Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





БЕСТАРИФНАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА 9 страница



В этом же разделе следует охарактеризовать основные качества товара (услуги), его внешний вид, если необходимо — упаковку и сервисное обслуживание. На этом этапе целесообразно прикинуть цену товара (услуги) и те затраты, которые необходимо будет осуществить при их изготовлении, что позволит определить предполагаемую прибыль, а значит, и шансы на успех или неудачу.

Изучение рынка товара или услуги — второй раздел бизнес-плана. Недостаточный анализ рынка и потенциальных потребителей, их вкусов, запросов, денежных возможностей и т.д. — одна из наиболее частых причин неудач в бизнесе. Поэтому прежде чем ставить дело на широкую ногу и заняться им всерьез, следует тщательно изучить рынок. Это даст возможность определить круг потребителей, емкость рынка товара (услуги) и, следовательно, объемы их производства и реализации, а также необходимые для этого ресурсы.

Если трудно провести достоверные исследования рынка либо они стоят достаточно дорого и не по карману начинающему предпринимателю, можно изготовить пробную партию товара, реализация которого даст ценную информацию о рынке, особенно если сам предприниматель примет непосредственное участие в продаже товара или оказании услуг.

При этом целесообразно обратить внимание на следующее:

■ насколько часто и охотно покупатели приобретают товар или обращаются за услугами;

■ кто именно покупает товар или обращается за услугами (полезно поинтересоваться у потребителя, что именно привлекло его в предлагаемом товаре или услуге);

■ сколько времени потребовалось для реализации всей партии товара или оказания одной услуги;

■ как реагируют покупатели на цену товара. Можно поиграть с ценой товара и посмотреть, повлияет ли ее снижение на скорость продажи и расширение круга потребителей.

Таким образом, из пробной продажи необходимо получить максимум интересующей информации. Полезно поинтересоваться у потребителей, какие изменения внесли бы они во внешний вид, качественные параметры, упаковку товаров, оказание сервисных услуг. При этом не следует стремиться удовлетворить интересы и запросы всех потребителей сразу, а нацеливать товар или услугу всегда на определенную группу покупателей, на их потребности и вкусы и направлять совершенствование изделий и услуг, завоевывать определенную нишу на рынке данного товара (услуги) и стараться ее удержать.

Оценка конкурентов. Третий раздел бизнес-плана посвящается анализу конкурентов. Не следует думать, что в условиях нашего ненасыщенного рынка такой анализ является напрасной тратой времени, сил и средств. Ведь ситуация может измениться в любой момент, а бизнес надо ориентировать с расчетом на будущее. Так что стоит позаботиться и об этом разделе бизнес-плана. В нем необходимо ответить на следующие вопросы:

■ кто является конкурентом фирмы сегодня и в каком состоянии его дела: стабильны, на подъеме или идут на спад;

■ каковы отличия товара (услуги) фирмы от аналогичных товаров (услуг) конкурентов;

■ каковы шансы и возможности появления новых конкурентов;

■ в чем фирма рассчитывает их превзойти?

Цель данного раздела — облегчить выбор подходящей тактики конкурентной борьбы и предостеречь фирму от чужих промахов. К числу типичных ошибок можно отнести попытки внедриться на перенасыщенный рынок. Детальный анализ действий конкурентов может заставить сменить стратегию и внести коррективы в текущую деятельность, чтобы успешнее противостоять соперникам. Причем такой анализ необходимо вести постоянно хотя бы потому, что рынки пребывают в постоянном изменении и чей-то успешный дебют привлекает новых конкурентов.

Воевать на два фронта трудно. Поэтому надо сделать акцент на те стороны деятельности, где наблюдается определенное преимущество фирмы перед конкурентами (высокое качество продукции и обслуживания, опытный персонал). Рекомендуется сопоставить достоинства фирмы с уязвимыми моментами в деятельности соперника (конечно, при условии, что они известны).

После четких ответов на вопросы указанных трех разделов бизнес-плана у предпринимателя должно сложиться определенное представление о той рыночной нише, которую он хочет занять, организуя свой бизнес.

Следующий раздел бизнес-плана направлен на то, чтобы ответить на вопрос, какие практические шаги необходимо осуществить, чтобы реально занять определенное место на рынке.

Стратегия маркетинга. Четвертый раздел — это план маркетинга. В наиболее общем виде маркетинг представляет собой взаимосвязь двух сторон: тщательное изучение рынка и потенциальных потребителей и всестороннее продвижение товаров (услуг) к этому потенциальному потребителю. «Производить то, что покупается, а не продавать то, что производится» — главная формула маркетинга. Поскольку в предыдущих разделах так или иначе была дана оценка потребителей и конкурентов, в этом разделе бизнес-плана нас больше всего интересует вторая часть маркетинга: как осуществить производство и довести продукт до потребителя.

Произвести товар (услугу), по своим параметрам соответствующий запросам покупателя, это лишь полдела. Его нужно доставить потенциальному потребителю и создать условия для превращения потребности в реальный спрос. Коммерческий успех фирмы в большей степени зависит от того, насколько рационально организовано движение продукции в сфере обращения. По мнению маркетологов, товародвижение является вторым основным фактором после качества продукции, который учитывается при выборе поставщиков.

Основные элементы здесь следующие:

■ схема распространения товара: самостоятельно, через оптовые организации, магазины и т.д.;

■ ценообразование: как будет определяться цена товара (услуги), какую прибыль планируется получить, в каких пределах можно уменьшать цену, чтобы она давала возможность окупить расходы и получить достаточную прибыль;

■ реклама: сколько средств можно выделить на рекламу, в какой форме и какими средствами рекламировать бизнес;

■ методы стимулирования потребителей: как и за счет чего привлекать новых покупателей, расширять районы сбыта, увеличивать производство, совершенствовать товар (услугу), предоставлять гарантии или дополнительные услуги клиентам и т.д.;

■ формирование и поддержание хорошего мнения о бизнесе: как и какими средствами фирма будет добиваться устойчивой репутации своих товаров (услуг) и самой фирмы.

План производства. Пятый раздел бизнес-плана, содержащий описание всего производственного процесса. Готовится только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством какой-либо продукции или услуги.

Главная задача данного раздела — подтвердить расчетами, что создаваемая фирма в состоянии реально производить необходимое количество товаров (услуг) в нужные сроки и с требуемым качеством.

Здесь прежде всего нужно ответить на следующие вопросы:

■ где будут производиться товары (услуги) — на действующем или на вновь создаваемом предприятии;

■ какие для этого потребуются мощности в настоящее время и в дальнейшем;

■ где, у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие детали;

■ предполагается ли производственная кооперация и с кем;

■ какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести?

Одновременно решается вопрос о контроле качества выпускаемой продукции (услуг).

Если предполагается создать не производственное предприятие, а торговую точку, то данный раздел можно назвать торговым планом и описать в нем процедуру закупки товаров, систему контроля за уровнем товарных запасов и план складских помещений. В этом случае необходимо ответить на следующие вопросы:

■ у кого предполагается закупать товар;

■ есть ли подходящее помещение для магазина и для склада?

Завершить данный раздел бизнес-плана необходимо оценкой возможных издержек производства и их изменений в перспективе.

Организационный план. Шестой раздел бизнес-плана — это организационный план, в котором речь идет о том, с какими партнерами организуется дело и как планируется наладить его бесперебойное и успешное функционирование. В этом разделе необходимо решить следующие вопросы:

■ какие специалисты понадобятся для успешного ведения дела;

■ на каких условиях будут привлекаться специалисты — на постоянную работу, по контракту, в качестве совместителей;

■ как будет оплачиваться труд каждого работника фирмы, на каких принципах и условиях будет осуществляться стимулирование?

Следует отметить, что к найму дополнительных работников нужно прибегать только в том случае, если это повысит доходность фирмы. Поэтому прежде, чем принимать на работу новых людей, надо подумать насколько это оправданно. Только тщательный отбор кандидатуры может дать желаемый результат. Заработная плата служащих относится к разряду постоянных издержек, поэтому необходима твердая уверенность в их необходимости.

Другой важной проблемой предпринимательства является вопрос о том, с кем иметь дело, кого взять в компаньоны. Опыт показывает, что вступать в бизнес, организовывать свое дело следует только с хорошо известными людьми, единомышленниками, инициативными, стремящимися к успеху, на которых можно положиться и доверить решение любого вопроса совместного предпринимательства. Лучше, если компаньоны в различных сторонах своей деятельности будут дополнять друг друга. Это залог успеха фирмы.

В целях четкости и согласованности работы необходимо определить организационную схему фирмы, указать, кто и чем будет заниматься, кто и как будет осуществлять координацию, контроль и взаимодействие всех работников фирмы.

Нередко этому разделу бизнес-плана не уделяется должного внимания, и организационная неразбериха является одной из причин неудачи в бизнесе.

Финансовый план. Седьмой раздел бизнес-плана. Он обобщает в стоимостном выражении возможные результаты принятых решений по предыдущим разделам.

Финансовый план включает: расчет величины и определение источника получения средств, необходимых для организации дела, прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблицу доходов и затрат, сводный баланс активов и пассивов предприятия, график достижения безубыточности.

Если собственных средств для организации дела не хватает, приходится прибегать к кредитам. При этом необходимо просчитать потребность в заемных средствах и соизмерить ее с возможностями своевременного погашения ссуды, тем более что кредит сейчас выдается в основном на короткий срок и под высокие проценты.

Прибегая к ссуде или вкладывая собственные средства, необходимо знать, как «сработают» эти деньги, какой доход принесут. Важно убедиться, что прибыль от использования кредита окажется выше затрат по его привлечению. Другой способ привлечения необходимых средств — найти партнера, желающего вложить свои деньги, тот или иной капитал (здание, оборудование и т.д.) в дело. Правда, в этом случае возникает так называемая партнерская собственность, и доход от бизнеса делится либо поровну, либо в зависимости от величины вложенного капитала, в том числе и акционерного.

Прогноз объема реализации даст представление о доле рынка, которая будет охвачена выпускаемой продукцией (услугами).

Баланс денежных доходов и расходов — это документ, определяющий сумму денег, вкладываемых в проект с разбивкой по времени от момента начала организации фирмы. Главной задачей баланса является проверка синхронности поступления денежных средств от реализации продукции и их расходования, т.е. определение достаточности этих средств на каждый момент времени.

Таблица доходов и затрат показывает доходы от продажи товаров, предоставления услуг, издержки от их производства, суммарную прибыль от продаж, общепроизводственные расходы (по видам), чистую прибыль.

Сводный баланс активов и пассивов фирмы составляется на начало и конец первого года существования проекта. Он служит основой для оценки специалистами коммерческих банков надежности источников финансирования и целесообразности вложения капитала.

Раздел рекомендуется заканчивать графиком безубыточности. График дает возможность определить объем производства (критическую программу), при котором фирма начнет получать прибыль.

Квалифицированное решение финансовых вопросов — одна из самых ответственных проблем для предпринимательства. От этого в значительной степени зависят прибыльность деятельности предпринимателя, успех дела.

Однако нередко стремление предпринимателя все сделать самому, нежелание перепоручить какое-либо дело другому приводят не к самым лучшим результатам. А поскольку речь идет о таком специфическом вопросе, как финансы, где требуются специальные знания, то неудачные решения в этой области могут привести к плачевным результатам или к потере части прибыли.

Чтобы избежать такого нежелательного варианта, целесообразно в случае необходимости прибегать к услугам высококвалифицированного финансиста. Конечно, это дополнительные расходы, но они с лихвой окупятся нахождением с помощью специалиста более выгодного варианта действий.

Таким образом, в результате проделанной работы имеется готовый план действий по достижению поставленных целей. Разработка бизнес-плана даст возможность трезво оценить предприятие, выявить его слабые и сильные стороны, определить, что потребуется для осуществления его деятельности, оценить открывающиеся перспективы, предвидеть возможные трудности, не дать им перерасти в серьезную проблему, докопаться до причин затруднений, а значит, найти пути их устранения. Если затеваемое дело находится на грани банкротства, то работа над планом поможет осознать сомнительность этой затеи и целесообразность отказа от нее.

Истинный предприниматель тем и отличается, что не пасует перед трудностями, сохраняет веру в себя и свое дело при неудачах, не боится в очередной раз начать все сначала. Неутомимость, наличие и использование своеобразного внутреннего мотора позволяют ему справиться с неопределенностью ситуации, спадом в настроении и работе и в конечном счете добиться желаемого результата, испытывая на своем пути не только огорчения, но нередко и огромное удовольствие, ведь деньги не являются единственным мотивирующим фактором для предпринимателя.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. В чем состоит значение планирования деятельности предприятия?

2. Назовите принципы планирования.

3. Какие разделы включает план работы предприятия?

4. Назовите методы планирования.

5. В чем сущность стратегического планирования?

6. Назовите функции стратегического планирования.

7. Назовите основные разделы бизнес-плана.

8. Какое значение имеет составление резюме?

9. Дайте краткую характеристику разделам бизнес-плана.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Тесты

1. Какая из названных позиций правильно характеризует сущность плана:

а) прогноз развития предприятия;

б) концепция деятельности предприятия;

в) программа деятельности предприятия?

2. Какая из перечисленных характеристик правильно отражает сущность планирования:

а) выбор варианта оптимального использования потенциала предприятия;

б) поиск лучшего способа достижения целей предприятия;

в) определение варианта развития предприятия с минимальными затратами?

3. Какие из названных характеристик правильно характеризуют принцип гибкости планирования:

а) корректировка плана в связи с нехваткой ресурсов;

б) адаптация плана к изменениям внешней среды;

в) корректировка плана в связи со сменой руководства предприятия?

4. Принцип непрерывности планирования означает пересмотр планов:

а) каждый квартал;

б) каждый месяц;

в) каждую декаду.

5. Существуют следующие виды планирования:

а) стратегическое;

б) долгосрочное;

в) краткосрочное;

г) текущее;

д) труда и заработной платы;

е) прибыли.

6. Какие из названных позиций правильно характеризуют стратегию развития предприятия:

а) прогноз развития предприятия;

б) модель действий для достижения поставленных целей;

в) план развития предприятия?

7. Что такое стратегия:

а) последовательность этапов деятельности предприятия;

б) набор общих правил для принятия решений, которыми предприятие руководствуется в своей деятельности;

в) конечный этап стратегического управления?

8. Когда отпадает необходимость в стратегии:

а) при достижении желаемых целей;

б) при разработке альтернативных вариантов решения проблем;

в) когда меняются условия внешней среды?

9. Что такое стратегическое планирование:

а) набор правил для принятия решений;

б) последовательность этапов по производству и реализации продукции;

в) процесс разработки стратегий;

г) совокупность мероприятий, осуществляемых для достижения целей организации?

10. Что определяется на первом этапе стратегического планирования:

а) приоритетные направления развития предприятия;

б) критерии и ограничения принятия решений;

в) конечные результаты деятельности предприятия;

г) цели функционирования и развития?

11. Определите правильную последовательность этапов стратегического планирования:

а) анализ внутренней среды — анализ внешней среды — определение целей развития — стратегический выбор — реализация стратегии;

б) установление целей — стратегический выбор — анализ внешней среды — анализ внутренней среды — реализация стратегии — стратегический контроль;

в) установление целей — анализ внешней среды — анализ внутренней среды — стратегический выбор — реализация стратегии — стратегический контроль.

12. Какие из названных позиций правильно характеризуют стратегическое планирование:

а) видение предприятия в будущем;

б) наиболее долгосрочное в сравнении с другими видами планирования;

в) детальный план развития предприятия;

г) способ достижения долгосрочных целей предприятия?

13. Какие из названных позиций характеризуют текущий план:

а) наиболее детальный план работы предприятия;

б) увязка задач всех подразделений предприятия;

в) задания по декадам;

г) задания на год с разбивкой по кварталам.

14. Какие функции выполняет оперативно-производственное планирование:

а) уточняет задания годового плана;

б) определяет внутрипроизводственные задания;

в) осуществляет межцеховое и внутрицеховое планирование?

15. Для чего нужен предприятию бизнес-план:

а) для получения кредита в банке;

б) регистрации предприятия;

в) оценки инвестиционных проектов?

16. Бизнес-план разрабатывается для того, чтобы:

а) проверить реалистичность задуманного;

б) определить способы решения поставленной проблемы;

в) сделать расчет потребности в необходимых ресурсах;

г) сделать расчет производственной мощности предприятия.

17. На какие из названных вопросов должны иметься ответы в разделе «Описание продукта (услуги)»:

а) какие потребности призван удовлетворять продукт (услуга);

б) какой полезный эффект можно получить от продукта предприятия;

в) чем отличается продукт предприятия от товара конкурента;

г) какова трудоемкость изготовления изделий?

18. Какие из перечисленных вопросов должны быть в центре внимания в разделе «Анализ рынка сбыта»:

а) кто является потребителями продукции предприятия;

б) каково мнение потребителей о качестве и цене продукта;

в) каков прогноз развития рынка товара;

г) каковы будут затраты на изготовление продукта;

д) каков может быть объем продаж продукции предприятия?

19. Какие из названных вопросов необходимо отразить в разделе «Оценка конкурентов»:

а) кто является конкурентом фирмы;

б) каковы отличия товара вашей фирмы от товара конкурентов;

в) в чем предприятие рассчитывает превзойти конкурентов;

г) каковы возможности предприятия для выхода на зарубежные рынки;

д) каковы шансы появления новых конкурентов?

20. Что из перечисленного необходимо отразить в разделе «Стратегия маркетинга»:

а) определение цены на продукты предприятия;

б) формы и способы рекламы;

в) выбор каналов сбыта продукции;

г) методы стимулирования потребителей;

д) определение объема производства?

21. Какие из перечисленных вопросов необходимо проработать в разделе «План производства»:

а) какие потребуются мощности;

б) где и на каких условиях будет закупаться сырье и материалы;

в) какое необходимо оборудование;

г) какова конструкция изделия;

д) намечается ли производственная кооперация и с кем;

е) какова материалоемкость изделия?

22. На какие из названных вопросов необходимо дать ответы в разделе «Организационный план»:

а) какие специалисты понадобятся;

б) на каких условиях будут привлекаться специалисты;

в) каким образом будет стимулироваться труд сотрудников;


г) какова будет организационная структура предприятия;

д) какие потребуются помещения;

е) как будут распределены обязанности?

23. Какие вопросы надо проработать в разделе «Финансовый план»:

а) какие средства понадобятся для организации дела;

б) каков будет объем реализации продукции;

в) каковы будут затраты на производство и реализацию продукции;

г) какой объем прибыли возможно получить;

д) какова будет заработная плата сотрудников?

24. Какое место занимает планирование на предприятиях в условиях рынка:

а) используется слабо;

б) границы планирования ограничены;

в) роль планирования возрастает, поскольку с его помощью определяются стратегические и текущие цели развития, средства их реализации в условиях неопределенности внешней среды;

г) связано только с определением заданий производственной программы и дохода?

25. Какие методы планирования используются на предприятии:

а) программно-целевые;

б) расчетно-аналитические;

в) балансовые;

г) экономико-математические?


ГЛАВА 16

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ

16.1. СУЩНОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Понятия экономического эффекта и экономической эффективности относятся к числу важнейших категорий рыночной экономики. Эти понятия тесно связаны между собой.

Экономический эффект предполагает какой-либо полезный результат, выраженный в стоимостной оценке. Обычно в качестве полезного результата выступает прибыль или экономия затрат и ресурсов. Экономический эффект — величина абсолютная, зависящая от масштабов производства и экономии затрат.

Экономическая эффективность — это соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами живого и овеществленного труда, ресурсами. Экономическая эффективность зависит от экономического эффекта, а также от затрат и ресурсов, которые вызвали данный эффект. Таким образом, экономическая эффективность — величина относительная, получаемая в результате сопоставления эффекта с затратами и ресурсами.

Обычно анализируются оба показателя, характеризующие успешность экономической деятельности предприятия, так как по отдельности показатели эффекта и эффективности не могут дать полной оценки деятельности предприятия. Так, на предприятии может сложиться такая ситуация, когда достигнут значительный экономический эффект, выраженный в полученной прибыли, при относительно низкой экономической эффективности. И наоборот, производство может характеризоваться высоким уровнем эффективности при небольшой величине экономического эффекта.

Оценку деятельности предприятия и его экономической эффективности невозможно произвести с помощью одного какого-либо показателя. Многообразие свойств и признаков различных видов производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия обусловливает и многообразие показателей. При этом проблема их использования состоит в том, что ни один из них не выполняет роль универсального показателя, по которому однозначно можно было бы судить об успехах или неудаче в бизнесе. Поэтому на практике всегда используют систему показателей, которые связаны между собой и оценивают или показывают различные стороны деятельности предприятия.

Показатель — это признак, характеризующий какую-либо одну сторону явления, действия, его количественную или качественную характеристику или степень выполнения определенной задачи.

В нашей стране наукой и практикой была сформирована система экономических, финансовых и статистических показателей, разработаны методы их расчета и учета, но они были рассчитаны на централизованно-плановую систему хозяйствования. С переходом к рыночным отношениям эта система показателей как относительно их расчета и учета, так и касательно роли в обосновании решений претерпела определенные изменения. Так, если в условиях плановой системы хозяйствования в оценке деятельности предприятия важную роль играли такие показатели, как выполнение плана, объем товарной продукции, объем валовой продукции, то в условиях рынка на первое место выдвигаются следующие показатели: объем продаж, прибыль, рентабельность и целый ряд оптимизационных. Ориентирование производства на удовлетворение спроса резко усилило значение оценки различных вариантов удовлетворения им спроса.

Все показатели исходя из требований рынка можно разделить:

■ на оценочные, характеризующие достигнутый или возможный уровень развития или результатов той или иной деятельности;

■ затратные, отражающие уровень затрат по осуществлению различных видов деятельности.

Такое деление весьма условно. Оно зависит от цели проводимого анализа. К примеру, показатель «издержки производства» в одном случае может рассматриваться как оценочный, характеризующий достигнутый уровень затрат труда, а в другом случае (при планировании) определяться как затратный, позволяющий установить количество затрат при оказании услуг. То же можно сказать о значимости показателей. Это во многом зависит от характера (вида) деятельности. Например, показатель прибыли, несмотря на всю его важность, далеко не всех интересует в одинаковой степени: арендодателя (земли, зданий, оборудования и др.) больше интересует движение ликвидности в компании, а акционеров интересует не только размер дивидендов, но и курс акций, который зависит от темпов роста объема их продаж.

В зависимости от цели анализа показатели могут выражаться в форме абсолютных, относительных и средних величин. Выделяют также структурные и приростные показатели.

Абсолютные показатели бывают стоимостными и натуральными. В условиях рыночных отношений первостепенное значение придается стоимостным показателям, что обусловлено сущностью товарноденежных отношений. Абсолютные показатели отражают уровень развития предприятия, достигнутый за определенный период времени. Данными показателями являются оборот (объем продаж), валовая и частичная выручка, валовая и частичная прибыль, величина дивидендов, уровень издержек производства и реализации продукции, основные и оборотные производственные фонды, уставной фонд, задолженность и др.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции.

Относительные показатели определяются как отношения абсолютных показателей, характеризующие долю одного показателя в другом, или как отношения разнородных показателей. Процедура их оценки заключается в сравнении отчетных значений с базисными плановыми, средними за предшествующий период, отчетными за предшествующие периоды, среднеотраслевыми, показателями конкурентов и т.д. К этим показателям относятся: прибыль на единицу стоимости основных средств, издержек или уставного фонда; производительность; фондовооруженность труда и др.

Структурные показатели — по расходам, капиталу, доходам — характеризуют долю отдельных элементов в итоговой сумме.

Приростные показатели отражают изменение за определенный период. Они могут быть даны в относительном или абсолютном выражении. Таковыми являются, например, изменение уставного фонда за год, изменение прибыли за год и т.д.

Следовательно, мы имеем дело с разнообразными и разнородными показателями, причем в одном и том же случае одни из них могут улучшаться, а другие ухудшаться. Например, увеличение прибыли при продажах в кредит (в случае задержки с выплатами) ведет одновременно и к уменьшению наличности. В условиях рынка в число контролируемых показателей входят выручка от реализации, объем продаж, размер капитала, сумма чистой прибыли, величина активов, число акционеров, величина выплачиваемых дивидендов, доля экспорта в обороте и др.

Для определения эффективности хозяйственной деятельности предприятия применяется система показателей.

16.2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Один из важнейших факторов повышения эффективности производства на предприятиях — их обеспеченность средствами труда в необходимом количестве и качестве и более полное их использование.

Задачи анализа:

■ определить обеспеченность предприятия и его структурных подразделений средствами труда и уровень их использования по обобщающим и частным показателям, а также установить причины их изменения;



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.