Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГЛАВА ТРЕТЬЯ



ГЛАВА ТРЕТЬЯ

НАЧАЛО Совершенно очевидно, что необходимо приобрести знание о первыхпричинах: ведь мы говорим, что тогда знаем в каждом отдельном случае, когдаполагаем, что нам известна первая причина. А о причинах говорится в четырехзначениях: одной такой причиной мы считаем сущность, или суть бытия вещи[ведь каждое "почему" сводится в конечном счете к определению вещи, а первое"почему" и есть причина и начало); другой причиной мы считаем материю, илисубстрат [hypokeitmenon); третьей-то, откуда начало движения; четвертой -причину, противолежащую последней, а именно "то, ради чего", или благо [ибоблаго есть цель всякого возникновения и движения). Итак, хотя эти причины вдостаточной мере рассмотрены у нас в сочинении о природе все же привлечемтакже и тех, кто раньше нас обратился к исследованию существующего иразмышлял об истине. Ведь ясно, что и они говорят о некоторых началах ипричинах. Поэтому, если мы разберем эти начала и причины, то это будет иметьнекоторую пользу для настоящего исследования; в самом деле, или мы найдемкакой-нибудь другой род причин, или еще больше будем убеждены в истинноститех, о которых говорим теперь. Так вот, большинство первых философов считало началом всего одни лишьматериальные начала, а именно то, из чего состоят все вещи, из чего какпервого они возникают и во что как в последнее они, погибая, превращаются,причем сущность хотя и остается, но изменяется в своих проявлениях, - этоони считают элементом и началом вещей. И потому они полагают, что ничто невозникает и не исчезает, ибо такое естество (physis) всегда сохраняется;подобно тому как и про Сократа мы не говорим, что он вообще становится,когда становится прекрасным или образованным, или что он погибает, когдаутрачивает эти свойства, так как остается субстрат - сам Сократ, точно также, говорят они, не возникает и не исчезает все остальное, ибо должно бытьнекоторое естество - или одно, или больше одного, откуда возникает всеостальное, в то время как само это естество сохраняется. КОНЕЦ Относительно количества и вида такого начала не все учили одинаково.Фалес - основатель такого рода философии - утверждал, что начало-вода(потому он и заявлял, что земля находится на воде); к этому предположениюон, быть может, пришел, видя, что пища всех существ влажная и что само тепловозникает из влаги и ею живет (а то, из чего все возникает - это и естьначало всего). Таким образом, он именно поэтому пришел к своемупредположению, равно как потому, что семена всего по природе влажны, аначало природы влажного - вода. Некоторые же полагают, что и древнейшие, жившие задолго до нынешнегопоколения и первые писавшие о богах, держались именно таких взглядов наприроду: Океан и Тефию они считали творцами возникновения, а боги, по ихмнению, клялись водой, названной самими поэтами Стиксом, ибо наиболеепочитаемое - древнейшее, а то, чем клянутся, - наиболее почитаемое. Нодействительно ли это мнение о природе исконное и древнее, это, может быть, инедостоверно, во всяком случае о Фалесе говорят, что он именно таквысказался о первой причине [что касается Гиппона, то его, пожалуй, невсякий согласится поставить рядом с этими  философами ввиду скудости егомыслей). Анаксимен же и Диоген считают, что воздух первее (proteron) воды, и изпростых тел преимущественно его принимают за начало; а Гиппас из Метапонта иГераклит из Эфеса - огонь, Эмпедокл же - четыре элемента, прибавляя кназванным землю как четвертое. Эти элементы, по его мнению, всегдасохраняются и не возникают, а в большом или малом количестве соединяются водно или разъединяются из одного. А Анаксагор из Клазомен, будучи старше Эмпедокла, но написавший своисочинения позже его, утверждает, что начал бесконечно много: по его словам,почто все гомеомерии , так же как вода или огонь, возникают и уничтожаютсяименно таким путем - только через соединение и разъединение, а иначе невозникают и не уничтожаются, а пребывают вечно. Исходя из этого за единственную причину можно было бы признать такназываемую материальную причину. Но по мере продвижения их в этомнаправлении сама суть дела указала им путь и заставила их искать дальше.Действительно, пусть всякое возникновение и уничтожение непременно исходитиз чего-то одного или из большего числа начал, но почему это происходит ичто причина этого? Ведь как бы то ни было, не сам же субстрат вызываетсобственную перемену; я разумею, что, например, не дерево и не медь -причина изменения самих себя, и не дерево делает ложе, и не медь - изваяние,а нечто другое есть причина изменения. А искать эту причину-значит искатьнекое иное начало, [а именно], как мы бы сказали, то, откуда началодвижения. Так вот, те, кто с самого начала взялся за подобное исследование изаявил, что субстрат один, не испытывали никакого недовольства собой, но вовсяком случае некоторые из тех, кто признавал один субстрат, как бы поддавлением этого исследования объявляли единое неподвижным, как и всюприроду, не только в отношении возникновения и уничтожения [это древнееучение, и все с ним соглашались), но и в отношении всякого другого родаизменения; и этим их мнение отличается от других. Таким образом, из тех, ктопровозглашал мировое целoe единым, никому не удалось усмотреть указаннуюпричину, разве что Пармениду, да и ему постольку, поскольку он полагает нетолько одну, но в некотором смысле две причины. Те же, кто признаетмножество причин, скорее могут об этом говорить, например те, кто признаетначалами теплое и холодное или огонь и землю: они рассматривают огонь какобладающий двигательной природой, а воду, землю и тому подобное - какпротивоположное ему. После этих философов с их началами, так как эти начала былинедостаточны, чтобы вывести из них природу существующего, сама истина, какмы сказали, побудила искать дальнейшее начало. Что одни вещи бывают, адругие становятся хорошими и прекрасными, причиной этого не может,естественно, быть ни огонь, ни земля, ни что-либо другое в этом роде, да такони и не думали; но столь же неверно было бы предоставлять такое дело случаюи простому стечению обстоятельств. Поэтому тот, кто сказал, что умнаходится, так же как в живых существах, и в природе и что он причинамиропорядка и всего мироустройства, казался рассудительным по сравнению снеобдуманными рассуждениями его предшественников. Мы знаем, что Анаксагорвысказал такие мысли, но имеется основание считать, что до него об этомсказал Гермотим из Клазомен. Те, кто придерживался такого взгляда, в то жевремя признали причину совершенства [в вещах] первоначалом существующего, ипритом таким, от которого существующее получает движение.


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.