Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Особенности развития певческих навыков



§2. Особенности развития певческих навыков

старших дошкольников

Психологи и педагоги отмечают, что певческая деятельность с пятого жизни внимание становиться более устойчивым, совершенствует восприятие. Повышается способность откликаться на содержание песни, улавливать ритмический рисунок, тембр голоса, силу звучания. Дети узнают и запоминают песни, пытаются передать их выразительные интонации. Поэтому и музыкальный язык песен становиться более красочным и разнообразным. Возрастают певческие возможности, дыхание становиться более глубоким и продолжительным.

Дети шестого года жизни уже имеют определенный музыкальный опыт. Появляются элементы творчества в пении, музыкальных играх, плясках. Развиваются способность анализировать песни и инструментальные музыкальные произведения. Совершенствуется дыхание, расширяется диапазон голоса. Возникает система представлений о высоте, тембре, силе звука. Дети представляют поставленную цель, подчиняют ей способ и порядок выполнения действий. В пении, музыкальной игре дети сознательно стремятся к выразительности создаваемых образов.

У детей седьмого года жизни восприятие более целенаправленно, более развитой становиться восприимчивость к оттенкам музыкальной выразительности. Они могут различать направления движения мелодии, понижение и повышение звуков, звуки различные по высоте и длительности, смену темпов в пении. Возрастают певческие возможности детей. Диапазон песен расширяется от первой октавы до ре второй октавы. Формируется система оценок, и на этой основе начинаются развиваться музыкальный вкус. Благодаря развитой речи дети свободно высказывают свои суждения о содержании песен.

Несмотря на доступность певческой деятельности важно помнить о том, что возможности ребёнка-дошкольника в области пения очень ограничены. Его хрупкий голосок аппарат непрерывно растет, как и весь организм.

Голосовые связки у детей короткие и тонкие, небо малоподвижное, гортань с голосовыми связками в 2-3,5 раза меньше гортани взрослого. Детские легкие малы, что оказывает влияние на певческое дыхание ребёнка, силу его голоса. В результате звук детского голоса, образовавшийся в гортани, особенно в младшем дошкольном воз­расте, высокий, легкий, звонкий, но очень слабый.

Голос усиливается резонаторами. Различают верхний головнойрезонатор (полость глотки, рта, придаточные полости носа) и нижний грудной(полость трахей и бронхов). У детей дошкольного возраста преобладает головной резонатор, грудной же, дающий голосу на­сыщенность (что естественно для пения взрослых), развит слабо. Дети дошкольного возраста поют, как правило, фальцетом.Фальцетное звучание бестембровое, лишено какой-либо насыщенно­сти.

Мышечная сила дошкольников еще очень слаба, и при пении значительная ее часть затрачивается на преодоление инерции окру­жающего воздуха. Поэтому нельзя требовать, чтобы ребенок пел громче. Напряжение голоса приводит к тому, что он теряет легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик. Кроме того, чрезмерно громкое пение, громкий разговор портят голосовые связки, ведут к срыву голоса, понижают слух. При есте­ственном же звучании голоса (фальцете) он оберегается от перена­пряжения и форсированного звучания.

Что касается грудного звучания, благодаря которому голос при­обретает большое количество обертонов и становится более силь­ным, его формирование в полной мере невозможно даже у старших дошкольников.

Невелик и диапазон (расстояние между нижним и верхним зву­ками) детских голосов в дошкольном возрасте. По данным исследо­ваний (Н. А. Ветлугина, А. И.Катинене и др.) детские голоса звучат ненапряженно и естественно в пределах ре — си первой октавы. В этом диапазоне дети поют чище интонационно, естественно, сво­бодно и красиво. Так, например, по данным Н. А. Ветлугиной: в младшем дошкольном возрасте — это ми — ля (2 — 3 года), ре —ля (3 — 4) первой октавы; в среднем дошкольном возрасте — ре — си первой октавы (4 — 5лет); в старшем дошкольном возрасте до (ре) первой октавы — до (ре) второй октавы (6 — 7 лет).

Исследования К. В.Тарасовой свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте голоса детей делятся на три природных типа: высокие, средние и низкие, каждый из которых характеризуется присущими ему тембровой окраской, звуковысотным диапазо­ном. Зона свободного звучания у высоких детских голосов охватывает диапазон ре — ля первой октавы, у средних голосов — до — соль первой октавы, у низких — до — фа (соль) первой октавы. В связи с этим автор отмечает, что работа по постановке детского певческого голоса должна начинаться уже в младшем дошкольном возрасте, но проводиться очень осторожно и постепенно, в соответ­ствии с природными типами голосов. Сказанное позволяет утверждать, что первоочередной задачей педагога является охрана голоса ребенка, его слуха.

Для этого необ­ходимо создавать благоприятную «звуковую атмосферу», способ­ствующую охране голоса и слуха ребенка:

1. удерживать детей от громкого (особенно длительного) пения, разучивания;

2. при выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапа­зон песен;

3. следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не визжали, добиваться нормального, естественного тона в разговоре в любых условиях; не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 2 — 3), на праздниках (не более 4 — 5, а в младших груп­пах — 3);

4. не петь на улице при температуре воздуха ниже +18°С и влаж­ности выше 40 — 60%.

Охране детского голоса содействует продуманный подбор музыкального репертуара, соответствующего певческим возрастным возможностям детей. Возможности выбора репертуара особенно ограниченны в песни вследствие выделенных выше особенностей детского голосового аппарата. Дети затрудняются в воспроизведении сложного ритмического рисунка мелодии, у них скромные фонетические и лексические возможности речи в младшем дошкольном.

Помимо требований художественности и доступности к репертуару детских песен предъявляется еще ряд требований: мелодии песен должны быть простые, яркие и разнообразные по характеру, познавательные в отношении содержания текста; тематика песен разнообразная, но близкая и понятная детям; песни должны быть педагогически ценными, отвечать дидактическим требованиям: доступности, систематичности и последовательности, сознательности, активности.

Таким образом, к особенностям развития певческих навыков старших дошкольников относятся ограниченные возможности ребёнка 6-7 лет. Его хрупкий голосовой аппарат непрерывно растет и ещё слабый. Диапазон детей старшего дошкольного возраста до (ре) первой октавы — до (ре) второй октавы, что требует тщательного подбора вокального репертуара в соответствии с требованиями художественности и доступности. Первоочередной задачей педагога является охрана голоса ребенка, его слуха.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.