ГЛАВА ШЕСТАЯ
ГЛАВА ШЕСТАЯ
После философских учений, о которых шла речь, появилось учение Платона,во многом примыкающее к пифагорейцам, но имеющее и свои особенности посравнению с философией италийцев. Смолоду сблизившись прежде всего сКратилом и гераклитовскими воззрениями, согласно которым все чувственновоспринимаемое постоянно течет, а знания о нем нет, Платон и позже держалсятаких же взглядов. А так как Сократ занимался вопросами нравственности,природу же в целом не исследовал, а в нравственном искал общее и первыйобратил свою мысль на определения, то Платон, усвоив взгляд Сократа,доказывал, что такие определения относятся не к чувственно воспринимаемому,а к чему-то другому, ибо, считал он, нельзя дать общего определениячего-либо из чувственно воспринимаемого, поскольку оно постоянно изменяется.И вот это другое из сущего он назвал идеями, а все чувственновоспринимаемое, говорил он, существует помимо них и именуется сообразно сними, ибо через причастность эйдосам существует все множество одноименных сними [вещей]. Однако "причастность" - это лишь новое имя: пифагорейцыутверждают, что вещи существуют через подражание числам, а Платон, <изменивимя>, - что через причастность. Но что такое причастность или подражаниеэйдосам, исследовать это они предоставили другим. Далее, Платон утверждал, что помимо чувственно воспринимаемого иэйдосов существуют как нечто промежуточное математические предметы,отличающиеся от чувственно воспринимаемых тем, что они вечны и неподвижны, аот эйдосов - тем, что имеется много одинаковых таких предметов, в то времякак каждый эйдос сам по себе только один. И так как эйдосы суть причины всего остального, то, полагал он, ихэлементы суть элементы всего существующего. Начала как материя - это большоеи малое, а как сущность - единое, ибо эйдосы <как числа> получаются избольшого и малого через причастность единому. Что единое есть сущность, а не что-то другое, что обозначается какединое, это Платон утверждал подобно пифагорейцам, и точно так же, как они,что числа - причины сущности всего остального; отличительная же черта ученияПлатона - это то, что он вместо беспредельного, или неопределенного, какчего-то одного признавал двоицу и неопределенное выводил из большого ималого; кроме того, он полагает, что числа существуют отдельно от чувственновоспринимаемого, в то время как пифагорейцы говорят, что сами вещи сутьчисла, а математические предметы они не считают промежуточными междучувственно воспринимаемыми вещами и эйдосами. А что Платон в отличие отпифагорейцев считал единое и числа существующими помимо вещей и что он ввелЭйдосы, это имеет свое основание в том, что он занимался определениями (ведьего предшественники к диалектике не были причастны), а двоицу он объявилдругой основой (physis) потому, что числа, за исключением первых, удобновыводить из нее как из чего-то податливого. Однако на самом деле получается наоборот: такой взгляд не основателен.Ибо эти философы полагают, что из одной материи происходит многое, а Эйдосрождает нечто только один раз, между тем совершенно очевидно, что из однойматерии получается один стол, а тот, кто привносит Эйдос, будучи один,производит много [столов]. Подобным же образом относится и мужское кженскому, а именно: женское оплодотворяется одним совокуплением, а мужскоеоплодотворяет многих; и, однако же, это - подобия тех начал. Вот как Платон объяснял себе предмет нашего исследования. Из сказанногоясно, что он рассматривал только две причины: причину сути вещи иматериальную причину (ибо для всего остального Эйдосы - причина сути его, адля Эйдосов такая причина - единое); а относительно того, что такое лежащаяв основе материя, о которой как материи чувственно воспринимаемых вещейсказываются Эйдосы, а как материи Эйдосов - единое, Платон утверждал, чтоона есть двоица - большое и малое. Кроме того, он объявил эти элементыпричиной блага и зла, один-причиной блага, другой - причиной зла, а ее, какмы сказали, искали и некоторые из более ранних философов, например Эмпедокли Анаксагор.
|