|
|||
ОТ АВТОРА 2 страницаПо нашим наблюдениям, у малышей, которые имели возможность систематически упражняться в беге на занятиях по физической культуре, полетность, как правило, наблюдалась значительно раньше, чем у детей, не имеющих таких условий. Постепенно у большинства из них уже в начале третьего года жизни появляется полет, т. е. формируется бег. В возрасте 2-3 лет темп бега и его скорость возрастают, причем у мальчиков и девочек третьего года жизни это происходит главным образом за счет увеличения длины шага (у мальчиков на 7 см, у девочек на 9 см), а также сокращения количества шагов - на 7 шагов (при дистанции 10 м). Нарастание скорости бега у малышей третьего года жизни происходит даже в пределах небольшого возрастного периода (3-4 месяца). В возрасте от 2 до 2 лет 6 месяцев мальчики пробегают 10 м в среднем за 6,6 сек, а девочки - за 5,8 сек. В 3 года это же расстояние мальчики преодолевают уже за 3,7 сек, а девочки - за 3,8 сек. Движения рук, особенно в возрасте до 2 лет 6 месяцев, слабые, не ускоряющие бег, они как бы помогают ребенку сохранить равновесие. В дальнейшем они совершенствуются, бег значительно облегчается, увеличивается стремительность. Координация движений рук и ног при беге значительно лучше, чем во время ходьбы. Так, на занятиях около 60% детей третьего года жизни выполняют координированные движения обеих рук, примерно 35% -одной рукой и только у 4-5% руки во время бега неподвижны, однако в подвижных играх дети бегают естественно, помогая себе движением рук. Бег в этом возрасте может быть произвольным, важно, что-, бы взрослый бегал вместе с детьми, показывая, что надо бегать легко, правильно чередуя взмахи рук. Но не следует обращать внимание детей на качество их бега, так как он становится неестественным. Темп бега можно регулировать, замедляя, ускоряя ритм музыкального сопровождения или исходя из какого-либо образа: «автомобили едут быстро, быстро../а теперь все медленнее...» Следует помнить, что бег развивает быстроту, выносливость, активизирует работу мышечной, сердечно-сосудистой систем, ускоряет, дыхание. На занятиях по физической культуре целесообразно организовывать бег одновременно всей подгруппе, чередуя его с ходьбой. Во избежание столкновения воспитатель указывает направление, особенно в подвижных играх, где бег связан с эмоциональными переживаниями.
Примерные упражнения Первое полугодие. Бег: переход от ходьбы к бегу, и наоборот; врассыпную; стайкой, гурьбой за воспитателем, в индивидуальном темпе; в заданном направлении. Второе полугодие. Бег: друг за другом, в указанном направлении и со сменой направления; между предметами; по дорожке (ширина 40-50 см)\ в играх; с ленточкой (обручем, погремушкой), в колонне по одному. Прыжки - наиболее важный показатель общей физической подготовленности детей. Малыши этого возраста любят прыгать, так как прыжки дают хорошую мышечную нагрузку. Важно учить их правильно прыгать, используя упражнения в подпрыгивании, спрыгивании и перепрыгивании. На третьем году жизни у детей появляется и интенсивно формируется прыжок, наблюдаются существенные изменения качественных и количественных показателей прыжка. В соответствии с возможностями и анатомо-физиологическими особенностями детей третьего года жизни прыжок требует согласованной работы мышц, определенной координации движений. Обучение начинается с поскоков на месте, с продвижения вперед, прыжков в длину с места и в глубину (спрыгивание). Прыжок в глубину связан с большой нагрузкой на опорно-двигательный аппарат, поэтому ребенок спрыгивает менее энергично, тяжело опускаясь на всю ступню, почти не сгибая колен. Обучать этому виду движения нужно индивидуально, так как на начальном этапе его освоения необходима помощь. Появление и активное формирование прыжковых движений происходит почти одновременно с развитием бега. Вначале малыши (в возрасте 1 года 8 месяцев, 1 года 10 месяцев) с интересом наблюдают за выполнением прыжка взрослым, не повторяя его действия. Но постепенно они начинают ритмично приседать, сгибать и выпрямлять ноги, туловище и учатся переносить вес тела с одной ноги на другую. Так возникают пружинящие движения. Ребенок пытается подпрыгивать вверх на месте, прыгать вперед. Величина прыжка в длину с места достигает в среднем 24 см, однако далеко не всем удается одновременно оттолкнуться обеими ногами. Иногда ребенок просто шагает одной ногой вперед или же приземляется на одну ногу и потом приставляет другую. Как правило, после прыжка дети опускаются тяжело, на всю ступню, не сгибая колен, что сопровождается неприятными ощущениями, поэтому следует обучать малышей мягкому приземлению, не обращать особого внимания на движение рук. Поскок в начале учебного года выполняют 60% детей первой младшей группы. Примерно 10-15% вообще отказываются подскакивать и прыгать в длину с места из-за неуверенности в своих силах, застенчивости и т. п. У детей к 2 годам 6 месяцам происходят качественные изменения прыжка в длину с места. У большинства это единое, законченное движение, которое во втором полугодии совершенствуется. К середине учебного года уже 95% детей выполняют прыжок, в конце года в результате обучения и систематического упражнения все малыши умеют прыгать в длину с места примерно на расстояние 40-50 см. В прыжке ребенка обнаруживаются все характерные для этого движения фазы (подготовительное приседание, толчок, полет, приземление), которые при прыжке в длину с места в конце года имеют около 90% детей. Одновременное приземление на две ноги является наиболее трудным и требует упражнения и закрепления в последующие годы. Воспитателю необходимо систематически показывать правильные движения при прыжке - легко, на носках подпрыгивать на месте, энергично прыгать вперед, мягко приземляться. От детей не требуют умения взмахивать руками, сохранять определенное положение корпуса и головы, но, несмотря на это, на основе подражания и имеющегося опыта, а также для более энергичного полета около 50% группы во время прыжка в длину с места непринужденно взмахивают руками вперед по направлению движения, более чем у 20% малышей при полете (в начале полета) руки отведены назад. Сила взмаха у детей третьего года жизни незначительна и не оказывает существенного влияния на результат прыжка. В этом возрасте ребенок легко осваивает движение в целом, т. е. его внимание фиксируется только на основных признаках прыжка - правильной постановке стоп при отталкивании, энергичном толчке и мягком приземлении. Конкретные задания даются в игровой форме или в виде подражательных упражнений (Прыгать через ленту, ручеек, канавку, как зайчики и т. д.) и воспринимаются эмоционально, интересно, не вызывая затруднений у детей. Во время обучения малыши xopoшо понимают словесные указания и стараются точно подражать показу взрослого. Поскоки и прыжки целесообразно организовать всем одновременно, разрешая их выполнять каждому в удобном ему темпе. Прыжки развивают ловкость, выносливость, силу, координацию движений. После них активизируется сердцебиение, дыхание. В течение 30 сек дети третьего года жизни выполняют в среднем 44-52 поскока (по показателям шагомера) частота пульса увеличивается в пределах 20-60% по сравнению с исходными показателями. После прыжков она нормализуется в течение 3 мин. На занятиях в первой младшей группе поскоки (не более 15-20 сек) включаются систематически, так как они значительно увеличивают физическую нагрузку, а после них следует спокойная ходьба.
Примерные упражнения Первое полугодие. Поскоки: на месте на двух ногах; на двух ногах с продвижением вперед; _ прыжки через ленту (веревку), положенную на коврик (ковровую дорожку). через параллельные линии или веревки (на расстоянии 10-20 см). Второе полугодие. Прыжки: в длину с места на двух ногах (как можно дальше); через параллельные линии (веревки на расстоянии 20-30 см)\ вверх, касаясь предмета, находящегося в 10-15 см от поднятой руки ребенка; в глубину (спрыгивать с высоты 10, 20, 30 см).
Ползание и лазанье. Дети третьего года жизни ползают с большим удовольствием, быстро и уверенно. Большинство выполняет движение правильно, на четвереньках, опираясь на колени и ладони, но некоторые попеременно передвигают руки и ноги или выносят одновременно обе руки и, опершись на них, подтягивают к рукам одновременно обе ноги. В таких случаях воспитатель показывает, как надо двигаться, ползая вместе с ребенком. Необходимо поддерживать стремление детей ползать, так как это уменьшает нагрузку на позвоночник и является корригирующим упражнением. В первой младшей группе движение выполняется одновременно всеми или поочередно. Чтобы малыши не опускали голову, взрослый расставляет игрушки, на которые дети смотрят, и, стоя в 5-7 м, говорит: «Дети, ползите ко мне, посмотрите на меня». Надо следить при этом, чтобы они не вставали раньше времени и доползли до нужного места, не торопя малышей. Целесообразно упражнять в ползании с последующим подползанием и переползанием любым, удобным детям способом. Во время ползания на четвереньках по наклонной доске (гимнастической скамейке) детей предупреждают, что нужно быть внимательными и осторожными. При повторении движения они могут ползти друг за другом, воспитатель находится рядом и при необходимости поддерживает малышей. Следует напоминать детям, что, ползая по скамейке, надо смотреть вперед, для чего в конце ее на расстоянии 1-2 м на стул сажают мишку, зайку или другую игрушку, на которую они смотрят. Этой возрастной группе вполне доступна ходьба на четвереньках (опираясь на ладони и стопы), при которой малышам не нужно смотреть вперед, что очень трудно и неестественно. Идут они произвольно, в индивидуальном темпе. Упражнения в лазанье в первой младшей группе выполнять довольно сложно, так как движение требует определенной координации, согласованной работы многих групп мышц, ориентировки в пространстве и смелости. Эти качества у ребенка развиты еще очень слабо. Нередко дети, особенно впервые поступившие в детский сад, боятся подниматься по лесенке, выпустить из руки перекладину, другие при поддержке воспитателя самостоятельно влезают на 3-4-ю перекладину, а спуститься боятся. Чаще всего при этом они применяют приставной шаг: перехватывают обе руки; а затем приставляют одну ногу к другой, однако некоторые уже начинают лазать чередующимся шагом. Лазая, дети смотрят на ноги, не согласовывают движений рук и ног, отпускают одновременно обе руки, опираются о перекладины предплечьем и т. п. Скорость лазанья на третьем году очень незначительна, и каждый ребенок выполняет упражнение, в индивидуальном темпе, но при этом взрослому необходимо обеспечить хорошую страховку, своевременно подбодрить, помочь. В первой младшей группе лучше всего лазать по лесенке-стремянке, хотя дети уже способны подняться по гимнастической лестнице, не имеющей наклона. Целесообразнее развивать навыки лазанья индивидуально в самостоятельной деятельности детей, во время прогулок.
Примерные упражнения Первое полугодие. Ползание: на четвереньках по прямой; с подлезанием под ленту (веревку, рейку, дугу, гимнастическую скамейку); по дорожке между линиями (веревками); с последующим переползанием через гимнастическую скамейку. Второе полугодие. Ползание: на четвереньках по лежащей на полу и наклонной доске; по гимнастической скамейке; ходить на четвереньках; лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке вверх и вниз приставным и переменным шагом. Бросание, ловля, катание. Метание детьми третьего года жизни еще освоено мало. Но потребность что-то катать, бросать, перекладывать у них больша'я. Упражнения в метании ценны для общего развития ребенка, они укрепляют мышцы руки, туловища, развивают согласованность движений, глазомер. Наиболее легким видом движения по сравнению с другими является метание вдаль. Малыши, посещавшие детские учреждения, на третьем году жизни не испытывают особых затруднений при метании, а новичков необходимо упражнять: брать, держать, переносить мяч двумя и одной рукой, катать его, просто бросать снизу вверх и вперед. В начале года элементы движения, характеризующие метание (ноги слегка расставлены, замах от плеча, энергичный бросок), выполняют около 30% детей. Неточность броска, как правило, объясняется анатомо-физиологическими особенностями и малым двигательным опытом ребенка. В конце года более 70% детей правильно выполняет движение. Правильный навык метания вырабатывается, если упражнять обе руки, и, хотя дети предпочитают бросать более сильной рукой, по просьбе воспитателя они выполняют бросок как правой, так и левой рукой. Однако из-за преимущественного упражнения правой руки малыши метают ею лучше, чем левой. Например, правой рукой мальчики бросают вдаль мешочек с песком (вес 150 г) в среднем на 159 см, левой - на 128 см девочки правой рукой - на 147 см левой - на 111 см. В конце года это расстояние увеличивается, причем правой рукой мальчики бросают на 291 см, левой - на 226 см, а девочки соответственно на 245 и 204 см.
При метании двумя руками дети поднимают мяч над головой или держат перед грудью, бросают его прямо перед собой и вниз. Задание воспитателя - «Бросить мяч как можно дальше» и его показ побуждают малышей выполнить движение более энергично, чтобы мяч пролетел выше и дальше, причем их мало интересует результат броска, а увлекает само движение, возможность его многократно повторить вместе с воспитателем, услышать похвалу. Систематические упражнения и чередование метания вдаль одной и двумя руками, разнообразные задания (например, бросить до линии, флажков,: перебросить через гимнастическую скамейку, сетку, ленту, натянутую на уровне груди ребенка) создают условия повторения в разнообразных вариантах и являются основой для усвоения разных способов метания. Метание одной или двумя руками целесообразно проводить одновременно со всей подгруппой, так как это повышает моторную плотность занятия, значительно увеличивает двигательную активность каждого ребенка. С упражнениями в метании вдаль очень удобно сочетать другие движения, например дополнительную нагрузку дети получают, если после броска бегут за своим мешочком, берут его и быстро возвращаются на свое место или катят мяч и проползают за ним под'дугу, веревку. Часто на занятиях и в повседневных играх даются задания прокатить, перекатить мяч, но сначала воспитатель рассаживает детей на полу полукругом и катит мяч каждому по очереди, показывая и объясняя, что его надо отталкивать от себя ладонями и пальцами, чтобы он не подскакивал. При прокатывании мяча под дугу, веревку, стулья ребенок, держа его одной или двумя руками, становится лицом к пособию. По сигналу взрослого он наклоняется вперед, немного сгибает ноги в коленях, кладет мяч на пол и отталкивает его от себя кистями рук, затем бежит, догоняет и берет мяч. Выполнить упражнение можно одновременно с несколькими детьми, чтобы не заставлять их долго ждать своей очереди, если достаточно широко натянуть ленту или поставить сразу 2-3 ворот. Обучение бросанию и ловле мяча проводится индивидуально. Чтобы выполнить эти движения, надо рассчитать направление броска, его силу, занять определенную позу, учесть скорость летящего предмета, его объем, вес, суметь удержать предмет. Поэтому ловля какого-либо предмета после бросания его маленьким ребенком не под силу детям данного возраста. -Малыш третьего года жизни может поймать мяч только после точного броска взрослого (с расстояния 0,5-1 м), когда предмет сам падает ему в руки. Упражнения в метании в цель гораздо труднее по способу выполнения. На начальном этапе обучения дети, как правило, стараются приблизиться к цели и положить в нее предмет. Дети не умеют прицелиться, определить направление броска, соразмерить его силу и дальность, поэтому попадания в цель редки (даже на расстоянии 100-125 см), что снижает интерес к данному виду движения. Необходимо многократно повторять такие упражнения, при этом выполнять их должны сразу несколько малышей (3-4), а если возможно, все дети подгруппы. Место метания воспитатель отмечает линией, веревкой или раскладывает обручи, в которых стоят дети при выполнении броска. Ребенку объясняют, что легче попасть в цель, если хорошо прицелиться, не торопиться, быть внимательным, направлять руку в сторону цели. Основное место на занятиях в первой младшей группе отводится упражнениям в метании вдаль, а метание в цель и особенно ловля мяча включаются редко, так как целесообразнее их перенести в самостоятельную деятельность детей. Освоение метания в этом возрасте происходит постепенно, малышам трудно сохранять определенную позу, а занять точное исходное положение им просто не по силам. Главная цель упражнений в метании - дать ребенку общее представление о выполняемом движении и многократно повторить его в разнообразных ситуациях, обращая при этом внимание не на технику выполнения, а на результат: бросить как можно дальше, добросить мешочек с песком до черты, перебросить мяч через ленту или сетку, попасть в горизонтальную цель - ящик, поставленный на пол, и т. п. Для успешного выполнения движений целесообразно чередовать способы метания. Формирование навыков происходит более продуктивно, если упражнения повторяются на одном занятии не менее 4-6 раз.
Примерные упражнения Первое полугодие. Катание и бросание: прокатывать мячи воспитателю двумя руками стоя и сидя (на расстоянии 0,5-1,5 м)\ бросать мяч от груди и из-за головы двумя руками; бросать мяч двумя руками снизу;. бросать мелкие предметы (маленькие мячи, мешочек с песком, шишки, шарики) вдаль правой и левой рукой; катать мяч вперед и под дугу (стульчик, веревку). Второе полугодие. Катание, бросание, ловля: катать мяч с продвижением вперед; друг другу стоя и сидя (расстояние 0,5-1 м). бросать мяч через ленту, через сетку, в сетку (верхняя часть сетки на уровне глаз ребенка на расстоянии 1-1,5 м)\ бросать предмет в стоящую на полу (или на уровне груди ребенка) горизонтальную цель (корзину, ящик с расстояния 100-125 см) двумя руками, правой и левой рукой; ловить мяч, брошенный воспитателем. Упражнения в равновесии. Постепенно, в результате всей двигательной деятельности развивается равновесие. В повседневной жизни малыши сами выполняют движения, связанные с сохранением равновесия,- залезают на стул, диван, табурет, встают на куб, доску, бревно и т. п. Упражнения, развивающие равновесие, необходимы в раннем и дошкольном возрасте, так как они способствуют развитию внимания, координации движений, ловкости, смелости, самостоятельности. С их помощью совершенствуется функциональная взаимосвязь вестибулярного, зрительного и двигательного анализаторов. На третьем году жизни применяются самые простые упражнения в равновесии. Дети свободно, в индивидуальном темпе, ходят по прямой и извилистой дорожке (линии, доске, наклонной доске, гимнастической скамейке), переступают через кубики, перешагивают из обруча в обруч. В начале года при выполнении заданий, связанных с сохранением равновесия, наблюдаются неуверенная ходьба, приставной шаг, скованность в движениях. Например, во время ходьбы по гимнастической скамейке дети сильно сгибают ноги в тазобедренном суставе, робко идут по дорожке, начерченной на полу, смотрят под ноги. Иногда ребенок, впервые идущий по гимнастической скамейке, ставит ногу не на пособие, падает и потом долго боится подойти к нему. При первых попытках следует разрешать детям идти приставным шагом (приставляя одну ногу к другой), вовремя поддержать за руку, подбодрить. Если, перешагивая через кубики или кегли, малыш пытается обойти их (одной ногой перешагивает через препятствие, а вторую обносит кругом), необходимо расставить предметы шире на расстоянии 40-50 см. Некоторые трудности, особенно в начале года, вызывают у ребенка подъем на пособие и спуск с него, поэтому воспитатель должен подать ему руку, помочь. Важно так настроить детей, чтобы они не боялись, смело поднимались на пособие и старались выполнить задание самостоятельно. Не следует разрешать спрыгивать без специального задания, так как для этого нужен коврик, мат, а также страховка. Малыши сходят с пособия шагом, опуская сначала одну, а затем другую ногу на пол. В течение года дети в основном осваивают все предусмотренные упражнения в равновесии, значительно улучшаются качество движения и скорость его выполнения. Так, в начале года при ходьбе по гимнастической скамейке прямое положение корпуса, переменный шаг, самостоятельность в выполнении задания наблюдаются у 15% мальчиков и 54% девочек, в результате систематического упражнения почти все малыши уверенно и спокойно выполняют упражнение. Значительно увеличивается и скорость движения: в начале года расстояние 2 м по гимнастической скамейке мальчики в среднем проходят за 4,9 сек, девочки - за 5,8 сек, в конце года с этим заданием мальчики справляются в среднем за 2,8 сек, девочки - за 2,9 сек. Упражнения в равновесии в первой младшей группе просты, но в какой-то мере однообразны, они требуют напряжения, внимания и сосредоточенности. Однако дети их выполняют с удовольствием, если занятия проводятся интересно в игровой форме, например, один раз малыши идут по дорожке, другой - по мостику, потом к мишке (зайке, кукле), шагают по кружочкам, из одного обруча в другой, по пенькам, нарисованным мет лом, или резиновым кружочкам и т. п. Это не утомляет детей, совершенствует движения.
Примерные упражнения Первое полугодие. Ходьба: по прямой и извилистой дорожке, намеченной мелом, выложенной шнурами на полу (ширина 20-30 см); по доске; по наклонной доске (приподнятой одним концом на высоту 20 см); по гимнастической скамейке; с перешагиванием линии, палки, кубиков, рейки (высота 10-15 см). Второе полугодие. Ходьба: по извилистой линии, шнуру (2-3 м)\ бег между линиями; на четвереньках по гимнастической скамейке; с перешагиванием из обруча в обруч, с ящика на ящик; с кружением на месте.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ В первой младшей группе значительное место занимают общеразвивающие упражнения, так как в этом возрасте увеличивается самостоятельность выполнения заданий, -что позволяет разнообразить несложные движения. У детей третьего года жизни отсутствует способность расчленять движения на отдельные части, поэтому выбираются главным образом упражнения, требующие активного участия крупных мышечных групп (плечевого пояса и рук, туловища и ног) и общефизиологического воздействия, активизирующие функции сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Слабая координация движений, неспособность управлять движениями отдельных частей тела (рук, ног, туловища) вызывают определенные затруднения при выполнении общеразвивающих упражнений. У детей появляются некоторая скованность и лишние движения. Ребенок не всегда сразу может повторить показ взрослого, поэтому от детей не требуют большой четкости, особенно в первой половине учебного года, разрешая им действовать так, как они могут. Воспитатель не только дает правильный образец движения, но и подчеркивает его основные стороны. Дети, поднимая руки с платочком вверх, должны стремиться вытянуть их как можно выше; наклоняясь вперед из положения сидя ноги врозь, стараться не сгибать ноги в коленях и т. д. Все это не является обязательным, они выполняют упражнения в общих чертах. Общеразвивающие упражнения проводятся из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа, на четвереньках и т. д.). Учитьгвая, что часть из них начинается из положения сидя на стуле, взрослый следит за правильной посадкой и соответствием размера стула росту ребенка (сидеть нужно прямо, смотреть вперед, ноги касаются пола и находятся под прямым углом). Одновременно с выполненным упражнением это вырабатывает навык правильной посадки. Необходимо включать упражнения, способствующие формированию правильной осанки и развивающие мышцы стопы. Применение разных исходных положений позволяет разгрузить позвоночник ребенка (особенно при положении лежа), разнообразить упражнения, чередовать работу определенных групп мышц. При подборе движений следует руководствоваться правилом- не воздействовать на одну и ту же группу мышц несколькими упражнениями подряд, что вызывает утомляемость, а распределить нагрузку и таким путем упражнять все мышцы. Общеразвивающие упражнения с мелкими предметами и игрушками составляют большую часть движений на занятиях в первой младшей группе. Они хороши тем, что требуют значительного мышечного напряжения, точнее выполняются, не надоедая детям, так как при повторении их можно разнообразить: один раз малыши поднимают руки вперед с платочком, другой раз держат мяч или показывают воспитателю шишки, кубики, поднимают обруч и т, д. Прежде чем дать детям какой-либо предмет, следует их познакомить с ним, например: «Это - мяч, он красный (синий), держать его надо крепко, если он упадет, то покатится, а если мяч ударить об пол, он отокочет», «Это флажки, они синего, желтого и зеленого цветов. (Красные флажки не дают на физкультурных занятиях.) Флажком можно помахать». При появлении на занятиях незнакомого предмета малыши отвлекаются, начинают рассматривать его, играть. Общеразвивающие упражнения выполняются с. разноцветными платочками, погремушками, кубиками, шишками, листьями, флажками и т. п., при этом игрушек должно хватать всем, включая взрослого, так как он показывает движение и делает его с детьми одновременно. В этом возрасте малышей следует приучать к определенному порядку, поэтому при подготовке к занятию важно заинтересовать их. Например, воспитатель показывает детям закрытый ящик и, встряхивая его, спрашивает: «Что в ящике? Послушайте и скажите». Потом (независимо от ответов) открывает его и говорит: «Это погремушки, возьмите по одной, мы с ними будем заниматься». Малыши берут игрушки сами, но если ребенок робеет, то игрушку дает ему взрослый. Или перед занятием привозит кубики, шишки в машине с мишкой. Воспитатель обращается ко всем: «Дети, давайте посмотрим, что нам привез мишка», подзывая при этом новеньких и застенчивых. Все смот* рят, а затем воспитатель предлагает взять кубик (шишку) и стать лицомк нему для выполнения упражнений. Постепенно дети привыкают (по указанию воспитателя) самостоятельно брать мелкие пособия, предварительно разложенные на стульях, гимнастических скамейках, низких подоконниках, аккуратно класть их на прежнее место. При этом следует помнить, что каждый раз используется только один, нужный в данный момент предмет. Иногда целесообразно заранее расставить стулья, положить на полу маленькие обручи и т. д., чтобы малыши по сигналу встали около них, повернулись лицом к воспитателю и выполнили упражнения, а затем сами убрали пособие в указанное место. Детям первой младшей группы вполне доступны имитационные движения, которые используются как общеразвивающие упражнений. Подражательные упражнения заинтересовывают, радуют ребенка, помогают ему лучше справиться с заданием, а их игровая форма вызывает у него желание повторить движение в самостоятельной деятельности. Занятия начинаются с упражнений для рук и плечевого пояса, затем следуют движения для ног и туловища, а заканчиваются они, как правило, поскоками или бегом с последующей спокойной ходьбой. В этой возрастной группе общеразвивающие упражнения повторяются 3-6 раз.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИХ ОСОБЕННОСТИ В работе с детьми третьего года жизни широко используются игровые упражнения, не имеющие правил. Особенно нужны они в начале года, когда вновь принятые малыши осваивают разнообразные новые для них движения, выполняя их в индивидуальном темпе. В этих упражнениях нет сюжета, и они содержат почти все виды основных движений. Вначале на занятиях полезно повторить и использовать игровые задания, предусмотренные для детей второго года жизни: «Перешагни через палку», «Пройди по дорожке», «Пройди по мостику», «Доползи до погремушки», «Проползи под воротики», «Будь осторожен», «Найди игрушку» и т. д., а потом можно предложить новые. Их дают нескольким малышам или всей подгруппе (10-12 детей) в повседневной самостоятельной деятельности и во время прогулок, а также включают в занятия. Игровые упражнения на третьем году жизни дети выполняют друг за другом или все одновременно. Например, «Пройди по тропинке» (ширина 25 см): они идут друг за другом; задание «Перешагни через палку» выполняют сразу всей подгруппой, причем переступая несколько палок; «Целься вернее» - каждый метает в свою цель (обруч) или все в одну корзину (сетку, ящик). При такой организации создаются благоприятные условия для многократного повторения движения, ребенок действует при этом в соответствии со своими возможностями и умениями, в удобном темпе. В сочетании, чередовании и дополнении к игровым упражнениям в занятия первой младшей группы включаются сюжетные подвижные игры. На третьем году жизни у малышей появляются устойчивые игровые интересы, они уже могут соблюдать простые правила, играя вначале небольшим коллективом, а затем уже всей группой. Содержания игр детей данного возраста обогащается, им становятся доступны игры, требующие выдержки, смены видов движений, сравнительно быстрой реакции на сигнал. ■ Подвижные игры способствуют устранению замкнутости, застенчивости; у ребенка появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивается навык начинать и заканчивать действия по сигналу; постепенно • зарождается чувство коллективизма, товарищества, это очень важно.
|
|||
|