Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Предисловие 20 страница



Глава 20. Чарльз Хэнди и будущее труда

плащ", 1994) - были написаны в популярной манере и предназначались не только для "профессионалов", но и для массового читателя. Благодаря последним книгам, а также журнальным статьям, лекциям, радио- и телепередачам, Чарльз Хэнди превратился в ведущего "гуру" Великобритании по вопросам менеджмента.

"The Future of Work" и две последних книги, "The Age of Unreason" и "The Empty Raincoat" были написаны в тот период, когда уровень безработицы был весьма высок (особенно в Великобритании). В послевоенное время индустриальному Западу не угрожала безработица, отравившая жизнь многих людей в период между войнами (см. главу 10). Долгий послевоенный экономический бум привел к появлению поколения рабочих, которые не боялись потери работы. Оптимизм в отношении экономической стабильности и прогресса разделялся также экономистами, политиками и промышленниками. Рынок труда с высоким спросом на рабочую силу усиливал позиции профсоюзов, в силу чего менеджмент, в известном смысле, вынужден был занять оборонительную позицию. Теоретики менеджмента разделяли этот оптимизм, считая, что полная занятость будет обеспечиваться и впредь. В такой ситуации техника менеджмента была призвана служить скорее целям убеждения, чем принуждения. Маслоу (см. главу 14), Херцберг (см. главу 15), Мак-Грегор и его коллеги (см. главу 16) были сторонниками мягкого управленческого подхода, при котором вовлечение должно было достигаться путем обеспечения возможности развития личности. Даже Браверман (см. главу 18), исходивший из идеи постепенной деградации труда, не предсказывал коллапса труда. Впрочем, через некоторое время стали появляться (во всяком случае, в Великобритании) первые признаки того, что послевоенный бум не будет бесконечно долгим. Примером этого может служить экономическая политика "стой-иди", т. е. попеременного сдерживания и стимулирования деловой активности, проводившаяся правительством консерваторов в пятидесятые годы. Как пишут Викерстаф и Шелдрейк, "к концу этого десятилетия многие стали считать, что "стой-иди" и прочие тактические приемы, определявшиеся финансовой политикой и при-

Теория менеджмента (от тейлоризма до японизации)

званные поддерживать платежный баланс, ведут к снижению притока инвестиций, к снижению роста производительности труда и темпов экономического развития, к общему снижению конкурентоспособности британской экономики и к постепенному росту внутренних противоречий" (Vickerstaff Sheldrake, 1989, p. 69).

В 60-70-е гг. британское правительство пыталось сохра-1 нить послевоенный политический консенсус, для которого! полная занятость имела очень большое значение. Господ-1 ствовавшии в этот период экономический традиционализм! черпал свои идеи из работ Кейнса и видел свою задачу (во! всяком случае, на уровне политической риторики) в поддер-1 жании экономических потребностей как средстве борьбы с5 безработицей. Разумеется, всем было понятно, что подобная! политика связана с большими инфляционными рисками, однако правительство считало их меньшим злом, чем безработица. Тем не менее, низкие по сравнению с конкурентами экономические показатели Великобритании начали не на шутку тревожить правительство. Так, например, в период между 1960 и 1976 гг. британская доля в мировом экспорте производственных товаров сократилась практически вдвое. В то же время явление "стагфляции", при которой низкие темпы роста сопровождаются ростом инфляции, рано или поздно приводит к гиперинфляции и крайне негативным социальным последствиям, которые обычно ассоциируются с денежным крахом. И без того-сложная ситуация серьезно обострилась скачком цен на нефть, вызванным арабо-изра-ильской войной 1973 г. Увеличение цен на нефть в четыре раза больно ударило по тем отраслям экономики, которые зависели от поставок импортной нефти. Хотя со временем Великобритания могла воспользоваться существенными ресурсами нефти Северного моря, хрупкой экономике страны был нанесен существенный ущерб. Безработица в 1975 г. составляла 4%, а к 1978 г. превысила 6%. В то же самое время инфляция стала заботиТь правительство куда сильнее, чем проблемы занятости. Достигнув в 1975 г. пикового значения свыше 24%, к 1978 г. инфляция снизилась до 8%, однако в 1980 г. вновь стала расти и достигла 18%. Правительство I

Глава 20. Чарльз Хэнди и будущее труда

консерваторов, пришедшее к власти в 1979 г., сконцентрировалось на проблеме инфляции, совершенно оставив без внимания проблему безработицы. Безработица выросла с 5% в 1979 до 13,5% в 1985 г. Хотя в начале восьмидесятых рост безработицы стал замедляться, о полной занятости теперь не приходилось и мечтать. Как писал Хэнди, "на вопрос "возможна ли полная занятость?" можно уверенно ответить: "Только не при нашей жизни"" {Handy, 1984/1994, р. 37).

Будущее труда

Хотя в данной главе речь шла о проблемах безработицы в Великобритании, с подобными же проблемами сталкивались и все остальные индустриально развитые страны Запада, включая исторически благополучные экономики Западной Герма-кии и США. О влиянии Японии на международную конкуренцию в сфере производства уже говорилось в главе 19. В 70-е гг. начала складываться новая глобальная экономика, при которой быстрый обмен товаров, услуг и информации стал происходить уже за пределами национальных границ. Этому феномену способствовало стремительное техническое перевооружение, которое, помимо прочего, разрушало сложившиеся к этому времени основные модели и стереотипы трудового поведения. Вскоре все показатели, которые определяли уровень труда и трудовой жизни, стали восприниматься как избыточные, предприятия то и дело закрывались, и потеря работы стала обычным делом. Хотя появлялись и новые рабочие места, они не могли восполнить этой убыли. Хэнди описывает эту ситуацию так:

В семидесятые годы привычная картина трудовой жизни стала меняться. Крупные организации, которые в течение рабочей недели становились подлинным домом для большого количества людей, стали приходить в упадок. Многие знаменитые имена из нашего славного индустриального прошлого исчезли навсегда. Изменились не только имена на вывесках на Хай-Стрит, изменилась и жизнь тех, кто носил эти имена. Былая

Теория менеджмента (от тейлоризма до японизации)

традиция, в соответствии с которой мужчина ходил на работу для того, чтобы содержать свою семью, стала статистической редкостью, - к концу десятилетия этому стереотипу отвечало только 14% семей. "Застойная безработица", "молодежная безработица" и "излишек*^ стали хорошо знакомыми словами, звучащими во все! социальных группах. Устроиться на те или иные мест! стало сложно, и понятие "работа" получило новы{ смысл, кроме традиционного "занятость на полный ра бочий день". Такие понятия, как вторая и третья рабо-* та, теневая и неофициальная экономика, стали столь же привычными, как чип или видео. Старые стереотипы разрушались; им на смену приходили новые.

(Handy, 1984, p. ix)

Если это так, если обычные модели трудового поведения, формировавшиеся с девятнадцатого столетия, действительно стали исчезать, то что появилось взамен? Согласно Хэнди, появилось много нового. Прежде всего, изменился сам смысл слова "работа", означавшего прежде оплачиваемый наемный труд в организации. Через некоторое время феминистки вполне обоснованно предъявили претензию на то, чтобы и домашние занятия женщин также назывались работой, пусть и "задаром". Во-вторых, возникновение частцчлой занятости, работ по контракту, временных и "случайных" работ побуждало людей устраиваться сразу в нескольких местах, что позволяло им получать больший суммарный "доход. В-третьих, развитие волонтерской работы, особенно для лиц пожилого возраста, свидетельствовало о возможности трудовой активности, не подкрепляемой материальным вознаграждением. Хэнди суммирует все это так: "Существует несколько форм работы. Мы можем выделить три их вида:

1. Оплачиваемая работа на какой-то должности, включая самостоятельную занятость, в течение всего рабочего дня.

2. Дополнительная работа, которую мы делаем "на стороне", желая получить дополнительный доход, который может декларироваться или не декларироваться (в налоговой декларации).

Глава 20. Чарльз Хэнди и будущее труда

3. Работа даром, т. е. вся совершаемая бесплатно работа в теневой экономике и работа волонтеров ".

(Handy, 1984/1994, р. 52)

Если быть кратким, то тезис Хэнди состоял в том, что в будущем человек не сможет удовлетворить всех или даже большинства своих экономических, социальных и статусных потребностей, полагаясь только на одну пожизненную работу. Вместо этого люди будут вынуждены "использовать целый пакет занятий и взаимоотношений, каждое из которых будет вносить свой вклад в осуществление наших жизненных и производственных потребностей" (Handy, 1984/1994, р. 8). "Пакетный" подход не только дает дополнительные возможности, но и вызывает некоторые проблемы. Молодой, хорошо образованный индивид, обладающий умением переключаться и не связанный обязательствами, с готовностью примет подобный стиль работы. Равным образом, пожилой человек, получающий неплохую пенсию, имеющий взрослых детей и не связанный с ипотекой, также будет рад подобной возможности. Но что будет делать в этой ситуации малообразованный человек с ограниченными способностями и значительными расходами и обязанностями? Не станет ли для него пакетный принцип причиной постоянной тревоги? Хэнди согласен с тем, что реализация подобного подхода сопряжена с определенными трудностями. В качестве иллюстрации он использует феномен "японского дрейфа", оборотную сторону японской индустрии, которая не подпадает под категорию пожизненного найма (см. главу 19). Он пишет:

Существует миф о том, что в Японии каждому гарантировано пожизненное трудоустройство. Это не так... Истина состоит в том, что крупные японские организации держатся на плаву благодаря небольшим субподрядчикам... Япония - страна малых частных предприятий, где используется дешевый рабочий труд и где нет пожизненного найма... В Японии также имеется небольшая армия "самозанятых", к числу которых относится

Теория менеджмента (от тейлоризма до японизаиии)

и группа, эвфемистически1 именуемая "неоплачиваемыми надомными работниками", т. е. группа неработающих членов семьи, помогающих работающему мужчине. Сокращение рабочего времени самозанятых работников или работников фирм-субподрядчиков незаметно извне. В контрактах у 8% лиц, работающих на подобных малых предприятиях, нет даже упоминания о продолжительности рабочего дня. Неполная заня-| тость и безработица - не совсем одно и то же.

(Handy, 1984/1994, pp. 91-92)1

Исходя из растущего влияния японских подходов на бри-1 танскую теорию менеджмента, Хэнди предвидит ситуацию,! при которой в Великобритании также возникнет нечто подоб-| ное. Крупные организации передают ряд функций подрядчи-1 кам, многие из которых являются мелкими фирмами. Орга-| низации все чаще прибегают не к обычным формам найма на! полный рабочий день, а к заключению временных контрактов I и использованию работников в течение части рабочего дня! ("занятость на неполный рабочий день"). Вследствие этого! появились "центр и периферия". Работники, относящиеся к! центру, получают достаточно высокую зарплату, работают в [ хороших условиях, имеют гарантию занятости и пенсию по ; выслуге лет. Периферийные же работники получают суще-1 ственно меньшую зарплату, работают в худших условиях, не I имеют практически никакой гарантии занятости и права на | пенсию. Хэнди считает "японский дрейф" серьезной угрозой! социальному согласию, поскольку развитие такой двухуров- [ невой структуры найма неизбежно приведет к расколу между теми, кому посчастливилось получить полную занятость, и j всеми остальными работниками.

Жизнь, полная абсурда и парадоксов

Многие из тем, поднятых Хэнди в книге "The Future of Work", были развиты в его работе "The Age of Unreason" (1989). Он заканчивает предыдущую книгу призывом к ради-

1 Эвфемизм - непрямое, смягченное выражение вместо резкого.

Глава 20. Чарльз ХЭНАИ и будущее труда

кальному переосмыслению самого понятия "работа" и его социальных и экономических аспектов. Он пишет:

Мы зафиксированы, и как народ, и как личности, системой занятости. Труд понимается нами как работа по найму. Такая работа приносит нам деньги, она же является основой для обретения нами некого статуса и самоиден-тифнкации. По этой причине мы изо всех сил держимся за нее, измеряем ею свои успехи, связываем с ней все свои ожидания, как в отношении себя, так и в отношении своей страны; мы не мыслим без нее своего будущего. Ирония состоит в том, что, тем не менее, мы относимся к ней негативно, поскольку наше индивидуалистическое начало, в полном соответствии с'теорией Маркса, противится подобной продаже нами самих себя и своего времени.

(Handy,1984/1994, р. 188)

Этот парадокс игнорируется большинством теоретиков, хотя такие мыслители, как Маслоу (см. главу 14), Шумахер (см. главу 17) и, разумеется, Браверман (см. главу 18), осознавали сложность и неудовлетворительность отношений найма. Хэнди придерживается позиции, в соответствии с которой организации или корпорации, ставшие более или менее серьезными институтами индустриального общества, начинают ослабевать. Эра, когда такие люди, как Генри Форд, могли работать наиболее эффективно, концентрируя все производственные возможности на одной площадке, быстро сменилась эпохой аморфности и расплывчатости предприятий. Хорошо оплачиваемые, обеспечивающие занятость работы теперь не гарантированы даже для меньшинства работников. В будущем куда большую роль будут играть кратковременные работы, способствующие развитию пакетного подхода и требующие от индивида гибкости, прагматизма и, желательно, разносторонности. Некогда жесткое разграничение между работой и досугом, возникшее в начале промышленной революции, станет более расплывчатым.

Основным следствием этого, считает Хэнди, станет неизбежное изменение сути образования и образовательной системы. Британский подход к образованию и обучению в данном случае придется изменить. Базовое образование и

Теория менеджмента (от тейлоризма до японизаиии)

профессиональное обучение старого образца как подготовка к сорокалетней рабочей жизни уже считается излишней. Минуло время, когда человек сначала получал образование, за- jj тем отдавал остаток активной жизни работе. Новая система! образования должна развиваться в направлении, которое спо-1 собствует большей включенности и большей широте образо- [ вания, удобного для всех. Хэнди пишет:

Если действующие организации будут нуждаться во все I более интеллигентных людях, если карьеры станут более j динамичными, и, прежде всего, если большее количество людей будет стремиться к большей независимости, тогда образование станет самым важным вложением в собственную судьбу, которое только может сделать человек. Но это будет уже не то образование, которое получило большинство из нас,... при этом, чем раньше мы откажемся от принятой ныне британской идеи образования, тем | лучше. Образование требует обновления.

(Handy, 1980/1990, р. 168) \

Разумеется, Хэнди прекрасно понимает, что сказать легче, чем сделать, и для того, чтобы люди изъявили готовность учиться всю свою жизнь, они должны существенно пересмотреть свои нынешние позиции. На деле, для этого каждый индивид и общество в целом должны понять, что мир труда кардинально изменился и Возврата к прошлому больше не будет. Тем не менее, несмотря на очевидные опасности, проблемы и затруднения, Хэнди смотрит в будущее с оптимизмом. Он считает, что новое пространство труда само генерирует возможность подобного выбора, который был немыслим при прежних формах рабочей жизни. Возможно, скачкообразные изменения будут способствовать освобождению индивидов от ограничений, налагаемых на них организационной жизнью, позволяя "большему количеству людей раньше становиться самими собой" (Handy, 1989/90, р. 212).

Настрой книги "The Empty Raincoat" куда мрачнее. Книга начинается с авторского пассажа, представляющего собой нечто вроде оправдания или исповеди. Он пишет:

Глава 20. Чарльз Хэнди и будущее труда

Четыре года назад была опубликована моя книга "The Age of Unreason". В этой книге я пишу о трансформации, которую претерпел труд как таковой, и о ее возможных последствиях для нас. В общем и целом она была достаточно оптимистична. С той поры мир труда : претерпел чрезвычайные изменения, характер которых описан в этой книге. Казалось бы, это должно было порадовать автора, но, увы, радоваться особенно нечему. Изменения затронули слишком большое количество людей. Капитализм оказался не столь гибким, как можно было предположить. Правительствам явно недоставало мудрости и дальновидности. Для многих жизнь стала борьбой, для большинства - ребусом.

(Handy, 1994, р. 1)

Хэнди назвал свою книгу по названию скульптуры, увиденной им в парке Миннеаполиса. Скульптура эта состояла из трех частей, самой крупной из которых был бронзовый плащ, вертикально стоящий, но пустой. Хэнди воспринял этот пустой плащ в качестве "символа довлеющего над нами парадокса". Он пишет, что "мы не должны иметь то же предназначение, что и пустой плащ, быть безымянными номерами, исполнителями заданных ролей, сырьем для экономики или социологии, статистическим материалом правительственного отчета. Если цена такова, то экономический прогресс - это пустые слова. Человек должен жить собственной жизнью, а не служить колесиком чьей-то огромной машины, несущейся Бог знает куда" (Handy, 1994, р, 2).

В своей книге Хэнди пытается разобраться с некоторыми парадоксами, характерными для конца двадцатого столетия. К примеру, нам необходимо выполнить множество работ самого разного рода, но у нас явно не достает денег на решение этой задачи. Волонтерский труд нам особенно не поможет, поскольку многие 'из этих работ могут выполняться только при условии наличия денежной компенсации. Тот, кто уже имеет постоянную оплачиваемую работу, будет вынужден работать еще интенсивнее. Порой эта интенсивность становится столь высокой, что у людей не остается времени ни на что

Теория менеджмента (от тейлоризма АО японизации)

иное, кроме работы, - они буквально "сгорают на работе" и их заменяют другими, более молодыми и жаждущими работниками. При этом целые группы населения могут отстраняться от мира оплачиваемой работы, поскольку они слишком стары, лишены необходимых умений, живут не в том месте и так далее. Такие люди быстро лишаются своих гражданских прав, в том смысле, что они утрачивают возможность получать финансовые средства, без которых жить в обществе, построенном на деньгах, попросту невозможно. Речь здесь идет не о нехватке денег, а о растущем неравенстве при их распределении. Хэнди замечает:

За период с 1979 по 1990 гг. реальные доходы нижней десятипроцентной прослойки (в Великобритании) упали на 14%, в то время как средний уровень доходов вырос на целых 36%. В других странах с развитой экономикой этот перекос имел место в меньшей степени, но указанная тенденция наличествует и здесь. Богатые богатеют, бедные беднеют и, порой, не только относительно богатых. Единственное, что все еще удерживает их вместе, так это, возможно, надежда бедных на то, что когда-нибудь богатыми станут и они. Увы, ныне надежда эта тщетна.

(Handy, 1994, р. 12)

Очевидно, изменения характера труда, наблюдаемые Хэнди, противоречат модели, в которой организация труда может стать фокусом сообщества или основой самоидентификации. Хотя некоторые крупные производственные единицы все еще существуют (скажем, в автомобильной промышленности), их становится меньше и, в любом случае, средняя продолжительность трудовой жизни в таких местах уменьшается. Индивиды, обладающие необходимыми навыками и должной мотивацией, становятся, говоря языком французских экзистенциалистов^ самосозидаемыми проектами; постиндустриальное будущее обещает им большую свободу. Другие люди (которые, вероятно, составляют большинство) будут постоянно страдать, в лучшем случае, от хронической неопределенности, в худшем - от своей зависимости от госу-

Глава 20. Чарльз Хэнди и будущее труда

дарства или, даже, от криминального мира. Как далеко эта мрачная рефлексия Хэнди уводит от благостных дум Understanding Organizations!... Его видение будущего отчасти обусловлено некоторыми воззрениями Шумахера (см. главу 17), представленными в вышедшей уже после смерти последнего работе "Good Work" ("Хорошая работа", 1979). Шумахер считает, что растущая капиталоемкость производства в сочетании с ростом автоматизации ведут к кризису занятости; промышленно развитые страны должны пересмотреть принятую систему ценностей и, возможно, "вернуться" к менее сложным способам производства. Хэнди разделяет также взгляды марксиста/экзистенциалиста Андре Горца, выраженные в его книге "Farewell to Working Class" ("Прощай, рабочий класс"), опубликованной на английском языке в 1982 г. Горц, подобно Хэнди, пишет о частичном коллапсе труда в индустриально развитых странах Запада и пытается дать анализ его социальных вариантов. Он пишет:

Ликвидация труда - это реально идущий процесс, который, вероятно, будет лишь ускоряться. Согласно независимым экономическим прогнозам, в каждой из трех ведущих индустриальных стран Западной Европы развитие автоматизации производства приведет за десять ближайших лет к сокращению количества рабочих мест на 4-5 млн... В контексте нынешнего кризиса и технологической революции восстановить полную занятость благодаря экономическому росту совершено невозможно... Мы являемся свидетелями становления общества, основанного на массовой безработице. Оно включает, с одной стороны, растущую массу постоянных безработных, с другой, - аристократию работников, состоящих в штате, между которыми находится пролетариат временных работников, выполняющих самые неквалифицированные и тяжелые работы.

(Gortz, 1982, р. 3)

Отвергая взгляды ортодоксального марксизма (см. главу 18), Горц заявляет, что промышленный пролетариат уже не настолько многочислен, чтобы играть какую-либо заметную

338 Теория менеджмента (от тейлоризма АО японизации)

роль в процессе индустриальных перемен. Вместо этого он говорит о "не-классе не-производителей", которые, по его мнению, обладают способностью преобразовывать общество. Как он пишет, "лишь не-класс не-производителей... воплощает то, что находится за "продуктивизмом": отрицание аккумулированной этики и растворение всех классов" (Gorz, 1982,р. 74). Подобно Горцу, Хэнди считает, что изменения в характере и объемах труда с необходимостью приведут к индивидуальной и социальной трансформации. Хотя Хэнди разделяет некоторые взгляды Горца, он не прибегает к использованию того же европейского интеллектуального багажа и гегельянской риторики. Для Хэнди будущее - нечто такое, к чему стремятся индивиды, нечто, отвечающее их желаниям. Новый мир труда может способствовать его достижению благодаря своей большей гибкости и возможности строить свою рабочую жизнь вне организационных запретов и ограничений. Разумеется, существует опасность того, что растущий "деклассированный" класс (underclass) станет еще более многочисленным, что приведет к резкой поляризации общества. Далее, исчезновение крупных организаций и института "пожизненной" занятости может усилить чувство личной изоляции и одиночества. Хэнди считает, что в будущем возникнет необходимость в активном насаждении коллективистских чувств, при этом он связывает все свои надежды не с макро-, а с микроуровнем. Он завершает свой труд достойными Шумахера словами:

Нации слишком велики, а будущее не так уж далеко. Лучше говорить о вещах меньших, - организации, сообществе, городе, семье, круге друзей, небольшой сети "людей-портфелей", которые могут посвятить себя чему-то большему, чем другие. Мы сами формируем наше собственное управление нашего собственного дома.

(Handy, 1995, р. 267)

Резюме

Последние работы Хэнди отражают растущую тревогу, обусловленную стремительными социальными и техническими из-

Глава 20. Чарльз Хэнди и будущее труда

менениямн, глобализацией и высоким уровнем безработицы. В 80-90 гг. оптимистическое видение экономических целей и личных перспектив стало постепенно уступать место сомнениям. Рост "деклассированного" класса внес изменения в структуру общества. Качество рабочей жизни падает по мере того, как большинство новых работ не обеспечивает ощущения собственного достоинства, защищенности и уровня оплаты, необходимого для процветания личности. В теории менеджмента положение о том, что организация, использующая наемный труд, может служить средоточием общественной и/или личной идентификации, становится все более сомнительным. Хэнди попытался проанализировать возможности, опасности и вероятные социальные аспекты зарождающегося постиндустриального общества.

Вопросы для обсуждения

1. Назовите основные факторы, которыми был обусловлен относительно высокий уровень безработицы в 80-90гг.

2. Что означают термины "центр" и "периферия" в контексте обсуждаемой проблемы занятости?

3. Кого Хэнди называет "людьми-портфелями"?

4. Почему Хэнди считает пожизненную занятость анахронизмом?

Дополнительное чтение

Clutterbuck, D. and Crainer,.S. (1990) Makers of Management:

Men and Women Who Changed the Business World,

Macmillan, London, ch. 2. Gorz, A. (1982) Farewell to the Working Class: An Essay in

Post-industrial Socialism, Pluto Press, London. Handy, C. (1976) Understanding Organizations, Penguin

Books, Harmondsworth. Handy, C. (1984/1994) The Future of Work: A Guide to a

Changing Society, Basil Blackwell, Oxford.

Теория менеджмента (от тейлоризма до японизации)

Handy, С. (1989/90) The Age of Unreason, Arrow Books,

London. Handy, C. (1994) The Empty Raincoat: Making Sense of the

Future, Hutchinson, London. Kennedy, C. (1991) Guide to the Management Gurus, Century,

London, ch. 11.

Schumacher, E.F. (1979) Good Work,Jonathan Cape, London. Sheldrake,}. (1991) Industrial Relations and Politics in Britain

1880-1989, Pinter, London, chs. 5 and 6.

ючение

В данной книге прослеживается эволюция теории управления с конца девятнадцатого века по сей день, т. е., по сути, от тейлоризма до японизации. До недавнего времени было принято считать, что эта эволюция более или менее совпадает с развитием одной единственной страны, а именно США. Научный менеджмент прошел испытание в горниле американской индустриализации и впоследствии распространился по всем развитым и развивающимся индустриальным странам. Американская система производства породила технику массового производства, эффективно использованную американскими автомобилестроителями. Даже то предприятие, на котором был брошен вызов тейлоризму, Hawthorne Works of Western Electric, основывало свою работу на научном менеджменте, методах массового производства и американской капиталистической системе процветания. Успех американской промышленности был обусловлен ее технической оснащенностью, управленческим опытом и устойчивой рентабельностью. Однако в 80-е гг. промышленной гегемонии США стали угрожать страны Дальнего Востока, и прежде всего Япония. В конце столетия центр мирового производства находился уже не в США и не в Европе, а в Азии. Этот процесс, а также глобализация производства и торговли привели к ряду значительных последствий, выразившихся, в том числе, и в снижении уровня занятости. В этой ситуации перед менеджерами встала грандиозная задача, состоящая не только в необходимости управления организациями, но и в противодействии скептицизму и неуверенности, вызванными ростом безработицы. Вряд ли возможно повысить степень удовлетворенности работой или стимулировать самоактуализацию работни-

Глава 21. Заключение

ков в условиях, когда массовые увольнения представляются неизбежными. Хотя оптимистическая точка зрения, в соответствии с которой экономический рост позволит найти некие паллиативы для безработных, представляется достаточно сомнительной, не следует отчаиваться, ибо в любом случае отчаяние не поможет делу. Менеджеры должны работать, исходя из сложившейся обстановки, что бывает весьма непросто. Это, например, показывает опыт Файоля и Слоуна. В нашем распоряжении имеется богатое теоретическое наследие, в частности, работы, вызванные к жизни экономическими успехами Японии. Будем надеяться, что все эти труды смогут стать для нас путеводителем и источником вдохновения в наступающую непростую эпоху.

 

Именной указатель

Адлер, Альфред 226

Аргайл 234

Арджирис, Крис   233,310,326

Баран, Пол 294

Барнард, Честер 15, 115, 199, 200,

201-214

Барт, Карл 45, 74 Белчеы 285 Бендикс 286 Бенедикт, Рут 226 Бенине, Уоррен 326 Бентам, Иеремия 52 Берне, Джон 121 Богатович, Аделина 188, 191 Болтон 190 Браверман, Гарри 15,255,308,

327, 333 Брандес Л. 62 Брасси, Томас 29 Бреч 131 Бриггс 24 Бринтон, Крейн 202 Брюпелъ 28 Буд 169

Будби, Роберт 166 Бэббидж, Чарльз 21-24, 148 Бэлчем 26,27 Вайдемайер, Йозеф 291 Вебер, Макс 14, 110-115, 117 Веров 250

Вертхаймер, Карл 226 Викерстаф 327 Випникомб 236 Воланго, Мэри 189 Врум, Виктор 249 Вулф 201,204 Вундт, Вильгельм 136 Гантт, Генри Лоренс 61, 71-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.