|
|||
Условия однозначности.6. Условия однозначности.
Дифференциальные уравнения термодинамики (3), (13), (16), (39), (51) и (71) описывают класс (бесчисленное множество) явлений состояния (макрофизические свойства) и переноса (процессы взаимодействия тел природы). Решение любой конкретной задачи сводится к интегрированию этих уравнений и согласованию полученных результатов с условиями однозначности. Условия однозначности содержат все сведения, которые необходимы для выделения из класса явлений данного конкретного (единичного) явления. Они включают в себя геометрические и физические свойства, а также начальные и граничные условия. Под геометрическими свойствами понимаются конфигурация и размеры изучаемой системы. Задание физических свойств предусматривает задание всех физических коэффициентов (емкость, проводимость, плотность и т.д.), характерных для системы. С целью определения временного (начального) условия задают все величины, характеризующие состояние системы для некоторого момента времени, условно принимаемого за начальный. Граничное условие определяет закон взаимодействия на контрольной поверхности системы и окружающей среды. Различают три рода граничных условий. Граничное условие первого рода соответствует заданию потенциала РП для любой точки контрольной поверхности и любого момента времени. При граничном условии второго рода задается величина потока WП для любой точки поверхности и любого момента времени. Граничное условие третьего рода соответствует заданию потенциала РС окружающей среды и закона обмена зарядом между системой и средой для любой точки контрольной поверхности и любого момента времени. В качестве простейших законов обмена могут быть использованы варианты (40) и (41). Весь класс явлений состояния и переноса можно подразделить на четыре большие группы, отличающиеся особенностями поведения обобщенного заряда. Применительно к каждой из этих групп совокупность дифференциальных уравнений и условий однозначности приобретает определенные характерные черты, существенно облегчающие решение конкретных задач. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
|
|||
|