Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ МИНУТКИ Тематические занятия для дошкольников



Авторы-составители:

КнышВера Анатольевна

Комар Инна Ивановна

ЛобанЕлена Борисовна

Дудик Юлия Владимировна

Ответственный за выпуск Д. Л. Дембовский

Подписано в печать с готовых диапозитивов 12.03.2009.

                                          Формат 60x84 '/16. Бумага типографская. Гарнитура «Newton». Печать офсетная. (
                                     Усл. печ. л. 11,16. Уч.-изд. л. 4,50. Тираж 3100 экз. Зак. 185Z. \

                                        Удостоверение № 08-33-0.294872        ■

                                              о государственной гигиенической регистрации продукта от 05.09.2006.

Общество с дополнительной ответственностью «Аверсэв».

ЛИ № 02330/0494066 от 03.02.2009. Контактный телефон (017) 210-18-98.

E-mail: info@aversev.com; www.aversev.com

Ул. М. Богдановича, 129а, 220123, Минск.

Для писем: а/я 135, 220123, Минск.

УПП «Витебская областная типография».

Ул. Щербакова-Набережная, 4, 210015, Витебск.

ISBN 978-985-509-901-8

Оформление. ОДО «Аверсэв»,:

 

 


Пояснительная записка

Важным звеном логопедической коррекции является логопедическая ритмика. Основная ее цель — преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, неречевых функций в сочетании со словом и музыкой. В системе логопедической работы с дошкольниками логоритмика выполняет также оздоровительную функцию, способствует решению общеобразовательных задач, содействует умственному и эстетическому воспитанию детей. Логоритмика как средство коррекции традиционно рассчитана на коллектив детей с одинаковыми нарушениями речи или со сходным уровнем речевого развития. Однако следует отметить, что в условиях специальной группы для детей с нарушениями речи при дошкольных учреждениях общеобразовательного типа часто обучаются дети с различными речевыми диагнозами и уровнями развития речи. Это предполагает несколько иной подход к построению логоритмических занятий применительно к воспитанникам специальной группы.

Логоритмические занятия планируются согласно лексическим те­мам и проводятся в конце изучения каждой. Это позволяет при необходимости провести перед занятием подготовительную работу: разучить упражнения на координацию движений с речью, пальчиковую гимнастику, применяя при этом динамические паузы, и др. Занятие троится в форме единой сюжетной линии. Вовлечение детей в сюжет пишется для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство коллективизма.

С учетом психомоторных и возрастных особенностей детей данного возраста, и в частности дошкольников с нарушениями речи, с практической точки зрения оптимальным представляется гибкое, равномерное распределение психомоторной и речевой нагрузки на воспитанииков в ходе занятия. Равномерность достигается путем чередования различных видов деятельности и позволяет поддерживать внимание и работоспособность детей на протяжении всего занятия. Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию вни­мания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.

Актуальным для эффективности логопедической коррекции явля­ется использование средств логоритмики в наиболее доступных для данной категории детей формах (отраженное воспроизведение дви­жений за воспитателем, игровой характер заданий и др.). Доступность материала позволяет детям освоить его за 1-2 занятия, сократить вре­менные затраты на его разучивание и способствует динамичному и не­прерывному проведению занятия.

В содержание логоритмических занятий включены рекомендуемые Г. А. Волковой следующие виды работы: обшеразвивающие упражне­ния (ритмическая разминка), упражнения на координацию движений с речью и музыкой, развитие чувства ритма, различных сторон внима­ния и памяти, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, дыхатель­ные и голосовые упражнения, слушание и пение, упражнения на регу­ляцию мышечного тонуса, различные игры, релаксация.

Комплекс общеразвивающих упражнений (ритмическая разминка) состоит из 5-7 упражнений на различные виды ходьбы и бега под му­зыку, простые перестраивания, имитацию движений животных и др. Такие упражнения дают установку на различный темп и ритм движе­ния, поэтому внимание детей акцентируется на музыке. Чаще они проводятся в начале занятия.

Упражнения на развитие основных видов внимания и памяти выра­батывают быструю и точную реакцию на слуховые и зрительные раз­дражители, развивают зрительную, слуховую и двигательную память. Количество стимулов постепенно увеличивается от 3 до 6 (к концу старшего дошкольного возраста).

Овладеть своими мышцами, научиться в полном объеме управлять своими движениями позволяют упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Дети усваивают понятия «сильно» и «слабо» как понятия относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. В одних занятиях эти упражнения выделяются в отдельный этап, в других – включаются составным элементом какого-либо другого вида работы, релаксационным компонентом. Упражнения на развитие чувства темпа, ритма, музыкального раз­мера выполняются как в коллективной форме, так и по индивидуаль­ной инструкции. Например, для детей с выраженными сенсорными трудностями дается для воспроизведения более простой ритмический рисунок, сильный метрический акцент и др.

Упражнения на координацию движений с речью проводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него. Предусматриваются различные варианты выполнения упражнений: пропевание хором с од­новременным выполнением движений; слова произносит часть детей или один ребенок, а движения выполняются совместно. От детей с низ­ким уровнем и с грубыми нарушениями произносительной стороны не следует требовать точного воспроизведения речевого материала; основ­ной упор делается на включение ребенка в выполнение движений, на развитие умения сохранять ритмический контур слов, предложений.

Для развития мелкой моторики применяются упражнения, спо­собствующие тренировке дифференцированных и точных движений пальцев рук, но не представляющие особой сложности для выполне­ния. Это облегчает процесс контроля и оказания помощи со стороны педагога при коллективном выполнении пальчиковой гимнастики.

При проведении артикуляционно-мимической гимнастики используются упражнения, тренирующие движения языка, губ, щек, нижней челюсти; практикуются задания для создания базы свистящих (1—2-й периоды средней группы), затем шипящих (3-й период средней и 1-й период старшей группы), соноров (2—3-й периоды старшей группы). В ходе дыхательных упражнений отрабатывается диафрагмальный тип дыхания, продолжительный и направленный речевой выдох, а также другие виды вдохов и выдохов и их соотношений. Мимические и фонопедические упражнения проводятся как отдельный вид работы, так м в психогимнастические этюды.

Пение как этап занятия предполагает исполнение попевок, изучен­ных на музыкальных занятиях песен, 1-2 куплетов новой песни, па-раллельное со слушанием подпевание. Для слушания подбираются разнообразные по характеру музыкальные произведения с учетом их эмоционального воздействия. Детей учат слышать и различать музы­ку по характеру, темпу, жанру, узнавать звучание отдельных музы­кальных инструментов, сольного и группового пения. Также используются аудиозаписи со звуками живой природы, голосами животных, птиц и т. д.

В занятия включаются речевые игры различных видов: подвижные, хороводные, игры-этюды, игры-диалоги и др. с постепенным увеличе­нием речевой нагрузки.

Завершающим этапом занятия являются релаксационные упражне­ния. Цель этих упражнений — сосредоточение внимания детей на фи­зических ощущениях в состоянии расслабления. В процессе релакса­ционных упражнений дети чаще лежат на ковре или сидят на стуле. Функция педагога сводится к контролю за правильным диафрагмальным дыханием, расслаблением мышц рук, ног, шеи.

Составным компонентом различных видов работы может быть игра на музыкальных инструментах.

В занятия включаются и интегративные виды работы. Они требуют достаточного уровня волевой регуляции и самоорганизации, что изна­чально не характерно для детей с нарушениями речи, поэтому исполь­зуются не так часто и преимущественно в старшей группе.

Занятия по логоритмике для данной категории детей также способ­ствуют:

• коррекции грамматического строя речи (ответы на вопросы в оп­ределенной грамматической форме);

• формированию слоговой структуры слова (отхлопывание ритми­ческих рисунков, упражнения на развитие чувства ритма);

• коррекции звукопроизношения (артикуляционные упражнения, проговаривание стихов, специально подобранных согласно этапу ло­гопедической работы);

• развитию просодической стороны речи (дыхательные и голосо­вые упражнения);

• формированию связной речи, коммуникативных возможностей (игры-диалоги, игры-инсценировки, подвижные игры).

Данное пособие адресовано в первую очередь учителям-дефектологам, музыкальным руководителям дошкольных учреждений и будет полезно для воспитателей при проведении развлечений, подборе физминуток для занятий и др.

Представленный в книге материалрассчитана детей среднего и старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, а также может быть использован в работе с детьми общеобразовательных групп с учетом их возрастных возможностей.

 

 

СРЕДНЯЯ ГРУППА.

ОГОРОД. ОВОЩИ

1. Организационный момент.

Дети в масках овощей сидят на корточках в кругу.

Педагог. В огороде много гряд,

Тут и репа, и салат,

Тут и свекла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

(А. Прокофьев)

Дети под музыку постепенно поднимаются.

2.  Ритмическая разминка

Педагог.Отправляемся в поход,

Покидаем огород. (Ходьба по кругу)

Встали дружненько на пятки:

Пошагаем через грядки. (Ходьба на пятках) Если к речке подойдем,

На носочках перейдем. (Ходьба на носках) Пойдем с горки осторожно,

С горки ушибиться можно. (Бег на носках «с горки»)

Завернем за поворот —

Там нас конь с телегой ждет. (Бег с высоким подниманием коленей).

Конь устал, пусть отдохнет —

Нас машина подвезет.

(«Топотушки» с имитацией движений руления)

Все! Приехали в детский сад.

(В. Кныш)

3. Упражнение «Запахи»

Педагог. Запахи щекочут нос:

Здесь салат, и щи, и борщ. Будем их нюхать.

Исходное положение: ноги врозь, руки на животе; при повороте головы влево и вправо — вдох и произвольный выдох.

4. Игра «Громко-тихо»

(на развитие слухового внимания, модуляции голоса). Дети в масках овощей стоят в кругу.

Педагог. У нас здесь очень много овощей. Давайте друг другу представимся.

Каждый имя свое знает,

Громко-тихо называет.

Играет музыка; водящий идет по кругу. Музыка смолкает — водящий останавливается возле какого-нибудь «овоща», и тот называет свое «имя» громко, затем тихо.

5. Упражнение «Упала горошина»

(на развитие чувства ритма). За ширмой раздается звук падения небольшого деревянного шарика.

Педагог.Это девочка Таня уронила горошину. Горошина упа­ла вот так:

// / (отхлопатьритм).

А могла упасть и вот

так: / // (отхлопать ритм).

А могла упасть и вот так: /// (отхлопать ритм), и так: / / / (отхлопать ритм).

6.  Упражнение «Таня сеяла горох»

(на координацию речи с движениями под музыку)

Хором. Как по полю Таня шла (Шаг на месте)

И горошину нашла. (Нагнуться, «поднять горошину»)

Ах, ох, ах, ох, (На каждый слог качать головой, обхватив ев руками)

Таня сеяла горох. (Имитация действия)

Педагог. Вот горох растет все выше,

Он дорос до самой крыши. (Хватаясь за воображаемый стебель то правой, то ле­вой рукой, «лезть по нему вверх»).

Хором. Ах, ох, ах, ох, (На каждый слог качать головой, обхватив ее руками)

Будет урожай неплох. (Резко встряхивать кистями рук)

7.. Музыкальная минутка

Звучит «Полька» П. Чайковского. Педагог предлагает детям определить характер мелодии, назвать музыкальные инструмен­ты, на которых она исполнялась.

8.  Пение

Дети исполняют песню «Огород» на слова и музыку Г. Вихаревой.

9. Упражнение «Готовим сок» (на развитие мелкой моторики)

Педагог. Мы томаты трем, трем.

Сок полезный жмем, жмем.

(Имитация движений)

В банку наливаем,

(Сделать одну руку «ковшиком»)

Крышкой накрываем.

(Сверху прикрыть второй рукой)

10. Подвижная игра «Овощи»

Дети в масках овощей под музыку идут по кругу, взявшись за руки; в центре круга — водящий с завязанными глазами.

Педагог. Как-то вечером на грядке

Репа, свекла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

Посчитали четко тут же:

Раз, два, три, четыре, пять. (Остановиться покружить водящего)

Прячься лучше, прячься глубже,

Ну а ты иди искать.

(Разбежаться в разные стороны, присесть; водящий ищет) (По Н. Пищевой)

Релаксация.

Педагог. Наши овощи играли

И поэтому устали.

Маски наши соберем

И немножко отдохнем.

Дети снимают маски, ложатся на ковер, закрывают глаза. Звучит мелодия «Как прекрасен мир поющий» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы»).

 

 

САД. ФРУКТЫ.

1. Организационный момент

По залу развешены плоскостные картонные макеты веток, фруктовых деревьев с плодами. Используется кукла Ванюша.

Педагог. Вот стоит чудесный сад:

Сливы, вишни, виноград,

Яблоки и груши

Для нашего Ванюши.

                             (В. Кныш)

— Как можно назвать такой сад? (Ответ: фруктовый).

2. Упражнение «Тише дуй, ветерок» (на координацию речи с движением)

Педагог. Вдруг поднялся сильный ветер.

Успокоим его, дети?

Тише дуй, ветерок.

Тише дуй на наш садок.

(Погрозить указательным пальцем правой, затем левой руки)

Сами садик мы садили,

Сами поливали, (Имитация движений копания и полива)

Стерегли, (Ладонь с сомкнутыми пальцами приставить ребром ко лбу)

Берегли. (Обнять себя за плечи руками)

3. Ритмическая разминка

Педагог. Поднимая выше ножки,

Пошагаем по дорожке. (Ходьба по кругу с высоким подниманием коленей)

Видим мы — в саду живет

Очень маленький народ:

Бегают мурашечки, (Бег на носках)

Ползают букашечки, (Ходьба в полуприсяде)

Птички летают, (Бег на носках, руки в стороны)

Бабочки порхают. (Медленный бег на носках, взмахи руками в стороны)

Кузнечики: скок-прыг-скок. (Прыжки с продвижением вперед по кругу под музыку) Гусеницы: топ-топ-топ. (Топающий шаг)

4. Упражнение «Озорные листья» (на развитие слухового внимания, чувства темпа)

Педагог. Ветер с деревьев листочки срывает,

Листья то кружатся, то отдыхают. Под быструю музыку дети кружатся, передвигаются по залу (листочки летают»), под медленную — приседают («отдыхают»).

5. Игра «Корни, ствол, ветки» (на развитие слухового и двигательного внимания)

Игра проводится под звучание русской народной песни «Как под яблонъкой».

Педагог. Какие части дерева вы знаете? (Ответ: корни, ствол, ветки.)

На каждую команду педагога дети выполняют определенное движение:

«ствол» — стоя прижимают руки к туловищу,

«корни» — приседают,

«ветки» — стоя разводят руки в стороны.

6.Упражнение «Компот для Ванюши» (на развитие мелкой моторики)

Упражнение выполняется под мелодию русской народной припевки «Ворон».

Исходное положение: дети сидят на стульях.

Педагог. Ребята, мы совсем забыли про Ванюшу. Давайте сва­рим для него компот.

Хором. Будем мы варить компот.

Фруктов нужно много.

Вот: (Левая ладонь «ковшиком», указательным пальцем правой руки «помешивать компот» в «ковшике»)

Будем яблоки крошить,

Будем ананас рубить,

Отожмем лимонный сок.

Слив положим мы в компот.

Бросим и кусочек груши

Для сластены для Ванюши.

                                                (По Н. Пищевой)

На название каждого фрукта дети должны загибать в кулак по одному пальцу, начиная с большого.

7.Пение. (с одновременным отхлопыванием слоговых рядов)

Хором. От-от-от-от,

Вкусным вышел наш компот.

Ок-ок-ок-ок,

Режем яблоки в пирог.

Ать-ать-ать-ать,

Будем Ваню угощать.

                                         (В. Кныш)

8. Мимическая и артикуляционная гимнастика

Педагог. Угостили Ваню, а теперь угостимся сами.

Выполняются упражнения «Кислый лимон» (сморщиться, как будто попробовал и лимон), «Защипало язычок» (дуть на высунутый язык со звуком «ф-ф-ф...»), «Вкусный банан» (имитация жевательных движений), «Оближем губы» (облизывать по кругу верхнюю и нижнюю губу, рот открыт).

9.Музыкальная минутка.

Звучит мелодия песни «Яблонька» (слова и музыка Г. Вихарей). Педагог предлагает детям определить характер, громкость мелодии.

Педагог. Какой вы представляете себе яблоньку?

10.Игра «Хоровод»

Дети становятся в круг и берутся за руки.

Педагог. Нынче праздник в огороде,

В огороде и в саду.

Пляшут фрукты в хороводе,

Напевая на ходу.

Под музыку дети идут по кругу и поют:

Вместе в сад мы пойдем,

Много яблок наберем.

Дети останавливаются, отхлопывают:

Яб-ло-ки!

Педагог. Дети, яблоки какие?

Большие... (Растянуть круг) и маленькие. (Сузить круг)

Игра продолжается с называнием других фруктов и ягод (гру­ши, сливы, вишни).

11. Релаксация

Звучит мелодия «Воскресное утро» Т. Гомез (аудиосборник «Воскресное утро»). Дети с закрытыми глазами лежат на ковре, затем не спеша встают и «прощаются» с Ванюшей.

 

 

ОСЕНЬ.

1. Организационный момент.

По залу развешены «осенние» листья. Под аудиозапись звуков осеннего леса педагог читает стихотворение:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

(М. Ходякова)

2. Музыкальная минутка. Педагог предлагает детям сесть на ковер, еще раз прослушать зуки осеннего леса и назвать их (шум ветра и ветвей, шорох листьев, крик журавлей, стук дятла, скрип деревьев).

3. Ритмическая разминка

Педагог.

Пойдем осенними дорожками,

Пусть листики шуршат под ножками. (Ходьба по кругу в колонне)

Листья осенние в танце кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся. (Легкий бег на носках, на остановку музыки — при­сесть)

Ветер осенний поднялся — и вот

Листья по кругу ведут хоровод. (Боковой приставной шаг)

Ветер крепчает и дует сильнее —

Листья по кругу летят все быстрее. (Боковой галоп)

В край далекий улетая,

Нам помашет птичек стая. (Ходьба «стайкой»)

Дождик мелкий моросит, «Кап, кап, кап!» — он говорит.

(Ходьба топающим мелким шагом друг за другом по кругу)

(В. Кныш)

4.  Упражнение «Дождик» (на координацию речи с движениями под музыку)

Хором. Дождик, дождик на дорожке,

(Стучать кулаками друг о друга)

Он намочит наши ножки.

(Наклониться, похлопать ладонями по коленям)

Нужно ножки поднимать,

(Стоя на месте шагать, высоко поднимая ноги)

Через лужицы скакать.

(Указательный жест правой рукой вправо—вниз, один

прыжок на месте)

Вот так, вот так,

Через лужицы скакать.

(Прыжки из стороны в сторону)

Поспешим мы, поспешим,

От дождя мы убежим.

(Семенящий бег на месте)

Поспешим мы, поспешим,

От дождя мы убежим.

(Присесть — «спрятаться в домик»)

5.  Упражнение «По грибы» (на развитие динамического слуха)

Педагог. Вышло солнце из-за тучи,

Обогрело лес дремучий,

И в земле грибы проснулись,

Потянулись, встрепенулись

И давай расти, расти —

Глаз от них не отвести.

Дети под музыку постепенно поднимаются, делая на каждую 4 движение вверх. По полу раскладываются бумажные боровики и мухоморы.

Педагог. За грибами мы собрались,

Но в грибах не разбирались.

Что себе мы соберем?

Что для волка запасем?

Это нам никто не скажет,

Только музыка подскажет.

Под громкую музыку собирать боровики «для себя», под тихую — мухоморы «для волка».

6. Упражнение «Грибники» (на развитие чувства ритма и координации движений)

Педагог. «Волчьи» грибы оставим в лесу для волка, а съедоб­ные сложим в корзину и пойдем по тропинке домой.

По узенькой тропинке

Идем гуськом.

Несем грибы в корзинке

И песенку поем.

(А. Аношкин)

Дети идут вдоль каната (имитирует тропинку) друг за другом под распевку (музыка Т. Сидоровой к песне «Осенние распевки») в восходящем и нисходящем движении, делая на каждую ритмическую единицу один шаг.

Хором.

Ки-ки-ки, лис-ти-ки.

Ко-ко-ко, сол-ныш-ко.

На-на-на, ти-ши-на.

Ки-ки-ки, гриб-ни-ки.

7. Артикуляционная гимнастика

Педагог. Ох долгий, долгий путь.

Присядем отдохнуть.

Дети садятся на коврик. Педагог показывает предметные кар­тинки (солнышко, дождик, грибок, «ветерок»), говорит слова и показывает соответствующее упражнение, а дети выполняют.

«Улыбка»: Солнышко нам улыбнется,

(Губы сомкнуть и растянуть в улыбке)

«Дождик»: Дождик каплями прольется.

(Приоткрыть рот, стучать языком в верхние резцы: т-т-т-т-т...)

«Грибок»: Вырастет грибок.

(«Приклеить» передний край языка к небу; опускать нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку)

«Ветерок»: Подует ветерок. (Открыть рот, широко распластанный язык положить на нижнюю губу. Дуть: ф-ф-ф-ф...)

8.Пение. Дети исполняют песню «Осень» (слова И. Плакиды, музыка М. Кишко).

9. Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Исходное положение: дети сидят на стульях.

Педагог. Соберем для мамы осенний букет, но сначала вспом­ним, какие бывают листья.

Хором. Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибать по одному пальцу в кулак)

Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулаки)

Листья березы,

Листья рябины, Листья тополя, Листья осины,

Листики дуба мы соберем, (Загибать поочередно пальцы в кулак, начиная с боль­шого)

Маме осенний букет отнесем.

(Поочередно соединять каждый палец с большим на каждую ритмическую единицу) (Я. Нищева)

10. Подвижная игра «Букет для мамы»

Педагог раздает детям разноцветные картонные листья разных деревьев. Пока играет музыка, «листочки» (дети) «летают» о залу. Как только музыка замолкает, каждый «листочек» должен найти свою пару — такой же «листок. Затем дети меняются листочками, и игра продолжается.

11. Релаксация

Педагог. Устала что-то осень.

Она ложится спать

И приглашает деток

Немножко полежать.

Дети лежат на ковре, звучит мелодия «Дождик, дождик, приходи» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы»).

 

ИГРУШКИ.

1. Организационный момент.

Дети входят в зал. На стульях под вывеской «Магазин» разло­жены различные игрушки.

Педагог. Вот волшебный магазин —

Среди всех такой один.

В нем есть куклы,зайки, мишки,

Неваляшки, дудки, книжки,

Много мячиков, хлопушек.

Это магазин игрушек.

(В. Кныш)

2. Упражнение «Волшебный барабан» (на развитие слухового внимания, чувства ритма)

Педагог. Волшебный этот магазин потому, что в нем игрушки могут оживать и плясать под музыку. Позовут их вол­шебные барабаны. Я буду говорить их голосами, а вы повторяйте.

Бьет волшебный барабан: Бан! Бан! Бан! (Громко и размеренно)

Дети.   Бан! Бан! Бан!

Педагог. А волшебный барабам: Бам! Бам-бам!

Дети.   Бам! Бам-бам! (В заданном ритме)

Педагог. А волшебный барабум: Бум-бум! Бум!

Дети.   Бум-бум! Бум! (В заданном ритме)

Педагог.     А волшебный барабух:

                Бух-бух-бух... (Шепотом быстро)

Дemu.   Бух-бух-бух...

(По А. Усачеву)

3. Ритмическая разминка

Педагог.Вот солдатики шагают:

Ножки четко выставляют. (Маршировка на месте или по кругу)

Повязав платки в горошки,

В пляс отправились матрешки. (Ритмичная ходьба с поворотами туловища вправо—влево; руки на поясе)

На носочки, Ванька-встанька,

А потом на пятки встань-ка. (Перекатывание с носков на пятки и наоборот)

И юла плясать пустилась:

Завертелась, закружилась. (Круговые поскоки)

Вот поехала машина

Без мотора, без бензина. (Семенящий бег с имитацией вождения)

Зазвенели погремушки. (Резко и ритмично встряхивать руками перед собой) Тише всех стоял Петрушка. (На вдох плавно поднять руки, на выдох — опустить) (В. Кныш)

4. Дыхательное упражнение «Шарик»

Педагог. Петрушка принес воздушный шарик. Будем его на­дувать.

Дети стоят в тесном кругу, взявшись за руки; делают глубокий вдох; на шаг назад — остановиться, выдох: ф-ф-ф... и т. д., пока круг не растянется на вытянутые руки детей. Педагог кладет воз­душный шар к игрушкам.

5. Музыкальная минутка. Дети садятся на ковер. Звучит песня Л. Абелян «Домик для игрушки» (3 куплета).

Педагог.А как вы ухаживаете за своими игрушками?

6. Пальчиковая гимнастика «Танины игрушки»

Педагог. А вот девочка Таня собрала свои игрушки, но не мо­жет их сосчитать. Поможем ей.

Хором.

На большом диване в ряд Куклы Танины сидят.

(Чередовать хлопки с постукиванием сжатых кулаков друг о друга)

Тут медведь, и Чипполино, И веселый Буратино,

И котенок, и слоненок. (Загибать поочередно пальцы в кулак)

Раз, два, три, четыре, пять — (Поочередно разгибать пальцы) Помогаем нашей Тане Мы игрушки сосчитать.

(Чередовать хлопки с постукиванием сжатыми кула­ками друг о друга)

(Н. Нищева)

7. Пение

Педагог предлагает детям исполнить песню «Мишка с куклой пляшут полечку» (слова и музыка М. Качурбиной.

8. Игра «Завертелись карусели»

Педагог. Покатаем игрушки на каруселях.

Дети берут игрушки, садятся на ковер в круг, вытянув ноги вперед, игрушки кладут рядом с собой; под белорусскую народ­ную мелодию «Бульба» передают что-нибудь, например, обруч или мяч, по кругу и поют.

Хором: Завертелись карусели

И помчались с ветерком,

Поначалу еле-еле,

А потом бегом, бегом!

Темп музыки ускоряется, затем она резко обрывается. Выбы­вает тот ребенок (и его игрушка), у которого в руках обруч.

9.Релаксация

Педагог. Спать пора.

Уснул бычок,

Лег в кроватку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать —

Всем игрушкам надо спать. (По А. Барто)

ЧЕЛОВЕК. ЧАСТИ ТЕЛА.

1. Организационный момент

Дети входят, становятся в круг. Используется плоскостная картонная кукла со съемными частями тела.

Педагог. Как у Маши есть игрушка

Кукла Лека-хохотушка.

Части тела куклы Леки

Точно, как у человека...

Поможем Маше собрать куклу.

Педагог показывает части куклы, дети называют их и собира­ют игрушку.

2. Упражнение «Части тела» (на координацию речи с движением)

Педагог. Вот рука, и вот рука —

Хлоп, хлоп, хлоп. (Вытянуть вперед правую, затем левую руку; хлопать в ладоши)

Вот нога, и вот нога —

Гоп,гоп,гоп. (Выставить вперед правую, затем левую ногу; шагать на месте)

Ну а это — голова. (Обхватить голову руками)

Можно сделать два кивка. (Выполнять наклоны головы вперед)

5. Ритмическая разминка

Педагог.

Мы расправили все спину

И свели лопатки. (Ходьба по кругу)

Мы походим на носках, (Ходьба на носках)

А потом на пятках. (Ходьба на пятках)

Руки в стороны, идем

И нам весело! (Ходьба по одной линии с разведенными в стороны руками)

Не теряем на ходу равновесие. (Ходьба в обратную сторону)

4. Упражнение «Добрые и злые руки» (на регуляцию мышечного тонуса)

Педагог. Мы закончили шагать,

Предлагаю поиграть.

Дети стоят в кругу. На 1—2-й такт мелодии руки плавно поднять до уровня плеч;

на 3—4-й — опустить и отвести за спину («ручки добрые»);

на 5—8-й такт сильно раскачивать сжатые в кулаки руки вперед—назад, слегка пружиня коленями («ручки злые»).

Упражнение выполняется под венгерскую народную мело­дию «Легкие и тяжелые руки». Выполнение сопровождается сло­вами педагога.

Педагог. Наши ручки добрые

Маленьких котят

Напоить из блюдца

Молоком хотят.

Наши ручки злые,

Их не удержать:

Драчунов противных

Будут прогонять.

Наши ручки добрые,

Их не удержать:

Мамочку родную

Будут обнимать.

(В. Кныш)

5. Упражнение «Веселые ладошки» (на развитие чувства ритма и метрического слуха)

Педагог. А теперь наши ладошки

Поплясать хотят немножко.

Дети делятся на две группы, садятся на ковер. Первая группа медленно хлопает в ладоши перед собой на каждую четверт­ную, вторая —быстро хлопает в ладоши над головой на каждую восьмую.

Хором. Хлоп! Раз! Еще раз!

Мы похлопаем сейчас.

А теперь скорей, скорей!

Хлопай, хлопай веселей!

6. Музыкальная минутка

Звучит мелодия «Клоуны» Д. Кабалевского (аудиосборник «Слушание для детей»). Педагог предлагает детям определить характер музыки.

7. Пение

Исполняется песня «Буль-буль» (слова О. Высотской, музыка Т. Потапенко).

8. Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

Педагог. Вот так руки протяните

И движенья повторите.

Хором. Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальцы поочередно в кулак)

Вышел пальчик погулять. (Указательным пальцем правой руки выполнить круго­вые движения в центре левой ладони)

Только вышел из ворот —

Глядь, другой к нему идет. (К указательному присоединить средний палец)

Вместе весело идти,

Ну-ка, третий, выходи. (Присоединить безымянный палец)

Вместе встанем в хоровод —

Вот. (Хлопок. Затем сменить руку)

                                                                          (Е. Синицына)

9. Игра «Зеркало» (с мимической и артикуляционной гимнастикой)

Педагог. Хватит пальчики считать,

Будем в «Зеркало» играть. Дети садятся на стулья.

Тра-та-та, тра-та-та!

Растворялись ворота.

А из этих из ворот

Вышел ма-аленький народ.

Далее педагог произносит слова и показывает какое-нибудь I мимическое выражение, артикуляционное движение или опре­деленное положение тела, а дети их повторяют.

Педагог. Один дядя вот такой, (Нахмурить брови)

Другой дядя вот такой, (Удивленно поднять брови, рот приоткрыть)

Третий дядя вот такой, (Сделать брови «домиком», опустить уголки рта)

А четвертый вот такой! (Широко улыбнуться)

Одна тетя вот такая, (Соединить указательный и большой пальцы, поднести к глазам, изображая очки)

А другая — вот такая, («Причесывать» волосы)

Третья тетя вот такая, (Подбочениться)

А четвертая — такая! («Смотреться» в «зеркало»)

Один мальчик вот такой, (Высунуть язык)

Другой мальчик вот такой, (Прищурить сначала левый, затем правый глаз)

Третий мальчик вот такой, (Приоткрыть рот, выполнять движения языком впра­во—влево)

А четвертый — вот такой! (Надуть щеки)

                                                                                    (ПоД.Хармсу)

10.Релаксация

Дети лежат на ковре. Звучит мелодия «Играют маленькие вол­ны» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы»).

Педагог. Наши руки отдыхают,

Отдыхают, засыпают.

Наши ножки отдыхают,

Отдыхают, засыпают.

Хорошо нам отдыхать,

Но уже пора вставать.

Сладко потянулись,

Дружно улыбнулись.

 

СЕМЬЯ.

1. Музыкальная минутка

Дети входят в зал, садятся на ковер.

Педагог предлагает детям послушать песню «Что такое семья?» (слова и музыка Е. Гомоновой) и ответить на вопрос, сфор­мулированный в названии песни.

2. Ритмическая разминка

Педагог. Эй, ребята, не ленитесь,

Веселиться становитесь. (Встать в круг)

Слева мама, справа брат — (Указательный жест влево, затем вправо)

И друг другу каждый рад. (Покружиться в парах, взявшись за руки)

Это папа. Вот сестричка. (Указательный жест влево, затем вправо)

Потанцуем, как лисичка. (Ходьба по кругу легким пружинящим шагом, руки перед собой)

Вот, как зайки, поскакали. (Прыжки по кругу друг за другом, руки перед собой)

Как медведи, пошагали. (Ходьба по кругу с широко расставленными ногами)

Как волчок, покружимся, (Покружиться на месте)

И навек подружимся. (Взяться за руки)

Потому что, знаю я,

Все мы — дружная семья. (Ходьба по кругу в хороводе).

3. Упражнение «Мамины помощники» (координацию речи с движениями под музыку)

Маму я свою люблю (Хлопки в ладоши)

И всегда ей помогу: (Руки в стороны)

Я стираю, выжимаю, (Имитация стирки, отжимания)

С ручек воду я стряхну, (Потряхивание кистями рук)

Пол я чисто подметаю, (Имитация подметания пола)

И стихи все повторю. (Руки перед грудью «держат книгу»)

4. Артикуляционная и мимическая гимнастика

Дети садятся на стулья.

Педагог. Маме мы помочь успели.

А потом обед мы ели, (Имитация жевания)

И компотом запивали, (Губы вытянуть трубочкой, вдох через рот)

И немножечко устали.

(Губы сомкнуть, уголки рта опустить; брови «домиком»)

Чтоб из сил не выбиваться,

Нужно нам тренироваться.

5. Упражнение «Маленький — большой» (на регуляцию мышечного тонуса)

Упражнение выполняется под музыку.

Педагог. Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь. (Присесть; сильно обхватить руками колени и прижать к ним голову)

Потом я вырасту большим,

До папы дотянусь. (Встать на носки, руки поднять вверх, потянуться)

б. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Хором.

Раз, два, три, четыре! (Хлопки в ладоши)

Кто живет в моей квартире? (Сжать — разжать кулаки)

Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать. (Сжать —разжать кулаки)

Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Муся, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я — (Поочередно соединять кончик каждого пальца с боль­шим)

Вот и вся моя семья. (Хлопки в ладоши)

7. Пение. Исполняется песня «Самый лучший в мире дом» (слова Е. Черных, музыка О. Волох).

8. Упражнение «Звонок» (на развитие слухового внимания и чувства ритма)

Раздается звук дверного звонка (имитация) из трех отрезков с различной паузацией. Педагог предлагает детям воспроизве­сти ритмический рисунок с помощью слога «та».

Используются 3—4 ритмические комбинации. Затем дети вы­сказывают предположения, кто бы это мог прийти.

Педагог. Это пришла девочка Надя. (Выставляется картинка с изображением девочки.) Кто она для мамы и папы? А у Нади есть младший брат Алеша. Кто он для мамы и папы?

9. Игpa-подражание «Младший брат»

Дети становятся в круг.

Педагог. Надя приглашает нас поиграть.

Есть у меня братишка,

Смешной такой мальчишка!

За мной все повторяет,

Ни в чем не уступает.

Далее педагог изображает соответствующее словам действие, а дети договаривают недостающее слово и повторяют действие за взрослым.

Если мы играем в мячик,

Я скачу, он тоже... (скачет).

Я сижу — и брат...(сидит),

Я бегу — и он... (бежит).

Мяч беру — и он... (берет),

Мяч кладу — и он... (кладет).

Куст стригу — и он...(стрижет).

Жгу костер — он тоже...(жжет).

Птицам хлеб щиплю — он... (щиплет),

Сыплю корм — он тоже... (сыплет).

Маслом хлеб я мажу — ... (мажет),

Я рукой машу — он... (машет).

Такой смешной мальчишка —

Младший мой братишка.

                                                 (По И. Лопухиной)

10. Релаксация

Звучит мелодия «Как прекрасен мир вокруг» Т. Гомез (аудио-сборник «Волшебство природы»). Дети ложатся на ковер.

 

ОДЕЖДА. ОБУВЬ.

1. Организационный момент

На наборном полотне выставлены картинки с изображением предметов одежды и ежика.

Педагог. Разложил иголки еж,

<


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.