Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 страница



МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

 

 

РУКОВОДСТВО ПО ПРИЕМУ, ХРАНЕНИЮ, ПОДГОТОВКЕ К ВЫДАЧЕ НА ЗАПРАВКУ И КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА АВИАЦИОННЫХ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЖИДКОСТЕЙ В ПРЕДПРИЯТИЯХ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Москва 1993

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящее Руководство, разработанное ГосНИИ ГА, является нормативно-техническим документом по приему, хранению, контролю качества и подготовке авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей (далее по тексту авиаГСМ) к заправке самолетов и вертолетов в службах ГСМ авиапредприятий департамента воздушного транспорта (ДВТ) РФ, имеющих в своем составе лабораторию ГСМ.

Руководство может быть введено в действие в авиакомпаниях (концернах, управлениях ГА) других стран или иных авиапредприятиях, заключением соглашений с ДВТ РФ и разработчиком данного Руководства, оговаривающих вносимые изменения и дополнения.

Обеспечение авиаГСМ авиатехники ДВТ РФ в зарубежных или иных аэропортах, а также транзитных полетов авиатехники зарубежных авиакомпаний или частных владельцев в аэропортах РФ определяется условиями соответствующих контрактов или соглашений.

Руководство в полном объеме отвечает сертификационным требованиям ВТ РФ по обеспечению полетов ВС авиаГСМ и подлежит выполнению другими службами авиапредприятий, участвующих в обеспечении полетов ВС авиаГСМ (летной службы, ССТ, ИАС), в части к ним относящейся. Предусматривается проведение работ в службе ГСМ по контролю качества и подготовке к применению на ВС авиаГСМ сертифицированным персоналом, имеющим право выполнять их самостоятельно и без обязательной проверки руководителем.* Положения и рекомендации Руководства базируются на международных, государственных или межведомственных актах и документах, на материалах ранее действовавших ведомственных документов и на данных многолетнего опыта подготовки и применения авиа ГСМ, используемых в авиапредприятиях ВТ РФ.

 

________________________________

* До завершения процесса сертификации служб ГСМ и их персонала требования и положения данного Руководства должны выполняться в полном объеме также всеми не сертифицированными службами, а их персонал должен иметь соответствующие допуска установленного образца, принятого на данном предприятии, на проведение работ по контролю качества и подготовке к заправке в системы самолетов и вертолетов авиаГСМ.

 

На основе сертификационных требований и требований указанных документов и актов Руководство определяет:

- юридические и нормативно-технические основы подготовки и применения, контроля качества и допуска к применению авиаГСМ;

- порядок обслуживания технологического оборудования и технических средств, обеспечивающий исправность их функционирования при приеме, хранении, перекачке и подготовке к заправке в системы ВС;

- ассортимент допущенных к применению на различных типах ВС авиаГСМ и порядок их применения;

- критерии пригодности авиаГСМ к заправке ВС;

- организацию, объем, методы и порядок проведения контроля качества авиаГСМ;

- технологию подготовки авиаГСМ к выдаче на заправку ВС;

- основные мероприятия по сохранению качества авиаГСМ при их нахождении на складе ГСМ авиапредприятия и в системах ВС.

Изменение и дополнение в Руководство вносятся указаниями ДВТ РФ.

При издании новых общегосударственных или межведомственных актов или документов в предприятиях ВТ РФ до внесения в Руководство соответствующих дополнений должны применяться положения настоящего документа.

Руководство является базовым документом для разработки службами ГСМ авиапредприятий технологических карт подготовки к применению и выдачи на заправку ВС авиаГСМ, а также должностных инструкций персоналу.

При нарушении должностными лицами службы ГСМ положений настоящего Руководства они несут юридическую ответственность согласно действующему на ВТ законодательству.

 

 

Глава 1.

Юридические и нормативно-технические основы допуска

к применению авиаГСМ на авиатехнике

 

1.1. В настоящей главе Руководства излагаются правовые и технические основы допуска авиаГСМ и их подготовки к выдаче на заправку ВС, выполняющих полеты на авиалиниях РФ, приводятся сведения по критериям допуска и по нормативно-технической документации по данным вопросам.

Порядок допуска авиаГСМ иностранного производства к заправке систем ВС ВТ РФ в зарубежных аэропортах (кроме стран СНГ) изложен в "Технологии применения зарубежных авиаГСМ на отечественных ВС ГА", которая должна применяться в указанных случаях наравне с данным Руководством.

1.2. Порядок применения авиаГСМ в системах ВС ВТ РФ предусматривает наличие оснований для их допуска по маркам и по качеству.

1.3. К применению на ВС допускаются марки авиа ГСМ, указанные в соответствующих графах таблиц разделов 2.1...2.6. Марки авиаГСМ, указанные в таблицах, взяты из Руководств по летной эксплуатации (РЭ) всех эксплуатируемых в РФ типов ВС, Руководств по их обслуживанию (РО), бюллетеней промышленности и прошли апробацию в авиапредприятиях РФ.

Марки авиаГСМ, не указанные в таблицах допускаются к применению на ВС на основании положительных результатов соответствующих испытаний, после чего вносятся в таблицы, РЭ или РО распоряжениями ДВТ РФ.

1.4. Основаниями для допуска авиаГСМ к выдаче на заправку систем ВС, как кондиционного продукта, является документально подтвержденное их соответствие нормам ГОСТ (ТУ) на изготовление данной марки авиаГСМ, а для авиатоплив, авиамасел и ПВК жидкостей кроме того - прохождение на складе ГСМ авиапредприятия пооперационной их подготовки в соответствии с настоящим Руководством.

1.5. Документами, подтверждающими качество и кондиционность авиаГСМ является паспорт изготовителя (поставщика), а для авиаГСМ, поставляемых наливным транспортом или по трубопроводу (наливные авиаГСМ), - также анализ пригодности к выдаче и контрольный талон.

Анализ показателей качества удостоверяет значения проверяемых при необходимости отдельных показателей качества авиаГСМ, находящихся на складе ГСМ или в системах ВС, в том числе на аварийной и отказавшей технике.

1.6. Паспорт изготовителя (поставщика) содержит результаты анализа в объеме полного комплекса физико-химических и эксплуатационных показателей, входящих в ГОСТ (ТУ) на изготовление данной марки авиаГСМ и заключение о соответствии данной партии продукта ГОСТ (ТУ).

Юридическое лицо, выдавшее паспорт, гарантирует и несет ответственность за качество и за сохранность качества ГСМ на указанный в ГОСТ (ТУ) срок годности при соблюдении оговоренных там же условий транспортировки и хранения.

1.7. Анализ пригодности к выдаче является внутренним документом службы ГСМ авиапредприятия. Он содержит результаты проведенного анализа авиаГСМ по комплексу установленных настоящим Руководством показателей и заключение.

Анализ пригодности к выдаче удостоверяет, что принятый на склад наливной продукт соответствует марке, указанной в паспорте изготовителя (поставщика) и при приёмке на склад и хранении сохранилась его пригодность к выдаче, что указывается в заключении. Наливные продукты, не имеющие заключения о пригодности к выдаче, к заправке в системы ВС не допускаются.

1.8. Анализ показателей качества является выходным документом авиапредприятия, лаборатория которого выполнила анализ, и направляется в службу (учреждение) авиапредприятия, представившую пробу. Он удостоверяет фактические значения проверенных показателей качества продукта в представленной на анализ пробе. Персонал лабораторий, выполняющий анализ показателей качества, несет личную ответственность за достоверность его данных.

1.9. Контрольный талон выдается на заправочное средство и продукт (авиаГСМ) из его емкости или прокачиваемый через него в систему ВС. Основанием его оформления является заключение анализа пригодности и результаты контроля чистоты продукта* и подготовленности заправочного средства. Он является официальным документом авиапредприятий для заправки авиатопливами и авиамаслами ВС авиакомпаний РФ и других государств.

 

_________________________

* Здесь и далее под термином "чистота" подразумевается уровень загрязненности авиаГСМ частицами минеральной и органической природы и микро каплями эмульсионной воды, установленный методами анализа, предписываемым настоящим Руководством.

 

1.10. Ответственность за отказ авиатехники, вызванный несоответствием действительного качества применяемого авиаГСМ нормативам/установленным ГОСТ (ТУ), возлагается на изготовителя (поставщика), выдавшего паспорт.

Ответственность за отказ, вызванный качеством применяемого авиаГСМ, соответствующего требованиям ГОСТ (ТУ) несут организации, проводившие отработку авиатехники и ее испытания при государственных и эксплуатационных испытаниях.

За последствия отказа, причиной которого послужило фактическое отсутствие при заправке систем ВС требуемого качества авиатоплив, авиамасел и ПВК жидкостей по параметрам, определяемым анализом пригодности к выдаче, и уровню чистоты, ответственность несет персонал службы ГСМ авиапредприятия, выдавший анализ.

За последствия отказа, причиной которого послужило изменение качества авиаГСМ в системе ВС из-за нарушения ремонтных или регламентных форм обслуживания, ответственность несет ремонтное предприятие или ИАС авиапредприятия.

1.11. Согласно государственной документации авиапредприятия ДВТ РФ являются юридическим лицом - основным потребителем (заказчиком) авиаГСМ. Этот статус от их лица возлагает на ДВТ обязанности принимать участие в комплексах работ по допуску новых или модифицированных марок авиаГСМ на ВС ВТ РФ, а также предъявлять изготовителю требования по изменению качества выпускаемых авиаГСМ по результатам опыта их эксплуатации или при систематическом снижении запаса качества по контролируемым в авиапредприятиях показателям.

Субъектом юридических прав основного потребителя-заказчика установлен заместитель директора департамента ВТ - член Государственной междуведомственной комиссии по испытанию топлив, масел, смазок и специальных жидкостей, а по его доверенности - отдел организации применения и контроля качества ГСМ департамента и ГосНИИ ГА (в части проведения исследований перспективных и модифицированных авиаГСМ и обобщения опыта эксплуатации авиаГСМ).

ГосНИИ ГА предоставлено право давать на основании специальных исследований рекомендации по исправлению в авиапредприятиях качества отдельных партий авиаГСМ и их применению.

 

Глава 2.

 

Перечень авиаГСМ, допущенных к применению

на авиатехнике ВТ РФ и особенности их подготовки к выдаче

 

2.1. Авиационные топлива.

 

2.1.1. Виды и марки авиационных топлив (авиакеросинов и авиабензинов), допущенных к применению на двигателях и вспомогательных силовых установках (ВСУ) воздушных судов ВТ, представлены в таблице 1.

Авиационные топлива допущены к применению с комплексом присадок, оговоренных нормативно-технической документацией на их производство и применение.

2.1.2. Основными марками авиакеросинов, применяемых для газотурбинных двигателей и ВСУ, являются ТС-1 и РТ.

Разрешается заправка и дозаправка каждой из этих марок в отдельности или их смесями в любой пропорции независимо от марки остатка топлива в баках ВС (в том числе и зарубежной).

При заправке топливом, являющимся смесью марок, это должно быть отражено в контрольном талоне.

Авиакеросины Т-1 и Т-2, являются резервными. Особенности их применения определяются эксплуатационной и нормативной документацией на конкретный вид авиатехники или специальной документацией.

2.1.3. По климатическим условиям в аэропорту вылета (прилета) для применения авиакеросинов ТС-1 и РТ должны соблюдаться, исходя из данных паспорта изготовителя (поставщика) по показателю температура кристаллизации следующие нормативы.

2.1.3.1. Температура кристаллизации авиакеросина не выше минус 60 С. Разрешается применять без ограничений во всех климатических районах по ГОСТ 16350.

2.1.3.2. Температура кристаллизации авиакеросина не выше -50С. Разрешается:

- применять без ограничений во всех климатических районах, кроме района 1, при температуре наружного воздуха у земли не ниже минус 45°С;

- заправлять в ВС в климатическом районе 1 при температуре наружного воздуха у земли не ниже минус 30С в течение 24 часов до вылета;

 

Таблица 1.

Виды и марки авиационных топлив, допущенных к применению на

основных и вспомогательных силовых установках авиатехники РФ.

 

Тип ВС Марка авиатоплива
  Самолеты с газотурбинными двигателями ИЛ-96-300, ИЛ-86, ИЛ-62(М), ИЛ-76 и его модификации, ИЛ-114, ИЛ-18 и его модификации, ТУ-204, ТУ-334, ТУ-154 и его модификации, ТУ-134 и его модификации, ЯК-40, ЯК-42(М), АН-24 и его модификации, АН-12 и его модификации, АН-26 и его модификации, АН-28, АН-30 и его модификации, АН-70Т, АН-74, Л-410 и его модификации, Л-610   Вертолеты с газотурбинными двигателями МИ-2, МИ-6 и его модификации, МИ-8 и его модификации, МИ-10К, МИ-26Т, МИ-38, КА-126, В-З, К-32   Самолеты с поршневыми двигателями АН-2 и его модификации   Вертолеты с поршневыми двигателями КА-26                     ТС-1, РТ   ТС-1, РТ     Б-91/115, Б-92     Б-91/115, Б-92

 

- применять по п.2.1.3.1. если лаборатория авиапредприятия в результате анализа установит, что у данной партии авиакеросина температура кристаллизации ниже минус 60°С.

2.1.4. Смесь топлив ТС-1 и РТ с различными температурами кристаллизации применяется по нормативам, установленным для продукта с наивысшей из указанных в паспортах температур кристаллизации.

2.1.5. При прилете в аэропорт, находящийся в климатическом районе 1 , где текущая температуре окружающего воздуха ниже минус 30С с остатком авиакеросина, имеющего температуру кристаллизации не выше минус 50°С и если до вылета более 24 часов, требуется в течение не более 1 часа либо слить остаток авиакеросина из баков, либо дозаправить ВС авиакеросином с температурой кристаллизации не выше минус 60С.

2.1.6. При нахождении авиакеросина в технологическом оборудовании склада ГСМ авиапредприятия, технических средствах заправки, а также в топливной системе ВС при определенных условиях возникает явление помутнения, обнаруживаемое при контроле чистоты визуальным и/или инструментальным методами.

2.1.7. Причиной помутнения авиакеросина может являться наличие в нем эмульсионной воды, неполное растворение в топливе ПВК жидкости при ее дозировке или частичное выделение ПВК жидкости вместе с растворенной водой из авиакеросина в результате изменения условий окружающей среды.

Наличие эмульсионной воды в авиакеросине является браковочным признаком. Эмульсионная вода подлежит удалению из топлива отстаиванием и сливом накопившегося отстоя, а также фильтрацией через средства водоотделения. Временное помутнение авиакеросина с ПВК жидкостью после ее введения (не более 30 мин) не является браковочным признаком.

При неполном растворении ПВК жидкости при дозировке, а также при резком понижении температуры воздуха возможно помутнение топлива в резервуарах складов ГСМ и средствах заправки. В этом случае необходимо проверить чистоту топлива той же партии без ПВК жидкости, качество самой жидкости на содержание воды и соблюдение норм дозирования. При положительных результатах всех анализов и проверок авиакеросин допускается к заправке ВС.

При содержании в авиакеросине в баках ВС ПВК жидкостей И-М, ТГФ-М или их смесей и результате ряда климатических и эксплуатационных факторов процесс помутнения топлива интенсифицируется.

Помутнение топлива с ПВК жидкостями И-М и ТГФ-М в баках ВС не является браковочным признаком, необходимо в обязательном порядке сливать накапливающийся отстой.

2.1.8. Основной маркой авиабензина, допущенной для заправки ВС с поршневыми двигателями ВТ РФ, является Б-91/115. Применение авиабензина Б-92 оговаривается специальной документацией.

 

2.2. Авиационные масла

 

2.2.1. Марки авиационных масел, допущенные к применению на авиадвигателях, ВСУ и турбохолодильных установках (ТХУ) приведены в таблице 2.

2.2.2. Основные марки масел для каждого объекта авиационной техники в табл.2 приведены в верхних строках, резервные авиамасла - в нижних. Резервные авиамасла применяются наравне с основными.

2.2.3. При эксплуатации двигателей ПС-90А, аналогом масла ИПМ-10 является масло Castrol-4000 фирмы Castrol. Применение масла Castrol-4000 в двигателе осуществляется в соответствии с рекомендациями ГосНИИ ГА.

2.2.4. При эксплуатации вертолетов Ми-2 и Ми-8 разрешается использовать в системах смазки масло Castrol-98 фирмы Castrol взамен масла Б-ЗВ. Эксплуатация авиадвигателей и главных редукторов на масле Castrol-98 производится в соответствии с действующими руководствами, регламентами, бюллетенями и другими нормативными документами, регламентирующими эксплуатацию вертолетов. Перевод эксплуатации авиадвигателей и главных редукторов вертолетов Ми-2 и Ми-8 на масло Castrol-98 и обратно на масло Б-3В разрешается без промывки системы смазки заправляемым при обеспечении возможно полного слива отработанного масла. Контроль качества при приеме, хранении и выдаче производить по физико-химическим показателям, указанным в таблице (приложение к указанию МГА от 23.03.85. № 166/у).

2.2.5. При эксплуатации ВС с газотурбинными двигателями аналогом масла МС-8П является Turbonycoil-321, масла ИПМ-10 - масло Turbonycoil-210A фирмы NYCO. Применение масел Turbonycoil-321 и Turbonycoil-21OA в газотурбинных двигателях осуществляется в соответствии с рекомендациями ГосНИИ ГА.

2.2.6. Авиамасло ВНИИНП-50-1-4ф, допущенное к применению как резервное для двигателей марок НК-8-2У, Д-30 и НК-8-4 запрещается применять для дозаправки маслосистем с основными маслами. Перевод с основного масла на резервное и наоборот производится по технологии ТО указанных двигателей.

2.2.7. В ТХУ допущены к применению в качестве основных и резервных пары марок ВНИИНП-50-1-4ф и ИПМ-10 и перевод с основной марки на резервную и обратно производится по технологии ТО указанных типов ТХУ.

 

Таблица 2.

Марки авиамасел, допущенные к применению в основных и вспомогательных

установках и турбохолодильниках авиатехники РФ

 

   

Марки авиамасел (маслосмесей), допущенные к применению в

Тип ВС основных силовых установках ВСУ ТХУ
ИЛ-96-300 ИПМ-10 ВНИИНП-50-1-4ф (у) ИМП-10 ВНИИНП-50-1-4ф(у) ИМП-10 ВНИИНП-50-1-4ф(у)
ИЛ-86 МС-8П, МС-8РК, МК-8П, ИПМ-10 МС-8П, МС-8РК, МК-8П, ИМП-10 ВНИИНП-50-1-4ф(у)
ИЛ-62М МС-8П, МС-8РК, МК-8П ВНИИНП-50-1-4ф(у) МС-8П, МС-8РК, МК-8П, ВНИИНП-50-1-4ф(у) ВНИИНП-50-1-4ф(у) 132-20, ИПМ-10
ИЛ-62 МС-8П, МС-8РК. МК-8П МС-8П, МС-8РК, МК-8П ВНИИНП-50-1-4ф(у) 132-20, ИПМ-10
ИЛ-76 и его модификации МС-8П, МС-8РК, МК-8П МС-8П, МС-8РК, МК-8П ВНИИНП-50-1-4ф(у) 132-20, ИПМ-10
ИЛ-114 ЛЗ-240, БЗ-В ЛЗ-240, БЗ-В ВНИИНП-50-1-4ф(у), ИПМ-10
ИЛ-18 и его модификации СМ-4,5 (75% МС-8П, МС-8РК+25%, МС-20) ИПМ-10 ВНИИНП-50-1-4ф(у), ИПМ-10
ТУ-204 ИПМ-1В, ВНИИНП-50-1-4ф(у) ИПМ-10, ВНИИНП-50-1-4ф(у) ВНИИНП-М-1-4ф(у), ИПМ-10
ТУ-154 и его модификации МС-8П, МС-8РК, МК-8П ВНИИПП-50-1-4ф(у) МС-8П, МС-8РК, МК-8П, ВНИИНП-50-1-4ф(у) ВНИИНП-50-1-1ф(у), ИПМ-10
ТУ-134 и его модификации МС-8П, МС-8РК, МК-8П ВНИИНП-50-1-4ф(у) МС-8П, МС-8РК, МК-8П ВНИИНП-50-1-4ф(у) ИПМ-10
ЯК-40 МС-8П, МС-8РК, МК-8П Б-ЗВ ВНИИНП-50-1 - 4ф(у), ИПМ-10
ЯК-42 ИМП-10, ВНИИНП-50-1-4ф(у) ИПМ-10, ВНИИНП-50-1-4ф(у) ВНИИНП-50-1-4ф(у), ИПМ-10
АН-12 СМ-4,5 ИПМ-10 ВНИИНП-50-1-4ф(у), ИПМ-10
АН-24 и его модификации СМ-4,5 ИПМ-10, МС-8П, МС-8РК, МК-8П ВНИИНП-50-1-4ф(у), ИПМ-10
АН-26 и его модификации CM-4, 5 (МС-8П, МС-8РК. МК-8П) МС-8П, МС-8РК, МК-8П ВНИИНП-50-1-4ф(у), ИПМ-10
АН-28 СМ-4, 5    
АН-30 и его модификации МС-8П, МС-ВРК, МК-8П; СМ-4,5 МС-8П, МС-8РК, МК-8П ВНИИНП-50-1-4ф(у), ИПМ-10
АН-74 ИПМ-10, ВНИИНП-50-1-4ф(у) ИПМ-10, ВНИИНП-50-1-4ф(у) ВНИИНП-50-1-4ф(у), ИПМ-10
А-410 и его модификации Б-ЗВ    
Л-610 Б-ЗВ    
МИ-2 Б-ЗВ    
МИ-6 и его модификации МС-8П, МС-8РК, МК-8П * Б-ЗВ  
МИ-8 и его модификации Б-ЗВ    
МИ-10К МС-8П, МС-8РК, MK-8П* Б-ЗВ  
МИ-26Т ИПМ-Ю ВНИИНП-50-1-4Ф(У) ИПМ-10 ВНИИНП-50-1-4Ф(У)*  
КА-32 Б-ЗВ Б-ЗВ  
В-3 МС-8П, МС-8РК, МК-8П    
А14-2 и его модификации МС-20    
КА-26 МС-20    

* в маслосистеме турбины винта двигателя и главного редуктора допущены к применению маслосмеси СМ-11,5 (летом) и СМ-8 (зимой)

 

2.2.8. Маслосмеси СМ-4,5; СМ-8; СМ-10; СМ-11,5; СМ-9; 50/50 готовятся из исходных компонентов по технологии приготовления и контроля качества, приведенной в приложении 2 и 3.

2.2.9. Для обеспечения заправки ВС в установленные сроки и нормальной работы масляных фильтров МЗ, авиационные масла и маслосмеси должны иметь температуру:

   - МС-20, МС-14, МК-22 - не ниже 20°С;

- МК-8П, МС-8П - не ниже минус 15°С;

- СМ-8, СМ-9, СМ-11,5 - не ниже 15°С;

- СМ-4,5, СМ-10 - не ниже минус 5°C;

- Б-ЗВ, ЛЗ-240, ИПМ-10, ВНИИНП-50-1-4ф(у) - не ниже минус 15°С.

2.2.10. Для консервации авиадвигателей и их систем на ремонтных заводах применяются следующие масла, смазки и маслосмеси в зависимости от марки рабочего авиамасла.

2.2.10.1. Для внутренней консервации двигателей, работающих на синтетических маслах:

- синтетические масла марок ИПМ-10, ВНИИНП-50-1-4ф(у), Б-3В, ЛЗ-240, 36/1Ky-A;

- масла МК-8, МС-8П, МС-8РК для топливной системы;

- масло ИПМ-10 для консервации при пятилетнем хранении топливных систем авиадвигателей, работающих на данном масле.

2.2.10.2. Для внутренней консервации двигателей, работающих на минеральных маслах:

- авиамасла МС-20, МК-8П, МС-8П, МС-8РК;

- смазка К-17 (для поршневых двигателей);

- масло МС-8П (только для маслосистем).

2.2.11. При консервации смешение синтетических масел с минеральными не допускается. Замена рабочего синтетического масла на минеральное масло при консервации двигателей, прошедших контрольные испытания, не допускается.

2.2.12. Сроки сохраняемости двигателей, консервируемых различными маслами, приведены в "Порядке применения масел МС-8П, МС-8РК, ИПМ-10 для консервации" (указание 610/у от 21.12.89).

Порядок и условия хранения авиатехники осуществляется по ОСТ 1.90109 "Консервация авиационных приборов, агрегатов, авиационного оборудования и запасных частей к ним".

Консервация маслосистем ГТД производится рабочим маслом в соответствии с ОСТ 1.90277 "Консервация авиационных двигателей и запасных частей к ним".

 

2.3. Масла и пластичные смазки для агрегатов, узлов трения и приборов ВС.

 

2.3.1. Допущенные к применению для смазки узлов и агрегатов вертолетов с ГТД масла и пластичные смазки по типам вертолетов н сезонам эксплуатации приведены в таблице 3.

2.3.2. Температурные условия применения смазочных масел и их смесей в главных редукторах, агрегатах трансмиссий, несущих системах, узлах и- агрегатах вертолетов определяются нормативно-технической документацией по соответствующей авиационной технике.

2.3.3. Допущенные к применению на авиационной технике при техническом обслуживании авиамасла, приборные масла, пластичные смазки, твердые смазочные покрытия и пасты приведены в таблице 4.

2.3.4. Масла и пластичные смазки, допущенные к применению для защиты от коррозии поверхностей двигателей, агрегатов и деталей ВС при их консервации, приведены в таблице 5. Порядок в условия консервации определены в регламентах ТО, соответствующих бюллетенях изготовителя и заводских инструкциях.

 

2.4. Рабочие жидкости для гидросистем и амортстоек

 

2.4.1. До пущенные к применению по типам ВС рабочие жидкости для гидросистем и стоек шасси, приведены в таблице 6. Применение других гидрожидкостей, кроме допущенных в таблице 6, а также смешение марок гидрожидкостей при дозаправке гидросистем в стоек шасси не допускается.

2.4.2. При заливке в заправочное средство рабочих жидкостей в целях предотвращения попадания воды и посторонних включения необходимо:

- использовать рабочую жидкость из герметичных, опломбированных или запаянных крышками банок;

- очищать от загрязнений заливные горловины гидравлических баков и банок;

- не взбалтывать и не перемешивать рабочую жидкость в таре;

- не выливать полностью рабочую жидкость из тары, оставляя ее в количестве 100-200 куб.см;       

- заправку рабочей жидкости из тары производить через воронку с сеткой, имеющей 8000-10000 ячеек на кв. см ( № 0058 или 0063 по ГОСТ 6613);

- при частичном использовании рабочей жидкости тару с оставшимся продуктом герметично закрывать и опломбировывать.

 

Таблица 3.

Марки масел и пластичных смазок, допущенных

к применению для узлов и агрегатов вертолетов ВТ РФ

 

     

Наименование узлов и агрегатов

Тип вертолета Сезон приме- нения Главный редуктор Осевые шарниры втулки несущего винта Промежу- точный и хвостовой редуктор Горизонтальные шарниры втулки рулевого винта Карданы шарниров главного вала Горизонтальные и вертикальные шарниры втулки несущего винта Шарниры хвостового винта Осевые шарниры втулки рулевого винта
МИ-2 лето СМ-9 МС-20 TCгип ЦИАТИМ-201 ТСгип ТСгип TСгип ЦИАТИМ-201
  зима СМ-9 ВНИИНП-25, МС-14, СМ-10 * СМ-9 ЦИАТИМ-201 ТСгап СТИ-9 TСгип ЦИАТИМ-201
МИ-6 лето СМ-11,5 МС-20 ТСгип, 50/50** ТСгип ТСгип TCгип TСгип МС-20
и его мод. зима СМ-8 ВНИИНП-25, МС-14, СМ-10 * СМ-9 СМ-9 ТСгип СМ-9 TСгип ВНИИНП-25, МС-14, СМ-10*
МИ-8 и лето Б-3В МС-20 TCгип, 50/50 ** ТСгип ТСгип ТСгип TСгип МС-20
его мод. зима Б-3В ВНИИНП-25, МС-14, СМ-10*, СМ-12 СМ-9 СМ-9 СМ-9 СМ-9 TCгип ВНИИНП-25, МС-14, СМ-10*, СМ-12
МИ-10К лето СМ-11.5 MC-20 ТСгип, 50/50 ** ТСгип ТСгип ТСгип TCгип МС-20
  зима СМ-8 ВНИИНП-25, МС-14, СМ-10 * CM-9 СМ-9 ТСгип СМ-9 TCгип ВНИИНП-25, МС-14, СМ-10 *
МИ-26Т лето Б-ЗВ ЦИАТИМ-201 Б-ЗВ ТСгип ТСгип ТСгип TCгип ЦИАТИМ-201
  зима Б-ЗВ ЦИАТИМ-201 Б-ЗВ СМ-9 ТСгип СМ-9 TCгип ЦИАТИМ-201
КА-32 лето Б-ЗВ МС-20                    
  зима Б-ЗВ ВНИИНП-25                    
KA-26 лето МС-20 МС-20           МС-20      
  зима МС-20 ВНИИНП-25           ВНИИНП-25        

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.