|
||||||||||||
Основные приёмы, обеспечивающие получение запланированных результатов и эффективно используемые педагогами в процессе преподавания различных дисциплинОсновные приёмы, обеспечивающие получение запланированных результатов и эффективно используемые педагогами в процессе преподавания различных дисциплин
Приёмы работы с текстовыми источниками информации | ||||||||||||
Комментированное чтение. | Изучение нового учебного материала | Постановка учебной задачи(далее –УЗ) (в данном случае ЧТО ДОЛЖНЫ УЗНАТЬ ИЗ ТЕКСТА). (задача всегда нацеливает учащихся на достижение цели, получение конечного определенного результата) | Расстановка смысловых акцентов | Осознанное чтение | Организация беседы в целях выявления степени осознания обучающимися прочитанного материала | |||||||
Пересказ, рассказ по опоре. | Изучение и первичное осмысление нового учебного материала | Постановка УЗ (выделить существенные стороны) | Контроль изложения в зависимости от поставленной задачи | Организация обсуждения, внесения дополнений, формулировки выводов | ||||||||
Перефразирование текста. | ||||||||||||
Выбор фактов, подтверждающих идею; объяснение явления, процесса. | Постановка УЗ | Индивидуальное консультирование (по просьбе ученика или с учетом индивидуальности) | Выполнение УЗ | Организация прослушивания ответов, обоснование своего мнения | ||||||||
Описание понятий и явлений по литературным текстам. | ||||||||||||
Составление описаний одного объекта (факта, явления) по разным текстам (разным источникам информации). | Постановка УЗ, указывает источники информации | Анализ результатов обучающимися | ||||||||||
Поиск ответов на поставленные вопросы. | Изучение, закрепление нового учебного материала | Выдает вопросник. Контролирует понимание учащимися сути вопроса | Индивидуальное консультирование | Выполнение УЗ | Организация прослушивания ответов, обоснование своего мнения | |||||||
Выполнение заданий в рабочей тетради. | Изучение, закрепление нового учебного материала. Контроль знаний и умений | Инструктаж. Проверка понимания смысла задания | Составление алгоритма деятельности. Выполнение заданий | Подведение итогов. Формулировка выводов учащимися | ||||||||
Составление опорных схем (конспектов, «шпаргалок»). | Постановка УЗ, объяснение правил способа деятельности. Требования: краткая графико-словесная схема, возможность использования при рассказе | Индивидуальное консультирование | Прослушивание выступления обучающегося с использованием его опоры. Смотр опор.выводы | |||||||||
Составление вопросника к тексту. | Изучение, закрепление нового учебного материала | Постановка УЗ нацеливание на выбор существенных сторон … | Индивидуальное консультирование | Выполнение УЗ с использованием источника (нескольких источников) информации | Проверка и обсуждение обучающимися результатов | |||||||
Конспектирование, «сжатие» текста. | ||||||||||||
Составление плана текста. | Изучение, закрепление нового учебного материала | |||||||||||
Составление логических (графических) схем. | Изучение, закрепление нового учебного материала | Постановка УЗ, объяснение сути способа деятельности | ||||||||||
Составление таблиц. | Изучение, закрепление нового учебного материала | |||||||||||
Анализ материалов СМИ. | Обсуждение | |||||||||||
Составление кроссвордов. | Изучение, закрепление нового учебного материала |
| Индивидуальное консультирование |
| Проверка (конкурс) кроссвордов | |||||||
Составление карт (схем) по тексту. | ||||||||||||
Составление эмблем, объектов, территорий, понятий. | ||||||||||||
Дополнение пропущенных слов в тексте, исправление ошибок. | Закрепление нового учебного материала | Подготовка текстов с пропущенными ключевыми словами | Индивидуальное консультирование | Выполнение УЗ с использованием (или без использования) источников информации | Проверка результатов. Обоснование обучающимися выбора вставленных слов | |||||||
Исправление ошибок в тексте. | Подготовка текста (текстов) с ошибками | Проверка результатов. Выявление обучающимися замеченных ошибок. Обоснование выбора. Исправление | ||||||||||
Смысловой выбор. | Подготовка карточек с тройками слов, два из которых логически (топографически, хронологически и т.п.) связаны | Проверка результатов. Обоснование обучающимися выбора | ||||||||||
Составление «визитных карточек». | Закрепление учебного материала | Постановка УЗ: выявить и кратко записать специфические особенности объекта (явления, исторического периода и т.п.) | Индивидуальное консультирование | Выявление существенных отличительных особенностей … | Проверка выполнения. Анализ работы. Формулировка выводов | |||||||
Составление мультимедиапрезентаций. | Постановка УЗ: составить презентацию по теме … | Составление презентации | Проверка результатов. | |||||||||
Разработка виртуальных экскурсий. | Постановка УЗ, определение алгоритма деятельности | Консультирование | Выполнение задания | Просмотр и обсуждение результатов | ||||||||
Подбор (разработка) иллюстраций к тексту. | ||||||||||||
Составление сценария учебного фильма. | ||||||||||||
Подборка афоризмов, пословиц, поговорок, загадок о явлении, процессе. | Закрепление учебного материала, развитие интереса к предмету | Постановка УЗ, инструктаж | Индивидуальное консультирование | Работа с литературными источниками | Проверка результатов. Объяснение смысла афоризма. Составление своих пословиц | |||||||
Составление рецензий, аннотаций. | Проверка результатов. Составление аннотированного каталога книг | |||||||||||
Составление подборок стихов, литературных описаний процессов, явлений, территорий. | Проверка результатов. Составление литературного сборника | |||||||||||
|
||||||||||||
|