Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Условия развития певческих навыков



§3. Условия развития певческих навыков

 Важным условием для обучения детей пению является создание благоприятной звуковой атмосферы, способствующей развитию голоса и слуха.

Певческая деятельность - это сложный процесс звукообразования, в котором особую роль играет вокально-слуховая координация. Это координация того, как ребенок слышит и как он воспроизводит услышанное. Татьяна Сергеевна Овчинникова в своей книге "Логопедические распевки" пишет: "Чтобы добиться устойчивых, правильных певческих навыков, необходимо научить детей, в первую очередь, различать на слух нормальный и нарушенный тембр, изменения силы, высоты голоса, то есть сформировать у них эталон правильного голосоведения и интонирования"

О необходимости раннего обучения правильной вокализации говорил основоположник русской вокальной школы, педагог и композитор Александр Егорович Варламов. Он считал, что при соблюдении всех правил детского голоса на занятиях, голос приобретает гибкость и силу, что взрослому дается с трудом. Варламов также настоятельно рекомендовал заниматься декламацией, читать вслух текст вокального произведения, работать над дикцией, над речитативом и в итоге «ударение ораторское соединять в точности с ударением музыкальным».

Окружающая музыкальная атмосфера в дошкольном учреждении и в семье является важным условием развития певческих навыков. К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду относятся: музыкальные занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, совместная музыкальная деятельность взрослых и детей в повседневной жизни ДОУ.

Музыкальные занятия — главная форма музыкального обучения в детском саду. Музыкальные занятия могут быть вариативными в зависимости от структуры, содержания, участия всех детей, подгрупп, включения всех или отдельных видов музыкальной деятельности. В зависимости от состава детей занятия подразделяют на следующие виды: - фронтальные (объединяющие всю возрастную группу), - групповые (большие группы по 4 — 7 детей), - индивидуальные, объединенные (занимаются 2 - З возрастные группы).

По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические (а фронтальные бывают еще и комплексными) в зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы.

Типовое занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности.

В доминантном, какой-либо вид музыкальной деятельности преобладает. Вариант доминантного занятия — выстраивание его содержания для развития отстающей у ребенка музыкальной способности. В подобном случае доминируют те виды деятельности, которые могут ее развить. Используется этот вид занятий на занятиях фронтальных, индивидуальных и по подгруппам.

На тематическом занятии выбирается одна тема, объединяющая все виды музыкальной деятельности. Тематическое занятие также может быть фронтальным, индивидуальным и по подгруппам.

Комплексное занятие содержит различные виды искусства, виды художественной деятельности. Оно бывает фронтальным, проводится со всей группой детей.

Необходимым условием развития певческих навыков является соблюдение возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Развлечения с использованием музыки (концерты, детские оперы, музыкальные игры-драматизации, кукольные спектакли, веселые соревнования, викторины и т.д.) являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия.

Виды и формы развлечений. В детском саду проводятся разнообразные развлечения. Виды их зависят от характера участия в них детей. С одной стороны, это развлечения, где дети выступают в роли слушателей или зрителей; такие развлечения обычно готовятся и проводятся взрослыми. Сценарий, как правило, включает более сложный репертуар (имеется в виду исполнительство, а не восприятие его детьми). Содержание чаще всего носит познавательный характер (знакомство с творчеством композитора, писателя, поэта, с жанровыми особенностями искусства, с различными сторонами общественной и социальной жизни).

1. Музыкально-литературные композиции создаются на основе монтажного соединения различных по жанру, стилю, ритму и содержанию художественных литературных произведений, предназначенных для коллективного исполнения их детьми или взрослыми (возможно и их совместное участие).

2. Музыкальные игры и игры-забавы являются интересной формой развлечения и могут проводиться с детьми всех возрастов. Сюжетность и образность этих развлечений органически сочетаются с музыкой.

3. Новая игрушка. Одной из форм развлечений может быть внесение в группу новой игрушки. Новизна, ее внешняя привлекательность радует ребенка. Воспитатель действует с игрушкой, объясняет, как с ней играть, дает характеристику художественному образу. В руках увлеченного взрослого игрушка оживает, становится любимой, желанной для ребенка. Исполненная при этом пляска или песня сближает детей с игрушкой, помогает использовать ее в дальнейших самостоятельных играх.

4. Инсценировки, игры-драматизации, спектакли кукол — наиболее распространенные формы развлечений в детских садах. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Кукольный театр превращается для них в настоящий праздник. Спектакли кукол чаще всего подготавливаются взрослыми или школьниками. Небольшие сценки с куклами могут показать для малышей ребята подготовительной к школе группы.

5. Танцевальные и оперные миниатюры могут быть также использованы в качестве развлечений. Это небольшие сольно-хоровые или хореографические театрализованные сценки: танец Волка и Красной Шапочки, Буратино и Мальвины, опера И.Саца «Золотое яичко», игровая сценка «Кто виноват?» Ю.Чичкова и др.

В других развлечениях, таких, как аттракционы, соревнования, музыка носит эпизодический характер.

Праздник является одной из самых ярких форм организации музыкальной деятельности детей. В настоящее время в детском саду отмечаются праздники: Новый год, Международный женский день 8 марта, День защитника Отечества, День Победы. Кроме государственных праздников проводятся календарные, связанные с определенным временем года: Осенний праздник, Праздник весны. Отмечаются в дошкольных учреждениях и так называемые бытовые праздники. Так, в подготовительной к школе группе традиционно празднуется Выпуск детей в школу. По инициативе сотрудников дошкольного учреждения могут проводиться праздники, связанные с важными датами в жизни данного учреждения или города, в котором оно находится.

Музыка в повседневной жизни детского сада - форма организации музыкальной деятельности детей. Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурсиях, на утренней гимнастике и физкультурных занятиях.

Использование музыки в быту входит в обязанности воспитателя. Музыкальный руководитель консультирует его: рекомендует музыкальный репертуар, музыкально-дидактические игры; подбирает задания и упражнения для обучения детей игре на музыкальных инструментах и т. д. Развлечения и праздничные утренники готовит музыкальный руководитель с помощью воспитателей.

Музыка в быту детского сада: слушание в записи, на прогулке; фон для игр, во время приёма, укладывания спать; самостоятельная музыкальная деятельность детей; упражнения, игры, утренняя гимнастика; музыка на занятиях в группе.

К педагогическим условиям развития певческих навыков относятся: наличие певческой установки для воспитанников; систематическая работа над дыханием и звукообразованием; формирование певческой интонации.

Поэтому необходимо владеть методикой обучения пению и беречь голос ребёнка. Подбираются такие приёмы вокальной техники, которые наиболее эффективно способствуют развитию детского голоса.

Следующим важным условием является работа над дыханием, это один из основных факторов голосообразования. В процессе звукообразования (которое должно быть звонким, легким, напевным, подвижным, естественным) дети должны петь без крика и напряжения.

Музыкальное воспитание в семье должно быть направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, развивать общую музыкальность. Первый признак - способность чувствовать характер музыки, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение.

Таким образом, к условиям развития певческих навыков относится создание благоприятной звуковой атмосферы, способствующей развитию голоса и слуха, а также окружающая музыкальная атмосфера в дошкольном учреждении и в семье. Необходимым условием развития певческих навыков является соблюдение возрастных и индивидуальных особенностей детей. К педагогическим условиям развития певческих навыков относятся: наличие певческой установки для воспитанников; систематическая работа над дыханием и звукообразованием; формирование певческой интонации.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.