздействии, оно, как и принужде­ние, характеризует в основном иную плоскость - собственно юридическое воздействие, то есть правовое регулирование.

Радищев А'.Н. О законоположении // Избр. филос. соч.- М.- 1949.- С.405.

Вот тут-то, в рамках анализа правового регулирования, если связывать стимулирование и принуждение с разнообразным юридическим инструментарием, рассмотрение этих средств воздействия на волю и сознание человека представляет собой значительную научную ценность. Информационное и ценно-стно-ориентационное воздействие, с одной стороны, прину­ждение и стимулирование - с другой, нельзя исследовать в одном ряду: частично перекрещиваясь, они относятся к раз­личным срезам правового воздействия"11.

Подобные оценки являются не совсем точными, ведь из­вестно, что стимулирование осуществляется не иначе, как на психологическом уровне. Оно и определяется через такие психологические категории, как побуждение, возбуждение и т.п.

Исследуя именно этот аспект действия права, можно по­лучить наиболее ценные научные сведения о сущности сти­мулирования в праве, его механизме и функциях. Это, кстати, замечено и С.С.Алексеевым, который в этой связи пишет, что рассмотрение стимулирования как средства воз­действия "на волю и сознание человека представляет собой значительную научную ценность".

Кроме того, учитывая тот факт, что право воздейству­ет на волю и сознание людей и побуждает их к определен­ной активности прежде всего ^с помощью информации (языковых средств), стимулирование важно анализировать и с позиций информационных закономерностей, поэтому сти­мулирование обозначает не собственно юридическое воздей­ствие (правовое регулирование), а информационно-психологический аспект действия права, показывает мотива-ционную сторону реализации прав, законных интересов, льгот, поощрений и т.п.

Воспитательный (педагогический,          ценностно-ориентационный общеидеологический) аспект необходимо отличать        от        информационно-психологического

(мотивационного). Еще Л.И.Петражицкий заметил, что действие права "состоит, во-первых, в возбуждении или по­давлении мотивов к разным действиям и воздержаниям (мотивационное или импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт

11 Алексеев С.С. Указ, соч.- С. 146.

человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще в воспитании народной психики в соответствующем характеру и содержанию действующих правовых норм на­правлении (педагогическое действие права)"12. Здесь акцент делается на общеидеологическое влияние всем правовой дей­ствительности на внутренний мир субъекта, на формирование в сознании людей ценностных представлений, на правовое воспитание личности. Роль права тут заключается в повыше­нии юридической культуры, в привитии прогрессивных, ци­вилизованных правовых идей, принципов, аксиом. Тот же А.Н.Радищев, наряду с воспретительными и побудительны­ми средствами, выделял в своей упоминавшейся выше рабо­те и предупредительные средства, в рамках которых, по его мнению, находятся меры воспитания, образования13.

Для раскрытия информационно-психологического аспекта действия права необходимо прежде всего учитывать два вида закономерностей - информационные и психологические, не­посредственно накладывающие на него свой отпечаток. Что касается информационных моментов, то нельзя не заметить, что они пронизывают собой практически все формы правово­го воздействия: специально-юридическую, психологическую, воспитательную, социальную. Без информационных атрибу­тов ни один из вышеназванных механизмов не работает'.

Однако наиболее важное значение информационные элементы имеют в психологическом механизме и именно в союзе с ними могут дать "плодотворное сотрудничество". Само юридическое управление представляет "собой сложный и противоречивый процесс взаимодействия информационного содержания социализирующих и регулирующих поведение личности факторов с различными типами сознательно-психологических процессов"15. Информация способна испол­нить регулятивную роль лишь тогда, когда она отразится в психологических структурах субъекта и сможет повлиять на внутренний мир человека.

'* Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии.- Спб.- 1908.- С.37.

См.: Радищев А.Н. Указ, соч.- С.405.

Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве: Теоретико-информационный аспект.- Саратов: Изд-во СГУ, 1994.- С.15. '* Поник Ю.И. Психологические проблемы правововго регулирования.-Минск 1989.- С.73.

Поэтому союз информационных и психологических начал необходим. Более того, именно он позволяет занять инфор­мационно-психологической форме правового воздействия ве­дущее место в системе действия права. Право во многом выполняет свои задачи благодаря информационно-психологическому воздействию на личность, которое, по славам М.Ф.Орзиха, подчиняется общим законам информа­ции и психологией16. Вот почему традиционный "психологический" механизм (или "мотивационный", по Л.И.Петражицкому) мы дополняем информационным и бу­дем называть его информационно-психологическим.

Рассмотрим прежде всего информационные закономер­ности, которые имеют непосредственное отношение к про­блеме стимулирования в праве и которые в самом общем ви­де исследуются в кибернетике. На необходимость активного использования в правоведении кибернетических методов в целях более объективного и полного раскрытия природы пра­ва, его задач и функций, социальной ценности и эффективно­сти указывали многие ученые (А.Б.Венгеров, Н.В.Витрук, О.А.Гаврилов,      В.В.Глазырин,       В.П.Казимирчук,

Д.А.Керимов,        Ю.В.Кудрявцев,        С.С.Москвин,

В. И.Никитинский,      Н.С.Полевой,      М.М.Рассолов,

Г.А.Туманов и др.).

Кибернетический подход позволяет взглянуть на правовое регулирование с более широких (информационных) позиций, в рамках обобщающих координат, поскольку кибернетика, как известно, рассматривает вопросы управления и инфор­мационных отношений в общем виде, формально, незави­симо от материальной природы (биологических, технических и социальных) систем17.

По всей видимости, именно в теоретической части взаи­модействия права и кибернетики можно ожидать успехов, так как и кибернетика (как общая теория управления) и общая теория права выступают науками одного уровня - уровня об­щих теорий. "Специфику же общих теорий составляет их междисциплинарный характер, влекущий за собой, в свою очередь, всю многосложность отношений, существующих

См.: Орлих М.Ф. Личность и право.- М,- 1975.- С.61. Малько А.В. Указ, соч.- С. 16-17.

между этими теориями, а также богатств и разнообразие их "ролей" в процессе научного познания"18.

С позиций кибернетики управление есть любое целена­правленное воздействие одной относительно самостоятель­ной системы на другую с целью вызвать те или иные изме­нения процессов, происходящих в управляемой системе. Управление заключается в выдаче решений на основании информации о состоянии управляемого процесса и знания • цели управления. "В самом общем виде управление, - по мнению И.Б.Новика, - может быть определено как упорядо­чение системы, то есть приведение ее в соответствие с объек­тивной закономерностью, действующей в данной среде"19. Управление - это процесс, направленный на сведение до нужной степени хаоса, энтропии с целью повышения функ­циональных качеств системы. И в этом смысле управление главным образом ориентировано на прогрессивное развитие системы.

Роль управления заключается в упорядочении связей в системе, которые по своему характеру могут быть трех ти­пов; вещественные, энергетические и информационные. Ве­щественные связи представляют каналы, по которым эле­менты системы или системы в целом обмениваются между собой теми или иными веществами. Энергетические - пред­ставляют собой каналы обмена различными видами энергии: механической, тепловой и т.д. Информационные - связи, по которым передаются сигналы управления, команды, приказы и сведения о состояния объекта и окружающей ере-ды20.

Ведущими выступают энергетические связи, которые яв­ляются основанием развития, его источником, так как лю­бые формы движения требуют расхода энергии. Энергетизм, как писал А.А.Богданов, есть исходный пункт всякой органи­зации2'.

Однако сама по себе энергия теряет смысл без информа­ционной связи, которая, по замечанию Т.Павлова, "так или

18 Снчивица О.М. Сложные формы интеграции науки.- М.- 1983,- С.13.

19 Новик И.Б. Кибернетика. Философские и социологические проблемы. -М.- J963.-C.25.

20 См.: Край:мер Л.П. Кибернетика.- М.- 1985.- С.41.

71 Богданом Л А. Тектология. Всеобщая организационная наука.- М.- 1989.-KH.1.-C.5I

иначе пускает в ход и направляет энергетические процессы, а машине, в животном или в человеческом организме"22. По­этому управление именно с помощью информации призвано влиять на энергию. Такое влияние основано на нормировании и распределении энергии, то есть на стимулировании.

Стимулы - это информационные атрибуты управления. Они присущи в одинаковой мере управлению во всех - биоло­гических, технических, социальных - системах, хотя и мо­гут называться в них по-разному. Стимул выступает, с од­ной стороны, как образ предмета влечения, его ориентир, а с друггщ - как раздражитель, вынуждающий реакцию, направ­ленную на достижение этого предмета. В этом отношении стимул является главной причиной активности, поскольку, с одной стороны, пока стимул не сформирован, ни о какой ак­тивности не может быть и речи, а с другой - наличия стимула уже достаточно, чтобы активность началась.

В связи с этим, можно утверждать, что главным спосо­бом побуждения человека к какой-либо активности является стимулирование, то есть предоставление гарантий достиже­ния в результате этой активности предмета влечения в соче­тании с описанием образа данного предмета (реклама, про­паганда, агитация). При этом стимул может иметь как пози­тивное содержание (удовлетворение потребности в восполне­нии нехватки), так и негативное (удовлетворение потребности в разрядке переизбытка). Следует учитывать, что как влече­ния, так и стимулы могут быть и чаще всего бывают неосоз­наваемыми, что позволяет практиковать стимулирование аб­солютно любой активности как воздействие на сферу подсоз­нательного, не защищенную сознательно формируемыми человеком барьерами (убеждениями, нравственными прин­ципами и т.п.).

Будучи главной причиной (началом) активности чело­века, стимул является также ее целью. Цель есть идеаль­ное (предполагаемое, планируемое) следствие активности. Данное следствие в самом общем виде конструируется уже в момент подключения рационального механизма влечения, то есть в момент появления стимула. Идеальное следствие ак­тивности есть образ удовлетворения потребности, но этот образ и есть стимул, следовательно, стимул есть одновре

22 Павлов Т. Информация, отражение, творчество.- М.- 1967,- С.61.

6 Зак. 56

менно главная причина и главная цель всякой активности. Стимул содержит в себе причину и цель активности в нерас­члененном виде. Разграничение причин и целей, которое ча­ще всего происходит под воздействием сознания, ведет к возникновению мотива.

Образ удовлетворения потребности заставляет человека проявлять активность (стимул как причина) и образ удовле­творения потребности привлекает человека сделать эту ак­тивность как можно более результативной (стимул как цель). Таким образом, между началом и итогом активности стоит опосредующее звено - образ процесса достижения, связанно­го с выбором средств и приложением усилий. Формула, включающая в себя причину активности, а также обуслов­ленные этой причиной средства и цели активности, есть мо­тив.

Стимулы регулируют деятельность и в социальной систе­ме, где энергия в основном проявляется в виде активности людей. Влиять на нее можно через интересы, путем распре­деления ценностей материального, социального, духовного характера. В виду того, что главным для человека выступают его интересы и те ценности, которые способны их удовле­творить, основные усилия в социальном управлении должны быть направлены на упорядочение связей "интересы - цен­ности", которые проявляются в общественных отношени­ях. Это достигается в значительной мере благодаря социаль­ным стимулам, которые составляют информационные атри­буты социальной регуляции.

Проблема социальной регуляции заключается в том, что­бы управлять мерой доступности ценностей, необходимых для удовлетворения интересов, это проблема разумного ис­пользования имеющихся возможностей. Руководить соци­альными процессами - значит, по сути дела, соотносить на­зревшие интересы с имеющимися ценностями, иначе говоря, воздействовать на интересы на основе объективных социоло­гических законов. Управлять в социальной системе - значит учитывать "иерархию" интересов, выявлять наиболее важные и существенные с общественной точки зрения и стимулиро­вать их, а также выявлять антиобщественные интересы, подрывающие "всеобщее" и ограничивать, вытеснять их с арены борьбы за ценности. Здесь нет альтернативы - либо общество через инструменты управления будет стимулиро-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.