Лекция 10 5 страница
Лекция 9
Самое простейшее суждение - это оценка единичногопредмета, вещи; непосредственная оценка хорош или плох,нравится или не нравится, люблю или ненавижу. Например: мненравятся эти лекции. В результате такого рода оценоквозникают вещи оцененные сходным образом, относительноданной области, между ними возникает некая форма подобия,что знаменует переход ко второй форме суждения: суждения поаналогии. Например: саша, что коля. Связь между вещамиосуществляется по аналогии. В результате этой связивыделяется свойство, общее двум вещам. Когда происходитсвязь по аналогии, то еше не ясно какое именно свойство, нов результате этой связи возникает третья форма суждения:вещь обладает свойствами. Например: саша умный ивоспитанный, это яблоко красное, но червивое. Многообразие свойств вызывает общее соотнесение вещей исвойств: какими-то свойствами эта вещь обладает, какими-тоне обладает, это вызывает переход к четвертой формесуждения, которая имеет телеологическую форму. Вещь пытаетсявойти в свойства. Например: "я хочу быть умным", "надовыучить английский язык". В результате подобного родасуждений происходит установление вида. Вид представляетсобой свойства, которые содержат вещи. Происходит переход ковторому кругу суждений: общим суждениям относительновозникших видов. Первое суждение - это непосредственная,интуитивная оценка вида. Например, я люблю фрукты, а мясо нелюблю: оно вредно. Христианство мне нравится, а йога - нет.Если в первом виде суждений оно касается единичных об'ектов,то в данном виде суждений оно касается видов вещей. Шестой тип суждений: связь видов по аналогии,тождественность разного или равенство. Например: антилопаэто корова, кришнаиты это оуддисты. Седьмой тип суждения: так же как и вещь имеет свойства,так же возникает род, который имеет виды. Один вид, которыйсодержит в себе другой вид называется родом. Например,христианин любит ближнего, но не его мировоззрение. Восьмой вид суждения: общее телеологическое суждение.Например: корова должна быть упитанной, воину необходимобыть неуязвимым. Частное суждение относится к отдельным вещам или группевещей, общее - отностся к видам, оно касается всех вещейданного класса. Вторая гармоника, которая здесь присутствует. Первыедва суждения относятся к суждению тождественности, вторыедва суждения относятся к суждению включения. Эти два видаможно изобразить в виде: Суждение тождественности или суждение включения могутиначе называться утвердительные и разделительные суждения. Третья гармоника, к которой относятся первая, третья,пятая, седьмая с одной стороны и четные суждения с другойстороны. Первые и третьи суждения категорические, вторые ичетвертые возможные. В результате этого все восемь суждениймы можем назвать таким образом. Первое суждение - частное, категорическое суждениетождественности, Второе - частное возможное суждение тождественности, Третье - частное категорическое суждение принадлежно-сти, Четвертое - частное возможное суждение принадлежности Пятое - общее категорическое суждение тождественности Шестое - общее возможное суждение тождественности Седьмое - общее категорическое суждение принадлежности Восьмое - общее возможное суждение принадлежности. Как мы видим, основой рассудка является оценочноесуждение. Эта схема рассудка дополняет предыдущую схему. Вцелом каждая схема имеет смысл относительный. Если истинупредставить в виде сферы, то каждая схема рассудкапредставляет собой некую плоскость и при описании какой-тообласти рассудка можно применять разные схемы, которыепроецируясь на разные плоскости позволяют отображатьразличные моменты. Важна та идея, которая остается в разумепри применении той или иной схемы. Еще маленькое замечание об астрологии. 1. Тот тип души, который имеет единички мы назвалинаиболее совершенным типом души, но вместе с тем тип души,который имеет все нули, ближе к намерению орла и врезультате возникает более сильная форма интуитивногознания. 2. Отсчет типов души осуществляется от точкисолнцестояния, которое, как известно, смещается, т. е. еслиболее точно, смещается наше летоисчисление: за 26000 лет этосмещение проходит полный круг и зимнее солнцестояние побывавв июне и июле вновь возвращается к декабрю. В среднем за 71год оно смещается на один день, за 2000 лет на один месяц.Поэтому если определяется тип души человека, жившего давно,то это необходимо учитывать. Как происходит смещение? Вторуюось обозначим в индексах старой астрологии. На данный моментсейчас такое соотношение: до 20 ноября - весы. 2000 летназад скорпион занимал место весов. Чтобы перейти к душечеловека родившегося достаточно далеко в прошлом можноиспользовать, такую формулу: день рождения + dеlта'т(насколько сдвинуто) делить на 71. Далее, смотри таблицу. Люди, которые изучают астрологию обычно не учитываютэто смещение, т. к. они не исследуют, а пытаются толькоинтерпретировать тексты, забывая, что эти текстя написаныочень давно. Интересно, что когда средневековые астрологиинтерпретируют тексты, то они вносят некие изменения, ачерез 500 лет новые изменения, и очень трудно разобраться.Пример: христос родился согласно традиции 25 декабря. Еслиучесть смещение, то за 2000 лет это будет около месяца, т.е.25 января, т.е. тип души христоса будет 00010. При этом надоучесть, что дата рождения христа, даже год вызываетсомнения. Последние исследования установили, что он родилсяне 1989 лет назад, т. е. не в нулевом году, а за 8 лет доH.Э. На этом дополнения заканчиваются. Еще одно замечание. Если душа уже при рождении имеетвсе состояния то разум после непосредственного прохождениявсех состояний души оказывается на первой ступени и далееразвивается по некой лестнице и при переходе от ступени наступень, он испытывает некий барьер. В зависимости от типадуши барьеры разной величины, т.е. одному человеку легчеперейти с первой на вторую ступень, второму - с третьей начетвертую. Можно даже для разных типов души нарисоватьлестницу с определенной высотой барьеров; иногда барьероввообще нет. Первая ступень имеет индекс 100000 и т. д..Единичка соответствует эманации разума. Зная какой-то типдуши, относительно него можно сравнить совпадение первой ивторой ступени и посмотреть разницу этих совпадений, этаразница и будет высотой барьера. Значение имеет толькодвижение по ступеням и какой бы тип души не был, он не даетпреимущества, один тип души дает преимущества на одномэтапе, другой на другом. В частности тип души, который имеетмного нулей имеет преимущество в начале, а в конце наоборот. Планы познания или разные души: растительные, животныеи т.д. Обладают относительной независимостью. Это другаясхема, которая дополняет схему сферического распределениясостояний души. Первый план души: 16 состояний животной души. Следующийплан: 8 состояний растительной души, затем 4 состоянияматериальной души; два состояния аханкары и два последнихсостояния души, которые не имеют единого названия. Согласноэтой схеме утверждается, что на каждом плане сознанияимеется своя точка сборки. Состояние каждого плана сознанияопределяется, во-первых, влиянием других планов сознания,во-вторых, внешними воздействиями (это более сильноевлияние) и, в-третьих, формой души. Можно говорить в целом оформе души, можно говорить о форме каждого плана сознания,самой высшей форме сознания, которая отделена от целостностидуши, это план разума. Когда мы говорили о форме души, мы, в частности,разбирали более подробно форму манаса. Эту форму можноизобразить графически следующим образом: Для животной души центр координации называется, какизвестно, аджна и непосредственно совпадает с состояниемполового влечения. Остальные центры животной души подчиненыведущему центру кооординации. Иначе это можно сказать так:"любовь является верховным владыкой животной души". Когда мыисследуем состояния, исследуем чакры, то у нас возникаетнекая двойственность: во-первых, эти чакры встречаются врамках животной души и, во-вторых, они же встречаются врастительной душе. В материальной и т.д. Исследуя смысл техили иных чакр мы можем запутаться и более того, можемполучить совсем другой их смысл, чем тот, который они имеютдля первого плана сознания. Иначе эти планы можно изобразитьв виде сфер и когда мы с позиции кокона разума начинаемисследовать, то первое, что нам попадается на глаза, этоплан животной души. Следовательно результаты, которые мыполучаем при таком исследовании, относятся к распределению вживотной душе. Какой же смысл они принимают? Муладхарастановится ответственной за половое влечение, причем еслиназвания другие, т. е. если какая-то система муладхаруназывает свахистаной, то говорят соответственно, чтосвадхистана отвечает за половое влечение; главное, что этаобласть находится на два пальца ниже пупка. Эта чакра имеетзначение центра воли. Вторая часть, свадхистана получаетсякак форма восприятия и подчинения внешним силам. В целомцентр восприятия. Манипура оказывается чистой воды эгоизмом,жаждой самоутверждения. Анахата - состоянием общинности илилюбовью к ближнему. Вишудха - эстетическим отношениемсознания к действительности. Для каждого плана сознания имеется владыка; господиномвсей души является половое влечение. Одна из главных задач воина - подчинить половоевлечение разуму, не подавить, а превратить в управляющего изгосподина, просто потеснить. Говоря о половом влечении, мыимеем в виду центр, это следует помнить. Разум не можетнепосредственно управлять состояниями, а только посредствомцентров координации и необходимо добиться, чтобы эти центрыпризнали разум как владыку. Возникает некая новаябюрократическая схема управления. Для того чтобы достигнутьновой структуры, когда разум бы включился в структуру души,необходима длительная работа, на которую направлен весь путьзнания. Как решается эта задача на этапе сталкинга?Необходимо очистить левостороннее сознание и перевести его вправостороннее, т. е. взять под контроль разума. Тогдаговорят, что человек обретает дух, гармонию, или что в нем"поселился нагваль ". Сам человек в этом случае также будетназываться нагвалем. Так как существует два основаниядеятельности, так и люди больше склонны к разумнойдеятельности. Считается что "носиться" с каким-тоопределенным спектром состояний, своей души так же плохо,как носиться с чистым разумом. Истина достигается толькочерез их единство. Одна йога так же как и чистое мышление неспособно провести через клюв орла в следующую эманацию. Душаимеет высшей целью следы сохранение единичности рода. Высшаяцель разума - это сохранение духа или деятельность,направленная на благо духа, благо орла. Благо духа включаетв себя: благо рода и благо единичности, но цели родабезразличны к благу духа. Это очень важно понимать. Оказывается, что душасовершенно базразлична к целям духа. То, что хорошо понимаетразум, душа не может понять, потому что в проекции на ееценности это не является никакой ценностью. Это очень важныймомент, это криминальная точка пути воина. Задачи духачеловека должны стоять над задачами рода, но лишь должны,пока разум не взял под контроль душу. Человек рождается снезависимыми целями рода и целями духа, сосредоточенными вдуше и разуме. Задача человека - подчинить душу разуму, а неуничтожить; или взять под контроль. При этом дух непротивоположен, не трансцендентен роду, в соответствии сэтим возникают соответствующие методики, как подавлениедуши, отказ от ее деятельности и выход в чистый дух. Дух,понимаемый как абстрактная противоположность левостороннегосознания, называется богом. В других обозначениях, дух,понимаемый как противоположность роду, называется чистойсущностью, а сам род чистой реальностью. Средний человекболее душевен, для него душа важнее разума, и разумвыступает лишь как помощник целей души. Для древних видящихразум считается более важным, чем душа, возникает идеячистого самосознания как всемогущего бога и далее какабстрактного мышления. По отношению к реальности возникаютэлементы аскетизма и пренебрежения. Считается, что чем менеечеловек реален, тем более он близок к совершенству. Новыевидящие ищут синтез души и разума или реальности и сущности,при этом к этому единству можно идти с двух сторон: состороны реальности путем ее научного познания и со сторонысущности, как осмысление единого бога и превращение его всаморазвивающегося духа. Эти четыре формы отношения сознанияк деятельности на самом деле представляют собой этапы одногопути. На первом этапе, называемом этапом среднего человека,происходит процесс развития души и ее самореализация,реализация базовых потребностей. После того, как этопроизошло, наступает второй этап, условно называемый этапомдревних видящих, где происходит развитие идеи чистогоразума. Идея чистого разума, или чистого самосознания,которая еще не имеет для человека внутреннего различия,выступает для человека как некоторая замкнутая вещь, какнекое одно, которое в себе содержит все, потенциально имеетвласть над всем, и как некое простое самосознание называетсябогом. Для древних видящих бог трансцендентен нашейреальности. Человек предчувствует в себе самосознание. Т.К.В явной форме оно не присутствует, человек выносит его втрансцедентную форму, и при этом он, конечно, говорит, чтобог присутствует и внутри. На втором этапе древние видящиепредставляют собой развитие чистого разума в формерелигиозности, переходящую в форму метафизики. Третий этапищет единства реальности и сущности, души и разума в формереальности, включающей в себя сущность. Эти этапы можнообозначить следующим образом: 1. rе { l iм} 2. iм { l rе} 3. rе (iм) 4. iм (rе) 1 этап - истина за реальностью, а сущность трансце-ндентна реальности, лишь предложена, реальность полагаетсячерез удовлетворение базовых потребностей, поэтому богпредполагается, но человек не уверен, что он есть. Иногдачеловек хочет верить, но не может, а иногда и не хочетверить. На первом этапе сущность предполагается, и болеетого, она предполагается более высшей сущностью, чемреальность, поэтому средний человек очень хорошо относится крелигиозным людям, но сам не способен стать религиозным. Нов принципе он их уважает, если это уважение не входит вконфликт с его удовлетворением базовых потребностей,например, если он какой-нибудь секретарь райкома во временазастоя, он не может уважать религиозных людей, иначе онлишится возможности удовлетворения базовых потребностей. Второй этап - за истину берется сущность, и онаполагается, а реальность является противоположной,трансцендентной сущности, считается вторичной. Этот этапназывается древние видящие. Третий этап - едиство реальности и сущности, гдереальность включает в себя сущность. Другими словами,сущность ищется, как находящаяся в реальности и подчиненнаяреальности, или ищутся всеобщие законы функционированияреальности, возникают законы научного и философскогомировоззрения. Четвертый этап - истина понимается как единствосущности и реальности, такое единство, при котором сущностьвключает в себя реальность. Этот этап называется новыевидящие. Эти четыре ступени предполагаются как четыреступени разума. Человек, находящийся на каком-тоопределенном этапе, предчувствует начало следующего этапа,но не знает многообразия его форм и ничего не знает оследующих этапах. Например, человек второго типа,встретившись с человеком третьего этапа, будет оценивать егокак человека первого этапа, потому что не знает, что такоетретий этап. Человек первого этапа, соотносясь с человекомтретьего этапа, будет считать его на своем уровне, а второйэтап более высоким, чем третий. Для среднего человека второйэтап является этапом непосредственной религиозностиподназванием благодать, единый непознаваемый бог, и люди,обладающие благодатью, являются для среднего человека тойвершиной, которая существует, в то время, как ученые ифилософы ( я имею в виду ученых, которые сделали открытие, ане тех, которые мыслят в рамках рассудка ) тоже оцениваютсякак люди своего уровня, а человек благодати наиболеевысокого уровня. Новые видящие пытаются взять душу под контроль разума.Как это делать? Во-первых, не подавлять душу, а контролиро-вать. Ее не возможно подавить, древние видящие пытались этосделать, но на самом деле подавляли какой-то один спектрсостояний, и фиксировали другой. Например, христианефиксировали животную душу и выдвигали идею любви, особенно вправославии, в частности, фиксировалась общинность. Йогификсировали растительную душу и боролись против животнойдуши. Каждая традиция древних видящих обязательно выделяетхорошие и плохие состояния души. Новые видящие считают, чтовсе состояния необходимы и ставят перед собой задачурасширить спектр состояний. Этот принцип называетсяоткрытостью. Во-вторых, душа является основой, движущейсилой, мотором человека. В связи с этим выдвигается такаясхема - схема колесницы - это тело, лошади - это наиболееэнергетичные состояния души, а возница - разум. Человек естьв совокупности эта колесница. Изначально разум или возницане имеет средств управления лошадьми, и они идут туда, кудаони хотят и в связи с этим задача пути воина во-первых,одеть уздечки на лошадей, и во-вторых, образовать вожжи. Этои называется взять душу под контроль. Как вы пониамете глупоубивать лошадей, нужно их просто направить, потому чтоодному разуму колесницу не сдвинуть с места. Выделяются четыре основных лошади животной души. Это -половое влечение, общинность и две формы рассудка. Еслилошадь понесла, т. е. неконтролируемо движется к цели, тотогда эти четыре формы превращаются в самоутверждение ичувство собственной важности, честолюбие или ответственностьза других, опредмечивание и зеркало самоотражения. Т. е. эточетыре греха или клещи, с которыми нужно бороться. Контрользаключается в том, что колесница едет туда, куда нужноразуму, а не лошадям. Как воин планирует свою деятельность?Он выделяет какую-то разумную цель и далее ищет такиесредства осуществления этой цели, которые приятныкакой-нибудь из лошадей. Нужно, чтобы эта лошадь имеластимул разума, двигаться к этой цели. Например, в результатеосуществления цели разума, цели пути воина я получувозможность сильного удовлетворения полового влечения или жеудовлетворю честолюбие, получу какое-то признание. Если этихдополнительных целей нет, то человеку трудно заставить себявыполнять эти цели, поэтому если собралась партия нагваля,или какая-то группа, которая занимается осуществлением путивоина, самосовершенствованием, необходимо создать такиеусловия, чтобы для каждого человека работала одна излошадей, лучше, чтобы все работали. Относительно честолюбия:в каком-то количестве признается за ценность хорошеевладение знанием пути воина. Тогда для того, чтобыприобрести авторитет в этом обществе, человек начинаетизучать это знание, т. е. работать начинает лошадьчестолюбия. Или в этом коллективе есть красивый хорошийчеловек противоположного пола, ради того, чтобы с нимсблизиться, я занимаюсь этой деятельностью. Не нужнопытаться обойтись без этих лошадей, это все равнобесполезно, нужно просто контролировать их энергию. Врезультате этого контроля достигается неуязвимость исовершенство. Можно еще немножко остановиться на втором ряделошадей, двух лошадях растительной души. Когда они понесли,то возникает биоэнергетическое давление, или человекаусиленно занимают проблемы питания. Неважно, каким образомрешаются эти проблемы, главное, что человек постоянно с ниминосится: то ли это шашлыки и водка, то ли это не есть мясо,а есть растения. Биоэнергетическое давление - это такоепсихологическое давление на других людей,с таким человекомтяжело беседовать, он давит на других людей и только такможет чем-то заниматься. Каким образом с четырьмя основными клешами необходимобороться? Во-первых, зеркало самоотражения. Оно возникает,когда человек имеет определенную схему устройства мира,законченное мировоззрение и страстно манипулирует этимисхемами; в результате не видя ничего нового в окружающеммире, кроме своих схем, становится фанатиком. Человекявляется фанатиком, если опирается на общепризнанные схемы,а не сам создает, постоянно совершенствуя их. Если онопирается на традицию, то ему невозможно как-то увидетьчто-то другое до тех пор, пока он не превратил эту букву вдух. Надо заметить, что свое понимание необходимо, вреднотолько некритическое отношение к своим схемам, т.е. Если онизастывшие или я их проповедую без желания услышать что-тодругое. Вторая клеща. Опредмечивание единичных об'ектов. Суть втом, что я помещаю об'ект в отдельные ячейки схемы, на самомделе каждая схема есть приближение к описанию об'екта.Об'ект в любом случае выше любой схемы и нуждается во многихсхемах для своего адекватного описания. И если же схемаподчиняет об'ект, то происходит опредмечивание. В этомслучае об'ект подгоняется под схему, возникает желаниедержать его в соответствующих рамках, исправлять его. Чтобыдругие меня не опредмечивали, как известно, применяетсяметодика стирания личной истории. Честолюбие или ответственность за других. Дон Хуанговорил так: средний человек пытается брать ответственностьза других, это придает ему устойчивость в потоке жизни. Воинне должен брать ответственность ни за кого, нагваль можетбрать ответственность, но только за воинов. Честолюбие или ответственность за других приводит кжеланию управлять ими, контролировать их, человек принимаетрешения за других. На самом деле, другой являетсянепостижимым, другой есть тайна личности, поэтому можнодавать лишь общие советы, излагать принципы, которых япридерживаюсь, но не давать конкретных советов. На самомделе, другой и не нуждается в конкретных советах, если онследует совету, и выигрывает, то приписывает себе заслугу,если проигрывает, то возлагает ответственность на меня. Приэтом человек, который берет ответственность за других,предполагает, что он добродетелен, делает добро другимлюдям. Если это в целом мы назовем добродетелью, то говорим,что добродетель вредна, потому что я не могу знать, чтополезно для другого, не для сохранения его единичности, егожизни и здоровья, не для его общественного блага, а полезнодля его духа - этого я не знаю. Например, он влез в долги,заболел, его семья разваливается, его выгоняют с работы -будет ли это благо для него и для орла? Воин не знает, а ктоделает вид, что он - всезнающий бог, тот впадет в грехчестолюбия, добродетели и ответственности за других. Высшимблагом считается развитие сознания, понимаемое не какприбавление знания, а как переосмысление известного. Поводомдля переосмысления являются кризисы. Нужно дорожить своимикризисами, а снимать кризис без разрешения его проблем - этомедвежья услуга. Что мы понимаем под кризисом? Когда незнаешь, что делать. От этого, конечно, становится неприятно,плохо, т. к. душа не кормится. От чего возникает этаневозможность ничего делать? Когда мировоззрениепротиворечит самому себе, эти противоречия фиксируются вопределенной ситуации. Мировоззрение всегда противоречитсебе, но в том случае, если создается такая ситуация, вкоторой я явно ощущаю эти противоречия, противоречия схеммежду собой, то я не могу действовать ни согласно одной, нисогласно другой схеме. Можно снять эту ситуацию внешнейпомощью. Тогда противоречия останутся, и я потеряювозможность развить сознание. Можно изменить своемировоззрение, чтобы в подобной ситуации далее не былоконфликтов - это и есть правильное решение. Учитель должентолкать ученика в кризисы и следить за тем, как он из нихсам выкарабкивается. Если ему помочь, то никакой пользы дляразвития его сознания не будет. При этом, конечно,желательно толкать в те кризисы, которые ученик способенсейчас решить. Учитель об'ясняет сначала общие принципы, азатем погружает ученика в конфликтную ситуацию. Такпроисходит обучение. Если ученик не применяет принциповвоинов, он погибает. Вообще, кому живется хорошо, тому оченьтрудно стать воином. По этому поводу христос говорил, чтолегче верблюду пройти сквозь угольное ушко, чем богатомувойти в царствие небесное. В целом путь воина - это подготовка к смерти, встреча сорлом. Жизнь рассматривается как возможность, как время дляподготовки. Близорукие думают, что жизнь является высшейценностью. Для воина в этой терминологии высшая ценность духкак единство жизни и смерти, т. е. Не смерть - высшаяценность по отношению к жизни, а единство жизни и смерти,которое иначе называется вечность. Сократ по этому поводуговорил, что философы занимаются умиранием. И в связи с этимвыдвигается такой принцип пути воина: помни о смерти. Смерть- советчик. Тут мы переходим к четвертой лошади - чувствусобственной важности, которое приводит к самоутверждению.Это возникает тогда, когда чувство собственной важностипроявляется как самоутверждение, в том случае, когда мояоценка себя больше, чем признание среды. Как следствие, яхочу навязать свою власть другим, доказать, что на самомделе я больше, сильнее, важнее, чем другие обо мне думают.Чтобы бороться с этим, необходимо понижение уровнясамооценки. В принципе, у каждого человека есть несколькоуровней самооценки. Каждый уровень возникает от сравнениясебя с другими на каком-то плане и для начала можно простосравнивать себя с другим классом вещей, явлений, людей,чтобы перейти на более низкий уровень самооценки. Но самыйглобальный фактор - это сравнение со смертью. В этом случаея ощущаю свое ничтожество и мой уровень самооценки резкопадает. Также для борьбы с чувством собственной важностиприменяется внешний фактор под названием - мелочный тиран. Онтология ступеней пути воина. Существует орел,состоящий из эманаций, которые называются эманациями ввеликом. Так же существуют законы, подобные орлу, состоящиеиз тех же эманаций, называемых пойманные эманации.Атма-йога, или же ступень видящих считает, что коконнепосредственно подобен орлу и истина заключается вмедитативном погружении в себя, в левостороннее сознание, нооказалось, что душа - не ряд состояний, а система с центрамикоординаций и чтобы войти в первые состояния души, нужнополучить соответствующее согласие центров координации, ачтобы понять центры координации надо понять их состояния.Получается заколдованный круг - чтобы понять первыесостояния и овладеть ими, нужно понять следующие состояния иовладеть ими, а чтобы понять высшие состояния, нужнопредварительно понять низшие состояния. Это основноепротиворечие атма-йоги. Оно выражает тот факт, что каждоесостояние выражает собой все остальные состояния.Оказывается, что я не могу усилием воли включить нужное мнесостояние, разум не властен над душой. Что же тогдауправляет душой? Известно, что орел, эманации в великом. Темсамым, я не тождественен орлу, а нахожусь с ним в некоторыхотношениях, а именно, моя душе подчинена орлу. Состояниекаждой монады влияет на состояние другой монады, оно, в своюочередь, влияет на меня. Все монады среды неизмеримо сильнеевлияют на меня, чем я на них. Поэтому душа есть флюгервнешних влияний или зеркало суммы внешних воздействий.Каждая монада - раба остальных монад, оказывается, что всерабы, пассивные исполнители. Должен тогда быть господин. Как передаются эти приказы орла изменить точку сборки?Кастанеда вводил термин "накат", который и представляетсобой некое интегральное воздействие целостностисуществующего мира. Воин познает себя через наблюдение засобой, выслеживание себя. Он не пытается сам включатьсостояния, а позволяет это делать внешним воздействиям. Изхаоса души он выделяет высшую эманацию и исследует ее. Когдастановится понятен механизм ее действия, он берет ее подконтроль и заботится о ней, регулярно кормит, водитпогулять, позволяет поиграть, пообщаться с себе подобными ит. д. Так он ее приручает. С точки зрения разума душасовершает глупости. Взять под контроль эту деятельность души- значит совершать контролируемую глупость. Контролируемаяглупость - когда воин заранее рассчитывает действия, зная,когда, зачем и сколько, и не позволяет душе выходить зарамки этого контроля. Приручив животную душу, подчинив ееразуму, управляя ею через конкретные внешние воздействия(политика кнута и пряника) воин приступает к изучениюрастительной души. Животная душа при этом уже не мешает ему,так постепенно от берет под контроль всю душу, обретаетцелостность души и разума, обретает духа. Кастанеда приводиттакой стих: пять условий для одинокой птицы 1. До высшей точки она долетает 2. По компании она не страдает, даже таких же птиц какона 3. Клюв ее направлен в небо 4. Нет у нее окраски определенной. 5. Поет она очень тихо. Принципы пути воина. i. Конкретные методики сталкинга. 1. Воин сам выбирает место и время битвы. 2. Отбросить все, что не является необходимым. 3. Осознание того, что все является загадкой,неопредмеченность, непривязанность к суждению, к отдельнымсхемам. 4. Расслабься, отступись от себя, ничего не бойся,только тогда силы, которые ведут нас,выбирают дорогу и ведутнас. 5. Встречаясь с неожиданным и непонятным и не зная, чтос этим делать, воин отступает, он позволяет своим мыслямбродить бесцельно. Воин занимается чем-нибудь другим. 6. Когда ясно, что делать, воин сжимает время, дажемгновение идет в счет, ничто не может отвлечь воина отсовершения поступка, когда ему ясно, что делать. 7. Не выставлять себя вперед, воин всегда смотрит какбы из-за кулис. Если на него осуществляется какой-то нажим,он принимает его своей передней линией, каким-то другимчеловеком. Он перед собой всегда держит какого-то человека,который воспринимает первый нажим. Результаты сталкинга. 1. Воин выучивается не принимать себя всерьез, онвыучивается смеяться над самим собой. Если он не боится бытьдураком, он может одурачить любого. 2. Бесконечное терпение. 3. Бесконечные способности к импровизации. ii. Ответственность за решения.Воин готов умереть за них. Не имеет значения, что это зарешения. В этом мире, где смерть охотник, нет маленьких ибольших решений. Есть только те решения, которые я совершаюперед лицом смерти. Для среднего человека есть большиерешения и малые решения. Воин редко решает, но если онрешает, он ответственен за свое решение. iii. Воин не имеет позитивных целей. Он оттачивает своюнеуязвимость при любых действиях. Воин не отождествляет себяс целями и потребностями души. Как он действует? Сначала унего возникает какое-то желание действовать, возникает вдуше, он анализирует это желание, прежде чем дать емувозможность осуществиться, выясняет, не является липобудительной причиной желания какая-то иллюзия, в этомслучае, он не совершает этого действия. Если же это желаниевызвано внешними воздействиями, то оно правомочно, воинобязан совершить это действие, и воин решает, каким образомэто действие совершить. Далее совершает это действие какконтролируемую глупость. Важно, что между желанием ипоступком воин всегда ставит разум. Т.Е. Понемногу всежелания переходят под контроль разума. Воин никогда недействует, исходя из интуиции.iv. К каждому поступку воин относится как к последнему делусвоей жизни. Он не предпринимает самостоятельных решений, онлишь обрабатывает желания души и полная концентрация напоступке. При этом результат поступка для него несущественен, он отказывается от плодов действия. Результат -это уже второй поступок, ради чего он совершает поступок.Если делать ради результата, то тогда действие превращаетсяв средство. А для воина каждое действие есть цель -последнеедело его жизни. v. Чтобы нормально функционировать, воину нужно иметьпостоянный поток внешних воздействий, конечно, нечрезмерный, плотность этого потока должна постояннорегулироваться. Воин стремится к его постоянномуразнообразию. vi. Точка сборки зафиксирована в частности внутреннимдиалогом, деятельностью рассудка. Если остановить внцтреннийдиалог, то смещение точки сборки станет возможным, во всякомслучае, это первое, с чем надо бороться - с фиксированностьюв рассудке. Если воин нажодится в состоянии напряженности,готовности, ожидания, то это не дает возможность вестивнутренний диалог. Воин постоянно должен балансировать награни страха и безнадежности. Только действительнаяготовность к смерти и отсутствие чувства собственнойважности позволяет ему делать это. Если воин не смирился сосмертью, сдвиг точки сборки невозможен. Как говорилКастанеда, воин почти чувствует себя мертвым. vii. Заповеди воина: 1. Любовь к орлу, признание его воли и сознательноеподчинение ей. 2. Борьба с чувством собственной важности, воинпроводник намерения, его ведет сила. 3. Потеря формы, очищение от привязанностей, открытостьвсего спектра состояний. 4. Не позволять опредмечивать себя, стирание личнойистории, быть недостижимым. 5. Собранность, воин находится постоянно в состояниибитвы, каждый поступок - последний. 6. Трезвость, беспощадность и правдивость самоанализа. 7. Безжалостность, воин не имеет ничего, что он должензащищать, включая свою жизнь и жизнь других людей. 8. Неуязвимость как адекватное реагирование на веськомплекс внешних воздействий. 9. Воин имеет суждения и схемы, но не привязан к ним.Имеется приказ орла составлять классификации, но нет приказаорла следовать им. Страстное манипулирование известнымприводит к зеркалу самоотражения. 10. Воин не навязывает свою точку зрения, а развиваетточку зрения другого. В диалоге становится на точку зрениясобеседника и развивает ее. 11. Воин не опредмечивает других и не беретответственности за них. 12. Воин никогда не просит, ничего не требует, а лишьпредлагает. 13. Любовь к ближнему, отношение к другому, как ксамому себе. Мы все равны перед орлом, перед теми задачами,которые стоят перед каждым человеком. И равное отношение ковсем и к себе в том числе может возникать перед какой-товнешней угрозой, внешней силой, по отношению ко всем нам, иэта сила есть орел в целом как великий тиран и задачипредназначения человека. Если у меня есть соответствующеепонимание этого, то тогда я отношусь к другому как к самомусебе. 14. Отсутствие гордости за свое общество, отношение кдругому обществу как к своему. Воину безразлично в какомобществе находиться. 15. Терпение, умение ничего не делать, если нетразумной необходимости, не впадать в поток. 16. Совершенное выполнение обязанностей, вытекающих изположения в среде, в ситуации. 17. Контроль, задержка поступка, совершение действиятолько через разум. 18. Непривязанность к плодам действий.
Лекция 10
Попробуем набросать некоторый план движения по путивоина. Вообще говоря, планов может быть несколько. На первомэтапе, идет составление классификации, иликартографирование, как говорил Кастанеда, всех состояний,картографирование или общая схема. Эта схема необходима, во-первых, для того, чтобы снятьпривязанность к прежним схемам, ослабить самоотражение,которое имеется у каждого человека и во-вторых, этокартографирование не является, в некотором роде, рассудочнойсхемой, оно образуется несколько по другим законам, чемобразуется рассудочная схема. Этот этап у нас закончился.Второй этап - это овладение основными методиками пути воинана примере из наиболее проявленных в человеке состояний.Пока воин не овладел методиками применительно к общемурассудку, ему бесполезно применять эти методики к манасу, итем более, к растительной душе. Поэтому на рассудке мыостановимся несколько подробнее, чем на других состояниях.В-третьих, только освоив эти методики и утвердившись на путивоина, можно взять под контроль животную душу и особеннопроизвести трансформацию относительно полового влечения. Начетвертом этапе, необходимо взять под контроль остальнуюдушу. Как говорил будда: " есть четыре истины относительностраданий ". Утверждается, что причиной страданий являетсячеловеческая форма. Если об'ект соответствует этой форме, точеловек испытывает удовольствие, если не соответствует, точеловек испытывает страдание, причем количество страданий иудовольствий одинаково для любого человека в любой среде.Иногда временно возможно перевешивание страданий илиудовольствий за счет среды или попадания в какую-то новуюситуацию: например, в тюрьму, или резкое увеличениежизненного уровня, при эмиграции в штаты. Но это временно,потом это все компенсируется, и как говорили древние греки,царь и нищий испытывают одинаковое количество страданий, какощущений. Это, в частности, еще зависит от уровнясамооценки, от требований, предьявляемых к окружающей среде:
|