Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОТ АВТОРА 9 страница



Анализируя содержание занятия и время, записанное в протоколе хронометрирования (длительность выполнения каждого конкретного упражнения и движения, построения и перестроения детей, ожидания своей очереди и т. д.), можно судить о правильности подбора упражнений, их сочетании. Все это поможет в дальнейшем более четко организовать занятие.

На любом занятии в любой деятельности дети совершают различного рода движения. Качественное выполнение определенного вида движений - одна из задач занятий по физической культуре. Для того чтобы дети получили необходимую-физическую нагрузку надо вести учет их двигательной активности особенно на физкультурных занятиях. С этой целью проводится -шагометрйя. Матерчатый футляр с шагомером прикрепляется к поясу ребенка в начале занятия и снимается в конце.

 Шагомер позволяет учитывать не только реальные шаги, но и смещение общего центра тяжести тела, обусловленные встряхиванием при разных движениях (ходьбы, бега, поскоках, прыжках, приседании и т. д.). Желательно иметь нужное количество шагомеров, что дает возможность одновременно фиксировать двигательную активность всех, детей.

Результаты шагометрии позволяют определить уровень активности детей на занятиях с- разнообразным содержанием и методами организации, выявить малоподвижных детей, которым в последующем надо уделить особое внимание, проследить динамику двигательной активности каждого ребенка в течение всего учебного года и т. д.

Методически правильно организованные занятия по физической культуре оказывают большое положительное влияние на развитие и формирование движений детей.

В связи с тем, что у детей второго года жизни почти ежемесячно происходят изменения в их двигательной сфере, целесообразно обследование моторики ребенка этого возраста проводить не реже чем 1 раз в 3 месяца. Кроме того, по своим качественным признакам движения детей второго года жизни имеют сугубо индивидуальный характер. Количественные признаки трудно фиксировать, так как ребенок только осваивает движение. Поэтому сравнить результаты обследования детей друг с другом можно только по качественным показателям за 3 месяца.

В первой младшей группе уже можно проводить обследование основных видов движений. Для того чтобы обнаружить улучшение качественных и количественных показателей осноз^ ных видов движений каждого ребенка и всей группы в целом, применяются контрольные упражнения. Ходьба по доске, гимнастической скамейке, прыжок в длину с места проводят в помещении, ходьбу и бег на дистанцию 10 м и метание желательно организовать в хорошую погоду на участке, так как большее пространство положительно влияет на количественный результат движения.

Контрольные упражнения должны быть:

доступными для выполнения детьми, соответствовать ана-томо-физиологическим и психологическим особенностям детей данного возраста;,

отличаться простотой и четкостью получения результатов при обследовании;

проводиться в виде игровых заданий, создавая этим у детей заинтересованность, радость.

При проведении контрольных упражнений необходимо учитывать, что ребенок может отказаться выполнять задание (особенно в начале учебного года), и воспитатель по желанию Детей помогает справиться с заданием: поддерживает за руку, идет рядом.

В протоколы обследования заносятся результаты всех попыток при выполнении упражнений в основных видах движений. В средний показатель всей группы входит лучший результат каждого.

Можно показатели мальчиков и девочек занести в протокол отдельно и также отдельно вычислить средний результат.

В основу проверки основных видов движений положен анализ элементов движения, характерных для данного вида. Но притом необходимо учитывать возрастные особенности и возможности детей при выполнении движений.

Обследование проводится вне занятия в знакомых им и привычных условиях: в групповой комнате (зале) или на групповом участке детского сада. Одновременно в обследовании участвует не более 3-5 детей.

Перед обследованием воспитатель сам показывает, как выполнить задание. Если ребенок (особенно в начале учебного года) стесняется один выполнять контрольные упражнения, можно предложить ему действовать вместе с другим, более активным ребенком или вместе с воспитателем. При этом незаметно фиксируется результат движений ребенка и показания заносятся в протокол.

 

Показатели правильного выполнения детьми 2-3 лет основных видов движений

 

Ходьба ребенка считается правильной, если он держит корпус прямо, смотрит вперед, движения рук и ног согласованные, ногами не шаркает, сохраняет заданное направление. При обследовании ребенок проходит расстояние 10 м и выполняет задание дважды.

Старт и финиш отмечаются линиями. Ребенок стоит на расстоянии 2-3 м от линии старта. На таком же расстоянии от линии финиша стоит стул, на нем игрушка. Рядом со стулом встает воспитатель и зовет ребенка подойти к игрушке, следит, чтобы малыш не бежал. Время учитывается с точностью до 1/10 сек, начиная с момента, когда ребенок переступит линию старта, и кончая,- когда перейдет линию финиша.

Во время ходьбы по доске и гимнастической скамейке ребенок держит туловище и голову прямо,'стопы ног ставит параллельно, идет переменным шагом, выполняет задание самостоятельно.

Гимнастическую доску длиной 2 м, толщиной 3 см, шириной 30 см кладут на пол, в конце доски на расстоянии 1 м на стул ставят игрушку. Ребенок идет по доске, подходит к игрушке, берет ее и приносит воспитателю. Время засекается с того момента, когда ребенок наступит на доску Задание повторяется 2 раза. Оба результата фиксируются.

Гимнастическая скамейка длиной 2,5-3 м9 высотой 25- 30 см, шириной 30 см. На расстоянии 0,5 м от концов скамейки отмечается линия старта и финиша. Длина дистанции 2 м. Ребенок идет по скамейке, воспитатель идет рядом, при необходимости поддерживает малыша за руку, помогает подняться на скамейку и сойти с нее. Секундомером засекается время с момента, когда ребенок переступает первую линию, и заканчивается подсчет, когда перейдет вторую линию. Задание выполняется 2 раза. Оба результата заносятся в протокол.

Бег можно считать правильным, если в момент движения ребенок немного наклоняет туловище вперед, голову держит прямо, согласовывает действия рук и ног, сохраняет заданное направление. Дистанция бега 10 м.

Обследование проводится в виде игрового задания. Старт и финиш отмечаются линиями. Ребенок стоит на расстоянии 2-3 м от линии старта. За линией финиша на таком же расстоянии стоит стул, на нем кукла. У стульчика встает воспитатель и зовет ребенка быстро прибежать к кукле. Малыш бежит, берет куклу, играет с ней. Чтобы ребенок не уменьшал скорость бега, куклу не следует ставить близко к линии финиша.

После небольшого отдыха малыш бежит второй раз, и оба результата заносятся в протокол. Время учитывается с точностью 1/10 сек, начиная с момента, когда ребенок переступит линию старта, и кончая, когда переходит линию финиша.

Метание вдаль считается выполненным правильно тогда, когда ребенок в момент действия стоит по направлению броска, слегка расставив ноги, туловище держит прямо, замах выполняет от плеча и делает энергичный бросок в указанном направлении.

Дети бросают мешочек весом 150 г 3 раза правой и левой рукой (без перерыва). Результаты замеряются металлической сантиметровой лентой (рулеткой). Все 3 результата заносятся в протокол.

Прыжок в длину с места на двух ногах считается выполненным правильно, если ребенок слегка расставит ноги, немного согнет колени, корпус несколько наклонит вперед, оттолкнется одновременно обеими ногами и мягко приземлится на них. Прыжок ребенок выполняет 3 раза подряд. Длина прыжка замеряется от носков ног в начале прыжка до пятки в конце прыжка. Результаты трех попыток заносятся в протокол.

Результаты обследования можно использовать для того, чтобы проследить динамику развития основных видов движений у каждого ребенка. Чтобы определить уровень двигательной подготовленности мальчиков и девочек, обследование проводится в первой младшей группе в начале и конце учебного года.

 

 

 

 Л ИТЕРАТУРА

 

Аксарина Н. М. Воспитамие детей раннего возраста. М., «Медицина», 1969.

Аршавская Э. И., Розанова В. Д. Физиология и физкультура. М., Учпедгиз, 1968. %

Бабаджан Т. С. Организованные подвижные игры детей раннего возраста. М., Медгиз, 1950.

Воспитание и обучение в детском саду. Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М., «Педагогика», 1976.

Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - В кн.: Избранные психологические исследования. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.

Гальперин С. И. Физиологические особенности детей. М., «Просвещение», 1965.

Губерт К. Д., Рысс Ц. Г. Гимнастика и массаж в раннем возрасте. М., «Просвещение», 1972.

Кенеман А. В. Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., «Просвещение», 1972.

Коган Р. Б. Здоровье детей раннего возраста в Советском Союзе. М., «Медицина», 1971.

Куприянова Н. Б., Федосеева Т. Н. Игры и занятия с детьми до 3 лет. М., «Медицина», 1965.

Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. М., «Просвещение», 1973.

Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Гимнастика в детском саду. М., «Просве-щение», 1969.

 Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников. М., «Просвещение», 1971.

Развитие движений ребенка-дошкольника. Под ред. М. И. Фонарева. М., «Пр освещение», 1975.

Сборник игр к «Программе воспитания в детском саду». Сост. Е. А. Батурина. М., «Просвещение», 1974.

Сорочек Р. Г., Уварова 3. С. Гимнастика для детей раннего возраста. М., «Медицина», 1965.

Фомин Н. А., Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания. М., «Физкультура и спорт», 1972.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

От автора ..................... ,N 3

Введение......................... к 4

Методика проведения занятий по физической культуре с детьми второй группы раннего возраста (1-2 года) ...  9

Структура, организация и методика занятий - Особенности развития основных видов

движений.......................... 12

Особенности проведения общеразвивающих

упражнений...................... 17

Особенности проведения игровых упражнений       23

Содержание игровых упражнений ... 25 Примерное содержание замятий по физической культуре во второй группе раннего возраста 31

Методика проведения занятий по физической культуре с детьми первой младщей группы (2-3 года) . . . 47

Структура, организация и методика занятий -

Особенности развития основных видов движений : . 51

3 Особенности проведения общеразвивающих

упражнений..................... 63

Игровые упражнения, подвижные игры и их особенности 65

Содержание игровых упражнений и подвижных игр 68

Примерное содержание занятий по физической культуре в первой младшей группе......................................... . . : 77

Работа по физическому воспитанию летом . 146

Педагогический контроль занятий по физической культуре 148

Литература................. 156.

 ИБ № 1835

София Язеповна Лайзане

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Редактор В. А. Салахетдинова Художественный редактор JJ. Ф. Малышева Технический редактор J1. Я. Медведев Корректор Т. А. Кузнецова

Сдано в набор 10/VI 1977 г. Подписано к печати 19/XIJ 1977 г. 60X90'/i«. Бумага типогр. № 3, Печ. л. 10,0. Уч.-изд. л. 10,02. Тира.ж 200 000 экз.

Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Государственного, комитета Совета Министров РСФСР по делам издательств, полиграфии и .книжной торговли. Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

Областная типография управления издательств, полиграфии и книжной торговли Ивановского облисполкома, г. Иваново-8, ул. Типографская, 6. Заказ № 4873.

Цена 3U коп.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.