ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Таблица 1
Основное содержание программы
№
| Тема занятия
| Цель, задачи
| Программное содержание
|
|
|
|
|
| Пение как вид музыкальной деятельности «Пришла весна»
| Цель: развитие певческих навыков в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи: 1.Развивать певческие навыки, умение петь лёгким звуком в диапазоне «ре» первой октавы до «до второй октавы», брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, отчётливо произносить слова. 2.Своевременно начинать и заканчивать песню. 3.Эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.
| 1. МРД с пение «Цветы» муз. Н. Бахутовой
2.Игра на детских музыкальных инструментах с пением «Небо синее», «Смелый пилот» муз. Е.Тиличеевой, сл. М.Долинова
3. Распевание «Зайка» муз. В. Карасевой, сл. Н.Френкель, «Сшили кошке к празднику сапожки» детская песенка
4.Пение «Березка» муз. Е. Тиличеевой сл. П. Воронько
5. Хороводная игра «Хоровод цветов»Ю. Слонова.
|
| Пение как вид музыкальной деятельности «Пришла весна»
| Цель: развитие певческих навыков в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
1.Развивать певческие навыки, умение петь лёгким звуком в диапазоне «ре» первой октавы до «до второй октавы», брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, отчётливо произносить слова.
2.Своевременно начинать и заканчивать песню.
3. Эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.
| 1. МРД с пением «Цветы» муз. Н. Бахутовой
2. Игра на детских музыкальных инструментах с пением «Небо синее», «Смелый пилот» муз. Е.Тиличеевой, сл. М.Долинова
3. Распевание «Зайка» муз. В. Карасевой, сл. Н.Френкель, «Сшили кошке к празднику сапожки» детская песенка
4. Пение «Березка» муз. Е. Тиличеевой сл. П. Воронько
5. Хороводная игра «Хоровод цветов»Ю. Слонова.
|
Продолжение приложения 1
Продолжение таблицы 1
|
|
|
|
| Пение как вид музыкальной деятельности «Весна»
| Цель: развитие певческих навыков в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
1.Развивать певческие навыки, умение петь лёгким звуком в диапазоне «ре» первой октавы до «до второй октавы», брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, отчётливо произносить слова.
2.Своевременно начинать и заканчивать песню.
3. Эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.
| 1. МРД с пением «Ворон» рус. нар. обр. Е.Тиличеевой
2. Игра на детских музыкальных инструментах с пением «Дон-дон» рус. нар. песня обр. Р. Рустамова, «Гори-гори ясно!» рус. нар. мелодия обр. И.Берковича
3. Распевание «Зайка» муз. В. Карасевой, сл. Н.Френкель, «Сшили кошке к празднику сапожки» детская песенка
4. Пение «Березка» муз. Е. Тиличеевой сл. П. Воронько
5. Хороводная игра «Ай да берёзка», муз. Т. Потапенко, сл. Ж. Агаджановой;
|
| Пение как вид музыкальной деятельности «В гостях у Царицы Знаний»
| Цель: развитие певческих навыков в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи: 1.Развивать певческие навыки, умение петь лёгким звуком в диапазоне «ре» первой октавы до «до второй октавы», брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, отчётливо произносить слова. 2.Своевременно начинать и заканчивать песню. 3.Эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.
| 1. МРД с пением «Ворон» рус. нар. обр. Е.Тиличеевой
2. Игра на детских музыкальных инструментах с пением «Дон-дон», рус. нар. песня обр. Р. Рустамова, «Гори-гори ясно!», рус. нар. мелодия обр. И.Берковича
3. Распевание «Андрей воробей», рус. нар. песня, обр. Ю. Слонова; «Барабан», муз. Тиличеевой, сл. Н. Найдёновой;
4. Пение «Ландыш», муз. М. Красёва, сл. Н.Франкель;
5. Хороводная игра «Хоровод цветов»Ю. Слонова.
|
Продолжение приложения 1
Продолжение таблицы 1
|
|
|
|
| Пение как вид музыкальной деятельности
| Цель: развитие певческих навыков в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
1.Развивать певческие навыки, умение петь лёгким звуком в диапазоне «ре» первой октавы до «до второй октавы», брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, отчётливо произносить слова.
2.Своевременно начинать и заканчивать песню.
3. Эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.
| 1. МРД с пением «Заинька», рус. нар. обр. Н.Римского-Корсакова
2. Игра на детских музыкальных инструментах с пением «Петушок», рус. нар. песня, обр. М.Красева; «Часики», муз. С. Вольфензона;
3. Распевание «Андрей воробей», рус. нар. песня, обр. Ю. Слонова; «Барабан», муз. Тиличеевой, сл. Н. Найдёновой;
4. Пение «Ландыш», муз. М. Красёва, сл. Н.Франкель;
5. Хороводная игра «Ай да берёзка», муз. Т. Потапенко, сл. Ж. Агаджановой;
|
| Формирование детского голоса
| Цель: развитие певческих навыков в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
1.Развивать певческие навыки, умение петь лёгким звуком в диапазоне «ре» первой октавы до «до второй октавы», брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, отчётливо произносить слова.
2.Своевременно начинать и заканчивать песню.
3. Эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.
| 1. МРД с пением «Заинька», рус. нар. обр. Н.Римского-Корсакова
2. Игра на детских музыкальных инструментах с пением «Петушок», рус. нар. песня, обр. М.Красева; «Часики», муз. С. Вольфензона;
3. Распевание «Андрей воробей», рус. нар. песня, обр. Ю. Слонова; «Барабан», муз. Тиличеевой, сл. Н. Найдёновой;
4. Пение «Ландыш», муз. М. Красёва, сл. Н.Франкель;
5. Хороводная игра «Ай да берёзка», муз. Т. Потапенко, сл. Ж. Агаджановой;
|
Продолжение приложения 1
Продолжение таблицы 1
|
|
|
|
| Формирование детского голоса
| Цель: развитие певческих навыков в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи: 1.Развивать певческие навыки, умение петь лёгким звуком в диапазоне «ре» первой октавы до «до второй октавы», брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, отчётливо произносить слова. 2.Своевременно начинать и заканчивать песню. 3.Эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.
| 1. МРД с пением «Ёжик и мышки» муз. М. Красева, сл. М. Клоковой
2. Игра на детских музыкальных инструментах с пением «Жил у бабушки чёрный баран», рус. нар. шуточная песня обр. В. Агафонникова.
3. Распевание «Считалочка», муз. И. Арсеева; «Паровоз», «Петрушка», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель
4. Пение «Птичий дом», муз. Ю. Слонова, сл. О.Высотской;
5. Хороводная игра «А я по лугу», рус. нар. песня, обр. В. Агафонникова;
|
| Формирование детского голоса
| Цель: развитие певческих навыков в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
1.Развивать певческие навыки, умение петь лёгким звуком в диапазоне «ре» первой октавы до «до второй октавы», брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, отчётливо произносить слова.
2.Своевременно начинать и заканчивать песню.
3. Эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.
| 1. МРД с пением «Ёжик и мышки» муз. М. Красева, сл. М. Клоковой
2. Игра на детских музыкальных инструментах с пением «Жил у бабушки чёрный баран», рус. нар. шуточная песня обр. В. Агафонникова.
3. Распевание Считалочка», муз. И. Арсеева; «Паровоз», «Петрушка», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель
4. Пение «Птичий дом», муз. Ю. Слонова, сл. О.Высотской;
5. Хороводная игра «А я по лугу», рус. нар. песня, обр. В. Агафонникова;
|
Продолжение приложения 1
Продолжение таблицы 1
|
|
|
|
| Формирование детского голоса
| Цель: развитие певческих навыков в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
1.Развивать певческие навыки, умение петь лёгким звуком в диапазоне «ре» первой октавы до «до второй октавы», брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, отчётливо произносить слова.
2.Своевременно начинать и заканчивать песню.
3. Эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.
| 1. МРД с пением «Хоровод в лесу» муз. М. Иорданского
2. Игра на детских музыкальных инструментах с пением «Петушок», рус. нар. песня, обр. М.Красева; «Часики», муз. С. Вольфензона
3. Распевание Считалочка», муз. И. Арсеева; «Паровоз», «Петрушка», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель
4. Пение «Птичий дом», муз. Ю. Слонова, сл. О.Высотской;
5. Хороводная игра «А я по лугу», рус. нар. песня, обр. В. Агафонникова;
|
| Формирование детского голоса
| Цель: развитие певческих навыков в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
1.Развивать певческие навыки, умение петь лёгким звуком в диапазоне «ре» первой октавы до «до второй октавы», брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, отчётливо произносить слова.
2.Своевременно начинать и заканчивать песню.
3. Эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.
| 1. МРД с пением «Хоровод в лесу» муз. М. Иорданского
2. Игра на детских музыкальных инструментах с пением Дон-дон», рус. нар. песня обр. Р. Рустамова, «Гори-гори ясно!», рус. нар. мелодия обр. И.Берковича.
3. Распевание Считалочка», муз. И. Арсеева; «Паровоз», «Петрушка», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель
4. Пение «Птичий дом», муз. Ю. Слонова, сл. О.Высотской;
5. Хороводная игра «Хоровод цветов»
Ю. Слонова
|
Приложение 2
Интервьюирование
Цель: выявить роль вокально-хоровых упражнений в развитии певческих навыков старших дошкольников.
Вопросы интервьюирования:
1. Используете ли вы на музыкальных занятиях вокально-хоровые упражнения?
2. Для чего нужно применять вокально-хоровые упражнения?
3. По какой методике вы развиваете певческие навыки старших дошкольников?
4. Какие вокально-хоровые упражнения вы используете на музыкальных занятиях?
5. Нужен ли вам сборник вокально-хоровых упражнений для развития певческих навыков старших дошкольников?
Приложение 3
Таблица 2
Результаты интервьюирования
№ музыкального руководителя
| Вопросы и ответы интервьюирования
| 1. Используете ли вы на музыкальных занятиях вокально-хоровые упражнения?
| 2. Для чего нужно применять вокально-хоровые упражнения?
| 3. По какой методике вы развиваете певческие навыке старших дошкольников?
| 4. Какие вокально-хоровые упражнения вы используете на музыкальных занятиях?
| 5. Нужен ли вам сборник вокально-хоровых упражнений для развития певческих навыков старших дошкольников?
|
| «Да»
| «Для развития музыкальных способностей»
| И. Каплунова. И. Новоскольцева программа «Ладушки», В.А. Петрова, К.В. Тарасова «Истоки»
| На дыхание. звукообразование, дикцию. чистоту интонирования
| «Да»
|
| «Да»
| «Для развития певческих навыков»
| И. Каплунова. И. Новоскольцева программа «Ладушки». И.П. Костин «Камертон»
| Упражнение из перечисленных методик
| «Да»
|
| «Да»
| «Для развития речи, музыкальности»
| В.А. Петрова, К.В. Тарасова «Истоки», «Искусство слышать» В.О. Усачева, Л.В. Школяр
| Упражнение из перечисленных методик
| «Да»
|
Приложение 4
Таблица 3
Тестирование уровня развития певческих навыков О. В. Гончаровой
№ ребёнка
| Задания
| Вокально-хоровые навыки
|
| Проговорить в небыстром темпе в полный голос скороговорки на согласные: С-Ш
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
К-Р
Красной краской красят крышу.
Б-П
У быка бела губа была тупа.
Ч-СК
Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая. Л-Р-К
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот Т-П
От топота копыт пыль по полю летит
| Дикция и артикуляция
|
| Упражнения на распевания из музыкального букваря Н.А. Ветлугиной Бубенчики Лесенка
Цирковые собачки
| Певческая установка, диапазон, примарные тоны голоса
|
| Спеть знакомую ему песню без музыкального сопровождения сольно
| Дыхание, звукообразование, чистота интонирования
|
| Спеть знакомую песню хором с сопровождением
| Чувство ансамбля
|
Приложение 5
Критерии оценивания
Критерии выявления уровня развития каждого певческого навыка делятся на три уровня: высокий З балла, средний 2 балла, низкий 1 балл.
Певческая установка.
Высокий уровень. Правильная поза во время пения. Прямое положение корпуса и головы обеспечивает естественные движения вдоха и выдоха, как в дыхательных органах, так и в голосовом аппарате.
Средний уровень. Меняет положение корпуса во время пения. Правильную позу меняет на расслабленную.
Низкий уровень. Поза неверная, не реагирует на замечания музыкального руководителя, ведет себя произвольно.
Дикция и артикуляция.
Высокий уровень. Во время исполнения песни слова, гласные и согласные буквы пропеваются правильно и точно, выразительно.
Средний уровень. Не четкое произношение низких звуков согласных
Низкий уровень. Молчит, не поет.
Дыхание.
Высокий уровень. Дети берут дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, рационально используют дыхание и умеют управлять им в процессе пения.
Средний уровень. Берет дыхание в середине фразы
Низкий уровень. Не контролирует свое дыхание
Звукообразование и звуковедение.
Высокий уровень. Дети спокойно извлекают звук на мягкой атаке, умеют его тянуть, поют связно напевно без толчков, естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения.
Средний уровень. Поет крикливо, прерывисто.
Низкий уровень. Не слышит музыку, поет криком или просто говорит.
Диапазон.
Высокий уровень. Диапазон соответствует старшему дошкольному возрасту «до» (ре) первой октавы - «до» (ре) второй октавы. Владеет свободно легко, в перспективе есть звуки, выходящие за эти пределы.
Средний уровень. Диапазон соответствует старшему дошкольному возрасту, но звуки ещё не уверенные.
Низкий уровень. Диапазон небольшой, не соответствует старшему дошкольному возрасту.
Чистота интонации.
Высокий уровень. Точное воспроизведение мелодии в процессе пения
Средний уровень. Верное воспроизведение мелодии в процессе пения с небольшими неточностями.
Низкий уровень. Фальшивое пение.
Ансамбль.
Высокий уровень. Умеет согласовывать с другими не выделяясь по силе звука, не отставая от партнеров по пению и не опережая их
Средний уровень. Согласовывает своё пение с другими, но иногда поёт не чисто, или с неподходящей силой звука.
Низкий уровень. Поёт несогласованно, в своём темпе, ритме, может уйти в другую тональность.
Приложение 6
Таблица 4
Результаты тестирования до и после исследования
Певческие навыки
| До
| После
| До
| После
| До
| После
| Низкий
| Средний
| Высокий
| Певческая установка
| 40%
| 20%
| 50%
| 50%
| 10%
| 30%
| Дикция и артикуляция
| 50%
| 30%
| 40%
| 50%
| 10%
| 20%
| Дыхание
| 60%
| 50%
| 40%
| 40%
| 0%
| 10%
| Звукообразование и звуковедение
| 50%
| 30%
| 30%
| 50%
| 20%
| 20%
| Диапазон
| 40%
| 20%
| 50%
| 60%
| 10%
| 20%
| Чистота интонации
| 30%
| 20%
| 60%
| 70%
| 10%
| 10%
| Ансамбль
| 50%
| 20%
| 50%
| 60%
| 0%
| 20%
| Итого улучшение составило
| 45,7%
| 27,1%
| 45,7%
| 54,2%
| 8,5%
| 18,5%
|
\
Приложение 7
Анкетирование
Цель: выявление результативности сборника «Звонкий голосок» по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста.
1. Нужен ли вам сборник «Звонкий голосок» для работы с детьми?
А) да
Б) нет
В) иногда
2. Что вам понравилось в сборнике «Звонкий голосок»?
А) вокально-хоровые упражнения
Б) музыкальные игры
В) песенный репертуар
3. Кому ещё будет полезен сборник «Звонкий голосок»?
А) студентам
Б) музыкальным руководителям
В) оба варианта
4. Понравился ли вам сборник?
А) да
Б) нет
В) затрудняюсь ответить
5. Оставьте отзыв о сборнике «Звонкий голосок».
Благодарим Вас за участие в анкетировании!
Приложение 8
Таблица 6
№
| Вопросы анкетирования
| 1. Нужен ли вам сборник «Звонкий голосок» для работы с детьми?
| 2. Что вам понравилось в сборнике «Звонкий голосок»?
| 3. Кому ещё будет полезен сборник «Звонкий голосок а»?
| 4. Понравился ли вам сборник?
| 5. Оставьте отзыв о сборнике «Звонкий голосок а».
|
| А) Да
| Б) комплексы вокально-хоровых упражнений
| Б) музыкальным руководителям
| А) да
| Материал представлен в логической последовательности, сжато и чётко
|
| А) Да
| В) песенный репертуар
| А) студентам
| А) да
| Сборник выполнен в полном объёме в соответствии с требованием.
|
| А) Да
| А) вокально-хоровые упражнения
| В) оба варианта
| А) да
| Работа выполнена достаточно на высоком уровне
| Итог
| А-100% «да»
| А-33,3%
Б-33,3%
В-33,3%
| А-33,3%
Б-33,3%
В-33,3%
| А-100% «да»
| Все отзывы положительные
|
|