Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методика развития певческих навыков



§4. Методика развития певческих навыков

 

 

Наиболее действенным методом формирования певческих навыков является упражнение (целенаправленное, специально организованное повторяющееся действие). Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется и говорит о формировании навыков. Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных частных операций [36, с. 77].

Как показывает практика, не все упражнения соответствуют критериям эффективности при обучении детей (5-7лет) вокалу. Возникает необходимость анализа критериев отбора, наиболее действенных вокальных упражнений, влияющих на успешность процесса формирования полезных навыков пения.

Среди первичных певческих навыков в вокальном развитии детей, педагоги выделяют: навык четкой артикуляции, навык певческого дыхания, навык «тянуть звук, петь плавно».

В.В. Емельянов, говоря о дыхании, подчеркивает, несколько изменив известную фразу итальянского педагога Ламперти Ф., что: «Школа пения есть школа «вы-дыхания» [22, с 88].

Эту позицию поддерживает и Н.Б. Гонтаренко, говоря, что для пения принципиальное значение имеет не столько тип дыхания, сколько характер выдоха. То, что процесс пения – это организованный выдох, подтверждено и исследованиями многих физиологов (В.П. Морозов, Юссон Р. и др.). Для нас также важно это положение, так как при работе с детьми старшего дошкольного возраста, большое значение играет формирование такого навыка, как «тянуть звук, петь плавно».

Придерживаясь аналогичной точки зрения, С.Н. Богаченко анализирует высказывания выдающихся вокалистов о дыхании и делает вывод, что дыхание в пении должно быть свободным, естественным, как в речи, что наиболее соответствует физиологии голосового аппарата ребенка и позволяет сохранять естественное положение гортани в пении.

Л.Б. Дмитриев, основываясь на рентгенологических исследованиях, а также учитывая субъективные мнения певцов, пришел к выводу, что качество звучания не связано с уровнем состояния гортани - высококачественное звучание можно наблюдать и при пониженной и при повышенной гортани, как и при гортани, расположенной на уровне положения покоя [19, с.12].

Именно на этом основывается американский педагог Сэт Риггз в своей методике «Пение в речевой позиции». «Только расслабленное, стабильное положение гортани обеспечит вашему звуку баланс низких, средних и высоких гармонических составляющих» [41, с.39].

Речевое пение (речевое положение гортани), по его мнению - основа голосовой свободы. Речевое пение - это естественный прием, при котором голос:

1. Создается без усилий. Когда мышцы вне гортани (внешние мышцы) не вмешиваются в процесс образования звука, голосовым связкам легче балансировать с потоком воздуха. Кроме того, когда освобождается процесс образования звука, то освобождается и артикуляция, что позволяет пропевать все слова легко и внятно.

2. Сбалансирован по качеству. Расслабленная и стабильная гортань ведет к стабильной позиции резонансной системы, при которой в голосе всегда поддерживается соответствующий баланс верхних, средних и нижних гармонических составляющих, вне зависимости от диапазона в котором вы поете [41, с.47].

Стабильное положение гортани в пении также влияет на своевременное и наиболее незаметное переключение голосовых регистров (грудной, головной), что влияет на формирование полноценного певческого диапазона.

Большое значение в процессе формирования полезных певческих навыков у детей имеет дикция и артикуляция. Дикция - это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Артикуляция –это правильное и отчетливое произношение звуков. «Звуковая палитра невозможна без художественной выразительности слова» [16, с.128].

С.Н. Богаченко выделяет следующие задачи вокальной дикции:

1. Получить разборчивое вокальное слово.

2. Получить естественную речевую интонацию вокального слова.

3. Чтобы вокальное слово не мешало формированию певческого звука.

Это очень важно при формировании такого навыка у детей, как «тянуть звук, петь плавно» Практика показывает, что дети старшего дошкольного возраста часто пользуются речевыми стереотипами. Это особенно заметно у детей, которые вначале всегда применяют речевые координации. Они «поют, как говорят» в буквальном значении этого слова, и потому певческие качества их голосов не могут проявиться в достаточной мере» [18,c. 75-76 с.].

Н. Б. Гонтаренко считает, что выработке безупречной дикции способствует наибольшая подвижность губ и языка – они, по ее мнению, не должны быть вялыми.

Наряду с такими навыками как певческое дыхание и артикуляция, педагоги выделяют у детей такое важное качество голоса, как протяжность, другими словами полетность голоса – это свойство правильно поставленного певческого голоса быть хорошо слышимым в зале. Полетность связана с наличием в тембре голоса высокой певческой форманты, особенно хорошо воспринимаемой слухом. Большое значение в голосообразовании имеет наличие так называемых высокой и низкой певческих формант (зоны усиления обертонов, происходящего вследствие явлений резонанса).

Высокая певческая форманта 2500 – 3200 Гц отвечает за яркость, блеск, полетность (носкость), звонкость голоса. От ее присутствия зависит способность голоса «пробивать» зал, лететь через оркестр. «Верхнюю певческую форманту следует считать основным и важнейшим качеством хорошо поставленного голоса» [34, с.51].

В процессе формирования полезных певческих навыков у детей огромную роль играет резонансная система.

В своей монографии «Искусство резонансного пения» В.П. Морозов определяет понятие резонанс как явление возникновения и усиления колебаний какого-либо тела или его части под действием возбуждающей эти колебания внешней силы, частота воздействия которой совпадает с собственной резонансной частотой данного тела.

Сэт Риггз в своей методике «Пение в речевой позиции» дает такое определение резонанса: «Резонанс - это усиление идущего от связок звука в полостях, расположенных над гортанью» [41, с.38].

Певческие резонаторы (трахея, бронхи, полость гортани, глотки, рта, носоглотки, носа и окружающие его мелкие околоносовые пазухи) при определенной оптимальной настройке, способны во много раз усилить первичный звук голосовых складок за счет повышения КПД (коэффициент полезного действия) голосового аппарата, то есть без каких-либо дополнительных усилий со стороны будущего певца. И тем самым избавить ребенка от необходимости перенапрягать гортань для достижения большой силы голоса.

Проанализировав различные подходы к формированию певческих навыков (навык четкой артикуляции, навык певческого дыхания, навык «тянуть звук, петь плавно»), мы можем выделить следующие критерии эффективности вокальных упражнений:

- упражнения, используемые при формировании навыков пения у детей старшего дошкольного возраста, не должны противоречить природе и физиологии обучаемого;

- вокальные упражнения должны быть основаны на принципах охраны детского голоса от влияния негативных факторов;

- вокальные упражнения должны составлять основу для формирования полезных певческих навыков.

Среди проанализированных подходов разных авторов к формированию навыков пения, в нашем случае у детей старшего дошкольного возраста, следует выделить цели и задачи упражнений, отвечающих критериям эффективности в вокальном обучении.

Таким образом, методика развития певческих навыков состоит из методически верного подбора вокальных упражнений для детей старшего дошкольного возраста и работы над вокальными произведениями с учётом следующих критерий:

- направление на формирование навыков естественного сбалансированного дыхания в процессе пения (Сэт Риггз, С.Н. Богаченко, В.В. Емельянов),

- способствовать наиболее удобному, относительно физиологических особенностей каждого ребенка, положению гортани при пении (Л.Б. Дмитриев, О.Г. Павлищева, Сэт Риггз)

- приобретение навыка рационального произношения в пении, то есть, достижения наиболее четкой и ясной дикции при минимальных мышечных затратах, чему способствует наибольшая подвижность губ и кончика языка (Н.Б. Гонтаренко);

- формирование высокой певческой форманты в голосе, являющейся одним из основных условий таких качеств в голосе, как яркость, полетность, звонкость, звука;

- способствовать наиболее верной настройке резонансной системы, при которой происходит значительное усиление звука, за счет акустических резервов голосового аппарата (эффект резонанса, наличие высокой певческой форманты в голосе).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.