Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ



ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Можно предположить, что Гесиод первый стал искать нечто в этом роде илиеще кто считал любовь или вожделение началом, например Парменид: ведь и он,описывая возникновение Вселенной, замечает: Всех богов первее Эрот был еюзамышлен. А по словам Гесиода: Прежде всего во Вселенной Хаос зародился, аследом широкогрудая Гея. Также - Эрот, что меж всех бессмертных боговотличается, ибо должна быть среди существующего некая причина, котораяприводит в движение вещи и соединяет их. О том, кто из них первый высказалэто, пусть позволено будет судить позже; а так как в природе явно было ипротивоположное хорошему, и не только устроенность и красота, но такженеустроенности и уродство, причем плохого было больше, чем хорошего, ибезобразного больше, чем прекрасного, те другой ввел дружбу и вражду, каждуюкак причина одного из них. В самом деле, если следовать Эмпедокла и постичьего слова по смыслу, а не по тому, что он туманно говорит, то обнаружат, чтодружба есть причина благого, а вражда - причина злого. И потому еслисказать, что в некотором смысле Эмпедокл - в притом первый - говорит о зле иблаге как о началах, то это, пожалуй, будет сказано верно, если толькопричина всех благ - само благо, а причина зол - зло. Итак, упомянутые философы, как мы утверждаем до сих пор явно касалисьдвух причин из тех, что мы различили в сочинении о природе, - материю и тооткуда движение, к тому же нечетко и без какой-либо уверенности, так, какпоступают в сражении необученные: ведь и они, поворачиваясь во все стороны,наносят иногда хорошие удары, но не со знанием дела; и точно так же кажется,что и эти философы не знают что они говорят, ибо совершенно очевидно, что омпочто совсем не прибегают к своим началам, разве что в малой степени.Анаксагор рассматривает ум как орудие миросозидания, и когда у неговозникает затруднение, по какой причине нечто существует по необходимости,он ссылается на ум, в остальных же случаях об объявляет причинойпроисходящего все что угодно только не ум. А Эмпедокл прибегает к причинамбольше, чем Анаксагор, но и то недостаточно, и при этом не получается у негосогласованности. Действительно, часто у него дружба разделяет, а враждасоединяет. Ведь когда мировое целое через вражду распадается на элементы,огонь соединяется в одно, и так же каждый из остальных элементов. Когда жеэлементы снова через дружбу соединяются в одно, частицы каждого элемента снеобходимостью опять распадаются. Эмпедокл, таким образом, в отличие от своих предшественников первыйразделил эту [движущую] причину, признал не одно начало движения, а дваразных, и притом противоположных. Кроме того, он первый назвал четырематериальных элемента, однако он толкует их не как четыре, а словно ихтолько два: с одной стороны, отдельно огонь, а с другой - противоположныеему земля, воздух и вода как естество одного рода. Такой вывод можносделать, изучая его стихи. Итак, Эмпедокл, как мы говорим, провозгласил такие начала и в такомколичестве. А Левкипп и его последователь Демокрит признают элементамиполноту и пустоту, называя одно сущим, другое не-сущим, а именно: полное иплотное - сущим, а пустое и <разреженное> - не-сущим [поэтому они и говорят,что сущее существует нисколько не больше, чем не-сущее, потому что и телосуществует нисколько не больше, чем пустота), а материальной причинойсуществующего они называют и то и другое. И так же как те, кто признаетосновную сущность единой, а все остальное выводит из ее свойств, принимаяразреженное и плотное за основания (archai) свойств [вещей], так и Левкипп иДемокрит утверждают, что отличия [атомов] суть причины всего остального. Аэтих отличий они указывают три: очертания, порядок и положение. Ибо сущее,говорят они, различается лишь "строем", "соприкосновением") и "поворотом";из них "строй" - это очертания, "соприкосновение" - порядок, "поворот" -положение; а именно: А отличается от N очертаниями, AN от NA - порядком, отN - положением. А вопрос о движении, откуда или каким образом оно усуществующего, и они подобно остальным легкомысленно обошли. Итак, вот, по-видимому, до каких пределов, как мы сказали, нашипредшественники довели исследование относительно двух причин.


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.