Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГЛАВА СЕДЬМАЯ



ГЛАВА СЕДЬМАЯ

Мы лишь вкратце и в общих чертах разобрали, кто и как высказалсяотносительно начал и истины; но во всяком случае мы можем на основании этогозаключить, что из говоривших о начале и причине ни кто не назвал такихначал, которые не были уже рассмотренны в нашем сочинении о природе, а все -это очевидно - так или иначе касаются, хотя и неясно, этих начал. В самомделе, одни говорят о начале как материи, все равно, принимают ли они одноначало или больше одного и признают ли они это начало телом или бестелесным;так, например, Платон говорит с большом и малом, италийцы - о беспредельном,Эмпедокл - об огне, земле, воде  и воздухе, Анаксагор - о беспредельноммножестве Гомеомерии. Таким образом. все они занимались подобного родапричиной, а так же те, кто говорил о воздухе, или огне, или воде, или оначале, которое плотнее огня, но разреженнее воздуха; ведь утверждали женекоторые, что первооснова именно такого рода. Они касались только этой причины; а некоторые другие - той, откуданачало движения, как, например, те, кто объявляет началом дружбу и вражду,или ум или любовь. Но суть бытия вещи и сущность отчетливо никто не объяснил; скорее жевсего говорят о них те, кто признает Эйдосы, ибо Эйдосы для чувственновоспринимаемых вещей и единое для Эйдосов они не принимают ни за материю, низа то, откуда начало движения (ведь они утверждают, что Эйдосы - это скореепричина неподвижности и пребывания в покое), а Эйдосы для каждой из прочихвещей и единое для Эйдосов они указывают как суть их бытия. Однако то, ради чего совершаются поступки и происходят изменения идвижения, они некоторым образом обозначают как причины, но не в этом смысле,т. е. не так, как это естественно для причины. Ибо те, кто говорит про умили дружбу, принимают эти причины за некоторое благо, по не в том смысле,что ради них существует или возникает что-то из существующего, а в том, чтоот них исходят движения. Точно так же и те кто приписывает природу благаединому или сущему, считают благо причиной сущности, но не утверждают, чторади него что-то существует или возникает. А поэтому получается, что онинекоторым образом и говорят и не говорят о благе как о причине, ибо ониговорят о нем не как о причине самой по себе, а как о причине привходящей. Итак, что мы правильно определили причины, и сколько их, и какие они,об этом, видно, свидетельствуют нам и все эти философы; ведь они не всостоянии были найти какую-либо другую причину. Кроме того, ясно, что надоискать причины - или все так, как это указано здесь, или каким-нибудьподобным способом. А как высказался каждый из этих философов, как обстоитдело с началами и какие трудности здесь возможны, мы разберем вслед за этим.


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.