Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Этапы работы над проектом



§5. Этапы работы над проектом

5.1. Обоснование идеи проекта

На музыкальных занятиях присутствуют все виды деятельности, где пение является основным видом исполнительства, в котором участвуют все дети разные по уровню развития музыкальных способностей, тем самым доставляя детям особенную радость от пения.

Необходимы такие групповые и индивидуальные доминантные музыкальные занятия, которые бы способствовали индивидуальному подходу в развитии певческих навыков. Чтобы более одарённые дети могли раскрыть свои способности и развиваться быстрее, а менее одарённые освоили элементарные певческие навыки.  

Поэтому мы создали программу по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста на групповых доминантных музыкальных занятиях, в которых преобладает пение и сборник «Звонкий голосок», который состоит из распевания, музыкально-дидактических игр, песенного репертуара и хороводных игр.

 

 

5.2. Программа

 

 

Пение является доступным видом детского музыкального исполнительства, в котором активно развиваются певческие навыки ребенка, музыкальные способности, нравственные и эстетические чувства, укрепляется интеллект и физическое здоровье.

Программа разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного возраста под редакцией Н.Е. Веракса, программы «Ладушки»– «Праздник каждый день» под редакцией И.М. Каплуновой. Программа состоит из календарно-тематического плана и 10 конспектов доминантных музыкальных занятий.

Цель: развитие певческих навыков старших дошкольников.

Задачи:

- формировать у детей певческие навыки и умения;

- обучать детей исполнять песни на занятиях с помощью музыкального руководителя и самостоятельно, с сопровождением и без него;

- развивать музыкальный слух, различать интонационно точное и неточное пение звуков по высоте, длительности;

- развивать певческий голос и расширять его диапазон;

- формировать певческое и речевое дыхание, изменение силы и высоты голоса.

Методическим обеспечением программы стал сборник «Звонкий голосок», который состоит из трёх разделов. В первый раздел вошли упражнения для распевания на дыхание, звукообразование, чистоту интонирования, дикцию, артикуляцию. Второй раздел состоит из дошкольного песенного репертуара. Третий раздел состоит из конспектов доминантных музыкальных занятий по развитию певческих навыков.

Программа «Звонкий голосок» рассчитана на работу музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста на доминантных занятиях с преобладанием исполнительской деятельности – пение.

Сроки выполнения программы: 2 месяца, 2 раза в неделю по 25-30 минут, 10 музыкальных занятий. Календарно-тематический план программы в прил.1 таблице 1.

 

 

5.3. Оценка содержания проекта

 

 

Для выявления результативности проекта мы провели следующие методы исследования: интервьюирование, тестирование, анкетирование. В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста, 3 музыкальных руководителя г. Сибая МДОБУ ЦРР детский сад «Белоснежка», МДОБУ детский сад «Ляйсан», МДОБУ детский сад «Белочка».

С целью выявления роли распевания по развитию певческих навыков старших дошкольников мы провели интервьюирование музыкальных руководителей. Содержание интервьюирования дано в прил.2, результаты отражены в таблице 2, прил.3.

Таким образом мы выяснили, что все исследуемые музыкальные руководители 100% используют упражнения для распевания на музыкальных занятиях. Применяют эти упражнения для развития музыкальных способностей, певческих навыков, развития речи. Музыкальные руководители работают по таким методикам: И. Каплуновой. И. Новоскольцевой программы «Ладушки», И.П. Костина «Камертон», В.А. Петровой, К.В. Тарасовой, «Истоки», «Искусство слышать» В.О. Усачевой, Л.В. Школяр. На музыкальных занятиях используются вокально-хоровые упражнения из вышеперечисленных методик. 100% музыкальных руководителей ответили, что им нужен сборник для развития певческих навыков старших дошкольников.

Нами было проведено тестирование с целью выявления результативности работы по сборнику «Звонкий голосок». Содержание тестирования дано в прил.4, таблице 3, критерии оценивания указаны в прил. 5, результаты представлены в прил.6, таблице 4, рис.1.

 

Рис. 1 Уровень развития певческих навыков

Из рис. 1 видно, что до вокально-хоровой работы с детьми по сборнику «Звонкий голосок» высокий уровень развития певческих навыков показали 8,5% детей. После исследования этот показатель стал 18,5 %, улучшение составило 10%. У детей с высоким уровнем развития певческих навыков отличная певческая установка, то есть правильная поза во время пения. Прямое положение корпуса и головы обеспечивает естественные движения вдоха и выдоха, как в дыхательных органах, так и в голосовом аппарате. Развита дикция и артикуляция. Во время исполнения песни слова, гласные и согласные буквы пропеваются правильно и точно, выразительно. Дыхание дети берут перед началом пения и между музыкальными фразами, рационально его используют и умеют управлять им в процессе пения. Звукообразование спокойное, дети извлекают звук на мягкой атаке, умеют его тянуть, поют связно напевно без толчков, естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения. Диапазон соответствует старшему дошкольному возрасту «до» (ре) первой октавы - «до» (ре) второй октавы. Чистота интонации соответствует точному воспроизведению мелодии в процессе пения. Развито чувство ансамбля, дети умеют согласовывать своё пение с другими не выделяясь по силе звука, не отставая от партнеров по пению и не опережая их.

Средний уровень развития певческих навыков до вокально-хоровой работы с детьми был 45,7% , а после стал 54,2%, улучшение составило 8,5%. У детей со средним уровнем развития певческих навыков певческая установка меняется во время пения. Дикция и артикуляция не достаточно чёткая. Дыхание не всегда верное, иногда могут взять его в середине фразы, так как недостаточно развито. Звукообразование временами переходит на зажатое и крикливое. Диапазон немного отстаёт от требований к старшему дошкольному возрасту. Чистота интонации иногда нарушается и допускаются небольшие неточности во время пения. Чувство ансамбля развито, но иногда поёт несогласованно.

Низкий уровень развития певческих навыков до начала вокально-хоровой работы был замечен у 45,7% детей, после стал 27,1%. Улучшение составило 18,6%. Певческая установка неверная. Дыхание, дикция, артикуляция, чистота интонации, звукообразование, чувство ансамбля недостаточно развиты.

Нами было проведено анкетирование с целью выявления результативности сборника «Звонкий голосок» по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста. Содержание анкетирования дано в прил.7, результаты представлены в рис.2, таблице 5, прил.8.

Рис.2 Результаты анкетирования музыкальных руководителей

Из рис. 2 видно, что на первый вопрос «Нужен ли вам сборник для развития певческих навыков?» все музыкальные руководители ответили «Да», это означает, что сборник для работы с детьми нужен им на 100%. На второй вопрос «Что вам понравилось в сборнике «Звонкий голосок?» 33,3% ответили, что им понравились «упражнения для распевания», 33,3 %, «что песенный репертуар» и 33,3% «дошкольный песенный репертуар».

На третий вопрос «Кому ещё будет полезен сборник «Звонкий голосок»?» музыкальные руководители ответили, что «студентам» - это составило 33,3 %. Музыкальным руководителям что составило тоже 33,3%, некоторые ответили, что и «музыкальным руководителя и студентам» нужен сборник, что составило 33,3%. На четвертый вопрос «Понравился ли вам сборник? все музыкальные руководители ответили «Да», что составило 100%. В пятом пункте анкетирования музыкальные руководители оставили положительные отзывы о сборнике «Звонкий голосок».

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.