|
|||
Сергей Степанов. Лекции на тему философия КастанедыСтр 1 из 8Следующая ⇒ Оцените этот текст: Не читал 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Прогноз Сергей Степанов. Лекции на тему "философия Кастанеды" (1990 г.)Лекция 1 Кастанеда является современным американским философомлатиноамериканского происхождения, живущим до сих пор и досих пор издающим свои произведения, которые имеютмногообразное содержание и пользуются очень большойизвестностью на западе. У нас они еще не переведены, вовсяком случае не напечатаны официальным образом. Пообразованию Кастанеда антрополог и еще в студенческую поруон начал ездить в мексику, изучать обычаи и нравы местныхиндейцев. Там он сталкнулся с интересной традицией,выразителем которой являлся, так называемый дон Хуан, индеецплемени "яки". Эта традиция уходит в глубь веков и подлительности сопоставима со всеми остальными древнимикультурными традициями: буддизма, христианства, даосизма идругими. Видимо, Кастанеда творчески переработал то учение,которое он услышал от дона Хуана: не исключено, что сам донХуан если не вымышленный, то некий собирательный персонаж. Наряду с теми качествами, которые могли быть присущиреальному дону Хуану, Кастанеда, я думаю, привнес туда ряддополнительных качеств. Дело в том, что тот "путь знания",который излагается у Кастанеды, имеет религиозный характер,и вместе с тем делается попытка включить в этот "путьзнания" некоторые достижения современной науки и философии,особенно западной классической философии, т. е. дон Хуан, поописанию не получивший официального образования, оперируетпонятиями, которые возникли в Европе лишь в XVIII, XIXвеках. Более всего "путь знания", по которому идут воины,напомнает традиции "бхагаватигиты" и даосизма, но при этом,я бы сказал, изложение идет далеко вперед. Кастанеда вводитв свои произведения, так называемых "древних видящих",которым противопоставляются "новые видящие", и к которымпринадлежит как сам дон Хуан и члены его партии, так и членыостальных направлений. Древние видящие сопоставимы, в целом,с древними религиозными традициями: тибетскими и индийскими,а также рядом других. Критика, которой подвергаются "древние видящие" состороны дона Хуана, имеет целью выявить те недостатки,которые были в прежних религиозных системах и построитьновую систему, которая описывает весь мир, но ни в чем непротиворечит существующим представлениям. "Путь знания" в изложении Кастанеды не является строгофиксированной ситемой, которая говорит: "вот это хорошо, аэто плохо", - там нет жесткой системы суждений. Я бы сказал,что это научный подход к религии; научный подход, имеющийпредметом весь мир в его целостности, которая отображается вкаждом конкретном человеке. В связи с этим существуют разныенаправления, в так называемом "пути воина"; разныепреемственности. Существует ряд групп, которые Кастанеданазывает партиями нагваля, каждая группа порождает из себяодного или нескольких, так называемых, нагвалей, илиучителей, которые творчески перерабатывают предыдущееучение, излагая его в новой схеме, внося туда какие-то новыепонятия, поэтому можно сказать, что "путь знания" являетсявечно живым и развивающимся учением. Более того, все время происходит разделение групп потипу дерева: одна группа порождет ряд других групп, и пословам дона Хуана, в одно время было принято решение слабовзаимодействовать между собой этим группам для выживаемости.Это решение, по словам дона Хуана, было принято в периодзавоевания америки, когда магов истребляли сотнями итысячами и они ничего не могли этому противопоставить (техмагов, которые были "древними видящими"). Поэтому, во-первых, каждая партия, во главе со своимнагвалем, преобразует учение, вплоть до изменения слов,изменения акцентов, но какая-то главная идея, которую мыпопытаемся и сейчас и в дальнешем выразить остается; можносказать, даже, что весь курс изучения Кастанеды имеет цельюпонять одну главную идею, или, другими словами, стать наточку зрения "воина", поэтому "путь знания", или "путьвоина", как он еще иначе называется, есть движение к этойточке зрения или, как говорит Кастанеда, к точке сборки,которая центрирует вокруг себя все воспринимаемоемногообразие мира. В зависимости от того, какова точкасборки, человек воспринимает мир по-разному: и простейшиевещи, и тем более по-разному расставляет акценты и строитсистему ценностей. Поэтому разные партии нагваля могут иметьразные мировоззрения; разное позитивное (положенное) знание,хотя идея у них у всех общая. Мы будем изучать Кастанедуосновываясь, в первую очередь, на мировоззрении партии донаХуана, но, сохраняя традицию пути знания, мы будем старатьсяего как-то творчески переосмыслить. Произведения Кастанеды излагаются литературным иметафорическим языком, настолько метафорическим, чтопонимание Кастанеды обусловлено, в первую очередь той точкойзрения, на которой находится читатель; он, другими словами,извлекает из этих произведений то, что он хочет извлечь.Поэтому часто оказывается, что люди, прочитав Кастанеду, ненаходят в нем ничего интересного, или, наоборот, проецируютего мысли на какую-то отрицательную ось, называя его "черныммагом" или еще чем-нибудь в этом роде, противопоставляядругим каким-то культурным ценностям. Для чтения Кастанедыочень важна интерпретация например та, которую я буду даватьи которую мы вместе будем строить. В отношении произведения Кастанеды мы будемпридерживаться следующей позиции: кто что-то прочитал -очень хорошо, но можно, по мере того, как мы будемпродвигаться дальше, заново это перечитывать. Если человекхоть как-то зацепился за путь знания, то можно перечитываязаново и заново какие-то тома Кастанеды, каждый раз находитьв них какие-то новые моменты, новые мысли. На данный момент издано 8 томов Кастанеды: первые 2тома имеют более мистический и литературно-сказочныйхарактер, там одним из методов, применяемых для самосовершенствования,является использование психотропных растений.Я бы сказал, что это довольно примитивные методы, и самКастанеда, по мере своего движения, по "пути знания",отказался от них. Начиная с четвертого тома эти методы невстречаются, и в дальнейшем им дана, в общем-то, негативнаяоценка. Наибольший интерес представляет собой 3, 4, 7, 8 тома.В 5, 6 томах рассматриваются частные вопросы, которые длянекоторых могут представлять ведущий интерес, в частности,там рассматривается вопрос о сновидении. Главным философскимпроизведением, видимо, является 7-ой том, и некоторые людичитают 7-й том месяцами подряд и каждый раз находят что-тоновое, потому, что поняв что-то одно, человек получаетвозможность увидеть что-то новое, что-то другое. Первое, что надлежит понять: это то, что мы являемсячастями целого, частями не механическими, отделенными отдругих частей и от целого границей, а частями, имманентнотождественными целому. Сам мир, представляет собой некийединый организм, и эту форму единства издавна называлисловом "бог". Возможны два подхода к этому единству. Первый подход- сугубо религиозный, который признает существование"отца нашего небесного", присутствующего в каждой твари, и,особенно, в каждом человеке. Второй - материалистическийподход, говрит о взаимосвязанности и гармонии вселнной, так,что движение каждой частицы влияет на состояние всего целогои, наоборот, движение всего целого влияет на состояниекаждой частицы. Мы, придерживаясь Кастанеды, по крайнеймере, сегодня, будем в большей степени использоватьрелигиозный подход. Бог-отец является не только единством, но и личностью.Кастанеда называет эту личность, держащую целостность всегомира - орлом, и каждый может вкладывать в этот термин все,что ему кажется нужным. Каждый человек имеет в себе образбога, образ отца; он может заявить: "я в отце и отец вомне", - но вместе с тем, каждый человек являетсямеханической частью этого мира, кроме того, что он являетсяорганической частью. Следовательно в человеке есть двеосновных позиции: это позиция единичности, отделяющая себяот многообразия всего мира, и позиция всеобщности,включающая весь мир в себя. "Путь знания" ведет к переходуот первой ко второй позиции. Человеку дана некоторая свободавыбирать, на какой позиции он предпочитает останавливаться,то ли он рассматривает себя как часть мира, часть социума ипогружается в определенные отношения с другими частями, толи поднимается над этими отношениями, смотрит на мир сверху,рассматривая как других, так и себя как части самого себя. Всвязи с этим вопросом возникает идея пути; идея перехода отединичной точки зрения к всеобщей точке зрения. Этодействительно путь, а не какой-то один скачок. Усилием волитакой переход совершить невозможно, этот путь имеетопределенную последовательность, и только проходя по этойпоследовательности, по этому пути, можно встать на всеобщуюточку зрения. С другой стороны, наш космос, или "мировой дух", какговорит гегель, является саморазвивающимся организмом,который проходит движение от простого к сложному; сначалавозникла материя, потом растения, потом животные, потомчеловек. Можно выделить, по крайней мере, эти четыре этапа вразвитии космоса, или мирового духа, или в развитии орла. Накаждом уровне развития орла имеется некоторое многообразиеединичных вещей и так называемый центр координациивзаимодействия этих вещей, который вносит гармонию и порядокв это взаимодействие. Этот центр координации более узко иназывается орлом. В некотором роде можно считать мировой духсостоящим из 2-х плоскостей: плоскости сущности и плоскостиреальности. В сущность входят законы, обуславливающие игармонизирующие взаимодействие реальностей. В реальностивходят отдельные единичные вещи, которые являются некоторойсовокупностью законов, об'единенных в одно единичное целое.Форма их об'единения называется "кокон", иначе, скажем улейбница, это называется монадой. Законы, управляющиенеживой материей, имеют позитивный характер. Законы, которыеуправляют живой материей: растениями, животными и, особенно,людьми, уже не могут иметь явно выраженный позитивныйхарактер: они более сложны, и одна из основных проблемсовременной биологии заключается в том, что пытаются найтибиологические законы в позитивной форме, опирающиеся наматематику. Наиболее сложны законы, управляющие личностью.Легко предположить, что такие законы сами должны бытьличностью: эта личность и называется "орел" или "отец". Я сказал, что первой формой развития духа являетсяматерия, но на самом деле материя сама по себе достаточносложна, даже если взять ее простейшую форму - пространство.Пространство по своей сути, хотя я является простейшим изтого, что мы наблюдаем через восприятие, но как понятие, этодостаточно сложная вещь: там есть некая рядоположенностьточек и некая форма их взаимодействия и др. При более детальном анализе оказывается, что материя неявляется первой формой, а до нее существовали еще формыразвития духа. Другими словами, до сотворения видимойвселенной существовал бог, имеющий три момента, или жетриединый бог. Подробнее мы будем говрить об этом наследующих лекциях. Если принять сейчас на веру, что досотворения материи было еще три ступени развития, то вместес материей, растениями, животными и человеком получаетсясемь ступеней. Введем дополнительные обозначения. Первое состояниеорла назовем просто орлом, а все остальные его состоянияназовем эманациями орла. Тогда мы можем сказать, что орелсотворил 6 эманаций и человек является 6-й эманацией орла.При этом каждая эманация включает в себя все предыдущиеэманации. Человек является также животным, также растением,также материей и также первыми тремя ступенями развитиядуха. Об этих 6-ти ступенях развития духа или проявлениябога, говорят древние тексты, например библия, которая вкниге бытия на первой странице говорит, что бог создал мир в6 дней, причем в 6-й день был создан человек. Интересно каким образом поисходит акт творения: богсоздает нечто, смотрит на это и говорит: "это хорошо", -после чего он творит новый объект, смотрит на него, говорит:"это хорошо", - и т. д. Отсюда следует, что бог заранее незнал всего того, что он творит. Он лишь предчувствовал,таким образом, развитие духа имеет следующую схему: некоепредположенное, которое упрощенно можно понимать какчувство, полагает себя вовне в виде каких-то об'ектов,которые являются коконами, и далее познает себя через этосвое "инобытие", возвращаясь в себя и познавая себя черезсвое другое. Происходит рефлексия бога через природу или,если мы об'единим бога и природу в одно целое, назвав это"мировым духом", то происходит саморефлексия духа, которая иявляется побудительной причиной его развития. Дух, которыйесть в самом начале, самое простейшее духовное образованиестремится познать себя как оно есть. С этой целью онооб'ективирует себя в виде простейшего об'екта природы, в немпознает себя, но тем самым, познав себя в своей форме, оноуже отличается от изначального, оно уже не просто бог, аесть бог, который знает себя. Тем самым его внутреннеесодержание изменилось и возникает предчувствие болееглубокого знания себя. Бог опять об'ективирует себя в болеесложном об'екте и т.д. Во всяком случае этим об'ясняетсяпричина творения. Если мы предположим, что бог является всезнающим ивсемогущим, то тогда совершенно непонятно с какой целью онеще что-то творит. Можно, конечно, назвать это игрой ( лила)бога, но это, по-моему, только унижает его достоинство. Принципом развития мирового духа является борьба иединство противоположностей. Схематично этот принцип представлен на рисунке. Рисунок 1: О о ! ! !-----! ! ! ! О ! О ! !---- . . . ! О ! О ! ! ! !-----! ! ! О о Но любая схема не отображает, конечно, всей глубины,однако кое-что она может прояснить: Предположим было первое изначальное состояние мировогодуха. Далее это состояние отвергает само себя и полагаетнекоторое второе состояние i и вместе они выступают какнекая первая противоположность, которая называется первойэманацией. Кружочки на рисунке называются состояниями духа. Каждыйчеловек включает в себя все эти состояния и может переходитьв любое из них, если он обладает искусством управлениясознанием, либо по каким-то не зависящим от негообстоятельствам. Точки называются центрами координации. Человек, какшестая эманация имеет следующую картинку: она состоит из"воли" шестой эманации; которая включает в себя 32 состоянияи называется человеческой душой или левосторонним сознанием,и правостороннего сознания или "перцепции" шестой эманации.Правостороннее сознание имеет тоже 32 состояния или ступенейразума. Рисунок 2: ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! О о о о о о о о Т.е. вводится такое обозначение: правостороннеесознание или разум и левостороннее сознание или душа. Разум в своем развитии должен пройти 32 ступени. Пройдяих, он образует форму целостности разума с самим собой итолько тогда об'единится с душой, образуя целостность. Таккак достичь этой целостности возможно только путем движенияпо ступеням разума, то этот путь и называется "путь знания". Что такое разум? Это самосознание: способность человекапознавать самого себя и через себя целостность всего мира. Вчастности, религиозное сознание также относится к областиразума, и религиозное чувство, и религиозная интуиция... Вэтом году мы будем заниматься изучение левостороннегосознания: его 32-х состояний, законов, управляющих этимисостояниями. Рисунок 3: ********** **** *** ** ** * ********* * * * * * ** **** * * ***** *** * * ***** * * * ** * * * * О ! * * * * ** * * * * ***** * * * ***** *** * * ** **** * * * * * * * ********* * ** ** *** *** *********** Схема 3: имеется начальная точка, которая порождаетпервую эманацию, в которой первая половина круга называется"волей", а вторая "перцепцией". Далее происходит возвращениек началу и порождение следующей эманации, которая состоит изволи и 2-х состояний перцепции. Далее происходит порождениеследующей эманации, которая состоит из 4-х состоянийперцепции и т. д. Эта схема хороша тем, что начальная точкаостается неизменной, эта точка и называется "орел". Когда человек рождается, у него имеется некотораязамкнутость, целостность состояния души или, другимисловами, гармония души, и следующая эманация, которая недостигла своего завершения, эманация разума. Если за времяжизни человек успевает замкнуть эту эманацию, то образуетсядополнительный кокон (понятно, что замкнутые круги можноинтерпретировать как кокон). Если челвеку удается построить внешний кокон, тоимеется предположение, что он достигает значительныхрезультатов, а именно, он проходит мимо орла, т. е.сохраняет личную жизнь, достигая так называемого спасения.Если человек к моменту смерти не успел замкнуть внешнийкокон, то тогда смерть разбивает эти коконы, и существованиечеловека прекращается. Рассмотрим схему в виде гармоник: Рисунок 4: ......... ..... . . ..... . .. .. . . . . 10 . . . ... 11. ... .. ... . 1 . . . . ... . . . . . ... . . ... . . ... 0 . .. . .. . .. . .. . .. . .. .---.---.---.---.---.---.---.---.---.---.---.---.----...... .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. ... . . ... . . ... . . . ... . . . . ... . . .. ... . ... .. ... . . . . . . . . . . . . . . .. .. . .. .. . ..... . ..... . . . . ..... ..... ............... Какой смысл этих гармоник? Это развивающиеся эманации. Утверждается, что в начальном состоянии, котороеназывается орел, все эманации были непроявлены. Это тосостояние, в котором позитивно ничего нет, но в себе оносодержит все. Далее в первом своем шаге орел проявляет себя,эманирует в виде первого состояния, перцепции, первойэманации, это состояние содержит в себе остальные эманации вформе в себе бытия. Человеческая душа изначально подключена к гармониивсего мира, но саморазвивающийся разум вносит дисгармонию вчеловека, потому что он не гармонирует с душой. В связи сэтим возникают два пути к гармонии. Первый путь: отключитьразум каким-то способом и полностью погрузиться в душу,которая находится в гармонии со всем окружающим миром ипытаться услышать внутри себя этот внутрений голос, этувнутреннюю гармонию мира. Второй путь - это развитие разума,до тех пор пока на последней ступени не будет включена внего душа. Тем самым будет достигнута новая форма гармонии,более высокого уровня. В этом и заключается предназначениечеловека: развить разум, познать мир, познать самого себя ипознать дух. Можно сказать так, что дух в человеке познаетсебя как познающего себя. Если до этого дух познавал себячерез об'ект, то исчерпав эту форму, он захотел познать себякак познающего себя. Та свобода, к которой стремится путь знания, являетсяпознанием необходимости тех законов, которые управляютсямиром и человеком. Познав эти законы, человек не может ихнарушать. Поэтому можно сказать, что та свобода, к которойстремится путь знания, это свобода как осознаннаянеобходимость. Достигнув осознания этой необходимости,человек становится на всеобщую точку зрения, и тогда то, чтоон хочет, является в то же время приказом орла, т. е. орелхочет того же самого. Пока человек не достиг этой последнейступени, его желания расходятся с приказами орла и от этогочеловек испытывает дискомфорт. Ступени воина являются однимииз высших ступеней развития разума, и человек, которыйвступает на путь воина, не находится еще на этих ступенях,но он может временно входить в эти состояния и тогда ониназываются "повышенным сознанием". Под каким-то внешнимвоздействием, например, под воздействием нагваля воинвиртуально входит в состояние повышенного сознания, вкотором ему становится все ясно из того, что говорит емунагваль, то, что нагвалю очевидно всегда, что является егоосновным состоянием, то для ученика является очевиднымтолько временно. Ученик входит в состояние повышенногосознания и тогда то, что говорит ему нагваль, являетсякристалльно понятным, вызывает некую радость ивоодушевление. После прекращения контакта с нагвалем этотчеловек опускается в свое действительное состояние и тогдаясное понимание пропадает, человек забывает то, что онслышал в состоянии повышенного сознания. Он забывает какотдельные факты, которые не укладываются в его мировоззрениена те "полочки", которые соответствуют данной ступениразвития разума и, более того, самое главное, что онзабывает, - забывает связи и структуры этого знания. Чтобызакрепить это знание, применяются различные схемы. Кастанеду, как персонаж мы будем называть карлосом.Карлос, беседуя с доном Хуаном, находился в разныхсостояниях сознания - повышенном и обычном. То, что велось вобычном состоянии, карлос запоминал, и это согласовывалось сего миросозерцанием, то же, что говорилось в состоянииповышенного сознания, карлосу было ясно только в моментповышенного сознания, в обычном состоянии, в той или инойстепени, он это забывал. С точки зрения повышенного сознания идет изложение тогокак устроен мир, дух, орел, и т. д. Это одна форма обучения.Вторая форма обучения - это исходить из действительногосостояния человека, из тех вопросов, которые действительностоят перед этим человеком, как наиболее важные вопросы.Дело в том, что в каждом действительном состоянии разумаимеется свой основной вопрос и человек думает, что он ищетответы на многие вопросы, а на самом деле он ищет ответ наодин вопрос, на ту основную противоположность, на тотосновной вектор, который определяет его степень разума. Приэтом его интересует то в воспринимаемом мире, что можетпослужить ответом на этот вопрос, что имеет положительнуюпроекцию на вектор его состояния, его действительногосостояния разума. Надо заметить, что развитие идет по спирали, причем помногомерной спирали и касательная в каждой точке этойспирали и называется вектором состояния разума. Когдачеловек, находясь в некотором состоянии разума сталкиваетсяс неким учением, которое имеет свой определенный вектор, тов том случае, если он близок по направлению к векторудействительного состояния, имеется большая положительнаяпроекция на это состояние, человеку это учение нравится, этоему полезно. Если этот вектор имеет отрицательную проекцию,человек говорит: это мне не нравится и, соответственно, есливектор перпендикулярен, то учение человеку безразлично,ничто его не задевает, не вызывает ни его гнева, нисочувствия. Интересно то, что вектор развивается, вектордвижется, касательная по спирали все время меняет своенаправление. И поэтому, если на какой-то ступени разумачеловек принимет некоторое учение, некоторую системумировоззрения, принимает потому, что он видит определнноесогласие себя с этой системой, то приняв эту систему иразрешив с ее помощью свой основной вопрос, он переходит наследующую ступень, где вектор состояния разума поворачиваетсяи предыдущая система из истинной превращается в ложнуюи продолжение следования ей вызывает остановку его развития.Это очень важный момент потому, что часто люди, получив откакой-то системы удовлетворение, испытав радость работы вэтой системе, например, в христианстве, или, в системематериальной физики, считают, что это истина и если онпродвинулся в этой системе, перешел на другую ступень, емукажется тогда, что это не нужно, и он, опираясь на свой опытработы в этой системе, продолжает придерживаться этойсистемы, что останавливает его развитие. Более хорошийисход; он находит в этой системе другой аспект, которыйпозволяет находить положительную проекцию на его итеперяшний вектор состояния и, проходя через ряд аспектов,человек замыкает некий круг и снова принимает эту системуполностью, чтобы потом опять от нее как-то отказаться.Задачей пути знания, как я уже говорил, является движение поступеням разума. Причем когда достигается, скажем, втораяступень разума, человек через соответствующий центркоординации может находиться в обоих состояниях разума.Когда он достигает последней ступени, он получаетвозможность находится не только в любом состоянииправостороннего сознания, но так как последняя ступеньразума смыкается с душой, то он, получается, можетнаходиться в любом состоянии души. Таким образом, развитиезаканчивается тем, в этой плоскости понимания, что человекнаучается искусству управления сознанием. Одной из главныхопасностей в этом движении является закрепощение на какой-тоступени. Как правило, условия жизни таковы, что человек вмолодости довольно быстро развивается, переходя со ступенина ступень, а потом на какой-то ступени застывает ипроисходит закрепощение человека на этой ступени. Почемупроисходит эта остановка? Это обусловлено той средой, гдечеловек живет, потому, что эта среда оказывает модноевлияние, стимулирующее движение к той ступени, которуюзанимает эта среда, данное общество. Например, нашегосударство стоит на какой-то определенной ступени разума.Если же для человека ведущим обществом является негосударство, а какой-то маленький коллектив, скажем церковь,или какая-то группа людей, где уровень развития группы выше,чем уровень развития государства, тогда мы довольно быстроможем дойти и до уровня этой группы, после чего, так каккончается положительное внешнее воздействие ведущее впередчеловека, то обычно происходит зкрепощение человека накакой-то ступени. Это закрепощение иначе называетсявозникновение "зеркала самоотражения". Это очень важноеключевое понятие. В этой терминологии задача человека -стать зеркалом, отражающим собой весь мир в его истине. Какговорят суфии: "сотри пыль с зеркала своей души, и в немотразится абсолют". Этому зеркалу мешает "зеркалосамоотражения". Когда существует фиксированная системамировоззрения, которой человек склонен придерживаться, любоевосприятие есть проекция на эту систему. Если эта системафиксирована и определена для этого человека, если он к нейпривык, привязан, то и возникает "зеркало самоотражения".Почему это называется зеркалом самоотражения? Потому, что,если рассмотреть человека как кокон с его какой-то точкойсборки, из которой он смотрит на мир и он исходит изпозитивной схемы, то тогда человек просто не видит того, чтоне укладывается в эту схему. Он смотрит на мир через сеткусвоих категорий и замечает только то, что ему выгоднозамечать или, иначе, он видит не мир, а видит только своюсхему через мир. Другими словами, он видит только свою схемуили только самого себя. Это и говорит о том, что возникает"зеркало самоотражения", которое закрывает человеку глаза.Что поддерживает "зеркало самоотражения"? В первую очередьэто так называемое чувство собственной важности. Это такжеключевое понятие Кастанеды и оно имеет 2 плана понимания:во-первых, чувство собственной важность, это, когда я стоюна позиции единичного я; а не на позиции всеобщности;во-вторых, чувство собственной важности интерпретируется какэгоизм, когда я как единичная индивидуальность противопоставляетсебя другим единичным индивидуальностям. При этом ясчитаю, что я в каком-то отношении, для меня главном, лучшедругих. Отсюда гордыня, эгоизм или как это все называется -чувство собственной важности. Противоположным чувствусобственной важности, которое на первый взгляд отрацает эточувство, является, скажем так; чувство собственногоничтожества. Оно возникает в том случае, если другой человекстановится моим кумиром. Чувство собственного ничтожества возникает как поотношению к другому человеку, который является об'ектомлюбви и подчинения, кумиром, так и по отношению к какому-тообществу, в котором я состою, либо в котором я не состою, нохочу состоять. Эти два момента: чувство собственной важностии чувство собственного ничтожества в целом называютсясостояниями конкурентных отношений и можно написать такойзакон: точка зрения единичного "я" обусловлена конкурентнымиотношениями, при этом не столь важно, как в этихконкурентных отношениях лично "я"; то ли я считаю себя вышедругих, то ли я считаю себя ниже других, то ли я являюсьэгоистом, то ли я являюсь альтруистом, несущим доброокружающим людям, возлюбившим всех как самого себя иявляющимся добродетельным и высокоморальным человеком.Задачей является выход из конкурентных отношений, которыйиначе называется завязанностью на противоположностьгосподства и рабства, излишнее возвеличивание себя также каки принижение одинаково вредно, одинаково связывает точкусборки. Замечания относительно любви к ближнему: это идея имеетдва момента - во-первых, как состояние альтруизма иобщинности, когда я жертвую себя окружающим, и ставлю себяниже окружающих, я их люблю за счет нелюбви к себе: при этомя говорю: я греховен, я греховней всех, я вам служу; ивторое состояние - второй момент любви к ближнему - этосостояние всеобщего самосознания, когда я дохожу доцентральной точки, при этом я равно отношусь как к себе, таки к другому, я вышел из конкурентных отношений и отношусь кдругому как к самому себе. Воин отделяет позитивные цели своей души от разума,другими словами, воин пытается подняться над самим собой,наблюдает себя сверху. К тем позитивным целям, которыеимеются в душе (половое влечение, воля к власти, стремлениек наслаждению) и позитивным целям, присущим даннойконкретной ступени разума на которой я нахожусь, я отношусьотрешенно. Первый момент необходимый для пути воина -поднятие себя над своими позитивными целями, или другимисловами, воин не имеет позитивных целей, причем душа воинаимеет позитивные цели и имеет привязанности, воин непривязывается к своим привязанностям и к своим позитивнымцелям, воин не говорит, что делать, он говорит, как делать;что делать, решает душа, причем решения обусловленыприказами орла. Поэтому воин не ставит перед особойпозитивную задачу, а ставить какие-то позитивные цели поотношению к окружающему миру и не иметь других целей, другихжеланий - эта задача заведомо невыполнимая, например,создать определенную схему морали и действовать всоответствии с этой схемой, эта задача заведомоневыполнимая. Полное пропадние единичных позитивных целей -пропадание, как растворение во всеобщей точке зрения,приводит к духовности. Духовностью называется единство душии разума. Возможно состояние душевности, возможно состояниеразумности и возможно состояние духовности. При достиженииполной духовности человек приобретает внутреннюю интуицию,которая совпадает с волей орла. Если он еще не достиг полнойдуховности, то та интуиция, которая у него имеется несовпадает с волей орла, так что опираться только навнутренний голос - это не всегда правильно. Когда человек достигаетцелостности самого себя, то говорят, также, что в немпоселяется нагваль, нагваль, или точка зрения орла. Длятого, чтобы в человеке поселился нагваль, необходимоочистить левостороннее сознание от излишних привязанностей иискажений, чем мы здесь и будем заниматься в этом курсе,причем очищение имеет тот смысл, что я перевожу лишьпредчувствуемое содержание состояний души в разум, и ихосознаю. Кастанеда так и говорит, что очищением сознанияявляется перемещение его в разум. Так как воин не имеет позитивных целей, то он нуждаетсяв постоянном потоке внешних воздействий, на каждое внешнеевоздействие включается определенная реакция души ипроисходит ответное действие. Так как разум воина не имеетпозитивных целей, то воин вынужден искать то или иноевнешнее воздействие, выбор этих внешних воздействий остаетсяза воином, за его разумом. Если же воин не знает, что в данный момент емунеобходимо делать, не знает свою истину в данный момент, топрактикуется методика, называемая поза дао. В чемзаключается эта методика? Челвек садится в удобной позе, втом месте, где его не могут побеспокоить и отключается отвнешних воздействий, погружаясь в самого себя, при этом онставит себе вопрос: "что же мне действительно надо? Что же ядействительно хочу?" И говорит себе: "не встану я с этогоместа, пока не пойму, что мне действительно надо". Пока онсидит, у него возникают всякие варианты того, что вообще-быхорошо сделать. Подвергая критическому обзору все этижелания, он приходит к выводу, что все это необязательноделать, после чего у него возникает желание встать с этогокресла и сделать хоть что-нибудь. Даже неприятное делооказывается более желательным, чем просто бездействие,просто недеяние. Но он говорит: "нет, я буду сидеть до техпор, пока не пойму, что мне действительно надо".Действительно, этот момент, что надо вскочить и сделатьчто-нибудь проходит, и начинает всплывать сначала наинтуитивном уровне, то, в чем смысл жизни, как он понимаем вданный момент. А интуитивное понимание постепеннооформляется и выстраивается цепочка последовательныхдействий, которые необходимо совершить для достижения того,что является самым важным в жизни и эта цепочка доходит домоего нынешнего состояния и возникает идея первого шага, т.е. мне становится ясно, что я должен сделать в первуюочередь для достижения того, что действительно нужно. Тогдая встаю с этого кресла и делаю это. Если то, что я решилсделать, относится не к поступкам, а к каким-то состояниям,тогда воин решает так; у меня есть такое желание, для того,чтобы я его реализовал, мне необходимо соответствующеевнешнее воздействие, которое активизировало бы во мне именноэто состояние, которое и отвечает за данное действие. Почемуприменяется такой обманный маневр? Потому, что то, что ярешил сделать в этом состоянии, особенно моя последовате-льность действий, может мне казаться истинной в данном моемглубоком погружении в себя, но как только я начнудействовать, внешние факторы могут заставить человекасменить его решение, потому что внешние воздействия сильнееего желаний. Поэтому воин применяет такой маневр. Он знает,что действует воля, она создает энергию деятельности,поэтому он создает себе такие условия, подставляет себя подтакое воздействие, которое провоцирует его именно длясовершения того, что он считает нужным. Существует две опасности в осуществлении контроляразума над левосторонним сознанием, над душой, потому, чтоиспользование сил души для тех действий, которые я считаюправильными называются методиками контроля над собой, дляконтроля: во-первых, я отделяю себя от души, во-вторых,замечаю, в каком состоянии я нахожусь, какие внешниевоздействия мне нужны для нахождения в этом состоянии иконтролирую действия с этого состояния. Первая опасность -это вступить в поток души, полностью убрав контроль разума,вторая опасность - придерживаться решений более одного шага,в этом случае я полностью игнорирую вектор души, вектортого, что мне действительно интегрально хочется. И поэтому воин применяет такой метод: он принимаетрешение, но следует ему не более одного шага, не болееодного действия или поступка. Время этого поступка может быть различным, оченьразличным, но
|
|||
|