Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГЛАВА IV 5 страница



79 Hippeau. Le bestiaire divin. P. 23; Wright and Hallyarell. Reliquiae antiquae.

80 [Поэма Марбода впервые издана была в 1511 г. в Вене под заглавием: Libellus de lapidibus pretiosis nuper editus Joan. Cuspiniano, см. Marbodi liber lapidum seu de gemmis varietate lectionis et perpetua annotatione illustratus a Johanne Beckmanno. Gottingae. 1799. 8°.]

81 Heider. Archiv. 1850. II. P. 546. № 1.

82 Heider G. Die romanische Kirche zu Schöngrabein. 1855. P. 199.

83 Прозвание волка: Didron. Annales d’Archéologie. II. P. 269.

84 Grimm. Reinhard Fuchs, lupus monachus. P. 416; Goethe. Reinecke Fuchs.

85 Herrad von Landsperg. Aebtissin zu Hohenburg... von <C.> M. Engelhardt. Stuttgart <-Tübingen>. 1818.] Waagen. Künst. u. Künstl. in Deutschland. II. P. 358—368: Das Werk umfasst gleichsam im Auszüge, was in jenen Tagen überhaupt für wissenswürdig gehalten wurde. Nach dem Kloesterlich-religiösen Standpunkt der Herrad wird alles Andere von Erschaffung der Welt bis zum jüngsten Tage an den Inhalt Bibel der angeschlossen.

86 Hippeau. Le bestiaire divin.

87 Hippeau. Le bestiaire divin.

88 В доказательство можно сослаться на рукопись моего собрания № 496.

89 Погодин <М. П. Изследования, замечания и лекции о Русской Истории. М. 1846—1856>. VII. С. 405. Прим.

90 Ф. И. Буслаев (Атеней. <М.> 1858. <Ч. III. С. 153—154>) очень верно замечает, что хотя г-н Строев относит эту рукопись к 1658 г., но это

- 669 -

лишь копия с оригинала, писанного в указанном году.

91 Vilmar. Geschichte der deutschen nat. Literatur. I. 224—225.

92 См. об азбуковниках в 1 части «Архива» <Н. В.> Калачова. <М. 1850. Отд. IV. С. 1—48.>

93 Предание о св. Фекле и апостоле Павле принадлежит древнейшим временам, ибо оно упоминается Тертуллианом и блаженным Иеронимом. Оно было изложено греческими писателями и в стихах, и в прозе (Fabricius. Codex apocryphicus novi Testamenti. II. P. 794—796.) На Западе оно было часто издаваемо; между прочим, житие св. Феклы напечатано в Клермонте в 1660, в 12-ю долю; оно написано по-гречески св. Василием и переведено было тамошним священником (Migne. Encydop. Théolog. XIV. P. 1166). Житие этой святой подробно было исследовано в Acta Sanctorum Болландистов (VI, сентябрь. С. 546—568) и издано в Encyclopédie Théologique аббата Миня (Т. XXIV. Р. 961). Слова составителя русского Физиолога относятся к тем мукам, которые св. Фекла вытерпела в Антиохии. Боясь потерять силу вынести все испытания и муки, которым она была осуждена, и желая перед смертью принять Крещение, св. Фекла бросилась в воду в то место амфитеатра, где плавали «фоки и другие морские звери, враждебные человеку». Народ, видя этот поступок, начал от ужаса кричать; но святая была спасена и невредима осталась между этими зверями. Это житие приписывается Василию, епископу Селевкийскому, писателю V века.

94 Статьи о муросоми и об уене противоположны статьям азбуковника.

95 Archiv für Kunde Österr. Ges. Quellen. II. P. 532, 552.

96 [Archiv für Österr. Geschichte. Bd. HI. 1850. P. 534.]

97 Schoengsabem. P. 141. Note 4, 152.

98 Didron <M.> Manuel d’iconographie <chrétienne, grecque et latine. Paris. 1845.> P. 205. Dans le haut de la maison, le Saint-Esprit sous la forme d’une colombe; tout autour, une grande lumičre. Douze langues de feu s’échappent de cette colombe et se reposent sur chacun des apôtres.

99 В 692 году при императоре Иустиниане был в Константинополе Собор, на котором запретили изображение агнца вместо Сына Божия. (Labbé. Conciliorum collectio maxima. VI. Col. 1177. Concilium Quini Sextum. Иоанн Дамаскин в своем Слове об иконах (III) ссылается также на 82 правило этого собора для запрещения изображений агнца. Хотя это изображение довольно долго еще сохранялось в византийских церквях, но в русское иконописание оно не перешло.

100 Didron. Manuel. XXXVI. Р. 229<—230>.

101 Didron. Manuel. P. 297<—298>. Un hymne universel.

102 Didron. Manuel. P. 234<—236>; Didron. Annales Archéologiques I. Livre V; dalmatique à S. Pierre.

103 Didron. Manuel. P. 288<—291>.

104 Мартынов <А.> Русская Старина <в памятниках церковнаго и гражданскаго зодчества. М. 1851. С. 43—46>; Ровинский <Д. А> История русских школ иконописания <до конца XVIII века>, в VIII т. «Записок Имп. Русск. Арх. Общ». <СПб. 1856.> С. 43.

105 Ad Judaeos. Cap. IX; De carne Christi. Cap. XXI

106 Didron. Manuel. P. 151<—154>. Comment est figureé 1’arbre de Jessé.

107 Акты Арх. Эксп. I. 241—249; Чтения <в> Общ. И. и Др. <М. 1847.> Год III. <№ 3>; Там же. Кн. II. 1858. Апрель — Июнь; Атеней. <М.> 1858. <Ч. V.> № <36, 37>; Буслаев Ф. И. Из истории русской живописи XVI века.

108 Crimm. Deutsche Myth. P. 1072—1086. P. 1079. Saxo Gramm. P. 321: sagt von Slaven, nicht von Nordmannen «ad varia quoque negotia profuturi ex primo animalis occursu votorum auspicia, quae si laeta fuissent, coeptum alacres iter carpebant, sive tristia, reflexo cursu propria repetebant» die Tiere selbst zu nennen unterlasst er. («...а также, отправляясь по делам, они гадали об успешности самых разных предприятий по тому, какое животное первым попадется им навстречу, и если гадания удавались, то они живо продолжали начатый путь; если же гадания были неблагоприятны, они, повернув назад, возвращались восвояси»...).

109 Didron. Annal. Arch. VI. P. 48.

110 Hefner. Trachten des christ. Mitt. I. Taf. 37. P. 54.

111 Durandus. Rat. div. off. Lib. I.

112 Schnaase. Gesch. d. bild. Künste. II. 1 Abt. P. 94.

113 Archiv f. Kunde Österr. G. Quellen. II. P. 534, 591.

114 Ibid. P. 586: Die Verzweiflung als Selbstmoerder.

115 Grimm. Deutsche Myth. P. 1079—1080.

116 Атеней. 1858. <Ч. V> № <37>. c. <83>.

117 Ameth. Das К. К. Münz- und Antiken-Cabinet. Wien. 1854. P. 72. VI. Приложенный здесь рисунок снят прямо с иконы.

118 Grimm. Deutsche Myth. P. 786.

119 Ibid. P. 798.

120 Ibid. P. 788.

121 <Материалы> для истории письмен восточных, греческих, римских и славянских. М. 1855.> С. 5. Табл. V, VI, VII, VIII и XX. <Изборник Святославов.>

122 Adelung.

123 Archiv f. Kunde Österr. G. Quellen. II. S. 605. Anm. 52.

124 [Этот отдел памятников автор имел ввиду разработать подробно, что видно из оставленного для него места в рукописи. Материалом для него, конечно, могло послужить прежде всего его собственное богатое собрание рукописей, среди которых много лицевых, имеющих весьма важное значение как источник русской символики. Е. К. Р.]

125 [Печатаемый Список старопечатных книг с гравюрами найден написанным в особой тетради. Ред.]

- 670 -

126 Raoul-Rochette. Tabl. d. cat. d. Rome. Paris. 1853. P. 170—173.

127 Didron. Manuel. P. 120, et note.

128 Кеппен. Список Русским памятникам. М. 1822. С. 3; Калайдович. О золотой гривне. Древности Российскаго государства. <М. 1849.> Отд. I. <С. 42—45.> № 23. Q. R. S.

129 [Этот отдел о змеевиках был разработан автором в особую статью «Византийские филактерии и русские наузы» и напечатан в I томе «Сборника мелких трудов» гр. А. С. Уварова (М. 1910. С. 239—258. Рис. 41—47) в значительно более полном виде, нежели изложен в рукописи «Символики», почему этот отдел здесь и опущен. Ред.]

130 Древности Российскаго государства. Отд. I. <С. 89—91> № 60.

131 Пам. древн. худ. в России. С. 26.

132 Münter. Sinnbilder <und Kunstvorstellungen der alten Christen. Altona. 1825.> S. 7.

133 Рихтер <Ф. Ф.> Памятники древняго рускаго зодчества. <М. 1850.> С. 20. Табл. XXVI и XL.

134 Царские выходые.

135 Boeck <F. Geschichte der liturgischen Gewänder des Mittelalters:.. Bonn. 1856—1871.>; Mélanges d’Archéol. II. P. 101. III. P. 116. IV. P. 262.

136 Anastasius Bibl. biograph. Leon HI; Gregorii IV ad an. 827, Const. Porphyr. de Ceremoniis. Cap. 23.

137 Martene et Durand. Amplissima collectio. T. V. Col. 1102.

138 На ризе св. Виллибальда († 786) в Ейхштете. Mélanges d’Arch. H. P. 250. PI. XVII, XVIII.

139 Bock.

Публикация Я. Э. ЗЕЛЕНИНОЙ



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.